Innovative development
Маликов Р. И. Malikov R. I.
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Экономика и менеджмент» Института экономики
и сервиса, ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация
УДК 334
Гришин К. Е. ОшМп Е. E.
доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика и
менеджмент» Института экономики
и сервиса, ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация
Харисов В. И. Еharisov V. I.
кандидат экономических
наук, доцент кафедры «Экономика и
менеджмент» Института экономики
и сервиса, ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация
КОНТУРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БИЗНЕСА: НОВОЕ КАЧЕСТВО РОСТА И ТРИГГЕРЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ1
В статье рассмотрены основные тенденции, проблемы и перспективы развития конкурентоспособности предпринимательских структур в условиях перехода к цифровизации экономики. Анализируются особенности развития российского бизнеса в контексте проблем осуществления инновационной деятельности. По мнению авторов статьи, в качестве основных драйверов виртуализации выступают зарождающиеся институты доверия к цифровым инструментам самореализации людей технократического общества. Платежная демократия с использованием технологий блокчейна позволяет перевести взаимодействие бизнеса с государством на новый уровень, где взаимное делегирование ответственности по реализации программ социально-экономического развития территории позволяет решить проблемы институциональных ограничений роста.
Рассмотрены основные причины эрозии конкурентных преимуществ традиционных моделей бизнеса. Предложено оригинальное определение «триггеров цифровизации», под которыми подразумевается программно-аппаратный комплекс телекоммуникационных и технических средств, позволяющих создать либо интегрировать бизнес в сетевое пространство. Расширение практики использования экономическими агентами триггеров цифровиза-ции будет способствовать усилению каркаса прочности зон положительного институционального аттрактора, что благоприятно отразится на качестве всей региональной деловой среды и будет способствовать более динамичному развитию предпринимательства на территории. Исследователи подчеркивают необходимость преодоления наблюдаемого, в том числе и на региональном уровне, консерватизма большой части властных элит, приводящего к формальному выполнению программ инновационного развития страны и ее регионов.
Ключевые слова: конкурентоспособность, бизнес, цифровая экономика, инновации, институты развития, триггеры цифровизации.
1 Работа выполнена при финансовой поддержке гранта ФГБУ «РГНФ» в рамках научно-исследовательского проекта «Формирование благоприятной институциональной конфигурации региональной деловой среды как
фактор повышения конкурентоспособности предпринимательских структур» № 16-12-02007/16.
Предпринимательство
COMPETITIVENESS BUSINESS CONTOURS: NEW QUALITY OF GROWTH AND DIGITALIZATION TRIGGERS
The main tendencies, problems and perspectives of development of competitiveness of business structures in the conditions of transition to digitalization of economy are considered in the article. The features of the development of Russian business in the context of the problems of implementing innovative activity are analyzed. According to the authors of the article, as the main drivers of virtualization, the emerging institutions of trust in digital tools for self-realization of people of a technocratic society are emerging. Payment democracy with the use of blocking technologies makes it possible to translate the focus of relations with the state to a new level, where mutual delegation of responsibility for the implementation of socio-economic development programs allows solving the problems of institutional growth restrictions. The main reasons of erosion of competitive advantages of traditional business models are considered. An original definition of «digitalization triggers» is proposed, which means a hardware-software complex of telecommunication and technical means that allow to create or integrate business into the network space. Expansion of the use of digitalization triggers by economic agents will contribute to strengthening the framework of the strengths of the zones of a positive institutional attractor, which will favorably affect the quality of the entire regional business environment and will contribute to a more dynamic development of entrepreneurship in the territory. Researchers emphasize the need to overcome the observed, including at the regional level, conservatism of a large part of the power elites, which only translates into formal implementation of the innovative development programs of the country and its regions.
Key words: competitiveness, business, digital economy, innovations, development institutions, digitalization triggers.
В условиях сохраняющейся изоляции ряда ведущих отраслей экономики Российской Федерации от внешних источников роста актуализируются вопросы, связанные с поиском решений, обеспечивающих поступательное развитие субъектов предпринимательской деятельности различных форм собственности в условиях гиперконкуренции на международных рынках высокотехнологичной продукции двойного назначения. Напротив, западные страны демонстрируют положительную динамику изменения ключевых макроэкономических показателей, преимущественно за счет распространения практики кроссинговера
2 Опубликованные данные Республиканского исследовательского научно-консультационного центра экспертизы неутешительны. К примеру, статистика регистрации внутренних договоров (в данном случае документов о торговле лицензиями, а также об отчуждении права на патенты, изобретения, полезные модели и пр.) показывает, что в 2015 г. верифицировано 2858 подобных документов против 2114 в 2000 г. Фактически рост за 15 лет составил всего 35,2 %. При этом доходы от экспорта лицензий, несмотря на значительный рост за последние годы, составляют в общем объеме экспорта 0,12-0,17 %. Представленные выше цифры свидетельствуют о крайне низкой восприимчивости к технологическому обмену, который практически не проявляет тенденции к росту в ближайшем будущем [1].
достижениями в области НИОКР, являющимися барометром национальной конкурентоспособности2. Участие российских предприятий в кооперации с научными центрами в интеграционных сетях обмена технологиями остается достаточно низким по ряду причин. Речь идет о проблемах низкой операционной эффективности корпоративной культуры организаций, генерации компетенций в области применения нововведений, восприимчивости к внедрению принципиально новых моделей управления, ограничивающих широкий доступ к существующим во всем мире цепочкам коллабораций3.
3 Контакты в этой области наращиваются с Евросоюзом (60 действующих проектов). В общей сложности 10 проектов поддержаны Японией и США. Сферы реализации сетей сотрудничества распределены следующим образом: физика и нанотехнологии (более 40 проектов), медицина (11 проектов), защита окружающей среды и гуманитарная сфера (15 проектов).
Участие страны в международных научно-технологических коллаборациях принято называть «узкой парадигмой кооперации в сфере науки, технологий и инноваций», поскольку мы стремимся улучшить качество исследований в условиях ресурсных ограничений для полномасштабного развития новейших направлений исследований и разработок [2].
Innovative development
Новое качество роста может быть обеспечено при условии преодоления структурных проблем экономики, связанных как с проводимой монетарной политикой, так и с упущениями, допущенными властью в ходе реализации:
— политики «новой индустриализации», направленной преимущественно на поддержку компаний с государственным участием (распространение лоббизма узких групповых интересов все чаще приводит к тому, что получаемые ресурсы и преференции направляются на решение текущих операционных или хозяйственных задач системных интеграторов, отсутствуют механизмы долгосрочного стратегического прогнозирования в соответствии с новыми ресурсными моделями развития; на практике игнорируются декларируемые на различных уровнях власти задачи трансформации накопленного производственно-технического потенциала крупнейших газо-, нефтедобывающих операторов в создание перспективных наукоемких отраслей экономики сетевого типа)4;
— программ снижения энергоемкости валового внутреннего продукта (отсутствие конкуренции между поставщиками энергоресурсов вкупе с вертикально ориентированной тарифной политикой энергоснабжаю-щей отрасли оказывают скорее негативное воздействие на уровень конкурентоспособности товаропроизводителей; уровень износа основных производственных фондов отраслей промышленности гораздо выше темпов обновления оборудования на пред-
приятиях; задача массового перехода к энергоэффективным технологиям осложняется особенностями становления распределенной энергетики в субъектах России5; не решены вопросы выбора приоритетов сбалансированности между критериями энергетической и экологической эффективностей посредством тиражирования применяемых во всем мире инструментов безотходности и энерготехнологического комбинирования)6;
— стратегий обеспечения технологической безопасности (низкая диверсификация7 экспортного потенциала организаций сжимает границы взаимодействий акторов рынков; высокая импортозависимость от зарубежных материалов и продукции сужает выбор реализации стратегий конкурентоспособности в силу действия эффекта «внешнего диктата»; появляются первые сигналы замедления процессов технологического трансфера, мультиплицируются риски реэкспорта капитала «национальных чемпионов»);
— инициатив формирования национальных сетевых экосистем новейшего типа (хабы, мобилизующие всевозможные комбинации факторов производства для инициации коммерческих проектов участников подобных объединений в условиях турбулентности мирового хозяйства не в полной мере способны ответить на вызовы цифровизации)9;
— программ развития институциональной архитектуры особых экономических зон (ОЭЗ) и территорий опережающего развития (ТОСЭР) (недостаточно проработаны пол-
4 Культивирование парадигмы социальных взаимодей- 6 Правительство отмечает снижение энергоемкости ствий, реализующей преимущества «тройных спира- ВВП в 2016 году на 7,04 % к уровню 2007 года за счет лей», не происходит в силу деградации экономиче- реализации программы «Энергосбережение и повы-ской модели по типу crony capitalism [3-5]. Напротив, шение энергетической эффективности на период до успешный опыт реализации промышленной политики 2020 г.».
передовых стран посредством «сглаживания экстер- 7 См.: Калабеков И.Г. Российские реформы в цифрах
налий» позволил агентам рынка участвовать в цепоч- и фактах. 2 изд., перераб. и доп. М.: РУСАКИ, 2010-
ках добавленной стоимости по всему миру. В отчете 2016. С. 479.
«Мировой индекс промышленной конкурентоспособ- 8 В настоящий момент поставки за рубеж оцениваются
ности» за 2016 год, подготовленном агентством национальным экспортным центром в 343,6 млрд дол-
«Deloitte» и Советом по конкурентоспособности ларов США (на долю сырьевого экспорта приходится
США, позиция РФ находится на 32 месте из 40. 61,8 %, на несырьевые товары — 38,2 %) [6].
Данный интегральный индекс базируется на анкети- 9 Запущенный в 2011 году пилотный проект ряда евро-
ровании топ-менеджеров крупнейших драйверов гло- пейских стран «Звездная пыль» за 3 года своего суще-
бальной конкурентоспособности из разных континен- ствования позволил обеспечить более 200 открытий в
тов. геологии, экономике, социологии. При этом только в
5 В Бельгии домохозяйства свободно продают друг рамках реализации комплекса мероприятий «Жизненный
другу накопленную возобновляемую энергию без комфорт» было сгенерировано 60 новых идей, оказав-
посредников с применением сетевой валюты. шихся полезными для 20 фирм макрорегиона [5].
номочия муниципалитетов в цепочках взаимодействия с прилегающими к ТОСЭРрегионами; действующая на сегодняшний день законодательная база не предусматривает повсеместный общественный контроль целевого использования ресурсной базы координационных органов по созданию соответствующих условий внутри ОЭЗ и ТОСЭР, а также не внедрены унифицированные критерии оценки результативности и ответственности деятельности государственных служащих10; возрастают потенциальные риски имплементации законодательных норм субъектов РФ, применения существующей инфраструктуры tax increment financing, возникновения этнических анклавов, распространения девиантных форм взаимодействия аттракторов рынка)11;
— политики создания привлекательной среды для широкого круга специалистов, научных работников, профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, педагогов (темпы бегства умов сохраняются; внешняя форма эмиграции инженеров за рубеж все больше приобретает оттенки утечки прогрессивных идей; наблюдается девальвация социального статуса молодых ученых; деградация компе-тентностного ядра выпускников вузов и ссузов приводит к оскудению интеллектуального слоя нации)12;
10 По нашему мнению, механизм публичного представления по предложениям граждан «Российская общественная инициатива» должен стать основой формирования позиции жителей по законодательной повестке ТОСЭР наряду с другими формами оценки эффективности регулирующего воздействия, а также независимого мониторинга качества государственного управления муниципальных образований (в том числе через создание единого государственного реестра трудовой истории и репутации чиновника).
11 Информационным навигатором заинтересованных сторон ТОСЭР может стать аналог существующего «Фонда развития моногородов», призванный снизить уровень трансакционных издержек потенциальных инвесторов территорий.
12 Целая плеяда эмигрировавших предприимчивых «земляков» за последние 15 лет преуспела в самом широком спектре наукоёмких отраслей, участвуя в создании только на территории США инновационных предприятий, общей капитализацией более 100 млрд долларов США (остановимся на наиболее известных:
Genesys - Г. Шенкман и А. Милославский; Acronis — С. Белоусов; Google - С. Брин; Invisible Data Systems — А. Фрид и С. Бурков; Parametric Technology — С. Гейзенберг и др.) [7].
предпринимательство
— стратегии реформирования Российской академии наук и поспешного создания Федерального агентства научных организаций (критерии эффективности и результативности которых находятся в диаметрально противоположных плоскостях; даже в условиях реструктуризации и перехода к ФИЦ контрольно-ревизионная функция созданного 4 года назад агентства выходит за пределы миссии данного органа; как следствие, проявляется тенденция к дезинтеграции коллективной научной деятельности, являющейся основным фундаментом конкурентоспособности наукоёмких секторов нового технологического уклада)13.
В широком смысле регулятор, который выступает как экономический блок Правительства РФ, способен выстроить матрицу ресурсов для проектов любого масштаба или любой специфики, но не обладает требуемыми профессиональными навыками ведения бизнеса с партнерами. При этом сохраняется тесная взаимосвязь между ростом национального благосостояния и качеством предоставляемого пакета услуг органами государственной власти, продвинутыми управленческими решениями сферы 1Т-услуг, индикаторами внешнеторгового баланса.
Несмотря на реализацию большого пакета законодательных актов, Правительству РФ не удалось сформировать комплексную стратегическую программу перехода к передовой хозяйственной системе, локомотивом которой стали бы материализованные достижения передовой науки в микроэлектронике, в сфере возобновляемых источников энергии, продвинутой робототехнике, высоко-
13 По заключению экспертного совета РАН, архаичность дисциплинарной структуры российской науки не позволяет исследователям осваивать перспективные для них области научных знаний. Устаревшая материально-техническая база научно-исследовательских институтов затрудняет научным работникам составлять конкуренцию иностранным коллегам в смежных областях научного познания. По состоянию на 2015 г., 2540 исследовательских проектов обладают «выраженным потенциалом коммерциализации», около 7 % (368 проектов) соответствуют мировому уровню открытий [8]. Исследования Web of Science НиУ ВШЭ показывают, что РФ представлена в 3 % глобальных исследовательских фронтов (при этом публикационная активность ученых по данному направлению воспроизводства научного знания составляет мизерный 1 %).
Innovative development
производительных вычислительных системах 6 техноуклада [9], 3D-принтинга, станкостроения, аддитивного производства замкнутого цикла, ядерного синтеза14.
В этой связи достаточно прагматично звучит заявление экспертов Центра стратегических разработок [10], осуществляющих подготовку стратегии развития России 20182024 гг.: «Есть основания ожидать значительных прорывов в горизонте до 2035-2050 годов в фундаментальных исследованиях в астрофизике, квантовой физике, новой (цифровой) химии, перехода к следующему поколению математического моделирования сложных открытых систем с нелинейной динамикой, прорыва в биологии (например синтетическая биология) и пр.15».
Тем не менее, основными «симптомами заболевания» сферы новаций по-прежнему остаются «дремлющие» мотивы новаторского поведения подавляющего большинства агентов рыночного хозяйства. Выводы об отсталости российской инновационной системы достаточно подробно иллюстрируются в представленном широкой публике национальном докладе об инновациях в России — 2016. Специалистами сгруппированы основные причины такой отсталости [11]:
— уровень возврата затрат на Research and Development16 предприятий остается низким, следовательно, расходы на разработки не обеспечивают продвижение проектов по «воронке инновационного процесса»» т. е. не происходит коммерциализации прототипов, востребованных обществом;
14 В соответствии с утвержденной 9 мая 2017 г. президентом В. В. Путиным «Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 20172030 годы», конкурентоспособность отечественных информационно-коммуникационных технологий на международной арене можно будет обеспечить через: конвергенцию сетей связи; Big Data-обработку; доверенные технологии электронной аутентификации; облачные и туманные вычисления; интернет вещей (индустриальный интернет); радиотехнику, роботех-нику и электронные компонентные базы; информационную безопасность.
Из общего числа созданных передовых производственных технологий 87,5 % являются новыми на уровне макроэкономики и только лишь 12,5 % — принципиально новыми во всем мире (2015 г.).
15 По материалам Центра стратегических разработок «Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации до 2035 года» [9].
16 Далее по тексту — R&D.
— фундаментальные слои системы новшеств слабо задействованы в цепочке поиска, поддержки и продвижения проектов, поскольку сохраняется низкая интенсивность конкуренции на рынке; культура нововведений характеризуется падением престижа изобретателя и предпринимателя, и, как следствие, приводит к вялому спросу членов общества на результаты интеллектуального труда; качество среды характеризуется нарастанием проблем защиты прав собственности, деградацией репутации госуправления и судебной практики, что, в конечном счете, отражается на сокращении planning time-frame агентов;
— восприимчивость бизнеса к технологиям не способствует генерации спроса на инновации как источник роста конкурентоспособности; частный капитал не заинтересован в партнерстве с государством в затратах на R&D, что создает предпосылки для отставания по показателям количества инновато-ров, а также высокотехнологичного экспорта;
— страны-лидеры способны как удерживать, так и привлекать таланты гораздо лучше, чем в РФ; отрицательная, с точки зрения возврата, эффективность госинвестиций в человеческий капитал способствует повышению потенциала конкурентоспособности чужих экономик, формируя так называемую «разомкнутую инновационную систему»;
— бизнес-ангелы и стартапы сталкиваются с отсутствием механизмов роста или выхода внутри страны, что приводит к уходу фирмы, выращенной локальными венчурными фондами в более комфортные для предпринимательства регионы мира («стеклянные потолки»).
Становится очевидным — идеологический мейнстрим ресурсной модели развития национальной экономики практически полностью исчерпал резервы интенсификации социально-экономического прогресса.
С другой стороны, ассигнования на гражданскую науку демонстрируют за последние годы постепенное увеличение (рисунок 1). Неуклонно, пусть и малыми темпами, наращивается удельный вес инновационных
товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных продуктов (рисунок 2) [12-16].
предпринимательство
Как известно, эффективность новаторства, среди прочего, определяется показате-
Расходы на фундаментальные исследования (млн руб.)
_I_
Расходы на прикладные научные исследования (млн руб.)
_I_
112230,9
121599,5
120203,8
313070,8 315673,8 319188,9
" цветами обозначены: оранжевый - 2013 г.; зеленый — 2014 г. и синий — 2015 г. % — от общей величины всех бюджетных ассигнований на науку
РФФИ 11,6 млрд руб (2017 г.)
ШФ 5,2 млрд руб (2017 г.)
2018 г.
2019 г.
0 % 87,1 %
2018 г. 2019 г.
150 % 173,1 %"
" изменения объемов финансирования к предыдущему году
Прикладные 2017 г., 2018 г., 2019 г.,
исследования млрд млрд млрд
в области: руб. руб. руб.
национальной 346,9 213,9 176,4
обороны
национальной 26,1 22,8 22,3
безопасности
космического 56,8 59,2 65,5
пространства
национальной 211 189,9 160,8
экономики
здравоохранения 16,1 17 16,8
Рисунок 1. Профиль бюджетных расходов на науку
США Китай Япония Германия Южная Франция Россия Англия
Корея
* Объем финансирования НИОКР в процентах к ВВП
Рисунок 2. Особенности возмещения и финансирования R&D
Innovative development
лями расходования собственных средств хозяйствующих субъектов на получение знаний, а также практического их применения при создании новых изделий. Гордость отечественного автомобилестроения — гигант КАМАЗ17 — ближе всех остальных конкурентов приблизился к уровню зарубежных расходов на развитие науки, опытно-конструкторских работ (рисунок 3) [2].
В структуре экспорта технологий из зарубежных стран преобладают госкорпорации18
— 59,6 %, при этом на все частные организации приходится 12,3 % вывоза. Практически прямо противоположная тенденция наблюдается в сформировавшейся за последние годы структуре импорта технологий: 53,4 % покупок из-за рубежа осуществляют частные компании, 19,3 % — совместные российско-иностранные предприятия и порядка 15,3 % ввоза технологий приходится на нерезидентов (таблица 1) [17].
Embraer Boeing GM Ford Renault КАМАЗ
Рисунок 3. Сопоставление показателя расходов предприятий на R&D
Таблица 1. Структура торговли технологиями РФ, 2015 г.
Межстрановой профиль
БРИКС ОЭСР СНГ Другие страны
Экспорт, % 39,3 32,6 13,8 14,4
Импорт, % 0,3 86,4 2,9 10,5
Межотраслевой про(
I II III IV*
Экспорт, % 56,8 21,4 7,7 14,1
Импорт, % 6,8 10 71,8 11,4
* цифрами обозначены: I — оптовая и розничная торговля; II — научные исследования и разработки; III - промышленное производство; IV — другие направления.
17 За счет тщательно проработанной программы НИОКР компания Volgabus представила прототип кастомизи-руемой М-2 платформы беспилотного пассажирского автобуса «Матрешка», который, помимо прочего, планируется использовать для обслуживания Чемпионата мира по футболу FIFA-2018. Представляется, разработки Volgabus должны подстегнуть руководителей ГАЗ и АвтоВАЗ к освоению концептов электромобилей на модульной основе, возможно даже на базе сотрудничества с ФГУП «НАМИ».
18 На мировом высокотехнологичном рынке позиция государства сохраняется на уровне 0,3-0,5 %. Ответом на вызовы технологической безопасности призвана стать обновленная «Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации» (редакция от 1 декабря 2016 г. № 642).
72 -
ВШИт USPTU. Science, еducation, еconomy. Series еconomy. № 3 (21), 2017
Обращает на себя внимание очень высокий уровень удельного веса как частных компаний в импорте иностранных технологий, так и госучастия в сфере финансирования НИОКР. На данный момент оснований рассматривать эти особенности исключительно как негативные тенденции отсутствуют, однако выявленные закономерности выступают неким маркером изучения представленной ниже предметной плоскости19 (таблица 2) [18-20].
В настоящий момент времени весьма удручающе обстоит дело с оценками результативности деятельности российских инновационных предприятий на мировой арене. В рейтинге признанного во всем мире финансово-экономического издания Forbes «100 инновационных компаний мира» [21] бесспорные фавориты — чемпионы из Соединенных Штатов Америки, осуществляющие
Таблица 2. Структура источников финансирования Н
предпринимательство
коммерческую деятельность в рыночных нишах 6-го либо в промежуточных по отношению к 7-му технологическому укладу. К сожалению, приходится констатировать тот факт, что всем известный ритейлер «Магнит», представленный в списке издания на 46-м месте, по сути, непосредственно не связан с созданием или тиражированием радикальных новшеств (таблица 3).
По данным консалтинговой организации The Boston Consulting Group (BCG) [22], в рейтинге 50 самых новаторских компаний21 не упоминается ни одного национального резидента-новатора22, способного предложить гражданам и юридическим лицам из разных континентов самое высокое потребительское качество продукции либо технологий, отвечающих стандартам безопасности, экологично-сти и полезной эффективности (таблица 4).
Страны Расходы на R&D, млрд $ Источники финансирования R&D, %
Бизнес Государство Другие источники
США 457 60,9 27,7 6,9
Китай 336,5 74,6 21,1 -
Япония 160,3 75,5 17,3 6,7
Германия 101 66,1 29,2 0,4
Южная Корея 68,9 75,7 23,9 1,1
Франция 55,2 55,4 35 2
Россия 40,7 28,2 67,6 1,2
Англия 39,9 46,6 27 5,8
Таблица 3. Ранжирование ряда фаворитов рейтинга Forbes-2016 по убыванию значения коэффициента «инновационной премии»20
Лидеры Количество компаний рейтинга Основные секторы
США 49 1Т, облачные сервисы, электроника, искусственный интеллект, ПО
Япония 8 1Т, электроника, оборудование
Китай 7 ГГ, микроэлектроника, авиация
Великобритания 7 Микропроцессоры, ГТ
Индия 5 Фармацевтика, ГТ-оборудование
Франция 4 Оптика, ПО
Россия 1 Розничная торговля
19 Часто упоминаемые в настоящей статье флагманы глобализации Apple, Microsoft, Samsung, Cisco, Facebook, Tesla и др. быстрее других переходят на дигитализацию отношений со стейкхолдерами и другими институтами, что, помимо прочего, обеспечивает им реактивный рост капитализации.
20 Рассчитывается как разница между величиной капитализации и дисконтированным денежным потоком от функционирования публичной компании рыночной стоимостью от 10 млрд долларов США.
21 В исследовании принимали участие более 1500 менеджеров по инновациям из различных отраслей экономики по всему земному шару.
22 Рейтинг «Global Innovation 1000» включает инновационных игроков, расходующих на R&D значительную часть получаемых доходов (совокупно свыше 91 млрд долларов США в 2016 г.). Инноваторы аккумулируют порядка 40 % общемировых расходов на R&D из различных источников финансирования (тройка соотечественников распределилась следующим образом: «Газпром» на 259-м месте, «Яндекс» — 484-е место, «Энергия» — 701-е место).
Innovative development Таблица 4. Лидеры BCG-2016
Лидеры Крупнейшие компании рейтинга Основные секторы
США Более 30 ГГ, энергетика, электроника, искусственный интеллект, ПО
Япония 3 Автомобилестроение, телекоммуникации
Китай 2 Телекоммуникации
Франция 2 Автомобилестроение, страхование
Великобритания 1 Телекоммуникации
Обращение к реальной практике и меж-страновому опыту показывает23, что передовая инновационная система начинает демонстрировать прирост качества своего развития через промежуток времени между результатами проведенных исследовательских работ и произведенной на этой основе инновационной технологией в диапазоне от 6 до 23 лет [11].
Остановимся подробнее на прогнозах фирмы Strategy& «Глобальные лидеры инноваций - 2016». Ожидается, что здравоохранение опередит IT-отрасль и займет первое место по величине расходов на R&D (165 млрд долларов США и 159 млрд долларов США). Рынки ПО и интернет-технологий составят в совокупности 129 млрд долларов и опередят автопром, размер которого приблизится к 105 млрд долларов США уже через год. Исследование также показывает, что перераспределение львиной доли расходов на R&D произойдет по каналам разработки нового ПО и сервисов юридических лиц к рубежу 2020 г.
По нашему мнению, опорными платформами принятия управленческих решений по выбору альтернатив или сценариев развития техноукладов могут стать патентно-консультационные центры, программные продукты анализа больших данных в режиме реального времени, услуги кибербезопасности, интеллектуальной защиты, IT-разработок, smart-контрактов. Значительно облегчить поиск достоверной информации помогут новейшие электронные карты (online-
23 Авторы национального доклада об инновациях в России допускают, что: «...наука, образование, инновационная среда и стартапы, даже будучи созданными и поддержанными, либо не ведут сами по себе к росту инновационной активности в целом, либо делают это со значительным временным лагом, который еще не пройден нами полностью» [11].
сервисы реестров уникального оборудования для целей краудкрафтинга или краудфан-динга, портфели заказов или технологических предложений организаций, атласы инвестиций территорий).
Дополнительными драйверами виртуализации, помимо вышеописанных, выступают зарождающиеся институты доверия к цифровым инструментам самореализации людей технократического социума. Платежная демократия с использованием технологий разветвленных (распределенных) реестров позволяет перевести отношения бизнес-сообщества с государством на новый качественный уровень, где взаимное делегирование ответственности позволяет решать проблемы экономического роста в регионах РФ.
Сегодня мы становимся свидетелями проявления «мягкой» революции, призванной изменить наше отношение к восприятию правил взаимодействия институтов общества, к пониманию законов эволюции права, экономики, социологии. Следует признать, страна находится на пороге потери технологического суверенитета в сферах, где ее лидерство определялось достижениями креативной советской научной мысли. Несмотря на фрагментарные успехи, закрываются окна возможностей для ракетно-космической отрасли, гражданского авиастроения, сектора ИКТ, легкой промышленности, добывающей отрасли и пр.
Разрыв по межстрановым уровням технологического прогресса увеличивается, и на периферии глобальной системы хозяйствования, как правило, оказываются аутсайдеры с низким уровнем готовности перехода к цифровой экономике, архаичностью институциональной архитектуры коммуникаций членов социума, излишней бюрократизацией лицен-
предпринимательство
зирования результатов интеллектуальном деятельности, низкой взаимной лояльностью представителей власти, членов общества, частного капитала.
Именно по этой причине в ходе повествования мы не могли обойти вниманием изменение позиции РФ в международных рейтингах развития цифровой экономики, учитывающих данные параметры (рисунок 4).
Нетрудно заметить, что для перехода России на линию флагманов дигитализации необходимо приложить гигантские усилия всех членов общества. Ведь промедление на этом пути равносильно потере базиса цифрового воспроизводства, динамически развивающегося за счет использования достижений ИКТ.
Реализация цифровых инициатив потребует:
— последующего совершенствования нормативно-правовой базы РФ (Федеральный закон о краудсорсинге, краудкрафтинге, криптовалютах, умных контрактах);
— преодоление импортозависимости отраслей сферы информационно-коммуникационных технологий от оборудования, средств коммуникации, программного обе-
спечения через механизмы создания отечественных концептов на основе «открытых исходников» и др.;
— повышения продуктивности институтов развития (АНО «АСИ», Группа «РОС-НАНО», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Сколково, институт развития интернета) через совершенствование механизмов коммуникаций, процедур прозрачности и некоммерческих аспектов деятельности.
Остается лишь надеяться, что реализация мероприятий программы «Цифровая экономика» Департамента развития электронного правительства Минкомсвязи позволит внести конструктивные предложения и конкретные, работающие механизмы цифровизации на повестку дня.
Эрозия конкурентных преимуществ традиционных моделей построения бизнеса на методологическом каркасе быстроустареваю-щих знаний из областей маркетинга, логистики, макро- и микроэкономики, статистики24, отраслевого менеджмента происходит под воздействием:
— киберизации либо вытеснения человека из воспроизводства роботом, или
■ 2014 г. " 2016 г.
о 2: 3 с/э с= ф "С о а а> СП а> X ф "О с о го Ф ■О ф ф ■О -Q § ф TJ _с с о Ф ■О с о го
Е с о с/э о "со § а) ^ оэ .с го ф ZS о с "го LL о с
$ о CD LLi "го -Q О CD а: "О ф 0 1 Z Ф с ст> ф -Q Е о о CD
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.
Рисунок 4. Изменение позиции РФ в международных рейтингах развития цифровой экономики
24 Сетевая экономика уже оказала огромное влияние на структуру и содержание институциональных отношений. Формальные институты государств по всему миру оказались не готовы к появлению сетевой экономики (в России официальная статистика до сих пор пока не выработала даже методик оценки происходящих там процессов). Уместно привести пример из Поднебесной. Госкомстат Китая стал использовать новый подход к учету расходов на R&D, который «позволит лучше отражать вклад инноваций в экономический рост». Таким образом размер ВВП был увеличен на 130 млрд долларов США в 2015 г. [23].
Innovative development
полной/частичной автоматизации обслуживания;
— радикальных трансформаций воспроизводства научных знаний;
— интеграции фирм в виртуальную сеть посредством промышленного интернета;
— развития новых мобильных инфраструктур, ускоряющих реализацию принципов западных моделей бизнеса mobile-first, context-first;
— исчезновения географических, культурных, социальных, возрастных, гендерных границ между народами;
— повышения роли трудосберегающих инноваций, а также возрастания частичной или временной занятости людей;
— ускорения обмена массивами информации, синхронизированными с реальными событиями; как следствие, удешевления
себестоимости, а также экономии времени на выпуск продукции или услуг;
— создания автономных от государства саморегулируемых систем, альтернативных платежных опНпе-платформ, позволяющих не только переводить деньги между участниками без кредитных посредников, но также изменять права собственности на объекты недвижимости и др.;
— системного технологического замещения факторов производства, как следствие, популяризации цифрового капитала, который в числе прочих имеет низкую предельную стоимость, а также создает привлекательные для всех пользователей бесплатные сервисы.
Погружение российской экономики в виртуальную среду наглядно демонстрирует таблица 5.
Таблица 5. Параметры цифровизации экономики
Параметры Краткое содержание
Емкость Цифровая экономика России по состоянию на 2015 год оценивалась в 75 млрд долларов США (около 2 % от ВВП)25. Глобальная цифровая экономика может достичь 16 трлн долларов США к 2035 году. Согласно данным «Экономика Рунета 2015-2016», доля цифровой экономики в ВВП РФ составляет 2,4 %. Контент и сервисы русскоязычного сектора всемирной сети составили 1 355,38 млрд руб., при этом рынок электронных платежей — 588 млрд руб. (2015 г.). По итогам 2016 года, величина Рунета превысила 1,5 трлн руб. (около 2,9 % от ВВП). Доля смежных отраслей экономики, акселератором которых выступает Глобальная сеть, приближается к цифре в 10 трлн рублей. Результаты исследования «Экосистема цифровой экономики России» Ассоциации электронных коммуникаций показывают, что в digital-экономике строят личную профессиональную карьеру 2,5 млн человек. В целом инфраструктура и ПО цифрового сегмента составляют 2 трлн руб., маркетинг и реклама — 171 млрд руб. В 2016 году консолидированная выручка рекламного сегмента и электронной коммерции (включая продажу контента) составила около 1,4 трлн руб.
Секторы Электронные государственные услуги В соответствии с опубликованными данными Минкомсвязи, доля электронных услуг, предоставляемых государственными органами, вырастет до 50 % к 2020 году и до 80 % — через восемь лет. Электронная торговля и мобильная экономика Мировой оборот электронной торговли составил 22,1 трлн долларов США в 2015 году. Объем электронной торговли в РФ достиг 550 млрд долларов США (В2В и B2G) и 760 млрд руб. в секторе В2С в 2015 году (по оценкам ЮНКТАД). Электронные финансы Только в первые 6 месяцев 2016 г. величина инвестиций по всему миру в отрасль электронных финансов увеличилась на 49 % по сравнению с 2015 г. и составила 15 млрд долларов США.
25 Представители BCG считают, что при реализации интенсивной модели дигитализации цифровой сегмент российской экономики способен вырасти до 5,6 % ВВП к 2020 году. В целом уровень развития будет сопоставим с аналогичным показателем цифровизации европейского региона - 7,5 % (такая динамика цифровизации может принести экономике РФ порядка 80-85 млрд долларов США в год). Совокупной доход от цифровой экономики планеты достигнет к 2025 году отметки в 30 трлн долларов США, считают в ВЭФ.
Умные города По прогнозам Минкомсвязи, 8 городов РФ войдут в топ-50 приоритетных международных рейтингов по направлению «Умный город» к 2025 году. При этом в 12 российских городах будет реализована платформа опытной эксплуатации беспилотного общественного транспорта, а в 50 городах планируется внедрить единый проездной. Транспорт, связь и коммуникации (цифровые каналы взаимодействия с пассажирами, социальные платформы либерализации транспортных услуг, программно-определяемая мобильная сеть с возможностями виртуализации, облачные ресурсы с возможностью оперативной аналитики на основе Big Data). В 2016 объем телекоммуникационного рынка РФ составил более 1,5 млрд руб., при этом доля сектора спутникового мониторинга и интернета вещей составила 300 млрд руб. (аналитика «ТМТКонсалтинг» и «МТС»). Онлайн-медицина (телемедицина, средства дистанционного мониторинга здоровья пациентов, интегрированная электронная медицинская карта гражданина, онлайн-покупки лекарственных препаратов, технологии нейроинтерфейса и пр.). Суммарный объем рынка мобильного здравоохранения достигнет 23 млрд долларов США по состоянию на 2017 г. (оценки PwC). Онлайн-образование (расширение практик образования с адаптивным контентом под требования индивидуального обучающегося, lifelongeducation и фасилитация) Рабочая группа «Исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий» оценивает национальный рынок образования в 1,8 трлн руб. Сейчас онлайн-образование составляет 1,1 %, а уже через 4 года может достигнуть отметки в 2,6 %. Специалисты также подчеркивают, что онлайн-образование неравномерно дигитализировано: проникновение «цифры» в сектор дополнительного профессионального образования составляет 6,7 %, в сектор дополнительного школьного — 2,7 %, в сектор высшего образования — 1,8 %. В ближайшие 5 лет рынок онлайн-образования РФ способен увеличиваться ежегодно на 20 %.
Вызовы Интеллектуально-образовательные — дефицит высококвалифицированных специалистов в отраслях IT: Big Data — аналитики, кибербезопасности, веб-разработок, информационной защиты, платежной демократии (блок-чейна, умных контрактов). В целом по всем регионам РФ потребность в ИТ-специалистах на ближайшие 3 года составит более 350 тыс. человек. В среднем более 2 млн руб. в год способен аккумулировать 1 сотрудник в результате реализации создаваемого комплекса IT-продукции (оценка Минкомсвязи); — несоответствие сложившегося научно-образовательного профиля запросам новой экономики (отставание в отраслях семантических исследований, робототехники, искусственного разума, нейроморфического инжиниринга; киберфизических систем); — отсутствие широкой практики создания виртуальных платформ интеграции студентов в практику деятельности международных компаний (IT-специалисты, блокчейн-консорциумы); — зачаточное состояние механизмов лидогенерации студентов (профессорско-преподавательский состав отечественных вузов не ориентирован на работу с будущими аппликантами); — низкий уровень подтверждения реализуемых в вузах страны программ бакалавриата и магистратуры по признанным системам международной аккредитации (EPAS, ABEST21 и др.); — слаборазвиты контактные группы академического сообщества, участвующего в развитии системы национальных стандартов профессий; подготовке кросс-функциональных команд инновационных предприятий в транспрофессиональных сетях международного бизнеса; — невысокий индекс цифровой грамотности граждан и вытеснение человеческого капитала из большинства производственных процессов; — квазибезработица и маргинализация среды (анонимная электронная площадка Silk Road); — проблемы инкорпорирования традиционных моделей поведения людей разного возраста в мейнстримы дигитализации (проблемы «цифрового неравенства»). Ресурсно-инфраструктурные — неготовность существующей физической инфраструктуры (необходимо создание сетей с новыми пропускными возможностями, «зеленых» дата-центров нового поколения (Amazon, IBM, Microsoft), центров адаптации, ориентированных на широкое применение блокчейна в учебных заведениях и региональных органах государственной власти); — управление городской инфраструктурой в подавляющем большинстве субъектов РФ слабо ориентировано на smart-технологии, в том числе закупку энергоэффективных средств бытового назначения; градостроительные планы городов не учитывают возможности стимулирования разработки строительных решений, обеспечивающих снижение эмиссии углекислого газа учреждениями; — Smart Grid платформы развития инновационных предпринимательских проектов в области формирования сетевой модели взаимодействия в условиях информационной экономики не получают широкого распространения;
- 77
Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия экономика. № 3 (21), 2017
— необходима модернизация объектов посредническо-сбытовой инфраструктуры на основе разработок альтернативной энергетики26: солнечная, геотермальная, ветровая и приливная энергетика, ядерный синтез; — потребуется создание сверхскоростной инфраструктуры наземного и воздушного транспорта (интегральные гибридные системы нового поколения, интеллектуальные транспортные системы27 и др.); — нефтяное лобби мешает реализации политики в отношении развития инновационных предприятий по производству транспортных средств на гибридных и электрических двигателях. Корпоративные — необходимо расширение практик в области глобальных сетевых решений предпринимательства; — неустойчивое развитие национальных центров адаптации традиционного бизнеса к новым форматам электронной коммерции и др.; — низкая патентная активность национальных юрлиц (как следствие, многие разработки в области цифровой экономики не доходят до стадии серийного производства); — устаревание материально-технической базы компаний; отсутствие «дешевых» кредитов для модернизации оборудования в регионах; — вызовы семантической интероперабельности сервисов для руководителей предпринимательских структур, в том числе проблема «черного ящика»; — криптобутилирование авторской продукции в глобальной сети (уникальных авторских разработок, промышленных концептов, ноу-хау и др.)
Тренды (технологии, триггеры) Искусственный интеллект (AI) Проблемами изучения возможностей искусственного интеллекта занимаются более 800 компаний (гиганты: Apple, Amazon, Cisco, Google, IBM, Intel, Microsoft, Facebook). Следует заметить, AI стал более доступным для небольших предприятий, работающих с локальными базами данных. Нейросети в ближайшее время станут актуальным вложением средств в связи с их способностью к принятию комплекса производственных, управленческих и других решений (анализ огромных массивов данных мессенджеров и социальных сетей, навигационная экономика, алгоритмический трейдинг с возможностями комбинированного управления активами). Инвестиции в данную отрасль составляли 2,4 млрд долларов США в 2015 г., доходы отрасли 202 млн долларов США в год. Уже через 7 лет доходы от применения технологий искусственного интеллекта могут составить 11 млрд долларов США. Робототехника (Robotics) Доля отечественных производителей на международном рынке робототехники составляет мизерные 0,17 %. Объем рынка оценивается в 500 млрд долларов США (2020 г.). Прогнозируется увеличение инвестиций до 10 % ежегодно только в сектор промышленной робототехники среди 25 крупнейших экономик мира (3 % в настоящее время, BCG). Большие данные (Big Data) Катализаторами развития Big Data становятся кредитные организации, ОТТ-сервисы, виртуальные и аналоговые операторы связи, розничная торговля, способные аккумулировать огромные массивы данных. Транснациональная компания Cisco ожидает, что к 2017 году размер сферы Big Data достигнет 50 млрд долларов США, а к 2020 году может вырасти до 85 млрд долларов США . При этом практически все специалисты сходятся во мнении, что на данный момент положительный потенциал эффективного применения больших данных не раскрыт. Сквозные технологии (STP) Авторы государственной программы «Цифровая экономика» предполагают создать не менее 3 digital платформ для R&D в 2020 г. «Будут созданы и успешно функционировать не менее 10 компаний-чемпионов в области «сквозных» технологий, конкурентоспособных на глобальных рынках за счет успешного использования результатов R&D», говорится в программном документе Министерства связи и массовых коммуникаций РФ. Платформы будут генерировать создание центров компетенций на сетевом принципе организации взаимодействия ведущих российских вузов, научных организаций, компаний. Интернет вещей (IoT) По данным телекоммуникационного оператора Verizon, рынок IoT насчитывал более 1 млрд подключенных устройств в 2014 г., а к 2020 году он способен вырасти до 5 млрд устройств. Опубликованные прогнозы Университета McKinsey весьма реалистичны: вклад IoT в мировую экономику составит от 3,9 трлн долларов США до 11,1 трлн долларов США к 2025 году.
26 Успешный пример - Solar City.
27 Для решения проблемы автомобильных пробок в мегаполисе The Boring Company осуществляет опытно-конструкторские и бурильные работы по проекту высокоскоростного туннеля под Лос-Анджелесом.
Согласно исследованию ирландской консалтинговой компании Accenture, вклад промышленного IoT в глобальную экономику может составить более 14 трлн долларов США к 2030 г. Облачные вычисления (Cloud computing) Консалтинговая компания Gartner, известная регулярными исследованиями рынков IT, а также аппаратного обеспечения, заявила что организации во всем мире потратили в 2016 г. на публичные облачные услуги 204 млрд долларов США (в 2015 г. — 175 млрд долларов США). Самый стремительно развивающийся сегмент cloud computing — «инфраструктура как услуга» (IaaS) оценивается в 22,4 млрд долларов США . Не менее интересны оценки развития крупнейшего сегмента облачных вычислений «облачная реклама» — 90,3 млрд долларов США в 2016 г. Туманные вычисления (Fog computing) ARM, Cisco, Dell, Intel, Microsoft и Princeton University основали в конце 2015 года Open Fog Consortsium. Согласно прогнозу американской аналитической компании IDC, потенциальная величина международного рынка туманных вычислений28 превысит 7 млрд долларов США к 2020 году. Подготовка инфраструктуры туманных вычислений в России поручена Минкомсвязи, Мин-промторгу, «Ростелекому» и Агентству стратегических инициатив. Нейронет (Биометринет, Neuro Web) Национальный рынок Neuro Web может составить не менее 2,5 % от мирового рынка к 2035 году. На рынке Нейронет может появиться не менее 100 российских малых компаний в 2018 году29. К 2025 году есть надежды на появление не менее 30 средних компаний на данной рыночной нише.
Эффекты Государственный сектор Развитие платформ «безлюдной» формы взаимодействия30 (формирование инфраструктуры единого цифрового шлюза) с агентами рынка и институтами гражданского общества позво- — стимулировать «зеленые закупки» правительственных органов и комитетов власти (в том числе посредством Pre-Commercial Procurement инновационных продуктов); — существенно снизить уровень коррупционной компоненты взаимодействия с деловыми кругами в силу сокращения избыточных административных регламентов и процедур; — повысить качество реализации фискальной политики и снизить уровень теневизации экономики (противодействие отмыванию денег посредством концептов Anti-Money Laundering; распространения моделей автоматизации приоритизации статей бюджетных расходов; интерфейсы прикладного программирования) ; — повысить кибербезопасность информационных потоков (криптография цепочки блоков транзакций, технологии асимметричного шифрования и др.); — расширит практику общественного контроля и экспертиз НКО (online-участие гражданского общества в оценке деятельности органов власти и применение моделей краудсорсинга бюджетирования); — повысить уровень взаимной лояльности с гражданами (интеграция каналов коммуникации посредством интерфейсов дистанционного взаимодействия; децентрализованная база данных, основанная на одноранговой сети и др.). Корпоративный сектор Преимущества для юрлиц: — open source технологии (основанные на модели создания программного обеспечения исходя из принципов открытого проектирования и открытого источника); — развитие технологий краудсорсинга, краудфандинга поддержки предпринимательских инициатив в области инноваций (преобладание дистанционных форм трудовых отношений, телекомьютинг и пр.); — роботизированное производство позволяет удовлетворять любые запросы потребителей (кастомизация, инженерное программирование, моделирование технологических процессов, 3D-печать и пр.); — обеспечение экологичности, экономичности и понижение затрат времени осуществления бизнес-процессов, с одной стороны, и повышение эффективности государственных услуг, с другой стороны (дальнейший переход к модели партисипативного самоуправления); — smart-контракты (повышения уровня доверия между партнерами); — экономия на хранении информации посредством перехода на распределенные ресурсы («облачные» и «безбумажные» технологии»); — оптимизация логистических цепочек и финансовых расчетов по сделкам (dropshipping).
28 Fog computing напрямую способствует распространению интернета вещей.
29 Дорожная карта «Нейронет» Национальной технологической инициативы.
30 Например: Закон о цифровой записи, электронный юридический адрес и др.
Гражданский сектор
Преимущества для населения:
— персональные траектории развития гражданина (цифровой трудовой кодекс, расширение сферы компетенций в области дигитализации);
— развитие биометрических технологий идентификации человека, основанных на измерении его уникальных характеристик (электронный паспорт, электронная аттестация и др.);
— снижение стоимости товаров и услуг за счет расширения экономики совместного потребления (уберизация экономики, Uber и Airbnb);
— экономия части финансовых ресурсов домашних хозяйств за счет реализации crowd-проектов;
— снижение барьеров доступа широких групп населения к новому технологическому укладу (переход к сетевому образованию, возможности дистанционной работы, развитие новых практик социальных лифтов);
— инструменты среды взаимоотношений внутри групп профессиональных интересов (социальные сети карьерного роста, LinkedIn);
— расширение сервисов продления жизни человека;
— развитие культуры и досуга (технологии дополненной реальности и др.).
Цифровая экономика охватывает широкую сферу отношений. Современное здравоохранение, онлайн-банкинг, коммерческие сделки, создание предприятий, государственные услуги уже невозможно представить без digital-технологий. Однако для гармонизации наблюдаемого витка развития сетевой компоненты деловой среды требуются консолидированные усилия по совершенствованию информационно-коммуникационных технологий, создающих основу для нового бизнеса, власти и структуры общества. В конечном счете, успех подобных инициатив во многом будет определяться уровнем интенсификации применения передовых достиже-
ний цифровизации, работающих по принципу триггера или схемы, имитирующей выключатель (включатель) электронного устройства.
В понимании авторов работы под «триггерами» следует подразумевать программно-аппаратный комплекс телекоммуникационных и технических средств в сочетании с соответствующим институциональным сопровождением, позволяющих создать или интегрировать действующую компанию в сетевое пространство, обеспечивающее повышение уровня доверия, безопасности и защищенности контрактных отношений в деловом обмене (таблица 6).
Таблица 6. Триггеры цифровизации
Название Сегменты Сервисы (решения)
Социальные сети B2B, B2C, B2E, G2B, G2C CRM-системы, social shopping, SMM
Мобильные приложения (коммерция) B2B, B2C, B2E Геоинформационные сервисы, brand-аналитика, digital-signage
Искусственный интеллект B2B, B2C, B2E, G2B, G2C, G2G, M2M Aori-аналитика, сервисы робототехники, нейронет
Big Data B2B, G2B, G2C, G2G EMR-системы, Business intelligence и преди-ктивная аналитика, Real Time Bidding, дата-центры анализа рынков
Облачные вычисления B2B, B2C, B2E, G2B, G2C, G2G OSS/BSS процессы, электронный обмен, SaaS, PaaS, IaaS
Туманные вычисления B2B, B2C, B2E, M2M Human-machine interface, e-health, Grid-сети
Интернет вещей B2B, B2C, B2E, G2B, G2C, G2G, M2M Дополненная реальность, беспроводные сенсорные сети, сервисы энергоэффективности
Блокчейн B2B, B2C, B2E, G2B, G2C, G2G,P2P Smart экосистема, операции с цифровыми активами, платежная демократия
Smart-контракты B2B, B2C, B2E, G2B, G2C, G2G,P2P Траст-экономика, доверительные транзакции
По аналогии с существующим в литературе термином, наиболее часто используемым маркетологами, «спусковые крючки» виртуализации наделяют руководство побудительными стимулами («turn on»), вызванными угрозой со стороны конкурентов, смещать акценты в сторону перехода к неосвоенным сегментам электронной торговли, а также активнее продвигать инициативы по модернизации оборудования, средств связи, программного обеспечения и пр. Альтернативный режим «turn off» digital-триггера приводит к обратному эффекту: консервативные участники рыночного процесса не могут поддерживать требуемый уровень качества сервиса и стандартизации в силу преобладания офлайн-продаж (или других операций), слабого информационного обмена, существенно ограничивающих выбор альтернатив в условиях стохастической неопределенности деловой среды.
По нашему мнению, уровень развития российской цифровой экономики, несмотря на некоторые позитивные сдвиги, наметившиеся в последнее время, все же остается относительно низким, что в значительной мере обусловлено институциональными причинами.
Во-первых, в настоящее время недостаточно развито нормативно-правовое обеспечение взаимоотношений экономических агентов в контуре цифровой экономики. При этом качественное институциональное обеспечение быстро развивающихся в мировом масштабе новых секторов экономики, в том числе цифровой, явно запаздывает в своем появлении, что не дает инновационно-ориентированным экономическим агентам более активно и эффективно развивать передовые технологии экономики будущего, а также препятствует отечественным компаниям занимать лидирующие позиции в перспективных экономических секторах. В целом, неурегулированность правовых вопросов в данной сфере ведет к прямым потерям государства, общества и бизнеса от недоиспользования мощнейшего экономического потенциала цифровых технологий, что обуславливает необходимость скорейшего
предпринимательство
развертывания работы по формированию устойчивой и качественной институциональной платформы цифровой экономики России.
Во-вторых, совершенно очевидно, что побудительные стимулы («turn on») к использованию триггеров цифровизации во многом определяются параметрами конкурентной среды делового пространства. Мы исходим из того, что только здоровая рыночная конкуренция будет способствовать переходу конкурирующих между собой экономических агентов к более активному использованию технологий цифровой экономики.
Между тем, по мнению многих экспертов, которое мы полностью разделяем, институциональная структура российского делового пространства не обеспечивает субъектам бизнеса нормальной конкурентной среды. При этом, учитывая масштабы нашего государства, необходимо говорить о качестве деловой среды не абстрактно, в масштабах всей страны, а в привязке к конкретному территориальному пространству, т. е. региону. И в этом контексте можно отметить, что в современных условиях развитие деловой среды отдельных регионов характеризуется низким качеством институционального сопровождения деловых практик в процессах взаимодействия экономических агентов, что проявляется в достаточно высоком уровне оппортунистического поведения как представителей властных структур, так и субъектов предпринимательства. До сих пор в российской деловой среде не решены проблемы построения цивилизованных бизнес-отношений на основе принципов корпоративной этики, партнерства и социальной ответственности, что продуцирует возникновение разнообразных негативных практик в процессе осуществления предпринимательской деятельности: «теневой» деятельности хозяйствующих субъектов, различных форм недобросовестной конкуренции (в том числе с использованием административного ресурса), предумышленного банкротства с последующими рейдерскими захватами активов и др. [24]. В таких неустойчивых институциональных параметрах региональной деловой среды достаточно трудно обе-
ЫПОУАПУЕ DEVELOPMENT
спечить мощную и устойчивую базу для развития свободной конкуренции, которая в условиях «экономики знаний» выступает основным драйвером триггеров цифровиза-ции. По нашему мнению, такое положение дел в значительной мере обусловлено тем, что сложившиеся в российских регионах институциональные конфигурации деловой среды [24] допускают появления у отдельных экономических агентов возможности для получения неформальных и незаконных (но, как правило, при относительно меньших затратах на новые технологии) преимуществ перед другими участниками рынка, что фактически деформирует региональное конкурентное пространство, стимулирует других агентов рынка искать и налаживать аналогичные форматы взаимодействий и снижает стимулы для более затратных инновационных инициатив, в том числе связанных с модернизацией оборудования, средств связи, программного обеспечения. Таким образом, с точки зрения обеспечения свободной рыночной конкуренции, способствующей более активному развитию и внедрению триггеров цифровизации, особое значение приобретают параметры институциональных конфигураций региональной деловой среды, под которыми мы понимаем набор опосредующих деловые отношения взаимосвязанных и взаимодействующих базовых и дополнительных региональных формальных и неформальных институтов, упорядоченных и структурированных в определенной иерархической комбинации, в совокупности определяющих правила, а также ограничения экономического поведения хозяйствующих субъектов в рамках той или иной региональной (пространственной) системы предпринимательства [25]. При этом мы исходим из того, что любая институциональная конфигурация региональной деловой среды генерирует возникновение так называемых институциональных аттракторов, то есть определенной совокупности структурированных правил экономического поведения, а также способов их интерпретации и применения, взаимодополняющее и комплементарное воздействие которых побуждает эконо-
мических агентов, функционирующих на определенной территории, к выбору соответствующего направления деятельности [25].
Исходя из вышеизложенного представляется, что важнейшим фактором успешного продвижения и распространения цифровых технологий в российском деловом пространстве является формирование и развитие в деловой среде регионов зон положительного институционального аттрактора, т. е. такой совокупности структурированных и скоординированных правил экономического поведения, а также способов их интерпретации и применения, взаимодополняющее и комплементарное воздействие которых будет способствовать формированию условий для нормальной рыночной конкуренции, и через это побуждать основную массу экономических агентов, функционирующих на определенной территории [24], к выбору стратегии, предусматривающей применение самых современных инновационных технологий в своей деятельности и, прежде всего, использование триггеров цифровизации как наиболее перспективных методов повышения конкурентоспособности. В свою очередь, расширение практики использования экономическими агентами триггеров цифровиза-ции будет способствовать усилению каркаса прочности зон положительного институционального аттрактора, что благоприятно отразится на качестве всей региональной деловой среды и будет способствовать более динамичному развитию предпринимательства на территории.
Вывод
В заключение необходимо отметить, что нормативно-правовое обеспечение развития цифровых технологий в экономике и создание условий для здоровой и справедливой конкуренции, выравнивающей возможности бизнес-структур и стимулирующих их к инновационному развитию, это только часть мер государственной политики в сфере развития цифровой экономики. Между тем, по-прежнему очень острой остается проблема выстраивания эффективных схем бюджетного финансирования наиболее перспективных и важных для общества и экономики
направлений развития цифровых технологий. Кроме того, уже в ближайшей перспективе необходимо преодолеть наблюдаемый, в том числе и на региональном уровне, консерватизм большой части властных элит, выливающийся лишь в формальное выполнение программ инновационного развития страны и ее регионов.
В этом контексте российское государство должно обратить особое и самое присталь-
Список литературы
1. Результативность научных исследований и разработок: инф.-стат. мат. М.: ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ, 2017. 133 с.
2. Перспективы развития России в международных научных коллаборациях [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// sntr-rf.ru/media.
3. Смородинская Н.В. Территориальные инновационные кластеры: Мировые ориентиры и российские реалии // Сб. матер. XIV Апрельской Междунар. науч. конф., 2-5 апр. 2013 г. М.: НИУ-ВШЭ, 2014. С. 389-399.
4. Смородинская Н.В. Сетевые инновационные экосистемы и их роль в динамизации экономического роста // Инновации. 2014. № 7. С. 27-33.
5. Смородинская Н.В. Глобализированная экономика: от иерархий к сетевому укладу. M.: ИЭ РАН, 2015. 344 с.
6. Российский экспортер. 2017. № 1 (3). С. 8.
7. Аллахвердян А.Г. Динамика научных кадров в советской и российской науке: сравнительно-историческое исследование. М.: Когито-Центр, 2014. 263 с.
8. Экспертный совет РАН [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ras.ru/ expertsupport/expertcouncil.aspx.
9. Конина Н.Ю. Шестой технологический уклад и менеджмент современных компаний // Вопросы экономики и права. 2014. № 3. С. 43-46.
10. Центр стратегических разработок [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// csr.ru.
11. Национальный доклад об инновациях в России — 2016 // Министерство экономи-
предпринимательство
ное внимание на развитие и внедрений технологий цифровой экономики, которые уже в ближайшее время станут основой экономической мощи ведущих государств мира. Только в случае активного и качественного развития цифровых технологий наша страна может стать конкурентоспособной и реально рассчитывать на занятие лидирующих позиций в глобальном масштабе.
ческого развития, Открытое правительство, РВК. М., 2016. С. 28-30.
12. Новая промышленная политика России в контексте обеспечения технологической независимости / Отв. ред. Е.Б. Ленчук. СПб.: Алетейя, 2016. 336 с.
13. Идрисов Г.И. Промышленная политика России в современных условиях // Научные труды Ин-та экономической политики им. Е.Т. Гайдара. М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2016. № 169P. 160 с.: ил. ISBN 9785-93255-443-2.
14. Заключение РАНХиГС на проект Федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов». 2016. 53 с.
15. Городникова Н.В., Гохберг Л.М., Дитковский К.А. и др. Индикаторы инновационной деятельности: 2017: статистич. сб. / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2017. 328 с.
16. Щербина Е. Российской науке не хватает ресурсов и новизны [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sib-science.info/ru/ras/ davayte-smenim-temu-01022017.
17. Касаткин П.А. Облачные вычисления — будущее мирового рынка информационных технологий // Научно-методический электронный журнал «Концепт» [Электронный ресурс]. 2016. Т. 34. С. 138-145. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/56752.htm.
18. National Science Foundation Science and Engineering Indicators 2016 (NSB-2016-1). National Science Board, Arlington, VA, 2016. P. 4/45-46.
19. Институт статистики ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://
Innovative development
www.uis.unesco.org/_LAYOUTS/UNESCO/ research-and-development-spending.
20. Институт комплексных стратегических исследований [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.icss.ac.ru.
21. Forbes [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.forbes.ru.
22. Boston Consulting group [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bcg.ru.
23. Как учесть цифровую экономику в ВВП [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/economics/ articles/2016/07/07/ 648289-tsifrovuyu-ekonomiku-vvp.
24. Маликов Р.И., Гришин К.Е. Генерация зон положительных институциональных аттракторов в процессе институциональной реконфигурации региональной деловой среды // Общество и экономика. 2017. № 3-4. С. 98-112.
25. Дегтярев А.Н., Маликов Р.И., Гришин К.Е. Институциональная конфигурация региональной деловой среды: параметры проектирования // Вопросы экономики. 2014. № 11. С. 83-94.
References
1. Effectiveness of Research and Development: inf.-stat. mat. M.: FGBNU SRI RINKTSE, 2017. 133 p.
2. Prospects for the Development of Russia in International Scientific Collaborations [Electronic Resource]. Access Mode: http://sntr-rf.ru/media.
3. Smorodinskaya N.V. Territorial Innovation Clusters: World Landmarks and Russian Realities // Sat. Materials of the XIV April International Scientific Conference April, 2-5 2013. M.: NIU-HSE, 2014. P. 389-399.
4. Smorodinskaya N.V. Network Innovative Ecosystems and Their Role in the Dynamization of Economic Growth // Innovations. 2014, No. 7. P. 27-33.
5. Smorodinskaya N.V. The Globalized Economy: from Hierarchies to a Networked Way of Life. M.: Institute of Ecology, RAS, 2015. 344 p.
6. The Russian Exporter. 2017. No. 1 (3). P. 8.
7. Allahverdyan A.G. Dynamics of Scientific Personnel in Soviet and Russian Science: a
Comparative-Historical Study. Moscow: Publishing House «Kogito-Center», 2014. 263 p.
8. Expert Council of the Russian Academy of Sciences [Electronic Resource]. Access Mode: http://www.ras.ru/expertsupport/expert-council.aspx.
9. Konina N.Y. The Sixth Technological Structure and Management of Modern Companies // Issues of Economics and Law. № 3. 2014. P. 43-46.
10. Center for Strategic Research [Electronic Resource]. Access Mode: http://csr.ru.
11. National Report on Innovation in Russia — 2016 // Ministry of Economic Development, Open Government, RVC. M., 2016. P. 28-30.
12. New Industrial Policy of Russia in the Context of Ensuring Technological Independence / Ed. E.B. Lenchuk. St. Petersburg: Aleteya, 2016. 336 p.
13. Idrisov G.I. Industrial Policy of Russia in Modern Conditions // Scientific Works / Institute of Economic Policy named after E. Gaidar. Moscow: Publishing House of the Institute of Gaidar, 2016. No. 169P. 160 p.: ill. ISBN 978-5-93255-443-2.
14. Conclusion of the Russian Academy of Science on the Draft Federal Law «On the Federal Budget for 2017 and the Planning Period 2018 and 2019». M., 2016. 53 p.
15. Gorodnikova N.V., Gokhberg L.M., Ditkovskii K.A. e.a. Indicators of Innovation: 2017: Statistical Compilation / Nat. Sci. University Higher School of Economics. Moscow: NSU HSE, 2017. 328 p.
16. Shcherbina E. The Russian Science Lacks Resources and Novelty [Electronic Resource]. http://www.sib-science.info/ru/ras/ davayte-smenim-temu-01022017.
17. Kasatkin P.A. Cloud Computing — the Future of the World Market of Information Technologies // Scientific and Methodical Electronic Magazine «Concept». 2016. T. 34. P. 138-145. URL: http://e-koncept.ru/ 2016/56752.htm.
18. National Science Board. National Science Foundation Science and Engineering Indicators 2016 (NSB-2016-1). 2016, Arlington, VA. P. 4/45-46.
19. UNESCO Institute for Statistics [Electronic Resource]. Access Mode: http://
www.uis.unesco.org/_LAYOUTS/UNESCO/ research-and-development-spending.
20. Institute for Comprehensive Strategic Studies [Electronic Resource]. Access Mode: http://www.icss.ac.ru.
21. Forbes [Electronic Resource]. Access Mode: http://www.forbes.ru.
22. Boston Consulting Group [Electronic Resource]. Access Mode: http://www.bcg.ru.
23. How to take into Account the Digital Economy in GDP [Electronic Resource]. Access Mode: https: //www.vedomosti.ru/economics/ articles/2016/07/07/648289-tsifrovuyu-eko-nomiku -vvp.
предпринимательство
24. Malikov R.I., Grishin K.E. Generation of Zones of positive Institutional Attractors in the Process of Institutional Reconfiguration of the Regional Business Environment // Society and Economics: Scientific and Practical Journal. M., 2017. № 3-4. P. 98-112.
25. Degtyarev A.N., Malikov R.I., Grishin K.E. Institutional Configuration of the Regional Business Environment: Design Parameters // Issues of Economics. Moscow, 2014. No. 11. P. 83-94.