Научная статья на тему 'Концептуальный подход к бизнес-образованию как сегменту сферы образовательных услуг'

Концептуальный подход к бизнес-образованию как сегменту сферы образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ / БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА / EDUCATION / BUSINESS EDUCATION / THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF HUMAN RESOURCES / BUSINESS EDUCATION AS A FACTOR IN ECONOMIC GROWTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Забелина К. В.

Статья раскрывает растущее понимание того, что в новой общественно-экономической ситуации образование и его сегмент бизнес-образование являются не только ценностью сами по себе, но и все более важным условием социальной и профессиональной мобильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual approach to business education as a segment of educational services

The article reveals a growing awareness that in the new socio-economic situation, education and its segment in terms of business education is not only valuable in itself, but all the more important condition for social and professional mobility.

Текст научной работы на тему «Концептуальный подход к бизнес-образованию как сегменту сферы образовательных услуг»

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

243

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЮ КАК СЕГМЕНТУ СФЕРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

ЗАБЕЛИНА К.В.,

соискатель,

Академия повышения квалификации руководящих работников и специалистов курортного дела, спорта и туризма, г. Сочи,

е-mail: [email protected]

Статья раскрывает растущее понимание того, что в новой общественно-экономической ситуации образование и его сегмент — бизнес-образование — являются не только ценностью сами по себе, но и все более важным условием социальной и профессиональной мобильности.

Ключевые слова: образование; бизнес-образование; образовательный потенциал трудовых ресурсов; бизнес-образование как фактор экономического роста.

The article reveals a growing awareness that in the new socio-economic situation, education and its segment in terms of business education is not only valuable in itself, but all the more important condition for social and professional mobility.

Keywords: education; business education; the educational potential of human resources; business education as a factor in economic growth.

Коды классификатора JEL: I21, I23.

Образование традиционно рассматривается с точки зрения интереса личности, необходимости обеспечения исторической преемственности поколений, развития культуры, воспитания гражданина, подготовки кадров и т.д. Но в последнее время роль и значение образования все чаще стали рассматривать с позиции влияния на экономику страны. Опыт экономически развитых стран мира свидетельствует, что большая часть их богатства и мощь экономик определяются вкладом высокообразованного, предприимчивого и мобильного населения. Поэтому для обеспечения динамики социально-экономического развития этих стран инвестициям в национальные системы образования уделяется должное внимание. Новейшая история стран Центральной и Восточной Европы подтверждает ту решающую роль, какую играет человеческий капитал в переходный период. Эта роль особенно важна в управлении экономикой и в предпринимательстве. Опыт этих стран также указывает на то, что бизнес-образование является одним из важнейших факторов успешного завершения периода трансформации в рыночной экономике. Добавляя уверенности людям в способности творить и изменять мир, образование повышает возможности населения для достижения своих целей.

В современных условиях образование выполняет ряд важнейших функций: воспитательную, познавательную, развивающую, прогностическую, преобразующую, координирующую, профориентационную, адаптивную, функции культурного наследия, подготовки к трудовой, общественной и политической деятельности и др. Осуществление указанных функций взаимосвязано и взаимообусловлено. Рядом ученых сделаны количественные оценки вклада образования в экономический рост и экономическое развитие. В частности, среди них С.Г. Струмилин, Э.Д. Денисон, С.Л. Костанян, В.А. Жамин, Г. Беккер, Т. Шульц и др.

С.Г. Струмилин является одним из первых соотечественников, который исследовал проблемы оценки эффективности образования. Его результаты показали, что квалификация и оплата труда определяются образованием в большей степени по сравнению со стажем работников на производстве. Каждый год начального образования давал рабочему добавку к квалификации в 2,6 раза большую, чем год производственного стажа. Для работников умственного труда рост квалификации больше зависит от образования: например, 14 лет обучения давали увеличение квалификации, как минимум, в 2,8 раза большее, чем такой же по продолжительности стаж работы [7].

В.А. Жамин и Г.А. Егиазарян приняли за базу различия в оплате труда в зависимости от уровня квалификации в собственных оценках эффективности образования. Итоги их исследований выявили, что за счет повышения квалификации было получено 27,6% всего объема национального дохода в СССР в 1964 г. Эффективность вложений в подготовку обученных кадров была в 9,3 раза больше в 1960-1964 гг. по сравнению с капиталовложениями в сферу материального производства. Согласно расчетам С.Л. Костаняна, основанных на данных о фактических затра-

© К.В. Забелина, 2012

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3

244

К.В. ЗАБЕЛИНА

тах общества на подготовку обычной и квалифицированной рабочей силы, в 1960 г. 25,4% национального дохода получено за счет образования, в 1979 г. — 35,9%. Отдача от вложений в образование возросла на 20%, с 4,5 руб. (1970 г.) до 5,2 руб. (1979 г.) [9].

Исследование влияния отдельных факторов экономического роста дало толчок осознанию духовной составляющей национального богатства. Так, академик А.И. Анчишин, осуществляя экономическую оценку трудовых ресурсов, отмечал, что изменения экономического потенциала трудовых ресурсов во многом связаны с развитием сферы образования и подготовки кадров. Сумма человеко-лет образования, «накопленная» обществом, может рассматриваться в качестве натуральной характеристики образовательного потенциала трудовых ресурсов. Наряду с этим может быть получена и его стоимостная оценка. Стоит отметить, что экономический потенциал системы образования влияет, согласно расчетам А.И. Анчишина, на общую динамику экономического роста. Это влияние осуществляется в направлении изменения качественных характеристик трудовых ресурсов, занятых в общественном производстве.

Проблемы определения экономических рычагов образования тщательно разрабатывают и американские эко-номисты.Согласно их подсчетам, средства, которые вкладываются в образование и рассматриваются как один из компонентов инвестиций в развитие производства, обеспечивают до 40% фактически достигнутых темпов экономического роста. При этом, с экономической точки зрения, инвестиции в развитие образования окупаются быстрее, чем инвестиции в средства производства. Э.Д. Денисон, к примеру, выделяет следующие качества при определении места образования как фактора экономического роста: образование оказывает важное влияние на качество труда, от его уровня зависит, какие виды работ и как удачно способен выполнять работник; образованные работники имеют большие заработки и как следствие вносят более значительный вклад в создание национального продукта [2].

В.И. Марцинкевич указывает на одну из существенных особенностей отдачи от инвестиций в образование. Она не носит локализованного характера, а, напротив, обладает возможностью к многократной мультипликации

[5]. Единожды повышенное качество рабочей силы, стимулирование ее деятельности и организационных форм, при нормальных условиях не теряется и продолжает действовать. Способность к мультипликации зачастую зависит от сохранения и развития социального капитала, который способствует созданию благоприятной и эффективной институциональной среды. Согласно определению К.Р. Макконнела и С.Л. Брю, инвестиции в человеческий капитал представляют любые процессы, направленные на повышение квалификации и способностей, которые в свою очередь повышают производительность труда рабочих. При этом затраты, которые несут индивиды по повышению производительности, рассматриваются как инвестиции. Причем текущие расходы осуществляются из расчета того, что они компенсируются увеличением потока доходов в будущем [4].

По мнению ряда исследователей [3], образование является одним из основных, наиболее очевидных и поддающихся анализу на современном этапе направлений инвестиций. Образование прямо и косвенно влияет на все элементы человеческого капитала. Положение о том, что повышение уровня профессионализма неизбежно влечет за собой рост производительности труда, является исходным постулатом для анализа механизма, связывающего образование и производительность. В теории выделяют следующие направления воздействия образования на производительность труда [3]: образование позволяет увеличить продуктивность труда отдельных индивидов. Подтверждением этого является высокая корреляция между заработной платой и уровнем образования рабочей силы, которая наблюдается по статистическим данным; образование делает способным работника к труду, результаты которого оплачиваются выше или увеличивают его производительность на конкретном рабочем месте. Таким образом, с увеличением обученности рабочей силы средний уровень производительности труда в экономике становится выше; образование развивает у индивида предпринимательские навыки и предприимчивость, т. е. возникает так называемый «распределительный эффект» образования. Лаг между открытием и его использованием укорачивается по причине большей восприимчивости обучающихся к новым научным идеям и техническим разработкам. Происходит сокращение пути от открытия до применения его на практике, общественная производительность труда повышается за счет образования и стимулируется экономический рост.

Последнее направление заключается в том, что уровень образования увеличивает как скорость распространения открытий, так и скорость их совершения. Это связано, во-первых, с тем, что дальнейшее развитие науки и техники немыслимо без исследователей и инженеров высокой квалификации, ученых, которые являются генераторами идей и от которых зависит практическая реализация сделанных открытий. Во-вторых, значительное число научных разработок совершается в стенах учебных заведений. В-третьих, многие технологические и организационные новации производства осуществляются непосредственно на рабочем месте. Если образование делает работника изобретательным и инициативным, развивает в нем новаторские способности, то это способствует техническому прогрессу, что в свою очередь повышает общественную производительность труда.

Резюмируем, вклад образования в экономический рост происходит по трем основным направлениям: содействие приобретению новых знаний индивидом (увеличение как объема, так и качества человеческого капитала), наделение рабочей силы накопленными знаниями, благоприятствование процессу производства новых знаний.

Однако прямoе изучение влияния образования на прoизводительность осложнето несколькими объeктивными причинами: продукты умственного тpуда не обязательно принимают материально-вещественную фoрму; сложен сравнитeльный анализ эффeктивности труда работников, принадлежащих к различным профессиональным и квалификационным группам; трудно выделить «чистый» эффект образования и т.п. Только в пределах отдельных, небольших групп рабочей силы при условии сопоставимoсти результатов их труда можно проследить воздействие об-

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЮ КАК СЕГМЕНТУ... 245

разования на производительность труда. Поэтому используются различного рода опосредованные методы оценки. Показатели производительности труда прямо не фигурируют при изучении эффективности функционирования человеческого капитала. Вместо них часто используется категория заработной платы, что придает анализу рыночной характер.

В условиях научно-технического прогресса возрастает вклад образования в экономический рост, когда существенно сокращается период времени между научным изобретением и его реализацией на практике. Повсеместный характер имеет внедрение достижений науки в производство и этот процесс детерминирует приоритетность фактора человеческого капитала в социально-экономическом развитии.

Экономическая отдача от образования связана с тем, что, во-первых, достижения научно-технического прогресса способны понять и практически реализовать работники с определенным уровнем образования, соответствующим объемом накопленного человеческого капитала. Во-вторых, образованные работники являются создателями новых знаний, путем активного участия в технических, технологических, организационных новациях, обнаруживая творческий подход в решении производственных задач. В частности, по результатам исследований отечественных ученых, работники с высшим образованием в техническом творчестве активны в 30-80 раз больше, чем работники с начальным образованием [1].

Взаимодействие науки, производства и образования, обеспечивающее создание и применение знаний в производственной деятельности, обусловливает перманентный характер качественных модификаций рабочей силы, связанных с повышением профессионального и квалификационного уровней человеческих ресурсов, изменением содержания труда, его большей интеллектуализацией, ростом благосостояния. Содержание труда в последние 20-30 лет существенно изменилось, и в первую очередь обусловливается уровнем образования и квалификации, элементами трудовых функций, умственными и физическими затратами и соотношением между ними, исполнительскими и управленческими функциями.

Увеличение доли умственных, интеллектуальных издержек, повышение требований к культурному уровню работника, профессиональной и трудовой этике позволяет сделать вывод о процессе интеллектуализации труда, который, по мнению авторов [9], проявляется двояко: с одной стороны, увеличивается роль социальной сферы, включая науку и образование, с другой стороны, усиливается значение интеллектуальной деятельности внутри «традиционных» отраслей экономики. Работники как сферы услуг, так и сельского хозяйства, промышленности и других отраслей применяют интеллектуальные способности и знания в своей непосредственной деятельности повсеместно. Процесс интеллектуализации, охватывающий все сферы жизнедеятельности человека, способствует непрерывному совершенствованию способностей, а также знаний и навыков не только экономически активного, но и населения в целом [8].

В постиндустриальном обществе трансформируется как форма, так и структура таких экономических категорий, как собственность и капитал. Начинает играть возрастающую роль в экономических процессах собственность на знания, высококвалифицированную рабочую силу и интеллектуальные продукты. Интеллектуальная собственность трактуется как исторически определенная форма экономических отношений присвоения невещественных факторов в результате интеллектуального производства. В настоящее время интеллектуальная собственность превращается в основную разновидность собственности, так как продуктивное внедрение в производство знаний, инновационных и творческих способностей становится решающим детерминантом экономического роста.

В настоящее время каждые 1-2 года происходит обновление техники и технологий, причем период подготовки специалистов высшей квалификации возрос. Однако этого недостаточно для активного периода жизни индивида [9]. По различным оценкам, в течение года около 5% знаний в теории и 20% знаний профессиональных обновляется. В США введена дефиниция «период полураспада компетентности». Она относится к периоду времени между моментом окончания учебного заведения и моментом, когда знания специалиста устаревают на 50%. Если в 40-е гг. прошлого века он составлял 12 лет, то в 60-е уже 8-10 лет, в 70-е — 5 лет, а в настоящее время 1-2 года и меньше. За последние четверть века в Америке из списка профессий было убрано 13 тыс. старых и введено около 11 тыс. новых

[6].

Все это, безусловно, потребует дополнительных и весьма значительных инвестиций в человеческий капитал на этапе постиндустриального развития информационного общества под воздействием изменений в содержании образования в условиях его непрерывности и глобализации. Но здесь надо иметь в виду, что альтернативные издержки игнорирования этой насущной необходимости будут куда как более высоки, ибо общество, которое жалеет средства на развитие различных видов и форм развития образования, неминуемо обречено на вечный «догоняюще-мобилизационный тип развития». Приходится с горечью констатировать, что сейчас экономика России вошла в стадию деиндустриализации, т.е. процесса разрушения индустриального базиса экономики и утраты потенциала к инновационному типу развития. А сход России с постиндустриальной траектории как всемирной парадигмы исторического прогресса чреват потерей национальной образовательной безопасности как составной части национальной экономической безопасности. Успешное реформирование современного российского образования отныне становится макрорыночным приоритетом, императивом и детерминантой интеграции России в мировую экономику.

В ходе создания, освоения и распространения инноваций в сфере образования формируется новая, современная система гибкого, индивидуализированного, созидающего знания в форме непрерывного образования человека в течение всей его жизни. Это — часть и проявление общемировой тенденции. В ходе становления информационного общества информация и знания в ходе информатизации приобретают статус основного капитала в нематериальной

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3

246

К.В. ЗАБЕЛИНА

форме. Поскольку знание, образование приносят ренту, постольку за них необходимо платить. Вопросы, которые становятся актуальными, заключаются в том, кто получает выгоды от образования, а значит, кто должен за него платить, как определить количественные параметры этой выгоды, а значит, и распределить плату за образование между субъектами-выгодоприобретателями.

Во многом данные процессы упираются в финансово-экономические проблемы, которые ждут своего решения, ибо традиционно образование рассматривалось с точки зрения интереса личности, необходимости обеспечения исторической преемственности поколений, развития культуры, воспитания гражданина, подготовки кадров и т. д. Вполне закономерно, что с переходом на рыночные отношения роль и значение образования, теперь уже как отрасли экономики, все чаще стали рассматриваться с позиции его влияния на экономику страны в целом.

Превращение знаний в основной общественный капитал, возрастание выгод, связанных с получением значительной пользы, обусловленной образованием, все более способствует утверждению образования в качестве товара. При этом проявляется специфика образования как товара, которая заключается в том, что выгоды от него получают различные субъекты: тот человек, который потребляет этот товар; конкретное предприятие, на котором он работает; общество в целом. Эта специфика образования как товара является основанием для утверждения смешанного финансирования образования по сравнению с чисто государственным или чисто частным, особенно на высших ступенях обучения. При этом смешанное финансирование становится все более предпочтительным как в государственных, так и в негосударственных учебных заведениях. Каждый этап эволюции общества тесно связан с образованием как видом человеческой деятельности и как фундаментом общественно-экономического прогресса, и в силу этого определяет особенности образовательного процесса. Естественно, что нынешний — особый по глубине и значению период экономических, политических преобразований, всего общественного уклада жизни, — создает условия для формирования новых общественных связей и отношений, приспособления или создания новых образовательных систем и институтов.

Трансформационные процессы в экономике России совпали не только с общемировой тенденцией утверждения рыночных отношений в сфере распространения знаний и информации, но и со сменой парадигмы экономического образования. По нашему мнению, модель образования в России, как важного составного элемента образовательного процесса, должна носить характер некоего синтеза: с одной стороны, учитывать общечеловеческие ценности, принципы и механизмы (социальное рыночное хозяйство, правовое государство, открытая экономика, корпоративность и др.), с другой — опираться на коренные российские подходы и традиции (государственный патернализм, мобилизационность, коллективизм, уникальное геополитическое положение, «догоняющую» ментальность и др.). Обоснование необходимости и срочности осуществления такого синтеза — актуальная задача российских ученых-обществоведов.

Менеджмент новой системы образования в России строится на принципах решения проблем на уровне не только образовательной системы, но и общегосударственной политики, а также на международном уровне: реализации принципа системности в менеджменте образования на всех уровнях; пересмотра роли и функций государства в финансировании и организации образования; развития рынка образовательных продуктов и услуг; пересмотра роли различных социальных институтов, в первую очередь, предприятий и семьи, в системе образования; пересмотра роли учебных заведений и самих обучающихся в организации процесса образования.

Современные условия глобализации и жесткой конкуренции стран выводят на первый план в качестве жизненно важного фактора экономического роста, конкурентоспособности и национальной безопасности именно образование. Рост знаний по темпам опережает рост любой другой из известных систем. В центре хозяйственной жизни в настоящее время отрасли, в которых научные знания воплощаются, прежде всего, в невещественных объектах. В частности, в технологиях производства, программном обеспечении и других. Тут и накапливается главное достояние общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Владиславлев П.А. Система образования в европейских странах. М.: Наука. 2009.

2. Денисон Э.Д. Исследование различий в темпах экономического роста. М.: Прогресс. 2001.

3. Добрынин А., Дятлов С., Конов В., Курганский С. Производственные силы человека: структура и формы проявления.

СПб.: Изд-во СПбУЭФ. 2003.

4. Макконнел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М.: Республика. T. 2. 2002.

5. Марцинкевич В.И. Экономика человека. М.: Аспект Пресс. 2005.

6. Можаева Л.Г. Развитие системы образования в западных странах в условиях глобализации // Сб. обзоров. Отв.

ред. С.Л. Зарецкая. М.: ИНИОН. 2001.

7. Струмилин С.Г. Проблемы экономики труда. М.: Наука. 2002.

8. Стюарт Т. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организации / Новая постиндустриальная

волна на Западе: Антология / Под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Academia. 2009.

9. Щетинин В.П. Экономика и социология образования / В.П. Щетинин, Б.С. Рябушкин. М.: МПУ. 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.