Научная статья на тему 'КРЕАТИВНЫЙ КЛАСС КАК ДРАЙВЕР ЭКОНОМИКИ, ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА ЧЕЛОВЕКА: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

КРЕАТИВНЫЙ КЛАСС КАК ДРАЙВЕР ЭКОНОМИКИ, ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА ЧЕЛОВЕКА: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
96
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТОРЫ / ЧЕЛОВЕКОЦЕНТРИЧНАЯ ЭКОНОМИКА / КРЕАТОСФЕРА / КАТЕГОРИАЛЬНО-СИМВОЛЬНАЯ КРЕСТООБРАЗНАЯ СХЕМА / ИДЕИ / ПРОТИВОРЕЧИЕ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Насырова Светлана Ирековна

Статья посвящена разработке типологии креаторов, функционирующих в человеко-ориентированной экономике. Сформирована крестообразная схема в области результатов креато-сферы с выделением противоречий первого и второго порядка. Предложена типология креаторов в рамках человеко-ориентированной экономики с указанием наиболее продуктивных акторов. Предложен усовершенствованный механизм применения метода крестообразной схемы. Выделены этапы развития креатосферы человеко-ориентированной экономики на основе формирования креативного класса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE CLASS AS A DRIVER OF HUMAN-ORIENTED ECONOMY: THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECT

The article is devoted to the development of a typology of creators operating in a human-oriented economy. A cruciform scheme has been formed in the area of creatosphere results, highlighting the contradictions of the first and second order. A typology of creators within the framework of a human-oriented economy is proposed, with an indication of the most productive actors. An improved mechanism for applying the cruciform scheme method is proposed. The stages of development of the creatosphere of a human-oriented economy based on the formation of a creative class are highlighted.

Текст научной работы на тему «КРЕАТИВНЫЙ КЛАСС КАК ДРАЙВЕР ЭКОНОМИКИ, ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА ЧЕЛОВЕКА: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

Насырова С.И.

КРЕАТИВНЫЙ КЛАСС КАК ДРАЙВЕР ЭКОНОМИКИ, ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА ЧЕЛОВЕКА: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация. Статья посвящена разработке типологии креаторов, функционирующих в человеко-ориентированной экономике. Сформирована крестообразная схема в области результатов креато-сферы с выделением противоречий первого и второго порядка. Предложена типология креаторов в рамках человеко-ориентированной экономики с указанием наиболее продуктивных акторов. Предложен усовершенствованный механизм применения метода крестообразной схемы. Выделены этапы развития креатосферы человеко-ориентированной экономики на основе формирования креативного класса.

Ключевые слова. Креаторы, человекоцентричная экономика, креатосфера, категориально-символьная крестообразная схема, идеи, противоречие.

Nasyrova S.I.

CREATIVE CLASS AS A DRIVER OF HUMAN-ORIENTED ECONOMY: THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECT

Abstract. The article is devoted to the development of a typology of creators operating in a human-oriented economy. A cruciform scheme has been formed in the area of creatosphere results, highlighting the contradictions of the first and second order. A typology of creators within the framework of a human-oriented economy is proposed, with an indication of the most productive actors. An improved mechanism for applying the cruciform scheme method is proposed. The stages of development of the creatosphere of a human-oriented economy based on the formation of a creative class are highlighted.

Keywords. Creators, human-centered economy, creatosphere, categorical-symbolic cruciform scheme, ideas, contradiction.

Введение

Повышенный интерес к креативной экономике стимулировал ряд исследований, рассматривающих креативность, творчество как возможность преодоления экономического спада [16] и вывода экономики на прогрессивную ветвь развития. Креатосфера стала основным трендом развития экономики XXI века, однако следует отметить, что в научной литературе отсутствует единое мнение относительно понимания креативного сектора, творческих профессий, креативных методов работы [14] и т.п. Большинство исследователей под креативной сферой имеют в виду творческие индустрии [15; 17]. Однако, часть представителей научного сообщества, с которыми солидарен автор, закладывают в данный феномен более широкую интерпретацию [3; 20], «пронизывая» элементами творчества, креативности все сферы экономической системы.

ГРНТИ 06.03.15 © Насырова С.И., 2021

Светлана Ирековна Насырова - кандидат экономических наук, проректор по научной и инновационной работе Института развития образования Республики Башкортостан, доцент кафедры управления проектами и маркетинга Башкирского государственного университета.

Контактные данные для связи с автором: 450005, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Мингажева, д. 120 (Russia, Republic of Bashkortostan, Ufa, Mingazheva str., 120). Тел.: 8 (917) 346-46-15. E-mail: svitland1@rambler.ru. Статья поступила в редакцию 17.09.2021.

Креативность является продуктом мыслительной природы человека, результатом которой становятся идеи, имеющие широкий спектр приложения. И сам человек выступает в данном случае центральным звеном всей экономической системы. Именно человек и его потребности предопределяют направления развития экономики. Вследствие этого, ориентируясь на тройственную природу человека (биологическую, социальную, мыслительную), на предыдущих этапах исследования нами выделены ключевые потребности человека в рамках построения теории экономики, ориентированной на человека (в контексте работы «экономика, ориентированная на человека», «человеко-ориентированная экономика», «человеко-центричная экономика» будут приниматься как синонимы): потребности организма как биологического существа, потребности в материальных товарах, потребности в услугах, потребности в социальном взаимодействии, потребности в информации, потребности в цифровых продуктах, потребности в идеях, потребности в новых знаниях.

Соответственно, преобразовав указанные потребности в сферы деятельности, можно сформулировать ключевые сферы человеко-центричной экономики: природная сфера, материальная сфера, сфера услуг, социальная сфера, инфосфера, цифровая сфера, креатосфера, когнитивная сфера. При этом именно результаты, полученные в рамках креатосферы, дают возможность продуктивного функционирования и развития как отдельного человека, так и человеко-ориентированной экономики в целом. В рамках функционирования креатосферы создаются, генерируются идеи [9], которые в дальнейшем реализуются в различных сферах данной экономической системы; в целом результаты креатосферы могут стать стимулом к изменению последней и основой для развития всей человеко-ориентированной экономики.

Соответственно, осознавая важность и актуальность креатосферы, становится очевидным формирование особого класса - класса креаторов [2; 12; 19], как акторов, способных вывести человеко-центричную экономику в прогрессивное русло устойчивого развития. В данном случае понимание класса креаторов имеет широкое значение с точки зрения создания благ, способствующих экономическому процветанию [18]. Результатом функционирования рассматриваемого класса является творческая активность в виде идей, способных выступить в качестве акселератора для всех ключевых сфер человеко-центричной экономики.

Большинство исследований в области креативного класса сосредоточено на его формировании и роли в обществе [5; 11], лишь изредка встречаются классификации креаторов. Так, например, Флорида Р. [12] выделяет суперактивное ядро (непосредственная творческая группа) и творческих профессионалов (акторы, обслуживающие творческих работников, выступающие в роли коммуникатора и менеджера между творческой группой и остальными секторами экономики), исходя из целей и результатов деятельности. Бузгалин А.В. и Колганов А.И. [4] вводят классификацию по двум критериям: по месту в общественном производстве (занятые в креатосфере и занятые в превратном секторе, которые «креативно» создают бесполезные блага) и по месту в системе производственных отношений (занятые в общественном и коммерческом секторе креатосферы).

Козлов А.В., Сидоркина О.В., Погребная Т.В. [6] предлагают классификацию на основе уровневой структуры креативного класса: креативные специалисты, генерирующие решения методом проб и ошибок; креативные специалисты, способные формировать нетиповые решения благодаря природной одаренности или применению методов теории решения изобретательских задач; креативные специалисты, на постоянной основе генерирующие инновационные решения проблем. Исходя из вышесказанного, целью данного исследования является разработка типологии креаторов, функционирующих в рамках человеко-ориентированной экономики, исходя из результатов их деятельности. Методика исследования

Для решения поставленной задачи автором данного исследования была применена категориально-символьная крестообразная схема. Данный метод разрабатывался Ю.М. Горским, В.И. Разумовых, Н.И. Моисеевой [1, с. 142] как основа для описания механизма противоречий в объекте исследования. Категориально-символьная крестообразная схема основана на выделении в рамках объекта двух пар базовых противоречий между элементами-противоположностями (противоречия первого порядка), что дает возможность построения простой крестообразной схемы. Далее для каждого полученного элемента формируются противоречия второго порядка, с помощью которых образуется сложная категориально-символьная крестообразная схема.

Метод предполагает наличие двух осей, на каждой из которых с противоположных сторон относительно центрального элемента располагаются противоречия-противоположности [13, с. 916-917]. В рамках данного метода используются следующие категории: центральный элемент креста - элемент, относительного которого выстраиваются противоречия в рамках исследования, ось баланса схемы; противоречия первого порядка - противоречия между противоположностями, которые образуются в результате первой дешифровки центрального элемента креста; противоречия второго порядка - противоречия между противоположностями, которые образуются в результате итерации по дешифровке элементов-противоположностей первого порядка.

В результате двойной дешифровки противоречий метод позволяет описать состояние объекта в четырех квадрантах. В целом представленный метод позволяет обозначить понятийную панораму объекта исследования. Результаты и их обсуждение

Рассмотрим крестообразную схему противоречий применительно к идеям, генерируемым в рамках креатосферы человеко-центричной экономики (см. рис. 1).

Рис. 1. Идеи в человеко-ориентированной экономике на основе крестообразной схемы противоречий (составлено автором)

В качестве центрального элемента выступают идеи как результат функционирования определяющей сферы человеко-ориентированной экономики - креатосферы. В качестве ключевых характеристик, в рамках которых в дальнейшем в крестообразной схеме разворачиваются противоречия, выступают два аспекта: профессиональный подход к генерированию идей и их новизна. Первый аспект характеризует класс креаторов относительно их профессиональных навыков, является ли креатосфера их профессиональной сферой деятельности или генератор идей имеет косвенное отношение к данному направлению. Второй аспект отражает уровень новизны идеи, что может быть интерпретировано в двух направлениях: принципиально новый результат по отношению к существующим или усовершенствование, модификация имеющегося.

Исходя из вышесказанного, автором сформированы следующие противоречия первого порядка:

• профессиональные идеи - непрофессиональные идеи. Эта оппозиционная пара демонстрирует возможность генерирования идей различными акторами, как имеющими отношение к креатосфе-ре, так и нет;

• абсолютная новизна идеи - относительная новизна идеи [10, с. 62]. Данная пара противоречий имеет смысл относительно принципиального уровня новизны идей, предлагаемых креаторами.

Далее каждое из полученных противоречий первого порядка было дешифровано на последующие пары противоречий-противоположностей: профессиональные идеи: диффузные, единичные; непрофессиональные идеи: целевые, случайные; абсолютная новизна идеи: актуальные, неактуальные; относительная новизна идеи: качественные, количественные. Поясним указанные пары противоречий-противоположностей:

• идеи, формулируемые профессиональным сообществом креаторов, могут быть единичными и диффузными [7, с. 65]. Если первые имеют значение только в рамках одной сферы деятельности, то вторые применимы во многих сферах, не узконаправлены;

• идеи непрофессиональных креаторов могут быть представлены следующими противоречиями-противоположностями: целевые и случайные. Первые представляют собой идеи, которые имеют конкретное направление на решение определенной задачи, выполнение цели, при этом генераторы идей не функционируют профессионально в данной сфере деятельности. Вторые появляются непреднамеренно, случайным образом;

• абсолютная новизна дешифруется через следующие противоречия: актуальные и неактуальные идеи. Генерация идей считается достаточно сложным процессом, в полной мере не имеющей научного обоснования. В связи с этим, несмотря на то что креаторы в большинстве случаев имеют четкие установки относительного конечного результата, итоговый результат креативной деятельности может отличаться от запланированного, иметь неактуальный характер в современных реалиях. Безусловно, актуальные идеи находят быстро свое применение и внедряются в различные сферы деятельности. В случае с неактуальными идеями практическое применение найти сложно, в силу их неэффективности, отсутствия значимости;

• относительная новизна идеи раскрывается через изменения в уже существующих объектах, явлениях, без внесения принципиально нового, она способствуюет качественным или количественным изменениям.

Таким образом, подобная двухуровневая дешифровка противоречий-противоположностей, характеризующих идеи, формируемых в рамках креатосферы человеко-ориентированной экономики, позволила получить категориально-символьную крестообразную схему, в которой образуются четыре квадранта, позволяющие расширить понятийный аппарат экономики, ориентированной на человека, посредством сопоставления контактных противоречий в схеме. Автором предлагается усовершенствовать механизм применения метода категориально-символьной крестообразной схемы путем смены положений разработанных противоречий второго порядка, т.е., по мысли автора, схема имеет динамический характер и дает возможность увеличить количество комбинаций полученных квадрантов (16 вариантов вместо первоначальных 4) (см. рис. 2).

Проведем кодировку крестообразной схемы, в которой противоречиям первого уровня будут присвоены значения 01, 02, 03, 04 (01 - абсолютная новизна идеи, 02 - относительная новизна идеи, 03 -профессиональные идеи, 04 - непрофессиональные идеи), а кодировка противоречий второго уровня будет дополнена относительно значений первого уровня: 011 - актуальные идеи; 012 - неактуальные идеи; 021 - качественные идеи; 022 - количественные идеи; 031 - диффузные идеи; 032 - единичные идеи; 041 - целевые идеи; 042 - случайные идеи.

При рассмотрении каждого квадранта предлагается осуществлять трансформацию крестообразной схемы путем смены положений противоречий, находящихся друг по отношению к другу в прямой оппозиции. Например, первоначально в рамках первого квадранта находились следующие характеристики идей: 021 (качественные идеи) и 032 (единичные идеи). Соответственно, в результате предлагаемой модификации в данном квадранте, помимо первоначального варианта, возможны еще следующие три комбинации: 022 - 032; 021 - 031; 022 - 031. Данную итерацию можно произвести во всех четырех квадрантах.

Таким образом, получаем четыре квадранта со следующими оппозициями, являющимися противоречиями первого уровня: 1 квадрант (оппозиция «03 профессиональные идеи - 02 относительная новизна идеи»); 2 квадрант (оппозиция «02 относительная новизна идеи - 04 непрофессиональные идеи»); 3 квадрант (оппозиция «04 непрофессиональные идеи -01 абсолютная новизна идеи»); 4 квадрант (оппозиция «01 абсолютная новизна идеи - 03 профессиональные идеи»). Данный метод категориально-системной методологии с помощью модифицированного когнитивного шаблона поз-

волил автору разработать типологию креаторов в рамках функционирования креатосферы человеко-ориентированной экономики (таблица).

Рис. 2. Модифицированная крестообразная схема для идентификации класса креаторов человеко-ориентированной экономики (составлено автором)

Таблица

Типология креаторов в рамках человеко-ориентированной экономики (составлено автором)

Код-1 Характеристика идей-1 Код-2 Характеристика идей-2 Виды креаторов Расшифровка понятия

1 квадрант (оппозиция «профессиональные идеи - относительная новизна идеи»)

031 Диффузные 022 Количественные Количественные идейные универсалы Класс профессиональных креаторов, который ориентирован на рост количественных показателей в различных сферах человеко-ориентированной экономики в рамках уже существующих объектов и процессов

031 Диффузные 021 Качественные Качественные идейные универсалы Класс профессиональных креаторов, который нацелен на генерирование идей, обладающих относительной новизной, в рамках существующих объектов и процессов путем их качественных изменений, которые находят применение в нескольких сферах чело-веко-ориентированной экономики

032 Единичные 022 Количественные Умеренные количествен-ные креа-торы Класс профессиональных креаторов, который сфокусирован на изменении количественных показателей существующих объектов и процессов в рамках одной сферы человеко-ориентированной экономики

032 Единичные 021 Качественные Умеренные качественные креаторы Класс профессиональных креаторов, который ориентирован на качественные изменения существующих объектов и процессов в рамках одной сферы челове-ко-ориентированной экономики

2 квад рант (оппозиция «относительная новизна идеи - непрофессиональные идеи»)

042 Случайные 022 Количественные Количественные бриколе-ры* Класс непрофессиональных креаторов, который формирует идеи относительно количественных изменений существующих объектов и процессов человеко-ориентированной экономики случайным образом

Окончание табл.

Код-1 Характеристика идей-1 Код-2 Характеристика идей-2 Виды креаторов Расшифровка понятия

042 Случайные 021 Качественные Качественные бриколеры Класс непрофессиональных креаторов, который обеспечивает формирование идей качественных изменений существующих объектов и процессов человеко-ориентированной экономики случайным образом

041 Целевые 022 Количественные Количественные идейные последователи Класс креаторов, который сформирован непрофессионалами в рамках определенных сфер человеко-ориентированной экономики, при этом с четко поставленным ориентиром на необходимость количественных изменений существующих объектов и процессов этих сфер

041 Целевые 021 Качественные Качественные идейные последователи Класс непрофессиональных креаторов, который нацелен на качественные преобразования существующих объектов и процессов сферы человеко-ориентированной экономики, непрофильной для кре-атора

3 квадрант (оппозиция «непрофессиональные идеи - абсолютная новизна идеи»)

011 Актуальные 041 Целевые Догоняющие креа-торы Класс непрофессиональных креаторов, который ориентирован на целевое решение злободневных вопросов человеко-ориентированной экономики

011 Актуальные 042 Случайные Востребованные бриколеры Класс непрофессиональных креаторов, который случайным образом обеспечивает решение насущных вопросов человеко-ориентированной экономики

012 Неактуальные 041 Целевые Невостребованные экспериментаторы Класс креаторов, который сформирован из непрофессионалов в определенной сфере человеко-ориентиро-ванной экономики, при этом круг вопросов, решаемых ими, имеет четкую целевую установку, несмотря на то, что их идейные направления не востребованы в рамках данной экономической системы

012 Неактуальные 042 Случайные Неопределенные инициаторы Класс непрофессиональных креаторов, который способен решать неактуальные вопросы случайным образом

4 квадрант (оппозиция «абсолютная новизна идеи - профессиональные идеи»)

011 Актуальные 032 Единичные Идейные лидеры Класс профессиональных креаторов, который ориентирован на формирование идей в рамках решения высоко актуальных задач отдельной сферы человеко-ориентированной экономики

011 Актуальные 031 Диффузные Универсальные креаторы Класс профессиональных креаторов, который обеспечивает универсальными идеями различные сферы человеко-ориентированной экономики в рамках востребованных задач

012 Неактуальные 032 Единичные Невостребованные идейные профессионалы Класс профессиональных креаторов, который обеспечивает решение вопросов, невостребованных в рамках данной сферы человеко-ориентированной экономики

012 Неактуальные 031 Диффузные Неопределенные идейные универсалы Класс профессиональных креаторов, который нацелен на формирование универсальных идей, направления которых или не определены, или не востребованы

*Бриколер - тот, «кто творит сам, самостоятельно, используя подручные средства в отличие от средств, используемых специалистом» [8, с. 126].

Ориентируясь на полученную типологию креаторов, отметим, что для продуктивного развития экономики, ориентированной на человека, необходимо уделить особое внимание подготовке и формированию двух из шестнадцати возможных видов представителей креативного класса - идейных лидеров и универсальных креаторов. Это та категория, которая может обеспечить значительный, целенаправленный «скачок» в развитии как креатосферы, так и смежных областей человеко-центричной экономики (природной, материальной сферы, сферы услуг, социальной, инфосферы, цифровой и когнитивной сферы).

Однако, данный процесс достаточно сложный и длительный, поскольку современное состояние креативной сферы можно охарактеризовать как этап предкреатосферы, когда генерирование идей относится, в основном к творческим индустриям, без диссеминации на смежные сферы человеко-ориентированной экономики.

Автором предполагается, что для полноценного формирования креатосферы, в которой будут эффективно функционировать идейные лидеры и универсальные креаторы на благо всей рассматриваемой экономической системы, должны пройти еще два этапа: этап эвристичной (этап развития креато-сферы, при котором обеспечивается формирование научно-обоснованного методологического аппарата генерирования идей; однако профессиональное обучение на данном этапе не осуществляется, происходит интуитивное применение креативной методологии заинтересованными лицами) и этап профессиональной креатосферы (этап развития креатосферы, в рамках которого посредством обеспечения целенаправленного образовательного процесса формируется класс профессиональных креато-ров, владеющих методологией генерирования идей, решений и т.п. в различных сферах человеко-ориентированной экономики).

Выводы

В процессе применения категориально-символьной крестообразной схемы автором получены следующие результаты.

Во-первых, в крестообразной схеме в области результатов креатосферы выделены два аспекта, в рамках которых разворачиваются противоречия: профессиональный подход к генерированию идей и их новизна.

Во-вторых, сформированы противоречия первого порядка: профессиональные идеи - непрофессиональные идеи; абсолютная новизна идеи - относительная новизна идеи.

В-третьих, определены пары противоречий-противоположностей второго порядка: профессиональные идеи (диффузные, единичные), непрофессиональные идеи (целевые, случайные), абсолютная новизна идеи (актуальные, неактуальные), относительная новизна идеи (качественные, количественные).

В-четвертых, предложен усовершенствованный механизм применения метода категориально-символьной крестообразной схемы путем изменения положений сформированных противоречий второго порядка, что функционально дает возможность разнообразить разрабатываемый понятий аппарат путем сопоставления большего количества контактных противоречий; подтверждено, что модифицированная крестообразная схема противоречий позволяет разрабатывать типологии отдельных понятийных аспектов в рамках различных исследований.

В-пятых, предложена типология креаторов в рамках человеко-ориентированной экономики с указанием наиболее продуктивных креаторов (идейных лидеров и универсальных креаторов), способных обеспечить значительное развитие человеко-центричной экономики.

В-шестых, выделены этапы развития креатосферы человеко-ориентированной экономики (пред-креатосфера, эвристичная и профессиональная креатосфера) на основе формирования креативного класса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Боуш Г.Д. Методология научного исследования. М.: ИНФРА-М, 2020. 227 с.

2. Бузгалин А.В. Креативная экономика: частная интеллектуальная собственность или собственность каждого

на все? // Социологические исследования. 2017. № 7 (399). С. 43-53.

3. Бузгалин А.В., Колганов А.И. «Капитал» - XXI: специфика всеобщего закона капиталистического накопления (некоторые качественные и количественные характеристики) // Вопросы политической экономии. 2017.

№ 4. С. 30-41.

4. Бузгалин А.В., Колганов А.И. Трансформации социальной структуры позднего капитализма: от пролетариата и буржуазии к прекариату и креативному классу? // Социологические исследования. 2019. № 1. С. 18-28.

5. Замятина Н.Ю. Креативный класс, символический капитал и территория // Общественные науки и современность. 2013. № 4. С. 130-139.

6. Козлов А.В., Сидоркина О.В., Погребная Т.В. Об уровневой структуре креативного класса // Инженерное образование. 2015. № 18. С. 34-39.

7. Кучко Е.Е. Систематизация подходов к классификации инноваций // Социология. 2008. № 4. C. 61-70.

8. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994. 368 с.

9. Насырова С.И. Идеи как благо в человеко-ориентированной экономике // Проблемы модернизации экономики территориальных систем Российской Федерации. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Уфа, 2021. С. 30-33.

10. Полонский В.М. Новизна результатов исследования // Советская педагогика. 1991. № 5. С. 60-64.

11. Стародубровская И., Лободанова Д. Креативный класс и креативный город: российское преломление // Экономическая политика. 2013. № 5. С. 127-149.

12. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Классика-XXI, 2005.

13. Хасанова Ф.Х. Категориально-системная методология как инструмент предформализации знаний // Молодежь третьего тысячелетия. Сборник научных статей. Омск, 2016. С. 916-918.

14. BanksM. The Politics of Cultural Work. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2007. 228 p.

15. Caves R. Creative Industries. Cambridge, MA: Harvard University Press, 2000. 464 p.

16. Finkel R., Jones D., Sang K., Stoyanova Russell D. Diversifying the creative: Creative work, creative industries, creative identities // Organization. 2017. № 24 (3). P. 281-288.

17. Howkins J. The Creative Economy, Harmondsworth: Penguin, 2001. 304 p.

18. Kacerauskas T. The creative sector and class of society // Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. 2020. № 57. P. 33-42.

19. Mikhaylova A. Highlights of the creatosphere in the Republic of Sakha (Yakutia) // Advances in Economics, Business and Management Research. 2019. Vol. 90. P. 466-469.

20. Osborne T. Against «Creativity»: A Philistine Rant // Economy and Society. 2003. № 32 (4). P. 507-525.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.