Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ФАДДЕЯ (УСПЕНСКОГО) О МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "ЗАКОН БОЖИЙ"'

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ФАДДЕЯ (УСПЕНСКОГО) О МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "ЗАКОН БОЖИЙ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАНИЕ / ЗАКОН БОЖИЙ / СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ФАДДЕЙ (УСПЕНСКИЙ) / ЗАКОНОУЧИТЕЛЬ / РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чичерина Алена Игоревна

Данная статья посвящена концептуальным положениям священномученика Фаддея (Успенского) о методике преподавания Закона Божия. Рассмотрен его педагогический труд «Записки по дидактике», различные системы преподавания Закона Божия, выделены основные рекомендации для учителей начальных классов и законоучителей церковноприходских школ по преподаванию дисциплины «Закон Божий».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ФАДДЕЯ (УСПЕНСКОГО) О МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "ЗАКОН БОЖИЙ"»

И ТВОРЧЕСТВА

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ФАДДЕЯ (УСПЕНСКОГО) О МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ЗАКОН БОЖИЙ»

Чичерина Алена Игоревна, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, г. Москва

E-mail: alenushka.chicherina@mail.ru

Аннотация. Данная статья посвящена концептуальным положениям священномученика Фаддея (Успенского) о методике преподавания Закона Божия. Рассмотрен его педагогический труд «Записки по дидактике», различные системы преподавания Закона Божия, выделены основные рекомендации для учителей начальных классов и законоучителей церковноприходских школ по преподаванию дисциплины «Закон Божий».

Ключевые слова: преподавание, Закон Божий, священномученик Фаддей (Успенский), законоучитель, религиозное образование.

Священномученик Фаддей (Успенский) являлся выдающимся законоучителем конца XIX-начала XXвеков. С 1897 года по 1908 год он преподавал Закон Божий и другие предметы в духовных семинариях и академиях. Богатый педагогический и организаторский опыт позволили священномученику Фаддею описать методику преподавания Закона Божия в одной из глав «Записок по дидактике».

Глава «О преподавании Закона Божия» в труде владыки Фаддея «Записки по дидактике» содержат в себе концептуальные положения о методике преподавания Закона Божия. В этой главе рассматриваются следующие вопросы: о пользе и значении знакомства с приемами преподавания Закона Божия для учителя школы; об изучении молитв; о преподавании Священной Истории; о преподавании катехизиса; о системах преподавания Закона Божия: совместной, последовательной и концентрической; об изъяснении богослужения. В этой главе содержатся и конспекты уроков священномученика Фаддея по Закону Божию (по изучению молитв, по Священной Истории, по катехизису, по изъяснению богослужения).

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Владыка Фаддей считал, что преподавание Закона Божия в церковноприходских школах имеет очень важное значение для духовно-нравственного воспитания учащихся. В подтверждение он приводит цитату известного законоучителя протоиерея Иоанна Ветвеницкого: «Учить детей нравственности, не одушевив ее началами религии, значит то же, что строить здание на песке» [7, с. 54]. Особое место преподавания Закона Божьего священномученик Фаддей объясняет тем, что другие предметы обогащают ум новыми занимательными знаниями, а преподавание Закона Божия в форме живой беседы воздействует на сердце и волю учащихся.

Цикл изучения Закона Божьего включает в себя четыре основных раздела: молитва, Священная История, катехизис и богослужение. По замечанию священномученика Фаддея, существует три системы преподавания Закона Божия: совместная, концентрическая и последовательная.

Совместная заключается в том, чтобы четыре раздела - молитву, Священную историю, катехизис и объяснение богослужений преподавать одновременно, одни знания дополняя другими, при этом основным разделом является Священная история. Владыка Фаддей считает, что совместная система представляет собой множество неудобств: только Священную историю удастся сохранить как цельный курс и теряется последовательность изучения Закона Божия.

Концентрическая система изучения Закона Божия предполагает, что за год обучения дети приобретают законченный круг знаний, в дальнейшем ежегодно дополняя их. Минусом этой системы является серьезное сокращение программы по всем курсам (Священной истории, катехизису, молитве и богослужению), чтобы за год успеть сообщить учебный материал по ним.

Самой целесообразной системой изучения Закона Божия владыка Фаддей считает последовательную, при которой каждый курс изучается полностью: сначала молитва, далее - Священная истории, затем - катехизис и, наконец, учащиеся знакомятся с ходом и значением богослужений.

Определившись, что обучение необходимо начинать со знакомства с молитвой, владыка Фаддей предлагает предварить ее изучение вступительными беседами о том, что все в мире - Божие творение, о всемогуществе Божием, Его Премудрости и Его благости. Далее учителю предстоит познакомить учащихся с основными понятиями предмета «Закон Божий». После определения основных понятий можно приступать к изучению молитвы, которое должно носить более практический характер, чем теоретический. Так, необходимо не только заучить с детьми молитвы и объяснить их значение, но и привить учащимся сознательное стремление к молитве и навык к ней. Это можно достичь с помощью подражания детьми учителю: учитель молится, и учащиеся за ним начинают молиться, учитель накладывает на себя крестное знамение - то же делают и дети. Важно, по мнению владыки Фаддея, объяснять свои действия, чтобы подражание не было только механическим копированием взрослого человека, но

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

чтобы молитва прививалась ребенку по его добровольному чувству.

По мнению священномученика Фаддея, изучение молитвы нужно начинать с прочтения ее на церковнославянском языке. Затем - объяснить учащимся малопонятные слова и выражения из молитвы. Наконец, в живой беседе обсудить общий смысл молитвы: к кому она обращена, что мы испрашиваем в ней и др.После этого нужно с помощью учителя и путем пения по частям начать учить молитву.

Следующим разделом после изучения молитв является Священная История. Самым простым и естественным средством преподавания Священной Истории, по мнению владыки Фаддея, является живой и наглядный рассказ учителя, при котором евангельские события предстают перед учащимися как бы перед глазами. Для этого учителю необходимо пространно описывать события (50-100 строк текста) во всех подробностях, наглядно, пересказывая речь каждого участника события. Благодаря подобному описанию евангельских событий учащиеся пользуются воображением и тем самым лучше запоминают преподаваемый урок. Вспомогательным средством для рассказа могут служить картины, на которых изображается описываемое событие Священной Истории.

Владыка Фаддей считает, что в рассказе должны присутствовать также последовательность и назидательность. Последовательность заключается в том, чтобы евангельские события излагать по порядку, образовывая тем самым цепочку событий, чтобы учащимся было легче запомнить события. Поэтому учителю не стоит подробно описывать какое-либо действие или личность. Назидательность же заключается не в том, чтобы на отдельных примерах из истории показывать, хорошо или плохо поступил человек или общество, а в том, чтобы по мере рассказа притчи или события задавать учащимся наводящие вопросы, как они оценивают действия или поступки, чтобы дети самостоятельно делали выводы о нравственном или безнравственном поведении.

Преподавание Катехизиса в рамках Закона Божия включает в себя изучение православного учения о вере, надежде и любви: толкование Символа Веры, заповедей Моисея и заповедей блаженств, молитвы Господней «Отче наш». Владыка Фаддей отмечает, что заповеди блаженств можно подробно изучить в курсе Священного Писания Нового Завета и не останавливаться на них в курсе Катехизиса. В рамках этого предмета учащиеся должны больше размышлять самостоятельно о христианском учении, прибегая к знаниям из других ранее изученных дисциплин. Катехизис, по мнению автора, является наиболее трудным предметом для учащихся, так как он требует точных знаний и понимания православного учения, в отличие от Священной Истории, которую можно запомнить по происходившим событиям. От учителя необходимо, чтобы он научил детей связному изложению истин православной веры. Например, если для облегчения изучения катехизиса учитель задает наводящие вопросы, то они должны быть последовательными и вытекать один из другого. Так, на вопрос учителя о содержании четвертого члена Символа Веры, учащийся должен

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

последовательно объяснить каждое слово, которое упоминается в этом члене Символа Веры.

Имея в виду то, что катехизис - довольно сложный предмет, владыка Фаддей предостерегает учителей от безынтересного и сухого преподавания этого курса. Он предлагает разнообразить материал знаниями из смежных предметов -Священной Истории, последовательности богослужений. Можно также при рассказе обращаться к личному опыту учащихся.

Заключительный курс в составе предмета «Закон Божий» - это изъяснение богослужения. Оно, как и изучение молитвы, должно носить более практический характер, чем теоретический. Задачами курса являются научение учащих пониманию языка Церкви и значению ее священнодействий.

Формой проведения занятий по изучению богослужений и устройства храма, по замечанию владыки Фаддея, можно избрать проведение урока в православной церкви, чтобы наглядно показывать то, о чем рассказывает учитель. Автор предостерегает учителей от слишком подробного объяснения священных предметов или действий, так как это будет сложным для восприятия. Наоборот, новый материал должен быть простым и легким в изложении. Главной целью этих занятий должно стать уяснение детьми важности и значения богослужений для православного христианина. Особое внимание в этом курсе следует обратить на главное Таинство Церкви - таинство Евхаристии.

Изучение богослужений невозможно без чтений и песнопений, которые совершаются во время церковных служб: евангельские дневные и воскресные чтения, тропари, стихиры. По мнению владыки Фаддея, учащихся необходимо знакомить с ними заблаговременно до службы, чтобы, молясь в храме, они понимали смысл прочитанного и спетого на богослужении. Благодаря этому дети смогут лучше осознать и духовную составляющую евангельских событий, выраженную в церковных текстах.

Для проверки и закрепления знаний учащихся священномученик Фаддей предлагает использовать на уроке самостоятельные работы. Он перечисляет несколько форм проведения подобной работы:

а) выучить по учебнику наизусть текст урока, который сегодня был пройден;

б) выучить текст церковного песнопения: тропаря, молитвы и др.;

в) прочитать по учебнику текст урока, рассказанного учителем;

г) письменно изложить новый материал, который запомнили учащиеся: сначала кратко, а потом подробно (если этому дети были научены на уроках русского языка).

Далее в «Записках по дидактике» автор приводит примеры конспектов уроков по Закону Божию.

Проанализировав концептуальные положения священномученика Фаддея (Успенского) о методике преподавания Закона Божия по его педагогическому труду «Записки по дидактике», можно выделить основные рекомендации для

»

30

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

учителей начальных классов и законоучителей церковноприходских школ по преподаванию дисциплины «Закон Божий»:

1. Из трех систем преподавания Закона Божия лучше всего использовать последовательную, то есть изучать богословские предметы в следующем порядке: молитва, Священная история, катехизис, изъяснение богослужения.

2. Формой проведения уроков Закона Божия предпочтительнее избрать живую беседу с детьми. Занятия по изъяснению богослужений лучше проводить в православном храме.

3. Разделы предмета «Закон Божий» - молитва и богослужение - должны носить более практический характер, чем теоретический.

4. Преподавание Священной истории в форме рассказов учителя должно быть наглядным, простым, живым, естественным и назидательным. Для этого можно использовать картины художников, если они не противоречат православному учению и вызывают благоговение у учащихся.

5. Катехизису необходимо уделить особое внимание со стороны учителя, так как этот раздел является самым трудным из четырех и может с трудом усваиваться учащимися. Учитель должен сделать этот предмет интересным и понятным для восприятия.

6. В рамках проведения уроков по Закону Божию полезно использовать самостоятельные работы.

Литература:

1. Егорова М.А. Учитель учителей. Педагогические идеи священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского // Вестник ПСТГУ Серия 4: Педагогика. Психология. 2007. № 5. С. 179-184.

2. Ергин Ю.В., Чушкина С.Е. «Записки по дидактике» Фаддея (Успенского) -первый в России фундаментальный труд по православной педагогике // Башкортостан. 2017. № 1. С. 134-145.

3. Ковырзина Т.В. Священномученик Фаддей (Успенский) о роли православного воспитания // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. 2010. № 18. С. 54-57.

»

31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.