Общественное здоровье и здравоохранение
УДК 614.2
© 2015 Д.Г. Чернышов, М.Ю. Засыпкин, А.В. Чебыкин
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ
НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
За последние десятилетия в условиях экономического реформирования российского здравоохранения развитие спортивной медицины претерпело многочисленные изменения, к сожалению, не всегда в положительную сторону и не отражающие современных реалий [2]. Постепенно принципы, заложенные советским здравоохранением, заменились рыночными позициями (всеобщность рынка, саморегулирование деятельности, приоритет договорных отношений, свобода ценообразования, децентрализация управления и самостоятельность, экономическая эффективность в ущерб социальной ориентированности), что далеко не всегда способствует гармоничному развитию отрасли.
Ключевые слова: спортивная медицина; организационно-функциональная модель; врачебный контроль.
В 2013 году службе спортивной медицины России исполнилось 90 лет. Отправной точкой для ее создания стало решение наркома здравоохранения Н.А. Семашко: «Без врачебного контроля нет физической культуры», после чего в 1923 году был создан первый кабинет врачебного контроля - прообраз нынешней спортивной медицины [12].
Главными принципами советского здравоохранения являлись: государственный характер и плановость, профилактическое направление, общедоступность, бесплатность и высокое качество медицинской помощи, единство медицинской науки и практики, участие общественности в деятельности органов управления и учреждений здравоохранения.
В 1950-80 годы организация спортивной медицины в нашей стране носила разветвленный направленный характер, охватывала значительное количество населения и характеризовалась выраженной этапностью. При этом не существовало разделения спортсменов на профессионалов и любителей.
Это несколько отличалось от мировых тенденций развития спортивной медицины, которые были направлены на высокоспециализированный характер оказания медицинской помощи по видам спорта и четкое разделение по определенным критериям спортсменов на профессиональный и любительский уровни.
На наш взгляд, современная спортивная медицина должна формировать базис персонализированной медицины, основанной на прогностическом и профилактическом принципах, что позволит раскрыть потенциальные и адаптационные возможности организма спортсмена.
В последние годы в России начало меняться государственное отношение к спортивной медицине. В исполнении указов Президента РФ В.В. Путина от 7 мая 2012 года № 596-602, послания Президента РФ Федеральному собранию, в нашей стране должны развиваться и
пропагандироваться физкультура и спорт. Соответствующее распоряжение было разработано и внесено Министерством здравоохранения и Министерством спорта РФ в исполнение перечня поручений Президента РФ № Пр-3305 от 06.12.2012, данных итогов заседания Совета при Президенте РФ по развитию физической культуры и спорта [4].
В постановлении Правительства Самарской области № 16 от 03.02.2010 было отмечено, что «существующая пропускная способность учреждений врачебно-физкультурной службы Самарской области и ее организационная структура устарели и не могут в полном объеме обеспечить выполнение задач по медицинскому обслуживанию лиц, занимающихся физической культурой и спортом» [5].
Полагая, что вопрос оказания медицинской помощи спортсменам Самарской области является актуальным, мы пришли к выводу о выполнении исследования по изучению проблем спортивной медицины на региональном уровне.
Нами была поставлена цель исследования: комплексное изучение современного состояния спортивной медицины на территории Самарской области, разработка и внедрение организационно-функциональной модели оказания медицинской помощи спортсменам на региональном уровне.
Цель определила задачи исследования:
- изучить основные проблемы здравоохранения Самарской области, связанные с оказанием медицинской помощи спортсменам,
- проанализировать текущее состояние спортивной медицины на региональном уровне,
- обосновать основные направления, необходимые для повышения качества оказываемой спортсменам медицинской помощи на основе анализа российского и зарубежного опыта, путем социологических опросов спортсменов и проанализировать существующие потребности с помощью экспертных оценок;
- определить стратегию для решения выявленных проблем и возможные направления совершенствования организации медицинской помощи спортсменам Самарской области;
- разработать на территории Самарской области комплекс мероприятий, позволяющий решить вопросы охраны здоровья спортсменов в современных социально-экономических условиях.
В ходе исследования нами был выявлен круг проблем, характерных для спортивной медицины Самарской области.
1. Финансовая проблема:
- финансирование спортивной медицины в рамках раздела «Здравоохранение» осуществляется по остаточному принципу, так как отсутствует целевая строка в бюджете министерства здравоохранения Самарской области;
- в бюджете министерства спорта Самарской области отсутствует статья расходов на лечение и реабилитацию спортсменов (предусмотрено только проведение углубленных медицинских осмотров - УМО);
- не определены перспективы финансирования службы спортивной медицины Самарской области из различных источников - бюджет, ТФОМС, ДМС.
2. Проблема материально-технической базы [11]:
- отсутствует служба врачебно-физкультурных диспансеров (ВФД). В 1981 году в Самарской области работало 8 ВФД, но в связи с недостаточным финансированием в 1990 году остался только один областной ВФД, здание которого сгорело в 1994 году;
- отсутствие нормативных площадей (отделение спортивной медицины при ГБУЗ «СОКБ им. М.И. Калинина», размещено на приспособленных площадях в здании детской поликлиники);
- сохранившиеся на территории Самарской области учреждения подобного типа по уровню своего материально-технического оснащения не соответствуют современным требованиям;
- недостаточное обеспечение высокотехнологичным оборудованием и специализированным санитарным автотранспортом.
3. Проблема кадрового обеспечения:
- дефицит штатной численности в отделении спортивной медицины при ГБУЗ «СОКБ им. М.И. Калинина» и ГБУЗ «Тольяттинский ВФД»,
- низкая пропускная способность врачебно-физкультурных учреждений области: отделение спортивной медицины при ГБУЗ «СОКБ им. М.И. Калинина» - 4652 спортсмена/год (при потребности до 70 000 спортсменов/год), ГБУЗ «Тольяттинский ВФД» - 3600 спортсменов/год (необходимо до 29 050 спортсменов/год), врачебно-спортивный диспансер филиала ФАУ МО РФ ЦСКА (ЦСК ВВС, г. Самара) - 989 спортсменов/год,
- не регламентирован правовой и социальный статус спортивных врачей, работающих вне системы здравоохранения. Трудовой стаж засчитывается им как общий, в то время как профессиональный в расчет не идет, в отличие от врачей, находящихся в системе здравоохранения на них не распространяются социальные и пенсионные льготы;
- ведущие специалисты из спортивной медицины уходят в более оплачиваемые специальности (дерматовенерология, психиатрия, офтальмология, косметология);
- квалификационные требования по спортивной медицине не учитывают особенностей деятельности врачей, работающих в спортивных учреждениях;
- на кафедре медицинской реабилитации, спортивной медицины, физиотерапии и курортологии в Самарском медицинском университете, спортивная медицина не является основным направлением подготовки специалистов.
4. Проблема межведомственной разобщенности:
- на региональном уровне не разграничены полномочия в сфере спортивной медицины между органами исполнительной власти в области спорта и органами исполнительной власти в области здравоохранения;
- существует много конфликтов между врачами и тренерами. Спортивные врачи не имеют возможности совместно с тренерами обсуждать степень тренированности спортсменов, четко определять сроки проведения лечебных и реабилитационных мероприятий;
- низкий КПД углубленных медицинских осмотров, вследствие финансовых проблем не дает возможность применять высокотехнологичные виды лечения выявленных у спортсменов заболеваний и последствий травм.
5. Проблема несоответствия нормативно-правовой базы:
- в нормативных документах службы спортивной медицины и ее организационным формам (врачебно-физкультурные диспансеры, центры спортивной медицины, профилактики, восстановительной медицины и ЛФК) имеются взаимоисключающие положения;
- должности врачей спортивной медицины не предусмотрены в штатном расписании ЛПУ;
- в классификаторах медицинских услуг (в тарифах ОМС) отсутствуют многие виды работ. Например: имеется «профилактический осмотр врача», но нет «диспансерного наблюдения», «врачебно-педагогического наблюдения»;
- отмечается медленная адаптация терминологического и понятийного аппарата, сложившегося в специальности к формируемой нормативно-правовой базе, регулирующей вопросы деятельности службы по спортивной медицине в современных условиях;
- спортивная медицина не включена ни в приоритетные программы, ни в стратегические направления развития здравоохранения Самарской области;
- не разработаны порядки медицинского допуска школьников и студентов к занятиям спортом и физической культурой;
- нормативно не урегулированы вопросы медицинского допуска к занятиям спортом в фитнес-центрах и велнес-центрах;
- в центре спортивной медицины ГБУЗ СОКБ им. Калинина и Тольяттинском ВФД не предусмотрено проведение экспертизы временной нетрудоспособности.
6. Проблема организационно-методического характера:
- существует практика разрешения участия в спортивных соревнованиях без медицинского допуска, либо по поддельным справкам;
- отсутствует порядок проведения медицинских осмотров у спортсменов.
7. Проблема допинга:
- в настоящее время нет научно обоснованных фармакологических схем по усилению спортивной работоспособности, что создает основу для недобросовестного и незаконного распространения фармакологических веществ и неадаптированных схем подготовки спортсменов (в любом фитнес-клубе Самарской области можно приобрести так называемый протеиновый коктейль, приготовленный по «рецепту» бармена);
- на территории Самарской области отсутствует лаборатория по исследованию применяемых химических препаратов и оценке их влияния на адаптивные и компенсаторные возможности организма спортсмена.
Таким образом, необходимо создание организационно-функциональной модели [7, 16], которая позволит без увеличения объема дотаций из регионального бюджета обеспечить:
- прохождение УМО всем спортсменам и лицам, занимающимся физической культурой в Самарской области, для допуска к занятиям и соревнованиям;
- этапность оказания медицинской помощи спортсменам, ее финансирование из различных источников (включая средства ОМС);
- реализацию принципа государственно-частного партнерства;
- тесное межведомственное взаимодействие, в том числе со спортивными школами и медицинскими учреждениями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Федеральный закон от 04.12.2007г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
2 Рекомендации общественных слушаний от 25.03.2009 г. Государственной Думы РФ «Проблемы спортивной медицины».
3 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 09.08.2010г. № 613н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий».
4 Приказ Министерства здравоохранения РФ № 529н от 06.08.2013 «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций».
5 Постановление Правительства Самарской области от 3 февраля 2010 г. № 16 «О Стратегии развития физической культуры и спорта в Самарской области на период до 2020 года» (с изменениями и дополнениями).
6 Приказ министерства здравоохранения и социального развития Самарской области от 08.08.2005 г. № 250 «О мерах по совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры в Самарской области».
7 Балашенко В.В. Бизнес-планирование спортивно-оздоровительного комплекса. - Екатеринбург : Ин-т экономики УрО РАН, 2008.
8 Беляков Н.Ф. Стратегическое управление фирмой: вопросы теории, методологии, практики : монография. -Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской акад. госслужбы, 2008.
9 Воронин С.Э., Филлипов С.С. Правовая информация в управлении физкультурно-спортивными организациями : монография. - СПб., 2000. - 206 с.
10 Дьяков М.М. Формирование системы стратегического управления региональным физкультурно-спортивным комплексом : автореф. дис. ... канд. эконом. наук. - Москва, 2009. - 22 с.
11 Гургенов А.Г. Доклад на заседании общественной комиссии от 2 октября 2013 года при комитете по здравоохранению, демографии и социальной политике Самарской Губернской Думы.
12 Нагимова А.М. Государственное управление качеством жизни регионального социума: методология оценки эффективности : автореф. дис. ... доктора соц. наук. - Уфа, 2011. - 46 с.
13 Павлов С.Е. Физиологические основы подготовки квалифицированных спортсменов. - М.: МГАФК, Изд-во Малаховка, 2009. - 54 с.
14 Поляев Б.А. Наша спортивная медицина наверстывает упущенное // Аргументы и факты, 04.12.2013.
15 Шешунов И.В., Павлов В.В. Ирошникова Л.Е. Управление медицинским учреждением в условиях страховой медицины. - Самара : Изд-во СамГМУ, 2002. - С. 21.
16 Комплексная реабилитация после повреждений коленного сустава / Т.Б. Минасов, Л.Р. Филатова, И.Б. Ми-насов // Гений ортопедии. - 2010. - № 4. - С. 29-31.
Статья принята в печать 3 июня 2015 г.
Рецензент Минаев Ю.Л., доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой
общественного здоровья и здравоохранения «Медицинский университет «Реавиз».
УДК 378.661
© 2015 И.Ю. Нефедов, И.Ю. Нефедова
НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ И В РАБОТЕ ПРОВИЗОРОВ НА ПРИМЕРЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, ВЫЗЫВАЮЩИХ ИСКУССТВЕННОЕ ПРЕРЫВАНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ (АБОРТ)
В статье рассмотрены некоторые православные нравственные ценности применительно к обучению и работе провизоров на примере лекарственных средств, вызывающих искусственное прерывание беременности (аборт), в контексте выполнения требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта к общекультурным и профессиональным компетенциям по специальности «фармация».
Ключевые слова. Православные нравственные ценности, медикаментозный аборт, Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, обучение и работа провизоров.
В настоящее время культурное и гуманитарное развитие нашего общества является основой его экономического процветания, государственного суверенитета, цивилизационной самобытности, а также признается неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности России. Это сформулировано в Указе Президента РФ «Об утверждении Основ государственной культурной политики», где ставится задача по распространению знаний и культуры, гуманизации общего и профессионального образования, повышения статуса семьи, осознание семейных ценностей как основы личного и общественного благополучия. При этом подчеркивается, что в формировании системы ценностей в России особую роль сыграло православие [1]. Об этом говорится и в Послании президента России Федеральному собранию [2], и в его выступлении на 10-м Съезде ректоров России [3], где становится гуманитарная задача - воспитание самодостаточного специалиста, ощущающего себя частью большой, многонациональной и многоконфессиональной страны.