Научная статья на тему 'Концертный русский народный оркестр «Виртуозы Кубани»: история становления и специфика творческого облика'

Концертный русский народный оркестр «Виртуозы Кубани»: история становления и специфика творческого облика Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
260
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
народное инструментальное исполнительство / А.Я. Винокур / русский народный оркестр «Виртуозы Кубани» / музыкальная культура Кубани / краснодарская филармония / folk instrumental performance / Anatoly Vinokur / Virtuosi of the Kuban Russian folk orchestra / musical culture of Kuban / Krasnodar Philharmonic

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бабенко Е.В., Коваленко А.П.

Статья посвящена русскому народному оркестру «Виртуозы Кубани». Это первая попытка научного осмысления творческой деятельности коллектива. Авторы обращаются к истории возникновения оркестра. В связи с этим упоминаются интересные факты – от выбора названия коллектива, решения организационных проблем до первых репетиций и выступлений оркестра. Характеризуя творческий облик коллектива, авторы рассматривают некоторые черты исполнительского стиля. При этом затрагивается специфика репертуара оркестра, отмечается роль визуального компонента, уточняется содержание статуса коллектива, обозначенного как «концертный».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Concert Russian Folk Orchestra Virtuosi of the Kuban: The Formation History and Creative Image Specifics

The article is devoted to the Russian folk orchestra Virtuosi of the Kuban, widely known in Krasnodar Krai and beyond. The publication is the first attempt at a scientific understanding of the activities of the creative team. The authors turn to the history of the emergence of the eminent orchestra, note the characteristic features of its creative “face”. In this regard, interesting facts related to the formation of the orchestra are mentioned. Among the latter are the history of choosing the name of the orchestra – Virtuosi, which is obliging in many respects, first rehearsals, as well as the successful, bright start of concert activity. Describing the creative image of the collective, the authors refer to the reviews of outstanding domestic performers, creative cooperation with whom began from the moment of the formation of the orchestra. The statements of well-known vocalists who have performed with the orchestra in different years – Zurab Sotkilava, Artur Eisen, Iosif Kobzon – are given. The article emphasizes the role of Virtuosi of the Kuban in the development of the musical culture of the region. In particular, the collaboration of the collective with the Kuban composers is noted, the result of which was the creation of a number of original works for the orchestra of folk instruments. Proceeding from the possibility of extending the concept of style to the performing collective, the authors note a number of stylistic features of the collective. Along with an extensive repertoire, the “singing” orchestra, which the collective is, stands out among the most important specific features. The distinctive features also include the appearance of the musicians, the manner of stage behavior, and the performing “energy” of the collective. The authors clarify the content of the concept “concert”, which is part of the name of the orchestra, touch upon the activities of ensembles created from the members of the orchestra team. Noting the wide stage geography, numerous awards of the collective, the ability to perform works of any complexity, the authors summarize the high performing status of the orchestra.

Текст научной работы на тему «Концертный русский народный оркестр «Виртуозы Кубани»: история становления и специфика творческого облика»

14. Kiseeva, E.V. & Kiseev, V.Yu. (2019) Spetsifika raboty s tekstami v rannikh operakh Tan Duna. K probleme obnovleniya opernogo zhanra v tvorchestve amerikanskikh kompozitorov na rubezhe XX-XXI vekov [Specifics of Working with Texts in Tan Dun's Early Operas. To the Problem of Updating the Opera Genre in the Works of American Composers at the Turn of the 21st Century]. Problemy muzykal'noy nauki. 4 (37). pp. 111-119.

15. Seregina, N.S. (2015) [Tan Dun's "Global Opera" "The First Emperor" and the Proto-Language of World Culture]. Iskusstvo, dizayn i sovremennoe obrazovanie [Art, Design and Modern Education]. Conference Proceedings. Ser. "Scientific Works of the WGSAI]. Moscow: Nauchnaya biblioteka. pp. 208-216. (In Russian).

16. Liu, B. (2014) Veristskiy stroy opernogo tvorchestva Tan Duna [The Verist System of Tan Dun's Opera Works]. Vestnik natsional'noy akademii podgotovki kadrov kul'tury i iskusstv. 3. pp. 170-175.

17. Suzuki, D.T. (2002-2005) Ocherki o dzen-buddizme. V trekh chastyakh [Essays on Zen Buddhism. In Three Parts]. St. Petersburg: Nauka.

18. Tao, H. (2020) Artistic Features and Philosophical Ideas in the Work of Tan Dun "Circle with Four Trios". Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv - Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts. 53. pp. 117-121. (In Russian).

19. Yunusova, V.N. (2012) Fenomen buddiyskoy meditatsii v traditsionnoy muzykal'noy kul'ture i vostochnom avangarde [The Phenomenon of Buddhist Meditation in Traditional Music Culture and the Eastern Avant-Garde]. Muzykovedenie. 5. pp. 27-33.

20. Rychkov, K.N. (2013) Muzyka v sovremennom kommercheskom kinematografe SShA: problemy istorii i teorii [Music in Modern Commercial Cinema of the USA: Problems of History and Theory]. Art History Cand. Diss. Moscow.

21. Shak, T.F. (2017) Muzyka v strukture mediateksta. Na materiale khudo-zhestvennogo i animatsionnogo kino [Music in the Structure of Media Text. On the Material of Feature and Animated Films]. St. Petersburg: Lan'; Planeta muzyki.

22. Chebunin, A.V. (2009) Istoriya proniknoveniya i stanovleniya buddizma v Kitae [The History of the Penetration and Formation of Buddhism in China]. Ulan-Ude: Poligraf.

23. Gudimova, S.A. (2017) Muzyka v kontekste kul'tury [Music in the Context of Culture]. Moscow: INION RAS.

24. Alyabyeva, A.G. (2011) O prirode kontinual'nykh i diskretnykh svoystv tembroformy [On the Nature of the Continual and Discrete Properties of Timbre Forms]. Kul 'turnaya zhizn' Yuga Rossii - Cultural Studies of Russian South. 4 (42). pp. 19-21.

УДК 78

DOI: 10.24412/2070-075Х-2021-2-39-47

Е.В. Бабенко, А.П. Коваленко

КОНЦЕРТНЫЙ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ОРКЕСТР «ВИРТУОЗЫ КУБАНИ»: ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И СПЕЦИФИКА ТВОРЧЕСКОГО ОБЛИКА

Статья посвящена русскому народному оркестру «Виртуозы Кубани». Это первая попытка научного осмысления творческой деятельности коллектива. Авторы обращаются к истории возникновения оркестра. В связи с этим упоминаются интересные факты - от выбора названия коллектива, решения организационных проблем до первых репетиций и выступлений оркестра. Характеризуя творческий облик коллектива, авторы рассматривают некоторые черты исполнительского стиля. При этом затрагивается специфика репертуара оркестра, отмечается роль визуального компонента, уточняется содержание статуса коллектива, обозначенного как «концертный».

Ключевые слова: народное инструментальное исполнительство, А.Я. Винокур, русский народный оркестр «Виртуозы Кубани», музыкальная культура Кубани, краснодарская филармония.

Государственный концертный русский народный оркестр «Виртуозы Кубани» широко известен профессионалам и любителям музыки, по праву принадлежит к прославленным исполнительским коллективам края. С первых дней существования оркестр завоевал любовь и почитание слушателей, прочно занял место в качестве яркой, неотъемлемой составляющей музыкальной жизни Краснодара и края.

За почти тридцатилетнюю творческую деятельность коллективом накоплен значительный исполнительский опыт, богатейший разнообразный репертуар. «Виртуозы Кубани» продолжают лучшие традиции старейших оркестров русских народных инструментов [1], заложенные еще в конце девятнадцатого века создателем Великорусского оркестра В.В. Андреевым. В XX столетии традиции народного оркестрового исполнительства были подхвачены такими ведущими коллективами, как оркестр имени Н.П. Осипова [2], оркестр Всероссийской Государственной телерадиокомпании имени Н.Н. Некрасова и рядом других именитых коллективов [3].

Значимость изучения исполнительского опыта, различных сторон творческой деятельности коллективов подобного уровня очевидна. Вместе с тем русский народный оркестр «Виртуозы Кубани» до настоящего времени не являлся объектом научного рассмотрения, чем обусловлена актуальность данной статьи. Целью настоящей публикации, наряду с освещением истории становления коллектива, является попытка выявления своеобразия творческого облика оркестра, осмысление его роли в развитии музыкальной культуры Кубани.

Оркестр «Виртуозы Кубани» имеет свое «творческое лицо», свой исполнительский стиль, который в полной мере отвечает названию коллектива. Художественный руководитель оркестра народный артист России Анатолий Яковлевич Винокур так вспоминает историю, связанную с названием оркестра: «Я поначалу отнесся к этому названию скептически, уж очень оно ко многому обязывало. И знаете, что меня убедило? Я представил себе человека, идущего по улице. Вот он увидел афишу: "Концерт оркестра русских народных инструментов", - прочитал и прошел мимо. А потом взгляд упал на другое название: "Виртуозы Кубани". А это что еще такое? Ну-ка, ну-ка, ничего себе, неужели прямо-таки виртуозы?! Мне нужно было, чтобы наш потенциальный слушатель удивился, возмутился настолько, чтобы пошел в кассу, купил билет и пришел на концерт. Нужно было его "зацепить"» [4. С. 14]. Если в период становления коллектива такое название вызывало дискуссии, споры, то сегодня бытующее в профессиональной среде, равно как и среди любителей музыки, ставшее привычным сокращенное название «Виртуозы» воспринимается как очередное подтверждение высокого профессионального мастерства коллектива.

Своим возникновением оркестр во многом обязан художественному руководителю А.Я. Винокуру, талантливому музыканту и организатору. Создание творческого коллектива, как известно, процесс «ответственный, трудоемкий» [5. С. 26]. В 1993 году -времени, с которого начинается отсчет деятельности оркестра, художественному руководителю пришлось решать не только творческие, организационные задачи (комплектование коллектива, инструментария, определение его художественно-творческого направления), но и финансовые вопросы.

Следует отметить, что экономически непростые для страны и культуры годы (рубеж восьмидесятых-девяностых годов) совпали с появлением на Кубани профессиональных творческих коллективов, ставших впоследствии «визитной карточкой» академической музыкальной культуры края: Краснодарский камерный хор [6], Кубанский симфонический оркестр, русский народный оркестр «Виртуозы Кубани». Во многом это явилось результатом поисков культурных и духовных ориентиров, естественным стрем-

лением противостоять нарастающей бездуховности, связанной с достаточно низким спросом на серьезное искусство. Рождение новых коллективов стало возможным благодаря деятельности ярких творческих личностей, энтузиастов, выдающихся музыкантов-сподвижников, к числу которых принадлежит А.Я. Винокур.

Ценные сведения об истории создания оркестра можно почерпнуть из интервью художественного руководителя коллектива, воспоминаний музыкантов-инструменталистов. Анатолий Яковлевич, говоря об оркестре, отмечает: «Это судьба, чудо, провидение, что в то время, когда все рушилось, мы создали коллектив» [7]. Вместе с тем успешному начинанию способствовало понимание значимости и важности появления профессионального оркестра народных инструментов: «Русская музыка на русских инструментах никого не оставляет равнодушным. Здесь играет роль генетика нашего слушателя, подсознание, корни, род...» [7].

Заслуженная артистка России Ольга Алексеевна Путина так вспоминает первые репетиции оркестра: «Мне запомнился день первой репетиции, словно это было вчера. 1-е октября, День Города, все люди гуляют, и у меня такое приподнятое настроение. Для народников этот день стал праздничным вдвойне. Мы расселись кто куда хотел, я скромно устроилась за последний пульт. Разобрали ноты и начали играть. Произведения дирижер приготовил довольно трудные. Символично, что первым из того, что заиграл оркестр, стала «Патриотическая песнь» М. И. Глинки, бывшая в то время официальным гимном России. Сразу с листа играть было непросто, но мы старались как могли, а Анатолий Яковлевич ходил между пультами и слушал. Среди произведений звучали еще «Полька-пиццикато» И. Штрауса и «Пляска скоморохов» П. Чайковского. После третьей репетиции он объявил, кому куда садиться. Меня усадил за первый пульт и назначил концертмейстером оркестра. С третьей репетиции и по сей день» [4. С. 13].

Вместе с тем работа, связанная с организацией творческого коллектива, началась за несколько месяцев до первой репетиции. У истоков формирования оркестра вместе с будущим художественным руководителем стояли настоящие сподвижники -директор Краснодарской филармонии Владимир Сергеевич Бурылев, предоставивший в здании филармонии репетиционное помещение1, директор оркестра (с 1993 по 2012) Ирина Константиновна Пигида, главной задачей которой было создание материальной базы коллектива.

Важнейшим условием на начальном этапе явилось создание оркестровой библиотеки. С первых дней (с 1993 по 2009 год) библиотека оркестра находилась в ведении исполнительницы коллектива Надежды Васильевны Давыдовой. С самого начала коллектив складывался как содружество увлеченных делом единомышленников, неслучайно в выборе библиотекаря оркестра художественный руководитель не ошибся - благодаря деятельности Н. В. Давыдовой каждый оркестрант знал, что на репетиции или концерте на его пульте будут стоять нужные партии в необходимом порядке.

В период становления коллектива проблемой являлась и необходимость копирования партий для каждого оркестранта. Поскольку множительная техника в те времена была редкостью, своего рода диковинкой, а у молодого оркестра такой техники не было, партии переписывались вручную [4]. Рукописные образцы, которые около тридцати лет назад исполнялись оркестром впервые, не только бережно сохранены, но до сих пор используются музыкантами в повседневной творческой практике.

С первых выступлений оркестр ярко заявил о себе: «Мы дали первый концерт -реакция ошеломительная.» [7], коллектив стал колоссально востребованным. С самого начала концертной деятельности началось творческое сотрудничество оркестра с выдающимися музыкантами России. Одним из первых исполнителей, концертирующих

1 Оркестр с первого дня и по настоящий момент существует при Краснодарской филармонии имени Г.Ф. Пономаренко.

с «Виртуозами Кубани», явился народный артист Советского Союза, лауреат Государственной премии Борис Тимофеевич Штоколов. Комментируя выступление коллектива с Б.Т. Штоколовым, художественный руководитель и дирижер оркестра отмечал следующее: «Мера ответственности была высочайшей. О том, что партии были досконально выучены, можно не говорить. Штоколов прекрасный певец, он свободно творит на сцене, создавая яркие образы, и если ему для этого надо отклониться от темпа, ускорить, замедлить, остановиться на продолжительной фермате - это его право, право солиста. Мы же должны быть настолько виртуозами, чтобы следовать за каждым движением его души, его голоса. Это нельзя отрепетировать, это требует от каждого музыканта максимальной концентрации, мгновенной реакции на непредвиденную ситуацию, тем более что до концерта не было ни одной репетиции с солистом» [4. С. 18].

Сегодня в творческом багаже оркестра гастроли с выдающимися певцами: Л.Г. Зыкиной, З.Л. Соткилавой, А.Б. Соловьяненко, А.А. Эйзеном, И.Д. Кобзоном,

A.П. Литвиненко. Оркестр неоднократно концертировал с известными мастерами-инструменталистами - А.А. Цыганковым, Н.Н. Шкребко, А.А. Горбачевым, Д.А. Царенко, Ю.В. Шишкиным. Постоянным творческим тандемом является концертная практика солистов Краснодарской филармонии и «Виртуозов Кубани».

Творческий облик коллектива невозможно достоверно представить без характеристик-впечатлений прославленных музыкантов-мастеров. «Я концертировал со многими народными коллективами - оркестром им. Н. Осипова, народным оркестром Российского радио и телевидения под управлением Н. Некрасова, «Московской балалайкой». А от выступления с «Виртуозами Кубани» я получил истинное удовольствие. Состав оркестра молодой и профессиональный, который еще скажет свое слово в народном искусстве» - отмечал Артур Эйзен [4. С. 19].

Высоко оценил мастерство краснодарских «Виртуозов» Зураб Соткилава: «Нужно отдать должное заслуженному деятелю искусств России, профессору Анатолию Винокуру, его великолепной дирижерской технике, тонкому вкусу музыканта и режиссера в одном лице. Это один из лучших оркестров и лучших дирижеров из всех, с кем мне приходилось работать» [4. С. 20].

Иосиф Кобзон неоднократно отмечал, что, наряду с Кубанским казачьим хором, творческий коллектив «Виртуозы Кубани» является визитной карточкой народной культуры края [4].

Обращаясь к деятельности коллектива, нельзя не подчеркнуть его роль в развитии музыкальной культуры Кубани. С начала своего существования оркестр являлся неоднократным участником фестивалей «Кубанская музыкальная весна», «Эоловы струны», существенно расширив и пополнив исполнительскую палитру творческих мероприятий. Возникновение оркестра в определенной мере явилось стимулом для композиторского творчества. Сегодня в репертуаре оркестра значительное место занимают сочинения кубанских композиторов. Это не только переложения, многочисленные вокальные аккомпанементы, но и оригинальные сочинения для оркестра русских народных инструментов. При этом большинство произведений таких кубанских авторов, как

B.М. Волченко2, В.А. Чернявский3, создано непосредственно с учетом исполнительского состава «Виртуозов Кубани». В свою очередь, обращаясь к музыке кубанских композиторов, оркестр вносит весомый вклад в популяризацию сочинений современных региональных композиторов.

Принимая во внимание возможность распространения понятия «стиль» не только на личность, но также на исполнительский коллектив [8], отметим что стиль «Виртуозов Кубани» характеризуется как академический, сочетающий классическую строгость, тонкую нюансировку с яркой самобытностью, широкой напевностью и тембровым многообразием [9].

2 Интервью А.П. Коваленко с В.М. Волченко от 30 марта 2021 года.

3 Интервью А.П. Коваленко с В.А. Чернявским от 30 марта 2021 года.

Существенное значение для осмысления исполнительского стиля коллектива, на наш взгляд, имеет определение «концертный». Входящее по замыслу художественного руководителя в название оркестра, данное понятие («концертный»), с одной стороны, подчеркивает род деятельности коллектива как активно концертирующего, с другой -отражает высокий исполнительский уровень, предполагающий серьезность и масштабность творческой деятельности коллектива4.

Неотъемлемой составляющей творческого почерка коллектива является обширный и многоплановый, разнообразный репертуар. Наряду с народной, классической музыкой, эстрадными и джазовыми сочинениями, киномузыкой, музыкальными произведениями, адресованными детской аудитории, в репертуар оркестра неизменно входят произведения современных композиторов, рассчитанные на восприятие искушенного слушателя. Важно отметить, что по мере накопления исполнительского опыта шло постепенное расширение и пополнение концертного репертуара «Виртуозов Кубани»: от несложной популярной музыки к сложнейшим произведениям современных авторов. С шедеврами мировой классической музыки («Ночь на лысой горе» М.П. Мусоргского, «Половецкие пляски» А.П. Бородина, увертюра к опере «Руслан и Людмила» М.И. Глинки) в репертуар коллектива вошли сочинения современных российских композиторов: А.П. Курченко (симфония № 2 в восьми клеймах (частях) для народного оркестра, хора, солистов и чтеца «Житие Сергия Радонежского»), В.Я. Пороцкого (сюита для голоса и народного оркестра «Кровавая свадьба»), А.Л. Репникова (Северная фреска «Острова» для оркестра и баяна).

Менялась и концепция самих концертных программ. Если первая программа включала ряд разнохарактерных произведений5, то в дальнейшем в репертуаре оркестра появилась серия выступлений, построенных по жанровому принципу: «Дивный вальс», «Русская симфония», «Концерт-увертюра», «Концерт-рапсодия», «Концерт-фантазия», «Блестящее каприччио». Отдельное направление в репертуаре занимают программы монографического типа, посвященные творчеству того или иного композитора, в том числе составленные из произведений таких авторов, как В.В. Андреев, Н.П. Будашкин, Г.Г. Шендерев, Г.В. Свиридов.

Настоящим украшением репертуара оркестра явились концертные программы «Ревизская сказка» (А.Г. Шнитке), «Картинки с выставки» (М.П. Мусоргский, инструментовка В. Бояшова). Интересный опыт взаимодействия культур нашел воплощение в совместном выступлении с корейскими музыкантами (в 2016 году), пополнившим репертуар «Виртуозов» народной корейской музыкой.

Важным направлением репертуарной политики оркестра являются абонементные концерты. При этом их большая часть предназначена для детей и юношества. Со времени первого сезона абонемента (в 1996-1997 годах) музыкантами оркестра было исполнено множество разнообразных программ: «Что за прелесть эта балалайка», «Русская сказка в литературе и музыке», «М. Лермонтов в музыке», «Ты, Кубань, ты наша Родина». Концерт «По странам и континентам» знакомил юных слушателей с музыкальным искусством итальянских, французских, американских и немецких композиторов. По-новому красочно и проникновенно в исполнении народных инструментов прозвучал цикл «Времена года» П.И. Чайковского в концертном выступлении с одноименным названием.

В серии абонементных концертов следует отметить ряд программ, объединенных названием «Популярная музыкальная энциклопедия для детей и взрослых». Основной целью абонемента стало стремление музыкантов представить взрослым и юным слу-

4 Интервью А.П. Коваленко с А.Я. Винокуром от 1 февраля 2021 года.

5 «Пляска скоморохов» из «Весенней сказки» П.И. Чайковского, сюита А.Л. Ларина «До третьих петухов», «Русский вальс» и «Концертная пьеса на тему русской народной песни «Выйду на улицу» В.Н. Городовской, полька «На охоте» и «Полька-пиццикато» И.Б. Штрауса.

шателям многокрасочную панораму музыкального искусства. Данный цикл выступлений, предполагающий исполнение музыкальных произведений согласно алфавитному порядку, открылся в 2015 году первым томом («от А до Б»), продолжался на протяжении нескольких сезонов и завершился исполнением заключительного тома в апреле 2021 года.

Обширный репертуар коллектива, на наш взгляд, продиктован не только исполнительским мастерством музыкантов, но и позицией художественного руководителя оркестра, по мнению которого «Виртуозы» должны играть всё - классику и джаз, популярную музыку и новые авангардные произведения. Вместе с тем анализ стилевого содержания репертуара позволяет отметить, что при всем его многообразии важнейшую и неоспоримую основу составляет русская народная музыка. По словам А.Я. Винокура, «Русская народная музыка не может ни с чем конкурировать. Она живет в каждом из нас. Неслучайно в самые трудные времена люди тянутся к своим истокам» [4. С. 36].

В отношении жанрового своеобразия репертуар коллектива в крупном плане представлен оригинальными сочинениями и переложениями для оркестра народных инструментов, а также вокальными аккомпанементами, при количественном преобладании последних.

Изучение концертных программ «Виртуозов Кубани» позволило выявить присутствие программ калейдоскопического и тематического типов [8]. Следует отметить, что концепция программы (от ее содержания до очередности номеров) является абсолютной прерогативой руководителя коллектива. Анатолий Яковлевич неоднократно высказывался, что составление программы представляет для него самый сложный этап в работе: «Проблема репертуара для меня всегда была и остается очень трудной. И сейчас составление программы - это адовы муки, бессонные ночи, горы просмотренных нот и прослушанных записей. Сыграть проще» [4. С. 35]. Каждая программа тщательно продумывается и «вынашивается» дирижером порой длительное время. При этом за все время существования творческого коллектива ни одна программа не повторялась.

В качестве примера логической стройности и завершенности по аналогии с трех-частной музыкальной формой назовем программу тематического плана «Музыкальное приношение В.В. Андрееву», исполненную оркестром в апреле 2021 года. В общем содержании концерта очевидно присутствие вступительного и заключительного разделов, своего рода «арок». Роль помпезного, праздничного вступления в программе отведена открывающим концерт сочинениям В.В. Андреева («Торжественный полонез», «Венский вальс», Вальс «Фавн», «Гвардейский марш»). В середине программы прозвучали более сложные в образном и исполнительском плане произведения композиторов В.И. Кладницкого (Вальс «Посвящение В. Андрееву»), С.М. Слонимского («Праздничная музыка» для балалайки, ложек и оркестра), А.А. Цыганкова (Концерт-симфония для балалайки, 4-я часть), Б.С. Трояновского («Гротеск и размышление»). Яркой финальной точкой, обрамляющей концертную программу, стали популярные «Калинка» (в обработке В.Н. Городовской) и «Светит месяц» (В. В. Андреева). Эффектность финального номера была усилена особым исполнительским приемом, демонстрирующим профессионализм оркестрантов: дирижер лишь задал начальный темп, уйдя со сцены и позволив исполнителям почти до конца доиграть номер самостоятельно.

К составляющим исполнительского стиля принадлежит и так называемый визуальный компонент (внешний вид музыкантов, дирижерская пластика), рождающий «мощно воздействующую на слушателя силу» [8. С. 40], - исходящую от исполнителей энергетику. Особый магнетизм дирижера А.Я. Винокура, воплощенный посредством точности и краткости жеста, ощущения волевого посыла, артистизма, великолепной прямой осанки неизменно распространяется как на оркестрантов, так и на присутствующих в концертном зале зрителей. Неслучайно выступлениям оркестра присущ мощный заряд праздничности, блеска.

Эффектные сценические костюмы дирижера и оркестрантов также служат существенной чертой стиля творческого коллектива. Современные костюмы - в яркой красно-белой гамме с золотыми узорами и черно-белые с золотом - соответствуют концертным программам: в случае преобладания классической музыки оркестранты выступают в сдержанных черных костюмах, «легкая», популярная музыка исполняется в костюмах красно-белого цвета6.

Существенным отличием творческого облика коллектива является то, что «Виртуозы Кубани» - поющий оркестр, имеющий в репертуаре ряд произведений, в которых оркестранты одновременно играют и поют. По словам А.Я. Винокура, «.такого оркестра еще нигде не было. включить пение в исполнение, отработать все нюансы было сложно, но сейчас оркестр поет, и это очень эффектно получается на концертах»7.

В свое время новые исполнительские возможности коллективу открыла совместная работа с вокалистом Артуром Эйзеном. По творческому замыслу солиста во время исполнения народной песни «Легенда о двенадцати разбойниках» оркестр запел: «Господу Богу помолимся.». Это произвело эффект церковного пения, ставшего знаком соборности, своего рода примером воссоединения солиста и оркестра, музыкантов и зрителей.

Высокий профессионализм, неоспоримое исполнительское мастерство оркестра не нуждаются в доказательствах. Яркий творческий путь оркестра отмечен многочисленными выступлениями на престижных сценических площадках, в том числе Государственном Кремлевском дворце, концертных залах имени П.И. Чайковского и «Россия» города Москвы. Коллектив был неоднократно признан одним из лучших оркестров в России8. Обширная география выступлений коллектива включает гастрольные поездки в Германию, Республику Беларусь, Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Тулу, Калугу, Липецк, Волгоград, города и районы Краснодарского края и других регионов.

Активная творческая жизнь коллектива во многом способствовала созданию различных ансамблей из числа музыкантов оркестра. В зависимости от исполнительского состава самого коллектива, который, в силу объективных причин, не может быть абсолютно статичным, в разные годы менялось количество ансамблей: наряду с оркестром концертировали дуэты и трио звончатых гуслей, домр, балалаек, баянов, ансамбли ложкарей, окарин, жалеек, рожечников, духовых инструментов, демонстрирующие многообразие и богатство народного инструментария.

Более двадцати лет (с 2000 года) и до настоящего времени продолжается сценическая деятельность ансамбля «Маэстро». Созданный по инициативе художественного руководителя коллектива А. Я. Винокура из числа солистов оркестра, ансамбль выступает как на сцене Краснодарской филармонии, так и с гастрольными поездками. На протяжении всей творческой деятельности «Маэстро» концертирует в неизменном составе: О.А. Путина (домра), Т.М. Кирюшина (домра), И.В. Дулубчая (домра альт), Ю.Г. Путин (балалайка контрабас), С.В. Соколов (баян), Ю.В. Чернявский (ударные).

Осмысливая деятельность оркестра «Виртуозы Кубани», его высокий статус, отметим, что во главе с маэстро А.Я. Винокуром коллективу подвластны произведения любой сложности, каждое его выступление - это яркие, зримые образы и незабываемые слушательские впечатления. Вместе с тем творческая деятельность коллектива - непрерывный процесс, предполагающий движение, дальнейшее совершенствование. В год празднования юбилея художественного руководителя коллектива (2020 г.), А. Я. Винокур отметил: «Мы не пришли к успеху, мы идем к тому идеалу, который, наверное, у каждого должен быть как свет, как цель, к которой нужно стремиться. Достичь ее невозможно, это мы все знаем и понимаем.. путь к этой цели, этому свету мобилизует, заставляет людей делать, может быть, иногда больше, чем они могут. надо свое дело делать с душой, надо отдавать себя» [10].

6 Интервью А.П. Коваленко с О.А. Путиной от 22 марта 2021 года.

7 Интервью А.П. Коваленко с А.Я. Винокуром от 01 февраля 2021 года.

8 В рамках Всероссийского фестиваля «Поющие струны России» в 1996, 2000 и 2004 годах.

Литература

1. Худрук «Виртуозов Кубани» Анатолий Винокур отмечает 70-летие. URL: https:// www.youtube.com/watch?v=qhMKXqAyUH0 (дата обращения: 06.02 2021).

2. Комиссинский В.Г. Русской музыки оркестр // Комиссинский В.Г. Музыка. Творчество. Жизнь. Статьи, материалы, документы. Краснодар, Эоловы струны, 2007. С. 68-69.

3. Коваленко А.П., Бабенко Е.В. Русский народный оркестр в отечественной музыкальной культуре: вопросы истории и современной исполнительской практики // Музыкальная летопись: сборник статей. Вып. X. / ред.-сост. С.И. Хватова. Краснодар: Изд-во КГИК, 2020. С. 140-147.

4. Магдалиц Н.В. Виртуозы Кубани: к 10-летию оркестра. Краснодар: Эоловы струны, 2003. 98 с.

5. Шамина Л.В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. М.: Музыка, 1978. 175 с.

6. Краснобородько Л.В., Бабенко Е.В. Краснодарский камерный хор и его художественный руководитель В.М. Яковлев: слагаемые профессионального мастерства // Культурная жизнь Юга России. № 1. 2019. C. 131-135.

7. Анатолий Винокур: Я привык делать дело хорошо или очень хорошо. URL: http: //www.vkpress.ru/interview/anatoliy-vinokur-ya-privyk-delat-delo-khorosho-ili-ochen-khorosho/ ?id=131454 (дата обращения: 22.02. 2021).

8. Казанцева Л.П. Музыкальное содержание в контексте культуры. Астрахань: Государственное предприятие Астраханской области «Издательско-полиграфический комплекс «Волга», 2009. 360 с.

9. Краснодарская филармония URL: http://www.kubanfilarmoniya.ru/filarmonia/ o_filarmonii/ (дата обращения: 03.03. 2021).

10. Руководитель оркестра «Виртуозы Кубани» Анатолий Винокур: я просто не давлю таланты URL: https://www.youtube.com/watch?v=StdHFlekZGE (дата обращения: 06.02.2021).

The Concert Russian Folk Orchestra Virtuosi of the Kuban: The Formation History and Creative Image Specifics

Kul'turnaya zhizn' Yuga Rossii - Cultural Studies of Russian South, 2021, 2 (81), 39-47. DOI: 10.24412/2070-075X-2021-2-39-47

Elena V. Babenko, Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar, Russian Federation). E-mail: elena_babenko@inbox.ru

Alexandra P. Kovalenko, Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar, Russian Federation). E-mail: lanasmith2009@mail.ru

Keywords: folk instrumental performance, Anatoly Vinokur, Virtuosi of the Kuban Russian folk orchestra, musical culture of Kuban, Krasnodar Philharmonic.

The article is devoted to the Russian folk orchestra Virtuosi of the Kuban, widely known in Krasnodar Krai and beyond. The publication is the first attempt at a scientific understanding of the activities of the creative team. The authors turn to the history of the emergence of the eminent orchestra, note the characteristic features of its creative "face". In this regard, interesting facts related to the formation of the orchestra are mentioned. Among the latter are the history of choosing the name of the orchestra - Virtuosi, which is obliging in many respects, first rehearsals, as well as the successful, bright start of concert activity. Describing the creative image of the collective, the authors refer to the reviews of outstanding domestic performers, creative cooperation with whom began from the moment of the formation of the

orchestra. The statements of well-known vocalists who have performed with the orchestra in different years - Zurab Sotkilava, Artur Eisen, Iosif Kobzon - are given. The article emphasizes the role of Virtuosi of the Kuban in the development of the musical culture of the region. In particular, the collaboration of the collective with the Kuban composers is noted, the result of which was the creation of a number of original works for the orchestra of folk instruments. Proceeding from the possibility of extending the concept of style to the performing collective, the authors note a number of stylistic features of the collective. Along with an extensive repertoire, the "singing" orchestra, which the collective is, stands out among the most important specific features. The distinctive features also include the appearance of the musicians, the manner of stage behavior, and the performing "energy" of the collective. The authors clarify the content of the concept "concert", which is part of the name of the orchestra, touch upon the activities of ensembles created from the members of the orchestra team. Noting the wide stage geography, numerous awards of the collective, the ability to perform works of any complexity, the authors summarize the high performing status of the orchestra.

References

1. YouTube. (2021) Khudruk "Virtuozov Kubani" Anatoliy Vinokur otmechaet 70-letie [The Artistic Director of the "Virtuosi of the Kuban" Anatoly Vinokur Celebrates His 70th Anniversary]. [Video] [Online] Available from: https://www.youtube.com/ watch?v=qhMKXqAyUH0 (Accessed: 06.02 2021).

2. Komissinskiy, V.G. (2007) Muzyka. Tvorchestvo. Zhizn'. Stat'i, materialy, dokumenty [Music. Oeuvre. Life. Articles, Materials, Documents]. Krasnodar: Eolovy struny. pp. 68-69.

3. Kovalenko, A.P. & Babenko, E.V. (2020) Russkiy narodnyy orkestr v otechestvennoy muzykal'noy kul'ture: voprosy istorii i sovremennoy ispolnitel'skoy praktiki [Russian Folk Orchestra in Russian Musical Culture: Issues of History and Modern Performing Practice]. In: Khvatova, S.I. (ed.) Muzykal'naya letopis': sbornik statey [Musical Chronicle: Collection of Articles]. Vol. 10. Krasnodar: Krasnodar State Institute of Culture. pp. 140-147.

4. Magdalits, N.V. (2003) Virtuozy Kubani: k 10-letiyu orkestra [Virtuosi of the Kuban: To the 10th Anniversary of the Orchestra]. Krasnodar: Eolovy struny.

5. Shamina, L.V. (1978) Rabota s samodeyatel'nym khorovym kollektivom [Work with an Amateur Choral Group]. Moscow: Muzyka.

6. Krasnoborod'ko, L.V. & Babenko, E.V. (2019) Krasnodar Chamber Choir and Its Artistic Director V.M. Yakovlev: Components of Professional Skill. Kul'turnaya zhizn' Yuga Rossii - Cultural Studies of Russian South. 1. pp. 131-135. (In Russian).

7. Vinokur, A. (2020) Anatoly Vinokur: Ya privyk delat' delo khorosho ili ochen' khorosho [Anatoly Vinokur: I'm Used to Doing Things Well or Very Well]. [Online] Available from: http://www.vkpress.ru/interview/anatoliy-vinokur-ya-privyk-delat-delo-khorosho-ili-ochen-khorosho/?id= 131454 (Accessed: 22.02. 2021).

8. Kazantseva, L.P. (2009) Muzykal'noe soderzhanie v kontekste kul'tury [Musical Content in the Context of Culture]. Astrakhan: Izdatel'sko-poligraficheskiy kompleks "Volga".

9. Krasnodar Philharmonic. [Online] Available from: http://www.kubanfilarmoniya.ru/ filarmonia/o_filarmonii/ (Accessed: 03.03. 2021). (In Russian).

10. YouTube (2021) Rukovoditel' orkestra "Virtuozy Kubani" Anatoliy Vinokur: ya prosto ne davlyu talanty [The Leader of the Virtuosi of the Kuban Orchestra Anatoly Vinokur: I Just Don't Crush Talents]. [Video]. [Online] Available from: https:// www.youtube.com/watch?v=StdHFlekZGE (Accessed: 06.02.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.