Научная статья на тему 'Показатели комплексной сравнительной оценки потенциала региона в рамках мониторинга экономической безопасности'

Показатели комплексной сравнительной оценки потенциала региона в рамках мониторинга экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
348
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Показатели комплексной сравнительной оценки потенциала региона в рамках мониторинга экономической безопасности»

Вопросы экономики

показатели комплексной сравнительной оценки потенциала региона в рамках мониторинга экономической безопасности

С.Н. Яшин,

доктор экономических наук, профессор нижегородского государственного

технического университета

Е.н. ПузоВ,

кандидат экономических наук, ооо «Центр оценки «Выбор»

Одним из самых сложных вопросов в разработке любой методики всегда становится выбор первичного набора показателей. Это серьезная проблема, так как, с одной стороны, избыточное число показателей может привести к потере простоты и однозначности трактовки полученного результата, а также его воспроизводимости. Таким образом, актуальным становится принцип «бритвы Оккама» — не множить сущности без необходимости.

С другой стороны, сокращение числа показателей может привести к потере комплексности подхода и недоучету отдельных факторов, влияющих на окончательную картину исследуемого состояния, явления, ситуации.

Таким образом, имея научную проблему — необходимость разработки методики мониторинга экономической безопасности региона, для получения результата нужно четко определиться с характером «орудийного воздействия» на эту проблему, т. е. набором первичных показателей.

Актуальность разработки комплексного показателя для сравнительной оценки потенциала региона и эффективности использования этого потенциала в настоящее время достаточно высока. В основе же любого комплексного показателя лежат частные и первичные показатели.

При рассмотрении групп показателей (обобщающих показателей декомпозиции) и частных коэффициентов отметим прежде всего то, что для определения потенциала региона и эффективности его использования набор групп показателей будет различен. Иными словами, для сравнительной оценки регионов необходимо разработать минимум два комплексных показателя.

Кроме того, различным будет и характер их дальнейшей обработки; будут различаться и способы приведения частных показателей к агрегированным оценкам по группам и далее вверх по дереву декомпозиции.

В данной статье, говоря о частных первичных показателях, будем иметь в виду показатели нижнего уровня декомпозиции в рамках определения единого комплексного показателя сравнительной оценки.

Здесь мы не будем вести речь о прочих схемах упорядочивания [1, 6, 7]:

— разработке стратегических вариантов развития региона по блокам (производства регионального подчинения; производственная инфраструктура региона; социальная инфраструктура региона);

— о стадиях (уровнях) развития конкурентоспособности региона по М. Портеру (конкуренция на основе факторов производства — конкуренция на основе инвестиций — конкуренция на основе нововведений — конкуренция на основе богатства);

— программно-целевом подходе и имитационных информационных моделях региональной экономики в чистом виде.

Разумеется, в любом случае учитывается необходимость структуризации проблемы анализа потенциала региона через разработку «дерева целей». Кроме того, для управленческих задач необходимо формирование целей в количественно-временном измерении.

Частные задачи развития социально-экономических систем (оценка региона), реализуемые в рамках единой модели, могут отражать различные

типы отношений или аспекты функционирования объекта (балансовые отношения, технологические, поведенческие, структурные, экологические, демографические, экзогенные и др.) [1, 2, 5, 6, 7].

Балансовые отношения реализуют равенство суммы наличных объемов (товары, ресурсы, финансовые потоки и т.п.), полученные из различных источников, — сумме объемов, использованных по различным направлениям. Реализуются в балансовом методе.

Технологические отношения — раскрывают и детализируют технологические процессы конкретных экономических систем и их производственные возможности в перспективе. Находят реализацию в имитационных моделях.

Поведенческие отношения — описывают поведение элементов экономической системы, имеющих некоторую свободу выбора решений. Применяется системный анализ, динамические модели.

Структурные отношения — определяют иерархию управления (взаимосвязи, соподчиненность элементов экономической системы) и правила, регулирующие функционирование элементов системы в рамках этой структуры (механизм функционирования системы, принципы формирования различных фондов системы) и т.д.

Экологические отношения — раскрывают взаимосвязи экономической системы с окружающей средой, а также оценивают влияние деятельности системы на состояние природных ресурсов.

Демографические отношения учитывают влияние роста и структуры населения на производство. Часто проявляются через расчет показателей на душу населения.

Кроме того, стоит отметить, что показатели должны отражать основные угрозы экономической безопасности региона. В качестве наиболее серьезных угроз можно выделить следующие: нарастающий спад производства; потеря (уступка) внутреннего рынка; разрушение научно-технического потенциала; деиндустриализация экономики; опасность утраты продовольственной независимости; обострение ценовых диспропорций между промышленностью и сельским хозяйством; рост безработицы; увеличение внешнего и внутреннего долга; криминализация экономики; увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности; рост дефицита бюджета.

Проблема экономической безопасности региона имеет объекты на пересечении с другими возможными сферами: политической, общественной, экологической, информационной, социальной.

Поэтому проблему экономической безопасности необходимо рассматривать как собственно в экономической сфере, так и в областях пересечения экономики со смежными сферами.

Но все эти действия будут строго детерминированы основной задачей — разработкой методики мониторинга экономической безопасности региона.

Отправными точками дальнейшего анализа будут следующие предположения.

1. Необходимость учета объективных натуральных показателей, характеризующих состояние региона (которые будут определять потенциал региональной системы).

2. Возможность отслеживать данные первичные показатели во времени и в относительном значении (что будет характеризовать эффективность использования потенциала региона). А также рассмотрение расширенного набора групп показателей.

3. Методологией исследования является системный анализ, а также структурный, воспроизводственно-эволюционный, интеграционный, комплексный, функциональный подходы.

4. Первичные показатели для определения эффективности использования потенциала региона должны учитывать природные и психологические (связанные с интересами людей и др.), а также производственные факторы.

5. Возможность использования разрабатываемого инструментария анализа как для целей долгосрочного планирования, так и для принятия краткосрочных решений.

Таким образом, основными факторами, действующими в рассматриваемой системе, являются: собственный ресурсный потенциал региона (трудовые, природные, производственные, финансовые ресурсы) и привлекаемые в регион ресурсы (как правило, в виде инвестиций и централизованных капитальных вложений), и реальные процессы общественного производства.

При разработке системы мониторинга экономической безопасности и оценки состояния региона целесообразно вначале определиться, какая эффективность будет положена в основу анализа: ресурсная или целевая.

Разумеется, для субъектов, принимающих решения, актуальной является целевая эффективность. Регион представляется как целенаправленная и многоцелевая система, имеющая неоднородные внутренние и внешние цели, самостоятельные подцели отдельных подсистем, систему показателей измерения целей, многообразные стратегии их достижения и т.д.

Но вместе с тем социально-экономическая система региона имеет сложную внутреннюю структуру, в составе которой могут быть декомпозированы подсистемы: население, производство, непроизводственная сфера, экология, пространство, финансы, внешняя экономическая сфера и т.п. Что в свою очередь склоняет чашу весов в сторону анализа ресурсной эффективности. Это также не противоречит заявленной задаче мониторинга экономической безопасности региона через оценку потенциала региона и эффективности использования этого потенциала.

При этом экономические последствия качественно достаточно сходны и могут быть описаны такими экономическими понятиями, как «выбытие ресурсов», «дезорганизация производства», «изменение целей и задач управления экономическими процессами», «прямые убытки», «недополучение прибыли» и т.д.

Обобщенный подход к оценке потенциала региона на основе анализа существующего инструментария позволяет сформировать иерархическую структуру показателей и выполнить построение агрегированных показателей, характеризующих социально-экономический уровень развития региона. Система показателей социально-экономического развития региона представляет собой сложную иерархическую структуру с множеством частных показателей, в которую в зависимости от задачи управления могут включаться критерии, отражающие социальный, экономический, природный и другие эффекты моделируемого развития.

На верхнем уровне этой иерархической структуры выделим показатели, характеризующие объективные природные, экономические (производственные) условия региона, из которых формируется обобщающая оценка социальных параметров региона (потенциал региона). Кроме того, должна быть оценена эффективность использования потенциала, которая позволит говорить об эффективности управления и т.п.

В свою очередь агрегированные показатели дают общую оценку состояния социально-экономической структуры и включают демографические, социально-профессиональные, трудовые и общественно-политические параметры, а также параметры, отражающие условия жизни, труда и быта населения региона.

В табл. 1 показано, какие факторы учитывают при подборе первичных показателей различные методики оценки регионального развития.

Для дальнейшего анализа применим стратификацию. Стратификация является общим принципом системного моделирования и используется

при анализе и синтезе сложных систем на основе методов моделирования. Стратифицированная структура модельного комплекса для мониторинга экономической безопасности региона через его социально-экономическое развитие представляет собой следующие агрегированные группы, предлагаемые для дальнейшего рассмотрения:

— природные ресурсы;

— человеческие ресурсы;

— экономические и финансовые ресурсы;

— производственные ресурсы;

— институциональные и информационные ресурсы,

— социальные ресурсы;

— административные и политические ресурсы;

— риски.

В рамках обобщенных групп необходимо определить непосредственно первичные частные показатели для анализа.

Не стоит забывать, что, по сути, было поставлено две задачи (необходимо построение в двух координатах):

— анализ ресурсного потенциала региона;

— анализ эффективности использования потенциала региона.

Отметим, что основа упорядочения в первом случае будет — доля в общем значении (процент общего природно-ресурсного потенциала, оцененного на базе интегрального показателя), а во втором случае — базисные индексы изменения.

Как уже отмечалось выше, модели регионов — это модели ресурсного типа. Состояние региональной экономической системы описывается переменными (количество населения различных категорий, производственные фонды, расходуемые ресурсы (природные, земля и др.). При этом внешние воздействия и управленческие решения определяют темп (динамику) моделируемой системы (эффективность использования потенциала системы).

Ключевыми группами для анализа ресурсного потенциала региона будут являться агрегированные блоки первичных показателей:

— природные ресурсы;

— человеческие ресурсы;

— экономические и финансовые ресурсы;

— производственные ресурсы.

При этом для анализа эффективности потенциала ведущую роль будут играть следующие агрегированные блоки показателей:

— институциональные и информационные ресурсы;

— социальные ресурсы.

а у

з

я *

о =

3

<Я Л

X

я *

О -о 5

8 ев

О £

вношэс! ихэондоэопэохнэсМшюя ч1гэ1то]/^ + + + + + +

(ф<1 вгате&юйн квнч1Твс1э:1Тэф) кихиаевс! оюнчшзноихэс! вянэйо квнэяэшшо^ + + +

(внивсЪ!^) аоношэс! вивиПнэхоп оюяээьирчонояеоэх вянэйо квнсМхяАйхэ + + + +

«дрчос! иннчивношэс!» рчс!иф ахээ1пАршэс[п хннхнэсКяноя иинвйеоэ а вношэс! анод + + + + +

вянвд оюнсйшээд вяиШхэ]/^ + + + +

(эинвaodиifэ:irtш эонноийвхирш) aoнoиjэd киxиaeвd оюяээьиртонож-онаивиПоэ эинвaodиirэ:iío]/^ + + + + + +

ииdxoaY вянвд вяиШхэ]/^ + + + + +

вахохнэхв 0J0a0Jниxиэd aoнoиjэd xюioииoood BJHиxиэd вяиШхэ]/^ + + + + + + + +

вxэxиodэaинA 0J0ннэax0dв:IíA00J оюяэяожюр^ вяи1Тохэ]/^ + + + + +

ннивйл^ аос1хэини]/^ вхэнидв}[ вяиШхэ]/^ + + +

Обобщенные (предлагаемые к дальнейшему рассмотрению) | Природные ресурсы (в том числе энергетические) Человеческие ресурсы Экономические и финансовые ресурсы (в том числе инвестиционные) Производственные ресурсы Институциональные и информационные ресурсы (в том числе инновационные) Социальные ресурсы Административные, политические ресурсы Риски

В табл. 2 отражены первичные показатели, предлагаемые для разработки методики мониторинга экономической безопасности регионов через оценку потенциала региона и эффективности его использования. Величина потенциала является необходимым, но недостаточным условием для эффективного социально-экономического развития региона и его экономической безопасности. Движение по траектории устойчивого регионального развития, определяющееся экономическим, социальным и прочими направлениями, детерминировано реализацией комплексных потенциальных возможностей региона. Их величину можно рассматривать как эффективность использования потенциала региона. Для определения эффективности использования потенциала региона будем использовать более широкий диапазон агрегированных групп показателей.

На основании исследования методик, анализа существующих теоретических и практических разработок, а также изучения текущей ситуации мы пришли к заключению о целесообразности использования следующего набора первичных показателей, указанного в табл. 2.

Следует отметить, что в числе указанных показателей имеются те, которые необходимы в дальнейшем для осуществления процедур согласования и приведения первичных показателей в сопоставимый вид. Кроме того, необходимы показатели не только исследуемого региона, а также средние общероссийские значения данных показателей, и по возможности средние значения по федеральному округу, к которому относится исследуемый регион.

Интересы экономической безопасности требуют объективного и всестороннего мониторинга экономики и общества с использованием индикаторов экономической безопасности. Мониторинг предполагает прежде всего фактическое отслеживание, анализ и прогнозирование важнейших групп экономических показателей (индикаторов).

Таким образом, после определения основных агрегированных групп показателей и ключевых коэффициентов внутри групп, задающих вектор последующему исследо-

Таблица 2

первичные показатели для разработки методики мониторинга экономической безопасности региона

№ п/п Наименование показателя Единица измерения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Природные ресурсы

1 Территория тыс. кв. км

2 в том числе сельскохозяйственные угодья тыс. кв. км

3 Запасы пресной воды тыс. куб. м

4 Площадь лесов тыс. га

5 Количество населения, занятого в рекреационной сфере тыс. чел.

6 Разведанные запасы минеральных ресурсов (нефть, газ) тыс. куб. м

7 Затраты энергоресурсов на отопление тыс. руб.

Человеческие ресурсы

1 Численность населения тыс. чел.

2 В том числе трудоспособного тыс. чел.

3 В том числе зарегистрированных безработных тыс. чел.

4 В том числе работников, занятых на малых и средних предприятиях тыс. чел.

5 В том числе занятого в наукоемких отраслях тыс. чел.

6 В том числе проживающего в сельской местности тыс. чел.

7 Выпуск специалистов высшими и государственными средними учебными заведениями тыс. чел.

Экономические и финансовые ресурсы

1 Валовый региональный продукт тыс. руб.

2 Объем промышленной продукции тыс. руб.

3 Объем сельскохозяйственной продукции тыс. руб.

4 Объем инвестиций в экономику региона тыс. руб.

5 Прибыль, полученная всеми контрагентами тыс. руб.

6 Объем депозитов юридических лиц (в том числе в национальной валюте) тыс. руб.

7 Объем выданных кредитов промышленным предприятиям тыс. руб.

8 Долгосрочные кредиты банковской системы тыс. руб.

9 Объем экспорта тыс. руб.

10 Объем импорта тыс. руб.

11 Платежеспособность предприятий

12 Финансовая устойчивость предприятий (коэффициент текущей ликвидности)

13 Обеспеченность оборотными средствами предприятий

14 Коэффициент автономии предприятий

15 Объем внутреннего рынка тыс. руб.

Производственные ресурсы

1 Индекс промышленной специализации

2 Индекс сельскохозяйственной специализации

3 Остаточная стоимость основных производственных фондов тыс. руб.

4 Объем введенных мощностей за период тыс. руб.

5 Выработка электроэнергии тыс. квт/ч

6 В том числе на экспорт тыс. квт/ч

7 Объем грузовых перевозок тыс. руб.

8 Объем выполненных строительных работ тыс. руб.

9 Средняя урожайность зерновых т/га

10 Средняя стоимость тонны зерновых тыс. руб.

11 Фондоотдача в промышленности тыс. руб./тыс. руб.

12 Фондоотдача в сельском хозяйстве тыс. руб./тыс. руб.

13 Производительность труда в промышленности тыс. руб./тыс. чел.

14 Производительность труда в сельском хозяйстве тыс. руб./тыс. чел.

15 Удельный вес прибыльных предприятий в общем числе %

16 Износ производственных фондов %

17 Суммарная задолженность предприятий по обязательствам тыс. руб.

Окончание табл. 2

№ п/п Наименование показателя Единица измерения

Институциональные и информационные ресурсы

1 Протяженность линий электропередач тыс. км

2 Протяженность трубопроводов тыс. км

3 Протяженность судоходных путей тыс. км

4 Протяженность железнодорожных путей тыс. км

5 Протяженность автомобильных дорог тыс. км

6 Число общефедеральных банков шт.

7 Число общефедеральных страховых компаний шт.

8 Число аэропортов, железнодорожных станций, портов шт.

9 Покрытие зон вещания общероссийскими и местными компаниями на всей территории шт.

10 Совокупные тиражи местных газет тыс. экз.

11 Число сотовых телефонов шт.

12 Количество городов свыше 100 000 жителей шт.

13 Количество городов свыше 500 000 жителей шт.

Социальные ресурсы

1 Среднедушевые доходы руб./мес.

2 Среднедушевой прожиточный минимум руб./мес.

3 Доходы и расходы бюджета по крупным городам и сельской местности тыс. руб.

4 Величина сбережений (депозитов) населения (в том числе в национальной валюте) тыс. руб.

5 Объем выданных кредитов населению тыс. руб.

6 Величина жилищного фонда тыс. кв. м

7 Обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями шт.

8 Обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями шт.

Административные, политические ресурсы

1 Доходы региона с учетом взаиморасчетов с федеральным бюджетом тыс. руб.

2 Профицит/дефицит бюджета региона тыс. руб.

3 Собранные налоги в федеральный, в местный бюджеты тыс. руб.

4 Объем недоимок в сборе налогов тыс. руб.

Риски

1 Число крупных техногенных катастроф (с жертвами, убытки свыше 500 000 руб.) шт.

2 Число крупных природных катастроф (с жертвами, убытки свыше 500 000 руб.) шт.

3 Объем вредных выбросов в окружающую среду, штрафы тыс. руб.

4 Уровень (количество) зарегистрированных преступлений шт.

ванию, возможна дальнейшая разработка методики мониторинга экономической безопасности региона, базирующейся на сравнительном анализе регионов 4 (их потенциала и эффективности развития).

литература

1. СелезневА.З. Конкурентные позиции и инфраструк- 5 тура рынка России. М.: Юристъ, 1999. 384 с.

2. Панкрухин А.П. Территориальный маркетинг // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. № 5. С. 99 — 122. 6

3. Федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы до 2015 7 года)». Утверждена Постановлением Правительства . РФ от 11 октября 2001 г. № 717 «О Федеральной целевой программе «Сокращение различий в социаль-

но-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002 — 2010 годы до 2015 года)». Паспорт Федеральной целевой программы «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002 — 2010 годы до 2015 года)» (основной разработчик — Совет по изучению производительных сил). Структурная оценка геоэкономического потенциала регионов Украины: методические подходы (http:// fppr.org.ua).

Шеховцева Л.С. Конкурентоспособность региона: факторы и метод создания // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 4.

Лычкина Н.Н. Моделирование социально-экономического развития регионов: Материалы научно-практического семинара кафедры информационных систем / Под ред. Ю.М. Черкасова; ГУУ. М., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.