ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)
Экономическое развитие
СПЕЦИФИКА ВОЗДЕЙСТВИЯ экстерналии на рыночную среду
КАК РЕЗУЛЬТАТ БАРЬЕРНОГО ВЛИЯНИЯ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
Вероника Валерьевна ЧЕРНЫХ
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и бизнеса,
Поволжский государственный технологический университет, Йошкар-Ола, Российская Федерация [email protected]
История статьи:
Принята 25.09.2015 Одобрена 09.10.2015
УДК 330.15:502
JEL: В20, D01, D62, 012, 018,
Р25, R11, R12, ИЗ
Ключевые слова:
административные барьеры, экстерналии, внешний эффект, транзакционные издержки, рыночная среда
Аннотация
Предмет и тема. Современный этап экономического развития характеризуется непрерывными и динамичными изменениями. В качестве гипотезы авторского исследования рассматривается возможность присутствия в рыночной среде внешних воздействий искусственного характера, вызывающих изменения рыночной конъюнктуры. Предметом исследования являются экстерналии, называемые также внешними эффектами и провалами рынка. Возникновение провалов рынка сочетает возможности и угрозы, означая наличие кризисной ситуации, вызванной внешним влиянием. В качестве первопричины возникновения экстерналий рассматриваются специфические инструменты воздействия на рыночную среду, так называемые административные барьеры, наличие которых приводит рынок к положительному или отрицательному результату - к развитию или стагнации. Цели. Анализ понятий «экстерналии» и «административные барьеры», с точки зрения российских и зарубежных ученых, исследование аспектов влияния экстерналий, возникших в результате барьерного регулирования, на рыночную среду.
Методология. Методами исследования являются системный анализ, технико-экономический анализ статистических показателей. В качестве базы данных для исследования использованы данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл. Анализируется информация об убытках предприятий и задержках выплаты заработной платы сотрудникам организаций Республики Марий Эл. Результаты. В результате исследования установлено наличие экстерналий в рыночной среде, подтверждено возникновение провалов рынка, как следствие барьерного регулирования, наличие положительных и отрицательных внешних эффектов. Стимулирование положительных эффектов позволяет добиться стабильного развития экономики и повышения социально-экономических показателей уровня жизни населения.
Выводы и значимость. Результаты исследования могут применяться специалистами для выявлений экстерналий и их воздействия на рыночную среду при помощи непрерывного мониторинга.
Рассматривая присущую рыночной среде цикличность как одну из форм развития, следует подчеркнуть наличие флуктуаций или циклических колебаний, включающих фазы, не только ведущие к оживлению и подъему экономки, но и к спаду, депрессии и кризисным явлениям.
В настоящее время кризисные явления стали одним из неотъемлемых элементов современной экономики и повседневной жизни. Непосредственное влияние подобного рода явлений на развитие экономической среды всех рыночных уровней (федерального, регионального и местного), на уровень жизни общества и каждого конкретного индивидуума подлежит изучению. Разработка антикризисных мероприятий требует знания первопричин, находящихся в основе циклических колебаний.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015
В качестве возможных причин возникновения спадов и подъемов может рассматриваться влияние экстерналий, или своего рода провалов рынка. Экстерналии, называемые также внешними эффектами, или фиаско рынка, есть непосредственный источник кризисных явлений. В большинстве случаев подобного рода явления могут возникать естественным путем. Нередко такие ситуации бывают созданы искусственно, с помощью барьерного регулирования.
Изучение искусственного создания провалов, или фиаско рынка, требует детального исследования в совокупности с вопросами барьерного регулирования, поскольку оказывает существенное влияние на уровень развития экономики и социально-экономические факторы жизни населения.
Рассматривая точки зрения различных ученых на эксерналии или внешние эффекты, можно обнаружить противоречия. Так, Артур Пигу [1] предлагает решение проблемы внешних эффектов путем государственного вмешательства в экономику. В противовес А. Пигу теория, разработанная Рональдом Коузом, предполагает решение вопроса экстерналий с помощью саморегулирования рынка. По мнению Р. Коуза [2-4], проблема экстерналий может быть решена с помощью закрепления собственности на право производить внешние эффекты.
Согласно разработкам С. Корнела и Дж. Калта [5], в основе появления провалов рынка лежит рассогласованность формальных и неформальных норм и правил. В данном контексте важным представляется определение степени их рассогласования. Корнел и Калт предлагают определять степень рассогласования формальных и неформальных норм по четырем параметрам:
- структура властных отношений;
- полномочия властных органов;
- место нахождения властных органов в социальной структуре;
- источники власти.
В своих исследованиях А.Н. Олейник [6] также рассматривает наличие рассогласования формальных и неформальных институтов в качестве основной причины появления транзакционных издержек, которые, по сути, являются внешними эффектами или провалами рынка. Транзакционные издержки являются затратами, которые не способствуют экономии на масштабах производства услуг легальными институтами, что означает наличие отрицательного внешнего эффекта в пределах территориальных рынков.
Воздействие административных барьеров на рыночную среду в свою очередь вызывает появление экстерналий или внешних эффектов как положительных, оказывающих позитивное воздействие, так и отрицательных, характер воздействия которых на окружающую среду негативен (рис. 1).
Положительное воздействие на рыночную среду обеспечивает приток средств на рынки, поступление средств в бюджеты всех уровней, тогда как отрицательное влияние вызывает появление транзакционных издержек.
В качестве отрицательных эффектов современной рыночной экономики, называемых также
экстерналиями или провалами рынка, можно рассматривать уход некоторой доли рынка в теневой сектор экономики, задержки заработной платы, выдачу зарплат в конвертах, недополучение налогов в бюджет, сворачивание деятельности в секторе малого предпринимательства. В результате усугубляются такие провалы рынка, как безработица, стагнация в производственном секторе.
Большое количество отрицательных внешних эффектов в пределах рынков определенных территорий приводит к снижению притока денежных средств в рыночную среду, соответственно, и к ухудшению качества жизни населения.
Взаимосвязь экстерналий и транзакционных издержек, возникающих в результате обращения одной или нескольких сторон контракта к неформальным нормам, представлена в табл. 1.
В качестве примеров обращения к неформальным нормам можно рассмотреть снижение уплаты налогов в бюджет как результат ухода предприятий от налогообложения путем разработки различных схем, либо выплату так называемых серых зарплат сотрудникам предприятий.
В результате отрицательных внешних эффектов каждая дополнительная единица, не уплаченная предприятием в бюджет, распределяется на общую сумму дополнительных издержек, которая в свою очередь переходит на всех членов социума. Такие издержки носят название предельных социальных издержек.
Причиной возникновения отрицательного внешнего эффекта при осуществлении подобного воздействия на рыночную конъюнктуру является превышение предельных частных издержек над предельными общественными. Высокий уровень транзакционных издержек свидетельствует о низкой эффективности взаимодействия государственного и рыночного институтов.
Измерение предельных социальных издержек от наличия барьерного регулирования каждой конкретной сферы деятельности позволило бы увидеть провалы, взлеты и падения, перерывы воздействия экстерналий.
Неоднозначным является вопрос измерения такого вида воздействия, а также наличия вреда или пользы барьерного влияния. Так, в ряде случаев уход предприятий от уплаты налогов не оказывает вреда обществу и положительно влияет на развитие рыночной среды. Однако по мере превышения определенной нормы дальнейшее увеличение
Рисунок 1
Экстерналии как результат влияния административных барьеров на рыночную среду
Таблица 1
Взаимосвязь экстерналий с трансакционными издержками
Вид издержек Результат (внешний эффект)
Трансакционные издержки, направленные на обхождение барьера
Обращения одной из сторон контракта к Уменьшение поступления средств в бюджет как результат
неформальным нормам (издержки экономического ухода предприятий от налогообложения путем разработки субъекта) различных схем.
Переход доли рынка в теневой сектор экономики Обращение сторон контракта к неформальным Потеря интереса инвесторов к предприятию или проекту, в
нормам (издержки экономического субъекта) случае обнаружения сомнительных операций
Трансакционные издержки, направленные на нейтрализацию барьера
Выполнение формальных правил требует государственного контроля (издержки государства) Снижение уровня жизни населения как результат ускорения темпов роста численности бюрократического аппарата
Демонстрация экономическим субъектом приверженности формальным правилам при использовании в повседневной жизни неформальных норм (издержки государства) Уменьшение поступления средств в бюджет в результате занижения налогооблагаемой базы. Снижение уровня жизни населения как результат снижения активности в секторе малого предпринимательства
Таблица 2
Взгляды различных авторов на экстерналии (внешние эффекты)
Автор, источник Содержание
Пигу А. [1] Признает наличие экстерналий или внешних эффектов. В качестве метода решения проблемы предполагается вмешательство в экономику со стороны любого государственного учреждения, которое рассматривается как благо
Коуз Р. [2-4] Экстерналии проявляются при отсутствии четкой формулировки прав собственности. В основе преодоления провалов рынка - создание новых прав собственности в тех областях, где они нечетко сформулированы. При наличии возможности торга происходит саморегулирование рынка без государственного вмешательства
Корнел С., Калт Дж. [5] В качестве проявления экстерналий рассматривается степень рассогласования неформальных норм и формальных правил. Взгляды авторов основаны на стремлении людей игнорировать навязанные сверху правила при наличии противоречивости требований друг к другу
Олейник А.Н. [6] Провалы рынка, экстерналии или внешние эффекты рассмотрены через призму трансакционных издержек. Выделены несколько видов издержек, способствующих отрицательному воздействию экстерналий. В качестве основной причины появления таких издержек рассматривается наличие рассогласования формальных и неформальных институтов
Дзарасов Р.С., Новожёнов Д.В. [7] Неспособность рынка обеспечить передачу информации о ценах рассматривается как один из типов экстерналий или фиаско рынка. Основной источник внешних эффектов называется моделью ценового шока: освобождение цен привело к росту инфляции
Современный экономический словарь 1 Экстерналии приводятся в качестве издержек, одновременно являясь выгодой для третьих лиц. Внешние эффекты в данном случае могут быть связаны как с производством, так и с потреблением благ, в производстве которых эти лица не принимают непосредственного участия
Экономическая теория. Микроэкономика - 1, 2*2 Экстерналии понимаются как издержки или выгоды, которые распространяются на людей, непосредственно осуществляющих материальные или денежные затраты
Словарь современной экономической теории Макмиллана*3 Для характеристики внешних эффектов используются следующие термины: «экстерналии», «фиаско рынка», «провалы рынка» или «эффекты соседства», отдельно выделяются технологические внешние эффекты, вызванные ускорением технологического развития
Глоссарий Всемирного банка*4 Появление экстерналий (провалов рынка) характеризуется как обеспечение выгоды или нанесение ущерба одним физическим лицом или организацией другому лицу или организации, при условии уплаты или неуплаты соответствующей компенсации
*' РайзбергБ.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2007. 495 с. *2 Экономическая теория. Микроэкономика - 1, 2 / под ред. Г.П. Журавлевой. М.: Дашков и К. 2006. 934 с. *3 Словарь современной экономической теории Макмиллана. М.: ИНФРА-М, 2003. 608 с. *4 Экономический глоссарий всемирного банка. URL: www.worldbank.org.
неуплаты налогов становится опасным как для организации, так и для общества.
Следующий вид экстерналий, рассматриваемый Р.С. Дзарасовым и Д.В. Новожёновым [7], это модель ценового шока. К возникновению такого рода внешнего эффекта привело непрерывное взаимодействии технической и стоимостной структур экономики в процессе экономического роста. Отрицательное воздействие экстерналии заключается в том, что освобождение цен привело к росту инфляции. Основой эффективного функционирования рынков должно служить объективное отражение информации о стоимости производства тех или иных товаров и услуг.
С точки зрения инновационного развития экстерналии рассматриваются как вызванные ускорением технологического развития технологические внешние эффекты1. С юридической точки зрения отрицательные экстерналии возникают в виде ущерба, нанесенного физическим лицом или организацией другому лицу или организации при условии неуплаты соответствующей компенсации.
Точки зрения различных ученых относительно понятия экстерналий представлены в табл. 2.
1 Словарь современной экономической теории Макмиллана. М.:
ИНФРА-М, 2003. 608 с.
Таблица 3
Взгляды различных авторов на административные барьеры
Автор Содержание
Норт Д. [8] Барьеры рассматриваются как неформальные ограничения в институциональной среде
Мильнер Б.З.* Барьеры представлены как ограничения, разработанные людьми
Де Сото Э. [9] Барьеры как издержки регистрации бизнеса, получения лицензий, выплата налогов
Олейник А.Н. [6] Ограничения барьерного характера как элемент среды неформальных институтов
Аузан А.А., Формулировка понятия «административный барьер», выделение классификационных групп
Крючкова П.В.[10] административных барьеров
Порезанова Е. В. [11] Выделены внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) барьеры в пределах локальных рынков
Петров И.В. [12] Административные барьеры рассмотрены как инструмент ликвидации рынков, избыточных
с точки зрения демонополизации Волошина В.Ю. ** Административные барьеры рассмотрены с точки зрения трудностей на территории малых и средних населенных пунктов
* Мильнер Б.3. Предисловие к работе Д. Норта [8].
**Волошина В.Ю. Административные барьеры как фактор динамики экономических институтов в транзитивный период развития России // Экономика и управление в России на рубеже веков: сборник статей. Вып. 3. Ростов н/Д.: СКАГС. 2005.
Вопрос об административных барьерах в настоящее время имеет не только теоретическое, но и практическое значение для перспектив развития экономики современной России. Административные барьеры представляют собой понятие многоаспектное.
Рынок можно охарактеризовать как экономическую систему, которая в той же степени, что мировой и национальный рынки, подвержена воздействию административных барьеров. Существенный вклад в изучение административных барьеров внесли Д. Норт, Б.З Мильнер, Э. Де Сото, А.Н. Олейник, А.А. Аузан, П.В. Крючкова, Е.В. Порезанова, И. Петров, В.Ю. Волошина. Взгляды различных авторов на административные барьеры представлены в табл. 3.
Административные барьеры представляют собой ограничивающие факторы, присутствующие в рыночной среде в различных формах и практически на всех стадиях производства и принятия решении2.
Результат воздействия административных барьеров на уровень жизни населения, исходя из теории циклических колебаний (рис. 2), выражается в способности экстерналий положительного характера вызвать флуктуации, ведущие к экономическому подъему. В случае фиаско рынка непременно будут иметь место депрессия и кризисные явления. Эти
2 Черных В.В. Проявление внешних эффектов как результат воздействия административных барьеров на рыночную среду // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 23. С. 58-64.
процессы оказывают влияние на уровень жизни населения через такие факторы, как наличие рабочих мест, занятость трудоспособного населения, заработная плата сотрудников предприятия, наличие жилья.
Исследования российских и зарубежных ученых, а также современный опыт руководителей российских предприятий и практика в зарубежных странах подтверждают, что развитие рынков во многом зависит от наличия эффективных взаимодействий на всех уровнях рыночной системы. Речь идет о рынках как местного, так регионального и федерального уровней.
Именно наличие административных барьеров, как своего рода рыночного ограничителя деятельности предприятий, одновременно обладающих возможностью регулирования рынка, может привести как к развитию, так и к сокращению объема материальных и финансовых потоков.
Как следствие воздействия административных барьеров - возникновение положительных внешних эффектов, заключающихся в улучшении ситуации для хозяйствующих субъектов, действующих в пределах определенной территории, либо в появлении своего рода провалов рынка - отрицательных внешних эффектов.
В том случае, когда речь идет о провалах рынка, низкая эффективность системы определяется наличием убытков. Проанализируем убытки предприятий и организаций местных рынков Республики Марий Эл за с 2009 по 2013 г. путем анализа статистических данных.
Рисунок 2
Результаты воздействия административных барьеров на уровень жизни населения исходя из теории циклических колебаний
Административные барьеры
Спад экономического цикла. Кризис, депрессия. Ухудшение уровня жизни населения
Отрицательные внешние эффекты. Провалы, фиаско рынка
Подъем экономического цикла. Оживление, подъем экономики. Улучшение уровня жизни населения
Положительные внешние эффекты
Данные о результатах убыточных организаций Ре спублики Марий Эл по городским и муниципальным округам представлены в табл. 4.
Результаты исследования показывают, что в Республике Марий Эл в течение рассматриваемого периода наблюдается тенденция к увеличению общей суммы убытков в результате воздействия административных барьеров на рыночную среду, что подтверждает наличие в рыночной среде ограничивающих факторов.
С 2009 по 2010 г. сумма убытков предприятий и организаций Республики Марий Эл увеличилась на 29,6%, с 2010 по 2011 г. произошло снижение убытков на 30,1%, с 2011 по 2012 г. общая сумма убытков уменьшилась на 15,8%. В 2013 г. произошел
резкий рост суммарного убытка по республике: он вырос более чем в 2 раза, или на 137,9%.
Динамика общей суммы убытков от деятельности организаций по Республике Марий Эл определяется уравнением логарифмической регрессии:
у = ^ + 05ВД - Ш + 06; Я2 = 0,1015.
Наличие ограничивающих факторов или барьеров, являясь причиной роста суммы убытков предприятий и организаций на местном уровне Республики Марий Эл, свидетельствует о наличии отрицательных внешних эффектов.
По состоянию на 2011 г. наиболее высокий уровень убытков наблюдался по городу Йошкар-Ола -43,89% от общей суммы убытков, в 2012 г. - 55,3%.
Таблица 4
Финансовые результаты убыточных организаций Республики Марий Эл по городским и муниципальным округам за 2009-2013 гг., тыс. руб.
Объект анализа 2009 2010 2011 2012 2013
Йошкар-Ола -560 642 -980 913 -601 623 -639 327 -454 984
Волжск -142 482 -417 883 -362 221 -294 783 -193 533
Козьмодемьянск -26 413 -10 157 -4 534 -4 507 -5 915
Волжский район -35 743 -53 492 -33 035 -43 171 -4 684
Горномарийский район -2 847 -7 793 -1 750 0 0
Звениговский район -62 889 -35 149 -16 194 -16 277 -6 751
Килемарский район -1 826 -2 071 0 0 -1 129
Куженерский район -13 921 -3 551 -8 663 -1 120 -1 563
Мари-Турекский район -21 637 -13 628 -3 286 -112 918 -1 988
Медведевский район -136 223 -256 488 -297 204 -15 459 -459 983
Моркинский район -12 763 -6 947 -6 666 -7 815 -7 969
Новоторъяльский район -6 694 -10 958 -14 220 -142 -660
Оршанский район -448 349 -1 711 -1 077 -11 089 -1 605 299
Параньгинский район -2 564 -4 836 -213 -3 184 -3 653
Сернурский район -8 380 -11 064 -6 346 -2 022 -3 789
Советский район -33 474 -148 732 -16 386 -4 122 -553
Юринский район -280 -1 518 -738 -1 052 -424
Всего по республике -1 517 127 -1 966 891 -1 374 156 -1 156 988 -2 752 877
Источник: данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл.
По результатам 2013 г. можно отметить наиболее высокий уровень убытков по Оршанскому району -58,3% от общей суммы убытка по республике. Кроме того, высокая сумма убытков отмечается по Медведевскому району и Волжску.
Кроме убытков в качестве последствий административных барьеров можно рассматривать возникновение задолженности по выдаче заработной платы сотрудникам. Согласно статистическим данным, задолженность по заработной плате на территории Республики Марий Эл имеет тенденцию к снижению (рис. 3).
Еще один факт, который следует принять во внимание: зачастую предприятия не показывают реальной заработной платы сотрудников, что также вызвано избыточным характером барьерного регулирования и приводит к возникновению отрицательного внешнего эффекта в рыночной среде.
Так, экстерналии отрицательного характера, возникшие как результат воздействия созданных административных барьеров, способствуют появлению доли ненаблюдаемого сектора экономики, что ухудшает как экономическую, так и социальную составляющие качества жизни населения.
Положительные эффекты от существующих в рыночной среде ограничивающих факторов в свою очередь позволяют добиться ситуации стабильного развития, что будет в данном случае
наилучшим вариантом для повышения уровня жизни населения.
Существование большого количества примеров недобросовестного ведения деятельности со стороны хозяйствующих субъектов позволяет сделать вывод о несовершенстве действующей системы регулирования деятельности предприятий и организаций на местных рынках. На практике встречаются предприятия, которые, работая на локальном уровне, регистрируются вне зоны деятельности - в других городах, чтобы избежать налогообложения. Многие современные экономисты подчеркивают необходимость систематизации видов контроля в зависимости от роли и места субъекта в системе государства [13].
Необходимо снижение барьеров доступа для предприятий на рынки путем создания условий, способствующих развитию среднего и малого бизнеса: предоставление оборудования в лизинг, льготные условия аренды нежилых помещений, а также снижение процентов по кредитам.
Снижение барьерного воздействия через экстерналии может также выражаться в предоставлении налоговых льгот и государственном кредитовании ряда отраслей промышленности, может служить рычагом к более динамичному развитию российской экономической системы. В данном случае необходимы решения на институциональном уровне: разработка эффективно действующего механизма инновационного и инвестиционного кредитования, создание хорошо
Рисунок 3
Динамика задолженности по заработной плате в Республике Марий Эл с 2004 по 2014 г., тыс. руб.
Источник: данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл.
функционирующей законодательной базы, что послужит условием для выведения предприятий местных рынков на качественно новый уровень экономического развития.
При создании промышленных предприятий на территории местных рынков нужны значительные инвестиции денежных средств в оборудование, квалифицированные специалисты, знания технологий производства. Все это требует значительных долгосрочных капиталовложений. Тогда как в сфере торговли денежные средства оборачиваются быстрее, и, предоставляя кредиты торговым предприятиям, банки получают доход в короткие сроки. Огромный минус в том, что банки, стремясь к получению быстрых доходов, достаточно редко предоставляют промышленным предприятиям долгосрочные кредиты под низкий процент.
Развитие производства является необходимым условием развития региона, поскольку величина внутреннего дохода и уровень жизни населения местных рынков во многом зависят именно от промышленных предприятий. Для развития производства на местных рынках необходимо привлечение инвестиций.
Зарубежные специалисты, проанализировавшие практику участия иностранного капитала на рынках более 40 стран, отмечают, что иностранные инвестиции в развитие локальных рынков других стран связаны с большим риском, так как существует большая вероятность невозврата вложенных средств3.
Привлечение иностранных инвестиций на местные рынки представляется сложным, поскольку в большинстве случаев инвесторы отдают предпочтения местным рынкам тех стран, где соблюдаются права кредиторов, где стабильные показатели инфляции4. Поэтому наиболее вероятным источником инвестиций для местных рынков будет бюджет муниципального образования, в пределах которого находится данный рынок.
Оценивая возможность привлечения инвестиций, следует рассмотреть динамику денежных потоков рынков, находящихся на территории Республики Марий Эл. Для этого необходимо исследовать движение финансовых активов и обязательств
3 Burger J.D., WarnockF.E. Foreign Participation in Local Currency Bond Markets. NBER Working Paper № 12548, Issued in October 2006. URL: http://papers.nber.org/papers/w12548.pdf.
4 Burger J.D., Warnock F.E. Local Currency Bond Markets. NBER
Working Paper № 12552, Issued in October 2006. URL: http:// papers. nber. org/papers/w12552.pdf.
секторов экономики за период осуществления финансовых операций.
Поток денежных средств, обращающихся на рынке, можно представить как разность между суммами поступлений и выплат средств экономическими агентами за определенный период времени, обычно за финансовый год. В качестве примера прогнозирования рыночного развития рассмотрим применяемое в математике стохастическое моделирование5.
Предлагаемая формула позволяет учитывать значения импортных и экспортных потоков, суммы привлеченных средств и выданных инвестиций, суммы приходных и расходных неторговых операций. Расчет производится без учета оборотов в ненаблюдаемом секторе рыночной экономики. Объем денежных потоков рынка <^общ рассчитывается следующим образом:
= П - П + О - О + К - К,
общ э и н.п н.р п в'
где Пэ - экспортные потоки рынков;
Пи - импортные потоки рынков;
Он.п - неторговые операции - приход;
Он.р - неторговые операции - расход;
Кп - средства, привлеченные в качестве инвестиций;
Кв - средства, выданные в качестве инвестиций.
Проводится анализ экспортно-импортных потоков S оцениваются средства, привлеченные в качестве инвестиций, и средства выданные 5"пв - объем привлеченных и выданных средств. В качестве привлеченных средств рассматривается кредиторская Кп, в качестве выданных - дебиторская задолженность Кв.
При проведении расчетов согласно стохастической модели прогнозирования рыночного развития используется метод обобщения вариантов значений показателей. В случае необходимости измерения взаимосвязи показателей производится корреляционный анализ. Данные приводятся в сопоставимый вид, проводится перерасчет значений согласно курсу валют. В рассматриваемом случае расчет проводится без данных о неторговых операциях. Обобщение вариантов значений осуществляется за счет факторов, находящихся в прямой взаимосвязи.
Недостаток статистических данных затрудняет
5 Райцин В.Я. Моделирование социальных процессов. М.: Экзамен, 2005. 192 с.
проведение анализа объема денежных потоков рынков Республики Марий Эл в полном объеме. Тем не менее можно определить ряд показателей, которые позволяют оценить ситуацию относительно объемов денежных потоков экспорта и импорта товаров.
Важным показателем является внешнеторговый оборот по Республике Марий Эл за 2004-2013 гг., динамика которого свидетельствует о тенденции к увеличению денежных потоков в течение рассматриваемого периода.
Показатели по экспортному потоку и импорту товаров в денежном выражении, а также по привлеченным и выданным средствам представлены в табл. 5.
Экспортно-импортные потоки подвержены колебаниям, как и объем привлеченных и выданных средств. Это свидетельствует о наличии экстерналий: дисфункций и провалов рынка, связанных с существованием экономических барьеров в рыночной среде. Основной объем рыночных операций в Республике Марий Эл составляют импортно-экспортные потоки, доля привлеченных и выданных средств невелика и имеет тенденцию к снижению, тогда как величина экспортно-импортных операций увеличивается.
Следует рассмотреть динамику общей величины денежных потоков по Республике Марий Эл за 2004-2013 гг. Отчетливо виден резкий рост денежного потока с 2004 по 2008 г., затем падение, в качестве основной причины которого является кризис 2008-2009 гг. (рис. 4).
Следует отметить появление колебаний с интервалом в два года, что свидетельствует о нестабильности рынков. Отмечается тенденция к снижению величины объема денежного потока по причине роста дебиторской задолженности в данном районе.
Тем не менее полученные данные свидетельствуют о том, что, несмотря на наличие экстерналий или провалов рынка, возникших в результате кризисной ситуации в экономике, объем денежных потоков при взаимодействии Республики Марий Эл с другими регионами характеризуется положительным значением.
Негативного влияния экстерналий можно избежать с помощью законодательного регулирования административных барьеров, что будет способствовать установлению эффективной системы самоурегулирования. Государство может направлять развитие предприятий с помощью разработки системы мероприятий поддержки и ограничений.
Предоставив льготные кредиты или освободив от налогов ряд отраслей, государство может добиться устойчивого роста промышленного производства. Требуется разработка более совершенной системы саморегулирования предпринимательской деятельности, что возможно с помощью создания эффективно работающей законодательной базы, регламентирующей деятельность хозяйствующих субъектов.
Положения по преодолению административных барьеров являются составной частью ряда
Таблица 5
Данные о движении денежных средств в Республике Марий Эл в 2004-2013 гг., тыс. руб.
Год П э П и К п К в S э.и S п.в Sобщ
2004 2 982 000 1 134 000 17 369 6 595 1 848 000 10 774 1 858 774
2005 3 318 000 1 047 000 11 741 6 996 2 271 000 4 745 2 275 745
2006 5 466 000 1 029 000 11 175 7 761 4 437 000 3 414 4 440 414
2007 8 202 000 1 443 000 11 965 263 8 531 715 6 759 000 3 433 548 10 192 548
2008 10 146 000 2 394 000 13 572 118 12 822 796 7 752 000 749 322 8 501 322
2009 7 899 000 1 674 000 15 097 804 13 733 564 6 225 000 1 364 240 7 589 240
2010 12 858 000 1 998 000 16 329 105 18 232 505 10 860 000 -1 903 400 8 956 600
2011 11 355 000 2 700 000 16 739 295 18 016 565 8 655 000 -1 277 270 7 377 730
2012 17 565 000 3 393 000 17 933 746 23 479 142 14 172 000 -5 545 396 8 626 604
2013 13 503 000 4 314 000 26 121 834 28 781 192 9 189 000 -2 659 358 6 529 642
Примечание. Пэ - экспортные потоки рынков; Пи - импортные потоки рынков; Кп - средства, привлеченные в качестве инвестиций; Кв - средства, выданные в качестве инвестиций; Sэ и - объем экспортно-импортных потоков; Sп в - объем привлеченных и выданных средств; Sо6щ - общий объем денежных потоков рынка.
Источник: данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл.
Рисунок 4
Динамика общей величины объема денежного потока по Республике Марий Эл за 2004-2013 гг., тыс. руб.
2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 Источник: данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл.
постановлений Правительства Российской Федерации, утверждающих федеральные программы государственной поддержки малого предпринимательства6. В настоящее время не существует законодательных основ, которые препятствовали бы принятию в будущем нормативных актов, устанавливающих новые административные барьеры.
Таким образом, барьерное воздействие должно быть направлено на поддержание баланса равновесного состояния рыночной среды и возможности создания положительных внешних эффектов,
6 О Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1998-1999 годы: от 03.07.1998 № 697; О Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000-2001 годы: 14.02.2000 № 121.
на минимизацию негативных последствий от избыточных административных барьеров.
Дальнейшая реализация стратегии развития рыночной среды республики должна предусматривать меры барьерного воздействия через экстерналии, направленные на достижение положительного результата. Эти меры будут способствовать развитию сектора малых и средних предприятий, должны привести к увеличению доли товаров местного производства, снижению доли импорта, следствием чего будет укрепление позиций российских производителей на всех уровнях рыночной системы. Развитие рыночной среды на всех уровнях будет способствовать увеличению поступления налогов в бюджет. Необходимость дальнейшего развития системы взаимодействия государства и рынка вполне очевидна.
Список литературы
1. ПигуА. Экономическая теория благосостояния. М.: Прогресс. 1985. 570 с.
2. Coase R.H. The Federal Communications Commission // The Journal of Law and Economics. 1959. Vol. 2. P. 1-40.
Coase R. The Problem of Social Cost // Journal of Law and Economics. 1960. Vol. 3. P. 1-44.
3.
4.
Природа фирмы. К 50-летию выхода в свет работы Р. Коуза «Природа фирмы» / ред. О.И. Уильямсон, С.Дж. Уинтер. М.: Дело, 2001. 360 с.
Cornell S., Kalt J. Where Does Economic Development Really Come From? Constitutional Rule among Contemporary Sioux and Apache // Economic Inquiry. 1995. Vol. 33(3). P. 402-426.
6. ОлейникА.Н. Издержки и перспективы реформ в России: институциональный подход. М.: Магистр.
7. Дзарасов Р.С., Новожёнов Д.В. Теория качественной неоднородности ресурсов в условиях экономического роста // Проблемы прогнозирования. 2005. № 5. С. 73.
8. Норт Д.С. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Начала.
9. Де Сото Э. Иной путь. Невидимая революция в третьем мире. М.: Gatallaxy. 1995. 249 с.
10. Аузан А., Крючкова П. Административные барьеры в экономике: задачи деблокирования // Вопросы экономики. 2001. № 5. С. 73-88.
11. Гладышев А.Г., Иванов В.Н., Патрушев В.И. Муниципальная наука: теория, методология, практика. М.: Муниципальный мир, 2003. 284 с.
12. Петров И.В. Демонополизация рынков в процессе обеспечения экономической безопасности макрорегиона: воспроизводственный подход. М.: ЮНИТИ, 2005. 223 с.
13. ДонцоваЛ.В. Вопросы государственного регулирования экономики: основные направления и формы // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. № 4. С. 35-39.
1997. 40 с.
1997. 180 с.
ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)
Economic Advancement
SPECIFICITY OF THE IMPACT OF EXTERNALITIES ON THE MARKET ENVIRONMENT AS A RESULT OF BARRIER INFLUENCE: EVIDENCE FOR THE MARI EL REPUBLIC
Veronika V. CHERNYKH
Volga State University of Technology, Yoshkar-Ola, Mari El Republic, Russian Federation [email protected]
Article history:
Received 25 September 2015 Accepted 9 October 2015
JEL classification: B20, D01, D62, O12, O18, P25, R11, R12, R23
Keywords: administrative barriers, externalities, external effect, transaction costs, market environment
Abstract
Subject The article considers externalities, which are also called external effects and market failures. The emergence of market failures combines opportunities and threats, implying a crisis situation caused by external influence. Specific instruments to impact the market environment, so called administrative barriers, are considered as the prime cause of externalities. The barriers lead the market to positive or negative result, i.e. to development or stagnation. Objectives The study aims to analyze externalities and administrative barriers concepts from the standpoint of Russian and foreign scientists, to study the impact of externalities that resulted from the barrier regulation, on the market environment.
Methods I employed a system analysis, technical and economic analysis of statistical factors. The data from the Federal State Statistics Service on the Marie El Republic serve as database of the research.
Results The study demonstrates the existence of externalities in the market environment, proves the market failures stemming from the barrier regulation, and the presence of positive and negative external effects. Boosting the positive effects enables to achieve stable economic development and increased social and economic indicators of living standards.
Conclusions The findings may serve to reveal externalities and their impact on the market environment through continuous monitoring.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015
References
1. Pigou A. Ekonomicheskaya teoriya blagosostoyaniya [The Economics ofWelfare]. Moscow, Progress Publ., 1985,570 p.
2. Coase R. The Federal Communications Commission. The Journal of Law and Economics, 1959, vol. 2, pp. 1-40.
3. Coase R. The Problem of Social Cost. Journal of Law and Economics, 1960, vol. 3, pp. 1-44.
4. Prirodafirmy. K50-letiyu vykhoda v svet raboty R. Kouza "Prirodafirmy" [The Nature of the Firm. To the 50th anniversary of the publication of the work by R. Coase 'The Nature of the Firm']. Moscow, Delo Publ., 2001, 360 p.
5. Cornell S., Kalt J. Where Does Economic Development Really Come From? Constitutional Rule among Contemporary Sioux and Apache. Economic Inquiry, 1995, vol. 33(3), pp. 402-426.
6. Oleinik A.N. Izderzhki iperspektivy reform v Rossii: institutsional'nyipodkhod [Side effects and prospects of reforms in Russia: an institutional approach]. Moscow, Magistr Publ., 1997, 40 p.
7. Dzarasov R.S., Novozhenov D.V. Teoriya kachestvennoi neodnorodnosti resursov v usloviyakh ekonomicheskogo rosta [The theory of qualitative heterogeneity of resources under economic growth].
Problemyprognozirovaniya = Problems of Forecasting, 2005, no. 5, p. 73.
8. North D.S. Instituty, institutsional'nye izmeneniya i funktsionirovanie ekonomiki [Institutions, Institutional Change and Economic Performance]. Moscow, Nachala Publ., 1997, 180 p.
9. De Soto H. Inoiput'. Nevidimaya revolyutsiya v tret'em mire [The Other Path: The Invisible Revolution in the Third World]. Moscow, Gatallaxy Publ., 1995, 249 p.
10. Auzan A., Kryuchkova P. Administrativnye bar'ery v ekonomike: zadachi deblokirovaniya [Administrative barriers in economy: problems of unblocking]. Voprosy Economiki, 2001, no. 5, pp. 73-88.
11. Gladyshev A.G., Ivanov V.N., Patrushev V.I. Munitsipal'naya nauka: teoriya, metodologiya, praktika [Municipal science: theory, methodology, practice]. Moscow, Munitsipal'nyi mir Publ., 2003, 284 p.
12. Petrov I.V. Demonopolizatsiya rynkov v protsesse obespecheniya ekonomicheskoi bezopasnosti makroregiona: vosproizvodstvennyi podkhod [Demonopolization of markets in the course of providing economic security of the macroregion: a reproduction approach]. Moscow, YUNITI Publ., 2005, 223 p.
13. Dontsova L.V. Voprosy gosudarstvennogo regulirovaniya ekonomiki: osnovnye napravleniya i formy [State regulation of the economy: major trends and forms]. Menedzhment v Rossii i za rubezhom = Management in Russia and Abroad, 2000, no. 4, pp. 35-39.