Научная статья на тему 'КОНТУРЫ ВИДОВОГО МНОГООБРАЗИЯ ЭКОНОМИКИ, ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА ЧЕЛОВЕКА'

КОНТУРЫ ВИДОВОГО МНОГООБРАЗИЯ ЭКОНОМИКИ, ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
21
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕКО-ЦЕНТРИЧНАЯ ЭКОНОМИКА / ЧЕЛОВЕК / ИНФОРМАЦИОННЫЙ КРИТЕРИЙ / ЯДРООБРАЗУЮЩИЙ КОМПОНЕНТ / РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ / ПРОГРЕСС / РЕГРЕСС / ИЗОГРЕСС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Насырова Светлана Ирековна

Необходимость развития экономики, ее постоянной модернизации в соответствии с запросами внешней и внутренней среды требуют построения нового типа экономики, актуализирующей ключевую роль человека в ней. Опыт социально-экономических трансформаций различных стран показывает, что невнимание к человеку, отсутствие его как ядрообразующего элемента в экономической системе способствует кризисам и спадам. Происходит смена приоритетов в сторону экономики, ориентированной на человека. Цель исследования - разработка типологии видового многообразия человеко-центричной экономики. Методологической базой исследования выступили системный и категориально-системный подходы. Методы исследования: контент-анализ, «Ряд информационных критериев». Получены следующие результаты: 1) обозначено многообразие видов экономических систем; 2) разработана типология видового разнообразия человеко-ориентированной экономики на основе ее фундаментальных сфер, обеспечивающих удовлетворение потребностей человека, исходя из его тройственной природы; 3) выделены тридцать шесть видов человеко-центричной экономики на основе комбинаций ее ядрообразующих сфер; 4) обоснованы возможные направления развития экономики, ориентированной на человека, посредством идентификации ее вида и определения вектора «движения» по траектории ее видового разнообразия; 5) аргументирована возможность выстраивания управленческих механизмов с помощью определения текущего вида человеко-ориентированной экономики и образа ее желаемого будущего; 6) обосновано, что типология видового разнообразия человеко-ориентированной экономики - основа для разработки превентивных мер для предотвращения регрессивного развития. Практическая и теоретическая ценность исследования - возможность дальнейшей идентификации уровня развития человеко-центричной экономики и выработке на этой основе направлений управленческих решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OUTLINES OF THE SPECIES DIVERSITY OF THE HUMAN-ORIENTED ECONOMY

The need for the development of the economyand its constant modernization in accordance with the demands of the external and internal environment require the construction of a new type of economy that actualizes the key role of human in it. The experience of socio-economic transformations in various countries shows that inattention to a human, his absence as a core-forming element in the economic system contributes to crises and recessions. Accordingly, there is a change of priorities towards a human-oriented economy. The purpose of the study is to develop a typology of the species diversity of a human-oriented economy. The methodological basis of the study was the systemic and categorical-systemic approaches. Methods were applied: content analysis, “Range of information criteria”. The following results of the study were obtained: 1) the variety of types of economic systems is indicated;2) a typologyof the species diversityof a human-oriented economy has been developed on the basis of its fundamental spheres that ensure the satisfaction of human needs, based on its threefold nature; 3) thirty-six types of human- centered economy are identified on the basis of combinations of its core-forming spheres; 4) possible directions of the development of a human-oriented economy are substantiated by identifying its type and determining the vector of “movement” along the trajectory of the species diversity; 5) the possibility of building management mechanisms by determining the current type of human-oriented economy and the image of its desired future is argued; 6) it is substantiated that the typology of the species diversity of a human-oriented economy is the basis for the development of preventive measures to prevent the regressive development. The practical and theoretical value of the conducted research is the possibility of further research to identify the level of development of the human-oriented economy and develop the directions of management decisions on this basis.

Текст научной работы на тему «КОНТУРЫ ВИДОВОГО МНОГООБРАЗИЯ ЭКОНОМИКИ, ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА ЧЕЛОВЕКА»

www.volsu.ru

DOI: https://doi.Org/10.15688/ek.jvolsu.2022.3.3

UDC 330.34 LBC 65.011

Submitted: 11.07.2022 Accepted: 25.07.2022

OUTLINES OF THE SPECIES DIVERSITY OF THE HUMAN-ORIENTED ECONOMY

Svetlana I. Nasyrova

Institute of Education Development of the Republic of Bashkortostan, Ufa, Russian Federation; Bashkir State University, Ufa, Russian Federation

Abstract. The need for the development of the economy and its constant modernization in accordance with the demands of the external and internal environment require the construction of a new type of economy that actualizes the key role of human in it. The experience of socio-economic transformations in various countries shows that inattention to a human, his absence as a core-forming element in the economic system contributes to crises and recessions. Accordingly, there is a change of priorities towards a human-oriented economy. The purpose of the study is to develop a typology of the species diversity of a human-oriented economy. The methodological basis of the study was the systemic and categorical-systemic approaches. Methods were applied: content analysis, "Range of information criteria". The following results of the study were obtained: 1) the variety of types of economic systems is indicated; 2) a typology of the species diversity of a human-oriented economy has been developed on the basis of its fundamental spheres that ensure the satisfaction of human needs, based on its threefold nature; 3) thirty-six types of human-centered economy are identified on the basis of combinations of its core-forming spheres; 4) possible directions of the development of a human-oriented economy are substantiated by identifying its type and determining the vector of "movement" along the trajectory of the species diversity; 5) the possibility of building management mechanisms by determining the current type of human-oriented economy and the image of its desired future is argued; 6) it is substantiated that the typology of the species diversity of a human-oriented economy is the basis for the development of preventive measures to prevent the regressive development. The practical and theoretical value of the conducted research is the possibility of further research to identify the level of development of the human-oriented economy and develop the directions of management decisions on this basis.

Key words: human-centered economy, human, information criteria, core-forming component, economic development, progress, regression, isogress.

Citation. Nasyrova S.I. Outlines of the Species Diversity of the Human-Oriented Economy. Vestnik Volgogradskogogosudarstvennogo universiteta. Ekonomika [Journal of Volgograd State University. Economics], 2022, vol. 24, no. 3, pp. 28-43. (inRussian). DOI: https://doi.org/10.15688/ek.jvolsu.2022.3.3

УДК 330.34 Дата поступления статьи: 11.07.2022

ББК 65.011 Дата принятия статьи: 25.07.2022

КОНТУРЫ ВИДОВОГО МНОГООБРАЗИЯ ЭКОНОМИКИ, ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА ЧЕЛОВЕКА

Светлана Ирековна Насырова

Институт развития образования Республики Башкортостан, г. Уфа, Российская Федерация; (м Башкирский государственный университет, г. Уфа, Российская Федерация

(N О (N

Аннотация. Необходимость развития экономики, ее постоянной модернизации в соответствии с запро-(j сами внешней и внутренней среды требуют построения нового типа экономики, актуализирующей ключе-§ вую роль человека в ней. Опыт социально-экономических трансформаций различных стран показывает, что ^ невнимание к человеку, отсутствие его как ядрообразующего элемента в экономической системе способен ствует кризисам и спадам. Происходит смена приоритетов в сторону экономики, ориентированной на чело® века. Цель исследования - разработка типологии видового многообразия человеко-центричной экономики.

Методологической базой исследования выступили системный и категориально-системный подходы. Методы исследования: контент-анализ, «Ряд информационных критериев». Получены следующие результаты: 1) обозначено многообразие видов экономических систем; 2) разработана типология видового разнообразия человеко-ориентированной экономики на основе ее фундаментальных сфер, обеспечивающих удовлетворение потребностей человека, исходя из его тройственной природы; 3) выделены тридцать шесть видов человеко-центричной экономики на основе комбинаций ее ядрообразующих сфер; 4) обоснованы возможные направления развития экономики, ориентированной на человека, посредством идентификации ее вида и определения вектора «движения» по траектории ее видового разнообразия; 5) аргументирована возможность выстраивания управленческих механизмов с помощью определения текущего вида человеко-ориентированной экономики и образа ее желаемого будущего; 6) обосновано, что типология видового разнообразия человеко-ориентированной экономики - основа для разработки превентивных мер для предотвращения регрессивного развития. Практическая и теоретическая ценность исследования - возможность дальнейшей идентификации уровня развития человеко-центричной экономики и выработке на этой основе направлений управленческих решений.

Ключевые слова: человеко-центричная экономика, человек, информационный критерий, ядрообра-зующий компонент, развитие экономики, прогресс, регресс, изогресс.

Цитирование. Насырова С. И. Контуры видового многообразия экономики, ориентированной на человека // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. - 2022. - Т. 24, № 3. - С. 28-43. -DOI: https://doi.org/10.15688/ек>оки.2022.3.3

Введение

Современная экономическая наука насыщена многочисленными типами экономических систем, причем содержательно не всегда имеется четкое понимание исследуемого феномена.

В большинстве случаев научное сообщество фокусирует свой взгляд на отдельных аспектах той или иной экономики, например изучается структура экономической системы, ее функционирование, управление и т. п. При этом однозначное понимание возможного видового многообразия является фундаментом для осмысления прочих аспектов изучаемого явления.

Библиографический обзор показал, что в целом в экономической литературе встречаются разные типы экономик, изучением которых занимались представители различных направлений экономической науки: инновационная экономика [Shiliga et al., 2020], информационная экономика [Machlup, 1962; Porat, 1977], экономика знаний [Powell et al., 2004; Reich, 1991], цифровая экономика [About Readiness ... , 2017; Amuso et al., 2019], креативная экономика [Kacerauskas, 2015; Oakley et al., 2018], нейроэкономика [Koshovets et al.,

2019], сетевая экономика [Шумахов и др.,

2020], теневая экономика [Shadow Economy... , 2020; The Shadow Economy ... , 2020], зеленая экономика [Toxambayeva, 2017; Barbier,

2016], циркулярная экономика [Stahel, 2016; Zink et al., 2017] и др.

Представленное лишь частично разнообразие экономических систем связано прежде всего с различным центровым объектом, вокруг которого выстраиваются экономические отношения (инновации, информация, знания, экология, творчество и т. д.).

Отметим, что в настоящее время актуализируются экономические исследования, в центре внимания которых находится человек.

Генезис вопроса о теории человеко-ориентированной экономики

В экономической литературе появляются труды представителей научного сообщества по данной тематике, несмотря на то что единого мнения относительно наименования изучаемого феномена нет: экономика, ориентированная на человека [Медушевский, 2018], человеко-ориентированная экономика [Город-нова, 2010], человеческая экономика [Hilkka, 1997; Hart et al., 2010; Saxer, 2017; Bueno, 2017; Alonzo, Hickerson, 1985; Hussain, 2020], гуманистическая экономика [Ткачев и др., 2004], гуманная экономика [Röpke, 1999], экономика для человека [Газизуллин, 2013], экономика человека [Прокин, 1998; Lutz, 1999; Cesen, 2004], экономика развития человека [Добро-хлеб, 2013], человечная экономика [Гайрбе-ков и др., 2017], экономика с человеческим ли-

цом [Макклоски, 2013], человеко-центричная экономика [Бояркин и др., 2015] и др.

Заметим лишь тот однозначный факт, что указанные дефиниции ориентированы на человека и его потребности.

Изучение теоретико-методологических аспектов в данном направлении подтверждает, что полноценная экономическая теория, сфокусированная на человеке и удовлетворении его потребностей, в литературе не встречается.

Исходя из вышесказанного, автором предпринята попытка построения научно-обоснованной теории экономики, ориентированной на человека1.

Основная сложность заключается в выделении базовых постулатов, на которых должна выстраиваться теория человеко-центрич-ной экономики. Соответственно, автором в качестве таковых были определены именно потребности человека. Однако единого понимания того, какие потребности должны быть взяты за основу в экономике, ориентированной на человека, не выработано в силу многочисленных классификаций человеческих потребностей. Данный аспект подробно представлен автором на предыдущем этапе исследования [Насырова, 2021]. В результате на основе тройственной природы человека (биологической, социальной, мыслительной) выделены каче-

ственные характеристики экономики, ориентированной на человека, в целом формирующие информационный образ объекта исследования через потребности индивида (рис. 1).

Выделенные потребности в дальнейшем были преобразованы в одноименные сферы, нацеленные на удовлетворение соответствующих потребностей и представляющие собой подсистемы (природная сфера, материальная сфера, сфера услуг, социальная сфера, инфосфера, цифровая сфера, креатосфера, когнитивная сфера) экономики, ориентированной на человека. В целом выработанная структура человеко-цент-ричной экономики дает основания для формирования дальнейших направлений исследования.

В рамках данной статьи автором на основе предыдущих научных результатов решается одна из задач, направленная на осмысление возможного разнообразия человеко-ори-ентированной экономики.

Соответственно, целью исследования является разработка типологии видового многообразия человеко-центричной экономики.

Гипотеза исследования предполагает, что понимание видового многообразия экономики, ориентированной на человека, позволит определить направления развития как отдельного человека, так и рассматриваемой экономической системы.

3 Потребности в новых знаниях Потребности в идеях

Потребности в цифровых продуктах ■i№1 Потребности в информации

Потребности в социальном взаимодействии Потребности в услугах Потребности в материальных товарах Потребности организма как биологического существа

Рис. 1. Качественные характеристики экономики, ориентированной на человека Fig. 1. Qualitative characteristics of a human-oriented economy Примечание. Составлено автором.

Методы и методология

Достижение поставленной цели видится посредством применения метода «Ряд информационных критериев» категориально-системной методологии [Разумов, 2004], который основывается на формировании ряда качественных характеристик, присущих объекту исследования, преобразуемых в соответствующие ряды информационных критериев.

Метод «Ряд информационных критериев» предполагает, что типология видового многообразия изучаемого феномена состоит из ячеек, в которые входят триады информационных критериев, то есть каждая ячейка представлена в виде трехмерной комбинации цифр, отражающих ее содержание.

Следует сказать, что сам объект выступает системой, где пара ядрообразующих компонентов используются для ее детализации [Рогатнев и др., 2017, с. 12]. Соответственно, в цифровой записи ячейки первая цифра отражает сам объект исследования, а последующие две цифры - доминирующие качества, которые формируются в рамках соответствующего вида изучаемого феномена.

Метод «Ряд информационных критериев» - инструмент, который позволяет охватить большое количество категорий, входящих в проблемную область. Данный метод посредством комбинирования качественных характеристик экономической системы позволяет сформировать различные сочетания информационных критериев, которые в дальнейшем дают возможность четко сформулировать задачи в проблемной области объекта исследования и найти соответствующие решения.

Это дает возможность создать типологию человеко-ориентированной экономики, которая предполагает упорядочивание ее видов в соответствующие ряды и обусловливает возможность проследить направления развития объекта исследования.

Применение метода «Ряд информационных критериев» к экономике, ориентированной на человека, позволяет произвести осмысление, познание содержания объекта исследования и наглядно представить его типологию.

Результаты

Учитывая общую логику исследования, ориентированную на системный подход, отметим, что в соответствии с технологией применения метода «Ряд информационных критериев» выделенные качественные характеристики располагаются в определенной последовательности, постепенно отражая системную развитость и сложность изучаемого объекта.

Качественные характеристики согласно методу «Ряд информационных критериев» можно представить следующим образом, где завершающим критерием выступает сам системный объект: К1 - природная сфера; К2 - материальная сфера; КЗ - сфера услуг; К4 - социальная сфера; К5 - инфосфера; К6 - цифровая сфера; К7 - креатосфера; К8 - когнитивная сфера; К9 -экономика, ориентированная на человека (ЭОЧ).

Сформулированный выше перечень информационных критериев отражает общее понимание прогрессивного развития челове-ко-центричной экономики, базирующейся на постепенном увеличении сложности системного объекта. Так, в процессе эволюции данной экономической системы формируются новые, более развитые, сложные качественные характеристики, то есть применяемый метод категориально-системной методологии позволяет построить информационную систему, которая раскрывает уровневую сложность системного объекта.

Разработанная типология видового многообразия человеко-ориентированной экономики представляется в виде рядов информационных критериев с ячейками (см. рис. 2).

Согласно технологии данного метода, каждая ячейка состоит из трех компонентов, один из которых («К9 - Экономика, ориентированная на человека») постоянно фиксирован во всей разработанной типологии, то есть ряды информационных критериев формируются относительно критерия «К9 - Экономика, ориентированная на человека».

Соответственно, типология человеко-цен-тричной экономики складывается из многочисленных комбинаций двух прочих информационных критериев, присутствующих в каждой ячейке. Данные пары компонентов в ячейках являются ядрообразующими соответствующего вида экономики, ориентированной на человека.

<и «

о

ч <и

¡г л

И

«

о и и

Г

о й о о

л ^

«

о &

н и

<и «

а о

43

и

£

СП

а а ю о

о и

8

о «

о £

«

и

о ч о

а «

н

о «

Рч

Л

<и —

О

<и а

о

ЕЙ 13

Й Р

ад

о

а «

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

л о и

Ч «

¡5

о о

0

^

а ж

а у

1

Отметим, что в каждом ряду данной типологии присутствуют два ключевых компонента, один из которых является постоянным, а другой - переменным, трансформируется согласно сформированному автором перечню сфер человеко-центричной экономики. По мере перехода на каждый последующий ряд постоянный компонент изменяется.

Каждый последующий ряд информационных критериев является более сложным по сравнению с предыдущим, что объясняется тем, что по мере развития объекта экономическая система приобретает новые качественные характеристики. При этом наращивание сложности системного объекта происходит постепенно, как правило, в результате формирования одного нового информационного критерия, поскольку возможность обретения объектом одновременно нескольких новых качеств маловероятно.

В рамках каждого ряда предполагается последовательное обретение экономикой новых качественных характеристик, что является его основой усложнения системы.

Как уже отмечалось ранее, видовое многообразие экономики, ориентированной на человека, формируется за счет двух ядрообра-зующих компонентов, однако информационные критерии более низкого порядка по сравнению с ведущими качественными характеристиками ячейки присутствуют в рамках каждого вида экономической системы, их роль является второстепенной, подчиненной ядрообра-зующим компонентам.

Именно два ведущих компонента ячейки определяют цель развития данного вида экономики, принципы объединения ее сфер, механизм взаимодействия с внешней средой и т. д.

Сопутствующие компоненты не предопределяют основные характеристики челове-ко-центричной экономики; целевые установки, направления развития, перспективы данного вида экономической системы, эффективность, конкурентоспособность в соответствующих условиях обусловливают лишь ведущие компоненты в ячейках.

Так, например, для экономической системы вида 96З «человеко-ориентированная экономика - цифровая сфера - сфера услуг» характерно активное взаимодействие акто-

ров цифровой и сервисной сфер, при этом такие сферы, как природная, материальная, социальная и инфосфера тоже присутствуют и активно развиваются в рамках данного вида экономики. Однако роль последних не является преобладающей, общее видение, направление развития и в целом эффективность экономической системы вида 96З задают именно отношения цифровой и сервисной сфер.

Вместе с тем следует отметить, что разработанная типология видового многообразия человеко-центричной экономики не исключает ситуацию, когда в ячейке присутствуют информационные критерии более высокого порядка по сравнению с ядрообразующи-ми компонентами, но они имеют, как правило, не системный, а фрагментарный характер.

Особо отметим первый горизонтальный ряд типологии, который представлен примитивными формами человеко-центричной экономики. Они основываются лишь на одной сфере удовлетворения соответствующих человеческих потребностей. Данный ряд является своеобразным прототипом экономики, однако представленные ячейки могут стать полноценными видами объекта исследования при формировании второго ядрообразующего компонента.

В целом все ряды разработанной типологии предполагают сочетание в человеко-центричной экономике постоянного компонента и одной переменной сферы.

После построения рядов информационных критериев автором была проведена оценка на корректность полученных комбинаций в каждой ячейке на предмет противоречивых сочетаний ее компонентов.

Обсуждение

Сгруппировав возможные комбинации информационных критериев, полученные с помощью метода «Ряд информационных критериев», поясним виды экономики, ориентированной на человека (см. таблицу).

При проведения анализа типологии, сделан вывод, что все полученные цифровые комбинации ячеек имеют смысл и раскрывают различные аспекты исследования экономики, ориентированной на человека.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ^^^^^^^^^^^^^^ Таблица. Ряды типологии человеко-ориентированной экономики

Table. The typology series of the human-oriented economy

Код | Структура ячейки | Пояснение

Первый ряд

910 9 - ЭОЧ 1 - природная сфера Отправная точка, положившая начало человеко-ориентированной экономике через формирование природной сферы, нацеленной на удовлетворение биологических потребностей человека

Второй ряд

920 9 - ЭОЧ 2 - материальная сфера Примитивный вид, выступающий базисом для формирования человеко-ориенти-рованной экономики на основе материальных потребностей

921 9 - ЭОЧ 2 - материальная сфера 1 - природная сфера Совместное существование необходимости удовлетворения биологических и материальных потребностей через коадаптацию материальной и природной сферы

Третий ряд

930 9 - ЭОЧ 3 - сфера услуг Элементарный вид экономики, актуализация которого связана, прежде всего, с тем, что владение благом не столь ценно для потребителя, сколько его использование [Сосунова и др., 2003, с. 33]

931 9 - ЭОЧ 3 - сфера услуг 1 - природная сфера Наличие взаимосвязи сферы услуг с природной сферой, причем как позитивной, так и негативной; формирование и развитие данного вида экономики предполагает их совместное гармоничное функционирование

932 9 - ЭОЧ 3 - сфера услуг 2 - материальная сфера Динамичное развитие материальной сферы и сферы услуг, в которых тесно переплетаются процессы производства материальных благ и оказания соответствующих услуг

Четвертый ряд

940 9 - ЭОЧ 4 - социальная сфера Элементарный вид экономики на основе развития социальной сферы

941 9 - ЭОЧ 4 - социальная сфера 1 - природная сфера Формирование единой направленности при удовлетворении социальных и биологических потребностей через создание эффективных форм биосоциального взаимодействия

942 9 - ЭОЧ 4 - социальная сфера 2 - материальная сфера Одновременное существование самодостаточных сфер, удовлетворяющих материальные и социальные потребности человека; и их диалектической взаимосвязи

943 9 - ЭОЧ 4 - социальная сфера 3 - сфера услуг Данный вид экономики направлен как на удовлетворение непосредственно социальных потребностей, потребностей в услугах, так и на обеспечение социальной ориентации сферы услуг [Волкова, 2015, с. 89]

Пятый ряд

950 9 - ЭОЧ 5 - инфосфера Элементарный вид экономики, нацеленный на удовлетворение информационных потребностей человека, влияющий на прочие сферы экономики

951 9 - ЭОЧ 5 - инфосфера 1 - природная сфера Инфосфера постоянно развивается в соответствии с эволюцией антропосферы [Соловьев, 2013, с. 69]; создание единых природно-информационных комплексов, удовлетворяющих биологические и информационные потребности человека

952 9 - ЭОЧ 5 - инфосфера 2 - материальная сфера Непрерывный рост взаимодействия доминирующих сфер, где информация, им-плементированная в материальную сферу, оказывает содействие в создании благ, способных удовлетворять более сложные потребности человека [Бодрунов, 2015, с. 18]; рост информационных компонентов в материальном производстве запускает механизм нарастания темпов развития информационной сферы

953 9 - ЭОЧ 5 - инфосфера 3 - сфера услуг Помимо самостоятельного функционирования инфосферы и сферы услуг, становится актуальным их взаимное усиление, когда информация может стать «проводником» для удовлетворения потребностей с помощью сферы услуг [Бардашевич, 2018, с. 18] или когда последняя становится источником информационного потока

954 9 - ЭОЧ 5 - инфосфера 4 - социальная сфера Удовлетворение социальных потребностей происходит за счет социальной сферы, развитие которой обеспечивается в том числе за счет информационного пространства, оказывающего влияние на социальную трансформацию общества [Public Health ... , 2020], смену ориентиров в данной области. В свою очередь, существует и обратное влияние, социальная сфера оказывает воздействие на инфосферу, преобразуя, трансформируя потребности, удовлетворяемые за счет информации

Примечание. Составлено автором на основе рисунка 2.

^С.И. Насырова. Контуры видового многообразия экономики, ориентированной на человека Продолжение таблицы

Continuation of Table

Код | Структура ячейки | Пояснение

Шестой ряд

960 9 - ЭОЧ 6 - цифровая сфера База для удовлетворения разнообразных потребностей человека посредством цифровых продуктов с обеспечением минимизации ряда издержек

961 9 - ЭОЧ 6 - цифровая сфера 1 - природная сфера Цифровой аспект обеспечивает эффективное управление природной сферой посредством сокращения трансакционных издержек [Шитова, 2019, с. 6], формирования высокотехнологических центров, нацеленных на повышение продуктивности природной сферы, привлечения специалистов цифровой сферы в природную и т. п., а природная сфера формирует направления развития цифровых продуктов, исходя из запросов целесообразного и бережного природопользования

962 9 - ЭОЧ 6 - цифровая сфера 2 - материальная сфера Единение виртуальной и материальной реальности; удовлетворение материальных потребностей без учета многочисленных границ современной реальности

963 9 - ЭОЧ 6 - цифровая сфера 3 - сфера услуг Цифровое обеспечение сферы услуг, выстраивание цифрового пространства [On the Road ... , 2021], гарантирующего полноценное удовлетворение сервисных потребностей, а запросы сферы услуг формируют требования к цифровым продуктам одноименной сферы

964 9 - ЭОЧ 6 - цифровая сфера 4 - социальная сфера Обеспечение цифровизации социально-значимых сфер экономики, среди которых телемедицина, умное здравоохранение, умные города; единство цифровой и социальной сфер способствует повышению качества удовлетворения потребностей, формируемых социальной природой человека

965 9 - ЭОЧ 6 - цифровая сфера 5 - инфосфера Синтез цифровой и инфосферы, результатом которого являются как цифровые информационные продукты, так и сама информация, предоставленная потребителю посредством цифровых продуктов

Седьмой ряд

970 9 - ЭОЧ 7 - креатосфера База, где закладываются основы наделения креатоемкостью всех сфер экономики

971 9 - ЭОЧ 7 - креатосфера 1 - природная сфера Обеспечение работы креативной сферы с целью достижения устойчивого функционирования и развития природной сферы, а также благоприятное обратное влияние природной сферы на возможность осуществления креативной деятельности

972 9 - ЭОЧ 7 - креатосфера 2 - материальная сфера Материальная сфера является генетически первостепенной в рамках экономики, в свою очередь, креативная сфера объединяет в себе созидательную деятельность человека, становясь ее основным драйвером, источником преобразования материальной сферы

973 9 - ЭОЧ 7 - креатосфера 3 - сфера услуг Взаимное развитие сферы услуг и креативной сферы. Первая формирует базу для полноценной креативной деятельности человека, креатосфера дает стимул развития сервисной сферы, придавая ей новый облик путем внедрения элементов креативности

974 9 - ЭОЧ 7 - креатосфера 4 - социальная сфера Социальная и креатосфера затрагивают разнонаправленные потребности человека (индивидуальные, групповые): с одной стороны, отдельного индивида через креа-тосферу, с другой стороны, человека в составе определенной группы через социальную сферу. Такая комбинация способствует формированию активного ядра экономики с ориентацией на творческие и социальные потребности человека, давая возможность развития социального творчества

975 9 - ЭОЧ 7 - креатосфера 5 - инфосфера Система информационной и креативной сфер является драйвером экономики. Информация выступает «проводником», содействующим развитию креатосферы [Маштаков, 2014, с. 71], а вызовы креатосферы выступают катализаторами формирования информационных потоков

976 9 - ЭОЧ 7 - креатосфера 6 - цифровая сфера Результат функционирования креатосферы в виде идей является ключевым компонентом развития цифровой сферы, формирующим актуальные направления функционирования последней. В свою очередь, активное развитие цифровой сферы «подталкивает» к креативной деятельности

Окончание таблицы End of Table

Код 1 Структура ячейки | Пояснение

Восьмой ряд

980 9 - ЭОЧ 8 - когнитивная сфера Один из элементарных видов экономики. Когнитивная сфера, нацеленная на удовлетворение потребностей человека в познании [Kimball, 2015], выступает своеобразной базой для дальнейшего стремительного прогресса остальных сфер

981 9 - ЭОЧ 8 - когнитивная сфера 1 - природная сфера Природная сфера определяет направления формирования и развития различных аспектов жизнедеятельности человека, в том числе оказывает существенное влияние на познавательную деятельность индивида [Association ... , 2009]. В свою очередь когнитивная сфера помимо основной функции создает направления развития, совершенствования природной сферы

982 9 - ЭОЧ 8 - когнитивная сфера 2 - материальная сфера Данный вид экономики ориентирован, прежде всего, на удовлетворение материальных потребностей, которые, в свою очередь, становятся основой для развития и актуализации когнитивных аспектов жизнедеятельности человека

983 9 - ЭОЧ 8 - когнитивная сфера 3 - сфера услуг Наряду с автономным функционированием когнитивной сферы и сферы услуг, происходит активное их взаимодействие. В частности, развитие сферы услуг способствует удовлетворению базовых нужд человека и дает возможность развития личности посредством когнитивной сферы, тем самым сфера услуг в этой экономике выступает своеобразным базисом познавательной активности человека [Wegrzyn, 2010]

984 9 - ЭОЧ 8 - когнитивная сфера 4 - социальная сфера Актуализация социально-познавательной деятельности человека через единство когнитивной и социальной сфер; познавательное отношение к социальным аспектам жизни человека и социализацию человека в ходе познавательной деятельности

985 9 - ЭОЧ 8 - когнитивная сфера 5 - инфосфера Преобладающая взаимообусловленность когнитивной и инфосферы имеет очевидные причины. Информация дает стимул для развития когнитивной сферы, что сказывается на возможности удовлетворения потребностей человека в познании, а когнитивная сфера дает направления для дальнейшего генерирования информации

986 9 - ЭОЧ 8 - когнитивная сфера 6 - цифровая сфера Данный вид экономики подразумевает, как правило, применение цифровых продуктов в рамках когнитивной сферы, нацеленной на формирование новых знаний, а результаты когнитивной сферы выступают основой для создания новых цифровых продуктов в различных сферах деятельности

987 9 - ЭОЧ 8 - когнитивная сфера 7 - креатосфера Представленный вид экономики основывается исключительно на мыслительной природе человека, продуктивном сочетании данных сфер для удовлетворения познавательных и творческих потребностей человека. Взаимообусловленность, взаимосвязь креатосферы и когнитивной сферы проявляется в процессе творческой деятельности человека и ее соединения с процессом познания, формируя когнитивно-генеративную систему [Батоврина и др., 2018, с. 168]

Высшие уровни человеко-центричной экономики представлены такими информационными критериями, которые отражают сложные качественные характеристики объекта исследования, связанные преимущественно с мыслительными аспектами деятельности человека.

Соответственно, можно отметить, что наиболее развитыми видами экономики, ориентированной на человека, будут те, что располагаются в верхней части «лестницы» видового разнообразия, где в качестве ядрооб-разующих элементов выступают более сложные сферы, связанные с удовлетворением потребностей человека, такие как инфосфера, цифровая, креативная и когнитивная сферы. Таким образом, виды человеко-центричной экономики, базирующиеся на указанных ранее сферах, отличаются большей системной

сложностью по сравнению с видами, где в качестве ядрообразующих компонентов выступают прочие сферы рассматриваемой экономической системы.

Разработанная типология обеспечивает своего рода мировоззренческий базис для осмысления в целом экономики, ориентированной на человека, позволяющей взглянуть на объект исследования с разных точек зрения, обозначить масштабность, многогранность рассматриваемой экономической системы.

Типология видового многообразия объекта исследования дает возможность познания рассматриваемой экономики в двух аспектах: статическом и динамическом. Первый позволяет понять существование различных видов человеко-ориентированной экономики (согласно рис. 2), второй - оценить траекторию эво-

люции соответствующего вида экономики и разработать стратегические направления его дальнейшего развития.

Примененный метод дает выстраивать стратегии управления экономической системой на основе типологии экономики, ориентированной на человека, путем построения разных траекторий развития объекта.

Данная типология позволяет реализовать «сигизийное управление», которое подразумевает «не столько предвидение в традиционном смысле и опережение событий во времени (поскольку оно выводит человека за пределы реального наличного процесса), сколько умение одновременно видеть возможности разного плана и масштаба и выбирать в каждый момент нужную здесь и сейчас новую жизненную позицию соответствующего масштаба, и соответствующий ей способ дальнейшей деятельности, преодолевающей тупики старой позиции. В этом непрерывном выборе - все дело, именно его правильное осуществление обеспечивает постоянное пребывание человека в эпицентре событий и владение инициативой - пребывание истинного человека в истине» [Кизима, 2007, с. 170].

Метод «Ряд информационных критериев» дает видение о возможных вариантах развития рассматриваемой экономической системы: прогресс, изогресс, регресс (см. рис. 2). Прогресс предполагает движение по восходящей линии вверх вправо (например, от ячейки 963 к ячейке 974), регресс - движение по нисходящей (например, от ячейки 953 к ячейке 942), изогресс - движение, когда система не подразумевает существенных изменений одновременно в обеих ядрообразующих сферах человеко-ориентированной экономики (например, от ячейки 952 к ячейке 953, или от ячейки 963 к ячейке 973). Прогресс предполагает постепенное усложнение экономики через появление новых качественных характеристик системы; регресс, наоборот, подразумевает упрощение объекта исследования. Движение по восходящей, по диагонали вверх в рамках типологии свидетельствует о постепенном развитии человека в рамках его триадичной природы.

Однако для формирования стратегических направлений развития рассматриваемой системы в первую очередь необходима оцен-

ка текущего состояния человеко-ориентиро-ванной экономики с выявлением ее вида, исходя из разработанной типологии, что дает основания для формирования направлений дальнейшего развития.

Таким образом, в процессе рассмотрения типологии, построенной методом «Ряд информационных критериев», можно констатировать, что экономика, ориентированная на человека, состоит из отдельных качественных характеристик, при этом данная экономика является системой взаимообусловленных, взаимосвязанных ее компонентов. Так, при решении определенных задач человеко-центрич-ной экономики нужно понимать, в какой мере развиты соответствующие сферы, которые ориентированы на удовлетворение потребностей человека, исходя из его природы, сущности.

Основываясь на вышесказанном, можно констатировать, что выдвинутая автором гипотеза успешно доказана.

Выводы

В ходе проведенного исследования автором была разработана типология видового многообразия человеко-ориентированной экономики, основанная на выделении ее ядрооб-разующих компонентов с использованием метода «Ряд информационных критериев», что позволило получить следующие результаты.

Во-первых, автором выявлены виды экономики, ориентированной на человека, с помощью комбинаций ядрообразующих компонентов.

Во-вторых, выделенные автором виды объекта исследования дают возможность идентифицировать уровень развития челове-ко-центричной экономики и определить возможные направления развития (прогресс, изог-ресс, регресс).

В-третьих, выстроенная типология видового многообразия человеко-ориентированной экономики дает возможность осуществления управленческих воздействий с целью развития объекта исследования в рамках выбранного стратегического направления развития.

В-четвертых, данная типология позволяет не только формировать стратегические направления прогрессивного развития экономики, ориентированной на человека, но и раз-

рабатывать рекомендации по недопущению перехода к регрессивной траектории.

Поскольку в большинстве научных исследований человеко-ориентированная экономика имеет фрагментарный характер и не нашла должного отражения в рамках полноценной теории, виды экономической системы, полученные автором с помощью метода категориально-системной методологии, позволяют понять широту предметной области исследования и формируют направления дальнейших изысканий в рамках человеко-центрич-ной экономики.

ПРИМЕЧАНИЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 В контексте работы «экономика, ориентированная на человека», «человеко-ориентирован-ная экономика», «человеко-центричная экономика» будут приниматься как синонимы.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

Бардашевич, А. Н. Информационный сектор сферы услуг как новый технологический уклад / А. Н. Бардашевич // Проблемы современной экономики. - 2018. - № 1 (65). - С. 15-19. Батоврина, Е. В. Формирование креатосферы в процессе профессиональной подготовки управленцев в вузе / Е. В. Батоврина, И. В. Купцова // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. - 2018. - № 4. - С. 167-172. Бодрунов, С. Д. Новое индустриальное общество: структура и содержание общественного производства, экономические отношения, институты / С. Д. Бодрунов // Экономическое возрождение России. - 2015. - № 4 (46). - С. 9-23. Бояркин, А. В. Становление теории здоровья населения в человекоцентричной экономике / А. В. Бояркин, И. А. Питайкина // Евразийский союз ученых. - 2015. - № 4-1 (13). -С. 50-53.

Волкова, А. А. Воздействие сферы услуг на социальную сферу и качество экономического роста / А. А. Волкова // Технико-технологические проблемы сервиса. - 2015. - № 3 (33). - С. 89-93. Газизуллин, Н. Ф. Экономика для человека. Обзор Московского экономического форума 2022 марта 2013 г / Н. Ф. Газизуллин // Проблемы современной экономики. - 2013. - № 1 (45). -С. 287-289.

Гайрбеков, М. С. Экономический человек или человечная экономика: попытка свести воеди-

но рациональность и гуманизм / М. С. Гайр-беков, З. Я. Гунашева // Известия Чеченского государственного педагогического института. - 2017. - Т. 15, № 2 (18). - С. 225-230.

Городнова, Н. В. Модельное представление и развитие парадигмы «человеко-ориентирован-ная экономика» / Н. В. Городнова // Региональная экономика: теория и практика. - 2010. -№ 36 (171). - С. 31-36.

Доброхлеб, В. Г. Экономика развития человека / В. Г. Доброхлеб // Вестник РГГУ Серия: Экономика. Управление. Право. - 2013. - № 15 (116). -С. 207-215.

Кизима, В. В. Социум и бытие / В. В. Кизима. - Киев : Парапан, 2007. - 204 с.

Макклоски, Д. Экономика с человеческим лицом, или гуманомика / Д. Макклоски // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. - 2013. - №3. - С. 37-40.

Маштаков, А. И. Технологии разработки социально-нравственного инструментария устойчивого развития региона / А. И. Маштаков // Дальневосточный аграрный вестник. - 2014. - № 2 (30). -С. 67-72.

Медушевский, Н. А. Экономика, ориентированная на человека и практика Европейского Союза / Н. А. Медушевский // New Approaches in Economy and Management. - Prague : Sociosféra-CZ, 2018. - С. 8-11.

Насырова, С. И. Эволюционные аспекты экономики, ориентированной на человека, в категориально-системной методологии / С. И. Насыро-ва // Вестник Московского университета. Серия 6, Экономика. - 2021. - № 6. - С. 202-223. -DOI: 10.38050/0130010520216.10

Прокин, В. В. Интегральное моделирование человека экономики и экономики человека /В. В. Про-кин // Новые идеи в философии. - 1998. - №7.-С. 137-143.

Разумов, В. И. Категориально-системная методология в подготовке ученых / В. И. Разумов. -Омск : Омск. гос. ун-т, 2004. - 277 с.

Рогатнев, Ю. М. Метод «Ряд информационных критериев» в изучении землеустроительного обеспечения ипотечного кредитования Азовского района Омской области / Ю. М. Рогат-нев, В. И. Разумов, Е. В. Вольф // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ - 2017. - № 4 (11). - С. 11-14.

Соловьев, И. В. О происхождении и содержании понятия «инфосфера». Инфосфера как объект исследования наук об информации / И. В. Соловьев // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 6-1. - С. 66-71.

Сосунова, Л. А. Сила услуг. Влияние сферы услуг на экономику / Л. А. Сосунова, Д. В. Чернова

// Российское предпринимательство. - 2003. -№ 3. - С. 33-37. Ткачев, А. Н. Гуманистическая экономика, качество жизни и цели региональной администрации / А. Н. Ткачев, Е. В. Луценко // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2004. - № 6. - С. 115-128. Шитова, Т. Ф. История возникновения и развития цифровой экономики / Т. Ф. Шитова // Информационные технологии: состояние и перспективы развития : материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Екатеринбург : Урал. ин-т управления - филиал РАНХиГС, 2019. - С. 3-9. Шумахов, Р. В. Сетевая экономика: общая характеристика и особенности развития / Р. В. Шумахов, К. С. Шумахова // Научные Известия. -2020. - № 19. - С. 14-18. About Readiness for Digital Economy / S. A. Petrenko [et al.] // 2017 IEEE II International Conference on Control in Technical Systems (CTS). -2017.- P. 96-99. - DOI: 10.1109/ ctsys.2017.8109498 Alonzo Smith, G. Human Economy: Economics as if People Mattered / G. Alonzo Smith, S. Hickerson // Studies in Economics and Finance. - 1985. -Vol. 9, № 2. - P. 107-118. - DOI: 10.1108/eb028660 Amuso, V. The Digital Economy: Opportunities and Challenges / V. Amuso, G. Poletti, D. Montibello // Global Policy - 2020. - Vol. 11, № 1. - P. 124127. - DOI: 10.1111/1758-5899.12745 Association of Traffic-Related Air Pollution with Cognitive Development in Children / C. Freire [et al.] // Journal of Epidemiology & Community Health. - 2009. - № 64 (3). - P. 223-228. - DOI: 10.1136/jech.2008.084574 Barbier, E. B. Building the Green Economy / E. B. Barbier // Canadian Public Policy - 2016. - № 42 (S1). -DOI: 10.3138/cpp.2015-017 Bueno, N. From the Right to Work to Freedom from Work: Introduction to the Human Economy / N. Bueno // International Journal of Comparative Labour Law and Industrial Relations. - 2017. - Vol. 33, № 4. - P. 463-487. Cesen, T. Human Capital in Human Economics. Knowledge Society Challenges to Management Globalisation, Regionalism and EU Enlargement Process / T. Cesen // Proceedings of the 4th International Conference of the Faculty of Management Koper. - Portoroz : University of Primorska, 2004. - P. 33-40. Hart, K. The Human Economy / K. Hart, J.-L. Laville, A. Cattani. - Cambridge : Polity Press, 2010. Hilkka Pietila. The Triangle of the Human Economy: Household - Cultivation - Industrial Production an Attempt at Making Visible the Human

Economy in Toto / Pietilä Hilkka // Ecological Economics. - 1997. - Vol. 20, № 2. - P. 113-127. Hussain, A. Building a Human Economy to Overcome Underdevelopment: A Strategy of Sustained Growth and Economic Independence / A. Hussain // Strategic Thought. - 2020. - Vol. 1. - P. 58-79. Kacerauskas, T. Technologies in Creative Economy and Creative Society / T. Kacerauskas // Technological and Economic Development of Economy. - 2015. -№ 21 (6). - P. 855-868. - DOI: 10.3846/20294 913.2015.1036325 Kimball, M. Cognitive Economics / M. Kimball // Japanese Economic Review. - 2015. - № 66 (2). - P. 167181. -DOI: 10.1111/jere.12070 Koshovets, O. B. Neuroeconomics: New Heart for Economics or New Face of Economic Imperialism? / O. B. Koshovets, T. A. Varkhotov // Journal of Institutional Studies. - 2019. -Vol. 11, № 1. - P. 6-19. Lutz, M. Distinguishing Characteristics of a Human Economics / M. Lutz // Forum for Social Economics. - 1999. - Vol. 29, № 1. - P. 17-45. -DOI: 10.1007/bf02761670 Machlup, F. The Production and Distribution of Knowledge in the United States / F. Machlup. -N. Y. : Princeton, 1962. - 416 p. Oakley, K. Creative Economy, Critical Perspectives / K. Oakley, J. Ward // Cultural Trends. - 2018. -№ 27 (5). - P. 311-312. - DOI: 10.1080/09548 963.2018.1534573 On the Road to Digital Servitization - The (Dis)Continuous Interplay Between Business Model and Digital Technology / Y. Chen [et al.] // International Journal of Operations & Production Management. - 2021. -Vol. 41, № 5. -P. 694-722. - DOI: 10.1108/IJOPM-08-2020-0544 Porat, M. U. The Information Economy: Definition and Measurement / M. U. Porat. - Washington : US Dept of Commerce, 1977. - 265 p. Powell, W. W. The Knowledge Economy / W. W. Powell, K. Snellman // Annual Review of Sociology. -2004. - № 30 (1). - P. 199-220. - DOI: 10.1146/ annurev.soc.29.010202.100037 Public Health in the Information Age: Recognizing the Infosphere as a Social Determinant of Health / J. Morley [et al.] // J Med Internet Res. - 2020. -Vol. 3, № 22 (8). - e19311. - DOI: 10.2196/19311 Reich, R. The Work of Nations: Preparing Ourselves for 2lst Century Capitalism / R. Reich. - N. Y. : Knopf, 1991. - 352 p. Röpke, W. A Humane Economy: The Social Framework of the Free Market / W. Röpke. - Wilmington : Isi Books, 1999. - 336 p. Saxer, M. The Human Economy. The Social Democratic Path to Decent Livelihoods and Development in Digital Capitalism / M. Saxer. - 2017. -

Electronic text data. - Mode of access: http:// library.fes.de/pdf-files/bueros/indien/13561.pdf (date of access: 10.01.2022). - Title from screen.

Shadow Economy as a Way of Business Survival / O. M. Dyuzhilova [et al.] // Revista Inclusiones. -2020. - Vol. 7, № S3-2. - P. 164-173.

Shiliga, M. V. Development of IT-Products in the Innovative Economy of the Russian Federation / M. V. Shiliga, A. V. Chumbareva // World Economy: Security Problems. - 2020. - N° 2. -P. 96-99.

Stahel, W. R. The Circular Economy / W. R. Stahel // Nature. - 2016. - № 531 (7595). - P. 435438. - DOI: 10.1038/531435a

The Shadow Economy: Concept and Evaluation / VI. Glukhova [et al.] // Bulletin of Karaganda University. Economy Series. - 2020. - Vol. 98, № 2. - P. 53-64.

Toxambayeva, A. B. Factors of Sustainable Development of the "Green Economy" / A. B. Toxambayeva // Bulletin of Karaganda University. Economy Series. - 2017. - Vol. 87, №3. - P. 185-192.

Wegrzyn, G. Service Sector as a Stimulus of Knowledge-Based Economy Development / G. Wegrzyn // Transformations in Business and Economics. -2010. - № 9. - P. 362-381.

Zink, T. Circular Economy Rebound / T. Zink, R. Geyer // Journal of Industrial Ecology. - 2017. -№ 21 (3). - P. 593-602. - DOI: 10.1111/jiec.12545

REFERENCES

Bardashevich A.N. Informatsionnyy sektor sfery uslug kak novyy tekhnologicheskiy uklad [Informational Sector of the Sphere of Services as a New Technological Order]. Problemy sovremennoy ekonomiki [Problems of Modern Economics], 2018, no. 1 (65), pp. 15-19.

Batovrina E.V, Kuptsova I.V Formirovanie kreatosfery v protsesse professional'noy podgotovki upravlentsev v vuze [Developing Creatosphere for Professional Training of Managers in High School]. Gosudarstvennoe i munitsipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski [State and Municipal Management. Scholar Notes], 2018, no. 4, pp. 167-172.

Bodrunov S.D. Novoe industrial'noe obshchestvo: struktura i soderzhanie obshchestvennogo proizvodstva, ekonomicheskie otnosheniya, instituty [New Industrial Society: Structure and Content of Public Production, Economic Contacts, Institutions]. Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii [Economic Revival of Russia], 2015, no. 4 (46), pp. 9-23.

Boyarkin A.V., Pitaykina I.A. Stanovlenie teorii zdorov'ya naseleniya v chelovekotsentrichnoy ekonomike [Formation of the Theory of Public Health in a Human-Centered Economy]. Evraziyskiy soyuz uchenykh [Eurasian Union of Scientists], 2015, no. 4-1 (13), pp. 50-53.

Volkova, A.A. Vozdeystvie sfery uslug na sotsial'nuyu sferu i kachestvo ekonomicheskogo rosta [Impact of the Services Sector on the Social Sphere and Quality of Economic Growth]. Tekhniko-tekhnologicheskie problemy servisa [Technical and Technological Problems of the Service], 2015, no. 3 (33), pp. 89-93.

Gazizullin N.F. Ekonomika dlya cheloveka. Obzor Moskovskogo ekonomicheskogo foruma 2022 marta 2013 g. [Economy for the Person. Moscow Economic Forum Report (March 20-22, 2013)]. Problemy sovremennoy ekonomiki [Problems of Modern Economics], 2013, no. 1 (45), pp. 287-289.

Gayrbekov M.S., Gunasheva Z.Ya. Ekonomicheskiy chelovek ili chelovechnaya ekonomika: popytka svesti voedino ratsional'nost' i gumanizm [Economic Man or Human Economy: An Attempt to Bring Together Rationality and Humanism]. Izvestiya Chechenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta [Bulletin of the Chechen State Pedagogical Institute], 2017, vol. 15, no. 2 (18), pp. 225-230.

Gorodnova N.V. Model'noe predstavlenie i razvitie paradigmy «cheloveko-orientirovannaya ekonomika» [Model Representation and Development of the "Human-Oriented Economy" Paradigm]. Regional'nayaekonomika: teoriyai praktika [Regional Economics: Theory and Practice], 2010, no. 36 (171), pp. 31-36.

Dobrokhleb V.G. Ekonomika razvitiya cheloveka [Economic ofHuman Evolution]. Vestnik RGGU. Seriya: Ekonomika. Upravlenie. Pravo. [RGGU Bulletin. Economics. Management. Law Series], 2013, no. 15 (116), pp. 207-215.

Kizima V.V Sotsium i bytie [Society and Being]. Kiev, Parapan Publ., 2007. 204 p.

Makkloski D. Ekonomika s chelovecheskim litsom, ili gumanomika [Economics with a human face, or humanomics]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ekonomika [Saint Petersburg University Journal of Economic Studies], 2013, no. 3, pp. 37-40.

Mashtakov A.I. Tekhnologii razrabotki sotsial'no-nravstvennogo instrumentariya ustoychivogo razvitiya regiona [Technology Development of Social Moral Tools of Sustainable Development in the Region]. Dal'nevostochnyy agrarnyy vestnik [Far East Agrarian Bulletin], 2014, no. 2 (30), pp. 67-72.

Medushevskiy N.A. Ekonomika, orientirovannaya na cheloveka i praktika Evropeyskogo Soyuza [Human-Oriented Economy and European Union Practice]. New Approaches in Economy and Management. Prague, Sociosféra-CZ, 2018, pp. 8-11.

Nasyrova S.I. Evolyutsionnye aspekty ekonomiki, orientirovannoy na cheloveka, v kategorial'no-sistemnoy metodologii [Evolutionary Aspects of the Human-Oriented Economy in the Categorical-System Methodology]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 6, Ekonomika [Moscow University Economic Bulletin], 2021, no. 6, pp. 202-223. DOI: 10.38050/ 0130010520216.10

Prokin V.V. Integral'noe modelirovanie cheloveka ekonomiki i ekonomiki cheloveka [Integral Modeling of Economy of Human and Human Economy]. Novye idei v filosofii [New Ideas in Philosophy], 1998, no. 7, pp. 137-143.

Razumov VI. Kategorial 'no-sistemnaya metodologiya v podgotovke uchenykh [Categorical System Methodology in the Training of Scientists]. Omsk, Omsk State University, 2004. 277 p.

Rogatnev Y.M., Razumov V.I., VolfE.V. Metod «Ryad informatsionnykh kriteriev» v izuchenii zemleustroitel'nogo obespecheniya ipotechnogo kreditovaniya Azovskogo rayona Omskoy oblasti [A "Series of Informational Criteria" Method in the Study of Land Management Support of Mortgage Lending in Azovo District of Omsk Region]. Elektronnyy nauchno-metodicheskiy zhurnal Omskogo GA U [Research and Scientific Electronic Journal of Omsk SAU], 2017, no. 4 (11), pp. 11-14.

Soloviev I.V. O proiskhozhdenii i soderzhanii ponyatiya "infosfera". Infosfera kak obyekt issledovaniya nauk ob informatsii [On the Origin and Content of the Concept Infosphere. Infosphere as Object of Research of Information Science]. Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental Research], 2013, no. 6-1, pp. 66-71.

Sosunova L.A., Chernova D.V. Sila uslug. Vliyanie sfery uslug na ekonomiku [The Power of Services. Impact of the Service Sector on the Economy]. Rossiyskoe predprinimatel 'stvo [Russian Journal of Entrepreneurship], 2003, no. 3, pp. 33-37.

Tkachev A.N., Lutsenko E.V. Gumanisticheskaya ekonomika, kachestvo zhizni i tseli regional'noy administratsii [Humanist Economy, Quality of Life and Obj ectives of the Regional Administration]. Politematicheskiy setevoy elektronnyy nauchnyy zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta [Scientific Journal of KubSAU. Polythematic

Online Scientific Journal of Kuban State Agrarian University], 2004, no. 6, pp. 115-128.

Shitova T.F. Istoriya vozniknoveniya i razvitiya tsifrovoy ekonomiki [The History of the Emergence and Development of the Digital Economy]. Informatsionnye tekhnologii: sostoyanie i perspektivy razvitiya: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Information Technologies: State and Development Prospects. Proceedings of the International Scientific and Practical Conference], Yekaterinburg, Ural. in-t upravleniya - philial RANHiGS, 2019, pp. 3-9.

Shumakhov R.V., Shumakhova K.S. Setevaya ekonomika: obshchaya kharakteristika i osobennosti razvitiya [Network Economy: General Characteristic and Features of Development]. Nauchnye Izvestiya [Scientific News], 2020, no. 19, pp. 14-18.

Petrenko S.A., Makoveichuk K.A., Chetyrbok P.V., Petrenko A.S. About Readiness for Digital Economy. 2017 IEEE II International Conference on Control in Technical Systems (CTS), 2017, pp. 96-99. DOI: 10.1109/ctsys.2017. 8109498

Alonzo Smith G., Hickerson S. Human Economy: Economics as if People Mattered. Studies in Economics and Finance, 1985, vol. 9, no. 2, pp. 107-118. DOI: 10.1108/eb028660

Amuso V., Poletti G., Montibello D. The Digital Economy: Opportunities and Challenges. Global Policy, 2019, vol. 11, no. 1, pp. 124-127. DOI: 10.1111/1758-5899.12745

Freire C., Ramos R., Puertas R., Lopez-Espinosa M.J., Julvez J., Aguilera I., Cruz F., Fernandez M.F., Sunyer J., Olea N. Association of Traffic-Related Air Pollution with Cognitive Development in Children. Journal of Epidemiology & Community Health, 2009, no. 64 (3), pp. 223228. DOI: 10.1136/jech.2008.084574

Barbier E.B. Building the Green Economy. Canadian Public Policy, 2016, no. 42 (S1). DOI: 10.3138/ cpp.2015-017

Bueno N. From the Right to Work to Freedom from Work: Introduction to the Human Economy. International Journal of Comparative Labour Law and Industrial Relations, 2017, vol. 33, no. 4, pp. 463-487.

Cesen, T. Human Capital in Human Economics. Knowledge Society Challenges to Management Globalisation, Regionalism and EU Enlargement Process. Proceedings of the 4th International Conference of the Faculty of Management Koper. Portoroz, University of Primorska, 2004, pp. 33-40.

Hart K., Laville J.-L., Cattani A. The Human Economy. Cambridge, Polity Press, 2010.

Hilkka Pietilä. The Triangle of the Human Economy: Household - Cultivation - Industrial Production an Attempt at Making Visible the Human Economy in Toto. Ecological Economics, 1997, vol. 20, no. 2, pp. 113-127.

Hussain A. Building a Human Economy to Overcome Underdevelopment: A Strategy of Sustained Growth and Economic Independence. Strategic Thought, 2020, vol. 1, pp. 58-79.

Kacerauskas T. Technologies in Creative Economy and Creative Society. Technological and Economic Development of Economy, 2015, no. 21 (6), pp. 855-868. DOI: 10.3846/20294913. 2015.1036325

Kimball M. Cognitive Economics. Japanese Economic Review, 2015, no. 66 (2), pp. 167-181. DOI: 10.1111/jere.12070

Koshovets O.B., Varkhotov T.A. Neuroeconomics: New Heart for Economics or New Face of Economic Imperialism? Journal of Institutional Studies, 2019, vol. 11, no. 1, pp. 6-19.

Lutz M. Distinguishing Characteristics of a Human Economics. Forum for Social Economics, 1999, vol. 29, no. 1, pp. 17-45. DOI: 10.1007/bf02761670

Machlup F. The Production and Distribution of Knowledge in the United States. New York, Princeton, 1962. 416 p.

Oakley K., Ward J. Creative Economy, Critical Perspectives. Cultural Trends, 2018, no. 27 (5), pp. 311-312. DOI: 10.1080/09548963.2018.1534573

Chen Y., Visnjic I., Parida V, Zhang Zh. On the Road to Digital Servitization - The (Dis)Continuous Interplay Between Business Model and Digital Technology. International Journal of Operations & Production Management, 2021, vol. 41, no. 5, pp. 694-722. DOI: 10.1108/IJOPM-08-2020-0544

Porat, V. The Information Economy Denition and Measurement. Washington, US Dept of Commerce, 1977. 265 p.

Powell W. W., Snellman K. The Knowledge Economy.

Annual Review of Sociology, 2004, no. 30 (1),

pp. 199-220. DOI:10.1146/annurev. soc .29.010 202.100037

Morley J., Cowls J., Taddeo M., Floridi L. Public Health in the Information Age: Recognizing the Infosphere as a Social Determinant of Health.

J Med Internet Res, 2020, vol. 3, no. 22 (8), e19311. DOI: 10.2196/19311

Reich, R. The Work of Nations: Preparing Ourselves for 2lst Century Capitalism. New York, Knopf, 1991. 352 p.

Röpke W. A Humane Economy: The Social Framework of the Free Market. Wilmington, Isi Books, 1999. 336 p.

Saxer M. The Human Economy. The Social Democratic Path to Decent Livelihoods and Development in Digital Capitalism, 2017. URL: http://library.fes.de/pdf-files/bueros/indien/ 13561.pdf (accessed 10 January 2022).

Dyuzhilova O.M., Samylina Yu.N., Tolstova I.A., Kishko V.A., Smirnova A.A. Shadow Economy as a Way of Business Survival. Revista Inclusiones, 2020, vol. 7, no. S3-2, pp. 164-173.

Shiliga M.V., Chumbareva A.V. Development of IT-Products in the Innovative Economy of the Russian Federation. World Economy: Security Problems, 2020, no. 2, pp. 96-99.

Stahel W.R. The Circular Economy. Nature, 2016, no. 531 (7595), pp. 435-438. DOI: 10.1038/531435a

Glukhova V.I., Daribekov S.S., Daribekova A.S., Mambetova S.Sh., Yeskerova Z.A. The Shadow Economy: Concept and Evaluation. Bulletin of Karaganda University. Economy Series, 2020, vol. 98, no. 2, pp. 53-64.

Toxambayeva A.B. Factors of Sustainable Development of the "Green Economy". Bulletin of Karaganda University. Economy Series, 2017, vol. 87, no. 3, pp. 185-192.

Wegrzyn G. Service Sector as a Stimulus of Knowledge-Based Economy Development. Transformations in Business and Economics, 2010, no. 9, pp. 362-381.

Zink T., Geyer R. Circular Economy Rebound. Journal of Industrial Ecology, 2017, no. 21 (3), pp. 593602. DOI: 10.1111/jiec. 12545

Information About the Author

Svetlana I. Nasyrova, Candidate of Sciences (Economics), Vice-Rector for Research and Innovation, Institute of Education Development of the Republic of Bashkortostan, Mingazheva St, 120, 450005 Ufa, Russian Federation; Associate Professor, Department of Project Management and Marketing, Bashkir State University, Zaki Validi St, 32, 450076 Ufa, Russian Federation, svitland1@rambler.ru, https://orcid. org/0000-0002-4101-755X

Информация об авторе

Светлана Ирековна Насырова, кандидат экономических наук, проректор по научной и инновационной работе, Институт развития образования Республики Башкортостан, ул. Мингаже-ва, 120, 450005 г. Уфа, Российская Федерация; доцент кафедры управления проектами и маркетинга, Башкирский государственный университет, ул. Заки Валиди, 32, 450076 г. Уфа, Российская Федерация, svitland 1 @rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-4101-755X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.