Научная статья на тему 'Конвергенция как процесс современной медиареальности: соотношение понятий "конвергентная журналистика", "масс-медиа", "медиареальность"'

Конвергенция как процесс современной медиареальности: соотношение понятий "конвергентная журналистика", "масс-медиа", "медиареальность" Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
381
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАРЕЛЬНОСТЬ / МАСС-МЕДИА / КОНВЕРГЕНТНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / МЕДИАКОНВЕРГЕНЦИЯ / КОНВЕРГЕНЦИЯ МАССМЕДИА / МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / КОНВЕРГЕНТНАЯ РЕДАКЦИЯ / БИНАРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / УЧАСТВУЮЩАЯ АУДИТОРИЯ / MEDIA REALITY / MASS MEDIA / CONVERGENT JOURNALISM / MEDIA CONVERGENCE / MASS MEDIA CONVERGENCE / MULTIMEDIA JOURNALISM / CONVERGED EDITION / BINARY COMMUNICATION / PARTICIPATING AUDIENCE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Боргоякова Анастасия Александровна

В статье рассматривается соотношение понятий «медиареальность», «масс-медиа», «конвергентная журналистика», в ходе изучения которых констатируется факт того, что контаминации и конвергенции гуманитарного научного знания имеют место, что они неизбежны и универсальны. В контексте феномена «конвергентная журналистика» рассмотрены такие соотносительные понятия, как «медиаконвергенция», «конвергенция масс-медиа», «мультимедийная журналистика» и «конвергентная редакция».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONVERGENCE AS A PROCESS OF MODERN MEDIA: CORRELATION OF CONCEPTS OF "CONVERGENT JOURNALISM", "MASS-MEDIA", "MEDIAREALITY"

The article examines correlation of the concepts of “media reality”, “mass media”, and “convergent journalism”. The study of these concepts confirm the fact that contamination and convergence of humanitarian scientific knowledge take place, that it is inevitable and universal. Such correlative concepts as “media convergence”, “mass media convergence”, “multimedia journalism” and “convergent editorial office” are considered in the context of the “convergent journalism” phenomenon.

Текст научной работы на тему «Конвергенция как процесс современной медиареальности: соотношение понятий "конвергентная журналистика", "масс-медиа", "медиареальность"»

УДК [316.77:81 '272] :[001.4+070]

КОНВЕРГЕНЦИЯ КАК ПРОЦЕСС СОВРЕМЕННОЙ МЕДИАРЕАЛЬНОСТИ: СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «КОНВЕРГЕНТНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА», «МАСС-МЕДИА», «МЕДИАРЕАЛЬНОСТЬ»

Боргоякова Анастасия Александровна,

менеджер по медиапродвижению медиагруппы «Юг Сибири» Научный руководитель — И. В. Пекарская, доктор филологических наук, профессор Медиагруппа «Юг Сибири» (г. Абакан)

В статье рассматривается соотношение понятий «медиареальность», «масс-медиа», «конвергентная журналистика», в ходе изучения которых констатируется факт того, что контаминации и конвергенции гуманитарного научного знания имеют место, что они неизбежны и универсальны. В контексте феномена «конвергентная журналистика» рассмотрены такие соотносительные понятия, как «медиаконвергенция», «конвергенция масс-медиа», «мультимедийная журналистика» и «конвергентная редакция».

Ключевые слова: медиарельность, масс-медиа, конвергентная журналистика, медиаконвергенция, конвергенция массмедиа, мультимедийная журналистика, конвергентная редакция, бинарная коммуникация, участвующая аудитория.

CONVERGENCE AS A PROCESS OF MODERN MEDIA: CORRELATION OF CONCEPTS OF "CONVERGENT JOURNALISM", "MASS-MEDIA", "MEDIAREALITY"

Borgoyakova Anastasia Alexandrovna,

media promotion manager, South Siberia Media Group Scientific adviser — I. V. Pekarskaya, Doctor of Philology, Professor Media groups "South of Siberia" (Abakan)

The article examines correlation of the concepts of "media reality", "mass media", and "convergent journalism". The study of these concepts confirm the fact that contamination and convergence of humanitarian scientific knowledge take place, that it is inevitable and universal. Such correlative concepts as "media convergence ", "mass media convergence ", "multimedia journalism" and "convergent editorial office" are considered in the context of the "convergent journalism" phenomenon.

Key words: media reality, mass media, convergent journalism, media convergence, mass media convergence, multimedia journalism, converged edition, binary communication, participating audience.

Медиареальность представляет собой сложную систему глобальной коммуникации, которую можно охарактеризовать как непрекращающийся процесс, во-первых, развития способов получения доступа к информации, во-вторых, возникновения многочисленных возможностей её распространения. Всё это позволяет любому пользователю коммуникативных технологий транслировать собственную информацию для широкой аудитории. Это в свою очередь ведёт к активной конкурентной борьбе в социальном поле журналистики между любителями «поиграть словом» и профессионалами-журналистами.

Термин «медиареальность» достаточно молод. По свидетельству И. В. Пекарской, о ме-

диареальности заговорили в конце XX - начале XXI в. [1, с. 17]. О неустановившемся статусе понятия говорили, в том числе, на общероссийской научно-исследовательской конференции «Медиа-реальность: проблема формирования новых ценностей», которая состоялась в 2013 году в стенах Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Ката-нова (г. Абакан, Хакасия) [2].

В стенограмме круглого стола «Медиади-скурс: итоги и перспективы» по итогам упомянутой научной конференции профессор Санкт-Петербургского государственного университета В. В. Савчук высказался о необходимости междисциплинарного подхода к изучению феноменов медиареальности и медиа. В частно-

сти, он считает, что к данному процессу следует подключать психологов, филологов и, конечно, социологов. Соглашается с этим утверждением и доктор философских наук Р. Н. Ибрагимов, говоря о пользе междисциплинар-ности следующее: «Для меня совершенно очевидно стало, что философский и социологический масштабы рассмотрения медиареально-сти порой наводят на очень интересные... догадки. В частности, то, что очевидно для философа - медиа как некая тотальность, некий сплошной континуум, совершенно иначе предстаёт в глазах социолога» [2, с. 204].

Замечания названных учёных об интеграции методов разных гуманитарных наук в изучении феномена медиареальности по своей сути представляют собой не что иное, как отражение феномена «контаминации и конвергенции гуманитарного знания», когда поля разных гуманитарных наук накладываются друг на друга, то есть контаминируются (например, юрислингвистика, лингвоюри-стика), или когда они объединяются в одну, то есть конвергируются (например, филология, речеведение) (см. об этом специально: [1]).

Заметим, что о несформировавшейся пока дефиниции понятия «медиареальность» свидетельствует, в частности, факт существования разных орфографических вариантов его написания: «медиа-реальность», «медиа реальность» и «медиареальность» [1, с. 17; 2, с. 104]. Автор указанного источника термин «медиа-реальность» предлагает понимать как «объективированное коммуникативное поле масс-медиа» [1, с. 17; 2, с. 104].

Понятие «масс-медиа» сегодня также не имеет однозначного толкования. В частности, И. В. Пекарская обращает внимание на узкую и широкую трактовку термина [2, с. 104] (см. об этом ниже). Не имеет термин и «однозначной» орфографии: в разных источниках он употребляется в двух орфографических вариантах: «масс-медиа» и «массмедиа». Мы пред-

лагаем использовать первый орфографический вариант написания данного термина.

В узком смысле понимание данного термина сводится к трансляции информации через средства её передачи для широкой аудитории, такие как телевидение, радио, печатная пресса, носители наружной рекламы и т. д. Иначе говоря, в этом случае понятие «масс-медиа» выступает в качестве синонима к понятию «СМИ». Широкое толкование сущности «масс-медиа» пересекается с понятием «средства массовой коммуникации», то есть масс-медиа - это уже не просто некий публичный орган, транслирующий информацию, а всевозможные технологии сбора, обработки, распространения информации и донесения её до массовой аудитории. Данный подход к осмыслению сущности «масс-медиа» связан с понятием «медиум». Изучением феномена, обозначенного этим термином, сегодня плотно занимается, в том числе, и медиафилософия -молодая в отечественной системе наук дисциплина. Один из основателей медиафилосо-фии - В. В. Савчук, говоря о медиуме, вспоминает высказывание медиатеоретика Маршалла Маклюэна (Marshall McLuhan) «Medium is the message» («Средство сообщения само по себе есть послание»). Это значит, что понимание медиа на качественно ином уровне возможно тогда, когда медиа осмысливается не как посредник, не как предмет или техническое устройство, а как само сообщение, как содержание сообщения, как символический жест, ценный сам по себе... Если средства коммуникации сообщают, то медиа и есть сообщение» [3].

Таким образом, медиум - это «инструмент преобразования опыта в знание, «медиа» (форма мн. числа от «медиум») есть знаки различных многочисленных знаковых систем, придающие смысл событиям повседневной жизни» [1, с. 18; 2, с. 105]. Понятие «масс-медиа» в этом случае необходимо толковать как «коммуникации, которые передают или

«медиируют» значение. Телефон, радио, фильм, телевидение - все они являются «медиа», наряду с печатью и человеческим голосом, живописью и скульптурой» [1, с. 18; 2, с. 105]. Таким образом, можно утверждать, что совокупность всех масс-медиа (средств массовой информации и коммуникации) составляет всё медиапространство, которое в свою очередь есть отражение медиареальности в целом.

Мы уже говорили о том, что современная медиареальность представляет собой сложную систему глобальной коммуникации. Двигателем глобализации в этом случае выступает быстрое развитие информационных и коммуникационных технологий, процесс слияния которых сегодня принято называть конвергенцией.

Данный феномен представляет собой глобальное явление и, как заметила ещё 19 лет назад Е. Л. Вартанова, «конвергенция представляется процессом, который в ближайшие десятилетия может полностью изменить не только системы средств массовой информации и коммуникации, но и различные, связанные с ними, индустрии» [4, с. 12]. И, действительно, сегодня мы уже наблюдаем за тем, как любой пользователь Интернета (одного из инструментов масс-медиа), получая и транслируя информацию, может быть причастен к формированию медиапространства, а значит, и медиа-реальности.

Е. Л. Вартанова, говоря о конвергенции СМИ, выделяет три формы её проявления [4, с. 12]:

1) слияние технологий (дигитализация или перевод текста, видео, аудио в цифровую форму, благодаря чему происходит повышение интерактивности);

2) слияние прежде различных и разобщённых медиа (онлайн-газета, интернет-радио, web-телевидение и др.);

3) слияние рынков (создание новых видов услуг и товаров).

В контексте понятия конвергенции в качестве результата появления новых видов СМИ

говорят о «медиаконвергенции», «конвергенции масс-медиа», «мультимедийной журналистике», «конвергентной редакции» и о «конвергентной журналистике».

О «мультимедийной журналистике» заговорили вслед за прогрессом способов трансляции медиа, когда развитие коммуникационных технологий позволило объединить в пределах одного носителя (компьютер, компакт-диск, флеш-карта, телефон, планшет, смартфон и др.) такие ранее не объединяемые средства коммуникации, как видео, текст, аудио. Этот феномен в наше время именуется термином «мультимедиа», что буквально означает «сочетание множественных способов коммуникации в одном сообщении» [5, с. 33, 37]. Говоря другими словами, мультимедиа есть совокупность двух и более способов передачи информации, воздействующих на разные органы человеческих чувств. Здесь необходимо специально отметить следующее: по сути, мультимедиа как явление существовало всегда. См., например: «Строго говоря, человеческая коммуникация была мультимедийной (то есть сочетала в себе признаки различных способов и каналов коммуницирования) практически во все времена» [5, с. 37].

Собственно мультимедийная журналистика, в понимании А. Г. Качкаевой и С. А. Шомо-вой, - это способ трансляции информации для массы людей, объединяющий возможности и преимущества разных медиа (текст, картинка, аудио, видео, графика и др.) в пределах одной медиаплатформы (сайта) [5]. Мультимедийная журналистика выступает и в качестве трансляции информации, используя разные медиа-платформы (сайт, газета, ТВ, радио).

Д. В. Туманов говорит о «конвергенции масс-медиа» и понимает её как «техническое слияние в одном издании различных способов донесения контента до потребителя» [6], в результате чего появляются различные комбинации гиперизданий: «газета + Интернет, телевидение + газета + Интернет и т. п.». В связи с

этим, по мнению Д. В. Туманова, «конвергенция технических устройств массмедиа влечёт за собой, помимо технической универсализации журналистской мобильности, смену мировоззренческих принципов авторов медийных текстов» [6].

Термин «медиаконвергенция», по замечанию В. В. Шеремет, был введён норвежскими учёными Андерсом Фагерйорд и Таньей Стор-сул. В их интерпретации конвергенция представляет собой совокупность разных слияний. Во-первых, это конвергенция сетей (превращение аналогового сигнала в цифровой, когда современная система цифрового кабельного телевидения транслирует не только телевизионные каналы, но и предоставляет доступ в Интернет, а также к телефонной цифровой связи). Во-вторых, это конвергенция терминалов (объединение некогда различных устройств в единое мультифункциональное устройство, такое как ноутбук, телевизионная приставка, смартфон, планшет), которая логично вытекает из первого. В-третьих, это конвергенция услуг, которая появляется вследствие двух первых этапов конвергенции (это может быть СМС-рассылка рекламного контента в мобильные устройства или, к примеру, доступ к Интернету посредством пульта от телевизора через телевизионную приставку). В-четвёртых, конвергенция рынков, которая является логичным дополнением первых трёх этапов (слияние телекоммуникационного рынка с медиарынком, когда крупные интернет-провайдеры интегрируются с телевидением). В-пятых, в результате слияния различных ме-диаплатформ (пресса + телевидение + Интернет) происходит конвергенция жанров. И, в-шестых, конвергенция регулирования, которая подразумевает некое общее регулирование рынка информационных услуг со стороны власти, случившееся в результате конвергенции [7]. Иначе говоря, процесс регулирования происходит теперь не над каждым видом коммуникации отдельно, а горизонтально.

На наш взгляд, термин «конвергентная журналистика» дополняет и расширяет понимание сущности вышеперечисленных терминов, особенно последнего - медиаконверген-ции. Таким образом, понятие «конвергентная журналистика» более полно передаёт сущность процесса, связанного с глобализацией информационной среды, а значит, определяет современное медиаразвитие.

Изучив литературные источники о конвергентной журналистике (работы И. В. Пекарской [1], Е. Л. Вартановой [4], А. Г. Качкаевой, С. А. Шомовой [5], Е. А. Барановой [8], А. А. Грабельников [9], Е. В. Олешко [10], Е. Н. Якубенко [11] и др.), мы пришли к следующему пониманию сущности термина, которая состоит из трех составляющих:

- во-первых, медиаконвергенции - это результат слияния информационных и коммуникационных технологий в единый информационный ресурс;

- во-вторых, медиаконвергенции - это результат создания нового медиабизнеса путём объединения прежде разных редакций СМИ, а также модернизации методов сбора, обработки и распространения общего медийного продукта (в данном контексте сегодня говорят о конвергентной редакции, под которой понимают «производственно-творческую структуру, производящую медиапродукт для нескольких видов СМИ, часто входящих в состав одного медиаобъединения (Интернет, радио, телевидение, печатные СМИ), где осуществляется обмен информацией, анонсами, ссылками на материалы, рекламными площадями» [12]);

- и, в-третьих, медиаконвергенции - это результат слияния гиперредакций с участвующей аудиторией.

Последнее свидетельствует о том, что, «приобретая доступ к эффективным коммуникационным технологиям с новыми векторами, объёмами и скоростями распространения информации, конвергентная журналистика расширяет свои возможности по оказанию влия-

ния на судьбы людей и народов в различных частях света. Аудитория, благодаря мультиме-диатизации жизни, расширяется и сегментируется, становится более интерактивной, но с тенденциями к индивидуализации своего отношения к получаемой информации, утверждению права на распространение собственной информации в блогосфере» [1, с. 18].

Таким образом, конвергентная журналистка обращается к аудитории не как к пассивному адресату, а как к активному получателю и распространителю информации, теперь также несущему ответственность за формирование масс-медийного пространства. Именно поэтому здесь мы будем специально говорить о бинарной коммуникации, как о коммуникации между гиперредакцией с её участвующей аудиторией и коммуникации участвующей аудитории с гиперредакцией. Сегодня в процессе такого объединения посредством бинарной коммуникации формируется медиареальность города, региона, страны, Земли. В этом контексте также справедливо говорить о креоли-зованной и поликодовой коммуникации.

Более того, участвующая аудитория вступает в конкурентную борьбу с профессиональными журналистами. Следствием этого становится повсеместное развитие блогосферы, фо-

румов, неофициальных информационных сайтов как ответ на замалчивание или пропаганду из официальных источников.

Подытоживая всё вышеизложенное, можно сказать однозначно: из-за супердинамичного и потому достаточно непростого процесса информационной глобализации научному сообществу сложно договориться, отчего существует многообразие понятий, определяющих суть конвергенции средств массовой информации и средств массовой коммуникации, таких как «конвергентная журналистика», «ме-диаконвергенция», «конвергенция масс-медиа», «мультимедийная журналистика», «конвергентная редакция», а также «интернет-журналистика», «язык медиаплатформ», «кросс-медийная журналистика», «цифровая журналистика», «флеш-журналистика» и др.

Мы согласны с мнением В. В. Савчука и Р. Н. Ибрагимова о необходимости междисциплинарного подхода в изучении медиареаль-ности, а значит и масс-медиа, но добавим, что понятие «конвергентная журналистика» также должно быть рассмотрено с позиции контаминации теорий и методов научных знаний и дисциплин и связанных с ними исследований особенностей конвергентной журналистики.

Библиографический список

1. Пекарская, И. В. О контаминации и конвергенции в современной научной гуманитарной парадигме / И. В. Пекарская // Актуальные проблемы изучения языка, литературы и журналистики: контаминация и конвергенция гуманитарной мысли: мат-лы XI Междунар. на-уч.-практ. конф. (Абакан, 23-24 ноября 2016 г.) / науч. ред. И. В. Пекарская; отв. ред. В. П. Антонов. - Абакан: Изд-во ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2016. - С. 11-20.

2. Медиа-реальность: проблема формирования новых ценностей: сборник статей / под ред. Р. Н. Ибрагимова. - Абакан: Изд-во ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2013. - 208 с.

3. Кузьмин, А. Медиареальность. Медиасубъект. Медиафилософия: интервью с Валерием Савчуковым / А. Кузьмин - URL: http://mediaphilosophy.ru/library/mediaphilosophy_n/31.pdf (дата обращения: 12.11.2018).

4. Вартанова, Е. Л. К чему ведёт конвергенция СМИ? / Е. Л. Вартанова // Информационное общество. - 1999. - № 5. - С. 11-14.

5. Качкаева, А. Г. Мультимедийная журналистика: учебник для вузов / А. Г. Качкаева; под общ. ред. А. Г. Качкаевой, С. А. Шомовой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд-во «Дом Высшей школы экономики, 2017. - С. 33-43.

6. Туманов, Д. В. Мир-текст как основа конвергенции массмедиа / Д. В. Туманов // Медиаконвергенция и «ситуация человека»: новые вызовы, старые вопросы. В помощь преподавателю журналистики: учеб. пособие / под ред. С. К. Шайхитдиновой. - Казань: Казан. ун-т, 2012. - URL: https://kpfu.ru/docs/F491864356/mediak.pdf (дата обращения: 01.12.2018).

7. Шеремет, В. В. Типология медиаконвергенции / В. В. Шеремет. - URL: https://cyberleninka.ru/article/v/tipologiya-mediakonvergentsii (дата обращения: 01.12.2018).

8. Баранова, Е. А. Конвергентная журналистика. Теория и практика: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. А. Баранова. -М.: Изд-во Юрайт, 2014. - 269 с.

9. Грабельников, А. А. Особенности конвергентной журналистики / А. А. Грабельников // Вестник Университета Российской академии образования. - 2013. - № 3. - С. 79-83.

10. Олешко, Е. В. Конвергентная журналистика: Профессиональная культура субъектов информационной деятельности: учеб. пособие / Е. В. Олешко; М-во образования и науки РФ, Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. - 128 с.

11. Якубенко, Е. Н. Конвергенция как фактор формирования современного медиарынка / Е. Н. Якубенко. - URL: https:// cyberleninka.ru/ article/v/konvergentsiya-kak-faktor-formirovaniya-sovremennogo-media-rynka (дата обращения: 05.10.2018).

12. Молчанова, И. О. Конвергентная редакция как новый тип организации редакционной структуры СМИ / И. О. Молчанова. - URL: https://cyberleninka.ru/article/v/konvergentnaya-redaktsiya-kak-novyy-tip-organizatsii-redaktsionnoy-struktury-smi (дата обращения: 01.12.2018).

© Боргоякова А. А., 2019

УДК 81'27

О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ «РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ» И «РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ»

Коняшкин Александр Алексеевич,

магистрант кафедры стилистики русского языка и журналистики Научный руководитель — В. М. Мальцева, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры стилистики русского языка и журналистики Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

В статье рассматриваются основные особенности системной организации функциональных стилей русского языка. Особое внимание обращается на проблему соотношения и дифференциации понятий «разговорная речь» и «разговорный стиль». Описываются возможности использования разговорной речи в языке художественной литературы.

Ключевые слова: литературный язык, функциональный стиль, разговорный стиль, разговорная речь, язык художественной литературы.

ON CORRELATION OF CONCEPTS OF "COLLOQUIAL LANGUAGE" AND "CONVERSATIONAL STYLE"

Konyashkin Alexander Alekseevich,

graduate student, the Department of the Russian Language Stylistics and Journalism Scientific adviser — V. M. Maltseva, Ph. D. of Philological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Russian Language Stylistics Department and Journalism Katanov Khakass State University (Abakan)

The article deals with the main features of the systematic organization of the Russian language functional styles. Particular attention is paid to the problem of correlation and differentiation of the concepts of "colloquial language" and "conversational style." The author describes the spoken language potential in the language of fiction.

Key words: literary language, functional style, conversational style, colloquial language, language of fiction.

Целью нашей статьи является анализ соотношения понятий «разговорная речь» и «разговорный стиль», объектом исследования - разговорная речь. Рассматриваемая нами проблема является одной из актуальных в современной лингвистике. В научной литературе проблемы выделения функциональных стилей начали активно обсуждаться вновь в 90-х гг. ХХ в. Функциональный стиль, как известно, это разновидность, подсистема русского литературного языка, «обслуживающая» ту или иную социальную сферу, это исторически сложившаяся систе-

ма речевых средств, используемая в той или иной сфере общественной деятельности: повседневном бытовом общении, сфере научных изысканий, политической деятельности, правоведении, официально-деловом общении, медийной сфере и др. Функциональный стиль, таким образом, определяется той сферой общественной деятельности, в которой он находит своё применение. Соответственно в современном языкознании выделяются следующие функциональные стили: книжные (публицистический официально-деловой, научный) и разговорный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.