Научная статья на тему 'КОНЦЕССИОННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ - КАК МЕТОД СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ'

КОНЦЕССИОННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ - КАК МЕТОД СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
12
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕССИОННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ / ПРИНЦИПЫ / МОДЕЛЬ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ / concession agreement / principles / model / and improving management of municipal property

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Климовских Н.В., Горобец А.И.

Роль концессионных соглашений для совершенствования управления муниципальной собственностью. Раскрываются особенности общественно частного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCESSION AGREEMENT - AS A METHOD OF IMPROVING THE MANAGEMENT OF MUNICIPAL PROPERTY

The role of concession agreements for improved management of municipal property. The peculiarities of public private partnership.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕССИОННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ - КАК МЕТОД СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ»

Климовских Н.В. кандидат экон. наук

доцент доцент ВАК

Кубанский государственный аграрный университет

Россия, г. Краснодар Горобец А.И. студент магистратуры 2 курс факультет «Государственное и муниципальное управление» Кубанский государственный аграрный университет

Россия, г. Краснодар КОНЦЕССИОННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ - КАК МЕТОД СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ

СОБСТВЕННОСТЬЮ Аннотация: роль концессионных соглашений для совершенствования управления муниципальной собственностью. Раскрываются особенности общественно частного партнерства.

Ключевые слова: концессионные соглашения, принципы, модель, совершенствование управления, муниципальная собственность.

Klimovskih N. V. Ph. D. Sciences associate

associate professor professor WAC Kuban state agrarian University Russia, Krasnodar Gorobets A. I. student magistrates 2 cours faculty "State and municipal management" Kuban state agrarian

University Russia, Krasnodar

CONCESSION AGREEMENT - AS A METHOD OF IMPROVING THE MANAGEMENT OF MUNICIPAL PROPERTY Abstract: the role of concession agreements for improved management of municipal property. The peculiarities of public private partnership.

Key words: concession agreement, principles, model, and improving management of municipal property.

При определении основных направлений и путей совершенствования управления муниципальным имуществом в Краснодарском крае в целом и на территории избранных муниципалитетов в частности, необходимо обратить внимание на зарубежный опыт управления муниципальной собственностью. Изучение существующих инструментов, методов и моделей управления объектами муниципальной собственности различного назначения в развитых зарубежных странах имеет большое значение для разработки комплекса мероприятий, направленных на совершенствование существующей системы управления муниципальной собственностью в Российской Федерации.

Несмотря на множество факторов, обуславливающих различия в построении моделей местного самоуправления (политический режим, национальные традиции, государственное устройство, административно-территориальное деление и т.д.), местное самоуправление - неотъемлемый атрибут любого современного демократического общества. И система управления муниципальной собственностью в значительной степени зависит от существующей в стране модели организации власти на муниципальном уровне.

Согласно наиболее часто встречающейся в научной литературе классификации основных моделей организации местного самоуправления, основанной на отношениях между органами центральной власти и органами местного самоуправления, можно выделить англосаксонскую и континентальную модели, а также смешанную модель, представляющую собой сочетание разных черт англосаксонской и континентальной моделей.

Англосаксонская модель преимущественно распространена в странах с одноименной правовой системой: США, Канаде, Великобритании, Индии, Австралии, Новой Зеландии.

Основным принципом англосаксонской модели является самостоятельная деятельность органов местного самоуправления по решению вопросов, не отнесенных к компетенции государства, в пределах предоставленных полномочий (в Великобритании полномочия предоставляются парламентом страны, т.е. из «центра», в США полномочия органам местного самоуправления предоставляются штатами, т.е. на региональном уровне власти).

Среди основных черт англосаксонской модели местного самоуправления можно выделить: выборность органов местного самоуправления; высокий уровень автономии; отсутствие в муниципалитетах государственных представителей, осуществляющих контроль органов местного самоуправления (контроль осуществляется в первую очередь со стороны населения); отсутствие местных администраций (органов государственной власти местного уровня). Государственное регулирование органов местного самоуправления в рамках англосаксонской модели осуществляется, как правило, в косвенной форме (через государственные дотации; судебный контроль; принятие модельных законов и т.д.).

Континентальная модель организации местного самоуправления распространена в странах континентальной Европы (Италия, Франция, Бельгия, Испания), а также в большинстве государств Латинской Америки, Ближнего Востока, франкоязычной Африки.

К ее основным чертам можно отнести: ограниченную автономию местного самоуправления; сочетание назначаемости и выборности в работе органов местного самоуправления, местных администраций; существование иерархии системы управления (местное самоуправление является нижестоящим звеном по сравнению с государственным уровнем власти);

наличие в муниципалитетах государственных представителей, осуществляющих контроль органов местного самоуправления Для ряда стран, таких как Япония, Германия, Австрия, а также некоторых развивающихся и постсоциалистических стран характерны смешанные модели организации местного самоуправления, сочетающие в себе различные черты англосаксонской и континентальной моделей.

Степень автономии местного самоуправления, а также государственного участия в муниципальном управлении зависит от исторических, территориальных, демографических особенностей, присущих тому или иному государству, а также от особенностей правовых систем. Существование современной смешанной модели организации местного самоуправления является результатом постепенного сближения, развития и преобразования некогда весьма различных муниципальных систем.

Одним из основных движущих факторов совершенствования моделей местного самоуправления является стремление к наиболее оптимальному сочетанию в организации власти на местах местного самоуправления, с определенным уровнем самостоятельности в решении вопросов муниципального значения, и государственного управления, обеспечивающего через контроль органов местного самоуправления защиту и максимальную реализацию интересов населения муниципалитета.

Правовые, организационные, экономические и территориальные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его реализации определены Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Полномочия органов местного самоуправления, в том числе в сфере управления имуществом, находящимся в муниципальной собственности, также определены указанным федеральным законом.

Органы местного самоуправления в Российской Федерации самостоятельно и под свою ответственность обеспечивают решение вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и местных особенностей территорий. Обязанностью органов государственной власти (федеральных и региональных) является оказание содействия населению в осуществлении их права на местное самоуправление, а также создание необходимых правовых, экономических и организационных условий для становления и совершенствования системы местного самоуправления в целом и деятельности по управлению муниципальной собственностью в частности.

Для совершенствования системы управления муниципальной собственностью в Краснодарском крае, мы предлагаем обратиться к механизму общественно-частного партнерства. Общественно-частное партнерство (Public-Private Partnership) представляет собой организационный и институциональный альянс между общественной властью и частным сектором в целях реализации социально значимых проектов в различных

сферах деятельности: от осуществления научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ до предоставления общественных услуг населению. Партнерства широко применяются в качестве инструмента планирования на уровне муниципалитетов, а также источника регионального и городского социально-экономического развития.

По состоянию на начало 2017 г. в Российской Федерации прошли стадию принятия решения о реализации 2446 проектов, предусматривающих привлечение частных инвестиций на принципах государственно-частного партнерства.

Среди проектов государственно-частного партнерства, прошедших стадию принятия решения о реализации:

- федерального уровня - 17 проектов;

- регионального уровня - 238 проектов;

- муниципального уровня - 2191 проект.

В свою очередь, проектов общественно-частного партнерства, прошедших стадию коммерческого закрытия (подписания соглашений, договоров) - 2183, в рамках которых совокупные инвестиционные обязательства (обязательства по финансированию создания, строительства, реконструкции) публичной и частной стороны составляют - 2,040 трлн

рублей, из них обязательства частных партнеров - 1,336 трлн рублей (65,4 %).

Анализируя опыт различных стран, можно сделать вывод, что одним из наиболее широко применяемых методов экономического и организационного обеспечения процессов развития и эффективного использования муниципального имущества является привлечение к финансированию и управлению объектами муниципальной собственности частного капитала на концессионной основе.

Концессионная деятельность осуществляется преимущественно в рамках партнерства государства и органов местного самоуправления, действующих в интересах общества, с одной стороны, и частного бизнеса - с другой, и оформляется в виде договора (соглашения) между указанными субъектами.

В настоящее время концессионные договоры между органами местного самоуправления и частным бизнесом в целях повышения эффективности управления объектами муниципальной собственности различного функционального назначения применяются более чем в ста странах мира, в том числе в Китае, Японии, Великобритании, США, Канаде, Италии, Франции, Германии, Бразилии, Республике Корея, Сингапуре, Малайзии, Польше, Венгрии и др.

Среди преимуществ концессионных соглашений можно выделить их долгосрочный и многоцелевой характер, что позволяет сторонам соглашения осуществлять стратегическое планирование своей деятельности, ориентированное на получение максимального эффекта (экономического или социального).

Стоит отметить, что потенциал использования общественно-частного партнерства на концессионной основе в Краснодарском крае достаточно высок, поскольку есть необходимость использования данной формы взаимоотношений общественной власти и частного бизнеса в секторе общественных услуг, в транспортной инфраструктуре, в сфере жилищно-коммунального хозяйства и т.д.

Как правило, инициатива установления партнерства с частным сектором исходит от органов местного самоуправления, представляющих интересы муниципального образования. Подобный интерес к взаимодействию с бизнесом в большинстве случаев вызван неспособностью партнерства между органами местного самоуправления и бизнесом именно концессионные соглашения исследователи выделяют как преобладающую и наиболее эффективную форму общественно-частного партнерства.

Среди основных направлений совершенствования процесса становления и развития концессионного механизма в Краснодарском крае можно выделить:

- разработку нормативных правовых актов на региональном и местном уровнях власти, направленных на развитие положений Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Эта законотворческая работа вполне по силам новому составу Законодательного собрания Краснодарского края;

- проведение анализа существующего законодательства, а также заключенных в отношении муниципальной собственности концессионных соглашений, с целью выявления возможных вариантов совершенствования существующей практики и формирования четких, оптимальных условий взаимоотношений между муниципалитетом и частным сектором, обеспечивающих в полной мере интересы обеих сторон;

- использование продуктивных инструментов зарубежной практики использования концессий (расширение сфер применений концессионных соглашений; обозначение в соглашениях помимо требуемых затрат желательных результатов, например, протяженности автомагистралей, трубопроводов, подлежащих ремонту, желательного уровня удовлетворенности населения качеством оказываемых услуг и т. д);

- организацию процесса подготовки специалистов органов государственной власти и местного самоуправления Краснодарского края для совершенствования практики заключения концессионных соглашений.

Мы полагаем, что развитие общественно-частного партнерства в виде концессионных соглашений поможет в значительной степени повысить эффективность управления муниципальным имуществом в муниципалитетах Краснодарского края.

В качестве стратегических приоритетов тут можно определить транспортную отрасль, а примером - МУП КТТУ.

Использованные источники:

1.Генкин Б.М. Экономика и социология труда: учебник для вузов. - М.: НОРМА, 2013. - 448 с.

2.Герчикова И.Н. Менеджмент. - М.:Юнити, 2016. - 294 с.

3.Гимазова Ю. Государственное и муниципальное управление.- М.: Юрайт, 2014. - 453 с.

4.Глухов В.В. Менеджмент. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 375 с.

5.Гончарова Т.В Структура системы информационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления по предоставлению муниципальных услуг / Т.В. Гончарова // Вестник государственного и муниципального управления. - 2013. - №4. - С. 155-163.

6.Горбова И.Н. Менеджмент и проектирование малых предприятий: общий подход / И.Н. Горбова // Вестник государственного и муниципального управления. - 2013. - №3. - С. 84-89.

7.Гребенюк Г. Информационные аспекты управления муниципальным хозяйством / Г. Гребенюк, Н. Лубков, С. Никишов. - М.: Ленанд, 2012. - 320 с.

8.Дубейковский В.А. О туристической привлекательности российских городов или Как турист попадает в город? / В.А. Дубейковский // Практика муниципального управления. - 2014. - №6. - С. 19-29.

Джалолова Е. Д. магистрант

кафедра «Уголовно-правовые дисциплины»

юридический институт Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

Россия. г Владимир К ВОПРОСУ ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВАНДАЛИЗМ В РОССИИ Аннотация: Подробное рассмотрение теоретической классификации проявления и мотивов вандализма. Исследование причин скудности правоприменительной практики по ст.214 УК РФ.

Ключевые слова: уголовный кодекс, вандализм, классификация мотивов вандализма, типология, смежные преступления.

Djalolova E. D. undergraduate Department of "Criminal law disciplines"

law Institute

Vladimir state University named after Alexander Grigorievich and Nikolai

Grigorievich Stoletovs Russia. g Vladimir

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.