Научная статья на тему 'Система информационного мониторинга в процессе управления эффективностью ресурсного обеспечения экономики региона'

Система информационного мониторинга в процессе управления эффективностью ресурсного обеспечения экономики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
122
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система информационного мониторинга / управление эффективностью ресурсного обеспечения / методика оценки показателей ресурсного обеспечения / information monitoring system / management of resource provision efficiency / methods of resource provision indicators assessment

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Добролежа Елена Валерьевна

На основе исследования специфики управления эффективностью ресурсного обеспечения устойчивого социально-экономического развития территории изложены необходимость, основные принципы формирования системы мониторинга необходимой информации и методика ее оценки для принятия решений, отражены требования, предъявляемые к системе информационной поддержки, совокупность ее элементов, а также принципы организации системы, построена схема формирования системы данных, пользователи системы, принципы и режимы доступа к базе данных ресурсного обеспечения. Система основывается на статистических показателях, применяемых для оценки уровня социально-экономического развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Based on the studies of specific character of resource provision efficiency management of a region's stable social and economic development the article deals with the main principles of building a system of information monitoring, as well as the methods of its assessment necessary for decision-making. The article covers requirements for support information system, the set of the system's elements, as well as the principles of the system organization; it gives an outline of the data system formation scheme, the system users, principles and access mode of the resource provision database. The given system is based on the statistical indicators used for assessing the level of region's social and economic development.

Текст научной работы на тему «Система информационного мониторинга в процессе управления эффективностью ресурсного обеспечения экономики региона»

УДК 004+332

СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО МОНИТОРИНГА В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

© 2011 г. Е.В. Добролежа

Ростовский государственный экономический университет, ул. Б. Садовая, 69, г. Ростов-на-Дону, 344002, main@rsue.ru

Rostov State Economic University,

B. Sadovaya St., 69, Rostov-on-Don, 344002,

main@rsue.ru

На основе исследования специфики управления эффективностью ресурсного обеспечения устойчивого социально-экономического развития территории изложены необходимость, основные принципы формирования системы мониторинга необходимой информации и методика ее оценки для принятия решений, отражены требования, предъявляемые к системе информационной поддержки, совокупность ее элементов, а также принципы организации системы, построена схема формирования системы данных, пользователи системы, принципы и режимы доступа к базе данных ресурсного обеспечения. Система основывается на статистических показателях, применяемых для оценки уровня социально-экономического развития региона.

Ключевые слова: система информационного мониторинга, управление эффективностью ресурсного обеспечения, методика оценки показателей ресурсного обеспечения.

Based on the studies of specific character of resource provision efficiency management of a region's stable social and economic development the article deals with the main principles of building a system of information monitoring, as well as the methods of its assessment necessary for decision-making. The article covers requirements for support information system, the set of the system's elements, as well as the principles of the system organization; it gives an outline of the data system formation scheme, the system users, principles and access mode of the resource provision database. The given system is based on the statistical indicators used for assessing the level of region's social and economic development.

Keywords: information monitoring system, management of resource provision efficiency, methods of resource provision indicators assessment.

Управление любой экономической системой, особенно в современных условиях, когда повышается роль информации во всех сферах общественной жизни, невозможно без поддержки современных компьютерных технологий, облегчающих принятие решений на основе сбора, поиска, обработки, накопления, хранения, распространения и использования большого массива информации. Необходимость порой молниеносно принимать решение с учетом всего объема данных и обстоятельств стимулирует потребность в разработке методов и инструментов управления и тех, кто использует эти технологии, и адаптирующихся под высокую скорость их изменения. Это актуализирует не только исследования возможности применения различных информационных систем для целей поддержки принятия решений при управлении эффективностью ресурсного обеспечения региональной экономики, но и модификации способов сбора и представления необходимых данных [1].

Эффективность ресурсного обеспечения как объект управления требует повышенного внимания к разработке информационной поддержки. Это связано с необходимостью применения различных подходов к использованию информации при решении следующих этапных задач возрастающей сложности [2]:

- оценки обеспеченности региона ресурсами, соответствия ресурсного обеспечения кратко-, средне- и долгосрочным целям регионального экономического развития, а также эффективности ресурсообеспечения согласно целям экономики региона;

- мониторинга состояния и эффективности ресурсного обеспечения в процессе достижения целей региональной экономики;

- выявления несоответствий в обеспеченности ресурсами и целях региональной экономики, а также имеющейся или потенциальной неэффективности ресурсного обеспечения;

- поддержки принятия управленческих решений для достижения эффективности ресурсного обеспечения экономики региона;

- контроля исполнения решений по управлению ресурсным обеспечением и его эффективностью в региональной экономической системе;

- поддержания процессов функционирования системы управления эффективностью ресурсного обеспечения экономики региона.

Такое множество сложных комплексных задач детерминирует необходимость разработки системы информационной поддержки управления эффективностью ресурсного обеспечения, соответствующей следующим важным требованиям [3]:

- комплексности;

- адаптивности;

- интегрируемости и совместимости с современными информационными технологиями, глобальными и локальными сетями, многопользовательским интерфейсом и системами поддержки принятия решений при управлении региональной экономикой;

- скорости обновления и обработки данных;

- наглядности представления данных и простоты составления запросов, эргономичности применения;

- достаточной степенью защиты от несанкционированного доступа к конфиденциальной информации и информации ограниченного доступа;

- широты охвата компонентов ресурсного обеспечения региона;

- мощности применяемых и доступных методов обработки данных.

Одновременное выполнение данных требований сопряжено с необходимостью разработки подходов и методов к построению системы информационной поддержки принятия решений по управлению эффективностью ресурсного обеспечения, включающей следующие основные элементы [4]:

1) методику сбора первичной информации для мониторинга обеспеченности региона ресурсами;

2) методику оценки эффективности ресурсного обеспечения экономики региона в статике и динамике;

3) принципы организации информационной системы обработки данных о ресурсообеспеченности региона и поддержки принятия управленческих решений относительно ее эффективности;

4) формализованный модельный инструментарий управления эффективностью ресурсного обеспечения региональной экономики, способствующий повышению качества подготовки управленческих решений с учетом большого числа факторов, включающий модели различных типов;

5) принципы представления и использования информации для конкретизированного принятия управленческих решений.

Разработка подобной информационной системы должна начинаться с формулирования принципов организации системы мониторинга данных, используемых для целей управления эффективностью ресурсного обеспечения региональной экономики.

К таким принципам относятся:

- полнота охвата первичных единиц сбора информации, составляющих в совокупности ресурсное обеспечение региона, а также параметров и характеристик ресурсов региональной экономической системы;

- проверка достоверности получаемых данных;

- корректность, адекватность и адаптивность методик расчета показателей эффективности ресурсного обеспечения;

- наглядность и доступность представления результатов;

- надежность хранения данных;

- обеспечение обновления программных и технических средств без угрозы потери данных;

- разграничение режимов доступа для разных категорий пользователей без потери качества работы с базой данных.

Данные принципы являются основными, но не образуют в совокупности исчерпывающего перечня.

Система мониторинга данных для целей управления эффективностью ресурсного обеспечения региональной экономики состоит из четырех блоков (рис. 1): 1) сбора данных; 2) расчетного; 3) анализа; 4) базы данных [5].

^ ^-----

Параметры и характеристики ресурсов

РЕСУРСЫ РЕГИОНА

Рис. 1. Система мониторинга данных для целей управления эффективностью ресурсного обеспечения региональной

экономики

Каждый из блоков реализует свойственные ему функции. В первом производится сбор первичной информации - регистрация значений показателей и характеристик, в совокупности необходимых для описания ресурсов и оценки эффективности ресурсного обеспечения региональной экономической системы. Данные собираются в разрезе отдельных видов ресурсов и их «собственников» и переводятся в удобное для дальнейшей обработки электронное представление. Во второй блок поступают обработанные первичные данные, где они группируются и на их основе рассчитываются показатели эффективности ресурсного обеспечения в соответствии с методикой оценки. Последняя может производиться по всему набору ресурсов региона либо по отдельным компонентам, в зависимости от необходимости и от целей управления в конкретный момент времени. В третьем блоке производится анализ результатов расчетов, их представление в наглядной форме, интерпретация, описание и подготовка принятия отдельных управленческих решений.

Однако данный блок не является последним, так как после этого результаты расчетов в наглядном виде

передаются на хранение в базу данных, к которой имеют доступ пользователи в соответствии с их режимами доступа. База данных в этом контексте представляет собой совокупность как исходной информации для расчетов, так и результатов расчетов и их наглядного представления, т.е. аккумулирует всю информацию о ресурсном обеспечении региональной экономики.

Список ее пользователей может быть более обширным, однако в их числе представляется целесообразным выделить:

- органы управления региона;

- предприятия и организации - собственники ресурсов;

- заинтересованные государственные и муниципальные учреждения;

- другие заинтересованные лица и организации.

Основными являются первые два, так как именно

они непосредственным образом задействованы в процессе управления эффективностью ресурсного обеспечения региональной экономики.

Нами наглядно представлены принципы и режимы гиональной экономики для различных типов пользо-доступа к базе данных ресурсного обеспечения ре- вателей (рис. 2).

Запросы пользователей

Зарегистрированные пользователи

Незарегистрированные пользователи

Авторизованный доступ к детализированным показателям

Открытый доступ к основным агрегированным показателям

Рис. 2. Принципы и режимы доступа к базе данных о ресурсном обеспечении региональной экономики

Органы регионального управления имеют полный доступ к базе данных, т.е. к исходным данным, всем показателям, а также методикам расчета. При этом они могут иметь непосредственный доступ к ней, так как логично ее располагать в информационном пространстве органов управления региона. Тем не менее не исключается доступ и через централизованный Интернет-портал, предоставляющий возможность получать информацию из базы в режиме он-лайн остальным категориям пользователей, которые учитывая разграничение доступа делятся на зарегистрированных и незарегистрированных.

В случае прохождения процедуры регистрации авторизованные пользователи получают возможность доступа к детализированным показателям, в отличие от незарегистрированных, получающих значения только отдельных основных агрегированных показателей за ограниченное число периодов времени.

В базе данных есть два уровня администрирования: база и портал. Администрирование самой базы предполагает ее модификацию, внесение изменений, актуализацию, поддержку доступа и т.д. Администрирование портала связано с поддержанием его работы, обеспечением стабильного доступа к нему, управление режимами доступа, учетными записями и правами пользователей и т.д. В совокупности это призвано обеспечить возможность своевременного получения актуальных полных данных, необходимых для

управления эффективностью ресурсного обеспечения региона [1].

Важным элементом системы сбора и обработки данных является методика оценки эффективности ресурсообеспечения экономической системы региона на основе первичных данных, поступающих в информационную систему. Методика строится на общепринятых статистических данных, что обеспечивает легкость и низкозатратность ее внедрения. Однако аккумулированная информация и рассчитанные показатели позволяют проводить оценку уровня ресурсообес-печенности региональной экономики для целей принятия решений высокого качества. Методика декомпозиционна по видам региональных ресурсов и основывается на системе статистических показателей, применяемых для оценки уровня социально-экономического развития региона, однако цели использования показателей и их интерпретация связаны исключительно с управлением эффективностью ресурсного обеспечения региона. Таким образом, предлагаемая методика экономична, так как не требует привлечения дополнительной информации, помимо принятой программы статистических работ Росстата, однако состав, группировка показателей и их объяснение несут данные, необходимые для принятия решений в сфере управления ресурсообеспечением региональной экономической системы.

Для целей мониторинга ресурсы делятся на виды по критерию их «природы», в соответствии со следующей классификацией: материальные или материально-технические; природные; сырьевые и энергетические; трудовые; финансовые; информационные; организационно-управленческие; политические [6].

Оценка производится по каждому из видов, так как вследствие существенности различий между ними непосредственное агрегирование показателей не представляется возможным. Однако для целей мониторинга динамики ресурсообеспеченности региона в целом можно провести ограниченное по составу показателей агрегирование в стоимостном выражении, концептуально выражаемое следующей формулой:

Ррегиона Рк Рматер. + Рприр. + Рсырьее. +Ртруд. +

+ Рфин. + Ринф, где Ррегиона - совокупная стоимостная агрегированная оценка ресурсообеспеченности региона; к - количество подлежащих агрегированию в стоимостном выражении показателей ресурсообеспе-ченности.

Отметим, что к не равняется 6, так как представляет собой не число видов ресурсов, входящих в региональную систему оценивания, а именно число показателей. Каждый из 6 перечисленных видов ресурсов репрезентируется несколькими показателями, которые могут входить в интегральную оценку ресурсообеспеченности региона. В концептуальном представлении формулы перечислены 6 из 8 основных видов ресурсов, так как представляется затруднительным оценить организационно-управленческие и политические ресурсы в стоимостном выражении. Однако конкретизироваться входящие в представленную формулу показатели могут по-разному, в зависимости от целей оценки и располагаемых данных.

В декомпозиции по видам ресурсов основные показатели системы мониторинга данных для целей управления ресурсным обеспечением региональной экономики можно представить следующим образом.

Помимо видового деления необходима декомпозиция методики также по «стадиям», в которых в настоящий момент находятся региональные ресурсы. Любой экономический ресурс, как отмечалось выше, в качестве своей основной особенности обладает возможностью участия в воспроизводственных процессах региона. Таким образом, ресурс регионального уровня (понимаемый как некая совокупность идентичных «ресурсных единиц») может в один и тот же момент времени находиться либо только в одной, либо одновременно в двух различных «стадиях»: 1) накопления; 2) использования.

Возможность одновременного нахождения в разных стадиях обеспечивается свойством делимости ресурсов на однородные (относительно однородные) (в случае трудовых, финансовых ресурсов) или неоднородные (для природных, политических и т.п.) части. Если рассматривать трудовые ресурсы как совокупность проживающих на территории региона экономически активных индивидов, то они делимы на «единицы» - отдельных индивидов (при условии отсутствия учета профессии, уровня образования и про-

чих характеристик). Также делимы и финансовые ресурсы (особенно в высоколиквидных состояниях). Таким образом, трудящиеся в настоящее время на территории региона экономически активные индивиды являются частью используемых трудовых ресурсов, как и большинство финансовых ресурсов, за исключением временно отчужденных, аккумулированных в различных фондах и т.п. Однако с точки зрения управления эффективностью ресурсного обеспечения более важно исследование ресурсов, находящихся в стадии накопления [7].

Отметим при этом, что в основном речь идет о воспроизводимых ресурсах, поскольку проблематика управления эффективностью использования невоспроизводимых ресурсов лежит несколько в другой плоскости: учете экологических факторов и длинных горизонтов прогнозирования.

С позиций накопления трудовых ресурсов основополагающим является исследование демографических процессов в регионе в их динамике, сферы образования и переподготовки кадров с учетом потребностей регионального рынка труда и т.п. Для финансовых ресурсов важны с точки зрения накопления вопросы инвестиционной привлекательности, климата региона, уровня инвестиционных (и вообще финансовых) рисков в его региональной составляющей и проч., как и для ресурсов других видов, вовлеченных в воспроизводственные процессы региона. Причем представляется некорректной оценка ресурсов только в одной из стадий, поскольку управление эффективностью ресурсного обеспечения региона может быть как тактическим (краткосрочным, направленным только на наличные ресурсы с незначительным потенциалом привлечения), так и стратегическим, т.е. ориентированным на будущее состояние ресурсов, находящихся в настоящий момент в стадии накопления.

Таким образом, методика оценки ресурсообеспе-ченности региональной экономики должна позволять проводить мониторинг в стадиях и накопления, и использования ресурсов одновременно, чтобы получить наиболее адекватную информацию для целей принятия решений. При этом применяемые показатели оценки одних тех же видов региональных ресурсов в разных стадиях различны. Отметим, что количество и состав показателей для каждого вида ресурсов, варьируемые в зависимости от региональных целей относительно эффективности ресурсного обеспечения, свидетельствуют о достаточной гибкости и адаптивности методик.

Литература

1. Информационные технологии регионального управления / С.В. Емельянов [и др.]. М., 2004. 400 с.

2. Иванова Е.И., Хрусталее Е.Ю. Методология организации и использования информационных ресурсов для управления региональной экономикой // Информационные ресурсы России. 2008. № 3. С. 3 - 8.

3. Казанцев А.К., Серова Е.Г., Серова Л.С. Информационно-технологические ресурсы российских регионов: оценка и сравнительный анализ // Там же. № 6. С. 3 - 8.

4. Титоренко Г.А. Автоматизированные информационные технологии в экономике. М., 2006. 400 с.

5. Зенченко С.В. Анализ современных проблем информационного обеспечения решения задач оценки финансового потенциала региона // Экон. вестн. РГУ. 2007. № 4, т. 5, ч. 3. С. 146.

Поступила в редакцию

6. Кузнецова О.В., Кузнецов А.В. Системная диагностика экономики региона. М., 2006. С. 169.

7. Челноков И.В., Герасимов Б.И., Быковский В.Б. Региональная экономика: организационно-экономический механизм управления ресурсами развития региона / под ред. Б.И. Герасимова. Тамбов, 2002. С. 112.

13 мая 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.