Научная статья на тему 'Основные положения функционирования человеко-ориентированной экономики в категориях универсальной схемы взаимодействия'

Основные положения функционирования человеко-ориентированной экономики в категориях универсальной схемы взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
77
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Ключевые слова
человеко-центричная экономика / универсальная схема взаимодействия / экономическая система / человек / потребности / human-centered economy / universal scheme of interaction / economic system / human / needs

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Насырова Светлана Ирековна

В настоящее время человек с его потребностями становится центральным звеном многочисленных исследований и занимает в них ключевую роль. Экономические науки в данном направлении не являются исключением. Современная действительность такова, что актуализируется вопрос рассмотрения экономики, ориентированной на человека. В данной статье автором предпринята попытка проанализировать данную экономику как системный объект с его взаимодействующими элементами. Представление человеко-центричной экономики в данном контексте дает возможность формирования целостной интерпретации изучаемого феномена. Цель данного исследования – построение универсальной схемы взаимодействия элементов в экономике, ориентированной на человека, через понимание ее как системного объекта. Методология исследования основана на применении высокопродуктивного категориального метода «Универсальная схема взаимодействия». Результаты исследования: человеко-центричная экономика представлена в виде системного объекта; построена развернутая универсальная схема взаимодействия элементов в рамках данной экономической системы с выделением источника энергии (потребности организма как биологического существа, потребности в материальных товарах, потребности в услугах, потребности в социальном взаимодействии, потребности в информации, потребности в цифровых продуктах, потребности в идеях, потребности в новых знаниях), взаимодействующих ресурсов (человеческих, материальных, информационных), процесса взаимодействия в соответствующих сферах деятельности (природная сфера, материальная сфера, сфера услуг, социальная сфера, инфосфера, цифровая сфера, креатосфера, когнитивная сфера), результата этого взаимодействия (товары, услуги, идеи), конечного эффекта (удовлетворение потребностей) и формирования объекта (формирование и функционирование человеко-ориентированной экономики); выделены преобладающие потоки в процессе удовлетворения многообразных потребностей в человеко-центричной экономике; подтверждено центральное место человека в данной экономической системе; доказана ключевая роль креатосферы и когнитивной сферы в процессе формирования, функционирования и развития экономики, ориентированной на человека. Перспективными направлениями исследования представляются следующие: оценка уровня развития человеко-центричной экономики и выработка направлений управляющего воздействия на отдельные элементы и экономическую систему в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic provisions of the functioning of a human-oriented economy in the categories of a universal scheme of interaction

Nowadays, human is becoming the central link in numerous studies and occupies a key role in them. Economics is no exception. The modern reality is such that the issue of considering a human-oriented economy is being actualized. In this article, the author attempts to analyze this economy as a system object with its interacting elements. The representation of a human-centered economy in this context makes it possible to form a holistic interpretation of the phenomenon under study. The purpose of this study is to build a universal scheme for the interaction of elements in a human-oriented economy through understanding it as a system object. The research methodology is based on the application of the highly productive categorical method “Universal scheme of interaction”. As a result, human-centered economy is presented as a system object. Comprehensive universal scheme for the interaction of elements within the framework of this economic system is constructed with the allocation of: an energy source (the needs of an organism as a biological being, the needs for material goods, the needs for services, the needs for social interaction, the needs for information, the needs for digital products, the needs for ideas, the needs in new knowledge); interacting resources (human, material, informational resources); the process of interaction in the relevant areas of activity (natural sphere, material sphere, service sphere, social sphere, infosphere, digital sphere, creatosphere, cognitive sphere); the result of this interaction (goods, services, ideas); the final effect (satisfaction of needs) and the object formation (formation and functioning of a human-oriented economy). The predominant flows in the process of satisfying diverse needs in a human-centered economy are highlighted. The central place of human in this economic system is confirmed and the key role of the creatosphere and the cognitive sphere in the formation, functioning and development of a human-oriented economy is proved. Promising research directions are the following: assessment of the level of development of a human-centered economy and the development of directions of controlling influence on individual elements and the economic system as a whole.

Текст научной работы на тему «Основные положения функционирования человеко-ориентированной экономики в категориях универсальной схемы взаимодействия»

Научная статья

УДК 330.46, 332.012.2

DOI: https://doi.org/10.18721/JE.14602

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКИ В КАТЕГОРИЯХ УНИВЕРСАЛЬНОЙ СХЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

С.И. Насырова

Институт развития образования Республики Башкортостан, г. Уфа, Российская Федерация;

Башкирский государственный университет, г. Уфа, Российская Федерация

н svitland1@rambler.ru

Аннотация. В настоящее время человек с его потребностями становится центральным звеном многочисленных исследований и занимает в них ключевую роль. Экономические науки в данном направлении не являются исключением. Современная действительность такова, что актуализируется вопрос рассмотрения экономики, ориентированной на человека. В данной статье автором предпринята попытка проанализировать данную экономику как системный объект с его взаимодействующими элементами. Представление человеко-центричной экономики в данном контексте дает возможность формирования целостной интерпретации изучаемого феномена. Цель данного исследования — построение универсальной схемы взаимодействия элементов в экономике, ориентированной на человека, через понимание ее как системного объекта. Методология исследования основана на применении высокопродуктивного категориального метода «Универсальная схема взаимодействия». Результаты исследования: человеко-центричная экономика представлена в виде системного объекта; построена развернутая универсальная схема взаимодействия элементов в рамках данной экономической системы с выделением источника энергии (потребности организма как биологического существа, потребности в материальных товарах, потребности в услугах, потребности в социальном взаимодействии, потребности в информации, потребности в цифровых продуктах, потребности в идеях, потребности в новых знаниях), взаимодействующих ресурсов (человеческих, материальных, информационных), процесса взаимодействия в соответствующих сферах деятельности (природная сфера, материальная сфера, сфера услуг, социальная сфера, инфосфера, цифровая сфера, креатосфера, когнитивная сфера), результата этого взаимодействия (товары, услуги, идеи), конечного эффекта (удовлетворение потребностей) и формирования объекта (формирование и функционирование человеко-ориентированной экономики); выделены преобладающие потоки в процессе удовлетворения многообразных потребностей в человеко-цен-тричной экономике; подтверждено центральное место человека в данной экономической системе; доказана ключевая роль креатосферы и когнитивной сферы в процессе формирования, функционирования и развития экономики, ориентированной на человека. Перспективными направлениями исследования представляются следующие: оценка уровня развития челове-ко-центричной экономики и выработка направлений управляющего воздействия на отдельные элементы и экономическую систему в целом.

Ключевые слова: человеко-центричная экономика, универсальная схема взаимодействия, экономическая система, человек, потребности

Для цитирования: Насырова С.И. Основные положения функционирования человеко-ори-ентированной экономики в категориях универсальной схемы взаимодействия // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2021. Т. 14, № 6. С. 29—39. DOI: о^/10.18721ДЕ.14602

Это статья открытого доступа, распространяемая по лицензии СС BY-NC 4.0 (https://crea-tivecommons.Org/licenses/by-nc/4.0/)

© Насырова С.И., 2021. Издатель: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Scientific article

DOI: https://doi.org/10.18721/JE.14602

BASIC PROVISIONS OF THE FUNCTIONING OF A HUMAN-ORIENTED ECONOMY IN THE CATEGORIES OF A UNIVERSAL SCHEME OF INTERACTION

S.I. Nasyrova 13

Institute of Education Development of the Republic of Bashkortostan, Ufa, Russian Federation; Bashkir State University, Ufa, Russian Federation

H svitland1@rambler.ru

Abstract. Nowadays, human is becoming the central link in numerous studies and occupies a key role in them. Economics is no exception. The modern reality is such that the issue of considering a human-oriented economy is being actualized. In this article, the author attempts to analyze this economy as a system object with its interacting elements. The representation of a human-centered economy in this context makes it possible to form a holistic interpretation of the phenomenon under study. The purpose of this study is to build a universal scheme for the interaction of elements in a human-oriented economy through understanding it as a system object. The research methodology is based on the application of the highly productive categorical method "Universal scheme of interaction". As a result, human-centered economy is presented as a system object. Comprehensive universal scheme for the interaction of elements within the framework of this economic system is constructed with the allocation of: an energy source (the needs of an organism as a biological being, the needs for material goods, the needs for services, the needs for social interaction, the needs for information, the needs for digital products, the needs for ideas, the needs in new knowledge); interacting resources (human, material, informational resources); the process of interaction in the relevant areas of activity (natural sphere, material sphere, service sphere, social sphere, infosphere, digital sphere, creatosphere, cognitive sphere); the result of this interaction (goods, services, ideas); the final effect (satisfaction of needs) and the object formation (formation and functioning of a human-oriented economy). The predominant flows in the process of satisfying diverse needs in a human-centered economy are highlighted. The central place of human in this economic system is confirmed and the key role of the creatosphere and the cognitive sphere in the formation, functioning and development of a human-oriented economy is proved. Promising research directions are the following: assessment of the level of development of a human-centered economy and the development of directions of controlling influence on individual elements and the economic system as a whole.

Keywords: human-centered economy, universal scheme of interaction, economic system, human, needs

Citation: S.I. Nasyrova, Basic provisions of the functioning of a human-oriented economy in the categories of a universal scheme of interaction, St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, 14 (6) (2021) 29-39. DOI: https://doi.org/10.18721/JE.14602

This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license (https://creativecommons.org/li-censes/by-nc/4.0/)

Введение

Фундаментальные работы известных экономистов, таких как Я. Корнаи [1, 2], Г.Б. Клейнер [3—5], указывают на то, что в настоящее время системная парадигма становится особенно актуальной при проведении многочисленных исследований. Принципы системного подхода нашли применение в биологии, экономике, управлении, психологии, кибернетике и др.

Применение системного подхода дает возможность целостного отражения того или иного феномена с учетом всех его компонентов, взаимосвязей, процессов, акторов и т.д. Исследуемый

© S.N. Nasyrova, 2021. Published by Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University

объект при этом рассматривается как относительно единая, устойчивая система, проходящая этапы создания, функционирования, реорганизации и ликвидации [6].

Первые представления о системности, предвосхищая ключевые постулаты общей теории систем, были представлены еще А.А. Богдановым в труде «Тектология. Всеобщая организационная наука» [7], в котором отражаются общие принципы строения, устойчивости, развития систем различного уровня и вида (от биологических до социальных) [8]. Основная идея А.А. Богданова формируется через динамические аспекты систем, циклы развития и деградации.

Дальнейшее значительное развитие обозначенного направления происходит под влиянием работ Л. фон Берталанфи [9] как основоположника общей теории систем. Л. фон Берталанфи акцентирует внимание не на составных частях целого, а на отношениях, связях, процессах между ними.

В дальнейшем У.Р. Эшби, развивая взгляды Л. фон Берталанфи, в своей работе «Общая теория систем как новая научная дисциплина» акцентирует внимание на системном подходе, включающем общую теорию систем, интерпретируя ее как новую дисциплину, «которая исследует системы без их расчленения. Внутренние взаимодействия при этом не нарушаются, и система изучается в полном смысле слова как единое целое» [10].

Несомненно, многочисленные исследования, отражающие применение данного направления методологии научного познания в отношении различных феноменов и явлений (так, например, на основе системного подхода Р. Бёрден исследовал проблемы поведения в школах [11], Рыбачук

— инновационное развитие страны [12], Э.Б. Барбье и Дж. Берджесс — цели устойчивого развития [13], С.В. Разманова — интеграцию компаний в конкурентной среде [14], Г.С. Дэй и Г. Ши

— изменения в организациях на основе инноваций [15]), подтверждают высокую продуктивность системного подхода и возможность его использования для получения комплексного, целостного понимания объекта исследования.

В качестве такой системы в рамках данного исследования выступает сложносоставная экономика, ориентированная на человека1, где ключевая роль принадлежит человеку с его объективно необходимыми потребностями, и благодаря человеку экономическая система становится целостной [16] и активной [17]. В рамках данной системы человек и его потребности позиционируются как исходные категории, своеобразное «начало», импульс формирования, развития и функционирования экономики. Однако, библиографический анализ показал, что полноценная теория данной экономической системы в научных исследованиях отсутствует, несмотря на основное предназначение экономики через удовлетворение потребностей людей. В этой связи, автором предпринята попытка рассмотреть объект исследования — человеко-центричную экономику — в контексте системного подхода с целью формирования целостного представления об изучаемом феномене, ликвидируя барьеры его компонентного состава. При этом предметом исследования является система взаимодействующих элементов в экономике, ориентированной на человека.

Цель исследования

Цель данного исследования заключается в построении универсальной схемы взаимодействия элементов в экономике, ориентированной на человека, через понимание ее как системного объекта.

Постановка данной цели предполагает решение следующих задач:

— выявление компонентов человеко-центричной экономики и определение процесса их взаимодействия в рамках ее системного рассмотрения;

— идентификация приоритетных потоков в человеко-ориентированной экономике в процессе удовлетворения многообразных потребностей человека.

Методика исследования

Для достижения поставленной цели автором предлагается использование универсальной схемы взаимодействия, первоначально разработанной в рамках исследования экологических систем Ю. Одумом [18].

Данный метод предполагает применение когнитивного шаблона категориально-системной методологии. Категориальная схемотехника позволяет представить объект исследования (чело-веко-ориентированную экономику) в виде целостного, системного явления.

Использование категориального метода «Универсальная схема взаимодействия» в контексте познания экономики, ориентированной на человека, будет осуществляться за счет интерпретации объекта исследования в категориях развернутой универсальной схемы взаимодействия.

Применение данной схемы предполагает следующие этапы [19, с. 80]:

1) поиск источников энергии, обеспечивающих формирование и функционирование объекта исследования;

2) определение взаимодействующих элементов в виде ресурсов, которые посредством заинтересованных акторов включаются в процесс формирования и функционирования изучаемого феномена;

3) обеспечение краткосрочного планирования — определение целевых установок через идентификацию процесса взаимодействия элементов;

4) обеспечение среднесрочного планирования — прогнозирование результата, получаемого вследствие взаимодействия элементов исследуемого объекта;

5) обеспечение долгосрочного планирования — определение единого эффекта, приобретаемого в результате формирования и функционирования изучаемого явления;

6) реализация стратегической цели в виде непосредственного формирования исследуемого объекта.

Результаты исследований и их обсуждение

Рассмотрим человеко-центричную экономику как систему взаимодействующих элементов (рис. 1).

Как уже отмечалось ранее, выделяют шесть этапов развернутой универсальной схемы взаимодействия. Проанализируем их подробнее.

Экономика, ориентированная на человека, с точки зрения ее функционирования является многоэтапной экономической системой. Первоисточником человеко-центричной экономики являются многообразные потребности человека. На первом этапе происходит определение источника формирования объекта, в качестве которых в рамках объекта исследования выступают разнообразные человеческие потребности [20]. На предыдущих этапах исследования автором в рамках исследования человеко-центричной экономики были выделены ключевые потребности человека, сформированные с помощью метода «Конечный информационный поток», исходя из человеческой природы, среди которых: потребности организма как биологического существа, потребности в материальных товарах, потребности в услугах, потребности в социальном взаимодействии, потребности в информации, потребности в цифровых продуктах, потребности в идеях, потребности в новых знаниях.

Указанные потребности, представленные на первом этапе развернутой универсальной схемы взаимодействия, сами по себе пассивны; необходима определенная воля, деятельность акторов, чтобы обеспечить их удовлетворение. Для этого на втором этапе в экономическую систему включаются определенные элементы в виде ресурсов человеко-ориентированной экономики, которые используются в процессе создания определенных благ. Таким образом, ресурсы необходимы для непосредственного функционирования экономической системы. В качестве таковых выступают человеческие, материальные и информационные ресурсы. Данные взаимодействующие элемен-

Рис. 1. Развернутая универсальная схема взаимодействия в экономике, ориентированной на человека Fig. 1. Detailed universal scheme of interaction in the human-oriented economy Источник: составлено автором

ты включаются в процесс формирования и функционирования человеко-ориентированной экономики путем задействования их в процессе производства благ, удовлетворяющих сформированные ранее потребности.

На третьем этапе универсальной схемы взаимодействия происходит взаимодействие ресурсов, выделенных на втором этапе, т.е. осуществляется процесс непосредственного производства в рамках различных сфер экономики, ориентированной на человека. Разнообразие потребностей человека формирует спектр соответствующих разнообразных сфер деятельности: природная сфера, материальная сфера, сфера услуг, социальная сфера, инфосфера, цифровая сфера, креатосфе-ра, когнитивная сфера. Следует отметить, что взаимодействие ресурсов осуществляется в рамках обозначенных сфер экономики, при этом все указанные сферы тесно взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом.

Четвертый этап представляет собой результат указанного взаимодействия элементов. Соответственно, в качестве результата производства (взаимодействия ресурсов) выступают разнообразные блага: товары, услуги и идеи [21]. Создание благ является результатом функционирования соответствующих сфер данной экономической системы.

На пятом этапе формируется эффект от полученных результатов, который в человеко-цен-тричной экономике проявляется в виде единой целевой установки экономической системы — удовлетворение потребностей человека, хотя последние имеют многосторонний характер и могут быть интерпретированы с точки зрения их многообразия. Эффектом выступает переход экономики, ориентированной на человека, на иной уровень развития, который может выражаться в обретении нового качества системой или его утраты. Более высокий уровень развития предполагает прогрессивную ветвь развития, более низкий уровень — регрессивную ветвь.

Завершающим этапом является выполнение миссии через формирование и функционирование объекта исследования.

На основе представленной развернутой универсальной схемы взаимодействия проанализируем преобладающие потоки в рамках человеко-ориентированной экономики (рис. 2).

Безусловно, все обозначенные в схеме компоненты на каждом этапе взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. В рамках данного этапа исследования остановимся лишь на преобладающих потоках для удовлетворения каждого вида потребностей.

Рис. 2. Преобладающие потоки в экономике, ориентированной на человека Fig. 2. Prevailing flows in the human-oriented economy Источник: составлено автором

Первоначально следует отметить, что исследование потребностей организма как биологического существа (биологических потребностей), как правило, не входит в круг вопросов, исследуемых в рамках экономической теории. При этом, человек в первую очередь является биологическим существом, поэтому экономика, ориентированная на человека, становится основой для взаимодействия человека и природы, данное взаимодействие осуществляется через экономическую систему [22, с. 155, 163]. Именно через человеко-центричную экономику индивид должен получать блага, которые необходимы для удовлетворения биологических потребностей человека. Вследствие этого, в представленной развернутой универсальной схеме взаимодействия в экономике, ориентированной на человека, существует данный вид потребностей. Определяя приоритетные связи в рамках удовлетворения потребностей организма как биологического существа отметим, что они реализуются, как правило, за счет производства и потребления материальных товаров в природной и материальных сферах в результате преобразования материальных ресурсов.

В случае с материальными потребностями логика определения преобладающих связей очевидна и наиболее понятна в силу значительной разработанности данного аспекта в рамках экономической науки, поскольку ее значительная часть строится на материальных аспектах жизнедеятельности человека. Вследствие этого, потребности в материальных товарах удовлетворяются в основном посредством производства и потребления материальных товаров в материальной сфере за счет преобразования материальных ресурсов.

Потребности в услугах имеют большое значение в современном развитии экономики. Прямые контакты между производителем и потребителем услуг [23, с. 27] определяют приоритетность человеческого ресурса в удовлетворении данного вида потребностей, акцентируя внимание на непосредственный процесс предоставления услуги, и зависимость от клиента как «соавтора ценности» получаемого блага [24]. Таким образом, в качестве приоритетных связей выступает следующая последовательность: удовлетворение потребностей в услугах происходит за счет оказания услуг в сервисной сфере с помощью человеческих ресурсов.

Потребности в социальном взаимодействии находят удовлетворение в рамках двух сфер: социальной сферы и сферы услуг (последовательность указания сфер соотносится с преимущественным удовлетворением социальных потребностей в социальной сфере по сравнению со сферой услуг). При этом по сравнению с предыдущим видом потребностей человеческие ресурсы здесь

играют еще большую роль и результатом взаимодействия элементов в указанных сферах становятся услуги в различных их формах.

Поскольку удовлетворение информационных потребностей строится, преимущественно, на выстраивании обширного спектра взаимодействия человека и информации [25, с. 11], поэтому ключевым элементом в рамках приоритетных связей удовлетворения данного вида потребностей выступают информационные ресурсы, которые преобразуются в соответствующие виды услуг в рамках информационной сферы.

Цифровизация — это глобальный мировой тренд [26, с. 165], затрагивающий многочисленные аспекты жизнедеятельности человека, поэтому деятельность в рамках цифровой сферы связана практически со всеми сферами человеко-ориентированной экономики. В отношении потребностей в цифровых продуктах в качестве приоритетных связей следует отметить преобразование, преимущественно, информационных ресурсов в рамках цифровой сферы в цифровые блага или нецифровые товары и услуги с применение цифровых технологий.

Рассмотрим связи применительно к следующему виду потребностей. Потребности в идеях реализуются посредством использования человеческих ресурсов в рамках креатосферы путем производства специфического блага — идей. Последние ценны для человека сами по себе, но большее значение они имеют в рамках остальных сфер человеко-центричной экономики, в результате применения креативной энергии человеческого ресурса происходит интенсивное сближение интересов производителей и индивидуальных потребителей [27, с. 56], обеспечивается адресность удовлетворения всех видов потребностей человека. Вследствие чего, идеи имеют два направления движения: непосредственно через удовлетворение потребности человека в идеях (конечное их потребление) и через применение идей в различных сферах экономической системы с дальнейшим удовлетворением потребностей индивида через многообразные товары и услуги (косвенное их потребление). При этом последнее реализуется преимущественно через когнитивную сферу, которая дает обоснованный потенциал для развития других сфер экономики.

Завершающий вид потребностей человека — это потребности в новых знаниях. Создание новой ценной информации и знаний осуществляется главным образом за счет применения человеческих ресурсов [28, с. 87] в рамках когнитивной сферы, результат функционирования которой представляется в виде товаров и услуг. Следует отметить, что помимо прямого потребления результатов функционирования когнитивной сферы, большую применимость имеют идеи кре-атосферы, которые преобразованные в рамках когнитивной сферы находят применение во всех остальных сферах человеко-центричной экономики.

В целом оценивая представленную развернутую универсальную схему взаимодействия в экономике, ориентированной на человека, с преобладающими потоками, можно констатировать, что ключевым взаимодействующим элементом выступают именно человеческие ресурсы. При этом в качестве основного результата такого взаимодействия становятся преимущественно услуги. Безусловно, такая тенденция достаточно очевидна. Однако, в условиях становления чело-веко-центричной экономики с целью формирования объективного необходимых потребностей человека и более эффективного их удовлетворения, необходимо активное развитие результатов функционирования креатосферы, которая стимулирует на эффективное осуществление деятельности все сферы экономики, ориентированной на человека.

Утверждение А. Маршалла, что «человек одновременно является целью производства и его фактором» [29, с. 20], опираясь на развернутую универсальную схему взаимодействия в экономике, ориентированной на человека, можно перефразировать следующим образом: человек — ядрообразующий компонент человеко-центричной экономической системы, поскольку индивид формирует потребности, является ключевым фактором производства и стремится к наиболее полному удовлетворению потребностей путем активного «пронизывания» остальных сфер эко-

номики результатами креатосферы и когнитивной сферы, сформированными благодаря мыслительной природе человека.

Итак, комплексным результатом удовлетворения всех видов потребностей, основанных на единстве тройственной природы человека (биологической, социальной, мыслительной), становится формирование и функционирование экономики, ориентированной на человека, а в долгосрочном варианте — развитие человеко-центричной экономики через обретение ею новых качественных характеристик.

В перспективе, оценивая уровень развития человеко-ориентированной экономики, можно выстраивать мероприятия по непосредственному ее преобразованию. С этой целью оказывается управляющее воздействие [30, с. 765] со стороны субъекта управления на элементы представленной универсальной схемы взаимодействия. В результате дальнейшего взаимодействия элементов экономической системы вырабатывается комплексное управляющее воздействие на весь объект через элементы системы.

Заключение

В результате проведенного исследования посредством применения категориального метода «Универсальная схема взаимодействия» автором получены следующие результаты.

Во-первых, построена развернутая универсальная схема взаимодействия с идентификацией элементов на каждом ее этапе применительно к человеко-ориентированной экономике: источник формирования объекта (потребности организма как биологического существа, потребности в материальных товарах, потребности в услугах, потребности в социальном взаимодействии, потребности в информации, потребности в цифровых продуктах, потребности в идеях, потребности в новых знаниях), взаимодействующие элементы (человеческие, материальные, информационные ресурсы), взаимодействие (природная сфера, материальная сфера, сфера услуг, социальная сфера, инфосфера, цифровая сфера, креатосфера, когнитивная сфера), результат взаимодействия (товары, услуги, идеи), эффект (удовлетворение потребностей), формирование объекта (формирование и функционирование экономики, ориентированной на человека).

Во-вторых, с помощью развернутой универсальной схемы взаимодействия элементов в чело-веко-ориентированной экономике определены преобладающие потоки в процессе удовлетворения каждого вида потребностей человека.

В-третьих, доказано центральное место человека в человеко-центричной экономике, а также обоснована ключевая роль креатосферы и когнитивной сферы в формировании, функционировании и развитии рассматриваемой экономической системы.

Направления дальнейших исследований

Перспективные исследования, связанные с системным представлением экономики, ориентированной на человека, направлены на выработку комплекса мер по стимулированию развития как отдельных сфер человеко-центричной экономики, так и экономики в целом, а также на идентификацию и понимание эффекта от управленческих механизмов в краткосрочном и долгосрочном аспектах, учитывая всю цепочку взаимосвязанных компонентов экономической системы.

СПИСОКИСТОЧНИКОВ

1. Kornai J. The System Paradigm. William Davidson Institute. Working Papers Series 278. William Davidson Institute at the University of Michigan, 1998. Pp. 1—26.

2. Kornai J. The system paradigm revisited. Acta Oeconomica. 2016. Vol. 66. no. 4. Pp. 547—596. DOI: 10.1556/032.2016.66.4.1

3. Клейнер Г.Б. Системная парадигма и теория предприятия // Вопросы экономики. 2002. № 10. С. 47-69.

4. Клейнер Г.Б. Системная парадигма и экономическая политика // Общественные науки и современность. 2007. № 2. С. 141-149.

5. Клейнер Г.Б. Системная парадигма и экономическая политика // Общественные науки и современность. 2007. № 3. С. 99-114.

6. Клейнер Г.Б. «Мягкие» и «жесткие» системы в экономике // Системная экономика, экономическая кибернетика, мягкие измерения: сборник статей XVII Международной конференции. Санкт-Петербург, 2014. С. 6-12.

7. Богданов А.А. Тектология: Всеобщая организационная наука. В 2-х кн. М.: Экономика, 1989.

8. Мельник М.С. Теоретические основы формирования системного подхода к оценке явлений социально-экономической динамики // Социальная политика и социология. 2010. № 6 (60). С. 113-129.

9. Bertalanffy L. von. General System Theory - A Critical Review. General Systems. 1962. Vol. VII. Pp. 1-20.

10. Ashby W.R. General Systems Theory as a New Discipline, «General Systems». 1958. Vol. III. Pp. 1-17.

11. Burden R. Systems theory and its relevance to schools. In Problem behaviour in the secondary school. Routledge, 2018. 198 p.

12. Рыбачук М.А. Системный подход к гармонизации страновой модели инновационного развития // Экономическая наука современной России. 2020. № 2 (89). С. 68-83.

13. Barbier E.B., Burgess J.C. The Sustainable Development Goals and the systems approach to sus-tainability. Economics: The Open-Access, Open-Assessment E-Journal. 2017. Vol. 11. DOI: 10.5018/eco-nomics-ejournal.ja.2017-28

14. Разманова С.В. Интеграция экономических систем на основе гармонического равновесия // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2016. №. 4 (246). С. 214-227.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Day G.S., Shea G. (2020). Changing the Work of Innovation: A Systems Approach. California Management Review. 2020. Vol. 63. no.1. Pp. 41-60. DOI: 10.1177/0008125620962123

16. Cruz I., Stahel A., Max-Neef M. Towards a systemic development approach: Building on the Human-Scale Development paradigm. Ecological Economics. 2009. Vol. 68. no. 7. Pp. 2021-2030. DOI: 10.1016/j.ecolecon.2009.02.004

17. Kleiner G.B. A new theory of economic systems and its applications. Herald of the Russian Academy of Sciences. 2011. Vol. 81. no. 5. Pp. 516-532.

18. Одум Ю. Экология: в 2 т. М.: Мир, 1986. 656 с.

19. Боуш Г.Д. Методология научного исследования (в кандидатских и докторских диссертациях). М.: ИНФРА-М, 2020. 227 с.

20. Fellner W.J., Goehmann B. Human needs, consumerism and welfare. Cambridge Journal of Economics. 2020. Vol. 44. no. 2. Pp. 303-318. DOI: 10.1093/cje/bez046

21. Насырова С.И. Идеи как благо в человеко-ориентированной экономике. Проблемы модернизации экономики территориальных систем Российской Федерации: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Уфа, 2021. С. 30-33.

22. Буян И.В. Основы теории нужд человека и проблем их удовлетворения // Научно-теоретический журнал. Наука и экономика. 2014. № 2 (34). С. 154-165.

23. Башмачникова Е.В., Морякова А.В. Сфера услуг: закономерности и условия развития // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2008. № 3. С. 27-33.

24. Anderson S., Pearo L.K., Widener S.K. Drivers of Service Satisfaction. Journal of Service Research. 2008. Vol. 10. no. 4. Pp. 365-381. DOI: 10.1177/1094670508314575

25. Сальников И.И. Движущие силы развития средств удовлетворения информационных потребностей человека // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 3 (19). С. 11-15.

26. Малинина Т.Б. Место цифровой экономики в социальном развитии человека и общества // Глобальный научный потенциал. 2017. № 10 (79). С. 163-166.

27. Мельников О.Н., Ларионов Г.В. Души прекрасные моменты... роль креативности при разработке товара и услуги в предпринимательстве // Креативная экономика. 2007. № 2 (2). С. 52-58.

28. Диденко Д.В. Интеллектуалоемкая экономика: человеческий капитал в российском и мировом социально-экономическом развитии. СПб.: Алетейя, 2015. 408 с.

29. Кудрявцева С.С. Роль интеллектуального капитала в инновационной экономике // Человеческий капитал и профессиональное образование. 2015. № 2 (14). С. 19—25.

30. Аксютина З.А. Анализ социального воспитания на основе универсальной схемы взаимодействия // Омские научные чтения — 2019: Материалы Третьей Всероссийской научной конференции. Омск, 2019. С. 764-767.

REFERENCES

1. J. Kornai, The System Paradigm. William Davidson Institute. Working Papers Series 278. William Davidson Institute at the University of Michigan, 1998. Pp. 1—26.

2. J. Kornai, The system paradigm revisited. Acta Oeconomica. 2016. Vol. 66. no. 4. Pp. 547—596. DOI: 10.1556/032.2016.66.4.1

3. G.B. Kleiner, System paradigm and theory of the enterprise. Voprosy Ekonomiki, 2002, no. 10, pp. 47-69. (rus)

4. G.B. Kleiner, System paradigma and economic politicy. Social Sciences and Contemporary World, 2007, no. 2, pp. 141-149. (rus)

5. G.B. Kleiner, System paradigma and economic politicy. Social Sciences and Contemporary World, 2007, no. 3, pp. 99-114. (rus)

6. G.B. Kleiner, «Soft» and «hard» economic systems. System economy, economic cybernetics, soft dimensions: collection of articles of the XVII International Conference, Saint Petersburg, 2014. Pp. 6-12. (rus)

7. A.A. Bogdanov, Tectology: General Organizational Science. In 2 books. Moscow, Economy, 1989. (rus)

8. M.S. Melnik, Theoretical foundations of the formation of a systematic approach to assessing the phenomena of socio-economic dynamics. Social policy and sociology, 2010, no. 6 (60), pp. 113-129. (rus)

9. L. von. Bertalanffy, General System Theory - A Critical Review. General Systems. 1962. Vol. VII. Pp. 1-20.

10. W.R. Ashby, General Systems Theory as a New Discipline, «General Systems». 1958. Vol. III. Pp. 1-17.

11. R. Burden, Systems theory and its relevance to schools. In Problem behaviour in the secondary school. Routledge, 2018. 198 p.

12. M.A. Rybachuk, A system approach to harmonization of the country model of innovative development. Economics of Contemporary Russia, 2020, no. 2 (89), pp. 68-83. (rus)

13. E.B. Barbier, J.C. Burgess, The Sustainable Development Goals and the systems approach to sus-tainability. Economics: The Open-Access, Open-Assessment E-Journal. 2017. Vol. 11. DOI: 10.5018/ economics-ejournal.ja.2017-28

14. S.V. Razmanova, Economic systems integration based on harmonic balance. St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, 2016, no. 4 (246), pp. 214-227. (rus)

15. G.S. Day, G. Shea, (2020). Changing the Work of Innovation: A Systems Approach. California Management Review. 2020. Vol. 63. no. 1. Pp. 41-60. DOI: 10.1177/0008125620962123

16. I. Cruz, A. Stahel, M. Max-Neef, Towards a systemic development approach: Building on the Human-Scale Development paradigm. Ecological Economics. 2009. Vol. 68. no. 7. Pp. 2021-2030. DOI: 10.1016/j.ecolecon.2009.02.004

17. G.B. Kleiner, A new theory of economic systems and its applications. Herald of the Russian Academy of Sciences. 2011. Vol. 81. no. 5. Pp. 516-532.

18. Y. Odum, Ecology. In 2 vol. Moscow, Peace, 1986. 656 p. (rus)

19. G.D. Boush, Methodology of scientific research (in Phd and doctoral dissertations). Moscow, IN-FRA-M, 2020. 227 p. (rus)

20. W.J. Fellner, B. Goehmann, Human needs, consumerism and welfare. Cambridge Journal of Economics. 2020. Vol. 44. no. 2. Pp. 303-318. DOI: 10.1093/cje/bez046

21. S.I. Nasyrova, Ideas as a good in human-oriented economy. Problems of modernization of the economy of territorial systems of the Russian Federation: Collection of scientific papers of the International Scientific and Practical Conference. Ufa, 2021. Pp. 30—33. (rus)

22. I.V. Buyan, Methodological foundations of the theory of human needs and problems of their satisfaction. Scientific and theoretical journal. Science and economics, 2014, no. 2 (34), pp. 154—165. (rus)

23. E.V. Bashmachnikova, A.V. Moriakova, Service industry: regularity and development conditions. Vestnik of VRSUS. Series «Economics», 2008, no. 3, pp. 27—33. (rus)

24. S. Anderson, L.K. Pearo, S.K. Widener, Drivers of Service Satisfaction. Journal of Service Research. 2008. Vol. 10. no. 4. Pp. 365-381. DOI: 10.1177/1094670508314575

25. I.I. Salnikov, Driving force development funds information needs rights. XXI Century: Resumes of the Past and Challenges of the Present plus, 2014, no. 3 (19), pp. 11-15. (rus)

26. T.B. Malinina, The place of digital economy in the development of man and society. Global Scientific Potential, 2017, no. 10 (79), pp. 163-166. (rus)

27. O.N. Melnikov, G.V. Larionov, Souls are wonderful moments ... the role of creativity in product and service development in entrepreneurship. Journal of Creative Economy, 2007, no. 2 (2), pp. 52-58. (rus)

28. D.V. Didenko, Knowledge-intensive economy: human capital in Russian and global socio-economic development. St. Petersburg, Aletheia, 2015. 408 p. (rus)

29. S.S. Kudryavtceva, The role of intellectual capital in innovational economy. Human Capital and Professional Education, 2015, no. 2(14), pp. 19-25. (rus)

30. Z.A. Aksutina, Analysis of social education based on the universal interaction scheme. Omsk Scientific Readings - 2019: proceedings of the Third All-Russian Scientific Conference Omsk, 2019. Pp. 764-767. (rus)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ / THE AUTHOR

НАСЫРОВА Светлана Ирековна

E-mail: svitland1@rambler.ru NASYROVA Svetlana I.

E-mail: svitland1@rambler.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4101-755x

Статья поступила в редакцию 08.09.2021; одобрена после рецензирования 17.12.2021; принята к публикации 20.12.2021.

The article was submitted 08.09.2021; approved after reviewing 17.12.2021; accepted for publication 20.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.