Научная статья на тему 'Концептуальный подход к построению эффективной системы организации промысла морских биоресурсов'

Концептуальный подход к построению эффективной системы организации промысла морских биоресурсов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
132
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лисиенко С. В.

Статья посвящена выработке концептуального подхода к по-строению эффективной системы организации работы добывающего флота как основного поставщика рыбного сырья для дальнейшего производства из него конкурентоспособной и качественной продук-ции на основе представления и исследования рыбохозяйственой дея-тельности как единого производственно-сбытового процесса «до-быча - переработка - транспорт - сбыт».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальный подход к построению эффективной системы организации промысла морских биоресурсов»

УДК 639.2.081+338.4

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ПОСТРОЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОМЫСЛА МОРСКИХ БИОРЕСУРСОВ

С.В. Лисиенко, Дальрыбвтуз, Владивосток

Статья посвящена выработке концептуального подхода к построению эффективной системы организации работы добывающего флота как основного поставщика рыбного сырья для дальнейшего производства из него конкурентоспособной и качественной продукции на основе представления и исследования рыбохозяйственой деятельности как единого производственно-сбытового процесса «добыча - переработка - транспорт - сбыт».

Современный этап развития рыбного хозяйства Российской Федерации характеризуется возросшим вниманием к нему со стороны государства и правительства.

За годы реформирования экономики и российского общества в системе управления рыбохозяйственным комплексом России произошли большие изменения. Либерализация экономики, поспешная приватизация и акционирование государственной собственности, снижение доли государственного сектора в экономике разрушили вертикальную систему государственного управления единым производственным процессом: добыча - переработка - транспорт -сбыт, а также подпроцессами по поиску, изучению водных биологических ресурсов, их воспроизводству, сохранению и охране. Параллельно с этим произошел процесс разрушения горизонтальных координационных связей, т.е. внутриотраслевых и хозяйственных. Вследствие этого рыбохозяйственный комплекс как единый организм прекратил свое существование. Фактически он стал представлять собой некоторую совокупность объектов специализированного назначения, которые продолжали вести свою производственную деятельность в новом экономическом пространстве.

Возрождение и в дальнейшем достижение устойчивого функционирования рыбохозяйственного комплекса, укрепление стабильности и конкурентоспособности рыбохозяйственных предприятий, сохранение и расширение сырьевой базы рыболовства обозначены отправными точками роста экономики страны в обеспечении продовольственной безопасности в программных документах, принятых и утвержденных в последние несколько лет Правительством и Президентом страны.

В основе перечисленных документов лежат концептуальные положения, определяющие приоритеты развития рыбной отрасли на долговременную перспективу. Среди них особо актуальными являются направления, связанные с повышением эффективности работы

добывающего флота, являющегося основным поставщиком рыбного сырья. В связи с этим первостепенное значение приобретают вопросы эффективной организации и управления промыслом морских биоресурсов.

Сложившиеся в начале 70-х годов и успешно функционирующие в плановой экономике при централизованной системе управления рыбным хозяйством традиционные формы организации промысла: экспедиционная и автономная с присущими каждой вариативными подформами - претерпели существенные изменения, а в отдельных случаях полностью изжили себя в период перехода к рыночной экономике. Удаленность от российских берегов традиционных для экспедиционного промысла акваторий в данный период, т.е. в период ликвидации централизованного управления, государственного регулирования и координации рыбохозяйственной деятельности, разрушения внутриотраслевых и хозяйственных связей во время разгосударствления предприятий, повлекла за собой отказ отечественных рыбопромышленников от организации экспедиционного промысла в них по причинам экономической нецелесообразности. Все внимание было сосредоточено на общедоступном промысле в близлежащих акваториях Охотского и Берингова морей и на валютоемких объектах. В результате этого весь мощный добывающий пресс обрушился на традиционные объекты промысла, а сам промысел стал поставщиком бросового сырья на рыбные рынки иностранных государств и мировые рынки, на которых впоследствии происходила торговля готовой рыбопродукцией по мировым ценам. К началу третьего тысячелетия реально возникла угроза продовольственной безопасности страны, с одной стороны, и практического истощения нещадно эксплуатируемой сырьевой базы дальневосточных морей, с другой.

В связи с невозможностью продолжения проведения подобной политики в области рыбодобычи по указанным причинам и уже начавшемся на сегодняшнем этапе развития структурном преобразовании отрасли перед рыбопромышленной наукой и производством стоит комплексная задача по выработке стратегии рациональной эксплуатации биоресурсов, научном обосновании эффективной системы организации и управления промыслом морских биоресурсов.

В этой связи особую важность приобретает необходимость рассмотрения рыбохозяйственной деятельности как единого производственно-сбытового процесса «добыча - переработка -транспорт - сбыт». Функционирование такой финансово-технологической цепочки обеспечивается взаимосвязанными и взаимообусловленными потоковыми процессами на всех этапах жизненного цикла продукта промысла.

В системе «промысел» происходит движение материальных и связанных с ними информационных и финансовых потоков. Ключевым

звеном являются материальные потоки, которые образуются, начиная от первичного источника сырья и заканчивая конечным потребителем, при этом связывая между собой многочисленные звенья. Выделение этапов операций на пути продвижения материального потока через все промежуточные звенья позволяет увидеть общий процесс продвижения изменяющегося продукта к конечному потребителю, ставить и решать задачи сквозного мониторинга движения, проектировать сквозные логистические цепи, изучать и прогнозировать их поведение с учетом потребностей рынка.

Главной стратегической задачей функционирования системы «промысел» является эксплуатация природных ресурсов в целях обеспечения продовольственной безопасности страны. В этой связи отправной точкой развития рыбохозяйственной деятельности должно стать переориентирование на выпуск конкурентоспособной, высококачественной, широко ассортиментной продукции. Следовательно, работа системы «промысел» начинается фактически с определения необходимости продукта нужного качества, произведенного и доставленного с минимальным уровнем затрат нужному потребителю в нужные время и место. Иными словами, последнее звено единой финансово-технологической цепочки «добыча - переработка - транспорт - сбыт» - «сбыт» - включает в том числе и рынок рыбопродукции, задает входные параметры для работы всей системы и именно в нем заканчивается ее работа.

Каждое звено, через которое проходит заданный материальный поток, имеет свою функциональную задачу. Основной задачей добывающих судов является добыча рыбы и морепродуктов для последующего производства из них готовой продукции или полуфабрикатов:

а) в собственном рыбцехе;

б) рыбцехе обрабатывающего судна;

в) на обрабатывающих технологических линиях берегового перерабатывающего предприятия.

В этой связи прослеживается определенная специфика логистического подхода к управлению материальными потоками, функционирующими в системе «промысел» как на макро- (случаи - б и в), так и на микроуровне (частично случай а). На макроуровне цепь, через которую последовательно проходит некоторый материальный поток, состоит либо из самостоятельных предприятий в целом, либо из отдельных производственных мощностей этих предприятий. Сегодня управление каждым из них осуществляется почти во всех случаях собственником обособленно. На микроуровне, т.е. в случае а, когда цепь последовательных операций - добыча сырья, производство продукции из него, хранение, в отдельных случаях и транспортировка -проходит в пределах одного добывающего судна, при традиционном подходе задача совершенствования сквозного материального потока внутри промыслового судна, как правило, не является приоритетной ни

для одной из подсистем. В обоих случаях задача управления сквозным материальным потоком не ставится и не решается. Вследствие чего экономические и производственные показатели этого потока, например, себестоимость, качество и другие, на выходе из цепи имеют достаточно случайные значения и, как правило, далеки от оптимальных. При логистическом подходе объектом управления выступает сквозной материальный поток, в котором обособленность звеньев материалопроводящей цепи преодолевается для согласованного управления сквозным материальным потоком. Продвижение материального потока по всей цепи в этом случае начинает осуществляться с минимальными затратами, а его показатели становятся управляемыми. Это является принципиальным отличием логистического подхода к управлению материальными потоками, функционирующими в системе «промысел» от традиционного, сложившегося на протяжении последних десяти лет. Иными словами, логистический подход к организации и управлению промыслом морских биоресурсов заключается в технической, технологической, информационной, экономической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему «добыча - переработка - транспорт - сбыт», обеспечивающую эффективное управление сквозным материальным потоком «рыба-сырец - готовая рыбная продукция на рынке» на всех этапах жизненного цикла объекта промысла.

Производственный процесс, связанный с добычей рыбы и морепродуктов, осуществляется в условиях большой неопределенности и имеет ярко выраженный вероятностный и стохастический характер. На его ход оказывает влияние некоторое количество как управляемых, так и неуправляемых факторов. Первые являются полностью восприимчивыми и эластичными к применяемым к системе «промысел» управляющим воздействиям, вторые, влияние которых для названной системы является в большинстве случаев определяющим, слабо реагируют или не реагируют в целом. К ним относятся, например, гидрометеоусловия района промысла, биологическое состояние объекта добычи, промысловая доступность ресурса, структурно-видовой состав улова и др. Кроме того, возможность применения эффективных управляющих воздействий невозможно оценить без учета сопутствующих ведению промыслу ограничений, таких, как тактико-технические данные добывающего флота, его промысловая вооруженность под конкретные способы лова и др.

Стохастичность процесса добычи рыбы и морепродуктов можно проследить на всех его этапах. Приняв определенные допущения, иногда его можно считать условно-детерминированным. Наиболее детерминированными будут являться следующие подсистемы «переработка - транспорт», поскольку имеются твердые нормы обработки сырца, производительность технологического оборудования,

погрузочно-разгру-

зочные нормы, объемы грузовых помещений и т.д. Но и на эти звеньях единой материалопроводящей цепи оказывает большое влияние происходящее в первом звене «добыча». Например, изменение в «планируемом» видовом составе улова, колебания в количестве добытого сырья (перелов, недолов) вследствие действия неуправляемых факторов промысла и т.д. Все это нарушает детерминированность всего промыслового процесса. В свою очередь, процессы, происходящие в звеньях «переработка - транспорт», могут оказать положительное влияние на работу всей системы вследствие перераспределения затрат по добыче между собой, т.е. придать всей системе достаточную детерминированность и повлиять на снижение уровня общих затрат, что, в конечном итоге, приведет к получению максимальной прибыли.

В структуре себестоимости рыбной продукции удельный вес затрат на сырье составляет порядка 65-70 %. Отсюда является очевидным тот факт, что основными направлениями в снижении общих промысловых затрат и, как следствие, повышении эффективности работы добывающего флота является оптимальное и рациональное управление добычей рыбы и морепродуктов и поставкой его в последующие подсистемы для последующей оптимизации всей сквозной логистической цепи. Любая логистическая операция является потенциальными потерями, а оптимизация логистических операций ведет к сокращению потерь. Таким образом, задача повышения эффективности системы организации и управления промыслом может быть решена с помощью реальной оценки логистических затрат, возникающих в системе «промысел» вследствие движения в ней материального потока на всем протяжении жизненного цикла продукта добычи и проведения их оптимизации на основе моделирования сквозной логистической цепи «добыча - переработка-транспорт -сбыт».

Рассмотрение рыбохозяйственной деятельности как единого производственно-сбытового процесса «добыча - переработка -транспорт - сбыт», в котором происходит функционирование взаимосвязанных и взаимообусловленных финансово-технологических потоков, по мнению автора, может стать отправной точкой воссоздания рыбохозяйственного комплекса как целостного организма, объединяющего обособленно хозяйствующих узкоспециализированных субъектов рыбной отрасли в единую рыбохозяйственную систему с целью решения задач, обозначенных Концепцией развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период 2002-2010 годы, таких, как «сохранение и воспроизводство водных биоресурсов, их эффективное рациональное освоение во всех доступных для Российской Федерации районах промысла для удовлетворения платежеспособного спроса внутреннего рынка на рыбные товары на основе приоритетного использования отечественного производства и получения

максимальной выгоды от внешнеэкономической деятельности». На этой основе продекларированный Правительством Российской Федерации приоритет возврата добытого в результате океанического промысла сырья или готовой продукции на рыбные рынки России через отечественные порты дает реальную возможность для предприятий рыбной отрасли выстроить новые производственно-сбытовые отношения и вести производственную деятельность на основе четко выстроенных планов стратегического развития.

Библиографический список

1. Андреев М.Н., Студенецкий С.А. Оптимальное управление на промысле. М.: Пищ. пром-сть, 1975. 288 с.

2. Гаджинский А.М. Логистика: Учеб. 14-е изд., перераб. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. 472 с.

3. Мизюркин М.А., Лисиенко С.В., Гоголина Л.В. Рыбозаводы Приморья: организационные, управленческие, производственные проблемы в контексте современной теории и практики: Моногр. Владивосток: Дальрыбвтуз, 2001. 106 с.

4. Сберегаев Н.А. Организация, планирование и управление промышленным рыболовством. Учеб. пособие. Калининград: КТИРПХ, 1988. 126 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.