Научная статья на тему 'Конъюнктура рынков мезоэкономического уровня Республики Марий Эл: вопросы влияния факторов микроуровня'

Конъюнктура рынков мезоэкономического уровня Республики Марий Эл: вопросы влияния факторов микроуровня Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
31
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ / ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ / РЫНКИ / МЕЗОЭКОНОМИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ / FORECASTING TECHNIQUE / EXTERNALITY / ADMINISTRATIVE BARRIERS / MESOECONOMIC LEVEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черных В.В.

Предмет. Методики прогнозирования конъюнктуры рынков мезоэкономического уровня, технологии нейтрализации административных барьеров, методики предотвращения формирования отрицательных внешних эффектов. Цели. Исследование возможностей применения расчетных методик и создания моделей прогнозирования рыночной конъюнктуры на основе различных факторов влияния на развитие рынков мезоэкономического уровня. Изучение технологий нейтрализации административных барьеров и методов снижения отрицательных внешних эффектов для обеспечения устойчивого развития на мезоуровне рыночной среды. Методология. Для прогнозирования ситуации на мезоэкономическом уровне рыночной системы были использованы стохастические модели, модели индикативного планирования, статистические, динамические и методики оценки согласования. Результаты. Систематизированы методики прогнозирования конъюнктуры рынков местного и мезоэкономического уровней, технологии нейтрализации административных барьеров на мезоуровне, приведены методы нейтрализации отрицательных внешних эффектов. Приведены динамика внешнеторгового оборота, экспортно-импортного потока и динамика дебиторской и кредиторской задолженности по Республике Марий Эл. Проанализированы результаты контроля соблюдения трудового законодательства, рассмотрения исков по его нарушениям, экономическая эффективность правозащитной работы. Выявлено наличие внешних эффектов из-за существования барьеров административного характера: препятствия возникновению задолженности и нарушениям трудового законодательства (положительные), повышение налогов и страховых взносов (отрицательные). Выводы. Очевидна необходимость обеспечения устойчивого развития мезоэкономического уровня рыночной системы. Новизна авторского подхода состоит в исследовании влияния экстерналий микроуровня на циклические колебания рынков мезоэкономического уровня таких факторов, как соблюдение трудового законодательства, выплата заработной платы, состояние ЖКХ. Рекомендуется проведение ежегодного мониторинга социально-экономического положения населения в регионах на основе комплексной методики рыночной конъюнктуры, что позволит принимать необходимые меры в случае падения уровня жизни населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Market conditions at the meso-economic level in the Mari El Republic: The effects of micro-level factors

Subject The study considers the methods for market forecast at meso-economic level, technologies for administrative barriers elimination, and techniques for negative external effects prevention. Objectives The aim is to explore applicability of calculation techniques and create models to predict market performance on the basis of various factors influencing the market development at the meso-economic level. Methods To predict the market situation at the meso-economic level, I apply stochastic models, models of indicative planning, statistical and dynamic models, and methods to assess of harmonization. Results The paper systematizes methods for market forecast at local and meso-economic levels, technologies for administrative barriers elimination at the meso-level, and presents techniques for negative external effects neutralization. It shows trends in foreign trade turnover, export and import flows, accounts receivable and payable in the Mari El Republic. I revealed external effects caused by the existence of administrative barriers, like obstacles to incurring debts and to violations of labor legislation (positive), and an increase in taxes and insurance contributions (negative). Conclusions The novelty aspect of the study is that it investigates the impact of externalities at the micro-level on cyclical fluctuations of markets at the meso-economic level (such factors as compliance with labor legislation, payment of wages, status of housing and communal services). I recommend annual monitoring of socio-economic situation in regions based on comprehensive assessment of market conditions. This will enable to take necessary measures in the event of declining living standards.

Текст научной работы на тему «Конъюнктура рынков мезоэкономического уровня Республики Марий Эл: вопросы влияния факторов микроуровня»

pISSN 2073-039X Экономическое развитие

eISSN 2311-8725

КОНЪЮНКТУРА РЫНКОВ МЕЗОЭКОНОМИЧЕСКОГО УРОВНЯ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ: ВОПРОСЫ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ МИКРОУРОВНЯ'

Вероника Валерьевна ЧЕРНЫХ

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и бизнеса, научный сотрудник,

Поволжский государственный технологический университет, Йошкар-Ола, Российская Федерация

ChernyhVV@volgatech.net

https://orcid.org/0000-0002-6502-6469

SPIN-код: 9583-9570

История статьи:

Получена 23.07.2018 Получена в доработанном виде 20.08.2018 Одобрена 17.09.2018 Доступна онлайн 29.11.2018

УДК 332.1: 338.12.017

С53, D5, F47, G17, L1

Ключевые слова:

методики прогнозирования, внешние эффекты, административные барьеры, рынки, мезоэкономический уровень

Аннотация

Предмет. Методики прогнозирования конъюнктуры рынков мезоэкономического уровня, технологии нейтрализации административных барьеров, методики предотвращения формирования отрицательных внешних эффектов. Цели. Исследование возможностей применения расчетных методик и создания моделей прогнозирования рыночной конъюнктуры на основе различных факторов влияния на развитие рынков мезоэкономического уровня. Изучение технологий нейтрализации административных барьеров и методов снижения отрицательных внешних эффектов для обеспечения устойчивого развития на мезоуровне рыночной среды.

Методология. Для прогнозирования ситуации на мезоэкономическом уровне рыночной системы были использованы стохастические модели, модели индикативного планирования, статистические, динамические и методики оценки согласования.

Результаты. Систематизированы методики прогнозирования конъюнктуры рынков местного и мезоэкономического уровней, технологии нейтрализации административных барьеров на мезоуровне, приведены методы нейтрализации отрицательных внешних эффектов. Приведены динамика внешнеторгового оборота, экспортно-импортного потока и динамика дебиторской и кредиторской задолженности по Республике Марий Эл. Проанализированы результаты контроля соблюдения трудового законодательства, рассмотрения исков по его нарушениям, экономическая эффективность правозащитной работы. Выявлено наличие внешних эффектов из-за существования барьеров административного характера: препятствия возникновению задолженности и нарушениям трудового законодательства (положительные), повышение налогов и страховых взносов (отрицательные). Выводы. Очевидна необходимость обеспечения устойчивого развития мезоэкономического уровня рыночной системы. Новизна авторского подхода состоит в исследовании влияния экстерналий микроуровня на циклические колебания рынков мезоэкономического уровня таких факторов, как соблюдение трудового законодательства, выплата заработной платы, состояние ЖКХ. Рекомендуется проведение ежегодного мониторинга социально-экономического положения населения в регионах на основе комплексной методики рыночной конъюнктуры, что позволит принимать необходимые меры в случае падения уровня жизни населения.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2018

Для цитирования: Черных В.В. Конъюнктура рынков мезоэкономического уровня Республики Марий Эл: вопросы влияния факторов микроуровня // Экономический анализ: теория и практика. - 2018. - Т. 17, № 11. -С. 2010 - 2026.

https://doi.org/10.24891/ea .17 .11.2010

Мезоэкономический уровень можно в плане исследования микроэкономической охарактеризовать как уровень особенный проблематики рыночных процессов, __происходящих на рынках макроуровня.

* Статм подготс®лена при тодцержга РффИ Прогнозирование конъюнктуры рынков (грант № 18-010-00990/18).

2010

мезоэкономического уровня определяет будущие тенденции экономики отраслей, масштабы видов производственной деятельности, экономики регионов и представляет собой актуальное направление исследования.

Оценка закономерностей рыночного развития мезоэкономического уровня предполагает наличие общих тенденций в развитии рыночной системы и составляющих ее субъектов с точки зрения таких параметров, как качество жизни населения и социально-экономическое состояние территорий и муниципального управления. Находясь на стыке микро- и макроуровней, мезоэкономический уровень является объединяющим в межотраслевом пространстве хозяйственных связей [1, с. 28].

В качестве основных целей развития мезоэкономического уровня, с одной стороны, могут рассматриваться данные о финансовых результатах предприятий рынков мезоэкономического уровня, а с другой стороны, показатели социально-экономического состояния: уровень жизни населения, проживающего на данной территории в сравнении с другими регионами. Существенным фактором влияния на эффективность рынков как системы являются направления деятельности органов местного самоуправления и качество управления муниципальным округом [2].

Следует отметить, что возможность развития рынков мезоэкономического уровня предполагает создание условий для максимальной реализации интересов индивидуума, проживающего на данной территории, что связано с поиском оптимального пути решения социально-экономических проблем. Рассматривая рынки мезоуровня с точки зрения развития предпринимательства, бесполезно надеяться на крупных внешних инвесторов, поскольку во все времена и во многих странах в роли инвестора выступает само население, проживающее в границах определенной территории.

Проводя исследование закономерностей функционирования и возможностей развития

рынков мезоуровня, в качестве базового аспекта примем наличие потенциала рыночного развития, что и определяет инвестиционную привлекательность территории. В настоящее время региональные и муниципальные органы власти вынуждены самостоятельно находить способы выхода из сложных экономических ситуаций. При этом устойчивая привязанность капиталов к национальным рынкам в условиях глобализации напрямую зависит от конкретных моделей развития и функционирования внутренних рынков мезоэкономического уровня.

Существуют различные точки зрения авторов о возможных моделях оценки текущей и прогнозирования рыночной конъюнктуры мезоэкономического уровня рыночной системы.

Например, методика прогнозирования с учетом факторов внутреннего и внешнего влияния на рынок, а также количества потенциальных покупателей, использованная С.Ю. Казанцевым и И.Э. Фроловым при проведении расчетов потенциала развития рынка информационных коммуникаций, позволяет оценить рынки мезоуровня с количественной точки зрения [3, с. 34-40].

Разработанная С.В. Лавлинским для исследования сырьевой теории модель индикативного планирования позволяет проводить сопоставление ресурсного потенциала и перспектив социально-экономического развития [4, с. 63-77]. Применение данной модели в рамках мезоэкономического уровня позволяет оценить как социальные, так и экономические параметры элементов рыночной системы с помощью индикаторов, что делает ее использование целесообразным для обоснования вариантов региональной социально-экономической политики.

Моделирование спроса и предложения рассматривается В.Я. Райциным1 как составляющая моделирования социальных процессов, что предполагает оценку рынков на основе статистических данных. Автор

1 Райцин В.Я. Моделирование социальных процессов. М.: Экзамен, 2005. 189 с.

2011

подчеркивает, что при моделировании важно подразделять социальные процессы на стохастические, имеющие случайный характер, и детерминированные, которые можно предсказать с высокой долей достоверности.

В этом контексте интересными представляются модели индикативного планирования регионального развития, разработанные С.Н. Бобылевым2, и методологические разработки управления устойчивым развитием экономики региона Т.В. Усковой [5].

Инновационная модель, разработанная Л.М. Низовой, позволяет не только прогнозировать спрос и предложение рабочей силы на мезоэкономическом уровне, но и определять нетрадиционные формы занятости населения в целях повышения конкурентоспособности кадрового потенциала. В основе этой модели лежит методика расчета и распределения субвенций федерального бюджета государственным учреждениям Республики Марий Эл, которая позволяет дать оценку состояния занятости и распределения материальной помощи и поддержки городским округам и муниципальным районам мезоэкономического уровня [6].

Методологические аспекты совершенствования механизма управления финансовыми результатами как фактора повышения безопасности дорожных организаций рассмотрены авторами работы [7]. Методика позволяет дать оценку согласованию экономических интересов участников рынка дорожных организаций. Методика расчета удельного показателя для оценки уровня развития местных рынков Республики Марий Эл, разработанная нами [8], позволяет оценить экономическое развитие рынков местного и мезоэкономического уровней.

Сущность методик и их использование в прогнозировании конъюнктуры различных рынков мезоэкономического уровня представлена в табл. 1.

Таким образом, одну часть рыночных процессов можно отнести к стохастическим.

2 Бобылев С.Н. Индикаторы устойчивого развития:

региональное измерение. М.: Акрополь, Центр экологической политики России, 2007. 60 с.

Например, колебания спроса и предложения, возникающие как результат кризисных явлений. Другая часть процессов относится к детерминированным, к примеру, инфляция, величина налоговых ставок, производительность труда, доходы населения.

Классификационные признаки позволяют различать модели однофакторные, где преобладает единственный фактор влияния, и многофакторные, предполагающие присутствие нескольких факторов. Также различают модели, рассматриваемые в конкретный момент времени - статистические и динамические, проявляющиеся в определенном временном периоде. Далее идут структурные модели, для которых характерен устойчивый порядок элементов, и функциональные, где исследуемый показатель зависим от варьирующих факторов.

Изучение рынков мезоуровня как элементов сложной системы подразумевает познание сущности явлений и процессов, связанных с ними, определение основных характеристик и факторов влияния в системе рыночных отношений, что следует учитывать при построении модели каждого из них.

Набор критериев прогноза ситуации на рынках мезоуровня зависит от рассматриваемого рыночного инструментария и конкретного временного момента. Прослеживается явная взаимосвязь между конъюнктурой местных рынков внутри мезоэкомического уровня и используемыми финансовыми инструментами, которая определяется объемами внутрирыночных денежных потоков.

В современном понимании величина потока платежей представляет собой изменение финансовых активов и обязательств секторов экономики за период осуществления финансовых операций или сумму всех показателей потока платежей на некоторый момент времени. Поток денежных средств можно представить как разность между суммами поступлений и выплат средств экономическими агентами за определенный период времени, как правило, за финансовый год.

2012

Для прогнозирования рыночного развития мезоэкономического уровня целесообразно использовать методику стохастического моделирования, позволяющую оценить объемы денежных потоков [9]. Методика характеризует взаимодействие между местными рынками в пределах мезоэкономического уровня на основе математического моделирования. Для измерения взаимовлияния объемов импортных и экспортных операций следует проводить корреляционный анализ.

Являясь более мелкими элементами рынков мезоэкономического уровня, местные рынки определяют его развитие объемом междурыночных финансовых потоков. Для проведения расчетов используется следующая формула3:

5общ - Пэ - Пи + Он.п - Он.р + Кп - Кв.

(1)

где Sобщ - общий объем денежных потоков рынков местного уровня;

Пэ - экспортные уровня;

Пи - импортные уровня;

потоки рынков местного

потоки рынков местного

Он.п - неторговые операции - приход; Он.р - неторговые операции - расход;

привлеченные в качестве

Кп - средства, инвестиций;

Кв - средства, инвестиций.

выданные в качестве

Объем финансовых потоков рынка мезоуровня представляет собой разность между суммой экспортных потоков местного уровня, приходных неторговых операций и средств, привлеченных в качестве инвестиций и суммой импортных потоков, расходных неторговых операций и средств, выданных в качестве инвестиций [8].

В основе построения данной модели применяется метод обобщения вариантов значений показателей, а при возникновении необходимости измерения их влияния

3 Предлагаемая модель не учитывает обороты в ненаблюдаемом секторе экономики.

производится корреляционный анализ. Создание модели и обобщение вариантов значений осуществляются за счет факторов, находящихся в прямой взаимосвязи.

Далее проведем апробацию модели на примере Республики Марий Эл. Следует отметить, что по рейтингу субъектов Российской Федерации по социально-экономическим условиям инновационной деятельности значение индекса Республики Марий Эл, составленному экспертами НИУ «Высшая школа экономики», составляет 0,3418. По значению российского регионального инновационного индекса республика находится на 35-м месте, значение коэффициента согласно рейтингу НИУ «Высшая школа экономики» - 0,33964.

Оценка конъюнктуры рынков мезоэкономического уровня Республики Марий Эл может быть произведена на основе показателей динамики товарного потока базирующегося на значениях объемов денежных потоков экспортно-импортных операций. Одним из таких показателей является внешнеторговый оборот по Республике Марий Эл за 2000-2016 гг.

Динамика экспортных и импортных потоков свидетельствует о тенденции к увеличению денежных потоков в течение исследуемого периода времени (рис. 1).

Сложившаяся ситуация свидетельствует о росте рынков и положительно характеризует потенциал их развития, а также инвестиционную привлекательность, характеризует возможности повышения производственного потенциала и создания инновационных предприятий на мезоэкономическом уровне Республики Марий Эл. Следует проанализировать экспортно-импортные

потоки с помощью следующей формулы:

^.и Пэ Пи

где S3M - объем денежных потоков.

экспортно-импортных

4Абдрахманова Г.И., Бахтин П.Д., Гохберг Л.М. и др. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Вып. 5 / под ред. Л.М. Гохберга. М.: НИУ ВШЭ, 2017. 260 с.

2013

Результаты анализа показывают, что экспортно-импортные потоки подвержены колебаниям (рис. 2). Это свидетельствует о наличии на мезоэкономическом уровне рыночных провалов, вызванных дисфункциями по причине наличия в рыночной среде административных барьеров.

Последняя часть формулы (1) позволяет оценить средства, привлеченные в качестве инвестиций, и средства выданные. Если рассмотреть в качестве привлеченных средств кредиторскую задолженность, а в качестве выданных - дебиторскую, то можно получить результаты по следующей формуле:

.в - Кп - Кв,

где 5п.в - объем привлеченных и выданных средств.

На рис. 3 представлена динамика объема привлеченных и выданных средств -дебиторской и кредиторской задолженности по Республике Марий Эл. С 2010 по 2013 г., а также в 2016 г. объем выданных средств превышал объем привлеченных, что характеризуется отрицательным значением показателя. В качестве причин провалов можно назвать периодическое возникновение кризисных ситуаций на мезоуровне Республики Марий Эл. Представленные за 2016-2017 гг. данные свидетельствуют о том, что в настоящее время ситуация значительно улучшается.

Если сравнить результаты исследования с одним из успешных регионов - таким, как Свердловская область, то здесь внешнеторговый оборот в январе 2017 г. составил 2,2 млрд долл.5. Очевидно, что Республика Марий Эл гораздо менее эффективна в экономическом плане. Максимум экспорта по Республике Марий Эл приходился на 2012 г. и составлял 0,6 млрд долл., по импортному потоку максимум приходился на 2014 г. - 0,15 млрд долл. Максимум внешнеторгового оборота по Республике Марий Эл наблюдался в 2012 г. и составлял 0,72 млрд долл., однако за этим последовало резкое снижение показателя и к

2016 г. товарооборот по экспортно-импортным потокам составил только 0,27 млрд долл., что в 10 раз меньше по сравнению с аналогичным квартальным показателем Свердловской области.

Следует рассчитать общий объем денежных потоков Sобщ согласно стохастической модели прогнозирования рыночного развития (табл. 2). Расчет показателя производится по следующей формуле:

Sобщ Sэ-и + Sп .в,

где Sобщ - общий объем денежных потоков рынков местного уровня;

Sэ-и - объем экспортно-импортных денежных потоков;

Sп.в - объем средств.

привлеченных и выданных

5 Инвестируй в Свердловскую область. URL: http://invest-midural-ru/pages/31

Произведенные расчеты свидетельствуют о том, что, несмотря на наличие экстерналий или провалов рынка, возникших в результате кризисной ситуации в экономике, объем денежных потоков при взаимодействии Республики Марий Эл с другими регионами характеризуется положительным значением и имеет тенденцию к росту.

Кроме стохастической модели для анализа и прогноза ситуации на мезоуровне можно использовать методику индикативного планирования, статистические и динамические модели, модель оценки согласований.

Для выявления объективной картины по ситуации, существующей в рыночной системе мезоэкономического уровня, необходимо в определенный момент времени с помощью регулярного мониторинга отслеживать состояние рыночной конъюнктуры определенных территорий. Для этого в ходе исследования важно проанализировать не только положительные, но и отрицательные реакции рыночной среды, что предполагает тщательное изучение причин возникновения дисфункций рынка, провалов, отрицательных внешних эффектов.

Таким образом, необходимость дальнейшего исследования закономерностей развития

2014

рынков мезоуровня является вполне обоснованной. Ограничивающие факторы -административные барьеры - в настоящее время являются существенным рычагом воздействия на развитие рыночной среды, а следовательно, влияют на уровень жизни населения. Существование отрицательных внешних эффектов барьерного регулирования предполагает возможность корректировки барьеров в случае возникновения негативных последствий.

Появление административных барьеров происходит как естественным, так и искусственным путем. К естественным относятся такие барьеры, как отсутствие путей сообщения, географическое положение и климатические условия. Искусственно созданными можно назвать различные законодательные акты, стиль руководства, человеческий фактор, оказывающие воздействие ограничительного характера на деятельность предприятий.

Наличие в рыночной среде различных форм ограничивающих факторов зачастую приводит к непредсказуемому результату, так как в зависимости от ситуации появление барьера может вызвать как рост рынка мезоэкономического уровня, так и его спад.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сложившаяся в современной экономической среде ситуация предполагает необходимость проведения мониторинга и мероприятий, направленных на поддержание баланса в экономике с помощью системы регулирования: сохранения барьеров, вызывающих положительные внешние эффекты, и минимизация негативных последствий в случае возникновения отрицательных внешних эффектов.

Основой количественной оценки эффектов конкурентной политики может выступать измерение либо изменения цен, либо изменения прибыли при данном уровне издержек, то есть при прочих равных условиях [9, с. 442-470].

Как правило, снижение негативных последствий происходит путем корректировки или нейтрализации административного барьера,

исходя из таких критериев различия барьеров, как стоимость для плательщиков, масштабы использования, степень проработанности инвестиционного проекта, степень обеспечения исключительности рентного дохода создателя барьера. Разрушение административного барьера может происходить как искусственным, так и естественным способом.

Исследование местных и региональных рынков Республики Марий Эл позволило выявить такие трудности, как отсутствие развитого рынка внутри местности, административное давление, сложность выхода на мезоэкономический рынок, что способствует возникновению отрицательных эффектов. Для корректировки или нейтрализации административных барьеров необходимо изменение институциональных основ или существующих норм и правил. Технология нейтрализации воздействия административных барьеров на мезоуровне представлена в табл. 3.

Установление барьеров со стороны государства необходимо для соблюдения формальных правил. Корректировка или нейтрализация административных барьеров как естественным, так и искусственным путем может способствовать развитию рыночной системы.

Государство имеет достаточно возможностей для осуществления контроля, что не исключает возникновения механизмов их использования в интересах контролирующих органов. Возникают ситуации, когда для субъектов хозяйственной деятельности каждое заключение соответствующего надзорного органа, финансируемого за счет соответствующего бюджета и обязанного выполнять работу на безвозмездной основе, оборачивается платной услугой. Например, при приватизации земельных участков фирмы часто запрашивали завышенные цены за межевание, что сделало ее неудобной и дорогой для основной массы населения.

Упорядочение регулирующих функций государства в рыночной системе вместе с сокращением административного вмешательства в предпринимательскую деятельность дает

2015

положительный эффект в плане развития рыночной системы. Примером являются мероприятия, направленные на формирование концепций развития городов, облик которых серьезно пострадал из-за неконтролируемого точечного строительства. Одно из них -принятие в плане развития городов Поволжья Градостроительного кодекса, обязывающего городские округа к 1 января 2008 г. к долгосрочному планированию строительства объектов6.

Другой пример: попытки реформирования жилищно-коммунального хозяйства малоэффективны и требуют повышения качества услуг на основе совершенствования управленческой деятельности [10]. Для достижения положительного эффекта Правительством Российской Федерации предложен национальный проект «ЖКХ и городская среда», который включает благоустройство дворовых территорий. В соответствии с данной программой до 2020 г. планируется привести в порядок все городские территории'.

Прирост жилищного фонда за 2014-2016 гг. держится на довольно низком уровне: ежегодный прирост на микроуровне республики находится в пределах от 0,02 до 5,91%. Так, наибольшая доля жилищного фонда в Республике Марий Эл приходится на Йошкар-Олу (по состоянию на 2016 г. 6 858,6 тыс. м2, прирост составляет 5,91%). Данная ситуация сочетается со снижением численности проживающих. В муниципальных округах и городских районах республики наблюдается отток населения. Из районов Республики Марий Эл уезжает от 0,12 до 1,81% населения, а приток населения в столицу республики Йошкар-Олу составил 0,69%.

Максимальное упрощение правил и процедур в совокупности с четкой антикоррупционной направленностью и их установление на законодательном уровне - необходимая

6 Белый М., Попова О. Генплан боевых действий // Эксперт-Волга. 2007. № 27. С. 7.

7 Как включить двор в программу благоустройства в 2017 году. URL: https://roskvartal.ru/blog/03/25/kak-vklyuchit-dvor-v-programmu-blagoustroystva-v-2017-godu

составляющая госрегулирования рынков мезоэкономического уровня путем улучшения ситуации на микроуровне.

Корректировка административных барьеров может осуществляться путем дебюрократизации, посредством внесения изменений в нормативно-правовую базу и методы государственного регулирования8. Подобная дебюрократизация может быть направлена на изменения в институциональной среде и как следствие - на создание качественно новой системы государственного регулирования9. Данный способ относится к искусственным путям разрушения административных барьеров.

Институциональные изменения возможны при реализации долгосрочной политики правительства, которая направлена на установление единых законодательных норм на национальном и региональном уровнях10.

Созданная государством система формальных правил игры в принципе не может в полной мере регулировать все без исключения типы отношений. Однако результатом формальных п рав и л явля ет ся п ри сутс тв и е в законодательстве условий для рентоориентированного поведения, что и является результатом возникновения отрицательного внешнего эффекта.

Существует ряд мер по организации саморегулирования, возможных к использованию для корректировки отрицательных внешних эффектов, которые позволят решить ряд важных задач по контролю качества товаров и услуг, а также по разрешению хозяйственных споров. В частности, в качестве основных функций организаций саморегулирования выделяют [11]:

• разработку системы правил и стандартов деловой практики или профессиональной

8 Авдашева С.Б., Астапович А.З., Баткибеков С.Б. и др. Обзор экономической политики в России за 2001 год. М.: ТЕИС, 2002. 399 с.

9 Бренделева Е.А. Неоинституциональная экономическая теория. М.: Дело и Сервис, 2006. 352 с.

10 100 и 1 цитата / сост. С.М. Хенкин, И.А. Истомин, С.М. Кретов и др. М.: Проспект, 2017. 192 с.

2016

деятельности для членов организации саморегулирования;

• осуществление мониторинга выполнения стандартов;

• разработку и применение системы санкций за нарушение правил, а также механизма ответственности за ущерб, причиненный третьим лицам;

• создание комиссий по спорам;

• разработку собственной процедуры внесудебного разрешения споров.

Установление административных барьеров является обязательным условием при отсутствии эффективной системы рыночного регулирования, однако при наличии стабильно функционирующей системы регулирования со стороны государства административные барьеры не обязательны.

Следует рассмотреть существующий в настоящее время опыт изучения конструктивных и деструктивных методов, формирующих положительные и отрицательные внешние эффекты, возникающие на стыке экономики и юриспруденции (табл. 4).

Согласно теории Р. Коуза и Р. Познера, издержки от потенциально возможного преступления превышают полученные выгоды, преступление не будет совершено. Таким образом, транзакционные издержки в данном случае являются барьером, предотвращающим совершение преступления, то есть налицо положительный внешний эффект барьерного характера. Создание коллекторского агентства в данном случае является законодательным барьером для возникновения задолженности в банковском секторе.

Или другой пример, несущий отрицательный внешний эффект: занижение размеров заработной платы сотрудников внебюджетных организаций и ее выплата в конверте. Отрицательный эффект от данного барьера выражается, с одной стороны, в виде недопоступления налогов в бюджет, а с другой -в виде снижения страховых взносов во внебюджетные государственные фонды, что

отражается на размере пенсий, качестве медицинских услуг и страховых выплатах.

Возникающие на микроуровне вопросы соблюдения работодателями трудового законодательства являются одним из наиболее серьезных барьеров, препятствующих развитию рынков мезоэкономического уровня. Поскольку наличие данного барьера связано с определенными идеологическими установками в рыночной среде, Правительство Республики Марий Эл считает, что достаточно эффективным способом разрушения барьера могут быть коллективные переговоры.

В 2017 г. Правительством Республики Марий Эл проведено более 400 проверок по вопросам оформления трудовых отношений, в результате которых выявлено более 1 600 подобных нарушений [12], после чего были начаты коллективные переговоры по заключению нового регионального соглашения о повышении уровня минимальной заработной платы во внебюджетных и бюджетных учреждениях.

В настоящее время достигнут ряд соглашений между руководством организаций и трудовыми коллективами, что предотвращает обращение сторон контракта к неформальным нормам, создает правильные стимулы в обществе и изменяет идеологические установки в случае принятия необходимых мер. Количество правонарушений в 2016 г. по сравнению с 2012 г. снизилось с 2 228 до 1 650. Такое резкое снижение готовит об эффективности административных барьеров, установленных государством (рис. 4).

Известным примером барьерного регулирования являются законодательные акты, направленные на повышение ответственности работодателя по выплате заработной платы сотрудникам: с 7 января 2011 г. действует новая редакция ст. 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, направленная на регулирование уголовной ответственности за невыплату заработной платы. Выплата заработной платы регламентирована ст. 136 Трудового кодекса Российской Федерации. За задержку выплаты зарплаты Кодексом Российской Федерации об

2017

административных правонарушениях установлены административные штрафы. Если срок задержки зарплаты превысил три месяца, то в отношении руководителя организации может быть возбуждено уголовное дело.

Вопросы соблюдения работодателями трудового законодательства постоянно рассматриваются на заседаниях коллегиальных органов профсоюзов республики, а некоторые находятся на постоянном контроле, чтобы достичь максимальной эффективности результатов этой работы. В республике создана межведомственная рабочая группа по противодействию правонарушениям в сфере защиты трудовых прав граждан и занятости населения [12]. В этих целях используется судебная практика. Динамика рассмотрения судебных исков представлена на рис. 5.

В результате проделанной работы достигнуты положительные результаты в совместном инспектировании организаций, проведении профилактических мероприятий по предупреждению, а также выявлению и устранению нарушений норм трудового законодательства, привлечению виновных лиц к ответственности. Динамика экономической эффективности от всех форм правозащитной работы представлена на рис. 6.

Таким образом, административные барьеры обладают следующими свойствами: барьеры могут быть созданы как искусственным, так и естественным способами, а также могут быть ликвидированы или нейтрализованы путем обхождения, отмены законодательного акта, принятия нового закона, с помощью изменения норм и правил поведения в обществе, то есть договорным путем.

Следует учитывать, что существующая система органов власти в большинстве стран состоит из трех и более уровней. При этом обязательным является наличие центрального, регионального и местного уровней властей. Трехуровневая система управления, при которой в регулировании участвуют не только федеральные, но и региональные, и местные власти, определяет рыночную конъюнктуру мезоэкономического уровня.

Используя преимущества ограничивающих факторов, следует направить рыночную конъюнктуру мезоуровня на обеспечение устойчивого развития. В настоящее время существует ряд не связанных между собой методик прогноза конъюнктуры рынка: методика прогнозирования спроса и предложения, модель индикативного планирования, статистические и динамические модели, методика расчета потенциала развития рынка. Существует необходимость в разработке комплексной методики, которая отражала бы реальную ситуацию социально-экономического положения населения в регионах. Ежегодный мониторинг рынка на основании разработанной методики позволит отслеживать и принимать необходимые меры в случае падения уровня жизни населения на территории Российской Федерации.

Каждый рынок, начиная от местного уровня, существует в условиях определенных лимитов или ограничений, барьеров, помогающих либо препятствующих его развитию. Существование административных барьеров в виде норм, правил, законодательных актов, идеологических установок на всех уровнях управления, в том числе на местном и мезоэкономическом уровнях, является доказательством еще одной гипотезы о наличии принципа ограниченности рынков с помощью барьерного регулирования. При этом необходимо учитывать влияние экстерналий микроуровня на циклические колебания рынков мезоэкономического уровня, таких как соблюдение трудового законодательства, выплата заработной платы, состояние жилищно-коммунального хозяйства.

Стратегии, внедряемые на федеральном, мезоэкономическом и местном уровнях для обеспечения стабильного развития, должны разрабатываться с учетом уже существующих административных барьеров. Кроме того, такая стратегия предполагает разработку мер по корректировке или нейтрализации негативного влияния административных барьеров на рыночное развитие.

Таким образом, на мезоэкономическом уровне необходим постоянный мониторинг реакции

2018

рынков всех уровней на влияние барьерного регулирования с точки зрения положительных и отрицательных экстерналий. Рекомендуется создание эффективной законодательной базы на мезоэкономическом и местном уровнях,

которая обеспечит благоприятную рыночную конъюнктуру для развития и улучшения работы предприятий на внутреннем рынке и выход наиболее конкурентоспособных предприятий на внешние рынки.

Таблица 1

Применение методик анализа для исследования рынков мезоуровня

Table 1

Application of analytical techniques to investigate markets at the meso-economic level

Автор Методика, модель Возможный результат внедрения

Казанцев С.Ю., Фролов И.Э. Методика расчета потенциала развития уровня рынка информационных коммуникаций Прогноз количества емкости рынка мезоэкономического уровня, оценка факторов внутреннего и внешнего влияния

Лавлинский С.В. Модель индикативного планирования для исследования сырьевой теории Сопоставление ресурсного потенциала и перспективы социально-экономического развития рынков мезоуровня

Райцин В.Я. Статистические и динамические модели Методика оценки рынков мезоуровня с помощью статистических данных

Бобылев С.Н. Методика расчетов индикаторов устойчивого развития Методические подходы к разработке индикаторов на основе международного и российского опыта в этой области

Ускова Т.В. Методика и опыт использования индикаторов устойчивого развития в российских регионах Методические разработки включают агрегированные индикаторы устойчивости, куда входит природный капитал, измеряемый на основе методики определения экономической ценности природных объектов

Низова Л.М. Модель прогнозирования занятости населения на мезоэкономическом уровне рыночной системы Прогноз спроса и предложения рабочей силы на мезоуровне, определение нетрадиционных форм занятости населения

Суворова А.П. Методика управления финансовыми результатами как фактора повышения безопасности дорожных организаций Оценка согласования экономических интересов участников рынка мезоэкономического уровня на основе анализа финансовой составляющей

Черных В.В. Методика расчета удельного показателя экономического развития Оценка потенциала социально-экономического развития мезоэкономического уровня через анализ взаимодействия местных рынков

Источник: авторская разработка

Source: Authoring

Таблица 2 Общий объем денежных потоков по Республике Марий Эл в 2008-2016 гг.

Table 2 Total volume of cash flows in the Mari El Republic in 2008-2016

Показатель 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Sn.e, 749 322 тыс. руб. 1 364 240 -1 903 400 -1 277 270 - 5 545 396 -2 659 358 4 836 309 1 766 415 -2 093 011

S„, 258,4 млн долл. 207,5 362 288,5 491,4 332,4 84,4 326,9 170,3

Источник: данные Росстата Source: The Rosstat data

2019

Таблица 3

Технология нейтрализации административных барьеров на мезоуровне рыночной среды Table 3

Technology to neutralize administrative barriers at the meso-economic level

Вид

Способ

Пример

Естественные способы (низкие

трансакционные издержки, разрушаются независимо от действий администрации)

Потеря монополии на право получения ренты, ведущая к постепенному снижению барьера_

Увеличение оборота в сфере транспортных услуг Республики Марий Эл как результат отмены монополии на осуществление предпринимательской деятельности

Появление альтернативных путей обхождения барьера

Регистрация организации на территории местных рынков других городов или районов в целях избегания уплаты налогов_

Искусственные пути (высокие трансакционные издержки, высокая степень сложности, когда для разрушения барьера необходимы институциональные изменения)

Отмена нормативного акта, устанавливающего административный барьер

Повышение страховых взносов для индивидуальных предпринимателей с 1 января 2013 г. вызвало массовый отказ от права ведения деятельности. Впоследствии меры были отменены_

Принятие нового нормативного акта

Вступление в силу нового Налогового кодекса 1 января 2007 г. сделало возможным возмещение НДС_

Изменение

идеологических установок

Институциональные изменения 1990-1995 гг. сделали возможным частное предпринимательство. В то же время начала формироваться новая система налогообложения

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Таблица 4

Методы предотвращения формирования отрицательных внешних эффектов Table 4

Methods to prevent the formation of negative external effects

Метод

Задачи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результат применения

Метод изучения законов,

сравнения выгод и издержек

от потенциально возможных

преступлений

(авторы Р. Коуз, Р. Познер)

Создание правильных стимулов поведения для граждан и компаний

На стимулы к правонарушению оказывают влияние два основных параметра: насколько вероятно, что преступление (превышение скорости или ограбление банкомата) будет обнаружено, и тяжесть наказания в случае поимки нарушителя_

Изучение юридической практики.

Работа с просроченной дебиторской задолженностью на рынке банковских услуг

Предотвращение обращения одной из сторон контракта к неформальным нормам

Создание коллекторского агентства для работы с просроченной дебиторской задолженностью в целях снижения трансакционных издержек (создание агентства «Долговой центр ВТБ»)

Метод коллективных переговоров (рассмотрен на примере Республики Марий Эл)

Изменение идеологических установок у работодателей от целерациональных к ценностно-рациональным

Соглашение между Правительством Республики Марий Эл, объединением профсоюзных организаций и республиканским объединением работодателей о взаимодействии в области социально-трудовых отношений на 2016-2018 гг.

Источник: [12, 13] Source: [12, 13]

2020

Рисунок 1

Динамика внешнеторгового оборота Республики Марий Эл за 2000-2016 гг., млн долл. США Figure 1

Trends in the foreign trade turnover of the Mari El Republic for 2000-2016, million USD

Источник: данные Росстата Source: The Rosstat data

Рисунок 2

Динамика экспортно-импортных потоков оборота по Республике Марий Эл за 2000-2016 гг., млн долл. США

Figure 2

Trends in the flow of export and import in the Mari El Republic for 2000-2016, million USD

Источник: данные Росстата Source: The Rosstat data

2021

Рисунок 3

Динамика разности дебиторской и кредиторской задолженности по Республике Марий Эл за 2004-2017 гг., тыс. руб.

Figure 3

Trends in the difference between accounts receivable and accounts payable in the Mari El Republic for 2004-2017, thousand RUB

12 000 000

10 000 000

8 000 000

6 000 000

4 000 000

2 000 000

0

-2 000 000

-4 000 000

-6 000 000

-8 000 000

Источник: данные Росстата Source: The Rosstat data

Рисунок 4

Результаты контроля соблюдения трудового законодательства в Республике Марий Эл в 2012-2016 гг. Figure 4

The results of control over compliance with labor legislation in the Mari El Republic in 2012-2016

0 500 1 000 1 500 2 000 2 500

Источник: авторская разработка Source: Authoring

2022

Рисунок 5

Результаты рассмотрения исков по нарушениям трудового законодательства в Республике Марий Эл в 2012-2016 гг.

Figure 5

The results of action proceedings related to violation of labor legislation in the Mari El Republic in 2012-2016

■ Документы, направленные в суд Иски, удовлетворенные полностью или частично

1 997

2012 2013 2014 2015 2016

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Рисунок 6

Экономическая эффективность от всех форм правозащитной работы в Республике Марий Эл в 2012-2016 гг., млн руб.

Figure 6

Economic efficiency from all forms of defense of human rights in the Mari El Republic in 2012-2016, million RUB

2012 2013 2014 2015 2016

Источник: авторская разработка Source: Authoring

2023

Список литературы

1. Иванова Т.К. Мезоэкономика: собственность и экономические интересы // Экономика: теория и практика. 2011. № 1. С. 27-33. URL: http://econ.kubsu.ru/econtp/44-archive.html

2. Гладышев А.Г. и др. Муниципальная наука: теория, методология, практика. М.: Муниципальный мир, 2003. 284 с.

3. Казанцев С.Ю., Фролов И.Э. Состояние и потенциал развития инфокоммуникационного комплекса // Проблемы прогнозирования. 2005. № 3. С. 34-40.

URL: https://cyberlemnka.ru/artide/n/usloviya-i-potentsial-razvitiya-rossiyskogo-infokommunikatsionnogo-kompleksa1

4. Лавлинский С.В. Модели индикативного планирования социально-экономического развития сырьевой теории // Проблемы прогнозирования. 2005. № 3. С. 63-77.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modeli-indikativnogo-planirovaniya-sotsialnoekonomicheskogo-razvitiya-syrievoy-territorii

5. Ускова Т.В. Управление устойчивым развитием региона. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2009. 355 с.

6. Низова Л.М. Современный рынок труда как фактор социальной безопасности населения: монография. Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2017. 178 с.

7. Бодяко А.В., Бурмистрова Л.А., Гобарева Я.Л. и др. Внутренние источники совершенствования управления финансами в современной России: монография / под ред. А.Н. Жилкиной. М.: ГУУ, 2016. 101 с.

8. Черных В.В. К вопросу о применении методик для оценки инвестиционной привлекательности местных рынков // Предпринимательство. 2013. № 3. С. 32-36. URL: http://predprinimatelstvo.su/wp-content/uploads/2014/06/0313_X-1a1.pdf

9. Авдашева С.Б., Корнеева Д.В. Конкурентная политика на экспортоориентированных рынках: действительно ли компенсирующие меры эффективны? // Экономический журнал ВШЭ. 2016. Т. 20. № 3. С. 442-470. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konkurentnaya-politika-na-eksportoorientirovannyh-rynkah-deystvitelno-li-kompensiruyuschie-mery-effektivny

10. Черных В.В., Низова Л.М. Состояние и перспективы развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл // Проблемы прогнозирования. 2018. № 2. С. 124-129.

11. Крючкова П.В. Саморегулирование: сравнительные преимущества, формы и условия развития // Три исследования по конкурентной политике. М.: ТЕИС, 2002. 383 с.

12. Сонин К.И. Уроки экономики. М.: Юнайтед Пресс, 2011. 256 с.

13. Низова Л.М., Санникова Т.В. Трипартизм в сфере социально-трудовых отношений: монография. Йошкар-Ола: ПГТУ, 2017. 204 с.

Информация о конфликте интересов

Я, автор данной статьи, со всей ответственностью заявляю о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.

2024

pISSN 2073-039X eISSN 2311-8725

Economic Advancement

MARKET CONDITIONS AT THE MESO-ECONOMIC LEVEL IN THE MARI EL REPUBLIC: THE EFFECTS OF MICRO-LEVEL FACTORS

Veronika V. CHERNYKH

Volga State University of Technology, Yoshkar-Ola, Mari El Republic, Russian Federation

ChernyhVV@volgatech.net

https://orcid.org/0000-0002-6502-6469

Article history:

Received 23 July 2018 Received in revised form 20 August 2018 Accepted 17 September 2018 Available online 29 November 2018

JEL classification: C53, D5, F47, G17, L1

Keywords: forecasting technique, externality, administrative barriers, meso-economic level

Abstract

Subject The study considers the methods for market forecast at meso-economic level, technologies for administrative barriers elimination, and techniques for negative external effects prevention.

Objectives The aim is to explore applicability of calculation techniques and create models to predict market performance on the basis of various factors influencing the market development at the meso-economic level.

Methods To predict the market situation at the meso-economic level, I apply stochastic models, models of indicative planning, statistical and dynamic models, and methods to assess of harmonization.

Results The paper systematizes methods for market forecast at local and meso-economic levels, technologies for administrative barriers elimination at the meso-level, and presents techniques for negative external effects neutralization. It shows trends in foreign trade turnover, export and import flows, accounts receivable and payable in the Mari El Republic. I revealed external effects caused by the existence of administrative barriers, like obstacles to incurring debts and to violations of labor legislation (positive), and an increase in taxes and insurance contributions (negative).

Conclusions The novelty aspect of the study is that it investigates the impact of externalities at the micro-level on cyclical fluctuations of markets at the meso-economic level (such factors as compliance with labor legislation, payment of wages, status of housing and communal services). I recommend annual monitoring of socio-economic situation in regions based on comprehensive assessment of market conditions. This will enable to take necessary measures in the event of declining living standards.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2018

Please cite this article as: Chernykh V.V. Market Conditions at the Meso-Economic Level in the Mari El Republic: The Effects of Micro-Level Factors. Economic Analysis: Theory and Practice, 2018, vol. 17, iss. 11, pp. 2010-2026. https://doi.org/10.24891/ea.17 .11.2010

Acknowledgments

The article was supported by the Russian Foundation for Basic Research, grant № 18-010-00990/18. References

1. Ivanova T.K. [Mezoekonomika: Property and the Economic Interests]. Ekonomika: teoriya i praktika = Economics: Theory and Practice, 2011, no. 1, pp. 27-33.

URL: http://econ.kubsu.ru/econtp/44-archive.html (In Russ.)

2. Gladyshev A.G. et al. Munitsipalnaya nauka: teoriya, metodologiya, praktika [Municipal science: Theory, methodology, practice]. Moscow, Munitsipal'nyi mir Publ., 2003, 284 p.

3. Kazantsev S.Yu., Frolov I.E. [Conditions and potential for information and communication complex development]. Problemy prognozirovaniya = Problems of Forecasting, 2005, no. 3, pp. 34-40. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-i-potentsial-razvitiya-rossiyskogo-infokommunikatsionnogo-kompleksa1 (In Russ.)

2025

4. Lavlinskii S.V. [Models of indicative planning of social and economic development of the staples theory]. Problemy prognozirovaniya = Problems of Forecasting, 2005, no. 3, pp. 63-77.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modeli-indikativnogo-planirovaniya-sotsialnoekonomicheskogo-razvitiya-syrievoy-territorii

5. Uskova T.V. Upravlenie ustoichivym razvitiem regiona [Management of sustainable development of the region]. Vologda, Institute of Socio-Economic Development of Territories of RAS Publ., 2009, 355 p.

6. Nizova L.M. Sovremennyi rynok truda kak faktor sotsialnoi bezopasnosti naseleniya: monografiya [The modern labor market as a factor of social security of the population: a monograph]. Yoshkar-Ola, Volga State University of Technology Publ., 2017, 178 p.

7. Bodyako A.V., Burmistrova L.A., Gobareva Ya.L. et al. Vnutrennie istochniki sovershenstvovaniya upravleniya finansami v sovremennoi Rossii: monografiya [Internal sources of improving the financial management in modern Russia: a monograph]. Moscow, State University of Management Publ., 2016, 101 p.

8. Chernykh V.V. [On applying the techniques to evaluate local markets' investment attractiveness]. Predprinimatel'stvo = Entrepreneurship, 2013, no. 3, pp. 32-36.

URL: http://predprinimatelstvo.su/wp-content/uploads/2014/06/0313_X-1a1.pdf (In Russ.)

9. Avdasheva S.B., Korneeva D.V. [Competition policy in export-oriented markets: whether remedies are really effective?]. Ekonomicheskii zhurnal VShE = The HSE Economic Journal, 2016, vol. 20, no. 3, pp. 442-470. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7konkurentnaya-politika-na-eksportoorientirovannyh-rynkah-deystvitelno-li-kompensiruyuschie-mery-effektivny (In Russ.)

10. Chernykh V.V., Nizova L.M. [The condition and prospects for housing and communal services development in the Mari El Republic]. Problemy prognozirovaniya = Problems of Forecasting, 2018, no. 2, pp. 124-129.

URL: https://ecfor.ru/publication/sostoyanie-zhilishhno-kommunalnogo-hozyajstva-respubliki-marij-el/ (In Russ.)

11. Kryuchkova P.V. Samoregulirovanie: sravnitelnye preimushchestva, formy i usloviya razvitiya.

Vkn.: Tri issledovaniya po konkurentnoi politike [Self-regulation: Comparative advantages, forms and conditions for development. In: Three studies on competition policy]. Moscow, TEIS Publ., 2002, 383 p.

12. Sonin K.I. Uroki ekonomiki [Lessons on economics]. Moscow, Yunaited Press Publ., 2011, 256 p.

13. Nizova L.M., Sannikova T.V. Tripartizm v sfere sotsialno-trudovykh otnoshenii: monografiya [Tripartism in the sphere of social and labor relations: a monograph]. Yoshkar-Ola, Volga State University of Technology Publ., 2017, 204 p.

Conflict-of-interest notification

I, the author of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.

2026

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.