ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА DIGITAL ECONOMY
УДК 330.46 ББК 65в631 Е 96
Ф.Р. Ешугова,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и финансов Краснодарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации, г. Краснодар. Тел.: 8 (861) 255-15-72, e-mail: [email protected]
П.В. Горлачев,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и торгового дела Краснодарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации, г. Краснодар. Тел.: 8 (861) 252-60-80, e-mail: [email protected]
А.А. Бухтаяров,
кандидат экономических наук, преподаватель дисциплин среднего профессионального образования Краснодарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации, г. Краснодар. Тел.: 8 (861) 252-60-80, e-mail: [email protected]
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА ИЛИ СОЕДИНЕНИЕ РЕАЛЬНОГО И ВИРТУАЛЬНОГО МИРОВ
(Рецензирована)
Аннотация. За последнее время между участниками экономических отношений произошли существенные и кардинальные изменения. В статье авторы представили ключевые технологии и инструменты цифровой экономики, участвующие в воспроизводственном процессе страны, рассмотрены экономические отношения в обществе, и, как следствие, показано соединение реального и виртуальных миров. В заключение авторами предлагаются некоторые предложения и рекомендации по адаптации цифровой экономики в российское общество и ее интеграции в бизнес-структуры.
Ключевые слова: воспроизводственный процесс, экономические отношения в обществе, цифровая экономика, информационно-коммуникационные технологии.
F.R. Eshugova,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economics and Finance, Krasnodar Cooperative Institute (Branch) of the Russian University of Cooperation, Krasnodar. Ph.: 8 (861) 25515-72, e-mail: [email protected]
P.V. Gorlachev,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Management and Trade, Krasnodar Cooperative Institute
(Branch) of the Russian University of Cooperation, Krasnodar. Ph.: 8 (861) 252-60-80, e-mail: [email protected]
A.A. Bukhtayarov,
Candidate of Economic Sciences, teacher of secondary professional education disciplines, Krasnodar Cooperative Institute (Branch) of the Russian University of Cooperation, Krasnodar. Ph.: 8 (861) 252-60-80, e-mail: [email protected].
DIGITAL ECONOMY OR THE CONNECTION OF REAL AND VIRTUAL WORLDS
Abstract. In recent years, there have been significant and fundamental changes between the participants of economic relations. In the article the authors presented the key technologies and tools of the digital economy involved in the reproduction process of the country, considered the economic relations in society, and as a result shows the connection of the real and virtual worlds. In conclusion, the authors offer some suggestions and recommendations for the adaptation of the digital economy in Russian society and its integration into business structures.
Keywords: reproduction process, economic relations in society, digital economy, information and communication technologies
В современных условиях хозяйственной деятельности любого общества происходит интеграция цифровых, информационно-коммуникационных технологий в реальный мир человека. Меняется абсолютно все. Многие профессии уходят в прошлое, заменой становятся автоматизированные системы управления в производстве продукции; бухгалтера, банковские служащие и т.д. заменяются когнитивными технологиями (обработка документации: бухгалтерские и финансовые отчеты хозяйствующих субъектов, декларации, платежные документы, заявки, справки, заявления). Торговые организации стремятся минимизировать свои издержки и переходят в виртуальный мир, создавая официальные сайты магазинов, а также включая свою Интернет-страничку в различных торговых платформах и на разнообразных торговых интернет-площадках и т.д. Проведение оплаты за мобильный и домашний телефон, жилищно-коммунальные услуги и т.д. было связано с походом в финансово-кредитную организацию или салоны сотовой связи, сейчас это ушло в далекое прошлое. Можно подключить Интернет-банке-тинг, мобильный банк и оплачивать все вышесказанное со своего компьютера или телефона.
В целом цифровой мир уже включен на всех стадиях воспроизводственного процесса экономики страны.
Так, воспроизводственный процесс экономики любой страны и организации состоит из производства, распределения, обмена и потребления продукции. На рис. 1 представлен воспроизводственный процесс, технологии, инструменты [1, с. 7] в рыночной среде хозяйствования.
К сожалению, рыночная среда -это своего рода реальная экономика, а вот технологии, задействованные в воспроизводственном процессе, - экономика виртуальная. Однако уточним, что все это условно, т.к. в 21 веке все интегрируется в современный гибридный мир.
Цифровую экономику сегодня исследует множество структур, государственных органов (приняты следующие нормативно-правовые акты: Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы», Постановление Правительства РФ от 15.08.2017 г. № 969 «О подкомиссии по цифровой экономике», Постановление Правительства РФ от 28 августа 2017 г. № 1030 «О системе управления реализацией программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и
Воспроизводственный процесс в экономике
Задействованные технологии
Производственные
Рыночная среда
Управленческие
Финансовые
Когнитивные
ПроРиазсвпордесдтевлоен
I
Распределение
Обмен
Потребности
Конкуренция
Маркетинг
Покупательская способность
Потребление
Производительное потребление
Личное потребление
Рис.1. Воопроизводственнъ1йпроцессвэмономикеикл.ючевл1етехнол.огии, инструменты Oвuфpoввмэкoномика)
02б
оно
Государство
б20
Бизнес
б2б
020
02б
Бизнес
Частные лица
б2с
с20
с2с
Частные лица
Государство
Рис. 2. Экономические отношения в обществе
т.д.), экономистоо и исслеи;ователчй. Кроме тос^с^^йМ мйн3018l.дзфpтнты Г()-сударствпнеIOÍI Думцов Х1^]ц>]^0]м чтению рассмотрелищтоеки попpлвoп д иaceф первую,вторую и чпивeлтyюГнеждaн-ского Ройрш^связанные и; ре)
гулировaнмнм цифровы х прав [2].
Целею нашего иcвлодoоaнця яилял ется рассмодиение и pacкpыоие нoвоIx возмо^е^с^с^т^еис и дграничений цифровой экономикд вэкoнлмилecкoйp маркевингoвoй 1цняeeлвнoзФи
организаций/предприятий.
На рис. 2 представим экономические отношения в обществе с точки зрения маркетинга.
В2В - отношения, складывающиеся между организацией и другой организацией (другими организациями, предприятиями). Примеры.
Компании не пмIиооoдпeву оиройма-циpиaловпoотaвллюиооoюпpoдyaцню етpоитвльнoHиpгaмизaции. строящюе вдaниЯ] пoмeщиниTI вoopyжчния ]оля пoоpeбиннпeй (клиeннoв).Koмпaлии меpччндлМгингa о^дчают тортрввш оидел Спермин л рродц-ж) ор-
гаиизации эффeкнивIюH eдIKЛPдки пpoayкоипIМ этом жа ныправлении осуществляют свою деятельность и кoноaлтингoвыe щипаниит Cтeнфль-о^^г^^ зaвом, пaeизвoеитeчи аиломо-бильных шин поставляют продукцию пр оизводителям автомобилестроения: лобовые и боковые стекла, зеркала, а также летние, зимние шины и т.д.
В2С - данные отношения являются самыми распространенными - отношения организации, предприятия с потребителями продукции. Примеры.
Покупка еды, автомобиля, продукции бытовой техники, заказ строительства дома, оплата услуг и т.д. В целом покупка товаров, услуг и заказ на выполнение работ.
B2G - отношения предпринимательства (бизнеса) с государством или продукция организаций для государственных учреждений. Т.е. организации оказывают услуги государственным, муниципальным учреждениям - государственные закупки (аукционы) на строительство транспортной инфраструктуры, услуги по обеспечению оргтехники и т.д.
С2В - отношения частных лиц (потребителей) с бизнесом или для бизнеса. Следовательно, потребитель выступает в качестве генератора ассортиментной политики организации, формирования предложений по новой продукции и других различных рекомендаций организациям.
С2С - отношения, складывающиеся между потребителем и потребителем. Продажа купленных товаров, как правило, через определенное время, другим потребителям. Интернет-платформа «Авито», автомобильный портал «Droom.ru» (где можно купить подержанные автомобили), онлайн-аукцион «ЕЬау», российский сервис бесплатных объявлении «Юла» (покупка различных товаров) и многое другое, а также сайт «В1аВ1аСаг» - поиск попутчиков. Здесь хотелось бы отметить, что отношения между потребителями в основном осуществляются в интернет-среде.
C2G - отношения потребителя и государства. Оплата налогов и сборов, голосование на выборах и т.д.
G2B - государственные услуги для бизнеса. Предоставление информации по нормативно-правовым вопросам, введение реестров, выделение субсидии и дотации, а также гранты для предприятий, организаций, электронные сервисы налогоплательщиков и многое другое.
G2C - государство оказывает услуги частным лицам. В данном контексте различные государственные услуги оказываются непосредственно на «местах» или с помощью разнообразных
государственных сервисов (госуслуги онлайн, сервис налогоплательщика т.д.). Сегодня - запись в медучреждения, получение справок физическим лицам и многое другое [3].
G2G - взаимоотношения государственных учреждений между собой. К примеру, снятие с учета транспортного средства в ГИБДД не влечет за собой поход в ИФНС, а ИФНС обязано связаться с органами ГИБДД и узнать информацию о наличии у вас транспортных средств. Выполнение судебными приставами решения суда по задолженностям. Так, если есть задолженность по кредиту, информация автоматически появляется у Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, и вылет за границу для задолжников становится не возможным. Следующий пример связан, когда человеку должны денежные средства, а судебные приставы связываются с ИФНС, Пенсионным фондом Российской Федерации, ГИБДД, запрашивая сведения об имуществе, заработной плате и пенсионных отчислениях задолжника. Многое другое.
Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что взаимоотношения физических лиц, юридических лиц и государства в целом переносится в интернет-среду. Это требует от общества в целом овладения знаниями, навыками и умениями пользования инструментами, средствами, технологиями виртуального мира.
Разберем соединение реального и виртуальных миров в цифровой экономике по цепочке (рис. 3).
В интернет-среде существует огромное множество официальных сайтов организаций, учреждений, имеющих юридический адрес, склады, помещения, офисы, а также интернет-магазины. Интернет-торговля, как правило, не имеет ни складов, ни помещений, а работает напрямую с производителем продукции, т.е. происходит переход процесса распределения, обмена и производственного потребления в виртуальный мир.
Для этого необходимо создание сайта организации, фирмы. Сайт
Объединение электронных торговых площадок в единую экосистему электронных торгов
Электронная торговая платформа или Платформа цифровой экономики
Индустрия 4.0 и информационно-коммуникационные технологии
Большие данные Предикативная аналитика Интернет вещей Моделирование
Обладные технологии Роботизация Кибер-бенояасность Когнитивные технологии
Виртуальная реальность Виртувиьнвя валюта Блокдейн Аддитивное яроинводство
Рис. 3. Цифроваяэкономикаилисоединениереалъногри вцрсгz/акье.ы.х.хн-pлв
(составленоавторамина оснсве[1, с. 13])
организации - это информационные файлы с изображениями(контент), обычно тннатематикатоТъединенная гиперссылками в одном домене. Другой вариант-обратитнсякдругим организациям и купить котсено.Тогда фирмы посонданию сайаитбудут заниматься вашим сайтом (доменом) и выкладывать информацию на сервер (услуги хостера). Хостинг-провайдеры продают домены, если покупать у них кроме хостинга еще и домен - можно получить неплохую скидку. Так, сайт с платным доменом в любой момент можно без каких-либо проблем перенести на другой хостинг (если на старом вас что-либо не устраивает).
Бесплатный же домен, как правило, являессядименом 3-ги уровыян иол-ностью привязан к домену хостера (того, кто предоставляет услyеu хо-за и нгa).meехнecтиэрoтвайтнa другой хостинг, сoхрaнмреaнимeгoдoмeнное имн, вря д ли полуыится[м]-
После создaрирcaйхa в интернет -пространстве пользователи с помощью установленных на их устройствах - браузеров (Opera, Mozilla Firefox, Microsoft Internet Explorer, Яндекс. Браузер, Google Chrome и т.д.) с их поисковыми системами, находит информацию по сайтам организаций.
Следующий момент - это электронные платформы. К ним можно
Таблица 1
Российский рынок интернет-торговли в 2010-2017 гг. [6]
Показатели 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. Темп роста, в %
Внутренняя торговля, млрд руб. 239,2 280,5 328,05 413,44 509,22 539,6 616,4 724,5 +303
Трансграничная торговля, млрд руб. 20,8 49,5 76,95 130,56 208,22 220,4 303,6 425,5 +2046
Всего, млрд руб. 260 330 405 544 718 760 920 1150 442,3
отнести социальные сети (ВКонтак-те, «Одноклассники», Facebook и т.д.), мессенджеры ^куре, Viber, WhatsApp, Facebook) и т.д. Но существует и электронная торговая платформа, которая, как правило, соединяет электронные торговые площадки в единые секции.
Помимо этого, электронные сервисы способны проводить аналитику стоимости товаров, сравнивать стоимость отелей (Тггуа§о), Яндекс-Маркет сравнивает цену на продукцию и т.д.
Виды электронных торговых площадок. Это федеральные (бюджетные) торговые площадки (ЗАО «Сбербанк-АСТ», ЗАО «ММВБ - Информационные технологии» (ЭТП «ММВБ-ИТ»), РТС-Тендер, ФГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан» (Система Электронных Торгов), АО «ЕЭТП»), используются для организации государственных закупок и государственных аукционов и торгов.
Коммерческие электронные площадки, заказчиками которых являются коммерческие организации; электронные площадки, которые создаются и поддерживаются покупателями; площадки, являющиеся посредником между продавцами и покупателями; площадки электронной торговли между частными лицами; электронные торговые площадки по продаже имущества должников (банкротов). К ним можно отнести: АО «Центр развития экономики», Торговый портал «Фабрикант», Отраслевая и межрегиональная электронная
торговая площадка «Аукционный Конкурсный Дом» и т.д. [5].
Для облегчения работы на всех вышеприведенных электронных площадках, электронных платформах используют «Индустрия 4.0 и информационно-коммуникационные технологии», в которую входят и облачные технологии, большие данные (диджи-тализация), роботизация и т.д., а в целом вся виртуальная реальность.
Сегодня доля продаж через Интернет возрастает. Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) представила данные по объему рынка интернет-торговли в России с 2010 по 2017 гг. (табл. 1).
Данные табл. 1 наглядно демонстрируют существенное увеличение интернет-торговли за последние 7 лет, причем положительная динамика наблюдается все время. Также хотелось бы отметить, что трансграничная торговля возрастает в большей степени -увеличение более чем в 20 раз.
Хотелось бы отметить, что Интернет вещей (интернет-торговля) - это лишь часть цифровой экономики. Однако лишь она составляет приблизительно 1,4 долю от ВВП страны.
Далее представим данные по распределению посылок из-за рубежа и затраты россиян по странам в 2017 г., представлены в табл. 2.
Можно заключить, что у Китая и прочих стран россияне покупают наиболее дешевые товары (1,73% количества посылок на 1% денежных затрат), а страны США (0,167% количества посылок на 1% денежных затрат) и Европейского Союза - более дорогие
Таблица 2
Доля распределения посылок из-за рубежа и затраты россиян по странам в 2017 г. [7]
Страны Количество посылок, в % Денежные затраты россиян, в % Соотношение количества посылок к денежным затратам россиян, в %
Китай 90 52 1,73
США 2 12 0,167
Европейский Союз 4 23 0,174
Прочие страны 4 13 0,31
товары или другие виды продукции. Однако следует отметить, что каждая страна продает товары и услуги исходя из своих возможностей, но качество и цена в последнее время не соответствуют не только в России, но и в других странах. Считаем, что Китай предоставляет более дешевые трудовые ресурсы и товары, что и гарантирует им весомую долю продаж не только в отечественной экономике, но и других странах.
На наш взгляд, наша экономика не определилась со стратегией работы с зарубежными партнерами в цифровой экономике, т.е. мы не можем предложить нашим зарубежным партнерам (кроме добывающей, химической и оборонной промышленности и отчасти сельского хозяйства) высококачественную продукцию по конкурентоспособным ценам или приемлемую по цене и качеству. Так, Китай продает продукцию невысокого качества, но по приемлемым ценам для большинства стран мира. Считаем, что России необходимо выработать свою рыночную нишу в мировой архитектуре
экономических отношений, включая интеграцию российской цифровой экономики в общую структуру гибридного мира.
Но, как принято говорить в российском обиходе, - «без фанатизма». Так, для малых и средних предприятий создание цифровой платформы приведет к ведению бухгалтерии прямо на сайте ИФНС, да, это положительный момент - с одной стороны. С другой - ИФНС и банковские институты смогут указывать предпринимателям контрагентов, с которыми можно вести договорную хозяйственную деятельность, а с кем нет, причем блокируя денежные переводы до выявления обстоятельств. Т.е. если ИФНС показались недоброкачественными или подозрительными отношения контрагентов, то она блокирует банковские счета или запрещает данные отношения.
Все вышесказанное детерминирует объективную необходимость в конкурентоспособности российской экономики, как в реальном, так и виртуальном мирах.
Примечания:
1. Введение в «цифровую» экономику / А.В. Кешелава, В.Г. Буданов, В.Ю. Румянцев [и др.]; под общ. ред. А.В. Кешелава; главный «цифровой» консультант И.А. Зимненко. М.: ВНИИ Геосистем, 2017. С. 7, 13.
2. Новый закон о цифровой экономике эксперты назвали «спящим». URL: https://www.nakanune.ru/news/2018/05/21/22508133/.
3. Что такое В2С, B2B продажи + еще 7 моделей. URL: https://gruzdevv.ru/ chto-takoe-b2s-b2b-prodazhi/.
4. Что такое сайт. URL: https://www.chaynikam.info/sozdaysayt.html.
5. Электронные торговые площадки: определение, виды площадок, функции. URL: http://zakupkihelp.ru/uchastniku-zakupok/elektronnye-torgovye-plo-shadki.html.
6. Рынок интернет-торговли в 2017 году, данные АКИТ. URL: https://e-pep-per.ru/news/rynok-internet-torgovli-v-2017-godu-dannye-akit.html.
7. Российский рынок интернет-торговли в 2017 году: обзор исследования АКИТ. URL: https://e-pepper.ru/news/rossiyskiy-rynok-internet-torgov-li-v-2017-godu-obzor-issledovaniya-akit.html.
References:
1. Introduction to the "Digital" economy / A.V. Keshelava V.G. Budanov, V.Yu. Rumyantsev [et al.]; under total ed. A.V. Keselava; Chief "digital" consultant I.A. Zimnenko. M .: VNIIGeosystem, 2017. P. 7, 13.
2. Experts called the new law on the digital economy "sleeping". URL: https:// www.nakanune.ru/news/2018/05/21/22508133/.
3. What is B2C, B2B sales + 7 more models. URL: https://gruzdevv.ru/ chto-takoe-b2s-b2b-prodazhi/.
4. What is a site? URL: https://www.chaynikam.info/sozdaysayt.html.
5. Electronic trading platforms: definition, types of platforms, functions. URL: http://zakupkihelp.ru/uchastniku-zakupok/elektronnye-torgovye-ploshadki. html.
6. The market for online commerce in 2017, the data of AKIT. URL: https://e-pepper.ru/news/rynok-internet-torgovli-v-2017-godu-dannye-akit.html.
7. The Russian market for online commerce in 2017: a review of the study of ACIT. URL: https: //e-pepper.ru/news/rossiyskiy-rynok-internet-torgovli-v-2017-godu-obzor-issledovaniya-akit.html.