Научная статья на тему 'Концептуальные вопросы организации спортивной медицины на региональном уровне'

Концептуальные вопросы организации спортивной медицины на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
342
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА / SPORTS MEDICINE / ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / ORGANIZATION AND FUNCTIONAL MODEL / ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ / DOCTOR'S CONTROL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чернышов Дмитрий Геннадьевич, Засыпкин Михаил Юрьевич, Чебыкин Андрей Вячеславович

За последние десятилетия в условиях экономического реформирования российского здравоохранения развитие спортивной медицины претерпело многочисленные изменения, к сожалению, не всегда в положительную сторону и не отражающие современных реалий [2]. Постепенно принципы, заложенные советским здравоохранением, заменились рыночными позициями (всеобщность рынка, саморегулирование деятельности, приоритет договорных отношений, свобода ценообразования, децентрализация управления и самостоятельность, экономическая эффективность в ущерб социальной ориентированности), что далеко не всегда способствует гармоничному развитию отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чернышов Дмитрий Геннадьевич, Засыпкин Михаил Юрьевич, Чебыкин Андрей Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL QUESTIONS OF THE SPORTS MEDICINE ORGANIZATION AT A REGIONAL BASIS

During the last decades, sports medicine has undergone many changes due to the economic reforms in the Russian health system; unfortunately, not all of these reforms are positive and they do not represent the contemporary realities (2). The principles established by the Soviet public health system were gradually replaced by the market values (market universality, self-controlling operation, the priority of contract relations, pricing discretion, decentralization of management and autonomy, economic efficiency at the expense of social orientation), which does not always lead to the harmonious development of the industry.

Текст научной работы на тему «Концептуальные вопросы организации спортивной медицины на региональном уровне»

Общественное здоровье и здравоохранение

УДК 614.2

© 2015 Д.Г. Чернышов, М.Ю. Засыпкин, А.В. Чебыкин

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ

НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

За последние десятилетия в условиях экономического реформирования российского здравоохранения развитие спортивной медицины претерпело многочисленные изменения, к сожалению, не всегда в положительную сторону и не отражающие современных реалий [2]. Постепенно принципы, заложенные советским здравоохранением, заменились рыночными позициями (всеобщность рынка, саморегулирование деятельности, приоритет договорных отношений, свобода ценообразования, децентрализация управления и самостоятельность, экономическая эффективность в ущерб социальной ориентированности), что далеко не всегда способствует гармоничному развитию отрасли.

Ключевые слова: спортивная медицина; организационно-функциональная модель; врачебный контроль.

В 2013 году службе спортивной медицины России исполнилось 90 лет. Отправной точкой для ее создания стало решение наркома здравоохранения Н.А. Семашко: «Без врачебного контроля нет физической культуры», после чего в 1923 году был создан первый кабинет врачебного контроля - прообраз нынешней спортивной медицины [12].

Главными принципами советского здравоохранения являлись: государственный характер и плановость, профилактическое направление, общедоступность, бесплатность и высокое качество медицинской помощи, единство медицинской науки и практики, участие общественности в деятельности органов управления и учреждений здравоохранения.

В 1950-80 годы организация спортивной медицины в нашей стране носила разветвленный направленный характер, охватывала значительное количество населения и характеризовалась выраженной этапностью. При этом не существовало разделения спортсменов на профессионалов и любителей.

Это несколько отличалось от мировых тенденций развития спортивной медицины, которые были направлены на высокоспециализированный характер оказания медицинской помощи по видам спорта и четкое разделение по определенным критериям спортсменов на профессиональный и любительский уровни.

На наш взгляд, современная спортивная медицина должна формировать базис персонализированной медицины, основанной на прогностическом и профилактическом принципах, что позволит раскрыть потенциальные и адаптационные возможности организма спортсмена.

В последние годы в России начало меняться государственное отношение к спортивной медицине. В исполнении указов Президента РФ В.В. Путина от 7 мая 2012 года № 596-602, послания Президента РФ Федеральному собранию, в нашей стране должны развиваться и

пропагандироваться физкультура и спорт. Соответствующее распоряжение было разработано и внесено Министерством здравоохранения и Министерством спорта РФ в исполнение перечня поручений Президента РФ № Пр-3305 от 06.12.2012, данных итогов заседания Совета при Президенте РФ по развитию физической культуры и спорта [4].

В постановлении Правительства Самарской области № 16 от 03.02.2010 было отмечено, что «существующая пропускная способность учреждений врачебно-физкультурной службы Самарской области и ее организационная структура устарели и не могут в полном объеме обеспечить выполнение задач по медицинскому обслуживанию лиц, занимающихся физической культурой и спортом» [5].

Полагая, что вопрос оказания медицинской помощи спортсменам Самарской области является актуальным, мы пришли к выводу о выполнении исследования по изучению проблем спортивной медицины на региональном уровне.

Нами была поставлена цель исследования: комплексное изучение современного состояния спортивной медицины на территории Самарской области, разработка и внедрение организационно-функциональной модели оказания медицинской помощи спортсменам на региональном уровне.

Цель определила задачи исследования:

- изучить основные проблемы здравоохранения Самарской области, связанные с оказанием медицинской помощи спортсменам,

- проанализировать текущее состояние спортивной медицины на региональном уровне,

- обосновать основные направления, необходимые для повышения качества оказываемой спортсменам медицинской помощи на основе анализа российского и зарубежного опыта, путем социологических опросов спортсменов и проанализировать существующие потребности с помощью экспертных оценок;

- определить стратегию для решения выявленных проблем и возможные направления совершенствования организации медицинской помощи спортсменам Самарской области;

- разработать на территории Самарской области комплекс мероприятий, позволяющий решить вопросы охраны здоровья спортсменов в современных социально-экономических условиях.

В ходе исследования нами был выявлен круг проблем, характерных для спортивной медицины Самарской области.

1. Финансовая проблема:

- финансирование спортивной медицины в рамках раздела «Здравоохранение» осуществляется по остаточному принципу, так как отсутствует целевая строка в бюджете министерства здравоохранения Самарской области;

- в бюджете министерства спорта Самарской области отсутствует статья расходов на лечение и реабилитацию спортсменов (предусмотрено только проведение углубленных медицинских осмотров - УМО);

- не определены перспективы финансирования службы спортивной медицины Самарской области из различных источников - бюджет, ТФОМС, ДМС.

2. Проблема материально-технической базы [11]:

- отсутствует служба врачебно-физкультурных диспансеров (ВФД). В 1981 году в Самарской области работало 8 ВФД, но в связи с недостаточным финансированием в 1990 году остался только один областной ВФД, здание которого сгорело в 1994 году;

- отсутствие нормативных площадей (отделение спортивной медицины при ГБУЗ «СОКБ им. М.И. Калинина», размещено на приспособленных площадях в здании детской поликлиники);

- сохранившиеся на территории Самарской области учреждения подобного типа по уровню своего материально-технического оснащения не соответствуют современным требованиям;

- недостаточное обеспечение высокотехнологичным оборудованием и специализированным санитарным автотранспортом.

3. Проблема кадрового обеспечения:

- дефицит штатной численности в отделении спортивной медицины при ГБУЗ «СОКБ им. М.И. Калинина» и ГБУЗ «Тольяттинский ВФД»,

- низкая пропускная способность врачебно-физкультурных учреждений области: отделение спортивной медицины при ГБУЗ «СОКБ им. М.И. Калинина» - 4652 спортсмена/год (при потребности до 70 000 спортсменов/год), ГБУЗ «Тольяттинский ВФД» - 3600 спортсменов/год (необходимо до 29 050 спортсменов/год), врачебно-спортивный диспансер филиала ФАУ МО РФ ЦСКА (ЦСК ВВС, г. Самара) - 989 спортсменов/год,

- не регламентирован правовой и социальный статус спортивных врачей, работающих вне системы здравоохранения. Трудовой стаж засчитывается им как общий, в то время как профессиональный в расчет не идет, в отличие от врачей, находящихся в системе здравоохранения на них не распространяются социальные и пенсионные льготы;

- ведущие специалисты из спортивной медицины уходят в более оплачиваемые специальности (дерматовенерология, психиатрия, офтальмология, косметология);

- квалификационные требования по спортивной медицине не учитывают особенностей деятельности врачей, работающих в спортивных учреждениях;

- на кафедре медицинской реабилитации, спортивной медицины, физиотерапии и курортологии в Самарском медицинском университете, спортивная медицина не является основным направлением подготовки специалистов.

4. Проблема межведомственной разобщенности:

- на региональном уровне не разграничены полномочия в сфере спортивной медицины между органами исполнительной власти в области спорта и органами исполнительной власти в области здравоохранения;

- существует много конфликтов между врачами и тренерами. Спортивные врачи не имеют возможности совместно с тренерами обсуждать степень тренированности спортсменов, четко определять сроки проведения лечебных и реабилитационных мероприятий;

- низкий КПД углубленных медицинских осмотров, вследствие финансовых проблем не дает возможность применять высокотехнологичные виды лечения выявленных у спортсменов заболеваний и последствий травм.

5. Проблема несоответствия нормативно-правовой базы:

- в нормативных документах службы спортивной медицины и ее организационным формам (врачебно-физкультурные диспансеры, центры спортивной медицины, профилактики, восстановительной медицины и ЛФК) имеются взаимоисключающие положения;

- должности врачей спортивной медицины не предусмотрены в штатном расписании ЛПУ;

- в классификаторах медицинских услуг (в тарифах ОМС) отсутствуют многие виды работ. Например: имеется «профилактический осмотр врача», но нет «диспансерного наблюдения», «врачебно-педагогического наблюдения»;

- отмечается медленная адаптация терминологического и понятийного аппарата, сложившегося в специальности к формируемой нормативно-правовой базе, регулирующей вопросы деятельности службы по спортивной медицине в современных условиях;

- спортивная медицина не включена ни в приоритетные программы, ни в стратегические направления развития здравоохранения Самарской области;

- не разработаны порядки медицинского допуска школьников и студентов к занятиям спортом и физической культурой;

- нормативно не урегулированы вопросы медицинского допуска к занятиям спортом в фитнес-центрах и велнес-центрах;

- в центре спортивной медицины ГБУЗ СОКБ им. Калинина и Тольяттинском ВФД не предусмотрено проведение экспертизы временной нетрудоспособности.

6. Проблема организационно-методического характера:

- существует практика разрешения участия в спортивных соревнованиях без медицинского допуска, либо по поддельным справкам;

- отсутствует порядок проведения медицинских осмотров у спортсменов.

7. Проблема допинга:

- в настоящее время нет научно обоснованных фармакологических схем по усилению спортивной работоспособности, что создает основу для недобросовестного и незаконного распространения фармакологических веществ и неадаптированных схем подготовки спортсменов (в любом фитнес-клубе Самарской области можно приобрести так называемый протеиновый коктейль, приготовленный по «рецепту» бармена);

- на территории Самарской области отсутствует лаборатория по исследованию применяемых химических препаратов и оценке их влияния на адаптивные и компенсаторные возможности организма спортсмена.

Таким образом, необходимо создание организационно-функциональной модели [7, 16], которая позволит без увеличения объема дотаций из регионального бюджета обеспечить:

- прохождение УМО всем спортсменам и лицам, занимающимся физической культурой в Самарской области, для допуска к занятиям и соревнованиям;

- этапность оказания медицинской помощи спортсменам, ее финансирование из различных источников (включая средства ОМС);

- реализацию принципа государственно-частного партнерства;

- тесное межведомственное взаимодействие, в том числе со спортивными школами и медицинскими учреждениями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Федеральный закон от 04.12.2007г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

2 Рекомендации общественных слушаний от 25.03.2009 г. Государственной Думы РФ «Проблемы спортивной медицины».

3 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 09.08.2010г. № 613н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий».

4 Приказ Министерства здравоохранения РФ № 529н от 06.08.2013 «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций».

5 Постановление Правительства Самарской области от 3 февраля 2010 г. № 16 «О Стратегии развития физической культуры и спорта в Самарской области на период до 2020 года» (с изменениями и дополнениями).

6 Приказ министерства здравоохранения и социального развития Самарской области от 08.08.2005 г. № 250 «О мерах по совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры в Самарской области».

7 Балашенко В.В. Бизнес-планирование спортивно-оздоровительного комплекса. - Екатеринбург : Ин-т экономики УрО РАН, 2008.

8 Беляков Н.Ф. Стратегическое управление фирмой: вопросы теории, методологии, практики : монография. -Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской акад. госслужбы, 2008.

9 Воронин С.Э., Филлипов С.С. Правовая информация в управлении физкультурно-спортивными организациями : монография. - СПб., 2000. - 206 с.

10 Дьяков М.М. Формирование системы стратегического управления региональным физкультурно-спортивным комплексом : автореф. дис. ... канд. эконом. наук. - Москва, 2009. - 22 с.

11 Гургенов А.Г. Доклад на заседании общественной комиссии от 2 октября 2013 года при комитете по здравоохранению, демографии и социальной политике Самарской Губернской Думы.

12 Нагимова А.М. Государственное управление качеством жизни регионального социума: методология оценки эффективности : автореф. дис. ... доктора соц. наук. - Уфа, 2011. - 46 с.

13 Павлов С.Е. Физиологические основы подготовки квалифицированных спортсменов. - М.: МГАФК, Изд-во Малаховка, 2009. - 54 с.

14 Поляев Б.А. Наша спортивная медицина наверстывает упущенное // Аргументы и факты, 04.12.2013.

15 Шешунов И.В., Павлов В.В. Ирошникова Л.Е. Управление медицинским учреждением в условиях страховой медицины. - Самара : Изд-во СамГМУ, 2002. - С. 21.

16 Комплексная реабилитация после повреждений коленного сустава / Т.Б. Минасов, Л.Р. Филатова, И.Б. Ми-насов // Гений ортопедии. - 2010. - № 4. - С. 29-31.

Статья принята в печать 3 июня 2015 г.

Рецензент Минаев Ю.Л., доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой

общественного здоровья и здравоохранения «Медицинский университет «Реавиз».

УДК 378.661

© 2015 И.Ю. Нефедов, И.Ю. Нефедова

НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ И В РАБОТЕ ПРОВИЗОРОВ НА ПРИМЕРЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, ВЫЗЫВАЮЩИХ ИСКУССТВЕННОЕ ПРЕРЫВАНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ (АБОРТ)

В статье рассмотрены некоторые православные нравственные ценности применительно к обучению и работе провизоров на примере лекарственных средств, вызывающих искусственное прерывание беременности (аборт), в контексте выполнения требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта к общекультурным и профессиональным компетенциям по специальности «фармация».

Ключевые слова. Православные нравственные ценности, медикаментозный аборт, Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, обучение и работа провизоров.

В настоящее время культурное и гуманитарное развитие нашего общества является основой его экономического процветания, государственного суверенитета, цивилизационной самобытности, а также признается неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности России. Это сформулировано в Указе Президента РФ «Об утверждении Основ государственной культурной политики», где ставится задача по распространению знаний и культуры, гуманизации общего и профессионального образования, повышения статуса семьи, осознание семейных ценностей как основы личного и общественного благополучия. При этом подчеркивается, что в формировании системы ценностей в России особую роль сыграло православие [1]. Об этом говорится и в Послании президента России Федеральному собранию [2], и в его выступлении на 10-м Съезде ректоров России [3], где становится гуманитарная задача - воспитание самодостаточного специалиста, ощущающего себя частью большой, многонациональной и многоконфессиональной страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.