Научная статья на тему 'Концертмейстерский класс: от ансамблевого мастерства к общекультурным компетенциям пианиста-выпускника вуза'

Концертмейстерский класс: от ансамблевого мастерства к общекультурным компетенциям пианиста-выпускника вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Темнова Н. Н.

В статье рассматривается влияние дисциплины «концертмейстерский класс» на формирование специальных, обшепрофессиональных и общекультурных компетенций пианиста в вузе искусств, приводится классификация компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концертмейстерский класс: от ансамблевого мастерства к общекультурным компетенциям пианиста-выпускника вуза»

КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКИЙ КЛАСС:

ОТ АНСАМБЛЕВОГО МАСТЕРСТВА К ОБЩЕКУЛЬТУРНЫМ КОМПЕТЕНЦИЯМ ПИАНИСТА-ВЫПУСКНИКА ВУЗА

© Темнова Н.Н.*

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, г. Омск

В статье рассматривается влияние дисциплины «концертмейстерский класс» на формирование специальных, обшепрофессиональных и общекультурных компетенций пианиста в вузе искусств, приводится классификация компетенций.

Компетентностный подход внедряется в настоящее время во все сферы образования и, в том числе, область музыкального исполнительства и педагогики. Под компетентностью, с одной стороны, понимается социально-обу-словленая интегральная профессионально-личностная характеристика человека, с другой стороны, компетентность может рассматриваться как набор компетенций, которыми обладает специалист, в частности, музыкант-исполнитель. В связи с этим в образовательном процессе, в частности, в вузах, особое значение приобретают дисциплины, изначально содержащие в себе ресурсы для формирования максимального «веера» компетенций. Среди дисциплин, изучаемых студентом-пианистом в вузе искусств, таковой, на наш взгляд, является концертмейстерский класс. С целью выявления компетентностных возможностей данной дисциплины, представляется уместным прежде всего конкретизировать структуру приведенных в государственных стандартах об-шекультурных и профессиональных компетенций, которыми должен обладать выпускник вуза фортепианной специализации или профиля.

В комплексе общекультурных (универсальных) компетенций музыканта часто выделяют общенаучные, инструментальные, социально-личностные и собственно общекультурные компетенции [2].

Профессиональные компетенции пианиста-выпускника вуза логично разделить на общепрофессиональные и специальные. В группу общепрофессиональных компетенций можно включить следующие:

1. музыкально-теоретические - связанные с применением в музыкально-исполнительской и педагогической деятельности знания теоретических основ музыкального искусства, законов гармонии, музыкальной литературы во всех жанрах;

2. музыкально-операциональные - предполагающие владение способами и методами музыкально-исполнительской и педагогической

* Доцент кафедры Инструментального исполнительства.

работы над музыкальным произведением; умение выстраивать технологии обучения с целью получения нового профессионального знания; способность к освоению и расширению сольного, ансамблевого и педагогического репертуара, к систематической работе над повышением профессионального мастерства;

3. музыкально-психологические - связанные с наличием представлений в области психологии музыкальной деятельности, способность владеть навыками саморегуляции, использовать механизмы музыкальной памяти, специфики слухо-мыслительных процессов, работы творческого воображения в условиях конкретной профессиональной деятельности;

4. музыкально-творческие - это компетенции творчески-продуктив-ной деятельности, способность к осознанию музыкального исполнительства и педагогики как видов творческой деятельности.

Группа специальных компетенций делится на исполнительские и педагогические и в данном случае целесообразно привести возможную классификацию исполнительских компетенций:

1. интерпретаторские - компетенции «в области распознавания и интерпретации нотного текста» [5], создания собственной художественно-значимой интерпретации;

2. технологические - связанные с владением комплексом фортепианных исполнительских средств и способность к его непрерывному совершенствованию;

3. ансамблевые - включающие знание специфики различных музыкальных инструментов и певческих голосов, умение исполнять свою партию в различных видах ансамбля, владение концертмейстерскими навыками;

4. адаптивные - предполагающие умение осуществлять исполнительскую деятельность в различных условиях - публичного выступления в различной слушательской аудитории, студийной записи, репетиционного процесса и др.

На первый взгляд за концертмейстерским классом может быть «закреплено» формирование сугубо ансамблевых компетенций, в структуру которых входит широкий спектр разнообразных знаний, умений и навыков. Ансамблевые компетенции базируются на приобретении и актуализации знаний основных принципов ансамблевой техники, динамических, тембровых и тесситурных особенностей различных вокальных голосов, технических и тембровых возможностей инструментов, особенностей певческого дыхания у вокалистов и фонационного дыхания у исполнителей на духовых инструментах, специфики исполнения фортепианных и оперных аккомпанементов, стилистических особенностей вокальных и инструментальных произведений различных эпох, методов репетиционной работы в ансамбле, типов

фактуры и аккомпанементов, методов исполнительской работы над музыкальным произведением, музыкальной терминологии; психологии музыкально-исполнительской деятельности, вокального, инструментального, хорового и оперного репертуара. К базисным для формирования ансамблевых компетенций относятся также умения применять теоретические знания при исполнительском анализе партии солиста и фортепианной партии в музыкальном произведении, определять художественные и технические особенности аккомпанемента вокальных произведений, раскрывать художественное содержание музыкального произведения в образно-эмоциональном единстве с солистом, трактовать свою партию как часть цельного музыкального образа, согласовывать исполнительские намерения и находить совместные исполнительские решения с солистом, проявлять артистизм, исполнительскую волю в репетиционном процессе и концертном выступлении, устанавливать эмоциональный контакт с партнером, проявлять эмпатию к солисту. Приобретение студентом-пианистом концертмейстерских навыков синхронной игры, создания динамического баланса с солистом, поиска эквивалентных штрихов, контроля звучания ансамбля, коррекции исполнительских действий в соответствии с исполнительским состоянием солиста, а также творческого осмысления поэтического текста вокальных произведений, художественной антиципации, восприятия и анализа исполнения партии солистом; распределения внимания, психической саморегуляции, оказания психологической поддержки, адаптации к различным репетиционным и концертным условиям связано с комплексом профессиональных и личностных качеств молодого музыканта, являющихся основой для формирования различных компетенций, в первую очередь специальных.

Исполняя музыкальные произведения, концертмейстер наряду с солистом (солистами) участвует в процессе создания интерпретации, причем двояко -как собственным исполнением, так и вербально - обсуждая с солистом темпы, агогику, особенности развития, динамические нюансы, а зачастую и направляя исполнение солиста, особенно начинающего. Как доказано многими исследователями, концертмейстер представляет собой не «с живой картины список бледный», а является «дирижёром музыкально-исполнительского процесса» [3]. Кроме того, концертмейстер должен уметь без ущерба для художественного результата при необходимости быстрого освоения сложного нотного текста мгновенно видоизменять его, а также подбирать аккомпанемент к народным песням или произведениям эстрадно-джазового плана, что является непосредственно творческой задачей. Эти факторы влияют на формирование специальных интерпретаторских и общепрофессиональных музыкально-творческих компетенций.

Для технологических компетенций концертмейстерская деятельность выполняет роль «заказчика» по различным аспектам исполнительского мастерства пианиста - звуковой культуры, технической оснащенности, артику-

ляционной и динамической палитры, метроритмической мобильности и других средств для достижения органичного и художественно-убедительного совместного музицирования с солистами-вокалистами и инструменталистами, обладающими не только типовыми различиями по характеру голосов или видам инструментов, но и индивидуальными - своим видением музыкальных образов, своими тембровыми, динамическими и виртуозными возможностями. Владение пианистическими приемами, разумеется, совершенствуется в классе специального инструмента - базовом для студента-испол-нителя, а у концертмейстера - продолжая образное сравнение Г.Г. Нейгауза [4], должен наличествовать своеобразный пианистический «мешок», из которого в нужный момент будут извлечены помимо технических формул (гамм, аккордов, арпеджио, октав, трелей, репетиций) соответствующие конкретному исполнителю и конкретному произведению звуковые краски, штрихи, стилистически убедительное интонирование, пианистическое туше. Специальные технологические компетенции способствуют формированию музыкально-операциональных.

Значительное влияние на процесс формирования различных компетенций молодого пианиста, центробежно действующее от специальных компетенций к общепрофессиональным и далее к универсальным, позволяет выявить анализ характера и результатов учебной деятельности студентов по данной дисциплине. Благодаря максимальному соответствию учебных форм профессиональным по всем видам деятельности в рамках данного предмета (репетиционные и концертные выступления с солистом или солистами, чтение аккомпанементов с листа, транспонирование, исполнение оперных сцен и клавиров, освоение обязательного репертуара) легко преодолевается противоречие системы образования между учебной и профессиональной деятельностью, отмеченное А.А. Вербицким [1]. Для понимания компетентно-стной роли конйцертмейстерского класса необходимо подчеркнуть, что сущностью учебной деятельности по данной дисциплине является профессионально-социальное взаимодействие, выражающееся в совместной деятельности с другим музыкантом, в создании пианистом всевозможных условий (исполнительских, психологических, порой и бытовых) для возможности творчества другого человека - солиста или солистов. Таким образом, «основной единицей активности студента является поступок, то есть действие, направленное на другого человека, предполагающее его отклик и с учетом этого - коррекцию действия» [1], что является признаком социально-обучающей модели, соответствуюшей уровню профессиональной деятельности в процессе обучения студента в вузе. Развивающиеся в процессе взаимодействия с другими исполнителями ответственность в сочетании с безальтернативным достижением эффективности выполнения учебных заданий интенсифицируют процесс формирования не только собственно ансамблевых компетен-

ций, но и специальных, общепрофессиональных, и даже общекультурных, взаимосвязь с которыми можно кратко обозначить следующим образом:

- формирование общенаучных компетенций реализуется в готовности к применению знаний в различных областях (истории, философии, педагогики, психологии), обусловленной широтой художественно-исторических явлений, отраженных в разнообразии репертуара и необходимостью экологичной организации совместного с солистами творческого процесса (здорового физического состояния солиста и продуктивного творческого);

- постоянное саморазвитие, самокритичность и самоконтроль - основа успешной деятельности концертмейстера как в конкретном исполнительском процессе, так и в стратегии профессионального и жизненного движения, что является показателем сформированно-сти инструментальных компетенций;

- факт формирования социально-личностных компетенций определяется самой природой концертмейстерской деятельности: постоянно осуществляемая профессиональная коммуникация, основанная на принципе достижения максимальной художественной целостности и гармонии с солистом - ансамблевой, психологической, организационной формирует такой уровень социально-профессиональной мобильности концертмейстера, его ответственности, толерантности, который позволяет легко адаптироваться к любым профессиональным и жизненным ситуациях, сохраняя духовные традиции прошлого и оставаясь созвучным стремительно меняющейся современности.

Список литературы:

1. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. - М.: ИЦ ПКПС, 2004. - 84 с.

2. Зеленкова Е.В. Компетентностный подход в высшем музыкально-профессиональном образовании // Высшее образование в России. - 2010. - № 11.

3. Кононенко В.А. «Концертмейстерский класс» как эпицентр музыкальной педагогики - мечта или реальность? //«Искусство в школе». - 2007. -№ 5. - С. 68-72.

4. Нейгауз ГГ Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. - 5-е изд. - М.: Музыка, 1988.

5. Петрова Т.Г. Компетенции студентов и выпускников музыкальных колледжей (училищ) [Электронный ресурс] // «Европейское довузовское музыкальное образование: Россия, страны СНГ и Европы. Состояние и перспективы», Санкт-Петербург, 19.10.2006-21.10.2006. - Режим доступа: www.gnesin.ru/obschie_svedeniya/administrazia/petrova/konferentsiya_19-21 10 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.