Научная статья на тему 'Концептуальный анализ циклической динамики в аспекте антикризисной политики России'

Концептуальный анализ циклической динамики в аспекте антикризисной политики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
158
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИКЛИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА / КРИЗИС / РЕЦЕССИЯ / АНТИКРИЗИСНАЯ ПОЛИТИКА / CYCLIC DYNAMICS / CRISIS / RECESSION / ANTICRISIS POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тархова А. В.

В статье рассматриваются теоретические и практические особенности циклических колебаний экономики, кризиса и антикризисной политики государства. Анализируются мнения различных авторов по проблематике циклической динамики и экономических кризисов. Значимость и актуальность статьи определяется потребностью в формировании и реализации эффективного комплекса антикризисных мер, от эффективности реализации которых будет зависеть экономическое состояние государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The conceptual analysis of cyclic dynamics from the position of anti-crisis policy of Russia

The theoretical and practical specialties of cyclic fluctuations in economy, the crisis and the anticrisis state policy are being considered in the article. The opinions of different authors with relative range of problems of the cyclic dynamics and economic crisis are being analyzed. The importance and topicality of the article is concerned with the need for forming and providing the efficient complex of anticrisis measures which efficiency depends on the economic state of the nation.

Текст научной работы на тему «Концептуальный анализ циклической динамики в аспекте антикризисной политики России»

УДК 323.17

Тархова А.В., асп.

Концептуальный анализ циклической динамики в аспекте антикризисной политики России

В статье рассматриваются теоретические и практические особенности циклических колебаний экономики, кризиса и антикризисной политики государства. Анализируются мнения различных авторов по проблематике циклической динамики и экономических кризисов. Значимость и актуальность статьи определяется потребностью в формировании и реализации эффективного комплекса антикризисных мер, от эффективности реализации которых будет зависеть экономическое состояние государства.

Ключевые слова: циклическая динамика, кризис, рецессия, антикризисная политика.

Современный период экономического развития характеризуется активным проявлением кризисных явлений. В условиях кризиса государство, владея инструментами экономической политики, пытается противодействовать колебаниям экономической конъюнктуры. Пытаясь повлиять на ход экономического цикла, меняя экономическую динамику: глубину и частоту кризисов, продолжительность фаз цикла и соотношение между ними. Следовательно, важность теоретического познания циклической динамики, природы экономического кризиса, а также выявление проблем и принципов формирования и реализации антикризисной политики государства в рамках социальноэкономического развития, представляется в настоящее время особенно актуальным и значимым направлением экономической науки. В связи с чем необходимо, опираясь на переосмысленное наследие, формировать новую парадигму циклической динамики и разрабатывать антикризисную политику страны.

Употребление понятий «цикличность», «кризис» и «антикризисное управление и/или политика» сегодня встречается особенно часто, а разнообразие мнений и взглядов на природу, сущность и тенденции развития этих дефиниций свидетельствует об остроте проблем, требующих оперативного решения. Еще греческие философы, пытаясь обобщить накопленные эмпирические знания и проникнуть в суть периодической повторяемости явлений, цикл отождествляли с кругом, с повторениями одних и тех же фаз движения. По мере развития теории циклов на каждой ступени научного познания понятие цикла отожде-

ствлялось со спиралью, с волнообразными колебаниями, чередованием подъемов и кризисов^].

Впервые определение и экономическое обоснование циклическим колебаниям экономики дали А.Бернс и У. Митчелл, считая их совокупностью периодов экспансии, сменяющейся периодом рецессии, замедление роста и экономических оживлений, формирующих фазу экспансии следующего цикла. В соответствии с законом Ж. Б. Сея спрос всегда равен предложению в соответствии с чем цикличности в экономике не существует. По К. Марксу, исследовавшему колебания коротких циклов, основными причинами являются избыточность товаров, падение цен, возникающее по результатом превышения предложения товаров над их спросом, сокращение размеров производства[2].

Н.Д. Кондратьев рассматривал феномен цикличности экономики как внутреннее, закономерное для рыночной экономики явление, имеющее собственную материальную базу - обновление основного капитала с длительным сроком службы, а научно-технические изменения как одну из закономерностей больших циклов. По его мнению, такие изменения предполагают два определенных условия: 1) наличие научно-технических открытий и изобретений, 2) наличие реальных экономических возможностей для их реализации.

Согласно теории Й. Шумпетера, цикличность и экономические изменения вызываются нововведениями. Процесс внедрения нововведений происходит скачкообразно, что в свою очередь ведет к циклическим изменениям в экономике. Ученый показал, что научнотехническое развитие имеет дискретный характер и связано с появлением отдельных групп (кластеров) нововведений во времени в повышательной фазе длинной волны.

В исследованиях Р. Хоутри цикл рассматривается как чисто денежное явление. Он считал, что изменение денежного потока является единственной причиной колебаний экономической активности, чередования периодов процветания и депрессии, оживленной и вялой торговли.

Современные российские ученые-экономисты при исследовании цикличности экономики и текущего цикла опираются на концептуальные теории ведущих экономистов Х1Х-ХХ веков. И на основе уже существующего теоретического знания формируют новые теории циклов и кризисов. Ю.В. Яковец, М.Л. Хазин, С.Ю. Глазьев, Е.Т. Гайдар, Л.И. Абалкин и другие ученые считают, что на циклические колебания экономики влияют также складывающиеся и господствующие на протяжении длительного времени стереотипы массового потребления. Насыщение сложившихся потребностей связано с понижательной вол-

ной, а переход к повышательной волне предполагает рождение нового, более привлекательного представления о качестве жизни, что становится важным стимулом накопления и развития производства. Всё это во многом связано с изменением типа экономической культуры, сменой поколений и переходом к новому технологическому укладу.

Современные исследователи формируют новое виденье циклической динамики, обусловленное последовательным замещением доминирующих в ней технологических укладов и связанных с ними этапов технико-экономического развития. Изучение периодических колебаний показало их прямую зависимость от природы, научнотехнического прогресса и инновационной деятельности, которые создают предпосылки для возникновения экономических циклов. Поэтому возникает необходимость в дальнейшем углубленном изучении теории и практики, выявлении новых причин и воздействий на экономику, анализе и мониторинге всех циклических процессов. Недостаточная осведомленность в этой сфере может привести к ошибочным, управленческим решениям, что, в свою очередь, повлияет на развитие экономики и усугубление кризиса.

Проблема кризиса, его причины, последствия и возможности посткризисного развития экономики находятся в настоящее время в центре внимания не только власти, но и научного сообщества. По мнению А. Аганбегяна, кризис представляет нечто двойственное. Неслучайно китайцы «кризис» обозначают двумя иероглифами, первый из которых переводится как «беда», а второй как «шанс для развития»[3].

К. Маркс считал его «:.. .болезненным переходным состоянием экономики, в котором представлено диалектическое единство предела и стимула экономического развития. С одной стороны, кризис выступает перерывом в процессе воспроизводства и накопления капитала. С другой стороны, он служит механизмом устранения диспропорций, восстанавливает равновесие между производством, обменом и потреблением». А.А. Богданов называл кризисом смену организационных форм системы, переход ее в новое состояние или отмирание. Ю.В. Яковец представлял кризис регулятором закономерно повторяющихся явлений, т.е. это фаза циклического развития любой системы.

Следовательно, кризис представляет собой неизбежное, регулярное, закономерно повторяющееся явление, начинающееся тогда, когда потенциал прогресса главных элементов преобладающей системы уже в основном исчерпан и в то же время родились и начинают борьбу элементы новой системы, представляющей будущий цикл. Разнообразие дефиниций, а также видов кризисов (экономический, экологический, энергетический, социально-демографический, военно-

политический, психологический, отраслевой, структурный и др.) дает возможность более глубоко исследовать причины и тенденции развития кризисных явлений в экономике, вызванных множеством факторов внутреннего (эндогенного) и внешнего (экзогенного) характера.

К числу эндогенных факторов можно отнести: воспроизводственные и структурные; институциональные и организационноэкономические; государственно-экономические и конъюнктурные; внешнеэкономические. Среди экзогенных, внешних по отношению к экономической системе факторов выделяются: технологические; демографические и природно-экологические; социокультурные и психологические; государственно-правовые и военно-политические.

В истории мировой экономики, прежде всего стоит отметить ряд следующих кризисов: «Великая депрессия» в США 1929-1933 гг. XX в.; «Послевоенный кризис» в Западной Германии в середине 40-х-50-х гг. XX в.; в). «Послевоенный кризис» Япония 1945-1952 гг.; Азиатский кризис 1997 г.; Глобальный финансово-экономический кризис 2008 г.. Они имеют различные причины возникновения, но похожий механизм развития, поэтому появляется необходимость с учетом ретроспективного анализа решать проблемы, возникающие в кризисный период, такие как;

1. Распознавание предкризисных ситуаций; своевременное обнаружение наступления кризиса, его первых признаков, причин и понимание его характера.

2. Проблемы, связанные с основными сферами жизнедеятельности государства: методологические, финансово-экономические, социальные, проблемы связанные с совершенствованием нормативноправовой базы, обеспечением устойчивого социальнопсихологического равновесия общества в период кризиса.

3. Дифференциация технологий управления: прогнозирование кризисов, поиск необходимой информации, разработка и принятие управленческих (антикризисных) решений, мониторинг, анализ и оценка кризисных ситуаций, разработка инновационных стратегий.

4. Селекция персонала и проблемы конфликтологии: маркетинг, поведение в условиях неопределенности, проблемы банкротства предприятий и возможность их санации, оценка и мотивирование сотрудников, и др.

Решение данных проблем государство осуществляет с помощью определенных механизмов государственного регулирования экономики: денежно-кредитная политика, валютная политика, налоговая политика и другие сферы экономики, представляющие собой совокупность

мер, разработанных органами государственной власти и осуществляемых в целях дальнейшего социально-экономического развития страны.

Глобальный финансово-экономический кризис начался в США из-за нарастающих противоречий развития финансовой системы и многолетних низких процентных ставок, которые привели к повышению спроса на сравнительно дешевое жилье и стремительному росту ипотечного кредитования. Двойной дефицит (бюджета и платежного баланса) привел к девальвации (понижению курса) доллара, сокращению доходов населения и инфляции. Борясь с инфляцией, ФРС (Центральный банк США) повысил ставку рефинансирования, коммерческие банки сделали то же, кредиты стали дороже, спрос американцев сократился. Начались банкротства домохозяйств, неспособных оплатить купленные в кредит дома, затем ипотечных банков и строительных фирм. Развернулся кризис ликвидности, или нехватки денежных средств для платежей. Оценка перспектив экономики стала менее позитивной, владельцы акций начали их продавать, фондовые индексы DЛA и Nasdag Сотр. снижаться. Возникший как банковский и фондовый, кризис распространяется на сектор производства товаров и услуг. Именно последнее вызывает особую озабоченность и является главной стратегической проблемой не только США, России, но и всех стран мира.

Россия в период кризиса стала уязвимой, что привело к неблагоприятным тенденциям в сферах социально-экономического развития страны: финансовой, экономической, социальной, политической и других. О слабости и отсталости российской экономики можно судить в первую очередь по уровню валового внутреннего продукта, максимальное падение которого составило -10,9% [4]. Прерван сырьевой рост ВВП, наблюдающийся вплоть до октября 2008г. вследствие падения цен на нефть. Докризисная модель экономического развития обесценена, поэтому уязвимость России обусловлена ролью сырьевого придатка развитых и развивающихся стран мира. В связи, с этим возникла острая необходимость изучения и анализа экономик Индии и Китая, а также других развивающихся индустриальных стран. Так как кризис 2008 года ударил по промышленности развитых стран, не оказав на экономику Индии и Китая практически никакого воздействия. Это наглядно подтверждает, что эффективное антикризисное регулирование экономики должно быть приоритетным направлением государственной политики как в выше указанных странах.

Сегодня мы наблюдаем, как российские власти принимают комплексы важнейших мер, по прогнозированию и уменьшению развития

кризисных процессов на макро-, мезо- и микроуровнях. В России данные антикризисные меры проявились в следующих действиях.

Во-первых, это рациональное использование расходной части бюджета, резервного фонда и фонда национального благосостояния, с учетом дефицита бюджета России в пределах 10%. По мнению Института современного развития (ИНСОР) предпринятые меры поддержки фондового рынка России оказались неоправданными в условиях затяжного кризиса, который перешел в реальный сектор экономики.

Во-вторых, это меры по поддержке крупных банков и предприятий привели к тому, что российские компании накопили 85 млрд долл., валовых активов и могут осуществлять платежи по внешнему долгу. По данным Центрального Банка, в 2009г. по международным долгам компаний Россия выплатила 76 млрд долл., а банки - 60 млрд долл., итого 136 млрд долл. В России ставки по кредитам превышают 20%. Это объясняется высоким уровнем инфляции (13-15%).

В-третьих, меры по поддержке валютного рубля, поэтапная, растянутая во времени девальвация. Причины осторожных действий органов государственной власти можно понять, так как Россия переживает за последние 20 лет третье обесценивание рублевых сбережений, что вряд ли способствует укреплению доверия к национальной валюте [5].

В-четвертых, меры по предоставлению широкого выбора стимулов, прежде всего, налоговых. Особенно в тех отраслях, которые обеспечивают насыщение потребительского рынка. Прежде всего, это сельское хозяйство, где сумма НДС в 2009 г. составила примерно 30 млрд руб. Внесение поправок в 2009-2010 годах в налоговое законодательство России предоставит более широкие возможности среднему и малому бизнесу*.

В-пятых, меры проведения ценовой и тарифной политики, осуществляя ее на основе стимулирования потребительского спроса, за счет повышения цен на продукцию естественных монополий: на электроэнергию примерно в 2,1 раза, на тепловую энергию - на 18,5% в 2009г. и на - 18-20% в 2010г., тарифов на газ для населения в 2009 г. -

*Чем дальше от пика кризисных событий в экономике, тем больше успехи налогового ведомства. По итогам 2010г. поступления НДС в консолидированный бюджет Российской Федерации составили 112 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2009г. // «О поступлении администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет Российской Федерации за январь-сентябрь 2009-2010 гг.» / публикация официального сайта ФНС России от 25 октября 2010 г. / http ://www .nalog.ru,

на 25%, в 2010 г. - на 30%. На электроэнергию в 2011г. могут вырасти на 25% по сравнению с 2010 годом*.

В-шестых, осуществляется активное развитие социальной политики в целях поддержки граждан и недопущения разрушительных процессов в социальной сфере, выполнение в полном объеме социальных обязательств государства перед населением.

Все эти меры разработаны, реализованы в рамках ряда стратегических программ по смягчению последствий кризиса, выхода из него и дальнейшего социально-экономического развития экономики страны, в их числе:

1. Комплекс антикризисных мер в рамках Стратегии социальноэкономического развития России до 2020 года;

2. Основные направления антикризисных действий Правительства Российской Федерации в 2010 году [6];

3. Антикризисная программа Правительства РФ с предложениями В.В.Путина на саммите «^20»;

4. Ежегодное послание Президента России Д.А. Медведева Федеральному собранию и т.д.

Эти программы настроили российский экономический курс на положительные темпы роста, сопровождающийся замедлением инфляции около 9%, свидетельствует о сбалансированности роста, не основанного на появлении «пузырей» на отдельных рынках, стабильной остается и ситуация в социальной сфере (уровень безработицы около 8,2%). Устойчивой является работа аграрного сектора. Промышленного производства в 2010 г. вырос до 6-7%. По предварительной оценке, прирост ВВП составил около 4,2% [7].

Следовательно, Правительство России констатирует, что экономика страны вышла из острой фазы кризиса, но пока еще положительные тенденции носят неустойчивый характер, прежде всего, из-за высокой зависимости российской экономики от экспорта природных ресурсов, слабой конкурентоспособности несырьевых секторов экономики, неразвитости ряда рыночных институтов, включая финансовые.

*По прогнозу Социально-экономического развития на 2009-2011 гг. предельный рост цен на газ для промышленности составил 19,6%, для населения 25%, на тепловую энергию на 22%, а на грузовые железнодорожные перевозки 17,1-18,7%. Первый вице-премьер И. Шувалов заявил о том, что снижать тарифы правительство ненамеренно и в будущем. Не согласился с предложением снизить тарифы и премьер В.Путин заявил: «Соглашусь, что мы можем потребовать от инфраструктурных монополий снижения темпов роста тарифов, имея в виду, что стоимость материалов, которые они должны закупать для своих инвестиционных программ все-таки падает. Будем стараться минимизировать эти последствия для граждан»

Антикризисная политика российского правительства в нынешних условиях направлена на поддержку оживления экономики, обеспечение стабильности развития положительных тенденций, наметившихся в российской экономике в 2010г., на поддержку социальной стабильности и обеспечение полноценной социальной защиты населения, а также формирование необходимых экономических условий для перехода от антикризисного режима к модернизации: стимулирование инновационной и инвестиционной активности в экономике; дальнейшее развитие инфраструктуры (транспортной, энергетической, телекоммуникационной); дополнительное стимулирование внутреннего спроса на продукцию отечественного производства; улучшение ситуации в депрессивных регионах и создание новых региональных «точек роста» и т.д.

Мы согласны с ведущими экономистами: для того чтобы начался подъем, необходимо определенное количество свободного капитала, который при достаточной величине способен привести в движение промышленность, в основных отраслях, производящих средства производства. Антикризисные программы и меры, которые реализуются сегодня российскими властями, направлены, прежде всего, на ликвидацию симптомов кризиса и минимизацию негативного влияния кризисных явлений, так как фаза кризиса развивающегося цикла оказалась гораздо глубже и сильнее, чем прогнозировали экономисты и аналитики России.

Таким образом, на исследованиях известных экономистов XIX-XX вв. (К. Маркс, Н.Д. Кондратьев, Й. Шумпетер, Р. Хоутри, М. Ю.В. Яковец, М.Л. Хазин, С.Ю. Глазьев, Е.Т. Гайдар, Л.И. Абалкин и др.) строятся теоретическая или эмпирическая концепция сглаживания амплитуды циклических колебаний экономики, а также принципы и методы вывода из фазы кризиса национальной и мировой экономик. Так как причины циклических колебаний экономики различны и их изменение происходит под воздействием времени, типов экономик, видов управления экономикой, научно-технологических укладов, степени взаимодействия с внешним миром и т. д., то и последствия всегда различны, а также глубина, частота, продолжительность фаз цикла. Циклические колебания, а особенно фаза кризиса имеют не только отрицательную сторону и ведут к застою экономики (рецессия), но и созидательную сторону, которая позволит внести поправки в стратегию социально-экономического развития страны и приступить к давно назревшей модернизации экономики. От того, насколько эффективной окажется антикризисная программа и антикризисные меры, предпринимаемые органами власти и управления, зависит будущее российской

экономики и то место, которое она займет в мировом сообществе в будущем.

Литература

1. Гусейнов Р.М., Карманова Н.Е. Как спрогнозировать будущее: экономические пороки» и их «пророчества» // Всероссийский экономический журнал 2011 № 1

2. Розенберг Д.И. Комментарий к «Капиталу» К.Маркса. М.: ЭКОНОМИКА.

1984

3. Аганбегян А. Экономика России на распутье.... Выбор посткризисного пространства / М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010

4. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) // www.gks.ru

5. Мау В. Драма 2008 года: от экономического чуда к экономическому кризису // Вопросы экономики 2009. N 2

6. Кушлин В. Факторы экономического кризиса и базис его преодоления // ЭКОНОМИСТ. 2009. N 3

7. Основные направления антикризисных действий Правительства Российской Федерации на 2010 год (одобрено на заседании Правительства РФ протокол от 30 декабря 2009 г. N 42) /www.garant.ru/hotlaw/federal/ (15.01.2010)

УДК 338.2:330

Сиражудинова С. В., соиск.

Основные теоретические подходы к проблеме формирования гражданского общества на Северном Кавказе

В статье анализируются основные подходы к проблеме формирования гражданского общества, которая так часто озвучена в СМИ, а, научным сообществом изучена мало. Автором приводятся примеры концептуальных позиций экспертов по вопросам важности, возможности и необходимости формирования гражданского общества на Северном Кавказе.

Ключевые слова: гражданское общество, традиционность, конфликтность, неправительственные организации.

Важность построения гражданского общества на Северном Кавказе признают и политики, и ученые, и представители структур самого гражданского общества. Президент России Д. Медведев ставит задачу развития и поддержания гражданского общества на Северном Кавказе в качестве приоритетной в своей политике. В целях содействия развитию гражданского общества в стране была создана Общественная палата. По мнению президента, «диалог с различными силами в республиках Северного Кавказа - это святая обязанность президентов. Главы республик Северного Кавказа, неспособные наладить диалог со всеми политическими силами своего региона, должны уйти»[1]. Представи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.