Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ'

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
518
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАПРАВЛЕНИЯ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА / КОНЦЕПТ / ФИЛОСОФСКАЯ ЛЕКСИКА / АНАЛИТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / ПОЗНАНИЕ / ЛИНГВОКУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чжан Юфань

Концептуальный анализ берет свое начало в философии языка, которая являлась основным направлением западной философии в ХХ в. На Западе философы всегда уделяли внимание лингвистическим проблемам. В статье исследуется объект концептуального анализа в области лингвистики, включающий всю лексику, в основном отражается в двух аспектах: с одной стороны, концепт, воплощающий суть национальной культуры; с другой стороны, - общий концепт, отражающий существенные атрибуты сходных вещей. Существуют определенные различия в объектах концептуального анализа на ранней и более поздней стадии. Что касается понимания концепта, то существуют две точки зрения: познание и лингвокультура. Таким образом, результаты более позднего исследования концептуального анализа в целом относятся к этим двум аспектам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL ANALYSIS

Conceptual analysis originates in the philosophy of language, which was the mainstream of Western philosophy in the twentieth century. In the West, philosophers have always paid attention to linguistic problems. The article explores the object of conceptual analysis in the field of linguistics, which includes the entire vocabulary, is mainly reflected in two aspects: on the one hand, the concept that embodies the essence of national culture; on the other hand, it is a general concept that reflects the essential attributes of similar things. There are certain differences in the objects of conceptual analysis at an early and later stage. As for understanding the concept, there are two points of view: knowledge and linguistic culture. Thus, the results of a later study of conceptual analysis generally refer to these two aspects.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ»

Концептуальный анализ

Чжан Юфань,

аспирант, МПГУ E-mail: urasun001@mail.ru

Концептуальный анализ берет свое начало в философии языка, которая являлась основным направлением западной философии в ХХ в. На Западе философы всегда уделяли внимание лингвистическим проблемам. В статье исследуется объект концептуального анализа в области лингвистики, включающий всю лексику, в основном отражается в двух аспектах: с одной стороны, концепт, воплощающий суть национальной культуры; с другой стороны, - общий концепт, отражающий существенные атрибуты сходных вещей. Существуют определенные различия в объектах концептуального анализа на ранней и более поздней стадии. Что касается понимания концепта, то существуют две точки зрения: познание и лингвокультура. Таким образом, результаты более позднего исследования концептуального анализа в целом относятся к этим двум аспектам.

Ключевые слова: направления западной философии, концептуальный анализ, когнитивная лингвистика, концепт, философская лексика, аналитические методы, познание, лингво-культура

о с

U

со см о см

<3

Исходный поток концептуального анализа

Концептуальный анализ (conceptual analysis) берет свое начало в философии языка, которая являлась основным направлением западной философии в ХХ в. На Западе философы всегда уделяли внимание лингвистическим проблемам: «Этот интерес к языку является одной из наиболее важных характеристик философии сегодня» (Paul Ricoeur, 1982. Р. 33); «Языковые проблемы заняли центральное место в философии этого столетия» (Гадамер, 1982. С. 6).

Концептуальный и логический анализ (logical analysis) сосуществуют как наиболее фундаментальные исследовательские методы лингвистической философии - две основные формы языкового анализа.

Так, логический анализ относится к применению математической логики в качестве средства, использующего аналитические методы, фокусирующегося на форме или структуре. Логический анализ также известен как формальный анализ.

Russell и логические позитивисты являются главными сторонниками данного анализа. Теория слова Russell рассматривается многими западными философами-лингвистами как модель логического анализа.

Концептуальный анализ фокусируется на анализе философской лексики или концепций с точки зрения значения слов и особенно на анализе лексики. Можно выявлять нюансы между ними, чтобы точно использовать их для прояснения или устранения философской путаницы.

Moore и школа повседневного языка являются главными сторонниками концептуального анализа. Так, Витгенштейн считает, что философия -это не теоретическая дисциплина, а терапевтическая. Ее задача состоит в том, чтобы прояснить значение языка и устранить философские проблемы, возникающие из-за неправильного понимания его значения, чтобы исправить все виды упрямого мышления. По сей день современная аналитическая философия все еще сохраняет определенный интерес к концептуальному анализу, и он по-прежнему является основной категорией философских исследований.

Впоследствии концептуальный анализ распространился из области философии на другие области социальных наук. Как мы знаем, люди живут не только в материальном, но и в концептуализированном и категоризационном мире. Эти концепты и категории в значительной степени управляют нашей жизнью. Люди постоянно модифицируют и определяют свою собственную концептуальную систему и осуществляют собственную прак-

тическую деятельность в рамках концептуальной системы. Концептуальная замена в социальной и политической областях намного сложнее, чем в областях математики или философии, но любая категория практики должна быть концептуализирована. Эта идея, или подтверждение концептуализации, не только существует во всех категориях, созданных человеком, но и работает в любой форме практики (Сорина, 1999. С. 43-46). Поэтому неслучайно, что в современном мире в гуманитарных исследованиях сформировалось своего рода поле для объяснения ключевых факторов социального и политического развития в западных странах путем анализа формирования и трансформации ключевых концептов: например, «История концепта» (R. Koselleck), результаты исследования которой отражены в восьмитомном словаре «Основные понятия истории. Словарь языка и истории немецкого политического общества». В словаре исследуются центры концептов политической и социальной сферы: общество, страна, класс, спрос, прогресс, история, коммунизм, фашизм и др. В словаре отобрано более 100 тер-миноконцептов и показано, как они были преобразованы в политические и социальные центры концептов в процессе Французской революции и промышленной революции, как проникли в наше историческое сознание сегодня. Концептуальный анализ стал основным методом накопления гуманистических знаний. Многие известные университеты Западной Европы и Северной Америки предложили курсы по анализу политических концепций и их концептуальной истории, а также опубликовали соответствующие работы и словари.

Самое раннее появление концептуального анализа в области лингвистики следует отнести к 2830 мая 1990 г. Исследовательская группа «Логический анализ языка» провела конференцию под названием «Концептуальный анализ: методы, результаты, перспективы», доклады которой были собраны в сборник статей «Культурные концепты», а в 1991 г. опубликованы в Science Press как четвертый эпизод «Логического анализа языка». В то время ученые не уточняли значение концептуального анализа, но анализировали некоторые ключевые концепции мировоззренческого значения, которые содержали национальные особенности и общности человеческой культуры (Н.Д. Арутюнова (свобода, судьба, справедливость), Т.В. Булыгина (долг), Е.С. Яковлев (время), О.Т. Ревзина (милосердие), Т.Б. Алисова (вера), С.Л. Сахно (свое - чужое). Концептуальный анализ - это, можно сказать, анализ концептов.

В Глобальном электронном энциклопедическом словаре по концептуальному анализу написано: «Анализ подразумеваемого словосочетания абстрактных семантических слов является одним из распространенных методов построения языковой картины мира». Например, через существование таких фразеологических единиц, как его гложет тоска, тоска заела, тоска напала, в русском языке можно сделать вывод, что тоска рассматри-

вается как некое хищное животное в картине русскоязычного мира. Этот метод анализа был впервые независимо использован в работе Н.Д. Арутюновой «Предложение и его смысл» (1976), статье Б.А. Успенского «О вещных коннотациях абстрактных существительных» (1979) и книге Lakoff и Johnson «Метафоры, которыми мы живем» (1980, русское издание). Впоследствии этот метод анализа был популяризирован и стал средством концептуального анализа.

С.Е. Никитина указала в своей статье «О концептуальном анализе в народной культуре», что концептуальный анализ имеет два значения - одно относится к анализу конкретных концептов (именно анализ концептов (анализировать концепты)), другое - к определенному методу исследования (Никитина, 1991. С. 117).

Вывод. То, что мы, как считают лингвисты, говорим и делаем должно быть первой ситуацией. Цель концептуального анализа состоит в том, чтобы понять когнитивный путь концептуального значения и записать результаты на формальном семантическом языке. Исследование работ различных авторов, занимающихся концептуальным анализом, показывает, что он не является определенным методом изучения концептов.

Объект концептуального анализа

Согласно сказанному мы знаем, что объектом концептуального анализа является концепт. Кроме того, Л.П. Крысин в «Толковом словаре иностранных слов» (2001, с. 357) указывает, что производными от слова «концептуальный» являются слова «концепт» и «концепция». Кажется, что объект КА (концепт) также должен включать в себя концепцию (систему точек зрения, некоторое понимание реальных явлений). Так, Р.М. Фрумкина считает, что «между разными авторами нет согласия по сборке, которую следует рассматривать как концептуальный анализ, но также нет согласия по содержанию, которое следует рассматривать как результат» (Фрумкина, 1995. С. 96). Итак, что именно анализирует концептуальный анализ в области русской лингвистики?

Фрумкина делит все результаты исследований в области концептуального анализа, появившиеся в 1992 г., на четыре категории:

• первая категория результатов исследований анализирует объект как мнение, знать (знание), верить, сходство и пр., чтобы выразить сложное мыслительное состояние. Исходным материалом для анализа являются контексты различных произведений (в том числе философии). Исследователи объясняют значение объекта на основе собственного опыта и извлекают его суть из работы;

• результаты исследований второй категории анализируют объекты лексики предикатов, определенные типы предложений, слова модального тона и логические кванторы. Корпус-анализ - это большое количество оценок, взя-

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

тых из текста или собственных диагностических контекстов авторов;

• объектом анализа результатов исследования третьей категории является весь словарный запас, а объектом описания - как отдельный концепт (чашка, кружка, велосипед и другие существительные, такие как одежда, фрукты, предметы и т.д.), так и сказуемое, природа и состояние;

• объект анализа результатов исследования четвертой категории сильно отличается от первых трех (например, победа, свобода и справедливость) и других концептов, связанных с культурой, социологией, философией и т.д.

Так, исторические изменения в концептуальном содержании победа больше интересуют военных или культурологов, чем лингвистов (Фрумки-на, 1992. С. 4-5).

Основываясь на этом исследовании, мы можем сделать вывод, что результаты исследований первых трех категорий относятся к категории семантики, а четвертая категория - это истинный концептуальный анализ.

Опубликованный в 1991 г. сборник «Логический анализ языка. Культурные концепты» является первым сборником статей, посвященным концептуальному анализу. Московская школа семантики, представленная Н.Д. Арутюновой, использует методы логико-прагматического анализа для описания метаязыка мировоззренческих концептов и культуры, ее целью является установление семантических паттернов этих концептов, реализованных в языке. Основными концептами анализа являются следующие: истина, правда, ложь, долг, причина, судьба, добро, зло, свое и чужое. Следует отметить, что логический анализ еще не относится к семантическому анализу лингвистики в истинном смысле этого слова, он еще не вышел из категории философской семантики. Мы знаем, что теория концептуального анализа в области русской лингвистики возникла в 1980-х гг.

Статья P.M. Фрумкиной была опубликована в 1992 г., в ней рассматривается ранняя стадия концептуального анализа; с середины 1990-х гг. по настоящее время - период его высокого развития, в течение которого появились десятки связанных с ним докторских диссертаций. Были опубликованы следующие сборники статей: «Языковая личность: культурные концепты» (1996), «Концепты» (Научные труды «Центроконцепта». - 1997. -Вып. 2), «Язык и национальное сознание» (1998, 1999), «Проблемы вербализации концептов в семантике языка и текста» (2003), «Антология концепта» (2007).

Мы рассматриваем этот период как более позднюю стадию концептуального анализа. Существу-о ют определенные различия в объектах концепту-Ы ального анализа на ранней и более поздней ста-

со

g дии.

Что касается понимания концепта, то суще-z ствуют две точки зрения: познание и лингвокуль-

тура. Таким образом, результаты более позднего исследования концептуального анализа в целом относятся к этим двум аспектам.

Представитель лингвокультурологической школы В.И. Карасик в основном анализирует следующие концепты: честь, судьба, любовь, труд, обман, власть, закон, тоска, смерть. В этой группе исследований осуществляется анализ содержания национально-культурного контента. Ее цель -раскрыть картину языкового мира в контексте различных национальных культур, отразить сходства и различия языка и культуры, а также исследовать общие черты и характеристики национального сознания и национальной культуры.

Школа когнитивной лингвистики, представленная И.А. Стериным, в основном анализирует следующие концепты: человеческую деятельность и категории отношений (труд, игра, оскорбление), нормы человеческого поведения (риск, вежливость, толерантность), человеческий интеллект и модальные категории (желание, ум), высшие духовные ценности и устремления людей (бог, счастье, благо), конкретную реальность (факт, пространство, место, предмет, снег) и т.д. (Попова, Стерин, 2001. С. 12). Концептуальная коннотация этой группы результатов исследования значительно больше, чем концептуальная коннотация предыдущей группы. Они анализируют все концепты, которые отражают существенные атрибуты аналогичных вещей, и объясняют концептуальную структуру и содержание в концептуальной категории определенной этнической группы с помощью языковых средств, которые отражают концепт, позволяют понять мировосприятие и поведенческие характеристики этой этнической группы, а также изучить когнитивные законы людей и общие черты формирования концептов.

Вывод

Объект концептуального анализа в области лингвистики, включающий всю лексику, в основном отражается в двух аспектах: с одной стороны, концепт, воплощающий суть национальной культуры; с другой стороны, - общий концепт, отражающий существенные атрибуты сходных вещей.

Литература

1. Никитина, С. Е. О концептуальном анализе в народной культуре // Логический анализ языка: Культурные концепты. Вып. 4. - Москва, 1991. С.117.

2. Попова, З.Д. Очерки по когнитивной лингвистике / З.Д. Попова, И.А. Стернин. - Воронеж: Истоки, 2001. С. 12.

3. Сорина, Г.В. Критика и творчество // Философ и время. - 1999. - С. 43-46.

4. Толковый словарь иностранных слов. - Москва, 2001. С. 357.

5. Фрумкина, Р.М. Концептуальный анализ с точки зрения лингвиста и психолога // НТИ. Се-

рия 2. Информационные процессы и системы. - 1992. - № 6. - С. 1-8.

6. Gadamer, H.-G. Reason in the Age of Science, 1982. Р. 6.

7. Ricoeur, P. Main Trends in Philosophy, 1982. Р. 33.

CONCEPTUAL ANALYSIS

Zhang Yufan

Moscow Pedagogical State University

Conceptual analysis originates in the philosophy of language, which was the mainstream of Western philosophy in the twentieth century. In the West, philosophers have always paid attention to linguistic problems. The article explores the object of conceptual analysis in the field of linguistics, which includes the entire vocabulary, is mainly reflected in two aspects: on the one hand, the concept that embodies the essence of national culture; on the other hand, it is a general concept that reflects the essential attributes of similar things. There are certain differences in the objects of conceptual analysis at an early and later stage. As for understanding the concept, there are

two points of view: knowledge and linguistic culture. Thus, the results of a later study of conceptual analysis generally refer to these two aspects.

Keywords: directions of Western philosophy, conceptual analysis, cognitive linguistics, concept, philosophical vocabulary, analytical methods, cognition, linguistic culture.

References

1. Nikitina, S.E. On conceptual analysis in folk culture // Logical analysis of language: Cultural concepts. Issue. 4. - Moscow, 1991. S. 117.

2. Popova, Z.D. Essays on cognitive linguistics / Z.D. Popova, I.A. Sternin. - Voronezh: Origins, 2001. S. 12.

3. Sorina, GV Criticism and creativity // Philosopher and time. -1999. - S. 43-46.

4. Explanatory dictionary of foreign words. - Moscow, 2001. S. 357.

5. Frumkina, R.M. Conceptual analysis from the point of view of a linguist and psychologist // NTI. Series 2. Information processes and systems. - 1992. - No. 6. - S. 1-8.

6. Gadamer, H.-G. Reason in the Age of Science, 1982. P. 6.

7. Ricoeur, P. Main Trends in Philosophy, 1982, p. 33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.