КОЛОГИ'
MECHANISMS AND INSTRUMENTS FOR ENVIRONMENTAL POLICY IN THE MARKET
OF ENVIRONMENTALLY DIFFERENTIATED PRODUCTS
Kostyukova Elena Ivanovna, DSc of Economics, Professor
Grishanova Svetlana Valerievna, PhD of Economics, Senior Professor
Chair of Management Accounting, Stavropol State Agrarian University, Stavropol
All business activities are usually accompanied by not only getting the desired results, but the unintentional (external) effects, both positive and negative. Negative external effects (externalities) occur when the activity of economic entities causes additional costs from others. At presence of negative externalities and market equilibrium do not allow for the allocation of resources with high efficiency, i.e. not maximize social welfare. Despite the logic ofCoase theorem, economic agents rarely decide caused by negative externalities problems, and in the case of externalities, consisting in the pollution of participants of the market environment, the decision of the Coase theorem is not applicable if there are many pollutants and many victims. The state solves the problem of the external effects of production activity or command-and-control methods (the scope of which is very limited), any application ofmarket-oriented policy, which consists in the introduction of payment for environmental pollution (ecological tax), development of the market permits for pollution or the use of emission / release standard. Keywords: ecology; production; taxes; economy; management of natural resources; mechanisms; environment; pollution; payments; tools.
УДК 330.15:502.171
IP—
© Костюкова Е.И., 2013
Г\ © Гришанова C.B., 2013 68
МЕХАНИЗМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ НА РЫНКЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ ПРОДУКЦИИ
Все виды хозяйственной деятельности обычно сопровождаются не только получением желаемых результатов, но и непреднамеренными (внешними) последствиями, как положительными, так и отрицательными. Отрицательные внешние эффекты (экстерналии) возникают тогда, когда деятельность одних экономических субъектов вызывает дополнительные издержки у других. При наличии отрицательных экстерналий рыночное равновесие не позволяет осуществить аллокацию ресурсов с высокой эффективностью, т.е. не позволяет максимизировать общественное благосостояние. Несмотря на логику теоремы Коуза, экономическим агентам редко удается самостоятельно решить вызванные отрицательными экстерналиями проблемы, а в случае экстерналий, состоящих в загрязнении участниками рынка окружающей среды, решение Коуза не применимо, если существует множество загрязнителей и множество пострадавших. Государство решает проблему внешних эффектов производственной деятельности либо командно-контрольными методами (область применения которых весьма ограничена), либо применением рыночно-ориентированной политики, которая состоит во введении платы за загрязнение окружающей среды (экологического налога), в развитии рынка разрешений на загрязнение или использовании стандарта на выбросы. Ключевые слова: экология; продукция; налоги; экономика; природопользование; механизмы; окружающая среда; загрязнения; платежи; инструменты.
КОСТЮКОВА Елена Ивановна,
доктор экономических наук, профессор, кафедра Бухгалтерского управленческого учета, Ставропольский государственный аграрный университет, Ставрополь
Загрязнители окружающей среды, производящие негативные экстерналии, должны компенсировать связанный с этим ущерб обществу. Это можно осуществить при наложении на загрязнителя государством специального налога (пигувианский налог).
С практической точки зрения введение оптимального налога на загрязнение вызывает существенные трудности. Сточки зрения эффективности идеальный налог Пигу должен точно отражать экстер-нальные издержки от загрязнения. Практически это трудно осуществимо с точки зрения конкретных расчетов, и поэтому часто
принимается ряд приблизительных решений. Введение оптимального налога на загрязнение нереально и в силу его величины и тяжелой ситуации в экономике. По некоторым оценкам имеющиеся в стране платежи за загрязнение необходимо повысить в сотни раз для получения величины пигувианского налога. Самые большие в мире платежи за загрязнение введены в Польше. Однако и в этой стране они значительно ниже уровня оптимального налога на загрязнение.
Тем не менее, введение в экономическую жизнь таких налогов и других экономических инструментов (платежи, продажа прав на загрязнение и пр.) необходимо для создания правильного экологосбалансированного поведения производителя в распределении инвестиций в природоохранные технологии через введение стимулов, воздействующих на эффективность его производства и защищающих интересы общества.
В современных условиях можно выделить следующие элементы формирующегося экономического механизма природопользования: система экономических инструментов природоохранной деятельности; система финансирования природоохранных мероприятий; платность природопользования; ценообразование с учетом экологического фактора на первичные и вторичные ресурсы; создание рынка природных ресурсов; экологическое страхование; создание механизма реализации государственных и региональных экологических программ.
Все эти направления взаимосвязаны между собой, часто взаимообусловлены и пересекаются на практике. Следует отметить, что сам механизм природопользования должен носить рыночный характер, однако основные его параметры (ставки, нормативы, цены на продукцию монополистов и т.п.), т.е. "правила игры", устанавливаются государством.
Система экономических инструментов природоохранной деятельности включает в себя: налоговую политику; субсидии и льготное кредитование; ускоренную амортизацию фондов природоохранного назначения; продажу прав на загрязнение; использование принципа "залог-возврат"; штрафы; платежи за загрязнение и размещение отходов.
Большинство данных направлений уже показало свою экологическую эффективность во многих странах мира. Особенно широко используемым и эффективным инструментом считаются налоги.Экологические (их часто называют "зеленые") налоги призваны решать по крайней мере две задачи: во-первых, сделать стоимость продукции более адекватной по отношению к затратам, втом числе природных ресурсов, и ущербам, наносимым окружающей среде; во-вторых, способствовать компенсации экологического ущерба самим загрязнителем, а не всем обществом (т.е. способствовать реализации принципа "загрязнитель платит" и интернализации, "замыканию" затрат). "Зеленые" налоги могут выполнять как стимулирующую роль для развития экологосбалансированных производств и видов деятельности, так и "подавляющую" для природоемкой деятельности. Здесь государство дает только первоначальный толчок, с помощью налогов воздействуя на цены, а все остальное по идее должны делать рыночные механизмы - воздействовать на поведение производителя и потребителя, на спрос и предложение продукции в зависимости от степени ее экологичности и пр.
В общем случае для производителей налоговые льготы должны устанавливаться с учетом уровня проведения природоохранных мероприятий, экологичности вида деятельности. При осуществлении эффективной природоохранной деятельности целесообразно уменьшение налогооблагаемой прибыли. Здесь примером может быть сокращение налогооблагаемой прибыли на сумму, которую предприятие реинвестировало на природоохранные цели.
В ряде случаев налоги вообще могут не взиматься. Например, от налогообложения освобождаются экологические фонды. Такую политику целесообразно проводить и для доходов предприятий, получен-
69
ГРИШАНОВА Светлана Валерьевна,
кандидат
экономических наук,
старший
преподаватель,
кафедра
Бухгалтерского
управленческого учета,
Ставропольский
государственный
аграрный университет,
Ставрополь
КОЛОГИ'
IP—
Г\
70
ных от утилизации различного рода вторичных ресурсов и отходов, для добровольных взносов организаций и населения, а также российских и иностранных грантов на природоохранные цели и пр.
В экологоориентированной налоговой системе можно выделить четыре аспекта: отраслевой, технологический, региональный и продуктовый. С позиций перехода экономики к устойчивому типу развития, ее экологизации и структурной перестройки система налогов должна предусматривать повышенные налоги на природоэксплуатирующие отрасли и сектора, находящиеся в начале природно-продуктовой вертикали, что снизит эффективность инвестиций в их развитие. Здесь налоги могут играть роль пресса, подавляющего природоемкую деятельность или переключающего эту деятельность на экологосбалансированную.
В свою очередь, обрабатывающие, обслуживающие, инфраструктурные отрасли, находящиеся ближе к концу природно-продуктовой вертикали, должны облагаться пониженными налогами, стимулирующими их развитие. Такая система налогов свойственна стимулирующему и жесткому типам экономического механизма природопользования.
Пониженные налоги должны применяться для ресурсосберегающих и малоотходных технологий. Техногенные и природоемкие производства и технологии должны облагаться повышенными налогами.
Существен и региональный аспект налогообложения. В регионах с напряженной экологической ситуацией система налогообложения должна быть "мягче" по сравнению с экологически благополучными районами для всех видов деятельности, связанными с реабилитацией территории или повышенными затратами из-за дополнительных экологических издержек.
Налоговые льготы должны предоставляться государственным и частным предприятиям и организациям, производящим природоохранное и экологичное оборудование, материалы, а также осуществляющим экологические услуги (строительство и реконструкция природоохранных объектов и т.д.). Повышенные налоги должны использоваться при обложении экологически опасной продукции - озоноразрушающих препаратов, этилированного бензина, пестицидов, энергоемкой техники и пр.
Наиболее реально в ближайшее время широкое введение многими странами мира углеродного налога - налога на выбросы углерода в результате сжигания ископаемого топлива. Угроза глобального потепления, подписанные международные соглашения об обязательствах государств по снижению выбросов углерода делают введение этого налога необходимым. Он уже действует в Финляндии и Нидерландах. Даже по минимальным ставкам углеродного налога за выбросы в атмосферу в размере 10
долл. за 1 т в развитых странах будет возможно получение дополнительно 25 млрд долл. в год. В США есть предложения о ставке углеродного налога в 100 долл./т, тогда ежегодные поступления в бюджет составят 140 млрд долл.
Налог должен быть значительно дифференцирован в зависимости от источника поступления углерода в атмосферу. Так, при налогообложении различных видов топливно-энергетических ресурсов наибольший налог должен налагаться на уголь, сжигание которого является одним из главных источников выбросов углерода. В этих условиях налог на природный газ должен быть существенно меньшим. В перспективе широкое введение углеродного налога в мире позволит сократить добычу первичных энергоресурсов, будет стимулировать более широкое использование альтернативных источников энергии, посадку лесов, связывающих углерод и т.д.
Экологические акцизные налоги получили широкое распространение в Европейских странах. Во Франции, Германии, Италии действует налог на смазочные масла, в Норвегии и Швеции - на минеральные удобрения и пестициды, за счет которых финансируется программа устойчивого, экологосбалансированного сельского хозяйства, в Австрии и Великобритании введен налог на пользование топливными и нефтяными продуктами. В Финляндии применяется налог на использование одноразовой тары, который привел к тому, что около 95% емкостей используется повторно. В Италии действует жесткий налог на пластиковые пакеты, не поддающиеся разложению. В количественном отношении он составляет 100 лир за пакет при его цене в 20 лир. В ряде стран действуют налоги на аккумуляторы и старые автомобили.
Говоря в целом о совершенствовании всей налоговой системы, можно выделить направление на значительное увеличение природно-ресурсной доли налогов. Современные системы налогов в мире и в России сосредоточены прежде всего на взимании налогов с населения, с прибыли, добавленной стоимости и пр. Плата за природопользование составляет в лучшем случае лишь несколько процентов от доходной части бюджета. Тем самым в определенной степени поощряется природоэксплуатирующая деятельность.
При сохранении общей суммы налогов целесообразно резкое изменение пропорций в пользу увеличения удельного веса налогов, связанных с природопользованием, прежде всего платы за право пользования природными ресурсами, "зеленых" налогов. По некоторым оценкам эта доля должна возрасти на порядок и составить существенную часть доходов государственного бюджета. Это позволит более адекватно учесть воздействие на окружающую среду, деградацию природных ресурсов и создаст стимул для снижения природоемкости
экономики. В России это даст возможность также резко увеличить изъятие колоссальной природной ренты, которая принадлежит всему обществу, а сейчас в значительной степени монополизируется природоэксплуатирующими секторами, прежде всеготопливно-энергетичес-ким комплексом.
Результаты проведенного в Норвегии исследования Организацией экономического сотрудничества и развития показали, что даже почти нейтральные с точки зрения поступлений налогов преобразования и переход к более "зеленой" налоговой системе будет способствовать снижению уровня безработицы при одновременном стимулировании программ утилизации и сокращении экологического ущерба.
В значительном совершенствовании нуждается система государственных субсидий для экономики. Эти денежные пособия должны предоставляться прежде всего в целях стимулирования экологосбалансированной деятельности в народном хозяйстве. В настоящее время субсидии играют скорее противоположную, антиэкологическую роль. Особенно это проявляется в крупнейших народнохозяйственных комплексах. До самого последнего времени государственные субсидии фактически способствовали разрушению природной среды, стимулируя разработку новых месторождений, использование энергоемких технологий в экономике и коммунальном хозяйстве, применение в сельском хозяйстве пестицидов, минеральных удобрений, тяжелой сельскохозяйственной техники, глобальных и нерациональных мероприятий по орошению и осушению земель и т.д.
Например, покупка продуктов химии для сельского хозяйства обходилась примерно в два раза дешевле по сравнению с действительными затратами на их производство. Вуслови-ях централизованной системы распределения, не учитывающей интересы потребителей, гораздо дешевле обходились сельскохозяйственным потребителям тракторы, комбайны, мелиоративное оборудование, которые было выгодно и удобно производить производителям в сельскохозяйственном машиностроении. Мероприятия в области водных мелиораций практически полностью оплачивало государство, что лишало сельскохозяйственных производителей возможности определять реальную потребность в орошении и осушении земель, контролировать затраты, влиять на качество работ. Дотации на энергоносители для промышленности и коммунального хозяйства привели к колоссальной энергоемкости экономики.
К сожалению, подобная антиэкологическая политика субсидий в значительной степени продолжается. Субсидируются природоемкие проекты в энергетике, развитие атомной энергетики, даются субсидии для производителей неэффективной сельскохозяйственной техники и т.д.
Ускоренная амортизация основных фондов является хорошо апробированной в мире мерой для стимулирования приоритетных видов деятельности, научно-технического прогресса. Предприятие, завышая амортизационные отчисления, тем самым сокращает размер прибыли, подлежащей налогообложению, в результате чего возрастает его чистая прибыль.
Опыт использования ускоренной амортизации в природоохранных целях в ряде стран показал хороший эффект с точки зрения быстрого накопления капитала для обновления оборудования с целью минимизации экологического ущерба. Так, например, в Германии уровень амортизации очистных сооружений составляет 60% в первый и 10% в последующие четыре года (при общей норме около 7%). В США и Великобритании очистное оборудование амортизируется также в пятилетний срок, а во Франции 50% такой техники подлежит амортизации всего за 1 год.
Большие перспективы имеет развитие рыночных механизмов продажи прав на загрязнение. Этот рынок сейчас активно формируется в США. Одним из важнейших принципов такого рынка является право на продажу различного рода выбросов и сбросов. Упрощенная схема такой торговли следующая. В рамках ограниченной территории вводится лимит на определенную сумму выбросов (сбросов) загрязняющих веществ. Данная сумма загрязнений не может быть превышена при новом строительстве. Эта система регулирования загрязнения получила красноречивое название "принцип пузыря".
В этих условиях вновь строящееся или реконструируемое предприятие, желающее расширить свое производство, попадает в рамки жестких экологических ограничений на возможности собственного увеличения загрязнения окружающей среды в регионе. Поэтому перед предприятием стоит выбор: или создать надежную систему очистки у себя или купить право на дополнительное загрязнение у другого предприятия. Решающее влияние на выбор оказывает величина удельных затрат на очистку на самом предприятии и других производствах в регионе. Если затраты на удержание собственных загрязнений в рамках лимита оказываются более значительными, чем подобного рода затраты у соседнего предприятия, то оказывается выгодным заплатить соседу, чтобы тот усовершенствовал свои очистные системы и снизил свой объем загрязнения. В результате общая сумма загрязнений не увеличивается, а сумма расходов на охрану окружающей среды минимизируется.
Создание механизма продажи прав на загрязнение возможно и на глобальном уровне. В случае введения жестких ставок налогов на загрязнение можно ожидать широкого использования в мире покупок прав на загрязнение
гл
■ш-1
О
ГЧ
л_
-vO
□
*
Q)
сЦ
С>
гл
■ он
71
ви
X
I
о
о
У
Г\
72
между различными странами, что будет благоприятствовать охране окружающей среды на глобальном уровне, борьбе с бедностью, так как такой механизм позволит осуществлять дополнительный приток финансовых ресурсов из развитых стран в развивающиеся и страны с переходной экономикой, где борьба с загрязнениями гораздо менее капиталоемка.
Например, введение углеродного налога создает массу проблем для промышленности развитых стран, которая уже практически исчерпала "дешевые" способы уменьшения выбросов парниковых газов. Киотский протокол (Япония, 1997), подписанный всеми развитыми странами и странами с переходной экономикой для предотвращения глобального изменения климата, создает реальные предпосылки для формирования нового мирового рынка торговли углеродными квотами. Эти страны приняли обязательства по сокращению выбросов в атмосферу газов, создающих парниковый эффект - двуокись углерода, метана и др. К 20082012 гг. многие страны должны снизили выброс парниковых газов: США - на 7%, страны Европейского союза - до 8%, Япония - на 6%. Большинство стран с переходной экономикой уменьшили выбросы на 5-8 %. Российские обязательства по снижению выбросов парниковых газов достаточно мягки - сохранение к 20082012 гг их объема на уровне 1990 г.
В этих условиях Россия может стать одним из крупнейших в мире продавцов квот на выбросы парниковых газов. Создание международных механизмов трансфертов по взаимозачету баланса углерода даст стране значительные выгоды, привлечет дополнительные иностранные инвестиции.
Сейчас в результате экономического кризиса и спада общие выбросы парниковых газов в России составляют 70% от уровня 1990 г. Возможный будущий экономический рост может привести к увеличению выбросов в стране. Однако согласно имеющимся прогнозам уровень выбросов в 2012 г. (среднем году бюджетного периода) меньше, чем в 1990 г., на 4-8 %. Это дает экономию квоты примерно в 250 млн т СО2-эквивалента в год, или 1,25 миллиарда т СО за пять лет бюджетного периода. С учетом возможной стоимости 1 т СО в пределах 10-50 долларов США, экономический эффект для России от продажи квот на выбросы может составить огромную сумму.
Пожалуй, самым старым и проверенным экономическим инструментом в охране окружающей среды является залоговая система или система "залог-возврат". Это хорошо знакомая всем система, когда покупая какой-нибудь товар, мы оплачиваем также дополнительную стоимость, которая затем возвращается к нам
обратно. Эта традиционная система возврата пустых бутылок, все более широко применяемый в различных странах возврат израсходованных электрических батареек, различного рода пластиковых контейнеров и пр. Несмотря на свою простоту, данный механизм позволяет снизить поступление отходов в окружающую среду, в том числе и токсичных, сберечь значительные средства и ресурсы за счет утилизации.
Важным элементом системы экономического механизма природопользования являются платежи за загрязнение природной среды. Россия является одной из первых стран в мире, применившей эти платежи на практике.
По идее, платежи за загрязнения призваны компенсировать экономический ущерб (экстерналии), наносимый предприятиями природной среде в процессе своей деятельности. В соответствии с этим платежи выполняют две функции: во-первых, стимулируют предприятия сокращать выбросы вредных веществ и, во-вторых, - являются источником последующего аккумулирования денежных средств, предназначенных на ликвидацию негативных экологических последствий производства. С одной стороны, это механизм, носящий "мягкий, догоняющий" характер.
Будучи встроенным в систему хозяйствования, не ориентированную на экологичность, он, прежде всего, призван ослабить негативные последствия экономической деятельности. Именно поэтому функция накопления денежных ресурсов, может быть, является сейчас главной и проще реализуется. Однако в перспективе стимулирующая роль платежей в переходе к природосберегающим производствам должна усиливаться.
Литература:
1. Диксон Д.К. Экономический анализ воздействий на окружающую среду / Д.К. Диксон, Л.Н. Скура. - М.: Вита-Пресс, 2011.- 125 с.
2. Гурнович Т.Г., Агаркова Л.В., Мурадова И.Ю. Развитиепредприни-мательства наконкурентномрынкеагрохимическойпродукции: монография / Т.Г. Гурнович, Л.В. Агаркова, И.Ю. Мурадова. - Ставрополь : Ставролит, 2010. - 180 с.
3. Манжосова И. Б. Эколого-экономические аспекты эксплуатационно-воспроизводственных процессов в сфере сельскохозяйственного землепользования Ставропольского края / И.Б. Манжосова, А.Н. Бобрышев//Экономика и предпринимательство.-2013. - № 3.- С. 6-8
4. Наталуха И.А. Децентрализованная модель рынка экологических инноваций при налоге на загрязнение / И.А. Наталуха // Современные научные исследования. - 2012. - № 3. - С. 5-7.
5. Яковенко В.С. Концептуальные подходы к исследованию предпринимательской среды региона / В. С. Яковенко, 0. Н. Кусакина // Европейский журнал социальных наук. - 2012. - № 9. - С. 518-524.
6. Яковенко В.С. Экологизация потребления и экологическая маркировка продукции / В.С. Яковенко, С.В. Гришанова // Учетно-аналитические инструменты прогнозирования экономической безопасности инновационного развития территорий : материалы III Международной научно-практической конференции.- Астрахань, 2013.- С. 321-325.