Список литературы:
1. Образовательные результаты: Сборник статей. // Под ред. О.Е. Лебедева - СПб.: Специальная литература, І999. - С. 133.
2. Конасова Н.Ю. Общественная оценка качества школьного образования. Монография. - СПб.: Каро, 2009. - С. 201.
3. Конасова Н.Ю. Новые формы оценивания образовательных результатов: Учебно-методическое пособие. - СПб.: Каро, 2006. - С. 110.
4. Учимся вместе решать проблемы: Методическое пособие для учителей в 3 ч., ч. 2. Ситуационные задачи: что они могут изменить в учебном процессе? - СПб.: «Образование-культура», 2004. - С. 150.
КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ
© Кристофор Э.Э.*
Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им. Г. Куратова, г. Сыктывкар
В статье рассмотрены особенности концертмейстерской деятельности учителя музыки и профессионально значимые компоненты концертмейстерской компетентности.
Системное формирование концертмейстерской компетентности происходит на этапе подготовки студентов в вузе. Однако преподавателю колледжа, закладывающему на этапе получения среднего профессионального образования основы концертмейстерской компетентности, необходимо отчетливо представлять перспективу подготовки специалиста в системе колледж - вуз и осуществлять подготовку кадров с учетом компетентност-ного подхода в обучении. Компетентностный подход предполагает логическую взаимосвязь целей и задач обучения, его средств, технологий и конкретных результатов.
Концертмейстерская компетентность является слагаемым профессионально-педагогической компетентности учителя музыки. В этой связи уместно рассмотреть особенности деятельности учителя музыки.
Музыкально-педагогическая деятельность учителя музыки является многокомпонентной по своему содержанию, и включает такие виды деятельности, как музыковедческую, просветительскую, музыкально-исполнительскую, вокально-хоровую, педагогическую, творческую и исследовательскую. Особое место в профессиональной педагогической деятельности принадлежит музыкальному исполнительству.
* Преподаватель музыкальных дисциплин.
Эмоционально-насыщенное, художественное, профессионально-техническое исполнение музыкального материала учителем музыки на уроках и в процессе внеклассной работы со школьниками оказывает мощное активизирующее влияние на процесс музыкально-эстетического развития учащихся, расширяет их слушательский опыт, приобщает к восприятию «живого исполнения». Особенностью музыкально-исполнительской деятельности учителя музыки является главным образом её педагогическая направленность, которая предполагает: ориентацию на детскую аудиторию; стремление увлечь детей музыкой на основе собственного музицирования; вовлечение учащихся в совместную исполнительскую деятельность; пробуждение их творческих способностей, воображения, ассоциативного мышления.
Музыкально-исполнительская деятельность учителя музыки включает в себя следующие основные разновидности: сольное пение под собственный аккомпанемент, пение в ансамбле с учащимися, игра на инструменте, в том числе и на элементарных музыкальных инструментах, дирижирование, пластическое интонирование.
Учитель музыки выступает на уроке в роли аккомпаниатора в его двух основных функциях: аккомпанированию пению детей и пение под собственный аккомпанемент. При этом необходимо соблюдать все те требования, которые предъявляются к аккомпанементу в концертмейстерском классе.
Для того, чтобы раскрыть концертмейстерскую компетентность учителя музыки необходимо проанализировать специфику концертмейстерской деятельности.
Концертмейстерскую деятельность, непосредственно связанную с исполнительством, можно представить в трех аспектах: как деятельность му-зыканта-пианиста, постоянно выступающего на концертной эстраде партнером солистов; как деятельность пианиста, разучивающего партии с певцами в театре; и как учебно-профессиональная деятельность, осуществляемую в рамках специальной подготовки студентов-музыкантов [3, с. 38].
Таким образом, особенностью концертмейстерской деятельности является её многомерность, предопределяющая необходимость решения разнообразных творческих задач, связанных с музыкальным исполнительством. Однако, наиболее важное значение она приобретает в музыкальнопедагогических профессиях и среди них - в профессии учителя музыки, поскольку в силу своей специфики отражает основные разделы профессиональной деятельности педагога-музыканта (исполнение песни под собственный аккомпанемент, чтение с листа, подбор по слуху и т.д.).
Так как концертмейстерская компетентность учителя музыки является составной частью общей профессионально-педагогической компетентности педагога-музыканта необходимо конкретизировать содержание некоторых компонентов компетентности в контексте концертмейстерской деятельности.
Музыкально-эстетические знания учителя как показатель информационного компонента представляет собой систему всех видов, форм знаний в области музыкального искусства: музыкально-слуховые представления, понятия, суждения, взгляды, теории. Все они являются информационным отражением в сознании учителя объективных явлений, свойств и имеют нравственную и педагогическую направленность [7, с. 100].
Необходимость музыкально-эстетических знаний обусловлена творческим характером концертмейстерской деятельности учителя музыки, предполагающее не только воспроизведение на инструменте нотного текста со всеми динамическими, темповыми, фразировочными и другими особенностями, но и создание собственной исполнительской интерпретации на основе постижения авторского замысла, идеи, художественного образа и смысла произведения. Знание учителем специфических законов художественного творчества и конкретных закономерностей музыкального искусства, оказывая огромное влияние на музыкальное мышление, воображение, эстетическую и нравственную стороны мировоззрения музыкан-та-исполнителя, позволяет критично осмысливать собственный опыт и творчески реализовать свой потенциал.
Успешность концертмейстерской деятельности учителя музыки находится в тесной взаимосвязи и зависимости от глубины и системности музыкально-теоретических знаний, включающих в себя знание истории и теории музыки, сольфеджио, гармонии, полифонии, анализа музыкальных форм. Усвоение таких понятий, как стиль, жанр, форма, исполнительская интерпретация, осмысление гармонического языка музыкального произведения, присущей ему логики, закономерностей образного содержания во всем комплексе выразительных средств, являются тем теоретическим фундаментом, на основе которого становится возможным овладение основами концертмейстерского мастерства, формирование профессиональных концертмейстерских знаний и умений.
Обратимся к операционному компоненту концертмейстерской компетентности. Он предполагает наличие комплекса соответствующих концертмейстерских умений: умения координировать своих исполнительские действия с солистом (вокалистом), умением читать с листа нотный текст, умения редактировать нотный текст, транспонировать музыкальный материал, подбирать по слуху, исполнять школьную песню под собственный аккомпанемент.
Основой концертмейстерского мастерства является умение аккомпанировать солисту-партнеру. Умение это измеряется не только синхронностью партии фортепиано и партии солиста, не только выверенным балансом соотношения звучания обеих партий или легкостью преодоления пианистических трудностей. Основная задача концертмейстера - создание целостного художественного образа произведения, «впечатляющей звуковой картины - образа, рождающегося в совместном творческом акте парт-
неров. В руках пианиста-аккомпаниатора сосредоточена большая часть «музыкального пространства»: гармония, метрическая структура, богатство тембрового колорита, словом, все, что сольная партия (при любом уровне мастерства исполнителя) сама дать не в состоянии [3, с. 39].
Умение координировать свои исполнительские действия с солистом (вокалистом) требует от концертмейстера повышенного внимания к особенностям вокального интонирования, знание сольной партии, видение всего произведения: формы, партитуры, состоящей из трех строк. Важным компонентом концертмейстерского мастерства являются также умение предугадывать намерения солиста, музыкально в ансамбле исполнять динамические и агогические оттенки, уверенно держать партнера в заданном темпе, создавая для него живую ритмическую пульсацию.
Формирование умения вокального исполнения школьной песни под собственный аккомпанемент занимает особое место в системе концертмейстерской подготовки будущего педагога-музыканта, поскольку данный вид исполнительства наиболее ярко отражает специфику работы учителя музыки. Умение сочетать вокальные и аккомпаниаторские функции в процессе исполнения школьной песни, осуществлять слуховой контроль за правильным соотношением звучания своего голоса и аккомпанемента (не заглушить пение партией сопровождения, сохраняя художественный уровень последнего), умение распределять внимание между исполнением музыкального произведения и общением с аудиторией посредством выразительной мимики, усиливающей эмоциональной восприятие музыки, являются залогом того, что в школьной аудитории подобное исполнение произведет яркое впечатление, станет образцом, к достижения которого будут стремиться дети.
Применительно к концертмейстерскому творчеству весьма важным является также наличие у учителя музыки исполнительских и пианистических способностей, отражающих специфику данной деятельности. Исполнительские способности проявляются в сильном влечении к концертным выступлениям, способности музыканта раскрывать на эстраде лучшие черты своей художественной натуры, умение завладеть аудиторией и доносить до нее не только композиторский замысел, но и свое видение музыкального образа [1, с. 39]. Они являются частью музыкально-психологического компонента концертмейстерской компетентности.
Пианистические способности - это понятие, включающее в себя высокий уровень мастерства фортепианного искусства, определяющийся одаренностью музыканта и проявляющийся в его способности передавать идейный смысл произведения через фортепианное исполнение [5, с. 113].
Исходя из вышесказанного, можно определить концертмейстерскую компетентность учителя музыки.
Концертмейстерская компетентность - это интегрированная способность личности педагога-музыканта, обеспечивающая готовность и
успешность осуществления им аккомпаниаторско-исполнительской деятельности в общеобразовательной школе на высоком качественном уровне. Концертмейстерская компетентность базируется на эмоциональноценностном отношении педагога-музыканта к предстоящей деятельности; на системе культурологических, музыкально-эстетических, музыкальнопсихологических, музыкально-теоретических, музыкально-исполнительских знаниях. Кроме того она предполагает наличие системы обобщенных музыкальных и профессионально значимых концертмейстерских исполнительских умений, артистизма, интуиции, развитого музыкального мышления, нравственно-волевых качеств. Структура процесса развития кон -цертмейстерской компетентности включает в себя следующие компоненты: мотивационный, информационный, операционный, музыкально-
психологический, профессионально-личностный [6, с. 71].
Безусловно, все вышеназванные качества учителя музыки имеют профессиональную значимость. Реализуясь в определенных ситуациях, в поведении специалиста, они выступают как содержательные характеристики самосознания, направленности личности педагога и при условии развития и закрепления в качестве потребностей становятся неотъемлемыми чертами его характера. Однако учитывать и прогнозировать влияние своих качеств на успешность деятельности и проявлять компетентность возможно только на основе знания степени выраженности этих качеств в себе.
Список литературы:
1. Алексеев, А. Д. Методика обучения игре на фортепиано [Текст] / А. Д. Берестов. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1961.
2. Асафьев, Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании [Текст] / Б.В. Асафьев. - М., 1965.
3. Виноградов, К. Л. О специфике творческих взаимоотношений пиа-ниста-концертмейстера и певца. Музыкальное исполнительство и современность [Текст] / К.Л. Виноградов. - М.: Музыка, 1998.
4. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография [Текст] / под ред. В. А. Козырева, Н.Ф. Радионовой, А.П. Тряпициной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.
5. Кубанцева, Е.И. Концертмейстерский класс [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
6. Сидорова, М.Б. Педагогические условия формирования концертмейстерской компетентности учителя музыки [Электронный ресурс]: Дис. ... канд.пед.наук: 13.00.08. - Мурманск, 2006.
7. Трудков, А.М. Профессиональная культура учителя музыки [Текст]: учебное пособие. - Мурманск: МГПУ, 2005.