Научная статья на тему 'Концессионные соглашения в муниципальном праве'

Концессионные соглашения в муниципальном праве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
769
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНЦЕССИОННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ЧАСТНОЕ И ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО / ВОПРОСЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ / ИНВЕСТИЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ТРАГЕДИЯ ОБЩИН / Э. ОСТРОМ / ВИХОРЕВКА / ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ / CONCESSION AGREEMENTS / MUNICIPAL LAW / INVESTMENT LEGISLATION / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / VOLUNTARY AGREEMENTS / PUBLIC AND PRIVATE LAW / LOCAL ISSUES / TRAGEDY OF THE COMMONS / E. OSTROM / VIKHOREVKA / IRKUTSK REGION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шишкин Сергей Иванович, Лаврик Максим Алексеевич

В современном российском и зарубежном научном дискурсе и политико-правовой практике вопросы эффективного и рационального использования ресурсов и инфраструктуры являются одними из ключевых, с приданием особой роли в их решении местным сообществам. Постановка проблемы и варианты ее решения посредством использования потенциала местного самоуправления заложены, в частности, в работах Г. Хардина и Э. Остром. В 60-е гг. ХХ в. Г. Хардин ввел в научный дискурс ставшую классической «трагедию общин», заключающуюся в конечности ресурсов при неограниченном стремлении к их использованию и росте населения. Лауреат Нобелевской премии по экономике за 2009 г. Э. Остром в качестве варианта решения проблемы указывала на особую роль местных сообществ в вопросах эффективного и рационального использования местных ресурсов и инфраструктуры. В настоящей статье рассматривается один из правовых институтов, который может использоваться при оформлении отношений по реализации органами местного самоуправления вопросов управления ресурсами и инфраструктурой, концессионные соглашения. В статье обозначаются ключевые характеристики этого института применительно к муниципальным отношениям и делаются выводы относительного его использования в практике. Сначала раскрывается понятие концессионных соглашений, далее приводится историческая справка и обозначается современное состояние вопроса, после чего раскрывается специфика концессии применительно к муниципальным правоотношениям, рассматривается вопрос о правовой природе концессионных соглашений, затронут один из значимых для заявленной темы примеров дело о концессионном соглашении в Вихоревке Иркутской области, после чего даны некоторые общие выводы и предложения по совершенствованию правового регулирования. По мнению авторов статьи, концессионные соглашения как таковые являются прогрессивной практикой территориального развития и универсальной формой агрегирования разносторонних интересов государства, муниципалитета, бизнеса и населения, несмотря на отдельные эксцессы правоприменительной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концессионные соглашения в муниципальном праве»

УДК 342.25

КОНЦЕССИОННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ПРАВЕ

© Шишкин С. И.1, Лаврик М. А.2, 2018

1 Иркутский государственный университет, г. Иркутск

2 Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, г. Санкт-Петербург

В современном российском и зарубежном научном дискурсе и политико-правовой практике вопросы эффективного и рационального использования ресурсов и инфраструктуры являются одними из ключевых, с приданием особой роли в их решении местным сообществам. Постановка проблемы и варианты ее решения посредством использования потенциала местного самоуправления заложены, в частности, в работах Г. Хардина и Э. Остром. В 60-е гг. ХХ в. Г. Хардин ввел в научный дискурс ставшую классической «трагедию общин», заключающуюся в конечности ресурсов при неограниченном стремлении к их использованию и росте населения. Лауреат Нобелевской премии по экономике за 2009 г. Э. Остром в качестве варианта решения проблемы указывала на особую роль местных сообществ в вопросах эффективного и рационального использования местных ресурсов и инфраструктуры. В настоящей статье рассматривается один из правовых институтов, который может использоваться при оформлении отношений по реализации органами местного самоуправления вопросов управления ресурсами и инфраструктурой, - концессионные соглашения. В статье обозначаются ключевые характеристики этого института применительно к муниципальным отношениям и делаются выводы относительного его использования в практике. Сначала раскрывается понятие концессионных соглашений, далее приводится историческая справка и обозначается современное состояние вопроса, после чего раскрывается специфика концессии применительно к муниципальным правоотношениям, рассматривается вопрос о правовой природе концессионных соглашений, затронут один из значимых для заявленной темы примеров - дело о концессионном соглашении в Вихоревке Иркутской области, после чего даны некоторые общие выводы и предложения по совершенствованию правового регулирования. По мнению авторов статьи, концессионные соглашения как таковые являются прогрессивной практикой территориального развития и универсальной формой агрегирования разносторонних интересов государства, муниципалитета, бизнеса и населения, несмотря на отдельные эксцессы правоприменительной практики.

Ключевые слова: концессионные соглашения, муниципальное право, государственно-частное партнерство, частное и публичное право, вопросы местного значения, инвестиционное законодательство, трагедия общин, Э. Остром, Вихоревка, Иркутская область.

Введение

В 60-е гг. ХХ в. Г. Хардин ввел в научный дискурс ставшую классической «трагедию общин», заключающуюся в конечности ресурсов при неограниченном стремлении к их использованию и росте населения [1]. Лауреат Нобелевской премии по экономике за 2009 г. Э. Остром, подчеркивая невозможность единственного решения для любой глобальной проблемы, к которой относится и «трагедия общин», тем не менее указывала на особую роль, которая должна быть отведена местным сообществам в развитии их способности самоорганизоваться на пути к эффективному и рациональному использованию местных ресурсов и инфраструктуры. Создание эффективной системы местного самоуправления позволит не только поддерживать устойчивое развитие местной экономики и рост благосостояния населения, но и обеспечит сохранность, воспроизводство и улучшение для местных ресурсов и инфраструктуры, что, в конечном счете, позволит разрешить или предотвратить «трагедию общин» [2].

В настоящей статье будет рассмотрен один из правовых институтов, направленных на реализацию указанной идеи в хозяйственной и политико-правовой жизни общества, - институт концессионных соглашений в муниципальном праве, обозначены его ключевые характеристики, сущность, специфика в му-ниципально-правовом измерении, обозначены приоритетные, по мнению авторов статьи, направления в совершенствовании законодательства и правоприменительной практики в рассматриваемой сфере.

Сначала будет раскрыто понятие концессионных соглашений, далее дана историческая справка и проиллюстрировано современное состояние вопроса, после чего будет обозначена специфика концессии применительно к муниципальным правоотношениям, рассмотрен вопрос о правовой природе концессионных соглашений, затронут один из значимых для заявленной темы примеров - дело о концессионном соглашении в Вихоревке Иркутской области, после чего даны некоторые общие вы-

воды и предложения по совершенствованию правового регулирования.

1. Понятие концессионного соглашения

Концессионные соглашения (термин «концессия» от лат. concessio - уступка, пожалование, дарование [3]) - широко используемая форма государственно-частного партнерства, при которой частному сектору передаются отдельные публичные функции, взамен на инвестиции. Концессионные проекты подразумевают обязательства бизнеса по строительству или реконструкции общественно значимого объекта или объекта, находящегося в монопольном публичном использовании с последующим обеспечением его качественного функционирования в течение установленного срока.

Вопросы, связанные с концессионными соглашениями, в России регулируются Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» [4] (далее -Закон № 115-ФЗ), цель принятия которого является двойственной: привлечь инвестиции и повысить качество производимых товаров, оказываемых услуг и выполняемых работ (ст. 1 Закона № 115-ФЗ).

Согласно ст. 3 указанного Закона, по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а конце-дент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, право владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

2. История и современное состояние вопроса

Исторически изначально концессия даже не облекалась в договорную форму, а представляла собой акт пожалования публично-властным субъектом определенной сферы, считающейся его прерогативой, частным лицам.

В российской истории предшественниками современной концессии считались системы кормлений и откупов, а одними из первых концессионеров в современном понимании этого слова - новгородские купцы Строгановы. В XVIII в. в концессию передавалось горное и со-

ляное дело («горная свобода» была прекращена Екатериной II из-за «нерадивости, небрежности и невежества горнозаводчиков»), а в XIX в. механизм концессии использовался в развитии сети железных дорог [5].

Концессионные соглашения в отношении железных дорог были одной из широко используемых форм внедрения держав в XIX в. в Китай. В 1895 г. заключается первое концессионное соглашение с Францией, через год - с Российской империей. Борьба сильных государств того времени за Китай сопровождалась заключением весьма агрессивных по отношению к осваиваемой территории соглашений, которые оставляли за иностранными концессионерами значительные свободы и ограничивали местное население в доступе к благам, образуемым в результате концессионного развития [6].

До 30-х гг. ХХ в. концессионные соглашения использовались в Советском Союзе, однако усиление публичных начал вытеснило инвесторов [7].

Во второй половине ХХ в. стали популярны концессионные соглашения развивающихся государств с западными концессионерами. Вместе с тем значительная часть соглашений была пересмотрена или расторгнута вследствие протестов местного населения против иностранных инвесторов (например, соглашение, заключенное Правительством Боливии в 1999 г. с британской компанией о водоснабжении и санитарии, которое после протестов было расторгнуто с передачей соответствующих публичных функций муниципалитетам) [8].

В начале XXI в. интерес к концессионным соглашениям снова возрос. Так, одним из широко обсуждаемых в настоящее время случаев применения концессии для оздоровления экономики является реформирование портового комплекса Кипра. Европейские порты функционируют в рамках следующих традиций: муниципальное управление, характерное для портов Балтики и стран Северной Европы, централизованное управление портами во Франции и странах Средиземноморья и независимое управление в Великобритании и Ирландии. Централизованное управление в портах Кипра для повышения эффективности и коммерциализации было решено реформировать посредством заключения концессионных соглашений (как с единым концессионером для порта, так и посредством заключения множественных концессионных соглашений в отношении различных терминалов порта). В настоящее время обсуждается вопрос заключения концессионных соглашений в отношении крупнейшего порта страны - порта Лимасола [9].

«Стабильно острая проблема дефицита инвестиций» [10] в экономике Российской Федерации и необходимость модернизации также активизировали интерес к рассматриваемой конструкции в нашей стране, что было выражено в принятии упоминавшегося выше Закона № 115-ФЗ.

Объекты концессионных соглашений перечислены в ст. 4 Закона № 115-ФЗ. К ним, в частности, отнесены автомобильные дороги, объекты железнодорожной инфраструктуры, порты, объекты по производству, передаче и распределению электроэнергии и прочие общественно значимые объекты. При этом целевое назначение объекта в период концессии изменению не подлежит (ч. 5 ст. 3 Закона № 115-ФЗ).

На момент заключения соглашения рассматриваемое недвижимое (или недвижимое совместно с движимым) имущество должно, по общему правилу, находиться у концедента на праве собственности (ч. 4 ст. 3 Закона № 115-ФЗ). При этом продукция и доходы, получаемые концессионером в период концессии от владения и пользования объектом концессии, уже являются собственностью концессионера (ч. 7 ст. 3 Закона № 115-ФЗ). Сам же факт владения и пользования объектом концессионного договора подлежит регистрации как обременение (ч. 15 ст. 3 Закона № 115-ФЗ).

Концессионное соглашение вбирает в себя элементы различных договоров, и в этой связи к возникающим правоотношениям применяются положения гражданского права, относящиеся к соответствующим элементам соглашения (ч. 2 ст. 3 Закона № 115-ФЗ).

3. Концессия и муниципальные отношения

Организация современной экономики на муниципальном уровне приводит к поиску новых правовых моделей, приемов и способов, способных выстроить симбиоз управленческих эффектов социально-экономического развития отдельных территорий. Такое включение правовых форм, относящихся не к муниципальному праву, а к иным отраслям права практика регионального развития знает давно, например с советского времени. К примеру, использование административных договоров в советском строительстве, горизонтальная координация в системе местных Советов народных депутатов. Межотраслевое агрегирование правовой среды представляется, с одной стороны, лучшими практиками, а с другой - явлением, происходящим не от хорошей жизни. Условия хронического дефицита местных бюджетов диктуют поиск со стороны органов местного самоуправления ресурсов в бизнес-среде, в частном секто-

ре, в банковской системе. Актуализация поиска денежных средств для строительства территориальной инфраструктуры вызвала к жизни практику муниципально-частного партнерства и заключения концессионных соглашений.

Концессионное соглашение выступает перспективной формой сотрудничества администрации муниципального образования с представителями делового сообщества с целью развития инфраструктурных проектов. Это относительно новая форма объединения разных сегментов экономической жизни муниципалитета.

Связка же концессии с муниципальным правом обеспечивается как посредством конституционных установлений, так и законодательством о местном самоуправлении. Так, согласно ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации [11], владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью осуществляется населением посредством местного самоуправления. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью (ч. 1 ст. 132 Конституции).

В соответствии с ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [12], органы местного самоуправления могут передавать во временное или постоянное пользование, отчуждать или совершать иные сделки с муниципальным имуществом согласно нормам действующего правового регулирования.

Интерес к правовой конструкции концессионных соглашений обусловлен несколькими обстоятельствами: муниципалитеты испытывают нехватку средств, бизнес ищет точки выгодного инвестирования, государство заинтересовано в эффективном администрировании публичной сферы, население - в комфортной инфраструктуре. В то же время процесс интеграции заинтересованных сторон сопряжен с известными рисками. Определение и анализ возможных рисков, а также способы их минимизации являются существенным условием для получения финансирования. Банки, кредитно-финансовые учреждения и иные спонсоры проекта без всестороннего рассмотрения рисков могут отказать в предоставлении денежных средств. Данный аспект является первостепенным для муниципальных властей, желающих развивать на территории своего муниципального образования инвестиционные проекты, так как частные инвесторы при оценке рисков будут требовать детального анализа всех возможных рисков, способов их снижения,

а также механизма распределения рисков между участниками концессионного соглашения.

Привлекает к себе внимание процесс заключения концессионных соглашений муниципальными чиновниками. Дело в том, что наиболее распространенной практикой в сфере местного самоуправления является договор аренды муниципального имущества. Этот вид договора стал классическим институтом взаимодействия публичного и частного интереса. В то же время концессия отличается долгосрочностью и стабильностью установления отношений между властями и капиталом. Концессионный договор имеет существенное преимущество перед договором аренды, заключающееся в различии целей. Основной целью концессионных соглашений является привлечение инвестиций для модернизации эксплуатации имеющегося и строительства нового муниципального имущества, с обязательным условием улучшения свойств концессионного объекта в соответствии с условием его целевого использования. А договор аренды подразумевает передачу имущества во временное пользование. Арендатор заинтересован в имуществе, но не может его приобрести, а основная цель арендодателя - это извлечение прибыли из передачи имущества во временное пользование другому лицу. Арендный договор может включать в себя условия по улучшению арендатором арендованного имущества, но полноценный инвестиционный проект может быть реализован только в форме концессии.

Преимущества использования механизма концессии состоят в следующем:

1) для муниципальных органов:

- уменьшение финансовой нагрузки при реализации проектов и приток средств в приоритетные отрасли экономики, в которых частный капитал не участвовал либо присутствовал в минимальном объеме;

- повышение уровня конкуренции;

- возможность заключения концессионных соглашений по отдельным объектам и предприятиям в целом, что позволяет привлечь внимание потенциальных инвесторов;

- переход (после истечения срока договора) в муниципалитет имущества и оборудования;

- решение проблем инфраструктуры, энергетики, ЖКХ и прочих системных проблем развития территории;

- разделение рисков между концессионером и концедентом;

- альтернатива процессу приватизации объектов муниципальной собственности;

- результаты действия концессионных соглашений значительно повышают инвести-

ционную привлекательность муниципальной территории;

2) для инвесторов:

- доступность к государственной сфере и области публичной деятельности;

- исключительный характер прав, предоставляемых муниципалитетом инвестору;

- недопуск третьих лиц в концессионную сферу;

- возможность долговременного размещения инвестиций под гарантии органов местного самоуправления.

Для дальнейшей интенсификации потенциально позитивных для муниципалитетов и инвесторов характеристик концессионных соглашений важно определиться с правовой природой таких соглашений, исходя из которой строить дальнейшее совершенствование законодательства и правоприменительной практики.

4. Правовая природа концессионных соглашений

Специфика концессионных соглашений заключается в сочетании публичных и частных начал, при этом данное сочетание является многогранным и обусловлено как дискуссиями об отраслевой принадлежности данного явления, так и ракурсом изучения темы. В настоящем разделе статьи рассмотрим специфику правовой природы концессионных соглашений с учетом особенностей, возникающих при интеграции этой конструкции в муниципаль-но-правовую жизнь.

В процессе выделения отраслей законодательства важна цель, которая объединяет совокупность норм, образующих отрасль. Так, по мнению Н. Г. Дорониной и Н. Г. Семилютиной, именно защита прав инвесторов является системообразующей целью норм инвестиционного законодательства. Инвестиционное законодательство состоит, по мнению указанных авторов, из административных норм, определяющих режим для инвесторов, и норм гражданского законодательства, к которому относятся, в частности, и нормы о концессионных соглашениях. При этом необходимость защиты прав инвесторов сближает дискуссию о концессионных соглашениях с вопросами прав человека [13].

Несмотря на отнесение концессионных соглашений к вопросам гражданского права, о чем, в частности, говорится в ч. 2 ст. 3 Закона № 115-ФЗ о применении соответствующих положений гражданского законодательства к отдельным элементам концессионного соглашения, в науке подчеркиваются публично-правовые элементы рассматриваемой конструкции.

Так, по мнению Ю. С. Холодковой, публично-правовые признаки концессионных соглашений выражаются в инициировании заключения соглашения со стороны публичного субъекта, наличии публичного интереса, включении в текст соглашения публично-правовых элементов, наличии у концедента административных полномочий при реализации документа. Вместе с тем, поскольку, по мнению указанного исследователя, правовая природа документа определяется его содержанием, а не, например, процедурой заключения, то концессионные соглашения в итоге следует отнести к явлениям с гражданско-правовой природой [14].

По мнению исследователя Йельской школы права Н. Миранды, именно восприятие концессионных соглашений как сугубо частноправовых явлений привело к их неэффективности, существенной модификации или расторжению в случаях заключения таких соглашений между правительствами развивающихся стран и иностранными инвесторами. Закрытость в выборе контрагента, отсутствие демократичных процедур в процессе согласования положений соглашений и их заключения явились основными причинами в отказе местного населения признавать легитимность таких документов. В этой связи, по мнению исследователя, следует осуществить смещение в восприятии этого явления из области частного права в такое понимание, при котором концессионное соглашение воспринимается как инструмент публичной политики [15].

На необходимость реформирования механизма заключения соглашений в сторону большей демократизации этого процесса и синхронизации с законодательством о контрактной системе закупок для государственных и муниципальных нужд указывается и в отечественной правовой науке [16].

Вместе с тем крен в сторону публично-правовых начал не должен подорвать интерес бизнеса в этой конструкции. Как было отмечено, усиление публичности привело к искоренению данного механизма в 30-е гг. ХХ в. в СССР, а недостаточная защищенность инвесторов приводит к тому, что несмотря на существование Закона № 115-ФЗ, концессия в полную силу не работает, соглашения заключаются неактивно, что требует дальнейшей балансировки между частными и публичными началами в вопросах правового регулирования концессионных соглашений [17].

Исходя из изложенного, однозначное отнесение рассматриваемой конструкции к категории частного права, что вполне логично на первый взгляд, не представляется возможным,

проработка публично-правовой составляющей также нуждается в дальнейшем осмыслении и развитии. Применительно к муниципальному праву целесообразно рассмотрение вопросов о том, каким образом заключение концессионного соглашения способствует решению вопросов местного значения. Приведенный ниже пример иллюстрирует данную позицию.

5. Дело о концессионном соглашении в Вихоревке Иркутской области

В Иркутской области широко стало известно действие концессионного соглашения по модернизации и эксплуатации тепловой станции в г. Вихоревке Братского района. В результате был «разморожен» город, губернатор вынужден был отстранить от должности мэра города, областной бюджет понес потери, исчисляемые многими десятками миллионов рублей. Притом что в содержании договора была заложена ключевая норма о том, что концессионер не производит инвестиции в первые 5 лет своей хозяйственной деятельности на объекте. С огромными трудностями удалось не с первой попытки расторгнуть концессионное соглашение в Арбитражном суде Иркутской области. Решение арбитражного суда первой инстанции о расторжении соглашения было оставлено в силе судом апелляционной инстанции [18].

Основу арбитражных споров и спора отстраненного главы города с отстранившим его от должности губернатором области образовало концессионное соглашение, заключенное администрацией Вихоревского городского поселения Иркутской области и ООО «Тепловые сети», согласно которому ООО «Тепловые сети» приняло на себя обязательства по теплоснабжению населения.

В результате ненадлежащего исполнения концессионером своих обязательств и сбоев в теплоснабжении было вынесено решение Братского районного суда Иркутской области от 29 декабря 2016 г., неисполнение которого послужило основанием для издания губернатором области распоряжения от 5 мая 2017 г. № 61р «Об отстранении от должности главы Вихорев-ского муниципального образования» [19].

Не согласившись с указанным распоряжением, отстраненный глава муниципального образования обратился в суд, указав, что ответственным за отопительный сезон и исполнение вышеуказанного решения Братского районного суда является администрация муниципального образования, а не он лично, меры по восстановлению ситуации предпринимались (в частности, в суд было подано заявление о расторжении концессионного соглашения), была

нарушена форма издания документа, которым он был отстранен от должности, и имелись иные нарушения. Однако как Иркутский областной, так и Верховный Суды посчитали, что вмешательство губернатора в ситуацию было обоснованным и не являлось чрезмерным, поскольку касалось жизни людей, проживающих и трудящихся в экстремальных природных условиях Севера, а действия главы муниципального образования не смогли привести к решению вопросов местного значения, оказались неэффективными и формальными [20].

Указанное дело, в котором неисполнение концессионером своих обязательств перед кон-цедентом привело к отстранению главы муниципального образования от публично-правовой должности, наглядно свидетельствует о наличии особой правовой природы концессионных соглашений для муниципального права и недостаточности ограничения при анализе таких соглашений только нормами гражданского права.

Выводы

В современном российском и зарубежном научном дискурсе и политико-правовой практике вопросы эффективного и рационального использования ресурсов и инфраструктуры являются одними из ключевых, с приданием особой роли в их решении местным сообществам.

В этой связи изучение концессионных соглашений в разрезе муниципального права представляется актуальным. Развитие практики использования концессионных соглашений в муниципальном управлении видится в изучении всех сторон применения данной правовой формы, с учетом как частноправовых, так и публично-правовых ее начал в каждом конкретном муниципалитете. Кроме того, необходимо анализировать всю совокупность действующих законов рубрик «муниципально-частное партнерство» и «приватизация муниципального имущества». Особенно важно изучение судебной практики на предмет как защиты прав инвесторов, так и эффективности концессии в решении вопросов местного значения.

При этом отдельные эксцессы правоприменительной практики не должны поколебать уверенность в том, что концессионные соглашения как таковые являются прогрессивной практикой территориального развития и универсальной формой агрегирования разносторонних интересов государства, муниципалитета, бизнеса и населения. Ш

1. Hardin G. The Tragedy of the Commons // Science. New Series. 1968. N 162 (3859). P. 1243-1248.

2. См., например: Ostrom Е. Governing the Commons. The evolution of institutions for collective action. Cambridge, 1990. 320 p.

3. Салогуб Я. Л. Особенности концессионных соглашений, заключенных Китаем с «великими державами» в конце XIX века // Вестн. Волж. ун-та им. В. Н. Татищева. 2016. Т. 1. № 2. C. 13.

4. О концессионных соглашениях: федер. закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Рос. газ. 2005. № 161.

5. Салогуб Я. Л. Указ. соч. С. 14.

6. Там же. С. 14-19.

7. Раднаев Б. В. Некоторые проблемы применения закона о концессионных соглашениях // Вестн. СПбГУ. Сер. 14. 2014. Вып. 1. С. 62-69.

8. Miranda N. Concession Agreements: From Private Contracts to Public Policy // The Yale Law Journal. 2007. N 117. P. 510.

9. Panayides P. M., Lambertides N., Andreou C. Reforming public port authorities through multiple concession agreements: The case of Cyprus // Research in Transportation Business & Management. 2017. N 22. P. 58-66.

10. Раднаев Б. В. Указ. соч. С. 62-69.

11. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 // Собр. законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

12. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федер. закон от 6 окт. 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 05.12.2017) // Рос. газ. 2003. 8 окт. № 202.

13. Доронина Н. Г., Семилютина Н. Г. Проблемы и пути развития российского инвестиционного законодательства // Журн. рос. права. 2015. № 6. С. 5-14.

14. Холодкова Ю. С. Понятие и правовая природа концессионных соглашений // Вестн. Том. гос. ун-та. 2016. № 405. С. 184-189.

15. Miranda N. Ibid. P. 510-549.

16. Доронина Н. Г., Семилютина Н. Г. Указ. соч. С. 8-14.

17. Раднаев Б. В. Указ.соч. С. 62-69.

18. Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 окт. 2017 г. № 04АП-4224/2017 по делу № А19-554/2017 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: справочная правовая система.

19. Об отстранении от должности главы Вихоревского муниципального образования : распоряжение губернатора Иркут. обл. от 5 мая 2017 г. № 61р // Областная. 2017. № 49.

20. Апелляционное определение Верхов. Суда РФ от 12.07.2017 № 66-АПГ17-26 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: справочная правовая система.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Конституция Российской Федерации: принята все-нар. голосованием 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.

Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федер. закон от 6 окт. 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 05.12.2017) // Рос. газ. -2003. - № 202.

О концессионных соглашениях : федер. закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Рос. газ. -2005. -№ 161.

Об отстранении от должности главы Вихоревского муниципального образования : распоряжение губернатора Иркут. обл. от 5 мая 2017 г. № 61р // Областная. -2017. - № 49.

Апелляционное определение Верхов. Суда РФ от 12 июля 2017 г. № 66-АПГ17-26 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: справочная правовая система.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 окт. 2017 г. № 04АП-4224/2017 по делу № А19-554/2017 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: справочная правовая система.

Доронина Н. Г. Проблемы и пути развития российского инвестиционного законодательства / Н. Г. Доронина, Н. Г. Семилютина // Журн. рос. права. - 2015. - № 6. -С. 5-14.

Раднаев Б. В. Некоторые проблемы применения закона о концессионных соглашениях // Вестн. СПбГУ. Сер. 14. - 2014. - Вып. 1. - С. 62-69.

Салогуб Я. Л. Особенности концессионных соглашений, заключенных Китаем с «великими державами» в конце XIX века // Вестн. Волж. ун-та им. В. Н. Татищева. -2016. - Т. 1, № 2. - C. 13-19.

Холодкова Ю. С. Понятие и правовая природа концессионных соглашений // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2016. -№ 405. - С. 184-189.

Hardin G. The Tragedy of the Commons // Science. New Series. - 1968. - N 162 (3859). - P. 1243-1248.

Miranda N. Concession Agreements: From Private Contracts to Public Policy // The Yale Law Journal. - 2007. -N 117. - P. 510-549.

Ostrom Е. Governing the Commons. The evolution of institutions for collective action / E. Ostrom. - Cambridge : Cambridge University Press, 1990. - 320 p.

Panayides P. M. Reforming public port authorities through multiple concession agreements: The case of Cyprus / P. M. Panayides, N. Lambertides, C. Andreou // Research in Transportation Business & Management. - 2017. - N 22. -P. 58-66.

REFERENCES

Konstituciya Rossijskoj Federacii: prinyata vsenarodnym golosovaniem 12 dek. 1993 (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 no. 2-FKZ, ot 21.07.2014 № 11-FKZ). Sobranie zakonodatel'stva RF, 2014, no. 31, article 4398. (in Russian)

Ob obshchih principah organizacii mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii: feder. zakon ot 06.10.2003 no. 131-FZ (red. ot 05.12.2017). Ros. gaz, 2003, no. 202. (in Russian)

O koncessionnyh soglasheniyah: feder. zakon ot 21.07.2005 no. 115-FZ (red. ot 29.07.2017). Ros. gaz, 2005, no. 161. (in Russian)

Ob otstranenii ot dolzhnosti glavy Vihorevskogo municipal'nogo obrazovaniya: rasporyazhenie Gubernatora Irkutskoj oblasti ot 05.05.2017 no. 61r. Oblastnaya, 2017, no. 49. (in Russian)

Apellyacionnoe opredelenie Verhovnogo Suda RF ot 12.07.2017 no. 66-APG17-26. Konsul'tantPlyus [Elektronnyj resurs]. Spravochnaya pravovaya sistema. (in Russian)

Postanovlenie Chetvertogo arbitrazhnogo apellyacionnogo suda ot 18.10.2017 no. 04AP-4224/2017 po delu no. A19-554/2017. Konsul'tantPlyus [Elektronnyj resurs]. Spravochnaya pravovaya sistema. (in Russian)

Doronina N.G., Semilyutina N.G. Problemy i puti razvitiya rossijskogo investicionnogo zakonodatel'stva. Zhurnal rossijskogo prava, 2015, no. 6, pp. 5-14. (in Russian)

Radnaev B.V. Nekotorye problemy primeneniya zakona o koncessionnyh soglasheniyah. Vestnik SPbGU, Ser. 14, 2014, Is. 1, pp. 62-69. (in Russian)

Salogub Y.L. Osobennosti koncessionnyh soglashenij, zaklyuchennyh Kitaem s «velikimi derzhavami» v konce XIX veka. Vestnik Volzhskogo universiteta imeni V.N. Tatishcheva, 2016, Vol. 1, no. 2, pp. 13-19. (in Russian)

Holodkova Y.S. Ponyatie i pravovaya priroda koncessionnyh soglashenij. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 2016, no. 405, pp. 184-189. (in Russian)

Hardin G. The Tragedy of the Commons. Science. New Series. 1968. N 162 (3859). P. 1243-1248.

Miranda N. Concession Agreements: From Private Contracts to Public Policy. The Yale Law Journal. 2007. N 117. P. 510-549.

Ostrom E. Governing the Commons. The evolution of institutions for collective action. Cambridge, Cambridge University Press, 1990, 320 p.

Panayides P.M., Lambertides N., Andreou C. Reforming public port authorities through multiple concession agreements: The case of Cyprus. Research in Transportation Business & Management, 2017, N 22, P. 58-66.

Concession Agreements in Municipal Law

© Shishkin S. I., Lavrik M. A., 2018

In modern discourse, the efficient and rational use of resources and infrastructure and the role of local communities in it are among the key issues. In the 60s of the XX century, G. Hardin introduced into scientific discourse the classic "tragedy of the commons" concerning the finite character of the resources, the population growth and the unlimited desire of people for the use of resources. The winner of the Nobel Prize in Economics in 2009, E. Ostrom, believed that local communities had their potential in the efficient and rational use of local resources and infrastructure as one of the solutions of the "tragedy of the commons". This article describes one of the legal institutions that one can use in the process of framing of relationships on local resources and infrastructure management - concession agreements. The authors outline the key characteristics of this institution and draw conclusions from the practice of its implementation. First, the article outlines the concept of concession agreements, gives the reference to the history of the issue and indicates its current status. Next section of the article illustrates the specificity of the concession agreements with a reference to municipal legal relations. Then, the article discusses the issues of the legal nature of the concession agreements, in particular mentioning the Vikhorevka case in the Irkutsk region. The article wraps up by some general conclusions and proposals for improving the legal regulation. The authors claim that concession agreements are the promising practice despite some excesses of their implementation.

Key words: concession agreements, municipal law, investment legislation, public-private partnership, voluntary agreements, public and private law, local issues, tragedy of the commons, E. Ostrom, Vikhorevka, Irkutsk region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.