10. Yakovlev, B.P. (2014), Motivation and emotions in sports activity, Soviet Sport, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.01.2020
УДК 159.9
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПОРТСМЕНОК СБОРНОЙ КОМАНДЫ РОССИИ ПО ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОМУ СПОРТУ ВО
ВЗАИМОСВЯЗИ С РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬЮ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Геннадий Николаевич Германов, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры РФ, Василий Дмитриевич Шалагинов, капитан внутренней службы, мастер спорта, аспирант, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, г. Москва; Алексей Николаевич Корольков, кандидат технических наук, доцент, Московский городской педагогический университет; Ирина Викторовна Машошина, майор внутренней службы, кандидат педагогических наук, доцент, мастер спорта, тренер женской сборной команды России по пожарно-спасательному спорту, чемпионка мира, Главное Управление МЧС России по Воронежской области, г. Воронеж; Ирина Александровна Сабирова, доктор педагогических наук, доцент, мастер спорта, Воронежский институт Министерства внутренних дел России
Аннотация
Конкуренция в современном спорте настолько высока, что для победы спортсмену необходимо проявлять комплекс своих способностей, стремиться мобилизовать по максимуму все имеющиеся ресурсы, а в итоге подчинить свой жизненный ритм достижению высшей цели. Лидеры в видах спорта часто имеют равные физические возможности, и поэтому успешность в соревнованиях порой становится зависимой от психологического состояния и мотивационных стимулов спортсменов, участвующих в состязаниях. Целью данной статьи стало исследование личностных характеристик спортсменок во взаимосвязи с результативностью соревновательной деятельности, для этого применялись тестовые методики, направленные на поиск новых решений в оптимизации психологической подготовки спортсменок высшей квалификации. В результате психолого-педагогическому исследованию были подвержены спортсменки сборной команды России основного и резервного состава по пожарно-спасательному спорту. Все они стали участницами прошедшего VI Чемпионата мира среди женщин и V Чемпионата мира среди девушек и юниорок по пожарно-спасательному спорту (8-16.09.2019 г., Саратов).
Ключевые слова: спорт, женский спорт, спортивная тренировка, служебно-прикладные виды спорта, пожарно-спасательный спорт, Чемпионат мира, сборная команда России, высококвалифицированные спортсмены, психологическая устойчивость к экстремальным условиям, агрессивность, импульсивность, конфликтность, нервно-психическое напряжение, психолого-педагогические методики, корреляционный анализ.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.1.p394-400
PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTIC OF FEMALE ATHLETES OF RUSSIAN
NATIONAL TEAM ON FIRE AND RESCUE SPORTS IN RELATION TO PERFORMANCE OF COMPETITIVE ACTIVITY
Gennady Nikolaevich Germanov, the doctor of pedagogical sciences, professor, honored worker ofphysical culture of the Russian Federation, Vasily Dmitrievich Shalaginov, the captain of the internal service, master of sports, post-graduate student, Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism, Moscow; Alexey Nikolaevich Korolkov, the candidate of technical sciences, senior lecturer, Moscow City Pedagogical University; Irina Viktorovna Mashoshina, the major of internal service, candidate ofpedagogical sciences,
senior lecturer, master of sports, World Champion in Fire and Rescue Sports, Main Department of the Ministry of Emergency Situations ofRussia in the Voronezh region, Voronezh; Irina Ale-ksandrovna Sabirova, the doctor ofpedagogical sciences, senior lecturer, master of sports, Voronezh institute of the Ministry of Internal Affairs
Abstract
Competition in the modern sports is so high that to win the athlete needs to show a complex of the abilities, to strive to mobilize to the maximum all available resources, and as a result, to subject all the life rhythm to achievement of the highest goal. Leaders in sports often have equal physical opportunities, and therefore success in competitions sometimes becomes dependent on psychological condition and motivational incentives of athletes participating in competitions. The purpose of this article was to study the personal characteristics of sportswomen and determining the motives to participate in the competitive activity in relation to performance of this activity, for this purpose test methods aimed at search of the new solutions in optimization of the psychological training of sportswomen of higher qualification were applied. As a result of psycho-pedagogical research the athlete of the national team of Russia of the main and reserve staff on fire and rescue sports were exposed. All of them became participants of the last VI World Championship among women and V World Championship among girls and juniors in fire and rescue sports (8-16.09.2019, Saratov).
Keywords: sport, female sport, sports training, office and applied sports, rescue and firefighting sport, World Cup, national team of Russia, highly skilled athletes, psychological resistance to extreme conditions, aggression, impulsiveness, conflictness, psychological tension, psychology and pedagogical techniques, correlation analysis.
ВВЕДЕНИЕ
Адаптивные возможности спортсмена являются лимитирующим фактором успешного выступления на соревнованиях. Срыв адаптации, может возникнуть по причине действия различных факторов, влияющих на спортсмена во время соревнований. К числу наиболее подверженных психологическому стрессу в условиях соревновательной деятельности характеристик следует отнести предсоревновательную тревогу (тревожность) [1, 2, 6, 10]. Тревога относится к числу специфических субъективных эмоциональных состояний, выполняет как защитную (мобилизующую) функцию, так и дестабилизирующую в том случае, если ее интенсивность и длительность превышают индивидуальные компенсаторные возможности личности в процессе адаптации. Следует подчеркнуть, что речь идет о выявлении состояния, весьма бедного поведенческими, речевыми, вегетативно-соматическими проявлениями, без четких диагностических критериев в жалобах со стороны атлетов.
Для выявления психологической готовности к состязаниям и своевременной коррекции психических расстройств и дистрессов в подготовительный период необходимо уметь определять и выявлять состояние личной ситуативной тревоги и долговременной тревожности у спортсменок, занимающихся пожарно-спасательным спортом [8, 9].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
Тестирование осуществлялось по методике Санкт-Петербургского психоневрологического НИИ им. В.М. Бехтерева - «Интегративный тест тревожности» [6, 10]. Испытуемому предлагалось два варианта утверждений, касающихся оценки эмоционального состояния спортсменки: первое, насколько спортсменка испытывает тревогу именно сейчас, в данный момент, сегодня - предсоревновательная тревожность (тестирование осуществлялось в преддверии Чемпионата мира), и второе, как часто, например, на протяжении последнего года, спортсменка находилась в тревожном состоянии - адаптационная долговременная тревожность.
Как отмечают А. П. Бизюк, Л. И. Вассерман, Б. В. Иовлев [6], разработчики методики психодиагностики, средний нормативный балл, полученный для выборки из 540 здоровых лиц в возрасте от 22 до 55 лет равен X±5 = 11,9±4,6. Статистически достоверных
различий для СТ-Л и СТ-С, а также отдельно для мужчин и женщин получено не было, хотя тенденцию более высокой тревожности женщин авторы все-таки отмечают. Нормативная оценка для подростков 12-15 лет (520 человек) составила Х±5 = 12,9±5,5 баллов, однако здесь, в отличие от взрослого контингента разница средних значений для юношей и девушек оказалась статистически достоверной с надежностью р <0,001 (соответственно, юноши - 11,6 и девушки - 14,1 балла). Полученные результаты приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Показатели ситуативной предсоревновательной и долговременной адаптационной тревожности у членов сборной команды России, соревнующихся в пожарно-спаса-тельном спорте - женщины_
№ Ф.И. Интегративный тест тревожности (методика Санкт-Петербургского НИИ им. В.М. Бехтерева [6])
самооценка тревогг онная - предсо - СТ-С - ситуаци-ревновательная самооценка тревоги - СТ-Л - личностная - долговременная адаптация
баллы рейтинг баллы рейтинг
1 А-Э 17 6-7 17 6-7
2 Г-Е 24 3 19 5
3 Д-А 13 10 15 8
4 Е-Л 17 6-7 21 4
5 К-Л 14 9 11 10
6 Д-В 16 8 12 9
7 Р-А 30 1 29 1
8 С-А 27 2 27 2
9 Ч-Е 22 5 22 3
10 Ю-О 23 4 17 6-7
X ±5 20,3 ± 5,7 50% > XX 19,0 ± 5,9 50% > XX
корреляция г1 = -0,472 > 0,05 - -
г2 = 0,773 <0,01 - -
г3 = 0,867 <0,01 - -
г4 = 0,853 <0,01 - -
г5 = - - -0,694 <0,05
г6 = - - -0,669 <0,05
Примечание. г1 - коэффициент корреляции фактора с лучшим результатом на ЧМ-2019 в дисциплине ШТ-2; г2 -коэффициент корреляции фактора с занятым местом на ЧМ-2019 в дисциплине ШТ-2; г3 - коэффициент корреляции фактора с лучшим результатом на ЧМ-2019 в дисциплине 100ПП; г4 - коэффициент корреляции фактора с занятым местом на ЧМ-2019 в дисциплине 100ПП; г5 - коэффициент корреляции фактора с лучшим результатом сезона в дисциплине ШТ-2 в преддверии ЧМ; г6 - коэффициент корреляции фактора с лучшим результатом сезона в дисциплине 100ПП в преддверии ЧМ; Значимым признается г >0,549 при у=п1-2=10-2=8 и а=0,1; г >0,632 при а=0,05; г >0,765 при а=0,01.
При оценке полученных результатов у спортсменок было выявлено, что высокие показатели ситуативной тревожности наблюдаются у 50% женщин (выше среднего значения), личностной тревожности - так же у 50% спортсменок. При этом ситуативная предсорев-новательная тревожность играет отрицательную роль в спортивной результативности текущих состязаний, о чем свидетельствую коэффициенты корреляции с «с занятым местом на ЧМ-2019 в дисциплине ШТ-2» - г2 = 0,773; «с лучшим результатом на ЧМ-2019 в дисциплине 100ПП» - г3 = 0,867; «с занятым местом на ЧМ-2019 в дисциплине ШТ-2» - г4 = 0,853; при этом положительная корреляция показывает, чем выше баллы ситуационной предсоревновательной тревожности, тем худший результат и худшее место занимали спортсменки (большие значения). И наоборот, долговременная адаптационная тревожность играет важную мобилизующую роль, стимулирует спортсменок к напряженной тренировочной деятельности, освоению максимальных физических нагрузок, а корреляция в этом случае выражена отрицательными значениями, указывающими на то, что чем выше баллы долговременной личностной адаптационной тревожности, тем лучший результат имела спортсменка в сезоне в преддверии подготовки к Чемпионату мира (меньшие значения) (Р<0,05).
Дополнительно в рамках комплексного психологического обследования осуществлялось изучение нервно-психического напряжения у спортсменок (Бланк ОНПН Т. Немчина) [1, 2, 10]. Осуществлялась диагностики готовности к риску, определялось насколько риск является необходимым и целесообразным в спортивной деятельности спортсменок (тест Шуберта). Результаты исследования приведены в таблицах 2, 3.
Таблица 2 - Показатели текущего нервно-психического напряжения у спортсменок сборной команды России, соревнующихся в пожарно-спасательном спорте_
Показатель А-Э Г-Е Д-А Е-Л К-Л Д-в Р-А С-А Ч-Е Ю-О
Слабо выраженное нервно-психическое напряжение (Сл) 4,3 4,2 3,5 3,4
Сл Сл Сл Сл
Умеренно выраженное нервно-психическое напряжение (У) 6,5 6,2 6,5 5,3
У У У У
Сильно выраженное нервно-психическое напряжение (С) 7,7 7,2
С С
Примечание: С - 7.1-9 баллов; У - 5.1-7 баллов; Сл - 3-5 баллов
Таблица 3 - Показатели степени готовности к риску у спортсменок сборной команды России, соревнующихся в пожарно-спасательном спорте_
Показатель А-Э Г-Е Д-А Е-Л К-Л Д-в Р-А С-А Ч-Е Ю-О
Готовность к риску +1 +29 +7 +24 +4 -15 +26 +11 +20 +32
С В С В С Н В С В В
Примечание: верхняя строка - количество баллов; нижняя строка - оценка готовности к риску: В - высокая, С -средняя, Н - низкая.
Общая оценка теста дается по непрерывной шкале как отклонение от среднего значения. Значения теста могут варьировать от -50 до +50 баллов. При этом диапазон баллов от -30 до -11 баллов - слишком осторожны; от -10 до +10 баллов - средние значения; свыше +20 баллов - склонны к риску. Высокая готовность к риску сопровождается низкой мотивацией к избеганию неудач, готовность к риску достоверно связана прямо пропорционально с числом допущенных ошибок. Исследования позволяют сделать следующие заключения: - высшая квалификация спортсменок увеличивает готовность к риску; -лидерство в группе увеличивает готовность к риску; - у высококвалифицированных спортсменов-чемпионов готовность к риску выше, чем у менее квалифицированных; - с возрастом готовность к риску падает; - у женщин готовность к риску реализуется при более четких определенных условиях, чем у девушек; - в ситуации внутреннего конфликта растет готовность к риску; - в условиях группы готовность к риску проявляется сильней, чем при действиях в одиночку, и зависит от групповых ожиданий [1, 2, 4, 5, 8, 9].
Для формирования и эффективного управления сборной командой женщин по ПСС необходимо учитывать психологические черты личности ее участников [1, 2, 4, 5, 8, 9]. Диагностика эмоциональной и личностной сферы спортсменок проводилась по методике «Личностная агрессивность и конфликтность» (методика Е.П. Ильина и П. А. Ковалева [2]). Данные приведены в таблице 4.
Данное исследование позволило сформировать обобщенный паспорт спортсменки, члена сборной команды России по ПСС. Это - спортсменка в возрасте 25,5 лет со стажем профессиональных занятий 4-5 лет на уровне высшего спортивного мастерства, скорее всего холерического темперамента, поскольку характеризуется как вспыльчивый человек (7,9±0,6 баллов), со средней позитивной агрессивностью, в меру напористая, наступательная личность (5,9±1,1 баллов), с определенной неуступчивостью в борьбе за спортивное первенство (6,1±0,7 баллов), с пониженной негативной агрессивностью, с уровнем комплементарной конфликтности выше среднего значения. В результате исследования установлено, что из числа спортсменок сборной команды России по ПСС средний уровень конфликтности имеют 60% ее членов, высокий уровень - 30%, и только 10% ее участников -низкий уровень, и это преимущественно молодые спортсменки, только что включенные в состав сборной команды и отобравшиеся для участия в Чемпионате мира.
Таблица 4 - Характеристики личностной агрессивности у членов сборной команды России, соревнующихся в пожарно-спасательном спорте - женщины_
№ Ф.И. Личностная агрессивность и конфликтность (методика Е.П. Ильина и П.А. Ковалева [2])
1 2 3 4 5 6 7 8 ПА НА ПК
1 А-Э 6 3 4 8 7 4 6 3 ср ср ср
2 Г-Е 10 9 9 8 4 5 8 2 в ср ср
3 Д-А 8 7 5 3 4 3 7 4 ср ср ср
4 Е-Л 8 10 8 10 4 8 9 10 в в в
5 К-Л 9 2 9 5 9 8 7 9 н в в
6 Д-в 4 0 3 3 4 3 0 1 н н н
7 Р-А 9 8 9 8 5 2 3 5 в н ср
8 С-А 9 5 8 5 4 3 6 1 ср ср ср
9 Ч-Е 9 5 8 5 4 3 8 6 ср ср ср
10 Ю-О 7 10 9 6 8 8 8 9 в в в
XX ±т 7,9±0,6 5,9±1,1 7,2±0,7 6,1±0,7 5,3±0,6 4,7±0,7 6,2±0,9 5,0±1,1 12,0±1,6 10,9±1,4 25,4±2,2
Условные обозначения: 1 - вспыльчивость; 2 - наступательность, напористость; 3 - обидчивость; 4 -неуступчивость; 5 - бескомпромиссность; 6 - мстительность; 7 - нетерпимость; 8 - подозрительность - все тах=10 баллов; ПА - позитивной агрессивности субъекта (Етах 2+4 = 20 баллов); НА - негативная агрессивность (Етах 6+7 = 20 баллов); ПК - обобщенный показатель конфликтности (Етах 1+3+5+8 = 40 баллов); В - высокая; Ср - средняя; Н - низкая.
В дополнительном психологическом тестировании степень конфликтности и импульсивности личности оценивались с помощью анкет «Конфликтная личность», «Импульсивность» (методика Е.П. Ильина, 2000 [2]). Неконфликтная личность (НЛ) - опрашиваемый тактичен, не любит конфликтов, избегает критических ситуаций, стремится быть приятным для окружающих, оказывает им помощь. Конфликтная личность (КЛ) - настойчиво отстаивает свое мнение, невзирая на то, как это повлияет на личные или служебные отношения, добивается уважения. По результатам исследования установлено, что из числа спортсменок сборной команды России по ПСС 40% ее членов характеризуется как личность, склонная к конфликтам, и это есть результат профессиональных занятий спортом, в основе которых лежат конкурентные отношения, 50% не склонны развязывать конфликты. Показатели анкеты «Импульсивность» дают возможность узнать о намерениях спортсменок сборной команды России по ПСС к принятию недостаточно обдуманных, взвешенных решений. По результатам тестирования 50% членов сборной команды имеют низкий уровень импульсивности, 40% - средний уровень, 10 % - высокий уровень импульсивности (таблица 5).
Таблица 5 - Показатели конфликтности, тактичности, импульсивности спортсменок сборной команды России, соревнующихся в пожарно-спасательном спорте___
Показатель А-Э Г-Е Д-А Е-Л К-Л Д-в Р-А С-А Ч-Е Ю-О
Конфликтность 32 18 36 14 18 36 30 27 32 24
НЛ КЛ НЛ С КЛ НЛ НЛ КЛ НЛ КЛ
Импульсивность 4 12 4 7 8 5 4 10 5 7
Н В Н Ср Ср Н Н Ср Н Ср
Примечание: НЛ-неконфликтная личность (30-44 баллов); КЛ-конфликтная личность (15-29 баллов); скандалист (10-14 баллов); В - высокая; Ср - средняя; Н - низкая степень проявления оцениваемого фактора. Импульсивность максимальная - 15 баллов.
Исследуя показатели экстраверсии, интроверсии, амбоверсии (опросник Юнга) у спортсменок, членов сборной команды России по ПСС, можно констатировать, что из состава ее участников к экстравертам (легкие в общении, у них высокий уровень агрессивности, имеют тенденцию к лидерству, любят быть в центре внимания, легко завязывают знакомства, импульсивны, открыты и общительны, судят о людях «с ходу», не заглядывают внутрь; холерики, сангвиники) с полным правом можно отнести Е. Гусеву, А. Доканеву, Л. Еремину, Л. Кирдяшову, А. Романову, А. Стародымову, Е. Чендакову, О. Юцус - количество набранных баллов в ответах на 20 поставленных вопросов - от 65 до 95 баллов; к интровертам (сосредоточены на собственных переживаниях, малоконтактны, молчаливы, с
трудом заводят новые знакомства, не любят рисковать, переживают разрыв старых связей, нет вариантов проигрыша и выигрыша, высокий уровень тревожности и ригидности; флегматики, меланхолики) - В. Друзь, 30 набранных баллов, и амбивертам - Э. Абубакирову (присутствуют слабовыраженные черты обоих выше названных типов), 50 набранных баллов.
Изучая проявление силы воли у спортсменок (методика «Самооценка силы воли» Н.Н. Обозова), можно констатировать, что 80% спортсменок обладают большой силой воли, 20% - средней силой воли.
Методика «Причины завершения спортивной карьеры» (Н.Л. Ильина [2]) использовалась при опросе спортсменов о возможных причинах их ухода из спорта (из данного вида спорта - ПСС), о причинах, приводящих, по их мнению, к исключению из состава сборной команды России (рисунок 1). Отметим, что устойчивый интерес к тренировкам и соревнованиям по пожарно-спасательному спорту (анкета Е.Г. Бабушкина, 2001) высказывают восемь человек из десяти, и только две спортсменки отмечают недостаточной устойчивый интерес к соревновательной деятельности по ПСС.
Искусственное ограничение _| 7
Возраст | 6
Достижение намеченной цели ~ | 2
Образование семьи ' | 8
Не нравятся методики тренера ~| 1
Не нравится вид спорта | 1
Болезнь, травма | 8
0123456789
Рисунок 1 - Возможные причины завершения спортивной карьеры, отмеченные спортсменками сборной команды России по пожарно-спасательному спорту
ВЫВОДЫ
Интенсивное развитие ПСС возможно лишь в условиях научного сопровождения процесса подготовки юных и квалифицированных спортсменов. Сегодня, наряду с активной популяризацией ПСС в физкультурно-спортивном социуме, разработкой мер, приводящих к росту массовости занятий этим видом спорта, необходимо предусмотреть экспериментальную проверку новых научно-методических подходов к эффективной спортивно-тренировочной деятельности спортсменов высшей квалификации, обеспечить изучение закономерностей состязательной активности спортсменов, прогнозировать результаты будущих состязаний, обеспечить эффективную подготовку спортсменов в составе сборной команды России по ПСС к главным стартам сезона, организовывать психологическую подготовку, контролировать психофизическое состояние элитных спортсменов в текущей тренировочной и соревновательной деятельности.
Этот факт определяет необходимость изучения передового спортивного опыта участия российских спортсменов в соревнованиях по пожарно-спасательному спорту, закономерностей физической и психологической подготовки, выявления педагогических условий его дальнейшего эффективного развития в структуре видов спорта, развиваемых на международной арене, дальнейшей разработки инновационных технологий организации двигательной деятельности в виде спорта, и в первую очередь содержания психологической подготовки в условиях текущей тренировочной и соревновательной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабушкин, Г.Д. Психологическое обеспечение спортивной деятельности : учеб. пособие / Г.Д. Бабушкин, Б.П. Яковлев. - Саратов : Ай Пи Ар Медиа, 2019. - 300 с.
2. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2019. - 351 с.
3. Информативность прогноза спортивных достижений на чемпионате мира 2019 года по пожарно-спасательному спорту / А.Н. Корольков, Г.Н. Германов, В. Д. Шалагинов, И.В. Машошина // Ученые записки университета им П. Ф. Лесгафта. - 2019. - № 9 (175). - С. 32-40.
4. Методика обучения физической культуре. Пожарно-спасательный спорт: соревнования и тренировка : учебное пособие / Г.Н. Германов, А.Н. Корольков, В. Д. Шалагинов, И.В. Машошина. -М. : Издательство Юрайт, 2020. - 337 с.
5. Пожарно-спасательный спорт: теория тренировки и передовые спортивные технологии : коллективная монография / А.Н. Корольков, Г.Н. Германов, В. Д. Шалагинов, И.В. Мамошина ; под общ. ред. Г. Н. Германова. - Воронеж : Ива, 2019. - 263 с.
6. Применение интегративного теста тревожности (ИТТ): новая медицинская технология / А.П. Бизюк, Л.И. Вассерман, Б.В. Иовлев ; Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева. - СПб. [б.и.], 2005. - 23 с.
7. Прогнозирование результатов на Чемпионате Мира 2019 года по пожарно-спасательному спорту / А.Н. Корольков, Г.Н. Германов, В. Д. Шалагинов, И.В. Машошина // Ученые записки университета им П. Ф. Лесгафта. - 2019. - № 8 (174). - С. 102-107.
8. Психолого-мотивационные характеристики личности спортсменок сборной команды России, занимающихся пожарно-спасательным спортом / Т.Ю. Маскаева, Г.Н. Германов, В.А. Сморчков, И.В. Машошина, М.П. Георгиева, В. Д. Шалагинов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 2 (132). - С. 249-255.
9. Психоэмоциональные факторы спортивных достижений в пожарно-спасательном спорте / Г.Н. Германов, А.Н. Корольков, Т.Ю. Маскаева. И.В. Машошина, В. Д. Шалагинов, В.А. Сморчков // Культура физическая и здоровье. - 2016. - № 2 (57). - С. 68-73.
10. Яковлев, Б.П. Психодиагностика: теоретические и практические аспекты / Б.П. Яковлев, Г.Д. Бабушкин. - Новосибирск : Сибпринт, 2017. - 215 с.
REFERENCES
1. Babushkin, G.D. and Yakovlev, B.P. (2019), Psychological support of sports activity, Ai Pi Ar Media, Saratov.
2. Ilin, E.P. (2019), Psychology of sports, Peter, St. Petersburg.
3. Korolkov, A.N., Germanov, G.N., Shalaginov, V.D. and Mashoshina, I.V. (2019), "Informative-ness of forecast of sports achievements at the 2019 World Cup on fire and rescue sports", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 175, No. 9, pp. 32-40.
4. Germanov, G.N., Korolkov, A.N., Shalaginov, V.D. and Mashoshina, I.V. (2020), Physical culture teaching methodology. Fire and rescue sports: competitions and training, Yurayt publishing house, Moscow.
5. Germanov, G.N., Korolkov, A.N., Shalaginov, V.D. and Mashoshina, I.V. (2019), Rescue and firefighting sport: theory of the training and advanced sports technologies: monograph, Iva, Voronezh.
6. Bizyuk, A P., Wasserman, L.I. and Iovlev, B. V. (2005), Application of integrative anxiety test (ITT): new medical technology, St. Petersburg Psychoneurological Research Institute V.M. Bekhterev.
7. Korolkov, A.N., Germanov, G.N., Shalaginov, V.D. and Mashoshina, I.V. (2019), "Forecasting results at 2019 World Fire and Rescue Championships", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 174, No. 8, pp. 102-107.
8. Maskayeva, T.Y., Germanov, G.N., Smorchkov, V.A., Mashoshina, I.V., Georgieva, M.P. and Shalaginov, V.D. (2016), "Psycho-motivational characteristics of personality of athletes of Russian national team engaged in fire and rescue sports", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 132, No. 2, pp. 249-255.
9. Germanov, G.N., Korolkov, A.N., Maskayeva, T.Y., Mashoshina, I.V., Shalaginov, V.D. and Smorchkov, V.A. (2016), "Psychoemotional factors of sports achievements in fire and rescue sports", Kul-tura fizicheskaya i zdorove, Vol. 57, No 2, pp. 68-73.
10. Yakovlev, B.P. and Babushkin, G.D. (2017), Psychodiagnostics: theoretical and practical aspects, Sibprint, Novosibirsk.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.01.2020