Научная статья на тему 'Концертная деятельность Русского камерного оркестра Курского государственного университета как средство музыкальной пропаганды и просвещения в гуманитарном вузе'

Концертная деятельность Русского камерного оркестра Курского государственного университета как средство музыкальной пропаганды и просвещения в гуманитарном вузе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
275
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕРТ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Яковлева Е. Н.

Статья посвящена анализу концертно-исполнительской деятельности Русского камерного оркестра. Автор рассматривает различные формы и методы практики коллектива, вопросы музыкального просветительства в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концертная деятельность Русского камерного оркестра Курского государственного университета как средство музыкальной пропаганды и просвещения в гуманитарном вузе»

УДК 378: 78

КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКОГО КАМЕРНОГО ОРКЕСТРА

КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА КАК СРЕДСТВО МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРОПАГАНДЫ И ПРОСВЕЩЕНИЯ

В ГУМАНИТАРНОМ ВУЗЕ

© 2013 Е. Н. Яковлева

канд. пед. наук, ст. науч. сотрудник, доцент каф. инструментального исполнительства e-mail: elena-musik@yandex.ru

Курский государственный университет

Статья посвящена анализу концертно-исполнительской деятельности Русского камерного оркестра. Автор рассматривает различные формы и методы практики коллектива, вопросы музыкального просветительства в образовании.

Ключевые слова: концерт, деятельность, просветительство, музыкальное искусство, образование

Чем была бы музыка без тех, кто дает ей жизнь и чувство, кто делает её известной и любимой?.. Судьба музыкального произведения в руках исполнителя.

Эжен Изаи

Хорошее общество весьма привлекательно не только внешним благополучием. При всей разновеликости персоналий оно привлекает доброжелательностью, широтой взглядов, чувством любви к ближнему, умением быть благородным и благодарным. Так было всегда и во все времена. Мы учимся чувствовать себя частицей целого и осознавать смысл бытия в храме Божием. Ощущать свою причастность к миру, эпохам, высоким идеалам мы учимся в храме искусства. Казалось бы, в век высоких технологий создавай этот храм в собственном доме: включи запись и представь себя на концерте или оперном спектакле в любом, самом престижном зале мира. Но каждый слушающий «живую музыку», знает - ничто не сравнится с её всепоглощающей силой, её живой энергетикой и теплом.

Любовь к прошлому, к истории - категория нравственная. Она прививается, пестуется и взращивается кропотливым трудом. Любовь к музыке - категория возвышенная, она помогает нам совершенствоваться, давая возможность войти в высшее общество духовности, гармонии и красоты.

Современные исследования свидетельствуют: изменения, произошедшие в России в период перестройки 1990-х годов, до сих пор не преодолели негативных веяний. Стремление к материальному благополучию, карьерному росту и успеху потеснили такие понятия и ценности, как духовность, нравственность, патриотизм, благородство и многие другие. Деньги стали мерилом многих отношений в современном обществе, породив потребительство и прагматизм. Падение культуры среди населения стало особенно очевидно.

Российские ученые в начале третьего тысячелетия говорят о «кризисе культуры как о явлении мирового масштаба». Они предлагают: «Выход из кризиса один -предоставить человеку все возможности для соприкосновения с культурой в ее лучших образцах и всемерно поощрять разнообразные формы просветительской работы. Человеку свойственно стремление к свободе и самовыражению, он способен наслаждаться прекрасным и стремиться быть услышанным. И все это можно найти в музыке, которая успокаивает и возвышает, развлекает и лечит, дает ощущение полноты жизни» [Воронцова 2011: 69]. Практики подтверждают: «Мы живем в такое время, когда очень важно, чтобы вокруг звучала хорошая музыка. Ведь именно с ее помощью мы формируем новое общество» (С. Проскурин).

Вопрос о духовном возрождении, культурном начале в обществе сегодня наиболее актуален. В этом ракурсе слова Ф.М. Достоевского «красота спасет мир» становятся вновь востребованными. Общеизвестно, что искусство оказывает огромное влияние на человека, музыкальное искусство особенно. Об этом написаны целые трактаты. Однако до сих пор мы отмечаем приоритет низкопробной продукции шоу-бизнеса, которая нескончаемым потоком льется с экранов наших телевизоров, звучит по радио, заполняет концертные площадки и залы. Примитивная конвейерная массовая культура, поп-культура захватили сегодня большую часть информационного поля и не спешат сдавать своих позиций. Противоядием такому воздействию может и должна стать классическая музыка, которая сегодня, к сожалению, звучит все реже и реже. Изменить сложившуюся критическую ситуацию можно лишь путем приобщения людей к лучшим образцам музыкального искусства, возрождением просветительства, чтобы через просвещение «преобразовать» человека и изменить окружающий мир. Об этом писал еще в XIX веке один из основоположников русского классического музыкознания В.Ф. Одоевский. Он утверждал, что «...образовывать публику в музыкальном отношении необходимо; это - долг всякого знающего музыку, как долг всякого знающего грамоте научить ей неграмотного» [Яковлева 2011: 50].

В современных условиях актуализация проблем музыкального просвещения связана с необходимостью приумножения интеллектуального и духовного потенциала страны как важного фактора интеграции России в мировое образовательное пространство. «Достойный статус России в современном мире обеспечит только такая система образования, которая сможет реализовать функцию сохранения и воспроизводства гуманистических традиций отечественной и мировой культуры, система гибкая, . соотносимая с западными моделями, учитывающая опыт русского просветительства, отвечающая потребностям современности» [Сластенин 2004: 7]. Это утверждение стало движущей силой в совершенствовании музыкально-просветительской деятельности Курского государственного университета.

История просветительства университета уходит в начало XX века и связана с деятельностью женской Мариинской гимназии - одного из культурных центров города и губернии. На благодатном фундаменте, по мере развития учебного заведения, расцветали благородные традиции просветительства, имеющие своей главной целью совершенствование человека. Ученые университета были полны энтузиазма в деле просвещения своих воспитанников. Искреннее желание передать им знания, которыми они обладали, объединяло научную интеллигенцию во все времена. Знаковым событием в развитии традиции просветительства КГУ стало открытие факультета искусств (2003 г.) и работа Русского камерного оркестра (РКО).

Организованный в конце 2001 года, РКО обрел международную известность и безусловное признание публики и критиков за сравнительно короткий срок. Приоритетным и весьма существенным фактором его функционирования стала яркая

Яковлева Е. Н. Концертная деятельность Русского камерного оркестра Курского государственного университета как средство музыкальной пропаганды

и просвещения в гуманитарном вузе музыкально-просветительская деятельность для широкой аудитори, вне зависимости от возраста, статуса и материального положения слушателей.

Руководит оркестром уже состоявшийся музыкант с европейским именем Сергей Проскурин - 1я труба Шведского королевского оркестра, профессор консерваторий Стокгольма, Копенгагена, Фалюна, Вены, блестящий руководитель мастер-классов игры на трубе и дирижирования оркестром в США, Таиланде, странах Скандинавии, Германии, Англии...

За эти годы маэстро удалось создать в Курске удивительную атмосферу благоговения перед высоким искусством. Неоценимую поддержку оказывает ректорат Курского государственного университета, который активно развивает славные культурные традиции прошлого. Благодаря подвижнической деятельности ректора профессора Вячеслава Гвоздева в университете были возрождены гуманистические традиции благотворительных концертов, аналогичных дореволюционным «Историческим концертам» Антона Рубинштейна. В наше время, когда падает уровень общей культуры, ограничены материальные возможности многих зрителей, социальные концерты оркестра очень важны. Они уникальны и любимы многими.

Насыщенная концертная деятельность, разнообразные творческие проекты позволяют судить о формах и методах концертной практики Русского камерного оркестра не только в региональном масштабе. Во-первых, это ежемесячные концерты на родной площадке - в актовом зале КГУ, где часто совместно с РКО выступают известные музыканты из Европы, Америки и России. Во-вторых, это просветительские благотворительные концерты в общеобразовательных и музыкальных школах города, в детских домах, интернатах, домах престарелых. В-третьих, это гастрольные поездки -выступления в престижных залах Москвы, соседних регионов, за рубежом. В-четвертых, культурно-творческие проекты, носящие просветительский характер.

Возможность услышать что-то новое, выходящее за стандартные рамки, познакомить курян с именитыми музыкантами, ранее не выступавшими на концертных площадках города, стала очень важной частью музыкальной жизни Русского камерного оркестра. Критики назвали такое активное сотрудничество «''прорывом'' по гастрольной части» в Курске [Рыжков 2006].

Благодаря Русскому камерному оркестру в Курске выступали ведущие представители русской музыкальной культуры: профессора Московской консерватории Ирина Бочкова, Маринэ Яшвили, Вениамин Коробов, Михаил Петухов, Александр Бондурянский, Аркадий Севидов, Игорь Гаврыш; солисты Большого театра Александр Ведерников, Максим Пастер, Галина Бойко, Ирина Самойлова, Сергей Москальков; солисты «Геликон-оперы» Алина Шакирова, Надежда Невинская, «Виртуозов Москвы» - Георгий Цай, Виталий Хандрас, Алексей Лундин, Московской филармонии -Валерий Планкин, Ярослав Красников и многие другие.

Курян такие совместные концерты особенно привлекают. Они дают возможность увидеть и услышать блистательных российских исполнителей, чье мастерство является национальным достоянием России, доставляет необычайное эстетическое наслаждение. Профессор Московской консерватории Маринэ Яшвили, которая неоднократно играла вместе с Русским камерным оркестром, так сказала об этом коллективе в своем интервью курской журналистке: «О Русском камерном оркестре у меня остались самые лучшие впечатления. В России играющих коллективов много, но, работая с некоторыми из них, я не получала такого удовольствия от совместного музицирования, как с оркестром КГУ» [Кашарова 2007].

Одной из концертных форм Русского камерного оркестра стали его совместные выступления с маститыми зарубежными музыкантами. Многие международные

культурные проекты были реализованы при их содействии и непосредственном участии.

Особенно много внимания руководитель оркестра Сергей Проскурин уделяет регулярному общению и совместным концертным выступлениям с дирижерами разных стран мира. Об одном из таких концертов в местной прессе сообщалось: «Курские меломаны привыкли, что руководитель Русского камерного оркестра КГУ Сергей Проскурин несколько раз в сезон ''балует'' слушателей, когда по его приглашению в городе выступают звезды, в том числе зарубежные» [Богемский 2007].

Коллектив ведет интересную и очень плодотворную музыкальную жизнь. Он с успехом гастролировал в США, Германии, Швеции, Египте, Австрии, Испании, Ирландии в лучших концертных залах: Benaroy Hall (США), Tebi (Швеция), St. Michaels Theatre New Ross, Wexford Орега Ноше, Galway Town Hall Theatre (Ирландия), концертном зале музея Брамса (Австрия), зале ратуши (Шпайер, Германия), театре Сеговия (Испания).

Русский камерный оркестр часто играет также в столице. На закрытии XVI Международного кинофестиваля «Радонеж» генеральный продюсер фестиваля Михаил Калинин отметил: «Бальный зал роскошного дворца Дома Пашковых рядом со стеной Московского Кремля и блестящая игра Русского камерного оркестра под управлением Сергея Проскурина удивительно гармонировали. Исполнение божественной музыки подняло на высоту происходящее в зале, придало торжественность и стало украшением вечера» (см.: [Яковлева 2011а]).

Музыковеды, критики, профессиональные музыканты отмечают: за годы своего существования Русский камерный оркестр приобрел стилевую индивидуальность, осуществил многие проекты, исполнив более двухсот произведений. В его репертуаре музыка прошлого и современности, различных жанров и форм. В последние годы репертуарная политика оркестра во многом определяется его студенческим составом, когда в коллектив вливаются все новые и новые студенты, поэтому и репертуар оркестра, с одной стороны, постоянно пополняется, а с другой - возобновляется музыка прежних лет.

Сегодня о профессиональных возможностях камерного оркестра университета говорит содержание его концертных программ. В их выборе руководитель исходит из того, чтобы каждая новая программа была интересна и приносила новый созидательный опыт. Дирижер твердо проводит линию, направленную на последовательную пропаганду образцов высокого искусства, охватывающих громадный хронологический пласт - от сочинений великих мастеров прошлого (эпохи барокко) - до современности. Особое внимание уделяется музыке русских композиторов - Аренского, Глинки, Рахманинова, Свиридова, Чайковского, а также современной классике. Сверхзадача творческого коллектива - знакомство публики с неизвестными авторами и сочинениями.

Слушатели Русского камерного оркестра отмечают, что на его концертах всегда звучит «настоящая музыка». Музыканты не только играют сочинения композиторов, уже ставших «визитной карточкой» оркестра, но довольно часто представляют зрителям совершенно новые программы. На этот факт указывают многие критики. Например, по словам Капы Кашаровой: «Некоторые произведения никогда ранее не звучали ни в стенах госуниверситета, ни даже в Курской области. Однако, благодаря Русскому камерному оркестру, они получили новую жизнь, а вместе с тем и новое звучание» [Кашарова 2007].

Подарками для меломанов стали многие музыкальные премьеры в исполнении Русского камерного оркестра Курского государственного университета. Среди них: Увертюра князя Ивана Барятинского, исполненная в бывшем поместье князей

Яковлева Е. Н. Концертная деятельность Русского камерного оркестра Курского государственного университета как средство музыкальной пропаганды

и просвещения в гуманитарном вузе

«Марьино», «Рождественская оратория» И.С. Баха, впервые исполненная в Курске, балет Стравинского «Аполлон Мусагет», комическая опера Перголези «Служанка-госпожа» и многие другие сочинения.

За 10 лет многие инициативы руководителя оркестра профессора Проскурина переросли в крупные культурно-творческие проекты. Некоторые из них стали международными событиями, выходящими за рамки узкорегионального значения. Это сезонные Марьинские музыкальные ассамблеи, международный фестиваль классической музыки «Мариинские ассамблеи», совместные проекты с МГК им. П.И. Чайковского «Мост дружбы», проекты с Международным благотворительным фондом Владимира Спивакова «Дети - будущее России» и Белгородской и Старооскольской епархией «Музыкальные сезоны Белогорья».

С первых дней артистической деятельности Русский камерный оркестр серьезно занимается музыкальной пропагандой, просвещением не только жителей города, но и подрастающего поколения. Концерты в зале Курского государственного университета, детской школы искусств имени Свиридова, выступления с юными музыкантами -таковы основные формы разнообразной и серьезной работы дирижера с молодежью. Под патронажем оркестра, с участием ведущих музыкантов проводятся мастер-классы, семинары для учащихся школы, много лет успешно функционирует просветительский проект «Русский камерный оркестр - детям».

Коллектив уделяет большое внимание программам для детей и юношества. Им возрождена практика абонементных концертов для этой аудитории. А еще оркестр работает с общеобразовательными школами, интернатами и детскими домами, чьи учащиеся и педагоги до отказа заполняют залы в дни концертов известного коллектива. Камерный оркестр классического университета видит свою миссию в просветительстве широкой аудитории. Высказывание великого композитора-романтика Роберта Шумана: «Проливать свет в глубины человеческого сердца - таково призвание художника!» (см.: [Гуревич 1999: 155]) - стало своеобразным «вектором» деятельности коллектива, который возлагает на себя благие дела просветительства. Не требуя вознаграждений, своим подвижническим трудом, любовью он просвещает молодые души благородным возвышенным искусством - музыкой.

В наше время, когда печать, кино, телевидение, Интернет представляют во многом низкопробное искусство, воспитать духовность, высокие моральные качества молодежи становится очень сложно. Бездуховная эстрада, шоу-бизнес вовлекают детей в свои сети, делая их духовно беднее и бледнее. Серьезная музыка оказывается сложна для восприятия и неинтересна. И только живое общение с классикой, с лучшими мировыми шедеврами способно сломить стену непонимания и позволить увидеть нашим детям, молодежи прекрасное. И немногие музыканты-педагоги это понимают. А ведь еще Н. В. Гоголь писал: «Просветить не значит научить, или наставить, или образовать, или даже осветить, но всего насквозь высветлить человека во всех его силах, а не в одном уме, пронести всю природу его сквозь какой-то очистительный огонь» [Гоголь 1994: 70-71].

Беседы со слушателями - учителями школ и их воспитанниками показали, что воздействие высокохудожественной музыки в исполнении Русского камерного оркестра Курского государственного университета и стало для них тем самым «очистительным огнем», облагораживающим и возвышающим. Результатом просветительства оркестра стало не только воспитание души, но и частое появление среди публики молодежи, одухотворенной классической музыкой.

Нельзя не отметить и тот факт, что Русский камерный оркестр принимает самое активное участие в различных духовных мероприятиях в городе: на рождественских и пасхальных фестивалях, форумах киноцентра духовной культуры «Щепкино». Он

возродил также историческую традицию проведения в городе Великопостных концертных сезонов, где исполняется серьезная классическая музыка. Разнообразные концертные программы показывают широкий диапазон репертуара оркестра и бережное отношение к нему коллектива. Многие концерты записываются на СБ-диски. Сейчас их у Русского камерного оркестра одиннадцать.

Понимая необходимость музыкально-просветительской работы как одной из важнейших в искусстве, осознавая ее общественную и практическую значимость, дирижер и руководитель Русского камерного оркестра Сергей Проскурин широко использует в концертах лекторское слово. С этой целью он приглашает лучших музыковедов города, профессиональных музыкальных конферансье, отвечающих самым высоким художественным требованиям.

Подводя итог, следует отметить, что многогранная концертная деятельность Русского камерного оркестра Курского государственного университета стала продолжением традиций просветительства Мариинской гимназии (прародительницы КГУ). Высокий дух, атмосфера доверительного взаимопонимания с публикой, которые царят на концертах оркестра, позволили ему сформировать постоянную и заинтересованную слушательскую аудиторию. А по словам губернатора области Александра Михайлова, «инициатива Русского камерного оркестра под руководством профессора С. Г. Проскурина отражает рост самостоятельности российских университетов и повышение их значимости в культуре региона и страны в целом» [Буклет 2011: 2].

Библиографический список

Богемский Ян. Путешествие из вуза в замок // Культура. 2007. 2 июня. Воронцова И.В. Музыкальное образование в парадигме культуры современной России // Просветительство как форма освоения музыкального наследия: прошлое, настоящее, будущее: материалы междунар. науч.-практич. конф. Курск: Курск. гос. ун-т, 2011. 323 с.

Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями // Гоголь Н.В. Собр. соч.: в 9 т. Т. 6. М.: Рус. кн., 1994.

Гуревич Е.Л. История зарубежной музыки: популярные лекции. М.: Академия, 1999.

220 с.

Кашарова К. Настоящая музыка в Курске // Курск. 2007. 17 окт.

Международный фестиваль классической музыки «Мариинские ассамблеи»// Буклет. 2011. 22 с.

Рыжков П. Через границы с Русским камерным // Курский вестник. 2006. 22 февр. Сластенин В.А. Стратегия модернизации высшего образования // Образование, наука и экономика в вузах. Интегративная функция педагогической науки в международном образовательном пространстве: матерериалы II междунар.науч.-практич. конф.; Высокие Татры, Братислава (Словакия). М.: МАНПО, 2004. 380 с.

Яковлева Е.Н. Международный фестиваль классической музыки как форма музыкального просветительства в классическом университете // Славянское музыкальное искусство в контексте европейской культуры: материалы IV междунар. науч.-практич. конф. молодых ученых и студентов. Винница, 2011. 250 с.

Яковлева Е. Триумф Русского камерного оркестра в Москве // Курская правда. 2011.

15 дек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.