Научная статья на тему 'Проявление внешних эффектов как результат воздействия административных барьеров на рыночную среду'

Проявление внешних эффектов как результат воздействия административных барьеров на рыночную среду Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
722
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ / БАРЬЕРНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЫНКИ / РЫНОЧНАЯ СРЕДА / ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черных В.В.

В статье отмечается, что в рыночной среде ощущается присутствие ограничивающих факторов так называемых «административных барьеров». Они проявляются в различных формах практически на всех стадиях производства и принятия решений. Проводится сравнительный анализ существующих административных барьеров, исследуются результаты барьерного регулирования в виде отрицательных и положительных внешних эффектов, разработан алгоритм воздействия административных барьеров на рыночную среду. Сделан вывод о возможности барьерного регулирования в зависимости от характера полученных внешних эффектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проявление внешних эффектов как результат воздействия административных барьеров на рыночную среду»

УДК 338.242: 005.52

ПРОЯВЛЕНИЯ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ КАК РЕЗУЛЬТАТ ВОЗДЕЙСТВИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ НА РЫНОЧНУЮ СРЕДУ

В.В. ЧЕРНЫХ, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и бизнеса E-mail: ChernyhVV@volgatech.net Поволжский государственный технологический университет Йошкар-Ола

В статье отмечается, что в рыночной среде ощущается присутствие ограничивающих факторов - так называемых «административных барьеров». Они проявляются в различных формах практически на всех стадиях производства и принятия решений. Проводится сравнительный анализ существующих административных барьеров, исследуются результаты барьерного регулирования в виде отрицательных и положительных внешних эффектов, разработан алгоритм воздействия административных барьеров на рыночную среду. Сделан вывод о возможности барьерного регулирования в зависимости от характера полученных внешних эффектов.

Ключевые слова: административные барьеры, барьерное регулирование, рынки, рыночная среда, внешние эффекты

В настоящее время в самых разных сферах экономической деятельности можно отметить присутствие в рыночной среде ограничивающих факторов. Такие ограничения выступают в качестве своеобразных «административных барьеров» - в различных формах и практически на всех стадиях производства и принятия решений. Более глубокому их анализу способствует классификация барьеров по ряду признаков. Например, можно классифицировать барьеры по доступу к ресурсам и по этапу бизнес-процесса, на котором они установлены. При рассмотрении этих ограничений в условиях институциональной среды важно исследовать как

положительный эффект от наличия административных барьеров, так и отрицательные последствия, приводящие к возникновению провалов рынка.

Автор предпринял попытку изучить различные аспекты воздействия административных барьеров на рыночную среду и внешние эффекты, возникающие в результате такого воздействия.

В ходе исследования пришлось решать следующие задачи:

- проанализировать некоторые подходы к понятию «административный барьер»;

- произвести оценку классификационных групп административных барьеров;

- разработать схему воздействия барьеров на рыночную среду с учетом отрицательных и положительных внешних эффектов.

Понятие «административный барьер» появилось в трудах современных ученых сравнительно недавно. В процессе исследования был выявлен ряд подходов к его определению (табл. 1).

Основа формирования административных барьеров была заложена в ходе трансформации рыночной системы - при разработке законодательной базы в области предпринимательства. При этом учитывалась общая иерархия законодательных актов: Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ и Налогового кодекса РФ.

Общеизвестно, что в качестве наиболее часто используемого инструментария влияния на предпринимательскую деятельность с помощью

Таблица 1

Административные барьеры: характеристика понятия

Автор Название работы Подход к рассмотрению понятия

Норд Д. «Институты, институциональные изменения и функционирование экономики» [7] В работе не рассматриваются непосредственно барьеры, но признаются существующие в институциональной среде «неформальные ограничения и способы обеспечения действенности ограничений»

Мильнер Б. Предисловие к работе Д. Норта «Институты, институциональные изменения и функционирование экономики» [5] Рассматривается наличие барьеров как характерный признак институтов. Барьеры определяются, как «разработанные людьми ограничения»

Олейник А. «Издержки и перспективы реформ в России: институциональный подход» [8] Проведен анализ норм неформального института, а также норм, принадлежащих к «идеальному типу»

Де Сото Э. «Иной путь. Невидимая революция в третьем мире» [3] Проведен анализ барьеров, выделены некоторые из них (например, издержки регистрации бизнеса, получения лицензий, издержки продолжения деятельности в рамках закона)

Аузан А., Крючкова П. «Административные барьеры в экономике: институциональный анализ» [1] Дано определение понятия «административные барьеры». Сами барьеры рассматриваются как установленные решениями государственных органов правила, соблюдение которых является обязательным условием ведения деятельности на рынке, вводящие платежи за прохождение бюрократических процедур

Порезанова Е. «Муниципальная наука: теория, методология, практика» [6] Выделены внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные) противоречия в рыночной среде

Петров И. «Демонополизация рынков в процессе обеспечения экономической безопасности макрорегиона: воспроизводственный подход» [100] Рассмотрены аспекты процесса монополизации рынков в условиях рыночной трансформации. Характеризуется понятие «административный барьер» как инструмент ликвидации рынков, избыточных с точки зрения демонополизации

Волошина В. «Экономическое содержание административных барьеров и их воздействие на институт предпринимательства» [2] Рассмотрены основные трудности, способствующие существованию административных барьеров в малых и средних населенных пунктах: отсутствие развитого рынка внутри местности, административное давление, трудности выхода на региональный рынок

административных барьеров выступает налоговая политика.

Исследователи практически повсеместно рассматривают их через призму институциональной среды, хотя сам термин «административные барьеры» сформировался далеко не сразу. Например, Д. Норд доказывал существование «неформальных ограничений» в институциональной среде, а Б. Мильнер подчеркивал существование ограничений, разработанных людьми [5, 7]. В ходе дальнейшей разработки проблемы был проведен сравнительный анализ норм формальных и неформальных институтов, среди которых присутствуют ограничения барьерного характера [8].

Детальный анализ административных барьеров представлен в работе Э. Де Сото. Им рассматриваются такие барьеры, как издержки регистрации бизнеса, получения лицензий, издержки продолжения деятельности в рамках закона, например, выплата налогов, предоставление обязательной отчетности [3].

Наиболее подробно барьеры рассмотрены в работах А. Аузан и П. Крючковой. Они дали опре-

деление понятию «административный барьер», а также выделили классификационные группы [1].

В исследовании А. Порезановой названы основные причины возникновения противоречий в рыночной среде [6]. Например, возникновение внешних экзогенных барьеров в пределах локальных рынков связано с тем, что местный рынок является одновременно как самостоятельной системой, так и частью внутреннего рынка страны. Внутренние (эндогенные) барьеры могут формироваться в результате того, что структуры производства и структуры потребления не совпадают территориально.

Административные барьеры широко рассмотрены в монографии И. Петрова, который характеризует их с точки зрения демонополизации рынков [10]. Экономическое содержание административных барьеров подробно исследовано В. Волошиной: проанализированы ограничения в малых и средних населенных пунктах и основные трудности, связанные с их наличием [2].

Положительными внешними эффектами влияния института административных барьеров на рыночную среду являются:

- обеспечение стабильного дохода от деятельности предприятий и организаций;

- наличие безопасности и социального порядка: такие барьеры не всегда способствуют активному росту рынка, но обеспечивают контроль за ним.

В результате воздействия административных барьеров может проявиться и отрицательный внешний эффект, который выражается в возникновении различных схем ухода предприятий от уплаты налогов, коррупции, инфляции. Причинами здесь являются противоречия институционального характера на федеральном, региональном и местном уровнях.

Поскольку большинство барьеров возникло в результате институционального импорта, это и становится причиной дисфункций, т.е. отрицательных функций рыночной среды, которые могут породить кризисы на всех уровнях рыночной системы.

Выступая в качестве инструмента государственного регулирования, различные формы барьеров присутствуют в самых разных сферах экономической деятельности, практически на всех стадиях хозяйственной деятельности предприятий. Рассмотрим несколько вариантов классификаций административных барьеров, причин их появления.

В работе А. Аузан и П. Крючковой [1] в качестве классификационного признака изучается источник

Результат барьер]

возникновения барьера. В соответствии с данной классификацией ученые выделяют:

- барьеры, сформированные в результате ошибочного решения государственных органов или существующие как пережиток прошлого;

- барьеры как отражение личных интересов отдельных политически влиятельных субъектов или групп.

Кроме того, А. Аузан и П. Крючкова классифицируют административные барьеры в зависимости от этапа бизнес-процесса, на котором находится барьер. Это позволяет выделить три группы административных барьеров, действующих в настоящее время в России:

1) барьеры на входе предприятий на рынок в виде лицензирования, разрешений, регистрации, согласования проектной документации;

2) барьеры, связанные с допуском товаров на рынок: сертификация, идентификация, маркирование;

3) «барьеры издержек»: инспекционная деятельность, контроль и надзор, делопроизводство, документооборот, многочисленные формы обязательной отчетности.

Согласно исследованиям специалистов института экономики переходного периода, [4] следует рассматривать не только положительные, но и отрицательные стороны барьерного регулирования (табл. 2).

Таким образом, почти все барьеры дают отрицательный эффект или характеризуются отрицатель-

Таблица 2

го регулирования

Характер барьера Следствие Результат

«Барьеры входа» на рынок как административные препятствия предпринимательской активности Создают трудности для ведения деятельности малого и среднего бизнеса Отрицательный внешний эффект в виде незарегистрированной хозяйственной деятельности, неуплаты налогов в бюджет

Контроль за деятельностью предприятий Отсутствие ограничителя при осуществлении контроля Ограничения конкуренции в пользу определенных экономических агентов

Противоречивость требований правового характера Количество принятых законов не обеспечивает необходимого качества Структурные сдвиги внутри массива законов характеризуются отрицательным эффектом

Санкции за нарушение установленного порядка функционирования предприятий Возможность оказывать давление на деятельность предприятий Отрицательный эффект в виде снижения темпов рыночного развития

Принятие нормативных актов по контролю за предпринимательской деятельностью Возможность принятия нормативных актов, излишне ограничивающих деятельность предприятий Ограничения конкуренции в пользу определенных экономических агентов, снижение темпов роста рынка

Совмещение одним и тем же ведомством функций установления правил и контроля за их соблюдением Отсутствие необходимого правового инструментария для качественной работы ведомств Характер воздействия на развитие рынков отрицательный, темп роста рынков снижается

Отсутствие четкого механизма ценового регулирования Высокий уровень инфляции Снижение объема продаж, за исключением товаров первой необходимости

ным характером воздействия на деятельность рыночных субъектов, что не исключает возможности наличия положительного внешнего эффекта.

Регулирование административных барьеров в условиях новой институциональной среды представляется достаточно медленным процессом, поскольку связано с изменением межотраслевых связей при смене технологических укладов и адаптации к ним механизмов саморегулирования экономики [9]. Тем не менее барьеры могут стать эффективным инструментом, направляющим экономику локальных рынков на рациональный путь развития (при условии наличия у рыночной системы механизма саморегулирования на местном уровне).

Положительный внешний эффект воздействия административных барьеров может быть получен при условии, что регулирование будет одним из возможных направлений их государственной поддержки на местном и региональном уровнях.

Еще один вариант классификации административных барьеров, предложенный А. Аузан и П. Крючковой, позволяет подразделить барьеры на группы (табл. 3) в зависимости от доступа к ресурсам и права на осуществление хозяйственной деятельности.

Согласно данной классификации барьеры подразделяют на две категории:

- ограничивающие допуск к ресурсам;

- ограничивающие осуществление бизнес-процесса на каком-либо из этапов.

Существует возможность повышения интенсивности развития местных рынков с помощью снижения негативного влияния административных барьеров.

Классификация административных

Результаты проведенных опросов говорят об отрицательном характере воздействия барьеров на предприятия малого и среднего бизнеса. Как показывают исследования, с непреодолимыми административными барьерами связывают закрытие своего бизнеса около четверти предпринимателей. Еще одна четверть опрошенных называет препятствия со стороны крупных предприятий в качестве причины закрытия бизнеса.

Один из примеров воздействия барьерного регулирования на рыночную среду - изменение порядка уплаты страховых взносов для индивидуальных предпринимателей: с 01.01.2013 они были повышены с 14 300 до 32 479 руб. в год [13]. Это вызвало массовый отказ от права ведения деятельности со стороны представителей малого бизнеса либо частичный переход малого бизнеса в ненаблюдаемый сектор экономики. В дальнейшем отрицательный эффект распространяется в конечном итоге на потребителей, так как предпринимателям необходимо поднимать цены, чтобы покрыть издержки на преодоление административных барьеров.

На основании проведенных исследований была разработана схема (рис. 1) - алгоритм воздействия административных барьеров на рыночную среду, учитывая тот факт, что эффекты от их влияния носят либо отрицательный, либо положительный характер.

Положительный эффект от наличия административных барьеров заключается в улучшении ситуации для хозяйствующих субъектов, действующих в пределах какой-либо территории или рынка. Он возможен в том случае, если законы регулируют деятельность хозяйствующих субъектов, не ослабляя, а усиливая ее.

Таблица 3

барьеров: ресурсы (бизнес-процесс)

Классификационная группа (этап бизнес-процесса) Доступ к ресурсам

Доступ к ресурсам и правам собственности Право на начало хозяйственной деятельности Право на осуществление текущей хозяйственной деятельности

Барьеры входа Регистрация предприятия. Получение в аренду помещения. Доступ к кредитам. Лизинг оборудования

Барьеры допуска Лицензирование деятельности. Регистрация товаров и услуг

Барьеры издержек Санкции за нарушения установленных правил. Согласование принимаемых решений с контролирующими организациями. Получение различных льгот

Положител Э<3 ьный внешний )фект

Положительный эффект от воздействия барьеров - рост прибыли, появление новых предприятий, улучшение условий деятельности между хозяйствующими субъектами

Повышение отчислений в бюджет. Улучшение условий жизни населения

Поддержание стабильности со стороны государства в институциональной среде

Отрицательный эффект, приводящий к возникновению провалов рынка, наряду с другими причинами может являться результатом наличия избыточных административных барьеров. В данном случае следует говорить об относительно невысоких транзакционных издержках, необходимых предприятию для преодоления данного барьера, что в свою очередь стимулирует возникновение предельных социально-экономических издержек. Например, ущерб от неуплаты налогов в бюджет приносит кратковременную выгоду предприятию, но ограничивает социально-экономическое развитие, поскольку в итоге распределяется на всех членов общества [12]. Отсюда проистекает необходимость регулирования - корректировки или нейтрализации барьеров, отесывающих отрицательное воздействие.

Один из возможных способов выявления воздействия административных: барьеров-анализ сальдированного финансового результатадеятель-ности организаций, прибыли за вычетом убытков, полученных предприятиями местных рынков. Рассмотрим его на примереэкономикиРесиублики Марий Эл в 2007-2012 гг. (табл. 4).

Результаты исследования данных табл. 4 показывают, что, несмотрянарезкоепадениеитогов финансового показателяв2008-2009 гг.,заиериод с 2009 по 2012 г. наблюдается увеличение сальдированного финансового результата организаций Республики Марий Эл.

Анализ сальдированного финансового результата деятельности организаций, прибыли за вычетом убытков в 2011-2012 гг. демонстрирует достаточно большое количество провалов рынка (рис. 2).

Динамика сальдированного финансового результата подтверждает наличие отрицательного внешнего эффекта, которому подвержены многие местные рынки республики. Тем не менее существует ряд локальных рынков, где преобладает положительный внешний эффект (например, рынки

Воздействие административных барьеров

Отрицательн эфф эш внешний гкт

Отрицательный эффект от воздействия барьеров может выражаться в снижении прибыли хозяйствующих субъектов, закрытии предприятий и ухудшении условий их деятельности

Снижение отчислений в бюджет. Ухудшение условий жизни населения

Наличие провалов рынка вызывает необходимость корректировки или нейтрализации барьера

Рис. 1. Результат воздействия административных барьеров на рыночную среду

г. Йошкар-Ола, г. Волжска, г. Козмодемьянска, а такжеЗвениговский, Медведевский и (Зоветекий).

В качестве последствий административных барьеров (кроме наличия убытков) можно рассмат-риватьвозникновение задолженностипо выдаче заработной платы.Зачастуюпредприятсыне показывают реальную заработную плату сотрудников, чтотакже вызвано избыточным характером барьерного регулирования .

Отрицательныеэффекты,обр&зующиеся от создания административных барьеров, способствуют появлениюненаблюдаемого сектора экономики,что ухудшеюткак экономическую, так и социальнуюсо-ставляющие качества жизни населения. Положительные эффекты в свою очередь позволяют добиться стабильного развития. Это в данном случае наилучший вариант для повышения уровня жизни населении.

Таким образом, барьерное регулирование должно быть нагфавленонаподдержешие бал;шса наличия в рыночной среде положительных внешних эффектов и минимизацию негативных последствий, возникающих как результат избыточных административных барьеров. В дальнейшем на базе этих исследований возможна разработка стратегии развития рынков местного уровня в Республике Марий Эл в зависимости от характера полученных внешних эффектов.

Таблица 4

Сальдированный финансовый результат деятельности предприятий и организаций Республики Марий Эл в 2008-2012 гг., тыс. руб. [111]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Местный рынок 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Йошкар-Ола 751,9 1 002,7 795,3 866,4 1 761,4 2 908,7

Волжск 468,8 283,3 151,3 334,5 442,2 396,1

Козмодемьянск 163,3 91,9 153,2 151,6 120,5 383,6

Волжский 20,7 13,5 -27,3 -46,2 -24,5 -32,4

Горномарийский 31,4 38 12,3 9,3 5,4 13,7

Звениговский 479,7 725,2 739,4 669,1 705,5 1 056,7

Килемарский 0,2 1,6 -1,3 -2,6 - -

Куженерский 2,3 4,9 -9,5 1,1 -21,4 5,4

Мари-Турекский 44,1 29,2 21,6 21,4 -6,9 -88,7

Медведевский 87 60,4 1,3 -243,2 310,0 324,2

Моркинский 13,9 8,1 2,5 1,2 2,6 -1,5

Новоторъяльский 13,9 7,6 5,3 5,7 26,1 25,3

Оршанский 907,4 925,8 -291,6 872,5 562,9 27,3

Параньгинский 14,4 -17,6 -29,3 7,7 10,1 4,7

Сернурский 16,3 5 4,9 23 2,9 14,9

Советский 32,2 -6,9 53,7 -15,1 -4,0 193,5

Юринский 1,7 0,4 0,2 -1,6 -0,9 -1,0

Всего по республике 3 049,2 3 173,1 1 582,0 2 654,8 3 891,9 5 230,5

3000

2500

2000

1500

1000

500

-500_<

-ко"

WI

■ 2012 г.

■ 2011 г.

II

/

_rv

<sSL.fi

Й- .¿t- .S4

Л*

* £

vU

-fr® i-*у

* с/ с/

* с/

.й4

/f/S* «

^ ^ Л®

# _<Г Г О* ж

<>1

Рис. 2. Темпы роста (снижения) финансового результата деятельности организаций местных рынков Республики Марий Эл в 2011-2012 гг., тыс. руб.

Список литературы

1. Аузан А., Крючкова П. Административные барьеры в экономике: задачи деблокирования // Вопросы экономики. 2001. № 5. С. 73.

2. Волошина В. Ю. Экономическое содержание административных барьеров и их воздействие на институт предпринимательства. URL: http://diss.rsl. ru/diss/07/0095/070095037.pdf.

3. Де Сото Э. Иной путь. Невидимая революция в третьем мире. М.: Gatallaxy. 1995.

4. Дерегулирование российской экономики. URL: http://www. iet.ru/.

5. Мильнер Б.3. Предисловие к работе Д. Норта «Институты, институциональные изменения и функционирование экономики». М.: Начала. 1997.

6. Муниципальная наука: теория, методология, практика. М.: Муниципальный мир. 2003. 393 с.

7. Норд Д.С. Институты, институциональные изменения

и функционирование экономики. М.: Начала. 1997.

8. Олейник А.Н. Издержки и перспективы реформ в России: институциональный подход. М.: Магистр. 1997. 40 с.

9. Петров А., Поспелов И. Инновационно-прорывной путь развития: прогнозные параметры // Экономист. 2007. № 1. С. 15.

10. Петров И.В. Демонополизация рынков в процессе обеспечения экономической безопасности

макрорегиона: воспроизводственный подход. М.: Юнити. 2005.

11. Республика Марий Эл в цифрах: краткий статистический сборник. Йошкар-Ола: Маристат. 2013. 398 с.

12. Цветкова Г.С., Черных В.В. Проявление внешних эффектов на уровне местных рынков // Вестник МарГТУ. 2008. № 3. С. 41.

13. URL: http://www.gazeta.ru/business/2013/03 /26/5117225.shtml.

Problem. Research. Solution

MANIFESTATIONS OF EXTERNAL EFFECTS AS Ä RESULT OF ADMINISTRATIVE BARRIERS INFLUENCE ON MARKET ENVIRONMENT

Veronika V. CHERNYKH

Abstract

The article points out that the market environment faces the presence of constraining factors, the so called "administrative barriers". The author considers that they manifest themselves in the various forms practically at all stages of production and decision-making and she makes a comparative analysis of the existing administrative barriers and studies the results of barrier regulation in the form of negative and positive external effects. The paper devises an algorithm of administrative barriers influence on the market environment. The author makes a conclusion about the possibility of barrier regulation depending on character of the gained external effects.

Keywords: administrative barriers, barrier regulation, markets, market environment, external effects

References

1. Auzan A., Kriuchkova P. Administrativnye bar'ery v ekonomike: zadachi deblokirovaniia [Administrative barriers in economic life: lifting of the blockade issues]. Voprosy ekonomiki - Economic matters, 2001, no. 5, p. 73.

2. Voloshina V.Iu. Ekonomicheskoe soderzhanie administrativnykh bar'erov i ikh vozdeistvie na institut predprinimatel'stva [Economic content of administrative barriers and their impact on business institute]. Available at: http://diss.rsl.ru/diss/07/0095/070095037. pdf. (In Russ.)

3. De Soto E. Inoi put'. Nevidimaia revoliutsiia v tret'em mire [Another route. Invisible revolution in the third world countries]. Moscow, Gatallaxy Publ., 1995.

4. Deregulirovanie rossiiskoi ekonomiki [The Russian economy deregulation]. Available at: http://www. iet.ru/. (In Russ.)

5. Mil'ner B.3. Predislovie k rabote D. Norta "In-stituty, institutsional'nye izmeneniia i funktsionirovanie

ekonomiki" [The preface to D. North work "Institutes, institutional changes and economy functioning"]. Moscow, Nachala Publ., 1997.

6. Munitsipal'naia nauka: teoriia, metodologiia, praktika [Municipal science: theory, methodology, practice]. Moscow, Munitsipal'nyi mir Pudl., 2003, 393 p.

7. Nord D.S. Instituty, institutsional'nye izmeneniia i funktsionirovanie ekonomiki [Institutes, institutional changes and economic performance]. Moscow, Nachala Publ., 1997.

8. Oleinik A.N. Izderzhki i perspektivy reform v Rossii: institutsional'nyi podkhod [Shortcomings and prospects of reforms in Russia: institutional approach]. Moscow, Magistr Publ., 1997, 40 p.

9. Petrov A., Pospelov I. Innovatsionno-proryvnoi put' razvitiia: prognoznye parametry [Innovation and breakthrough way of development: predictive parameters]. Economist, 2007, no. 1, p. 15. (In Russ.)

10. Petrov I.V. Demonopolizatsiia rynkov v prot-sesse obespecheniia ekonomicheskoi bezopasnosti makroregiona: vosproizvodstvennyi podkhod [Demo-nopolization of the markets when providing macro-region economic security: reproduction approach]. Moscow, Iuniti Publ., 2005.

11. Respublika Marii El v tsifrakh [The Republic of Mari El in figures]. Ioshkar Ola, Maristat Publ., 2013, 398 p.

12. Tsvetkova G.S., Chernykh V.V. Proiavlenie vneshnikh effektov na urovne mestnykh rynkov [Manifestation of external effects at the local market level]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of the Mari State University, 2008, no. 3, p. 41.

Veronika V. CHERNYKH

Volga Region State Technological University, Ioshkar Ola, Russian Federation ChernyhVV@volgatech.ne

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.