Научная статья на тему 'Концептуальные вопросы оценки экономической безопасности регионов'

Концептуальные вопросы оценки экономической безопасности регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
592
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные вопросы оценки экономической безопасности регионов»

Экономическая безопасность

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

РЕГИОНОВ

с.н. яшнн,

доктор экономических наук, профессор

Е.И. ПузОв, кандидат экономических наук нижегородский государственный технический университет

В условиях необходимости мониторинга и управления социально-экономическим развитием и рисками на региональном уровне возникает потребность анализа и оценки такого аспекта жизни территорий, как экономическая безопасность.

Обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу одних из важнейших национальных приоритетов. Это условие стабильности и эффективного развития общества.

Экономическую безопасность в данном контексте можно определить как состояние защищенности экономических интересов субъекта (региона) от внешних и внутренних негативных воздействий (угроз).

Исторически сложившиеся различия в экономическом развитии регионов России, основанные в том числе и на различном потенциале данных регионов, оказывают значительное влияние на государственное устройство, структуру и эффективность экономики, стратегию и тактику институциональных преобразований и социально-экономической политики.

Для формирования эффективной государственной политики, сокращения различий в социально-экономическом развитии регионов и выработке единых стандартов определения эффективности проводимых в регионах преобразований, а также для мониторинга экономической безопасности регионов необходима разработка инструментария, позволяющего оценить, как потенциал различных регионов, так и эффективность использования этого потенциала.

Кроме того, наличие единых оценочных показателей позволит создать благоприятную среду для развития предпринимательской деятельности и улучшения инвестиционного климата, более сбалансированной государственной политики (бюджетной и т.п.).

Вообще, проблема мониторинга экономической безопасности заключается не в отсутствии достаточного числа подходов и концепций, а в том, что существует большое число предложенных моделей в рамках различных аспектов функционирования современной экономики.

И главной задачей всегда остается найти наиболее приемлемую из множества представленных теорий. Для этого специалисту необходимо определиться с тем, что будет положено в основу мониторинга экономической безопасности регионов.

В самом общем виде мониторинг экономической безопасности можно построить либо на основе комплексной оценки, либо, отдав приоритет какой-либо из составляющих экономической безопасности, рассмотреть ее более детально. И в том, и в другом случаях часть исходной информации не войдет в проектируемую модель.

Проведя анализ основных методов определения уровня экономической безопасности, можно сделать вывод о том, что для более полного отражения экономических реалий необходимо дополнить и усилить существующие подходы. Причем как «строительные кирпичики» в рамках указанного концептуального поля необходимы отдельные подметодики, которые ранее предлагались как

самостоятельные и универсальные для мониторинга экономической безопасности регионов, такие как:

— методика мониторинга экономической безопасности регионов на основе оценки их бюджетного потенциала;

— методический подход к организации мониторинга безопасности на основе диагностики экономических интересов регионов с выходом на ключевые индикаторы безопасности;

— методические основы мониторинга безопасности предпринимательства в регионе;

— организация мониторинга в бюджетно-финансовой сфере;

— диагностика региональных заимствований;

— мониторинг нормативно-правовых актов обеспечения безопасности региона;

— мониторинг демографической ситуации в регионе.

Кроме того, необходима институциональная проработка предложенных теоретических предпосылок ведения мониторинга экономической безопасности регионов:

— регламентация последовательности мониторинга;

— разработка форм документов — отчетных, распорядительных, методологических;

— определение порядка взаимодействия заинтересованных сторон и т.д.

Для определения уровня экономической безопасности региона в настоящее время используются различные методы. Укрупненно их можно представить в виде следующих групп:

— методы, основанные на определении и мониторинге основных макроэкономических показателей и сравнении их с пороговыми значениями, а также использовании индикативного анализа;

— методы экспертной оценки для ранжирования территорий по уровню угроз;

— методы, основанные на использовании относительных темповых показателей по основным макроэкономическим показателям и динамике их изменений;

— методы математического аппарата, в том числе многомерного статистического анализа, теории игр с природой и т.п.;

— методы, основанные на использовании экономических инструментов при оценке последствий угроз безопасности через количественное определение материального ущерба.

Однако используемые методы имеют определенные ограничения:

— определение тех показателей, сравнение которых с пороговыми значениями позволит дать комплексную оценку состояния экономики страны, является проблематичным;

— субъективность экспертных оценок;

— необходимость применения строгого математического аппарата заметно ограничивает число показателей, которые могут быть использованы;

— трудоемкость и неоднозначность вычислительных процедур, а также сложность в четкой идентификации угрозы и ущерба.

Итак, основные концептуальные вопросы оценки экономической безопасности регионов можно сформулировать следующим образом:

1. Необходимо использовать как методики оценки предприятий (бизнеса), так и макроэкономической методологии для сравнительной оценки, иными словами, адаптация одновременно методик для надструктуры (государства) и для подструктуры (предприятия) является основополагающей предпосылкой для дальнейшего анализа.

2. Необходимо ответить на три основных вопроса: набор первичных показателей; порядок согласования и сопоставимости; способ перехода на уровень комплексного показателя.

3. Необходимо учесть две тенденции: регион обладает потенциалом объективным и приобретенным, т. е. целесообразно рассчитывать два показателя, отражающих, соответственно, потенциал региона и эффективность использования этого потенциала, эффективность развития, учитывающую как раз приобретенные характеристики, описывающие результативность управления и т.п.

4. Возможность применения разрабатываемого инструментария для оценки различного набора регионов, а также для сравнения со среднероссийскими значениями или агрегированными показателями.

5. При проведении сравнительной оценки потенциала региона необходимо учитывать следующие основные принципы:

— комплексность оценки, обеспечивающая учет всех важнейших составляющих показателей;

— системность оценки, предполагающая учет взаимосвязей базовых показателей и характеристик регионального развития;

— достоверность исходных данных при выборе базовых показателей регионального развития;

— соответствие системы индикаторов задачам ежегодного анализа и прогнозирования экономического и социального развития регионов;

— максимальная информативность результатов оценки уровня развития регионов, обеспечиваю-

Надструктура (округа, государство, мировая экономика и т.п.)

Составляющие анализа

Регион (административно-территориальное образование) в том числе набор регионов, кластер и т.п.

Основные принципы анализа (комплексность, системность, информативность и т.д.)

X

X

Подструктура (региональная отрасль, предприятие и т.п.)

Адаптация методологии различных уровней (надструктуры и подструктуры)

Построение «дерева целей»

Ситуационный анализ

Использование весовых коэффициентов

Направления анализа

Ресурсная и целевая эффективность

- потенциал объективный

- потенциал региона

- потенциал приобретенный

- эффективность

использования

потенциала

X

- набор первичных показателей

- порядок согласования и сопоставимости

- способ перехода на уровень комплексного показателя

Концептуальные вопросы — поле анализа

щая возможность принятия оптимальных решений на федеральном и региональном уровнях государственного управления.

6. Возможность постоянного мониторинга ситуации; вариативность методики в зависимости от целей исследования, что должно достигаться расчетом обоснованных весовых коэффициентов.

7. Необходима разработка «дерева целей» для структуризации проблемы анализа потенциала региона. Кроме того, для управленческих задач необходимо формирование целей в количественно-временном измерении.

8. При разработке системы мониторинга экономической безопасности и оценки состояния региона целесообразно определиться, какая эффективность будет положена в основу анализа: ресурсная или целевая.

Для субъектов, принимающих решения, актуальной является целевая эффективность. Регион представляется как целенаправленная и многоцелевая система, имеющая неоднородные внутренние и внешние цели, самостоятельные подцели отдельных подсистем, систему показателей измерения

целей, многообразные стратегии их достижения и т.д.

Но вместе с тем социально-экономическая система региона имеет сложную внутреннюю структуру, в составе которой могут быть декомпозированы подсистемы: население, производство, непроизводственная сфера, экология, пространство, финансы, внешняя экономическая сфера и т.п. Что в свою очередь склоняет чашу весов в сторону анализа ресурсной эффективности. Это также не противоречит заявленной задаче мониторинга экономической безопасности региона через оценку потенциала региона и эффективности использования этого потенциала.

Подробной разработки требуют и концептуальные вопросы определения показателей (см. рисунок). Ключевой здесь является проблема разработки единообразных критериев, а также возможность доступа к обширному статистическому материалу. Критически необходимо присутствие единого информационного центра обработки информации. Но подобные действия могут привести к потере гибкости, вариативности и адаптивности самого процесса мониторинга, методологическим основам которого необходимо постоянное развитие.

Отметим, что в рассматриваемых методиках можно выделить три основные группы показателей:

— основаны на наличии единого показателя (чаще представляют собой относительные значения в расчете на душу населения);

— основаны на декомпозиции через агрегированные группы первичных показателей;

— основаны на определении ущерба (интегральная компромиссная оценка уровня социально-экономической безопасности региона).

Отдельно отметим, что в числе указанных показателей имеются:

— те, которые необходимы в дальнейшем для осуществления процедур согласования и приведения первичных показателей в сопоставимый вид;

— кроме того, необходимы показатели не только исследуемого региона, а также средние общероссийские значения данных показателей, и, по возможности, средние значения по федеральному округу, к которому относится исследуемый регион.

Основные концептуальные вопросы оценки экономической безопасности регионов, связанные с показателями, можно сформулировать следующим образом:

1. Необходимы простота, доступность и однозначность первичных показателей и агрегированных групп.

2. Необходимо использовать современные статистические данные в соответствии с основными трендами социально-экономического развития.

3. Необходимо учитывать объективные натуральные показатели, характеризующие состояние региона (которые будут определять потенциал региональной системы).

4. Возможность отслеживать данные первичные показатели во времени и в относительном значении (что будет характеризовать эффективность использования потенциала региона). А также рассмотрение расширенного набора групп показателей. Необходимо соблюдение правила Фурье (собирать одинаковую размерность всех членов однородного уравнения).

5. Первичные показатели для определения эффективности использования потенциала региона должны учитывать природные и психологические (связанные с интересами людей и др.), а также производственные факторы. Показатели должны учитывать частные задачи развития социально-экономических систем, реализуемые в рамках единой модели, которые могут отражать различные типы отношений или аспекты функционирования объекта (балансовые, технологические, поведенческие, структурные, экологические, демографические, экзогенные и др.).

6. Возможность использования разрабатываемого инструментария анализа как для целей долгосрочного планирования, так и для принятия краткосрочных решений.

7. Показатели должны отражать основные угрозы экономической безопасности региона.

8. Для анализа возможно применить стратификацию. Стратификация является общим принципом системного моделирования и используется при анализе и синтезе сложных систем на основе методов моделирования. Стратифицированная структура модельного комплекса для мониторинга экономической безопасности региона через его социально-экономическое развитие представляет собой агрегированные группы, предлагаемые для дальнейшего рассмотрения: природные ресурсы; человеческие ресурсы; экономические и финансовые ресурсы; производственные ресурсы; институциональные и информационные ресурсы, социальные ресурсы; административные и политические ресурсы; риски.

Обобщенный подход к оценке потенциала региона на основе анализа существующего инструментария позволяет сформировать иерархическую структуру показателей и выполнить построение агрегированных показателей, характеризующих социально-экономический уровень развития региона. Система показателей социально-экономического развития региона представляет собой сложную иерархическую структуру с множеством частных показателей, в которую в зависимости от задачи управления могут включаться критерии, отражающие социальный, экономический, природный и другие эффекты моделируемого развития.

В свою очередь агрегированные показатели дают общую оценку состояния социально-экономической структуры и включают демографические, социально-профессиональные, трудовые и общественно-политические параметры, а также параметры, отражающие условия жизни, труда и быта населения региона.

Величина потенциала является необходимым, но недостаточным условием для эффективного социально-экономического развития региона и его экономической безопасности. Движение по траектории устойчивого регионального развития, определяющееся экономическим, социальным и прочими направлениями, детерминировано реализацией комплексных потенциальных возможностей региона. Их величину можно рассматривать как эффективность использования потенциала региона. Для определения эффективности использования потенциала региона необходимо использовать более широкий диапазон агрегированных групп показателей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Иными словами, экономическую безопасность применительно к региону можно трактовать:

1. Как обеспеченность региона ресурсами (самодостаточность, экономическая независимость) в трактовке через интегральный показатель — потенциал региона:

— агрегированные группы: природные ресурсы, человеческие ресурсы, экономические и финансовые ресурсы, производственные ресурсы и т.д.

— инструментарий: относительный показатель (доля), декомпозиция, взвешенное суммирование и т.д.

2. Как участие в кооперации и интеграции с другими регионами.

3. Как эффективное использование потенциала (стабильность, устойчивость, способность к саморазвитию и прогрессу) — интегральный показатель:

— агрегированные группы: природные ресурсы, человеческие ресурсы, экономические и фи-

Шаги предлагаемой концептуальной методики определения эффективного развития региона

Сфера применения Оценка регионов в целях определения эффективности их развития, мониторинга их экономической безопасности

1. Декомпозиция

количество уровней 3

2. Интегральная оценка (уровень 1) Потенциал региона Эффективность использования потенциала

3. Уровень декомпозиции 2

Способ приведения в сопоставимый вид Доля в суммарном потенциале -

Способ перехода к более высокому уровню Взвешенное суммирование Взвешенное суммирование коррекция на потенциал региона

4. Уровень декомпозиции 3

Способ приведения в сопоставимый вид Корректировка на принадлежность федеральному округу, влияние макроэкономической (страновой) нестабильности; расчет специфических показателей Темпы прироста, базисные индексы изменения

Способ перехода к более высокому уровню Переход к относительным величинам Взвешенное суммирование в агрегированные группы

5. Набор первичных показателей Определяется индивидуально

нансовые ресурсы, производственные, институциональные и информационные, административные, социальные ресурсы; риски и т.д.;

— инструментарий: базисные индексы изменения, декомпозиция, взвешенное суммирование приведенных значений и т.д.

В общем виде концептуально предлагаемую методику можно записать:

Потенциал региона = (Сумма долей частных ресурсных потенциалов)/ (Количество элементов в потенциале);

Эффективность использования потенциала =

(Сумма произведений базисных индексов изменения соответствующего элемента и его значимости (веса)/ (Количество элементов).

Вопрос определения весовых коэффициентов требует отдельной разработки.

Мониторинг экономической безопасности регионов на базе их сравнительной оценки и определения эффективности развития территорий (в координатах потенциал региона — эффективность его использования) представляется современной и востребованной практикой методологической основой для дальнейшего совершенствования систем управления территориями, а также оперативного отслеживания возникающих угроз в рамках обширного сценарного поля, как для отдельного региона, так и для группы регионов (см. таблицу).

Мониторинг экономической безопасности, конечно же, не является абсолютно универсальной и единственно необходимой методологической

основой для дальнейшего прогрессивного развития государства, экономики и общества. Однако представляет собой достаточно важный и вполне своевременный инструмент в том числе прогнозирования и проведения государственной политики в регионах, позволяющий осуществлять обратную связь между центром и периферией, а также защитить государственные интересы в регионах.

Литература:

1. Пузов Е.Н., Яшин С.Н., Яшина Н.И. Методологические аспекты формирования системы мониторинга экономической безопасности территорий. Научно-практический и теоретический журнал «Национальные интересы: приоритеты и безопасность». — 2005— №1 (1), июль-август (с.12-19).

2. Елисеев В.И. Оценка эффективности управления социально-экономическим развитием регионов. Вопросы оценки. — 2004. — № 2.

3. Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. - 1994. - №12. - С. 4 -13.

4. Архипов А, Городецкий А, Михайлов Б. Экономическая безопасность: Оценки, проблемы, способы обеспечения // Вопросы экономики. - 1994.

- №12. - С. 36-44.

5. КремлевН.Д., ФедоровВ.Г, СергеевМ.Ф. Вопросы оценки экономической безопасности региона // Вопросы статистики. - 2001.--№2. - С. 42 - 48.

6. Управление организацией / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина.

- М. - 1998.- 669 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.