Научная статья на тему '«КОНЦЕРТА ПАРТИТУРА ШУМНАЯ...» (ИЗ ПИСЕМ А. И. КОС-АНАТОЛЬСКОГО К К. А. ЭРДЕЛИ)'

«КОНЦЕРТА ПАРТИТУРА ШУМНАЯ...» (ИЗ ПИСЕМ А. И. КОС-АНАТОЛЬСКОГО К К. А. ЭРДЕЛИ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
116
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Opera musicologica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АНАТОЛИЙ ИОСИФОВИЧ КОС-АНАТОЛЬСКИЙ / КСЕНИЯ АЛЕКСАНДРОВНА ЭРДЕЛИ / АРФА / КОНЦЕРТ ДЛЯ АРФЫ С ОРКЕСТРОМ / ANATOLIY KOS-ANATOLSKY / KSENIYA ERDELI / HARP / HARP CONCERTO

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Подгузова Марина Михайловна

История создания и дальнейшая судьба Концерта для арфы с оркестром А. И. Кос-Анатольского рассматриваются на основе писем композитора к выдающейся отечественной арфистке К. А. Эрдели, принявшей активное участие в появлении этого сочинения, а также ставшей первой его исполнительницей. Эпистолярий, относящийся к периоду 1954-1970 годов, посвящен процессу работы Кос-Анатольского над партитурой и голосами первого украинского концерта для арфы. Одной из центральных тем корреспонденции также становится исполнительская и издательская судьба сочинения. В целом письма дают возможность составить живой портрет композитора, с полной отдачей посвятившего себя созданию советского произведения концертного жанра для арфы. Также предлагается взгляд на положение Концерта Кос-Анатольского в отечественном арфовом репертуаре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“THIS NOISY CONCERTO SCORE...”(FROM THE LETTERS OF ANATOLIY KOS-ANATOLSKY TO KSENIYA ERDELI)

The article is dedicated to the history of creation and the future fate of the Concerto for harp and orchestra by Anatoliy Kos-Anatolsky, which are considered on the basis of the composer’s letters to the outstanding national harpist Kseniya Erdeli, who took an active part in the appearance of this composition, and also became its first performer. The epistolary dating back to the period of 1954-1970 is dedicated to the process of Kos-Anatolsky’s work on the score and voices of the first Ukrainian concerto for harp. One of the central topics of the correspondence is also the performing and publishing fate of the work. In general, the letters make it possible to draw a live portrait of the composer, who fully immersed himself in creating the Soviet work of the concert genre for harp. It also offers a look at the place of the newly created composition in the national harp repertoire.

Текст научной работы на тему ««КОНЦЕРТА ПАРТИТУРА ШУМНАЯ...» (ИЗ ПИСЕМ А. И. КОС-АНАТОЛЬСКОГО К К. А. ЭРДЕЛИ)»

УДК: 78.08 ББК: 85.313(2)

DOI: 10.26156/OM.2021.13.1.006

«Концерта партитура шумная...»

(из писем А. И. Кос-Анатольского к К. А. Эрдели)

Подгузова, Марина Михайловна

Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского 125009, Москва, ул. Б. Никитская, 13/6

Аннотация. История создания и дальнейшая судьба Концерта для арфы с оркестром А. И. Кос-Анатольского рассматриваются на основе писем композитора к выдающейся отечественной арфистке К. А. Эрдели, принявшей активное участие в появлении этого сочинения, а также ставшей первой его исполнительницей. Эпистолярий, относящийся к периоду 1954-1970 годов, посвящен процессу работы Кос-Анатольского над партитурой и голосами первого украинского концерта для арфы. Одной из центральных тем корреспонденции также становится исполнительская и издательская судьба сочинения. В целом письма дают возможность составить живой портрет композитора, с полной отдачей посвятившего себя созданию советского произведения концертного жанра для арфы. Также предлагается взгляд на положение Концерта Кос-Анатольского в отечественном арфовом репертуаре.

Ключевые слова: Анатолий Иосифович Кос-Анатольский, Ксения Александровна Эрдели, арфа, концерт для арфы с оркестром.

Дата поступления: 11.11.2020

Дата публикации: 15.03.2021

Для цитирования: Подгузова М. М. «Концерта партитура шумная...» (из писем А. И. Кос-Анатольского к К. А. Эрдели) // Opera musicologica. 2021. Т. 13. № 1. С. 123-138. DOI: 10.26156/0M.2021.13.1.006.

Марина Подгузова

«Концерта партитура шумная...»

(из писем А. И. Кос-Анатольского к К. А. Эрдели)

Становление жанра сольного арфового концерта началось в XVIII веке с произведений Г. Ф. Генделя1 и В. А. Моцарта2. Первым отечественным сочинением такого рода стал Концерт виртуоза Мариинского театра, арфиста А. Цабеля3. В XX веке вышеназванный жанр переживает период развития, подлинного расцвета. Появляется значительное количество новых произведений, в них формируется определенный круг технических и стилевых приемов.

Без преувеличения можно утверждать, что существенная часть отечественных сочинений подобного рода была создана при содействии блистательной арфистки Ксении Александровны Эрдели, которая на протяжении всей своей исполнительской деятельности неустанно привлекала выдающихся советских композиторов к созданию произведений для своего инструмента.

К. А. Эрдели вела обширную деловую переписку, основной темой которой были настоятельные просьбы писать новые сочинения для арфы. Ксения Александровна сотрудничала с М. М. Ипполитовым-Ивановым, Р. М. Глиэром, Д. Б. Кабалевским, Б. В. Асафьевым и многими другими ведущими композиторами нашей страны. В результате такого творческого содружества отечественный арфовый репертуар значительно обогатился. Назовем Концерт для арфы ми мажор Р. М. Глиэра4, который сразу же приобрел большую популярность. По сей день это сочинение широко исполняется современными арфистами с концертной эстрады.

Инициатором появления Концерта для арфы с оркестром Анатолия Кос-Анатольского стала украинская арфистка Виктория Петровна Полтарева5.

1 Гендель Г. Ф. Концерт для арфы с оркестром B-dur ор. 4 № 6 HWV 294 (1736).

2 Моцарт В. А. Концерт для флейты и арфы с оркестром C-dur KV 299 (1778).

3 Цабель А. Концерт для арфы с оркестром c-moll ор. 35 (1904).

4 Глиэр Р. М. Концерт для арфы с оркестром Es-dur ор. 74 (1938).

5 Полтарева, Виктория Петровна (1919-1991) — советская арфистка, в описываемое время преподаватель, а позднее — профессор Львовской консерватории. Родилась в дворянской семье, в городке Ромны Полтавской губернии. Отец во время Первой мировой войны служил генерал-интендантом территорий, занятых войсками Российской империи на Австро-Венгерском фронте, позже был юристом. Избегая преследований,

Виктория Петровна училась у Ксении Александровны Эрдели в период 1938-1944 годов, и, вероятно, была свидетельницей совместной работы своего педагога с одним из ведущих отечественных композиторов — Р. М. Глиэром — над сольным арфовым Концертом. В 1954 году Полта-рева уже сама сотрудничала с А. И. Кос-Анатольским, помогая создать первое украинское сочинение концертного жанра для арфы.

Произведение было уже почти закончено, когда к работе над ним подключилась Ксения Александровна. Она же написала и арфовую каденцию. Вот что вспоминала сама арфистка о том, как начиналось ее творческое содружество с Анатолием Иосифовичем Кос-Анатольским:

«Однажды, в июне 1954 года <...> мне позвонил по телефону незнакомый человек, назвал себя композитором Кос-Анатольским из Львова и просил принять его. Оказалось, что этот композитор <...> решил написать Концерт для арфы и вчерне уже окончил его» [Эрдели 1967, 141].

Партия арфы требовала корректировки, и автор сочинения попросил Ксению Александровну отредактировать ее. Совместная деятельность арфистки и композитора началась в Карпатах во время летних студенческих каникул. Из воспоминаний К. А. Эрдели:

«Наслаждаясь природой, я работала над Концертом. Анатолий Иосифович <. . . > приходил ко мне три-четыре раза в неделю. Я проигрывала ему на арфе свои дополнения, изменения и но-

обусловленных деятельностью отца, семья переехала в Ленинград, где Полтарева поступила на фортепианный факультет консерватории и одновременно училась игре на арфе у профессора Н. И. Амосова. В 1937 году отец арфистки был арестован и расстрелян, что стало причиной переезда семьи в Москву. Виктория Петровна продолжила обучение игре на арфе в Московской консерватории у К. А. Эрдели. В 1941 году молодую арфистку пригласили работать в Ереванский оркестр на один сезон. Начало войны она застала в Армении. Вернуться в Москву было невозможно, и Виктория Петровна осталась в Ереване. По окончании сезона арфистка была приглашена в оркестр Рашида Бейбутова. Коллектив выехал на гастроли в Иран, где Полтарева заболела тропической лихорадкой и попала в госпиталь. Вернувшись в Москву только в 1944 году, она окончила Московскую консерваторию и была направлена во Львов по «распределению молодых кадров на периферию». В дальнейшем арфистка во многом повторила судьбу своего отца. В 1945 году она была арестована за иностранную переписку, которую вела со своими друзьями, приобретёнными во время гастролей в Иране. Виктория Петровна провела под арестом девять месяцев, но была оправдана и восстановлена на работе. В 1969 году Полтарева защитила кандидатскую диссертацию на тему «Проблемы развития искусства игры на арфе в Советском Союзе» (Киев). В 1986 году — переехала в Киев, где продолжала концертную деятельность до конца жизни.

вые технические пассажи. Анатолий Иосифович под мою музыкальную диктовку записывал всё это» [Эрдели 1967, 142].

Концерт был завершен летом, и к началу учебного года Ксения Александровна вернулась в Москву. Последние коррективы, которые автор вносил в сочинение, обсуждались в переписке. Это и стало одной из центральных тем корреспонденции двух выдающихся музыкантов на протяжении многих лет.

Письма А. И. Кос-Анатольского к К. А. Эрдели содержатся в архивном фонде блистательной арфистки, хранящемся в Российском национальном музее музыки6. Эпистолярий, охватывающий более полутора десятка лет (1954-1970), помогает воссоздать процесс появления на свет нового масштабного произведения для арфы, а также, на примере вышеназванного сочинения, дает возможность составить мнение о ходе формирования советского арфового репертуара.

Письма Ксении Александровны к композитору пока не найдены. Думается, что и они представляли бы значительный интерес и могли бы существенно дополнить картину создания Концерта, детализируя этапы работы над партией солирующего инструмента. Однако и сохранившаяся часть корреспонденции позволяет достаточно подробно изучить процесс написания и судьбу нового сочинения.

К началу работы над Концертом заслуженная артистка РСФСР, профессор Московской консерватории Ксения Александровна Эрдели имела обширный исполнительский опыт, тридцать лет проработав в Большом театре и став одной из блистательных концертирующих исполнительниц на арфе. Анатолий Иосифович, автор опер, балетов, произведений для симфонического оркестра, лауреат Сталинской премии, в то время преподавал во Львовской консерватории.

Переписка двух музыкантов, начавшаяся как обмен профессиональными мнениями, со временем превратилась в дружеское общение. Деловой тон стал доверительным, сердечным. В письмах мелькают теплые воспоминания о совместной работе в Карпатах. Кос-Анатольский даже посвятил стихотворение этому прекрасному периоду творчества:

«О, божеская, златострунная Тебе тоска моя безумная И ночь карпатская, ночь лунная, Концерта партитура шумная.

6 РНММ. Ф. 347. №№ 1852-1901, 8312.

Прими же, золотая арфа, Привет на крыльях телеграфа. Сигнал моей посылки ценной И арфной страсти неизменной»7.

Первые письма датированы осенними месяцами 1954 года. Это — время заключительной корректуры Концерта перед его первым исполнением. Корреспонденты обсуждали последние правки и уточнения. На финальном этапе работы Анатолий Иосифович вносил лишь мелкие исправления в арфовую партию, стараясь не обременять солистку переучиванием нотного текста перед премьерой сочинения:

«В финале (III часть) я убрал немного этого надоедающего фа-мажора, но это всё ни в чём не меняет партии арфы, кроме одного единственного аккорда. Под номером 25 III части сейчас должен быть у арфы не аккорд F-dur, а только аккорд Des-dur»8.

Работа над Концертом постепенно подходила к концу. Первое исполнение было назначено во Львове на 30 ноября 1954 года. Принимая Ксению Александровну в своем городе, композитор старался обеспечить ей максимально комфортные условия, организовать совместное выступление с оркестром Львовской филармонии на высоком уровне:

«Я немедленно связался с Гончаровым — художественным руководителем Львовской филармонии, который просил передать Вам привет и сообщить, что всё будет так, как Вы желаете.

Мы надеемся, что Вы предупредите нас телеграммой о своём9 выезде, что даст нам возможность встретить Вас на вокзале»10.

Перед концертом состоялась репетиция, оркестром дирижировал Николай Филаретович Колесса". Исполнительский стиль Ксении Александровны всегда отличался яркой эмоциональностью; такого же исполнения

7 РНММ. Ф. 347. № 1855. Л. 5. Из письма от 29 июня 1955 г., Косов.

8 РНММ. Ф. 347. № 1854. Л. 3. Из письма от 19 ноября 1954 г., Львов.

9 РНММ. Ф. 347. № 1853. Л. 2. Предположительно ноябрь 1954 года, Львов.

10 РНММ. Ф. 347. № 1853. Л. 2об.

11 Колесса, Николай Филаретович (1903-2006) — советский композитор, симфонический, оперный и хоровой дирижер, педагог. Народный артист СССР (1991). Кавалер ордена Ленина (1961). Лауреат Государственной премии Украинской ССР имени Т. Г. Шевченко (1983). Герой Украины (2002). В описываемое время — доцент, ректор Львовской консерватории имени Н. Лысенко.

требовала она и от оркестра. В первый момент это не понравилось дирижеру. И он, как вспоминала арфистка, заметил: «Темперамент, регулируемый рассудком, — великая сила, которая не всем дана и которой многие музыканты завидуют» [Эрдели 1967, 142]. Однако солистке и дирижеру удалось прийти к общему мнению относительно трактовки сочинения, и премьера прошла с огромным успехом. Через несколько дней во Львовском отделении Украинского театрального общества12 состоялось повторное исполнение Концерта, которое, как и первое, было прекрасно встречено публикой. Отметим, что произведение для арфы с оркестром во львовских концертных залах звучало впервые.

Несмотря на признание нового сочинения большой слушательской аудиторией, композитор не переставал редактировать свое детище. Фактически через год после премьеры Концерта Кос-Анатольский писал:

«Теперь о самой партитуре. Прошу обратить внимание на страницы: 38, 39, 40, 41, где я „поднял" арфную партию на октаву, ибо, слушая много раз запись Концерта по радио, я убедился в том, что там арфа „проваливалась" в низком регистре против реплик оркестра. Это — единственное, что относится к арфе.

Остальные „новости" касаются удвоения некоторых фраз и реплик в оркестре, там, где опять-таки я убедился, что что-то пропадает и недостаточно выделяется, как бы этого хотелось. Это уж не касается арфной партии.

Например, станица 99 — viola, страница 100 — I violino, страница 181 — fagot, страница 182 — fg, corno I, страница 180 — fagot и т. д. Всё это несущественно. Но если Ваш рижский дирижёр соизволит эти мелкие прелести осуществить (это нужно вписать в голоса), то прошу его искренне поблагодарить „от имени композитора, лауреата Сталинской премии А. Кос-Анатольского".

Впрочем, все мои мелкие корректуры видны в партитуре, поскольку я всё исправил синими чернилами", а партитура писана, в основном, тушью. Голоса, которые я Вам послал — это те самые, с которыми Вы уже дважды концертировали, значит, ошибок нет, но, повторяю, можно бы туда вписать некоторые мелкие добавления, вышеупомянутые»".

Одновременно с тщательной отделкой оркестровых голосов шла работа и над транскрипцией Концерта для арфы в сопровождении струнного

12 Украинское театральное общество — творческая организация, объединяющая работников театра Украинской ССР, основана в Киеве в 1944 году.

13 РНММ. Ф. 347. № 1856. Л. 5. Из письма от 29 июня 1955 г., Львов.

14 РНММ. Ф. 347. № 1856. Л. 5 об.

квинтета, о чем Кос-Анатольского просила Эрдели. Композитор приступил к записи партий квинтета еще до премьеры сочинения, в середине ноября 1954 года.

«Сейчас работаю над переложением Концерта для струнного квинтета (по Вашему желанию), а клавиром буду заниматься, когда таков окажется нужен»".

Однако работа над партитурой квинтета затянулась. Закончена она была лишь в 1957 году и уже в варианте для арфы и струнного квартета.

«О Квартете я не забыл, наоборот, я уже всё обещанное сделал и сейчас сдал партитуру в переписку. После переписки и корректуры я немедленно Вам вышлю, а, возможно, что в конце марта буду на Съезде композиторов в Москве", и тогда Вам лично привезу этот квартетный вариант нашего Концерта»/7.

Очень скоро после премьеры Концерт для арфы с оркестром был записан на радио. Сочинение многократно исполнялось К. А. Эрдели, в том числе, во время гастрольных поездок по стране, и вызвало большой интерес среди широкого круга арфисток. Вот что писал Анатолий Иосифович об очередном исполнении своего произведения:

«У нас будет Пленум композиторов Львова 28, 29, 30 октября с. г. [1955 — М. П.]. На этом Пленуме Наташка" будет играть I часть моего Концерта»19.

Ксения Александровна, являясь первой исполнительницей сочинения, со своей стороны активно способствовала широкому знакомству музыкантов и руководства в музыкальной культуре с новым Концертом. Приведу письмо, адресованное Ф. Е. Козицкому^:

15 РНММ. Ф. 347. № 1854. Л. 3об. Из письма от 19 ноября 1954 г., Львов.

16 Речь идет о II Всесоюзном съезде композиторов, которой состоялся 28 марта—5 апреля 1957 года.

17 РНММ. Ф. 347. № 1862. Л. 11. Из письма от 4 марта 1957 г., Львов.

18 Мальчевская, Наталья Павловна (р. 1940) — арфистка, ученица К. А. Эрдели. Заслуженная артистка РФ. В настоящее время солистка Саратовской филармонии имени А. Г. Шнитке.

19 РНММ. Ф. 347. № 1856. Л. 8. Из письма от 29 июня 1955 г., Львов.

20 Козицкий, Филипп Емельянович (1893-1960) — советский композитор, музыковед. Заслуженный деятель искусств УССР (1943). Заведующий кафедрой истории музыки

«Так как Кос-Анатольскому как автору неудобно самому предлагать исполнение своего произведения, то очень желательно, чтобы Вы как Председатель Союза композиторов Украины внесли такое предложение и написали бы ходатайство на имя Хренникова о включении Концерта Кос-Анатольского в план для показа на Пленуме21.

Очень желательно, чтобы Вы указали в Вашем ходатайстве, что Концерт очень хорошо прошёл22 в Киеве и во Львове, и что он исполняется по киевскому радио.

Оргкомитет Пленума состоит из следующих товарищей: Ко-митас, Хренников, Шапорин, Белый.

Я высказала свои соображения Шапорину, но мне нужна Ваша поддержка.

Очень прошу Вас поскорее ответить мне по этому вопросу, который меня крайне интересует. Не откажите в любезности прислать мне авиаответ»23.

Новым советским концертом заинтересовались и зарубежные исполнители. Одним из них был ведущий американский арфист Аристид Вюрцлер24.

«Уважаемая, дорогая Ксения Эрдели!

13 июня буду в Москве. У меня к Вам большая просьба: если бы Вы были так любезны и дали бы переписать для меня I, II, III части Концерта Кос-Анатольского, чтобы я мог взять с собой, так как я их не смогу достать.

Киевской консерватории, профессор. В 1943-1948 годах являлся заместителем председателя Комитета по делам искусств при Совете народных комиссаров Украинской ССР. В 1952-1956 — председатель правления Союза композиторов Украинской ССР.

21 Речь идет о показе сочинения А. И. Кос-Анатольского на X Всесоюзном пленуме правления Союза композиторов, который состоялся 22-24 января 1957 года. Председателем Союза Советских композиторов в то время являлся Т. Н. Хренников.

22 РНММ. Ф. 347. № 672. Л. 26. 15 марта 1956 г.

23 РНММ. Ф. 347. № 672. Л. 26об.

24 Вюрцлер (Вюртцлер фон), Аристид (1925-1997) — венгеро-американский арфист, педагог. Игре на арфе начал обучатся в 12 лет. Окончил Музыкальную академию Ференца Листа в Будапеште. Работал в Детройтском симфоническом оркестре и Нью-Йоркской филармонии. Преподавал в Нью-Йоркском университете, Нью-Йоркском Куинз-колледже, Бриджпортском университете в Коннектикуте, а также Университете Хофстра, где ежегодно организовывал мастер-классы ведущих арфистов мира (П. Жаме, Г. И. Цингеля, В. Г. Дуловой). В 1970 году основал концертирующий квартет арф, для которого создал репертуар из почти двухсот произведений. Квартет выступал в более чем шестидесяти странах, записал множество компакт-дисков. Аристид Вюр-цлер — автор значительного числа сочинений и транскрипций для арфы.

Я беру с собой концертные пьесы, разные соло и ноты камерно-инструментальной музыки.

Буду Вам очень обязан. Заранее благодарю. Надеюсь Вас застать в хорошем состоянии»25.

А композитор хлопочет о передаче нот для еще одной американской арфистки:

«Две партитуры Концерта уже есть в Польше. Днями — арфист-ка26 американского Филадельфийского оркестра27 в одном разговоре в Киеве спрашивала, нет ли кроме Концерта Глиэра ещё какого-нибудь Концерта. Ей сказали о моём, и она выразила желание его достать. Но ей ответили, что он ещё не напечатан. И вот, я предлагаю такое: я готов в ближайшие дни выслать оркестровую партитуру Концерта на Ваш адрес. Не были бы Вь^8 склонны лично или через любезность Софии Ивановны^9 передать партитуру этой арфистке, когда Филадельфийский оркестр будет в Москве. Можно бы вначале с этой арфисткой связаться, а потом, когда этот оркестр возвратится опять в Москву из гастролей в Ленинграде, вручить ей партитуру, которую я тем временем подошлю на Ваш адрес.

<. . . >. Думаю, что всё это было бы очень приятно, несмотря на то, сыграет она этот Концерт или нет»3о.

Премьерный успех, широкая концертная география, особенно в первые годы, записи на радио и телевидении — всё это должно было служить достаточными условиями для публикации вновь созданного сочинения.

25 РНММ. Ф. 347. № 1359. Л. 1. Из письма от 13 июня 1956 г.

26 По-видимому, речь идет о солистке Филадельфийского оркестра Мерилин Костел-ло (1925-1998). М. Костелло родилась в Кливленде, начала заниматься музыкой как пианистка. В 14 лет стала осваивать игру на арфе. Позже училась в Кёртисовском институте музыки у Карлоса Сальседо. Будучи студенткой второго курса (1945), начала работать в качестве второй арфы Филадельфийского оркестра. Уже в 1946 году стала солисткой оркестра и проработала на этом месте 46 лет, до 1992 года. С 1962 года преподавала в Кёртисовском институте музыки. Среди ее учеников — арфисты, работающие в ведущих оркестрах мира, в том числе в Берлинской филармонии, оркестре Метрополитен-опера, Сент-Луисском симфоническом оркестре и Национальном симфоническом оркестре.

27 В 1958 году состоялись гастроли Филадельфийского оркестра в СССР. За время пребывания в Советском Союзе было дано 12 концертов, все они прошли с большим успехом.

28 РНММ. Ф. 347. № 1863. Л. 12. Из письма от 28 мая 1958 г., Львов.

29 Муромцева, София Ивановна (1903-1982) — секретарь К. А. Эрдели.

30 РНММ. Ф. 347. № 1863. Л. 12 об. Из письма от 28 мая 1958 г., Львов.

Однако издательская судьба Концерта в начале его существования оказалась далеко не самой простой и успешной.

Первые сдержанные упоминания о возможной публикации произведения появляются в письмах композитора к Ксении Александровне уже летом 1955 года:

«Если бы когда-нибудь встал серьезно вопрос об издании Концерта, тогда мне было бы необходимо еще раз взять партитуру к исправлению, ибо я, учитывая некоторые замечания, немного переменил основной мотив III части. На партию арфы это имеет минимальное влияние, больше это отразилось на оркестровке»з\

Работа над последними правками заняла довольно длительное время. Только в 1958 году Анатолий Иосифович начал вести переговоры с издательством:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Спешу сообщить Вам, что сегодня я, в конце концов, отправил в издательство «Советский композитор» на имя С. Стемпневско-го32 рукописи нашего арфного Концерта, специально переписанные для издательства, а именно:

а) Партитуру для арфы с оркестром;

б) Клавир;

в) Транскрипцию для арфы и струнного квартета.

На каждой из рукописей33 написано, что редакция арфной партии принадлежит Вам. Кроме того, весь Концерт, разумеется, само собой, — Вам. Сейчас просьба к Вам действовать на полный ход.

Будем надеяться, что Концерт этот, в конце концов, дождётся печати, а пока пусть заключат договор»^.

Однако выход в свет сочинения затягивался, переговоры «буксовали»:

31 РНММ. Ф. 347. № 1857. Л. 6. Из письма от 23 июля 1955 г., Львов.

32 Стемпневский, Станислав Владиславович (1923-1996) — композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР. В описываемое время заведующий оперно-симфонической редакцией издательства «Советский композитор». В 1954-1956 годах — редактор издательства «Музгиз». Также являлся старшим музыкальным редактором «Мосфильма», заместителем главного редактора репертуарно-редакционной коллегии по музыкальным произведениям Министерства культуры СССР. В 1970-1973 годах был ответственным секретарем правления Союза композиторов РСФСР, с 1975 года — заместителем главного редактора Главной редакции музыкальных программ Гостелерадио СССР.

33 РНММ. Ф. 347, № 1865. Л. 14. Из письма от 13 июля 1958 г., Львов.

34 РНММ. Ф. 347. № 1865. Л. 14 об.

«Недавно я выслал в издательство партитуру, клавир и квартетную транскрипцию арфного Концерта заместителю главредакто-ра Стемпневскому, о чём и Вам отдельно написал письмо. Пока никакого ответа из издательства нет>г5.

Через год проволочек Кос-Анатольский получил отказ в публикации Концерта:

«Что касается моего арфного Концерта, то из Москвы я получил отрицательный ответ за подписью того самого Аксюка3б, который лично заверил меня неоднократно в том, что Концерт будет издан. Я не думаю вдаваться с ним в дискуссию. Я послал Концерт в Киевско-Украинское отделение Всесоюзного музыкального издательства «Советский композитор» — ул. Чекистов, 3, главному редактору Малышеву". Сегодня я рад узнать от Вас, что именно это Вы и советуете сделать. Если Вы будете так любезны организовать соответствующую заявку из Московской консерватории, то буду Вам очень благодарен.

Из других консерваторий это также можно сделать, так как Концерт играют в Киеве, Харькове, Одессе, Вильнюсе, Ленинграде, Запорожье, Луганске (т. е. Ворошиловграде). Это я сделаю через Викторию Петровну, потому что мне самому неудобно заниматься агитацией»38.

Однако и в Киевском отделении издательства дело не двигалось. Через два года — в 1961-м — Кос-Анатольский сетовал на то, что Концерт так и остался рукописью:

«Весь нотный материал (клавир, партитура оркестровая и партитура квартетная) сейчас лежат в Киеве в издательстве «Советский композитор», где (неофициально пока что) обещают издать. Но это еще не твердо.

35 РНММ. Ф. 347. № 1866. Л. 15, 15 об. Из письма от 5 августа 1958 г., Львов.

36 Аксюк, Сергей Васильевич (1901-1994) — советский композитор и музыкальный критик. В описываемое время — главный редактор издательства «Советский композитор». Был также консультантом правления Союза композиторов СССР (1951-1956), секретарем правления Союза композиторов СССР (1957-1962).

37 Малышев, Юлий Владимирович (1924-2006) — украинский музыковед, критик и педагог. В 1952-1953 годах преподавал в Киевской консерватории. В 1953-1957 годах являлся консультантом отдела науки и культуры ЦК КП Украины. В описываемое время — ответственный секретарь правления Союза композиторов Украины, а также — главный редактор Украинского отделения издательства «Советский композитор». С 1966 года являлся главным редактором издательства «Музична Украша».

38 РНММ. Ф. 347. № 1869. Л. 19об. Из письма от 21 августа 1959 г., Львов.

Начинать опять разговоры с Московским издательством — это очень для меня трудно и малоперспективно. Если Вы считаете возможным сделать что-либо со своей стороны, конечно, я не только не возражаю, но и буду благодарен^9.

В 1963 году, после множества отсрочек, Концерт впервые вышел в свет, однако оформление издания не соответствовало ожиданиям композитора и первой исполнительницы. Анатолий Иосифович ощущал свою вину в том, что не доглядел, и в печать вышла верстка, не отражающая участие Ксении Александровны в работе над сочинением:

«Когда я проводил корректуру Концерта, на первой странице сверху согласно моему требованию была надпись о том, что Концерт посвящен Вам.

Потом мне больше не предоставлено было возможности окончательной корректуры, и когда я получил готовый первый авторский экземпляр и сразу с большим4° огорчением заметил, что эта надпись не была напечатана.

Издатели извиняются в разнообразных вариантах, но, конечно, ничего уж нельзя сделать.

Я умоляю Вас не огорчаться этой неприятностью чрезмерно.

Никто и никогда не сможет смазать чудесного факта, что этот арфный (а потом фортепианный) Концерт посвящён только Вам!!!»41 (подчеркнуто автором письма — М. П.).

Возможно, эмоциональное свидетельство композитора о посвящении Концерта блистательной арфистке, а также ее роли в создании сочинения связано с неоднозначной ситуацией, возникшей по этому вопросу между Ксенией Эрдели и ведущей украинской исполнительницей Викторией Полтаревой, принявшей непосредственное участие в работе над произведением в начальной стадии. Вот что писала Виктория Петровна Д. Р. Рогаль-Левицкому42:

39 РНММ. Ф. 347. № 1893. Л. 23об. Из письма от 30 июля 1961 г., Львов.

4° РНММ. Ф. 347. № 1877. Л. 27. Из письма от 26 декабря 1963 г., Львов.

41 РНММ. Ф. 347. № 1877. Л. 27об.

42 Рогаль-Левицкий, Дмитрий Романович (1898-1962) — советский музыковед, педагог, профессор Московской консерватории, кандидат искусствоведения. В 1931-1938 годах работал в музыкальной редакции (Музгиз) государственного издательства. Рогаль-Левицкий сыграл значительную роль в развитии жанра оркестровой сюиты. Оркестровал ряд опер русских композиторов. Составлял партитуры ряда произведений С. С. Прокофьева по его клавирам с размеченной инструментовкой. Осуществил полную редакцию оперы «Кармен» Ж. Бизе (М., 1953, 1956). В 1925 году Рогаль-Левицкий

«Теперь, относительно Эрдели. <...>. Концерт для арфы Кос-Анатольского она присвоила себе, хоть он написан для меня и по моей инициативе, и при большом моем труде в первой редакции, где многие куски в редакции Эрдели остались неизмененными» [Подгузова 2010, 125].

Однако сама Полтарева в своей монографии «Творческий путь К. А. Эрдели» отмечала, что именно Ксения Александровна принимала участие в создании вышеназванного Концерта. Отметим, что последнее издание сочинения, увидевшее свет в Киеве уже после ухода из жизни его автора, вышло с пометкой о редакции партии арфы В. П. Полтаревой".

Концерт для арфы с оркестром А. И. Кос-Анатольского сразу же после своего появления стал очень популярен и востребован среди отечественных и зарубежных арфистов. Однако постепенно сочинение сошло со сцены. Сегодня Концерт, с таким энтузиазмом принятый в первые годы своего существования, фактически не исполняется.

По-видимому, причиной тому служит некоторое сходство тематизма, музыкального языка и ряда приемов, использованных в партии солирующего инструмента, в сочинениях для арфы с оркестром Глиэра и Кос-Анатольского. Это отмечает и Н. Х. Шамеева44:

«Концерт Кос-Анатольского продолжает ту линию развития ар-фового концерта, которая началась от Глиэра, вернее, это произведение вслед за Концертом Василенко повторяет многое из того, что уже написал Глиэр» [Шамеева 1994, 44].

Думается, что сочинение Глиэра, также созданное при активном содействии Ксении Эрдели, оказало сильнейшее — одновременно благотворное и губительное — влияние на Кос-Анатольского, выделяясь как более яркое и самобытное, и тем самым сократило исполнительскую судьбу первого украинского Концерта для арфы.

Письма А. И. Кос-Анатольского к К. А. Эрдели не только дают возможность составить непосредственный, живой портрет композитора,

окончил Московскую консерваторию по классу арфы М. А. Корчинской. Именно как к профессиональному арфисту и обращается к нему в своих письмах Полтарева.

43 Кос-Анатольский А. И. Концерт для арфы с оркестром / ред. партии арфы В. П. Пол-таревой. Киев, 1986. 72 с.

44 Шамеева, Наталия Хамидовна (р. 1939) — отечественная арфистка, заслуженная артистка РФ, заслуженный деятель искусств РФ, кандидат искусствоведения. Долгое время являлась солисткой оркестра Большого театра. В настоящее время — профессор Российской академии музыки имени Гнесиных.

создающего новое масштабное сочинение для арфы, но и являются уникальным материалом в контексте изучения вопросов отечественного арфового творчества и исполнительства середины XX века. Дальнейшее исследование архивных источников в этом направлении поможет воссоздать детальную картину развития отечественного композиторского творчества в арфовом искусстве.

Аббревиатуры

РНММ — Российский национальный музей музыки (г. Москва) Литература

[1] Подгузова 2010 — Подгузова М. Арфовое искусство России первой половины

XX века (творчество, исполнительство). Москва : Эдитус, 2010. 210 с.

[2] Шамеева 1994 — Шамеева Н. История развития отечественной музыки для арфы

(XX век). Москва : [б. и.], 1994. 146 с.

[3] Эрдели 1967 — Эрдели К. Арфа в моей жизни. Москва : Музыка, 1967. 239 с.

© М. М. Подгузова, 2021

Сведения об авторе

Подгузова, Марина Михайловна

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8397-477X

SPIN-код: 4149-2646

e-mail: marina.podguzova@gmail.com

Кандидат искусствоведения (2009), редактор отдела компьютерных технологий и информационной безопасности Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского

125009, Москва, ул. Б. Никитская, 13/6

"This Noisy Concerto Score..."

(From the Letters of Anatoliy Kos-Anatolsky to Kseniya Erdeli)

Podguzova, Marina M.

Moscow State Tchaikovsky Conservatory

13/6 Bolshaya Nikitskaya St., Moscow, 125009, Russia

Abstract. The article is dedicated to the history of creation and the future fate of the Concerto for harp and orchestra by Anatoliy Kos-Anatolsky, which are considered on the basis of the composer's letters to the outstanding national harpist Kseniya Erdeli, who took an active part in the appearance of this composition, and also became its first performer. The epistolary dating back to the period of 1954-1970 is dedicated to the process of Kos-Anatolsky's work on the score and voices of the first Ukrainian concerto for harp. One of the central topics of the correspondence is also the performing and publishing fate of the work. In general, the letters make it possible to draw a live portrait of the composer, who fully immersed himself in creating the Soviet work of the concert genre for harp. It also offers a look at the place of the newly created composition in the national harp repertoire.

Keywords: Anatoliy Kos-Anatolsky, Kseniya Erdeli, harp, harp concerto. Submitted on: 11.11.2020 Published on: 15.03.2021

For citation: Podguzova, Marina M. " 'This Noisy Concerto Score...'. From the letters of Anatoliy Kos-Anatolsky to Kseniya Erdeli". In Opera musicologica, vol. 13, no. 1 (2021), pp. 123-138 (in Russian). DOI: 10.26156/0M.2021.13.1.006.

Works Cited

[1] Podguzova, Marina (2010). Arfovoye iskusstvo Rossiipervoy poloviny XX veka (tvorchestvo,

ispolnitel'stvo) [Harp art of Russia in the first half of the 20th century (creativity, performance)]. Moscow : Editus, 210 p. (in Russian).

[2] Shameeva, Natalia (1994). Istoriya razvitiya otechestvennoy muzyki dlya arfy (XX vek).

[The history of the development of domestic music for harp (XX century)]. Moscow, 146 p. (in Russian, unpublished).

[3] Erdeli, Ksenia (1967). Arfa v moey zhizni [Harp in my life]. Moscow : Muzyka, 239 p.

(in Russian).

About the Author

Podguzova, Marina M.

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8397-477X

SPIN-Kog: 4149-2646

e-mail: marina.podguzova@gmail.com

PhD (2009), Editor of the Department of Computer Technologies and Information Security of Moscow State Tchaikovsky Conservatory 13/6 Bolshaya Nikitskaya St., Moscow, 125009, Russia

© ®

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY4.0)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.