УДК 159.9.015
Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2013. Вып. 4
О. В. Защиринская
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СТРУКТУРЕ ОБЩЕНИЯ
При изучении общения многие авторы определяют его как процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку общей стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера [1-3]. В его структуре выделяются три основные составляющие: коммуникативная (обмен информацией); интерактивная (организация взаимодействия между общающимися, то есть обмен не только знаниями, но и действиями); перцептивная (восприятие партнерами друг друга).
Коммуникация. При определении общения большое количество описаний относится именно к коммуникативной (вербальной и невербальной) стороне общения, под которой понимают обмен информацией [4-6]. Для изучения коммуникативной функции предпринимались разные подходы.
Одним из первых к изучению коммуникативной составляющей обратился Б. Г. Ананьев, который отмечал, что в процессе общения механизмом взаимодействия между людьми является знаковая система [7], состоящая из вербальных и невербальных средств обмена информацией. Продолжением этого подхода стали исследования А. П. Панфиловой [8], Р. Н. Краусс [9] и др.
Так, в трактовке В. В. Давыдова коммуникация — это процесс передачи информации от отправителя к получателю [10]. Основное внимание исследователь уделяет отправителю, цель которого заключается в том, чтобы оказать на получателя определенное воздействие, передавая то или иное сообщение с помощью определенного кода. Соответственно, получатель, чтобы понять это сообщение, должен его декодировать. Подобное обоснование своеобразия коммуникативного компонента общения построено на взаимодействии двух или более людей, состоящем в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. А. П. Панфилова акцентирует внимание на коммуникации в социально-психологическом смысле, анализируя собственно процесс передачи информации от отправителя к получателю [8]. Р. Н. Краусс основной акцент делает на кодировке/декоди-ровке информации, общение рассматривается как процесс, с помощью которого закодированные источником (отправителем) сообщения передаются по каналу связи в назначенный пункт (получателю), где происходит их декодирование [9].
Коммуникация как средство передачи сообщения может иметь двусторонний или односторонний характер взаимообмена информацией [11, с. 28], в ходе которого два субъекта общения обычно проявляют активность, воздействуют друг на друга [12, с. 33]. В то же время М. С. Каган считает, что субъект переносит некую информацию, которую получатель должен всего-навсего принять, понять, хорошо усвоить и в соответствии с этим поступать [13, с. 45].
Защиринская Оксана Владимировна — кандидат психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет; e-mail: [email protected]
© О. В. Защиринская, 2013
Коммуникация как интерсубъективный процесс, в котором особую роль играет для каждого участника общения значимость информации, рассматривается в исследованиях Г. М. Андреевой. При этом автор подчеркивает, что суть коммуникативного процесса — не просто взаимное информирование, а совместное постижение предмета. В коммуникативном процессе едины деятельность, общение и познание [6, с. 85]. Такой подход поддерживает и Я. Якушин, предлагая анализировать коммуникацию как процесс передачи и принятия значений, имеющий два аспекта: предметный, относящийся к содержанию, и интерпретационный, включающий тот смысл, который объективно придают содержанию взаимные отношения участников и субъективно — сами участники [14, с. 168-169]. Данная позиция детерминирует необходимость перехода к личностным особенностям, проявляющимся посредством использования разнообразных средств речевого и неречевого взаимодействия между людьми, в результате которого возникают психологический контакт и определенные отношения между участниками общения [5, с. 12].
Анализ существующих подходов к трактовке коммуникации позволил выделить самые различные авторские позиции. В частности, Е. П. Ильин рассматривает общение как «специфический вид коммуникации, связанный с психическим контактом между реальными субъектами и приводящий к их взаимовлиянию, взаимопереживаниям и взаимопониманию» [15, с. 29]. По мнению автора, общение — это частный вид коммуникации, специфичный для высокоразвитых живых существ, в том числе, для человека [15, с. 18]. Мы согласны с мнением С. Ю. Головина о том, что «коммуникация — понятие, близкое к понятию общения, но расширенное», это связь, обеспечивающая обмен информацией между адресантом (коммуникатором) — инициатором общения и адресатом (реципиентом) — кому направлено сообщение [16, с. 223].
Интеракция. Второй важнейшей составляющей общения, по мнению целого ряда исследователей [4, 6, 12, 13, 17, 18-23], является интеракция. В ходе этого процесса люди обмениваются представлениями, идеями, образами [17, с. 263], налаживают друг с другом отношения. Общение как интеракция подразумевает, прежде всего, организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некую общую для них деятельность. Данное положение особо подчеркивается в исследованиях Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова [12].
Авторы отмечают значимость того, что в основе этого процесса лежит межличностное или групповое взаимодействие, организуемое с целью обмена между людьми определенными результатами их психической деятельности — усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами [12, с. 55]. Продолжением данного исследования являются разработки А. А. Леонова, который делает акцент на общении как процессе внешнего взаимодействия изолированных личностей [24, с. 21]. Понятие «взаимодействие» рассматривается им в целом ряде психологических работ как:
— взаимодействие в совместной деятельности (труде, познании, игре);
— одностороннее влияние (личности на личность, личности на группу, группы на личность) — внушение, заражение, убеждение;
— взаимное влияние людей друг на друга (фасилитация, ингибиция).
Таким образом, взаимодействием в ходе общения определяются его ведущие социальные функции: организующая (управляющая), регулирующая, оценивающая, стабилизирующая и воспитывающая. В целом можно констатировать, что в процес-
се общения осуществляется взаимный обмен действиями, представлениями, идеями, установками, интересами и т. д., развивается и проявляется система отношений «субъект-субъект(ы)».
Обращение к классическим исследованиям Б. Ф. Ломова позволяет говорить об общении как особой самостоятельной форме активности субъекта. Общение есть взаимодействие людей, вступающих в него в качестве субъектов. Результатом является не просто преобразованный предмет (материальный или идеальный), а отношения с другими людьми, то есть речь идет не просто о воздействии одного субъекта на другой, а именно о взаимодействии [14, с. 7]. Подтверждением данной позиции являются материалы исследования М. С. Каган, согласно которым общение — это межсубъектное взаимодействие [13, с. 255]. Делая акцент на субъектности данного процесса, Б. Ф. Ломов и М. С. Каган усиливают значимость интерактивного структурного компонента в процессе общения. Особое внимание интерактивной стороне общения уделяет Г. М. Андреева, фиксируя потребность субъектов в организации совместных действий, позволяющих реализовать некоторую общую для них деятельность [6, с. 100-101].
Значимость и своеобразие интерактивного общения, по мнению М. И. Сталки-на, предусматривают приспособление человека к человеку в совместной деятельности, направленной на реализацию общих для некоторой группы целей. При этом в качестве приоритетной целевой установки выступает взаимное влияние друг на друга контактирующих людей [18, с. 62]. Именно интерактивная сторона общения обозначает характеристику тех аспектов межличностного общения, которые связаны с взаимодействием людей. В ходе общения его участникам важно не только обменяться информацией, но и организовать обмен действиями, спланировать общую деятельность, выработать формы и нормы совместных действий [19, с. 42].
Таким образом, можно сделать вывод, что при описании интеракции подчеркивается поведенческий аспект общения. В частности, именно интерактивный компонент общения направлен на взаимодействие между людьми [20, с. 27]. Необходимость рациональной организации взаимодействия ориентирует его участников на достижение соответствующих результатов. При этом используются различные способы поведения, их согласования, внесения корректив и создания оптимальной стратегии общения. На данном основании в отдельных работах социально-психологической направленности интеракция ассоциируется с общением, направленным на повышение качества жизни человека, при этом констатируется, что его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир. В целом интеракция оценивается как часть взаимодействия, средство или способ успешного общения [4, с. 13].
Общение подразумевает не только обмен информацией, но и взаимовлияние, взаимопереживание, взаимопонимание его субъектов. Данная позиция разделяется А. Ю. Фоминым, который рассматривает коммуникацию как обмен информацией, а также как процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания [25, с. 11].
Социальная перцепция. Социальная перцепция, или «восприятие другого человека», — специфическая область восприятия, а именно изучение и понимание социальных отношений, в которых участвуют личности, малые и большие по численности группы. Когнитивный аспект данного психического явления означает анализ
информации о внешних признаках воспринимаемого индивида, соотнесение их с личностными характеристиками и интерпретацию на этой основе его поступков [21, с. 120].
Классическим является положение А. А. Бодалева, согласно которому восприятие социальных объектов обладает многочисленными специфическими чертами, поэтому употребление слова «восприятие» здесь не совсем точно. Ряд феноменов, имеющих место при формировании представления о другом человеке, не укладывается в традиционное для общей психологии описание перцептивного процесса. В отечественной литературе нередко в качестве синонима «восприятия другого человека» употребляется выражение «познание другого человека» [26, с. 5]. Данное положение поддерживает и Г. М. Андреева, констатируя факт «сужения термина, отождествления социальной перцепции с межличностным восприятием» [22, с. 106-107].
В ставших классическими трудах А. А. Бодалева, Л. А. Петровской [26, 27] перцепция представлена как восприятие и понимание другого человека. Она подразумевает такие способы и уровни взаимодействия, при которых его субъекты познают друг друга. Личностные взаимоотношения наделены для индивида определенным смыслом [28, с. 145].
В более поздних работах многие авторы тоже старались подчеркнуть когнитивный аспект любой коммуникации. По мнению С. Ю. Головина, важно раскрыть смысловой аспект взаимодействия в условиях прямых или косвенных отношений с другими людьми [16, с. 224]. Общение должно способствовать взаимопониманию [25, с. 11]. В коммуникативном процессе общение и познание представлены в неразрывном единстве [21, с. 85].
В работах теоретико-методологического характера встречаются попытки выделить уровни социальной перцепции. Так, Л. А. Петровская подчеркивает, что перцепция «выступает в роли регулятора» поведения человека [27, с. 18], «оказывается первичной по отношению к поведенческим аспектам» [27, с. 19]. Автором предложено описание пяти составляющих восприятия себя и партнера по общению: соотнесение себя с другими; самопонимание посредством окружающих людей; самоанализ своего внешнего облика; понимание себя через результаты собственной деятельности и самонаблюдение. В данной классификации раскрываются когнитивные составляющие процесса общения.
Когнитивный аспект общения продолжает интересовать современных исследователей. Процесс понимания людьми друг друга рассматривается в связи с понятиями истолкования, объяснения, интерпретации [29]. В. В. Швайдак показывает не только этапы взаимопонимания, но и его уровни: эмоциональный, рассудочный, рассудочно-эмоциональный, рациональный. Предлагаемое автором понимание процесса общения весьма созвучно теоретическим выводам Л. А. Петровской [27]. В современных классификациях выделяются основания реализации социально-перцептивного аспекта восприятия другого человека: по типу социальной ситуации; по особенностям субъектов общения; по особенностям объекта и предмета понимания; по глубине познания общающихся индивидов.
Проблемы социальной перцепции связывают с развитием самосознания личности [11, 30, 31]. Ее поступки рассматриваются не только на фоне поведенческой активности, а приравниваются к выражению отношения к другим людям. Различение внутренних состояний индивида и внешних проявлений общения получило
методологическое обоснование в трудах В. Н. Мясищева. Автор указывает, что каждая личность включена в общение, но его формы и стили, активность и пассивность определяются отношением [11].
С проблемой личностного взаимопонимания связано содержание исследований межличностных взаимоотношений [32], представляющих собой специфический вид субъект-субъектных отношений, на основе которых происходит взаимодействие, взаимовлияние, сопереживание. Можно согласиться с тем, что общение обязательно предполагает наличие различных взаимоотношений между людьми. По мнению А. А. Леонтьева [33], общение и есть процесс проявления личностного отношения, который отождествляется с межличностными отношениями.
Таким образом, в контексте проблематики межличностного познания выполнены исследования механизмов аттракции; роли стереотипов и эталонов в социальном восприятии [21, 26, 34-37]. Самостоятельным направлением стали когнитивные исследования особенностей интерпретации экспрессии лица и распознавания состояния другого человека. Авторы убедительно доказывают, что люди способны понимать эмоциональные состояния с разной степенью успешности [38-42]. Изучение индивидуальных различий в способностях понимания, описания и контроля эмоций получило интенсивное развитие в начале 1990-х гг. в связи с появлением конструкта эмоционального интеллекта [43]. В качестве источников этих различий исследуются гендерные, профессиональные, личностные характеристики. В теоретическом поиске возможных детерминант способностей в распознавании эмоциональных состояний значительная роль отводится когнитивным характеристикам, которые эмпирически мало исследованы.
На основании обобщения теоретико-методологических работ за последние десятилетия можно выделить три ведущих компонента общения.
Первый — информационный, представленный изучением вербальной и невербальной коммуникации. Однако речь, распознавание паттернов неречевого поведения человека стали предметом исследований в когнитивной науке. Мы предлагаем их объединить в когнитивный компонент.
Второй аспект исследования общения — поведенческий, широко представленный в теориях социального научения. Однако для исследования онтогенеза и дизон-тогенеза общения наибольший интерес представляет анализ регуляторных механизмов социального поведения, от реализации которых зависит успешность адаптации и социализации человека.
Третий компонент — потребностный компонент, получивший обоснование в концепциях мотивации поведения и общения. Он непосредственно связан с эмоциональной сферой личности и оказывает существенное влияние на возрастную динамику развития отношений с окружающими людьми.
Компоненты общения. Обратимся более подробно к проблеме изучения компонентов общения. По мнению В. Б. Швыркова, любой феногенез представляет собой взаимодействие генома и среды, в том числе социальной [44]. Среда определяет, какие из генетических возможностей будут реализованы и какие социальные функциональные системы войдут в индивидуальное сознание. Цельность и комфорт, а также активность и адаптивность личности в обществе, по мнению автора, определяются тем, насколько согласованными или противоречивыми являются состав-
ляющие личность функциональные системы. В данном контексте развитие общения будет зависеть от множества факторов, объединенных в систему.
Рациональность системного подхода подтверждается теоретическими положениями концепции Л. С. Выготского, согласно которым высшие психические функции представляют собой сложные функциональные системы [45]. Данные научные представления могут найти свое отражение и в понимании полиструктурности общения. Изучая развитие высших психических функций у детей, Л. С. Выготский пришел к выводу, что роль мозга в организации этих функций должна изменяться в процессе развития индивидуума. На первых этапах абстрактное мышление требует ряда внешних опорных средств, позднее, в процессе овладения определенным видом деятельности, логические операции автоматизируются и превращаются в «умственные навыки».
Можно предположить, что в процессе развития меняется не только функциональная структура мышления, но и его мозговая организация. Участие слуховых и зрительных зон коры, существенное на ранних этапах формирования познавательной деятельности, перестает играть такую роль на более поздних этапах, когда мышление опирается на совместную деятельность разных зон коры головного мозга. У взрослых, с уже развитыми речью и сложными познавательными процессами, сенсорные зоны утрачивают эту функцию, а познавательная способность менее зависит от сенсорной информации.
Опираясь на вышеизложенные научные исследования, общение также можно представить как сложную систему, состоящую из ряда компонентов. В качестве первого из них можно выделить определенные цели и потребности (мотивацию), которые задают направленность поведения и системогенеза. Второй компонент связан с восприятием окружающей среды, определяемым реализацией когнитивных процессов и накопленным опытом. Третий компонент включает в себя регуляцию общения, основанную на соответствии целей и предполагаемых результатов и проявляющуюся во внешнем социальном поведении. При этом сочетание характеристик указанных компонентов в каждом индивидуальном случае будет обусловливать определенные устойчивые соотношения индивида и среды, проявляющиеся в виде устойчивых стилей, формируемых типичной сочетаемостью эндогенных и экзогенных факторов.
Анализируя рассуждения Л. С. Выготского, что ограниченные поражения зон коры могут иметь совершенно различные последствия в зависимости от того, произошло повреждение в раннем детстве или в зрелом возрасте, можно говорить о том, что любая сознательная психическая деятельность носит развернутый характер. Согласно логике теоретических изысканий Л. С. Выготского, у лиц с умственной отсталостью при наличии поражения головного мозга будут также наблюдаться нарушения в развитии общения [45]. У взрослых индивидов подобное поражение может компенсироваться влиянием социальных и поведенческих стереотипов, повышающих их адаптационный потенциал.
Функциональная триада (эмоционально-потребностный, регуляторный и когнитивный компоненты) может характеризовать своеобразие процесса общения в условиях как нормативной психики, так и имеющей патологические изменения. Подтверждение данной позиции можно найти и в трактовке Б. Ф. Ломовым системности психических составляющих общения [17]. Ведущая идея, сформулированная
Б. Ф. Ломовым, заключается в наличии тесной взаимосвязи всех его компонентов. Интеграция внутренней психической жизни обуславливает и единство внешних психических проявлений, обеспечивая непрерывное взаимодействие, интеграцию человека с социальной средой.
Для анализа любого психического явления важно учитывать особенности эндо-и экзопсихики, или связь между биологическими и социальными характеристиками человека. Так, в основу классификации личности А. Ф. Лазурским положены принципы активного приспособления личности к окружающей среде, что позволяет выделить два критерия классификации:
1) степень активного приспособления личности к окружающей среде или собственным запросам и стремлениям, выражающаяся в том или ином психологическом уровне;
2) степень развития отдельных психических функций или способностей, характеризующая индивидуальные различия во взаимодействии индивидуума с окружающей средой.
Развитие идей этого ученого прослеживается в концепции психического развития ребенка М. Я. Басова [46], теории интегральной индивидуальности В. С. Мерлина [47], концепции человекознания Б. Г. Ананьева [48]. В. Н. Мясищев [11] сумел последовательно реализовать в психологической теории отношений идею А. Ф. Ла-зурского об активном приспособлении личности к среде как показателе своеобразия психической деятельности человека именно как индивидуальности [49]. Он считал, что социальные воздействия на человека, действуя в нерасторжимой связи с биологически обусловленными особенностями его «нервно-психической организации», создают целостную, своеобразную и индивидуально неповторимую систему связей личности с различными сторонами действительности. Межличностные отношения можно отнести к избирательной активности человека в процессе его социализации.
Интегрирующую функцию психики следует понимать диалектически, как единство противоположных тенденций интеграции и дифференциации при доминировании интеграции: психика обеспечивает не только объединение человека со средой, но и выделение из нее, осознание своей индивидуальности [50].
Как отмечается в исследовании В. А. Ганзена, с появлением компонентов возникает еще одна проблема: должны ли быть компоненты базиса рядоположены и каковы взаимосвязи между ними. Представляется, что более вероятно предположение о рядоположенности, так как наличие других отношений приводит к возможности устранения зависимости компонентов и сокращению числа компонентов базиса [50].
Предпосылки построения теории, охватывающей общей системой понятий все компоненты психологической триады, состоят в единстве сенсорных корней всех психических процессов — единстве, представленном явной соотнесенностью экс-терорецептивных ощущений с когнитивными процессами, интерорецептивных — с эмоциональными, а кинестетически-проприорецептивных — с регуляционно-во-левыми. Подобное концептуальное положение позволяет нам выделить специфичные для общения свойства и общие характеристики общения как структурной коммуникативной деятельности, состоящей из универсальных компонентов, характерных для психических явлений всех уровней организации.
Вопрос об интеграции когнитивных, эмоциональных и регуляционно-воле-вых процессов встает не впервые [51]. Понятие двухкомпонентности эмоции, по Л. М. Веккеру, соотносится с эмоционально-потребностной сферой общения.
Кроме мотивационных и целеобразующих компонентов в общую структуру психических регуляторов действий входят и компоненты, психически отражающие предметную ситуацию, в которой происходит действие. Процессуальный состав этих ситуационно-обстановочных компонентов психических регуляторов воплощен в когнитивных процессах, отображающих те внешние объекты, которые образуют общую ситуацию действия.
Необходимым компонентом общей структуры психических регуляторов действия является информация о динамике самого действия, побуждаемого и управляемого мотивационными, целевыми и ситуационно-обстановочными элементами психических регуляторов. Процессуальный состав этих компонентов, отображающих динамику самого действия, воплощен в кинестетически-проприорецептивных и экстерорецептивных сенсорно-перцептивных процессах, объектом отражения которых является само действие. Коммуникативный акт Л. М. Веккер соотносит с понятием «информация», а речь отдельного субъекта рассматривается как интраинди-видуальный компонент межиндивидуального информационного обмена.
Так, по мнению Л. М. Веккера, следует выделять мотивационно-целевые компоненты процессов психической регуляции, которые связаны со становлением образа Я, то есть личностные характеристики приобретают мотивационное значение. Личностные свойства человека побуждают других субъектов к общению с ним [23]. С данным утверждением сходно мнение К. К. Платонова о том, что развитие когнитивной сферы определяет особенности понимания других людей [52].
Общение является многоплановым образованием, структура которого включает «социально-перцептивный, рефлексивный и эмоциональный компоненты» [53, с. 97]. Социально-перцептивный компонент раскрывает побудительную регуляцию общения между людьми на основе анализа их действий, поступков, личностных качеств и ожиданий. В зависимости от особенностей другого человека побуждение субъекта общения принимает различные содержательно-динамические характеристики, отражаясь на развитии рефлексивного и эмоционального компонентов общения.
Исследования клинических аспектов общения, связанных с изменениями личности, выполнено Ж. М. Глозман в рамках системного научного подхода. Среди компонентов общения при разных видах патологии автор указывает: мотивацию (побуждение); операциональные возможности коммуникации; контроль общения [54, с. 24].
Таким образом, теоретико-методологические и эмпирические результаты исследований позволили обосновать наличие определенной структуры психики человека, различные компоненты которой в основном затрагивают когнитивную, мотиваци-онную и регуляторную составляющие любого психического процесса, в том числе общения.
Литература
1. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.
2. Зельдович Б. З. Деловое общение. М.: Альфа-Пресс, 2007. 456 с.
3. Волкова А. И. Психология общения. Ростов н/Д.: Феникс, 2007. 448 с.
4. Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб.: Речь, 2008. 208 с.
5. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. 544 с.
6. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 2008. 363 с.
7. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
8. Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб.: Знание, 2001. 493 с.
9. Краусс Р. Познание и общение: Социально-психологический подход // Психологический журнал. 1986. № 5. С. 37-49.
10. Психологический словарь / редкол. В. В. Давыдов [и др.]. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Педагогика-Пресс, 1997. 440 с.
11. Мясищев В. Н. Психология отношений / под ред. А. А. Бодалева. М.: Изд-во Ин-т практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1995. 356 с.
12. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий / под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л.: Лениздат, 1987. 143 с.
13. Каган М. С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений. М., 1988. 319 с.
14. Якушин Я. Коммуникация трех участников совместной деятельности. Проблема общения в психологии / под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Наука, 1981. 280 с.
15. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2009. 576 с.
16. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1998. 800 с.
17. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы в психологии. М.: Наука, 1984. 444 с.
18. Станкин М. И. Психология общения. Курс лекций. М.: Изд-во Московского псих.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2003. 336 с.
19. Битянова М. Р. Социальная психология. М.: Изд-во Междунар. педагог. акад., 1994. 106 с.
20. Зарайский Д. А. Управление чужим поведением: технология личного психологического влияния. Дубна: Феникс, 1997. 272 с.
21. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высш. шк. М.: Аспект-Пресс, 1999. 375 с.
22. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1980. 415 с.
23. Леонтьев А. Н. Эволюция психики. М.: Моск. психолого-социальный институт; Воронеж: НПО МОДЭК, 1999. 416 с.
24. Леонтьев Д. А. Совместная деятельность, общение, взаимодействие // Вестник высшей школы. 1989. № 11. С. 39-45.
25. Фомин А. Ю. Психология делового общения. Минск: Амалфия, 2000. 383 с.
26. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982. 200 с.
27. Петровская Л. А. Компетентность в общении. М.: Изд-во МГУ, 1989. 216 с.
28. Кузьмин Е. С. Основы социальной психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. 173 с.
29. Швайдак В. В. Межличностное общение и процесс понимания: социально-философский аспект: дис. ... канд. филос. наук. Липецк, 2004. 170 с.
30. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М.: Смысл, 2007. 528 с.
31. Табхарова С. П. Взаимосвязь доверия и недоверия личности другим людям с отношением к соблюдению нравственных форм делового поведения: дис. ... канд. психол. наук. М., 2008. 210 с.
32. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах: общие и возрастные особенности: учеб. пособие. 2-е изд., доп. Минск: ТетраСистемс, 2000. 432 с.
33. Леонтьев А. А. Психология общения. 2-е изд., испр. и доп. М.: Смысл, 1997. 351 с.
34. Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов н/Д.: Феникс, 1999. 608 с.
35. Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности // Современная психология: Состояние и перспективы исследования: материалы юбилейной науч. конф. Ин-та психологии РАН, 28-29 янв. 2002 г. / под ред. К. А. Абульхановой-Славской. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2002. Ч. 2. С. 88-103.
36. Барабанщиков В. А. Системная организация и развитие психики // Психологический журнал. 2003. № 1. С. 29-47.
37. Бодалев А. А., Васина Н. В. Познание человека человеком (возрастной, тендерный, этнический и профессиональный аспекты). СПб.: Речь, 2005. 336 с.
38. Овсянникова В. В. Роль когнитивных факторов в распознавании эмоциональных состояний: дис. ... канд. психол. наук. М., 2007. 150 с.
39. Демидов А. А. Оценка индивидуально-психологических особенностей человека по выражению его лица в различных ситуациях восприятия: дис. ... канд. психол. наук. М., 2009. 135 с.
40. Дивеев Д. А. Роль формы лица в восприятии индивидуально-психологических характеристик человека: дис. ... канд. психол. наук. М., 2009. 144 с.
41. Майнина И. Н. Оценка «глубинных» индивидуально-психологических характеристик человека по выражению его лица: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2011. 24 с.
42. Ющенкова Д. В. Опознание и оценка привлекательности человеческого лица на основе его частей: автореф. на дис. ... канд. психол. наук. М., 2011. 26 с.
43. Mayer J. D., Salovey P., Caruso D. R. Emotional intelligence: Theory, findings, and implications // Psychological Inquiry. 2004. Vol. 15. P. 197-215.
44. Швырков Б. В. Введение в объективную психологию: нейрональные основы психики // Избранные труды. М.: Институт психологии РАН, 1995. 164 с.
45. Выготский Л. С. Собр. соч.: в 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 5. С. 231-256.
46. Басов М. Я. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1975. 432 с.
47. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 254 с.
48. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1998. 380 с.
49. Лазурский А. Ф. Классификация личностей. Психология индивидуальных различий. Хрестоматия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: ЧеРо, 2000. С. 472-492.
50. Ганзен В. А. Системные описания в психологии. Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1984. 176 с.
51. Веккер Л. М. Психические процессы: в 2 т. Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1974. Т. 1. 334 с.
52. Платонов К. К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972. 216 с.
53. Белохвостова С. В. Формирование подростка как субъекта общения // Психология: Респ. меж-ведомст. науч. сб. Вып. 10: Психологические проблемы воспитания и обучения: В свете идей Л. С. Выготского. Минск: Нар. асвета, 1990. С. 96-102.
54. Глозман Ж. М. Общение и здоровье личности. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 208 с.
Статья поступила в редакцию 20 июня 2013 г.