Научная статья на тему 'К вопросу о возможности возникновения экономики на основе развития разума (ноономики) в условиях всемирного экономического кризиса'

К вопросу о возможности возникновения экономики на основе развития разума (ноономики) в условиях всемирного экономического кризиса Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
72
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕМИРНЫЙ КРИЗИС КАПИТАЛИЗМА / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ РАЗУМ / КОММУНИКАТИВНЫЙ РАЗУМ / НООНОМИКА / КРЕАТОСФЕРА / ТВОРЦЫ / СОЛИДАРНОСТЬ / WORLD CRISIS OF CAPITALISM / INSTRUMENTAL MIND / COMMUNICATIVE MIND / NOONOMY / CREATOSPHERE / CREATORS / SOLIDARITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шачин Святослав Вячеславович

Статья посвящена возможности преодоления всемирного экономического кризиса. Она заключается в становлении нооэкономики, то есть экономики, при котором посредством разумной организации материального производства будут удовлетворены базовые человеческие потребности. При этом корень кризиса лежит в том, что капитализм как общественный строй всё больше становится неразумным и противоречащим тенденции возникновения ноономики. Это происходит потому, что капитализм избирательно развивает разум - только как инструментальную форму разума, открытую и описанную Т. Адорно и М. Хоркхаймером. При этом пренебрегается развитием коммуникативного разума, который открыл и описал Ю. Хабермасм. Этот разум несёт в себе синтез познавательной, морально-практической и эстетически-экспрессивной форм разума. Коммуникативный разум может развиться внутри посткапиталистического общественного строя, который А. Бузгалин и А. Колганов описали как креатосферу. Это - социально-экономический уклад, где на смену товарно-денежным отношениям приходят отношения дарения творцами друг другу результатов своего труда. Именно креатосфера и будет свободно развиваться в условиях становления ноономики, а творцы будут носителями коммуникативного разума, которые будут вступать в свободный диалог друг с другом и тем самым обогащать друг друга. Данный процесс будет проходить в течение долгого времени и будет той самой социальной революцией, о которой мечтают левые силы всего мира. А политические процессы могут принимать самую разную форму: геополитического противостояния, войн, информационных войн и даже революций. Однако творцы должны воспользоваться обстановкой всемирного кризиса капитализма, порождающей все эти социальные катаклизмы, чтобы при поддержке прогрессивно ориентированных государственных деятелей и предпринимателей постепенно создавать креатосферу и вытеснять капитализм с центра общественной жизни на периферию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTIONABOUT THE POSSIBILITY OF THE GENESIS OF ECONOMY ON THE BASIS OF THE DEVELOPMENT OF MIND (NONOMICS) IN THECONDITIONS OF THE WORLD ECONOMIC CRISIS

The article is devoted to the possibility of overcoming the global economic crisis. It consists in the formation of a nooeconomics, that is, an economy in which basic human needs will be satisfied through the rational organization of material production. Moreover, the root of the crisis lays in the fact that capitalism as a social system is becoming increasingly unreasonable and contrary to the tendency of the emergence of noonomy. This is because capitalism selectively develops the mind - only as an instrumental form of the mind, discovered and described by T. Adorno and M. Horkheimer. At the same time, the development of the communicative mind, which was discovered and described by Jürgen Habermas, is neglected. This mind carries a synthesis of cognitive, moral-practical and aesthetically expressive forms of the mind. A communicative mind can develop within the post-capitalist social system, which A. Buzgalin and A. Kolganov described as the creatosphere. This is a socio-economic system, where commodity-money relations are replaced by relations of giving by the creators to each other the results of their work. It is the creatosphere that will develop freely in the conditions of the formation of noonomy, and the creators will be carriers of a communicative mind that will enter into a free dialogue with each other and thereby enrich each other. This process will take place over time and will be the social revolution that the left forces of the whole world dream of. And political processes can take many different forms: geopolitical confrontation, wars, information wars, and even political revolutions. However, creators must take advantage of the global crisis of capitalism, which generates all these social disasters, so that, with the support of progressively oriented statesmen and entrepreneurs, they will gradually create the creatosphere and push capitalism from the center of public life to the periphery.

Текст научной работы на тему «К вопросу о возможности возникновения экономики на основе развития разума (ноономики) в условиях всемирного экономического кризиса»

284

К ВОПРОСУ О ВОЗМОЖНОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭКОНОМИКИ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ РАЗУМА

(НООНОМИКИ) В УСЛОВИЯХ ВСЕМИРНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА1 TO THE QUESTION ABOUT THE POSSIBILITY OF THE GENESIS OF ECONOMY ON THE BASIS OF THE DEVELOPMENT OF MIND

(NONOMICS) IN THE CONDITIONS OF THE WORLD ECONOMIC CRISIS

DOI: 10.38197/2072-2060-2020-224-4-284-298

1 Статья публикуется по итогам мероприятий Московского академического экономического форума (МАЭФ-2020)

ШАЧИН СВЯТОСЛАВ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ

Доцент кафедры философии и социальных наук Мурманского Арктического государственного университета, кандидат философских наук, доцент

SVYATOSLAV V. SHACHIN

Associate Professor, Department of Philosophy and Social Sciences, Ph. D. in Philosophy, Associate Professor

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена возможности преодоления всемирного экономического кризиса. Она заключается в становлении нооэкономики, то есть экономики, при которой посредством разумной организации материального производства будут удовлетворены базовые человеческие потребности. При этом корень кризиса лежит в том, что капитализм как общественный строй все больше становится неразумным и противоречащим тенденции возникновения ноономики. Это происходит потому, что капитализм избирательно развивает разум - только как инструментальную форму разума, открытую и описанную Т. Адорно и М. Хоркхай-мером. При этом пренебрегают развитием коммуникативного разума, который открыл и описал Ю. Хабермасм. Этот разум несет в себе синтез познавательной, морально-практической и эстетически-экспрессивной форм разума. Коммуникативный разум может развиться внутри посткапиталистического общественного строя, который А. Бузгалин и А. Колга-нов описали как креатосферу. Это социально-экономический уклад, где на смену товарно-денежным отношениям приходят отношения дарения творцами друг другу результатов своего труда. Именно креатосфера и будет свободно развиваться в условиях становления ноономики, а творцы будут носителями коммуникативного разума, которые будут вступать в свободный диалог друг с другом и тем самым обогащать друг друга. Данный процесс будет проходить в течение долгого времени

286

и будет той самой социальной революцией, о которой мечтают левые силы всего мира. А политические процессы могут принимать самую разную форму: геополитического противостояния, войн, информационных войн и даже революций. Однако творцы должны воспользоваться обстановкой всемирного кризиса капитализма, порождающей все эти социальные катаклизмы, чтобы при поддержке прогрессивно ориентированных государственных деятелей и предпринимателей постепенно создавать креатосферу и вытеснять капитализм с центра общественной жизни на периферию. ABSTRACT

The article is devoted to the possibility of overcoming the global economic crisis. It consists in the formation of a nooeconomics, that is, an economy in which basic human needs will be satisfied through the rational organization of material production. Moreover, the root of the crisis lays in the fact that capitalism as a social system is becoming increasingly unreasonable and contrary to the tendency of the emergence of noonomy. This is because capitalism selectively develops the mind -only as an instrumental form of the mind, discovered and described by T. Adorno and M. Horkheimer. At the same time, the development of the communicative mind, which was discovered and described by Jürgen Habermas, is neglected. This mind carries a synthesis of cognitive, moral-practical and aesthetically expressive forms of the mind. A communicative mind can develop within the post-capitalist social system, which A. Buzgalin and A. Kolganov described as the creatosphere. This is a socio-economic system, where commodity-money relations are replaced by relations of giving by the creators to each other the results of their work. It is the creatosphere that will develop freely in the conditions of the formation of noonomy, and the creators will be carriers of a communicative mind that will enter into a free dialogue with each other and thereby enrich each other. This process will take place over time and will be the social revolution that the left forces of the whole

world dream of. And political processes can take many different forms: geopolitical confrontation, wars, information wars, and even political revolutions. However, creators must take advantage of the global crisis of capitalism, which generates all these social disasters, so that, with the support of progressively oriented statesmen and entrepreneurs, they will gradually create the creatosphere and push capitalism from the center of public life to the periphery.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Всемирный кризис капитализма, инструментальный разум, коммуникативный разум, ноономика, креатосфера, творцы, солидарность. KEYWORDS

World crisis of capitalism, instrumental mind, communicative mind, noo-nomy, creatosphere, creators, solidarity.

Философ — тот, кто должен добраться в своем анализе до оснований и высказать то, что не решаются сказать другие люди не потому, что боятся, а потому, что не продумали до конца. Эту роль постараюсь выдерживать.

Начну с тезиса, который вот как обосновывает актуальность статьи: во-первых, те социальные потрясения, в которые мы все ступили в связи с началом пандемии COVID-19 в Китае (да и пандемия сейчас, кстати говоря, в самом разгаре!), — это только верхушка айсберга, а во-вторых, эти потрясения являют собой начало еще более глубоких социальных преобразований, когда почва уйдет у КАЖДОГО из-под ног. Кстати, дзен-буддисты говорили, что такое состояние, когда земля у тебя уходит из-под ног, дает тебе возможность обрести просветление (вспомним, что дзен развивается именно в Японии, с ее непрерывными землетрясениями!) [об этом см.: 9, с. 203].

288

Почему? Потому что происходит глобальный кризис того общественного строя, который в марксизме называется капитализм, в социологии веберианского толка — модерн, в сознании традиционных людей — христианским миром, а в восприятии каждого из нас — привычной повседневностью. Кстати, вспоминается Дмитрий Анатольевич Медведев, который на Форуме в Сочи в 2013 г. сказал так: «Россияне, готовьтесь: многие из вас поменяют свои места работы и места жительства» [7]. Социологи в комментариях писали так: в стране, где количество переездов на душу населения на постоянное место жительства (не на временную работу или вахту!) по сравнению с СССР сократилось в 2 раза, где переезжают в основном только две группы населения: студенты и военнослужащие, говорить так означает завуалированно сказать: россияне, готовьтесь к новой смуте по образцу начала XVII века или 1917-1921 гг. И те, кто поумнее, давно уже готовятся к ней (кто — скупая бункеры, а кто — спасая свои идеи в форме публикации книг и статей...).

Так что Россия скоро будет в таком же состоянии «ухода почвы из-под ног», как и весь мир (причем, по логике В.И. Ленина, мы продолжаем оставаться «слабым звеном в цепи мирового империализма», почему у нас все может «слинять за 2 дня, максимум за 3, и не останется буквально ничего», как говорил уже В.В. Розанов в марте 1917 г.).

Впрочем, можно и конкретизировать абстрактные рассуждения. Известный норвежский футуролог И. Галтунг предсказал до конца 2020 г. распад империи США [об этом см.: 5]. К этому приведет следующий комплекс противоречий: «1) противоречия между экономическим ростом и распределением благ (все большая концентрация национального богатства в руках узкой группы людей); 2) между финансовым

и реальным секторами экономики (угнетение реального сектора финансовой олигархией); 3) экономические противоречия между США и другими странами; 4) противоречия между государственным терроризмом США и ответным терроризмом угнетаемых народов; 5) культурные противоречия между США и их союзниками (Старому Свету и другим странам навязывается вульгарная, плебейская массовая культура США); 6) между США и странами Азии, где складывается антиамериканский альянс». Отечественный футуролог В.И. Пантин конкретизирует этот прогноз в электронном письме к автору этой статьи от 07.05.2020: «Прогноз Галтун-га, по моему мнению, в целом верный, но нуждается в некоторой важной конкретизации. США как империя (не как государство) начнут распадаться и превращаться в нечто другое в 2020 году, но этот процесс распада и превращения будет происходить в несколько этапов и будет иметь несколько поворотных („критических") точек: 2020-2021 гг., 2025-2026 гг., 2029-2030 гг. и 2033-2034 гг. Не бывает так, что империя распадается одномоментно, как правило, она проходит несколько „критических" точек невозврата. Так было с Римской империей, так было с Британской империей, так было с СССР („критические" точки: 1976-1977 гг., 1981-1982 гг., 1985-1986 гг., 1990-1991 гг.). Сейчас распад империй происходит гораздо быстрее, чем в древности или в Средние века (Римская империя, Арабский халифат или Монгольская империя распадались долго), но все равно не мгновенно и через определенные этапы». [При этом наиболее важной публикацией В. Пантина на данную тему является следующая: 6].

Если данные прогнозы одного из ведущих западных и отечественных футурологов верны, то вспоминается исто-

рическая аналогия с Британской империей, которая испытала серьезные трудности после Первой мировой войны и прямо вошла в кризис после Второй мировой войны. Когда в метрополии возникают серьезные проблемы, в колониях и зависимых странах (где управляет не прямо колониальная администрация, а национальная элита, которая связана по рукам и ногам в своих действиях и в целом проводит политику именно в интересах империи, а не своей страны) сначала возникают мощные национально-освободительные движения, а затем по мере усиления проблем в метрополии они (т.е. эти движения) приходят к власти и объявляют свое государство независимым, а также в опоре на мощное народное движение восстанавливают свободу принятия решений в пользу своей страны, даже если они идут вразрез с интересами правивших ранее имперских кругов (классическим примером тут является Индия и судьба партии Индийский национальный Конгресс).

Как выжить в такой ситуации обществу в целом и каждому из нас? Более того, не просто выжить, а совершить прорыв в будущее, к лучшей жизни, к реализации вековой мечты человечества о рае на Земле?

И опираться мы можем на идеи С.Д. Бодрунова о ноо-номике. В одном предложении: это — тот экономический строй, при котором на основе разума (воплощенного в производственные, управленческие и социальные технологии материального производства) возникают планомерно организованные хозяйственные комплексы, что способны удовлетворить все базовые материальные потребности всего человечества [об этом см.: 2; 3]. Тем самым люди перестают тянуть лямку ненавистной им работы ради выживания (Р.И. Гринберг в своем докладе на пленарной сес-

сии МАЭФ 21.05.2020 говорил, что таковых 80%), и у людей высвобождается время. а вот для чего — в этом и вся суть! Если для симулятивного сверхпотребления, то тут мы попадаем сначала в экологическую ловушку: ресурсов Земли недостаточно для его обеспечения [об этом: 2, с. 119, 213-215, 251]. Из этой ловушки есть выход в стиле Мальтуса: значит, из 7 млрд людей около 6 млрд надо «пустить в расход» (вот в каком смысле у нас уйдет почва из-под ног!), а остальных для начала посадить в «цифровой концлагерь», а через поколение заменить трансгуманоидами. При этом последние будут лишены пресловутого «человеческого фактора» и будут приносить прибыли владыкам мировой финансовой олигархии намного лучше, чем мы, люди. Вот и первый вывод: мировой неолиберальный капитализм достиг стадии «неолиберального фашизма» (а ведь я ничего тут не говорю нового, первым об этом сказал А.С. Панарин [8, с. 68- 82, 163170, 376-377], пусть это и была лебединая песня московского мыслителя.), когда ставит под вопрос само существование человечества. А разве перед нашими дедами и прадедами в 1941 году стоял вызов не такой интенсивности? Тогда они справились, победив фашизм в бою. Мы же теперь сможем справиться только одним путем — «переумнив Запад», как говорил Александр Зиновьев. И, может быть, наши предки нам оттуда еще помогут в этом!

Но вернемся к строгому анализу. Что же воспрепятствует реализации такого мега-апокалиптического сценария? Ответ на этот вопрос требует максимальной концентрации мысли философа. Но у него есть метод исследования различных форм разума, а также осмысления онтологических оснований неолиберализма. И вот благодаря этому методу можно увидеть очень простую и в то же время бесконечно сложную

292

мировоззренческую причину краха неолиберализма как духовного выражения капитализма, вошедшего во всемирный кризис. Она заключается в том, что этот общественный строй очень ограниченно задействует базовую человеческую онтологическую характеристику, определяющую место Homo sapiens в бытии, — это разум. Разум имеет множество различных форм и различных уровней развития: грубо говоря, посчитать до десяти — одно, а теория относительности Эйнштейна — другое; плохая попса по принципу «два прихлопа, три притопа» — одно, а фуги Баха — другое; и вот — суть того, о чем надо сказать в статье: если думать: «человек человеку волк, каждый за себя, надо жить ради денег и власти над людьми, а также материальных наслаждений» — это одно, а вот что будет другое??? Вот где собака зарыта!

Итак, неолиберальный капитализм максимально задействует так называемый инструментальный разум, который блестяще проанализировали лидеры первого поколения Франкфуртской школы Т. Адорно и М. Хорк-хаймер в книге «Диалектика Просвещения», то есть разум, который используется как средство господства над природой и над людьми, членами угнетенных классов (в наше время это уже не только пролетариат, но и интеллигенция, как хорошо показал в своем докладе на МАЭФ 21.05.2020 В.В. Миронов, а в основном — все расширяющийся прекариат). Такой разум уничтожает все, не поддающееся расчету, а это — то, что не поддается сравнению, а это — качественно своеобразное в бытии. То есть буквально вытесняет из бытия, а как это произойдет — это уже вопрос конкретных технологий [об этом см.: 12, S. 14, 25, 69, 168]. Но за пределами инструментального разума лежит спектр разумных способностей, которые

Юрген Хабермас, мой немецкий учитель, лидер второго поколения Франкфуртской школы, назвал разумом коммуникативным [об этом см.: 10]. Это совокупность тех форм разума, которые невозможно подчинить логике преумножения власти и богатства. Прежде всего, это познавательная форма разума, где познание совершается ради истины, а не ради гранта или места в бюрократической иерархии, и носитель истины готов пойти за нее на костер или на крест или испытать забвение и нищету, если это будет надо, а не на рынок ради продажи своего открытия и своих способностей; дальше, это — морально-практическая форма разума, которую открыл и блестяще описал И. Кант и которая имеет своим законом категорический императив (только следование этому императиву откроет путь к свободе, как индивидуальной, так и коллективной) [об этом см.: 11]; и, наконец, эстетический разум, который, по Адорно, исходит из идеи счастья по отношению к свободе предмета своего творчества, развивает способности мимезиса и фиксирует именно индивидуально-неповторимое, видя в этом выражение Абсолюта [об этом см.: 1]. При этом носителем коммуникативного разума выступает вовсе не один человек, а коммуникативное сообщество, в котором происходит встреча и свободный обмен результатами труда людей — носителей разных форм разума, причем философия, по Хабермасу, сможет выступить в роли посредника, то есть выразить опыт представителей одних субкультур (носителей разума) в символической системе, понятной представителям других субкультур. В этом месте Ю. Хабермаса хорошо дополняет А. Бузгалин: деятельность коммуникативного сообщества наилучшим образом происходит в посткапиталистическом общественном укладе, который он обозначает термином креатосфера [об этом см.:

294

4, т. 2, с. 222-226, 333-334, 337-338]. А дальше - очень просто! Помните, что Христос говорил своим ученикам? Если ваша праведность не превзойдет праведность книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царствие небесное. Перефразируем. Если креатосфера не превзойдет капитализм не только по экономической эффективности, но по человечности и по способности решить онтологические задачи человечества в бытии, заключающиеся в органичном освоении Вселенной и господстве над бытием через развитие в каждом человеке способности любви к миру, к человечеству и к своему конкретному ближнему, то все напрасно, и нас через поколение ждет сценарий, о котором говорилось в начале статьи. А вот если превзойдет, и победит при этом бешеное сопротивление уходящего всемирного капитала, и творцы выдержат гонения и «переумнят Запад», а умные отечественные капиталисты и представители государственной власти при этом поддержат становление отечественной креатосферы как посткапиталистического общественного уклада - то тогда мы сможем предложить не просто реальную альтернативу всемирному капитализму, а показать всему человечеству выход в посткапиталистический мир, где экономика станет ноономикой, а общество станет основанным на всестороннем развитии в людях коммуникативного разума.

Только не надо в духе ррр-революционности считать, что это будет завтра. Формирование креатосферы — длительный процесс. И, возможно, открытая и описанная в многочисленных работах С.Д. Бодрунова ноономика будет закладывать материальные предпосылки для ее генезиса. А вот духовные предпосылки заложит деятельность широких слоев творцов и будущих лидеров коммуникативного

сообщества в смысле Ю. Хабермаса. Но и сейчас мы можем сказать хотя бы кое-что. Образно говоря, на горизонте блещут зарницы. Значит, надвигается гроза. Она будет всеобщей. Может, в России она будет и такой, как нам предсказал один из руководителей нашего государства в 2013 году. Надо быть готовым ко всему. Но гроза будет в силу внутренних кризисных причин в самом капитализме. А вот воспользоваться ею для того, чтобы не допустить апокалиптический хаос и начать планомерно создавать ноономику и креато-сферу — это уже может быть задачей нас всех. Творцы всего мира и всех областей деятельности, объединяйтесь!

Библиографический список

1. Ауэрбах Э. Мимезис. Изображение действительности в западноевропейской литературе. — М.: Прогресс. 1976. 566 с.

2. Бодрунов С.Д. Ноономика. — М.: Культурная революция, 2018. 432 с.

3. Бодрунов С.Д. Нооиндустриальное общество: шаг к неэкономическому развитию. // Экономическое возрождение России. 2018. № 1 (55). С. 5-15.

4. Бузгалин А.В., Колганов А.И. Глобальный капитал. — М.: Эдитори-ал УРСС, 2015. — Т. 1, 2.

5. Катасонов В. Пророчество Йохана Галтунага относительно США начинает сбываться на глазах. URL: https://rusonline.org/ world/prorochestvo-yohana-galtunaga-otnositelno-ssha-nachinaet-sbyvatsya-na-glazah (дата обращения: 30.05.2020).

6. Лапкин В.В., Пантин В.И. Историческая динамика международной рыночной системы: циклы лидерства, геополитическая экспансия и перспективы трансформации мирового порядка // История и современность. — М., — 2019. № 1. С. 17-61. URL: https://www. socionauki.ru/upload/socionauki.ru/journal/iis/2019_1/017-061.pdf (дата обращения: 30.05.2020).

296

7. Медведев Д.А. Россиянам придется менять работу, профессию и место жительства // РБК, 27.09.2013. URL: https: //www.rbc.ru/ society/27/09/2013/570410439a794761c0ce22d6 (дата обращения: 30.05.2020).

8. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. — М.: Алгоритм, 2002. 543 с.

9. Судзуки. Практические инструкции по упражнению коан. // Судзу-ки. Основы дзен-буддизма. 210 с. URL: https://wwwlibfox.ru/288091-daysetsu-sudzuki-osnovy-dzen-buddizma.html (дата обращения: 30.05.2020).

10. Шачин С.В. Коммуникативная теория разума Ю. Хабермаса: Опыт диалектической реконструкции теории коммуникативного действия. — М.: Эдиториал УРСС, 2019. 304 с.

11. Шачина А.Ю. Идея нравственного воспитания в рациональной этике И. Канта. — М.: Эдиториал УРСС, 2019. 244 с.

12. Adorno T., Horkheimer M. Dialektik der Aufklärung. Amsterdam, 1947.

References

1. AuerbachE. Mimesis.Izobragenije dejstvitel'nostivsapadnojevropejskoj literature. [Mimesis. The image of reality in Western European literature]. / Translated into Russian from German. - Moscow: Progress Publ., 1976. 566 p. [In Russ.]

2. Bodrunov S.D. Noonomica [Noonomics]. — Moscow: Cultural Revolution, 2018. 432 p. [In Russ.]

3. Bodrunov S.D. Nooindustrial'noje obschestvo: shag k neekono-micheskomu razvitiju. [Nooindustrial society: a step towards non-economic development]. In: Ekonomicheskoje vozrogdeni-je Rossiji [Economic revival of Russia]. 2018. No. 1 (55). P. 5-15. [In Russ.]

4. Buzgalin A.V., Kolganov A.I. Global'noj kapital [The Global capital]. — Moscow: URSS Editorial, 2015. Vol 1, 2. [In Russ.]

5. Katasonov V. Prorochestvo Johan Galtunaga otnositel'no USA nachinajet sbivat'sya na glasah [The prophecy of Johan Galtunag regarding the United States begins to come true before our eyes]. URL: https://rusonline.org/ world/prorochestvo-yohana-galtunaga-otnositelno-ssha-nachinaet-sbyvatsya-na-glazah (accessed at: 05/30/2020). [In Russ.]

6. Lapkin V.V., Pantin V.I. Istoricheskaja dinamika mirovoj rinochnoj sistemi: zikli liderstva, geopoliticheskaja ekspansija i perspektivi transformazii mirovogo poryadka [The historical dynamics of the international market system: leadership cycles, geopolitical expansion and prospects for the transformation of the world order]. In: Istorija I sovremennost' [History and modernity]. Moscow, 2019. No. 1. P. 1761. URL: https://www.socionauki.ru/upload/socionauki.ru/journal/ iis/2019_1/017-061.pdf (accessed at: 05/30/2020). [In Russ.]

7. Medvedev D.A. Rossijanam pridyots'a menyat' rabotu, professiju I mesto gitel'stva [Russians will have to change jobs, professions and places of residence]. In: RBC, 09/27/2013. URL: https: //www. rbc.ru/society/27/09/2013/570410439a794761c0ce22d6 (accessed at: 05/30/2020). [In Russ.]

8. Panarin A.S. Pravoslavnaya zivilizaciya v global'nom mire [The Orthodox civilization in the global world]. - Moscow: Algorithm, Publ., 2002. 543 p. [In Russ.]

9. Suzuki. Practicheskije instrukzii po upragneniju koana [Practical Instructions for Exercising Koan.] In: Suzuki. Osnovi dzen-buddizma [The basics of Zen Buddhism]. / Translated into Russian from English. 210 p. URL: https://www.libfox.ru/288091-daysetsu-sudzuki-osnovy-dzen-buddizma.html (accessed: 05/30/2020). [In Russ.]

10. Shachin S.V. Kommunikatinnaya teorija razuma Jürgena Habermasa: Opit dialecticheskoj rekonstrukcii teorii kommunikativnogo dejstvija [The communicative theory of the mind of Jürgen Habermas: The experience of dialectical reconstruction of the theory of communicative action]. - Moscow: Editorial URSS, 2019. 304 p. [In Russ.]

298

11. Shachina A.Yu. Ideja nravstvennogo vospitanija v rational'noj etice Immanuila Kanta [The idea of moral education in the rational ethics of I. Kant]. - Moscow: Editorial URSS, 2019. 244 p. [In Russ.]

12. Adorno T., Horkheimer M. Dialektik der Aufklärung. Amsterdam, 1947. 304 p. [In Germ.]

Контактная информация / Contact information

Мурманский Арктический государственный университет; 183038, г. Мурманск, ул. Капитана Егорова, д. 15 / Murmansk Arctic State University; Kapatan Yegorov Str. 15, 183038, Murmansk, Russia Шачин Святослав Вячеславович / Shachin Svyatoslav Vyacheslavovich [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.