Научная статья на тему 'Изучение православного богослужения в школах России: история и современность'

Изучение православного богослужения в школах России: история и современность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОГОСЛУЖЕНИЕ / ЗАКОН БОЖИЙ / ЗАКОНОУЧИТЕЛЬ / ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКАЯ ШКОЛА / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / ПРИНЦИПЫ ИЗУЧЕНИЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ / НАГЛЯДНОСТЬ / СПОСОБ ОБЪЯСНЕНИЯ / ПРАВОСЛАВНОЕ ВЕРОУЧЕНИЕ / ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ / ПРАВОСЛАВНАЯ ШКОЛА / ШКОЛА С ПРАВОСЛАВНЫМ КОМПОНЕНТОМ / УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ / CHURCH SERVICE / RELIGIOUS EDUCATION / TEACHER OF RELIGIOUS EDUCATION / PARISH SCHOOL / METHODS OF TEACHING / PRINCIPLES OF STUDY OF CHURCH SERVICE / VISIBILITY / METHOD OF EXPLANATION / ORTHODOX FAITH / FUNDAMENTALS OF ORTHODOX FAITH / ORTHODOX SCHOOL / SCHOOL WITH ORTHODOX COMPONENT / EDUCATIONAL AND METHODICAL MANUAL / HISTORICAL EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Становская Татьяна Алексеевна

В статье рассматриваются методические особенности преподавания важнейшего раздела курса «Закон Божий» «Учение о богослужении» в дореволюционный период. На основе изучения уставных и регламентирующих документов и методических разработок автор выявляет цель, задачи и содержание отдела богослужения в дореволюционных школах, а также методические особенности преподавания: способы объяснения, порядок изучения, средства обучения, проверка знаний по отделу. Наиболее значимыми в данном исследовании становятся принципы, положенные в основу преподавания богослужения, которые были изучены автором ранее на основе концептуальных основ курса «Закон Божий» в целом. В заключительной части статьи автор рассматривает современное состояние методики преподавания богослужения в православных школах России (общеобразовательных школах с православным компонентом и воскресных школах). На основе анализа регламентирующих документов обозначается содержание раздела богослужений в программе курса «Основы православной веры» в современных православных школах, а также перспективы их развития с учетом опыта дореволюционных школ. Завершает статью краткий обзор основных учебно-методических пособий по изучению богослужения в современных православных школах, а также размышления автора относительно качественного развития методики преподавания основ православного вероучения в целом и богослужения в частности.This article discusses methodological features of teaching the most important section of the course in religious education, i.e. the doctrine of church service, in the pre-revolutionary period. Drawing on the statutory and regulatory documents and methodological developments, the article identifies the purpose, objectives and content of the study of church service in pre-revolutionary schools, as well as methodological features of its teaching, namely the methods of explanation, order of study, training media, knowledge assessment. The most significant part in this study is the principles underlying the teaching of church service; these were studied by the author of this article earlier on the basis of conceptual foundations of the course in religious education as a whole. The final part of the article examines the current state of the methodology of teaching church service in Orthodox schools in Russia (secondary Orthodox schools with an Orthodox component and Sunday schools). Based on the analysis of regulatory documents, the article outlines the content of the section on church service in the programme of the course “Fundamentals of the Orthodox Faith” in present-day Orthodox schools, as well as possible prospects for their development with taking into account the experience of pre-revolutionary schools. In its conclusion, the article gives a brief overview of main teaching media for the study of church service in modern Orthodox schools as well as reflections of the author on the qualitative development of teaching technique for the Foundations of the Orthodox Faith in general and church service in particular.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение православного богослужения в школах России: история и современность»

ИЗУЧЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ

Вестник ПСТГУ

Серия IV: Педагогика. Психология.

2020. Вып. 56. С. 74-93

БОГ: 10.15382МигГУ202056.74-93

Становская Татьяна Алексеевна, канд. пед. наук, ст. преподаватель кафедры педагогики и методики начального образования Педагогического факультета ПСТГУ, учитель основ православной веры ОЧУ «Ховринская гимназия Лампада», учитель церковнославянского языка Воскресной школы Храма Двенадцати Апостолов в Ховрино Российская Федерация, 125414, г. Москва, Петрозаводская ул., 16, кв. 194 taaldu@gmail.com ОИСГО: 0000-0001-9667-6125

Изучение православного богослужения в школах России:

*

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ Т. А. Становская

Аннотация: В статье рассматриваются методические особенности преподавания важнейшего раздела курса «Закон Божий» «Учение о богослужении» в дореволюционный период.

На основе изучения уставных и регламентирующих документов и методических разработок автор выявляет цель, задачи и содержание отдела богослужения в дореволюционных школах, а также методические особенности преподавания: способы объяснения, порядок изучения, средства обучения, проверка знаний по отделу.

Наиболее значимыми в данном исследовании становятся принципы, положенные в основу преподавания богослужения, которые были изучены автором ранее на основе концептуальных основ курса «Закон Божий» в целом. В заключительной части статьи автор рассматривает современное состояние методики преподавания богослужения в православных школах России (общеобразовательных школах с православным компонентом и воскресных школах). На основе анализа регламентирующих документов обозначается содержание раздела богослужений в программе курса «Основы православной веры» в современных православных школах, а также перспективы их развития с учетом опыта дореволюционных школ.

Завершает статью краткий обзор основных учебно-методических пособий по изучению богослужения в современных православных школах, а также размышления автора относительно качественного развития методики преподавания основ православного вероучения в целом и богослужения в частности.

* Статья поддержана Фондом развития ПСТГУ «Школьное религиозное (христианское) образование в России и за рубежом: исторический опыт, проблемы и перспективы».

Ключевые слова: богослужение, Закон Божий, законоучитель, церковно-при-ходская школа, методика преподавания, принципы изучения богослужения, наглядность, способ объяснения, православное вероучение, основы православной веры, православная школа, школа с православным компонентом, учебно-методическое пособие, исторический опыт.

Богослужение является неотъемлемой частью жизни православного христианина. Без присутствия на богослужении и участия в нем невозможно ощутить всю полноту жизни во Христе. Но важным представляется осознанное, осмысленное участие христианина в богослужении, когда человек понимает, что в данный момент происходит в храме, что делает священнослужитель, кому возносятся молитвы, что происходит во время священнодействий и т. д.

Изучение данного вопроса выходит за рамки исключительно богослужебной практики и касается изучения богослужебного устава, осмысления содержания и значения всех его предписаний, а также любых других областей богословского знания, которые обязательно связаны с богослужением, в том числе смежных областей, например церковного искусства, педагогики и т. д.

Не преследуя цели рассмотреть вопросы истории и содержания богослужебного устава ввиду обширности и глубины изучаемой темы, в данной статье мы коснулись исключительно педагогического аспекта, а именно практики преподавания богослужения в общеобразовательных и конфессиональных (православных) школах России. Изучение богослужения в духовных образовательных учреждениях не вошло в данную статью, поскольку вопрос в этом случае будет настолько широк и объемен, что может стать темой отдельного исследования.

Обратившись к истории вопроса, отметим, что богослужение как раздел предмета «Закон Божий» в школах России стали изучать относительно поздно, лишь к середине XIX в. Однако можно предположить, что отдельные аспекты богослужения в той или иной степени могли изучаться гораздо раньше, еще со времен Крещения Руси и последовавшего за ним появления первых «школ учения книжного», в которых изучались чтение, письмо и церковное пение1 и в которых все предметы имели церковную направленность.

Кроме того, не исключено, что в более поздние периоды отдельные аспекты богослужения изучались в церковно-приходских и народных школах при изучении Священной истории, катехизиса или изъяснения Евангелий, однако документальные источники, в частности уставы и положения, в которых были бы отражены перечни учебных предметов, ранее середины XIX в. этого не подтверждают. Скорее всего, это связано со временем появления в России кафедр литургики2 в духовных учебных заведениях как раз именно во второй половине XIX в.

В этом контексте становится весьма интересен дореволюционный период, а именно вторая половина XIX в. — время, когда в народных школах начинают изучать богослужение. Данный раздел входил в состав предмета «Закон Божий»

1 Миропольский С. И. Очерк истории церковно-приходской школы от первого ее возникновения на Руси до настоящего времени: в 2 т. СПб., 1894. Т. 1. С. 36; Демков М. И. Очерки по истории русской педагогики. М., 1913. С. 6.

2 Литургика — богословская дисциплина, изучающая христианское церковное богослужение, где главное место занимает литургия.

и наряду со Священной историей, катехизисом и изучением молитв обозначался как «учение о богослужении»3.

Согласно объяснительной записке программы «Закона Божия» в церковноприходских школах, изучение раздела «Учение о богослужении» имело целью «ввести детей в ближайшее общение с Церковью»4. Законоучитель Ф. Нозер цель изучения данного отдела формулировал так: «возвести богопочитание в разумное служение Богу и благотворное обыкновение»5. Но наиболее полное и емкое определение цели изучения учения о богослужении, на наш взгляд, дал В. Давыденко, который считал, что целью всего преподавания должно стать чувствование себя живыми членами Церкви Христовой, чтобы учащиеся осознанно понимали, что происходит во время богослужения, придя к главной задаче — стремлению жить под кровом и постоянным влиянием Церкви6.

Данный раздел наряду с изучением молитв считался практическим разделом, в отличие от Священной истории и катехизиса. Однако для того чтобы приступить к практическому изучению, а именно присутствию на богослужении и осмысленному участию в нем, прежде следовало получить теоретические знания.

Содержание изучаемого материала. Содержание изучаемого материала по разделу «Учение о богослужении» регламентировалось «Правилами о церковноприходских школах» и включенной в нее объяснительной запиской программы «Закона Божия». В одноклассной церковно-приходской школе, предполагающей два года обучения, богослужение изучали на втором году обучения, и освещали основные темы7: 1) церковное богослужение, его отличие от домашней (келейной) молитвы; 2) внешнее и внутреннее устройство храма; 3) иконы (священные изображения) и иконостас; 4) священные предметы (сосуды), необходимые для совершения богослужения; 5) чины священнослужителей и их облачения; 6) главные праздники и посты, установленные Православной Церковью; 7) всенощное бдение (основные священнодействия и песнопения); 8) литургия (проскомидия, литургия оглашенных, литургия верных); 9) важнейшие таинства и основные священнодействия, необходимые при их совершении.

В двуклассной церковно-приходской школе (четыре года обучения) изучение богослужения помимо второго года обучения происходило также на четвертом году обучения и дополнялось темами, углубляющими сведения при изучении данного раздела8: 1) общие священнодействия, совершаемые при богослужении; 2) недельный круг богослужения, смысл некоторых часов дня в церковном значении; 3) церковные службы; 4) говение в соответствии с уставом Православной Церкви; 4) Страстная седмица. Великий Четверток, Великий Пяток, Великая

3 Сборник правил и программ для церковно-приходских школ, с относящимися к ним определениями Св. Синода / сост. Д. И. Тихомиров. Могилев на Днепре, 1887. С. 4.

4 Там же. С. 59.

5 Нозер Ф. Методика «Закона Божия», или Пособие к преподаванию «Закона Божия» в начальной школе. М., 1898. С. 136.

6 Давыденко В. Основные начала религиозно-нравственного воспитания с изложением способов обучения «Закону Божию». Харьков, 1913. С. 158.

7 Сборник правил и программ для церковно-приходских школ... С. 42—50.

8 Там же.

Суббота и особенности богослужений в эти дни, 5) состав и особенности литургии преждеосвященных Даров.

Таким образом, темы, раскрывающие богослужения, считались самыми сложными и изучались на последнем году обучения, когда учащиеся уже получили основные сведения и представления о православной вере и традиции.

Теперь обратимся к методической части вопроса и рассмотрим, какими же способами, в каком порядке, какими средствами предлагалось в дореволюционной школе изучать богослужение.

Первый аспект, о котором следует сказать, — это способ объяснения учения о богослужении. В дореволюционной школе изучать богослужение предлагалось с двух сторон:

1) со стороны церковно-уставного порядка (фактическая, внешняя сторона богослужения): какие песнопения, молитвословия и священнодействия следуют друг за другом. Такой порядок был представлен, например, в труде прот. Александра Свирелина «Изъяснение богослужения». Порядок изучения учебного материала в рамках данного способа выглядел так: «В начале утрени по "Благословен Бога наш" и "приидите поклонимся 3-жды", церковь, по заповеди апостола: "Прежде всего творите молитву за Царя" (1 Тим 2: 1—2), совершает сии молитвы чтением 19-го псалма: "Услышит тя Господь в день печали" и 20-го: "Господи, силою Твоею возвеселится царь". Затем, после "Трисвятого" и "Отче наш", читаются краткие молитвословия, относящиеся к благоденствию царя и отечества: "Спаси, Господи, люди Твоя", "Вознесыйся на крест волею", "Пред-стательство страшное". Наконец, сам священник молится о том же в краткой ектении: "Помилуй нас Боже..." и, начертывая кадилом крест пред св. престолом, возглашает славословие Св. Троице: "Слава Святей.". Чтец на сей глас ответствует и т. д.»9;

2) со стороны таинственного смысла священнодействий, обрядов, предметов, молитвословий, песнопений и возгласов, входящих в богослужение (внутренняя, символическая сторона). Подобный подход был предложен в трудах, например, прот. Михаила Ивановского «Руководство к изучению "Закона Божия"»10 и свящ. Василия Михайловского «Объяснение православного богослужения»11. Представление учебного материала в рамках данного способа было следующим: «Началом всенощного бдения напоминается сотворение мира. Отверзением Царских врат изображается явление всемогущества, премудрости и благости Божией в творении мира и человека. Хождение священника по храму с кадилом и свечею, которую впереди несет диакон, напоминает жизнь и хождение Адама в раю. Дым кадильный напоминает Духа Святаго, носящегося вверху воды. Закрытие Царских врат при окончании пения 103-го псалма напоминает нам, что блаженство первых людей было непродолжительно, что они были скоро изгнаны из рая и вход туда для них был закрыт. Следующая за псалмом великая

9 Свирелин А., прот. Наставление в «Законе Божием». М., 1897. С. 23.

10 Ивановский М. И., прот. Руководство к изучению «Закона Божия». Радом, 1876. С. 73.

11 Михайловский В., прот. Учение о православном богослужении, составленное по новой гимназической программе. СПб., 1873. С. 18.

ектиния: "Миром Господу помолимся" указывает, что ветхозаветные праведники возносили молитвы свои к Богу с верою в грядущего Примирителя»12.

Некоторые законоучители (прот. Михаил Благонравов) отмечали, что всестороннее изучение богослужения в указанных программой пределах не всегда возможно, «потому что на это не досталось бы учебного времени, а в некоторых случаях и сил учащихся»13. Поэтому многие склонялись к тому или иному способу, часто отдавая предпочтение второму, объясняя это тем, что «мирянин ходит в храм не за тем, чтобы вести порядок церковных служб или следить за этим порядком, но за тем, чтобы молиться, для чего ему нужно прежде всего понимать смысл и значение того, что поется, читается и вообще совершается в храме во время того или другого богослужения»14.

С другой стороны, были обоснованы опасения относительно излишнего увлечения исключительно символической стороной богослужения. Как отмечал прот. В. Давыденко, «излишний символизм не объясняет богослужения, а, напротив, затемняет внутренний смысл его. Богослужение Православной Церкви напоминает нам в своих обрядах и действиях важнейшие моменты из жизни Господа нашего Иисуса Христа, но оно никогда не было мистерией и в Его жизни, оно выражает верования и чувствования христианина при воспоминании известных событий, а не сами события»15.

Все же были законоучители (С. И. Ширский, прот. Аполлоний Темномеров, В. Давыденко и др.), которые отмечали, что «только при благоразумном соединении церковно-уставного приема преподавания учения о богослужении с мистическим и может учитель достигнуть поставленной цели преподавания»16.

Порядок изучения учебного материала. Для решения данного вопроса законоучители предлагали различную последовательность изучения в рамках заявленной программы отдела «Учение о богослужении». Так, В. Давыденко рекомендовал начинать обучение с учения о храме и его принадлежностях, затем учение о лицах, которые могут совершать богослужение, и само учение о богослужении17.

Ф. Нозер считал, что следует начинать с понятия о молитве домашней, школьной, церковной, затем важной составляющей являлось присутствие за богослужением, участие в Таинствах. Интересным аспектом в объяснении материала у данного законоучителя являлись церковный год, подразумевающий богослужебный круг с праздниками, постами и т. д., церковная песнь, как важная часть для праздников и церковных служб в целом, и почитание святых, предполагающее памятование о святых, стремление к идеалу святости, показанному ими, а также почитание святых, и все что с этим связано.

Были и другие размышления законоучителей относительно порядка изучения материала, и каждый, как правило, предлагал свои рекомендации.

12 Ивановский М. И., прот. Указ. соч. С. 73; Михайловский В., прот. Указ. соч. С. 18.

13 Благонравов М., прот. Опыт методического пособия для законоучителей церковноприходских школ. Астрахань, 1911. С. 171.

14 Там же. С. 172.

15 Давыденко В. Указ. соч. С. 158-159.

16 Там же. С. 159.

17 Там же.

Первый порядок применялся, если богослужение изучалось последовательно, т. е. по мере изучения всех разделов курса «Закон Божий», после изучения молитв, Священной истории и катехизиса. Но если «Закон Божий» изучался совместным способом18 или концентрическим19, то темы, посвященные изучению богослужения, могли быть изучаемы ранее, в рамках изучения других отделов курса.

Принципы при изучении богослужения. При изучении богослужения в дореволюционной школе опирались на те же принципы20, что и при преподавании предмета «Закон Божий» в целом.

Так, в исследовании, посвященному изучению методического наследия дореволюционных законоучителей, были отмечены следующие принципы: принцип христоцентричности и экклезиальности, принцип прочного усвоения христианских истин, принцип наглядности и связи теории с практикой, принцип доступности и высоконравственного личного примера педагога21.

Отметим некоторые из них, наиболее значимые в контексте изучения именно отдела «Учение о богослужении» в дореволюционной школе.

1. Принцип христоцентричности. В христианстве данный принцип является основным и смыслообразующим, определяющим жизнь человека в соответствии с Высшим Идеалом — Иисусом Христом. В православной педагогике в рамках учебно-воспитательного процесса принцип христоцентричности также имеет основополагающее значение. Раскрывается же он в том, что образцом и идеалом в процессе воспитания и обучения служит Иисус Христос, и основная задача педагога (вне зависимости от того, какую воспитательную или учебную работу он осуществляет) в процессе воспитания и обучения — «помочь ребенку приблизиться к Этому Идеалу, уподобиться Ему через духовную и нравственную работу над собой, чтобы образ Божий раскрылся в душе ребенка во всей своей силе и полноте»22.

18 Совместный способ обучения заключался в одновременном изучении всех частей Закона Божия сообразно их взаимной связи по содержанию. Причем за основной предмет принималась Священная история или катехизис, за одним из этих предметов и удерживался свойственный ему порядок изложения учебного материала.

19 Концентрический способ изложения состоял в том, что весь учебный материал разбивался на несколько концентров, или законченных отделов. В первый год обучения учащимся излагались темы первого концентра в самом кратком виде. В последующие годы обучения изучались те же разделы, но более подробно, с постепенным углублением и расширением изучаемого материала.

20 Термин «принцип обучения» не встречается в работах дореволюционных законоучителей, поскольку в рассматриваемый период еще не вошел в категориально-понятийный аппарат педагогической науки, но в имплицитном виде принципы обучения просматриваются при анализе работ дореволюционных ученых-методистов и были выявлены и описаны в исследовании «Преподавание православной культуры в школах России во второй половине XIX — начале XX в.»

21 Становская Т. А. Преподавание православной культуры в школах России во второй половине XIX — начале XX в.: дис. ... канд. пед. наук. М., 2017.

22 Дивногорцева С. Ю. Антропологическая безупречность православной системы воспитания // Материалы XIX Ежегодной богословской конференции ПСТГУ (9—12 октября 2008 г.). М., 2008. С. 198.

При изучении богослужения данный принцип является основополагающим, поскольку «в центре христианского богослужения становится Христос-Искупитель и вся Его земная жизнь, спасительная для человечества»23.

Изучая православное богослужение, важно не просто объяснять различные темы, донося в них теоретические знания и закрепляя их в ходе богослужебной практике, а важно дать понять учащимся: что бы мы ни изучали, какую тему ни освещали, она неизменна должна сводиться ко Христу, быть проникнута любовью к Нему, чтобы дети могли ощутить значение Его Великой Жертвы и любви ко всему человечеству. В каждом уроке, вне зависимости от того, изучается ли порядок богослужения, устройство храма или любая другая тема, упоминание имени Христова и разъяснение смыслов в соответствующем контексте обязательно. В результате учащиеся должны понять и осознать, что любой элемент богослужения, облачения священнослужителей, любые молит-вословия, песнопения, священнодействия связаны со Христом, знаменуют события Его жизни и жизни Его учеников, прославляют Бога через святых Его и Матерь Божию.

2. Второй и не менее важный принцип, который нераздельно связан с принципом христоцентричности и на который опирается изучение богослужения, — принцип экклезиальности, или экклезиоцентричности (от греч. ekklesia — «церковь»). Данный принцип раскрывает всю полноту жизни во Христе, через осознание и внутреннюю потребность человека руководствоваться учением и опытом Православной Церкви, тем самым определяя отношение человека к Церкви. Принцип экклезиальности предполагает, что в нем соединены три начала: воцерковления (постепенное вхождение человека в жизнь Церкви), соборности (духовное единение людей в стремлении ко спасению, основанное на любви ко Христу) и литургичности (от греч. Xmoup'yia — «служение, общее дело», участие человека в Евхаристии (таинстве Причащения), которое раскрывает всю полноту жизни во Христе и дает возможность встречи «лицом к лицу» с Богом24).

Применительно к изучению богослужения принцип экклезиальности является основополагающим, это было отражено в учебно-воспитательном процессе дореволюционных церковных школ и обозначено в цели изучения отдела «Учение о богослужении»: «Ввести детей в ближайшее общение с церковью», поскольку «после школы воспитание их будет продолжаться через всю их жизнь в Церкви. Надобно, чтобы они <...> одним словом — приобрели навык жить под кровом и постоянным влиянием Церкви»25. Начала соборности и литургичности присутствовали в практических формах, а именно общих молениях, участии в таинствах Церкви, внеурочных формах работы, через которые происходило постепенное воцерковление учащихся.

Также важно отметить, что теоретическое изучение богослужения являлось пропедевтикой, а именно подготовительным этапом к участию в практической

23 Аверкий (Таушев), архиеп. Литургика. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushev/ liturgika/ (дата обращения: 16.01.2020).

24 Амфилохий (Радович), митр. Человек — носитель вечной жизни. М., 2005. С. 141—142.

25 Благонравов М., прот. Указ. соч. С. 171—172.

жизни Церкви. Здесь при объяснении богослужения учащимся особое внимание уделялось литургии. Этот аспект также можно было отнести к принципу эккле-зиальности в части объяснения ее значения. Об этом писал священномученик Фаддей (Успенский), который рекомендовал учителям ввиду особой важности особенно остановиться на Божественной литургии: «Учитель должен приложить всю заботу к тому, чтобы хорошо разъяснить детям всю важность и значение этой службы, которая, по словам святого Иоанна Златоуста, "совершается на земле, но чиноположение имеет вещей небесных"»26. Ведь именно во время Божественной литургии приносится великая Жертва Тела и Крови Христовых за всех живых и усопших.

3. Тесная связь богослужения со Священной историей. Данный принцип был обоснован тем, что «церковные службы и главнейшие действия в них по большей части прямо посвящены воспоминаниям тех или других важнейших моментов истории, или же каких-либо отдельных исторических событий. При такой связи богослужения со Священной историей последняя, очевидно, и может быть положена в основу при изъяснении первого»27. Именно поэтому на основании Священной истории можно дать объяснение таким частям литургии, как проскомидия, малый вход, великий вход, причащение священнослужителей в алтаре, первое явление Святых Даров народу и последнее их явление. На этом же основании относительно вечерни можно указать на 103-й псалом, «Свете тихий», молитву Симеона Богоприимца, песнь Пресвятой Богородицы («Богородице Дево, радуйся») «в доказательство того, что вечерня изображает время Ветхого Завета, начавшееся сотворением мира и окончившееся благовестием Архангела Пречистой Деве о рождении Спасителя». Законоучитель В. Давыден-ко отмечал, что было бы уместно при объяснении обряда благословения хлебов напомнить о насыщении пяти тысяч человек пятью хлебами, а при объяснении начала шестопсалмия и великого славословия сказать о песнопении ангелов при Рождестве Спасителя28.

4. Связь теории с практикой, практическое участие в богослужении. Принцип связи теории с практикой является одним из основных в педагогике. В изучении богослужения принцип связи теории с практикой также считается неотъемлемым с учетом того, что богослужение само по себе носит практический характер и должно стать реализацией того, что было узнано учащимися ранее в рамках изучения теоретических аспектов.

По словам дореволюционного законоучителя В. Давыденко, непосредственное участие в богослужении являлось практическим изучением учебного дела и давало возможность к самообразованию29. А лучшим и наиболее эффективным способом для изучения богослужения являлось практическое ознакомление учащихся с богослужением, а именно, присутствие на богослужении и последующее объяснение законоучителя30.

26 Фаддей (Успенский), архиеп. Творения. Кн. 2: Записки по дидактике. Тверь, 2003. С. 117.

27 Давыденко В. Указ. соч. С. 160.

28 Там же.

29 Там же. С. 111.

30 Там же. С. 160.

Именно присутствие на богослужении является «изобильным источником образования ума и сердца» и делает «наглядными великие тайны веры»31, отмечал Ф. Нозер. Об этом же писал прот. Иоанн Ветвеницкий в «Руководстве к преподаванию "Закона Божия" для народных школ»32.

В контексте принципа связи теории с практикой законоучитель Ф. Нозер выделил следующие виды практических форм изучения в рамках раздела «Учение о богослужении»33: молитва (домашняя, общешкольная, общеклассная, соборная молитва в церкви); присутствие учащихся на богослужении и помощь в храме (пономарство, пение на клиросе и т. д.); участие в Таинствах Церкви — Исповеди и Причащения; почитание святых угодников Божиих (и всех аспектов, связанных с этим); церковные праздники (изучение, подготовка и участие в них).

Каждая из представленных форм, безусловно, имела огромное духовное, нравственное и воспитательное значение для учащихся.

Рассмотрим некоторые из представленных форм.

Молитва. Данная практическая форма имела содержательную теоретическую часть и как тема, согласно содержанию отдела «Учение о богослужении», шла самой первой. В рамках нее учащимся нужно было разъяснить значение молитвы домашней и соборной, их отличие от богослужения в целом. О важности молитвы писали многие святые отцы Церкви, ее значение отмечали и дореволюционные законоучители: «Из важности молитвы следует, что учитель должен с неутомимой ревностью научить детей доброй молитве. Дитя должно молиться дома, в школе и в церкви»34. В первую очередь дело обучения молитве должно было быть возложено на родителей, но законоучители отмечали: «Некоторые родители не молятся сами и не имеют никакого понятия о молитве. Тщательного наставления и надзора в этом отношении нет и следа. Это трудное и важное дело, к сожалению, слишком часто сваливается только на школу и Церковь»35.

В объяснении молитвы законоучитель должен был последовательно, методически грамотно преподнести учащимся понимание того, что же такое молитва, зачем она нужна, привить учащимся навык молитвы и сделать молитву потребностью души. Задача весьма сложная. Данному аспекту был посвящен целый отдел «Учение о молитве». Более подробно методика изучения молитвы в дореволюционной школе рассматривается в отдельном исследовании36.

В рамках отдела «Учения о богослужении» особенное внимание уделялось молитве соборной (в школе и в церкви). Для того чтобы молитва стала практическим навыком и потребностью души, законоучители предлагали следующие рекомендации37:

31 Нозер Ф. Указ. соч. С. 142.

32 Ветвеницкий И., прот. Руководство к преподаванию Закона Божия для народных школ, городских училищ, детских приютов и элементарных занятий с детьми дома. СПб., 1899.

33 Нозер Ф. Указ. соч. С. 84.

34 Там же. С. 138.

35 Там же.

36 Становская Т. А. Методические особенности изучения молитвы на уроках «Закона Божия» в православной школе: опыт дореволюционной школы // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2015. № 1 (36). С. 46—55.

37 Нозер Ф. Указ. соч. С. 140-141.

1) каждый год в первые дни учения пусть он упражняется с вновь поступившими учениками в классной молитве;

2) пусть законоучитель приучает совершать классную молитву медленно, не растягивая, громко, без крика, отчетливо правильным языком, без искусственности и неестественности;

3) пусть законоучитель наблюдает за положением тела учеников во время молитвы и добросовестно приучает их к тому, чтобы они истово и благоговейно и с умилением исполняли внешние признаки благоговения;

4) пусть законоучитель старается отучать учеников от довольно часто встречающегося в семье, школе и в церкви обыкновения — исполнять общественную молитву поспешно и бессмысленно;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5) законоучитель должен стараться не упускать случаев, которых предоставляется ему немало, поддерживать молитвенный дух и набожность. Например, идет ребенок в школу и проходит мимо креста. Учитель напоминает перекреститься и произнести краткую молитву. Например, «Молимся Тебе, Распятый Господь наш Иисус Христос» или «Распятый Спаситель, умилосердись над ними» и др.;

6) чтобы ввести эти и подобные благочестивые обычаи или поддерживать их, не достаточно одного наставления, но безусловно необходимы со стороны законоучителя тщательный надзор и постоянный пример.

Присутствие на богослужении, в частности за литургией. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреде их» (Мф 18: 20). К данному аспекту дореволюционные законоучители относились очень трепетно и считали, что «богослужение есть самый главный способ богопочтения, изобильный источник благодати, торжественное исповедание веры и потому преимущественное средство к назиданию ближнего»38.

Особенное значение придавали литургии: «Ее значение и важность, как жертвы хваления, умилостивления, благодарения и прошения, бесконечны, ее благотворность неизмерима»39, — писал Ф. Нозер и рекомендовал следующее40.

1. Дети, достигшие семилетнего возраста, должны с благоговением посещать литургию, по крайней мере во все воскресные и праздничные дни.

2. Христианская дисциплина и обычай нескольких веков хранит обыкновение, чтобы учитель со своими учениками присутствовал за Божественной литургией, внушая детям великую ревность к славе Божьей и спасению души, так чтобы посещение богослужения сделалось для них потребностью души.

3. Изучение богослужения должно идти постепенно, изначально привязываясь к видимым священным предметам, только после этого можно подходить к объяснению Таинства Евхаристии и значению пресуществления Святых Даров.

4. Наряду с благоговением к храму детям надобно внушать глубочайшее почтение к Святым Дарам.

5. Средством для пробуждения внутренней сосредоточенности служит тщательное наставление относительно значения и действий Святой Евхаристии. Для

38 Нозер Ф. Указ. соч. С. 142.

39 Там же. С. 144.

40 Там же. С. 145-146.

этого рекомендуется наглядно иллюстрировать примеры благочестивых людей. Также важно, чтобы законоучитель напоминал детям, что Сам Божественный Спаситель во время молитвы на горе Елеонской не только преклонял колена, но и распростирался на земле, проливал не только слезы, но и кровавый пот: «Он пал на землю и молился» (Мк 14. 35).

5. Принцип наглядности в обучении. Принцип наглядности для педагогической практики и учебно-воспитательного процесса в целом также является одним из наиболее значимых. Это относится и к вопросу изучения богослужения. Начинающим изучать богослужение будут более понятны объяснения, если это не просто рассказы, а если они подкреплены чувственным опытом ребенка. О применении наглядности для более эффективного изучения «Закона Божия» высказывались многие дореволюционные законоучители (священники: Афанасий Соколов, Владимир Певцов, Михаил Благонравов, Евгений Сосунцов; законоучители сщмч. Фаддей [Успенский], Н. Н. Страхов, Ф. Нозер, В. Давы-денко, С. И. Ширский и др.). Какая же наглядность применялась в рамках раздела «Учение о богослужении»? Здесь иллюстрировались отдельные части храма, внешняя архитектура, внутреннее убранство, облачения священнослужителей, богослужебные предметы, необходимые для совершения таинств, и т. д.

Для того чтобы приступить к объяснению богослужения, важно было ознакомить учащихся с первоначальными понятиями, причем начинать такие уроки рекомендовалось именно в храме, чтобы присутствовала практическая наглядность. «Объяснение принадлежностей храма и его вида удобнее вести в храме, так как этим приемом достигается наибольшая степень наглядности», — писал свящ. Евгений Сосунцов41. Приблизительный порядок изучения мог быть таким: значение молитвы церковной, ее отличие от домашней, наглядное знакомство с частями храма, священными предметами, облачениями, сосудами и др. Такие уроки должны были проходить в храме вне богослужения. Однако для изучения непосредственно самого богослужения учащимся было необходимо присутствовать на нем и отмечать отдельные моменты службы для лучшего ее понимания.

Кроме того, некоторые законоучители рекомендовали применять словесную наглядность при объяснении самого богослужения: «Живость и наглядность особенно необходимы при объяснении символического значения священнодействий. Например, при объяснении символического значения Великого входа недостаточно сказать, что в это время вспоминается шествие Иисуса Христа на Голгофу. Такое объяснение ученики скоро забудут. Нет, здесь нужно изобразить, чем именно Великий вход уподобляется, так сказать, шествию Иисуса Христа на Голгофу: тогда ученикам вполне понятно будет символическое значение Великого входа, и они этого не забудут»42.

Средства обучения. Основными были наглядные средства обучения, им на уроках «Закона Божия» придавалось весьма большое значение, это касалось и раздела «Учение о богослужении». В качестве основных наглядных средств при изучении богослужения использовали:

41 Сосунцов Е. Ф., свящ. Спутник законоучителя: основные правила дидактики и методики «Закона Божия». Казань, 1911.

42 Благонравов М., прот. Указ. соч. С. 175.

1) богослужебные предметы (или их изображения). Данный вид наглядности можно было увидеть в храме, а их значение изучалось в рамках уроков. Как правило, учащихся знакомили с теоретическим материалом, затем в храме они могли наглядно увидеть богослужебные предметы. Некоторые законоучители предлагали поступать наоборот: начинать изучение богослужебных предметов в храме, затем подкреплять увиденное теоретическими знаниями в классе на уроке. Во многих учебных пособиях по «Закону Божию» также были представлены изображения, иллюстрирующие внутреннее устройство храма, богослужебные предметы и их назначение;

2) священные и богослужебные книги. К ним относились: Евангелие, Апостол, Псалтирь, Часослов, Октоих, Служебник, Требник, Минеи, Триоди, Устав, Ирмологий. По возможности некоторые из них применялись законоучителями как одно из средств наглядности при изучении отдельных тем, например «Богослужебные книги», однако в целом их изучение носило более глубокое духовно-нравственное значение в учебно-воспитательном процессе, чем наглядность;

3) внутреннее и внешнее устройство храма, убранство храма, храмовая архитектура (или его схематическое изображение). Православный храм есть сосредоточие православной культуры и традиции. Именно через изучение его устройства, внутреннего и внешнего убранства, человек постигает православную культуру. Изучение устройства храма и всего, что с ним связано, было обязательным в рамках отдела «Учение о богослужении», поскольку лучшим «наглядным средством» является сам храм. Безусловно, присутствие учащихся в храме имело прежде всего духовное значение, но в то же время происходило наглядное изучение особенностей и устройства храма.

Помимо этого применялись схематические изображения храма и его устройства. Так, законоучители рекомендовали: «Ознакомление учеников по картинам с устройством храма, его принадлежностями, священными сосудами, одеждами и другими церковными предметами должно вестись так же, как и преподавание по картинам Священной истории, т. е. по изображению предмета должно сообщать требуемые сведения о самом предмете. Например, указывая на чертеже внутреннего расположения храма, законоучитель говорит ученикам, что это алтарь, это средняя часть храма, это притвор. Алтарь — самая святая часть храма. Здесь священнослужители совершают богослужение, а мирянам не позволяется входить в алтарь...»43 и т. д.

Однако при всех достоинствах принципа наглядности и применения наглядных средств обучения законоучители предупреждали об опасности чрезмерно увлечься и предостерегали не использовать даже в учебных целях никаких моделей, например «чаши, Креста, Евангелия, дискоса и т. п.». В одном из пособий законоучитель В. Давыденко отмечал, что реальные случаи «употребления чурбана вместо дитяти при объяснении таинства Крещения, пользование просфорами для объяснения совершения проскомидии», могли привести к нежелательным результатам, например кощунству44.

43 Благонравов М., прот. Указ. соч. С. 174-175.

44 Давыденко В. Указ. соч. С. 162.

Проверка знаний по изучению богослужения. Как и по другим отделам курса «Закон Божий», по разделу «Учение о богослужении» также предписывалось проводить проверку знаний. В большей степени проверке знаний по отделу подвергались теоретические аспекты, полученные учениками, а именно проверка в части знания содержания изученного. Духовный аспект также подлежал проверке, а именно во внешнем компоненте — регулярном участии учащихся в общих молитвах и таинствах Церкви.

Некоторые законоучители, например прот. Михаил Благонравов, отмечали, что данный отдел имеет практическую направленность, а потому лучше всего усваивается учениками по мере частого присутствия за богослужением и в той мере, которая доступна каждому. Насильно же не следует требовать от учеников запоминать все аспекты богослужения45.

В трудах дореволюционных законоучителей можно встретить задания творческого характера, например рисование форм и устройства храма, схематическое изображение ветхозаветной скинии рядом с современным православным храмом46. «Ученики исполняют такую работу легко и охотно», — писал прот. Михаил Благонравов47.

После 1917 г. преподавание Закона Божия было запрещено на законодательном уровне. Лишь в конце 80-х гг. XX в. в России начали возрождаться церковноприходские, а затем и общеобразовательные православные школы (гимназии), в которых вновь стали изучать основы православного вероучения.

В настоящее время в современных православных школах (общеобразовательных православных гимназиях и воскресных школах) богослужение изучается в рамках предмета «Основы православной веры». Требования к изучению данного тематического раздела в разных типах православных школ различны. Согласно Стандарту православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации (далее — Стандарт православного компонента)48, одной из содержательных линий при изучении курса являются разделы, изучение которых способствует приобщению к богослужению Православной Церкви и приобретению личного духовного опыта жизни верующего христианина. Стандарт православного компонента предполагает, что теоретический аспект изучения религии должен помочь ребенку плавно перейти к получению внутреннего духовного опыта, который приведет к участию в практической жизни Церкви49. Данная содержательная линия реализуется в двух разделах Стандарта православного компонента «Богослужение и церковные таинства» и «Молитва».

45 Благонравов М., прот. Указ. соч. С. 173.

46 Там же. С. 174.

47 Там же.

48 Стандарт православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации / Утвержден решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 апреля 2015 г. URL: https://pravobraz.ru/pravoslavnyj-komponent-osnovnoj-obshheobrazovatelnoj-programmy-doshkolnogo-obrazovaniya-dlya-pravoslavnogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-na-territorii-rossijskoj-federacii/ (дата обращения: 16.01.2020).

49 Там же.

В другом типе православных учебных заведений — Воскресных школах, регламентируемых Стандартом учебно-воспитательной деятельности в Воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации (далее — Стандарт учебно-воспитательной деятельности в Воскресных школах)50, изучение богослужения представлено предметом «Основы православной веры». Здесь также обозначены предметные задачи, предполагающие «Знание и осознанное участие в таинствах Исповеди и Причащения» и др. таинствах Церкви и богослужении в целом51.

Согласно примерной программе предмета «Основы православной веры», входящей в Стандарт православного компонента, изучение богослужения в рамках тематического раздела «Богослужение и церковные таинства» на начальной ступени обучения предполагает достаточно большой объем тем, которые в сравнении с дореволюционной практикой более широко раскрывают содержание раздела52. Начинают изучение богослужения с понятия «церкви» как собрания верующих во Христа и как места, где происходит богослужение. Затем изучают внешнее и внутреннее устройство храма, чины священнослужителей и церковнослужителей, суточный, седмичный и богослужебный круг богослужения, посты, двунадесятые и великие праздники.

На основной и старшей ступени обучения богослужение изучается глубже53: здесь рассматриваются таинства Церкви, богослужение великих церковных праздников и великопостные богослужения, богослужение Страстной Седмицы, литургия и ее части, литургия свв. Иоанна Златоуста и Василия Великого, литургия преждеосвященных Даров, заупокойные службы, богослужебные книги, литургика и литургическое богословие.

Объем тем, рекомендуемых к изучению учащимся православных общеобразовательных школ согласно Стандарту православного компонента, достаточно внушительный. По факту же, поскольку данная программа носит рекомендательный характер, она редко реализуется во всей полноте своего содержания.

В воскресных же школах на подготовительной ступени (для учащихся возрастной категории 5-7 лет) идет предварительная подготовка к изучению богослужения и таинств Церкви, в которую входят темы, знакомящие с первыми понятиями о храме как доме Божьем, его устройством54.

Темы для изучения богослужения на начальной ступени (для учащихся возрастной категории 8-10 лет) обозначены разделом «Богослужение и устройство

50 Стандарт учебно-воспитательной деятельности в Воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации / Утвержден на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви от 9 марта 2017 г., журнал № 16. URL: https://pravobraz.ru/standart-uchebno-vospitatelnoj-deyatelnosti-v-voskresnyx-shkolax-dlya-detej-msskoj-pravoslavnoj-cerkvi-na-temtorii-rossijskoj-federacii/ (дата обращения: 16.01.2020).

51 Там же.

52 Перечень примерных программ к Стандарту православного компонента начального (общего), основного (общего), среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации. URL: https://pravobraz.ru/perechen-primernyx-rabochix-programm-standarta-pravoslavnogo-komponenta-obshhego-obrazovaniya/ (дата обращения: 16.01.2020).

53 Там же.

54 Стандарт учебно-воспитательной деятельности в Воскресных школах...

православного храма», включающего 28 занятий, которые более полно раскрывают содержание данного раздела. Условно их можно разделить на несколько блоков55: 1) первоначальные понятия о богослужении и храме как доме Божьем; 2) содержательный блок (устройство храма, иконы, церковная утварь, священнослужители и церковнослужители; 3) службы и таинства Церкви; 4) молитвы.

Изучение богослужения в Воскресных школах на основной ступени (для учащихся возрастной категории 11-13 лет) представлено также 28 уроками и включает в себя темы для повторения, а также темы, расширяющие уже имеющиеся знания, полученные на основной ступени обучения56.

Анализ регламентирующих документов выявил, что современные стандарты предлагают достаточно большой объем тем для изучения богослужения на всех ступенях образования в православных школах. Но, к сожалению, практика показывает, что не все православные школы реализуют требования стандартов, и зачастую изучение «Основ православной веры» ограничивается изучением тем из Священного Писания и Священной истории и исключает темы по изучению богослужения. Это может быть вызвано рядом причин, например отсутствием соответствующих знаний и компетенции у преподавателей в данной тематической области, отсутствием разработанных учебных программ, недостаточным количеством обоснованных методических разработок по данной тематике и грамотно составленных учебно-методических пособий по разделу богослужения и т. д.

Последнее предположение подтверждается достаточно ограниченным количеством учебно-методических пособий по разделу богослужения. В данной статье не стояло задачи проанализировать имеющиеся пособия, поскольку данная тема весьма обширная и предполагает проведение отдельного исследования. Поэтому, касаясь учебно-методической литературы, отметим лишь некоторые пособия.

1. Захарова Л. А. Богослужение Православной Церкви. Всенощное бдение. Литургия (рабочая тетрадь, тесты и методическое пособие) (УМК Вертоград). М.: Ока Книга, 2015.

2. Богослужение Православной Церкви: Рабочая тетрадь. Екатеринбург: издание Сектора церковно-приходских школ Екатеринбургской епархии, 2015.

3. Захарова Л. А. Богослужение и устройство православного храма (учебник, рабочая тетрадь и методическое пособие) / Л. А. Захарова (УМК Богослужение и устройство православного храма). М.: Эксмо, 2019.

4. Антипова О. Божественная литургия с иллюстрациями и пояснениями для детей. Путешествие в Небесный Град Иерусалим (книга + аудиокнига МР3). СПб.: Град Петров; Каламос, 2013.

5. Богослужение и устройство православного храма: Рабочая тетрадь. Издание Покровского епархиального образовательного центра Саратовской митрополии Покровской епархии.

6. Пивоваров Борис, прот. «Закон Божий»: Учебное пособие для церковноприходских школ. Новосибирск: Православная гимназия во имя прп. Сергия Радонежского, 2015.

55 Стандарт учебно-воспитательной деятельности в Воскресных школах...

56 Там же.

7. Богданова А. А. Уроки «Закона Божия»: В помощь учителю церковной школы. Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2008.

8. Учебник «Закон Божий» / сост. прот. Серафим Слободской. М.: Благовест, 2010.

Каждое из приведенного перечня пособие имеет свои особенности, преимущества и некоторые недостатки. Безусловно, это не весь перечень. Только два пособия из представленных: УМК «Богослужение и устройство православного храма» (Л. А. Захарова) и «Закон Божий» (сост. прот. Серафим Слободской), имеют гриф Синодального отдела религиозного образования и катехизации (СОРОиК) — «Рекомендовано».

В настоящее время появляется все больше разработок в данной области. Однако пока не составлен единый учебный комплект по изучению богослужения, который бы отвечал всем поставленным требованиям.

Только тогда можно будет говорить о «качественном» учебнике по изучению богослужения, если будут соблюдены все требования, предъявляемые к учебникам, с учетом возрастных особенностей учащихся, где учебный материал будет составлен и представлен грамотно. Кроме того, важно, чтобы учебник был апробирован и в нем учитывался исторический опыт.

В завершение хочется привести мысли русского религиозного философа, представителя русского зарубежья Л. А. Зандера, который размышлял о том, что прежде чем преподавать богослужение, в частности его содержательную часть, а именно богослужебных книг, их следует изучить и изложить с точки зрения педагогического применения. В качестве примера философ приводит книгу «Часослов» и отмечает: прежде педагогического применения следует основательно изучить, в том числе и взаимосвязь с частями богослужения, выбрать наиболее значимое, изложить простым языком, понятным для понимания учащимся, последовательно и доступно57.

Это рассуждение актуально и на сегодняшний день. Для современных педагогов, методистов, священнослужителей, исследователей и ученых, занимающихся вопросами преподавания богослужения в школах, задача изучения и изложения учебного материала, с опорой на педагогический опыт, в том числе исторический опыт прошлого, должна стать первоочередной. Только в этом случае можно будет говорить о качественном развитии методики преподавания основ православного вероучения в целом, и всех входящих в него тематических разделов, в частности изучения богослужения.

Таким образом, в статье были рассмотрены методические особенности и историко-педагогические аспекты изучения православного богослужения в школах России. Результатом изучения истории появления и развития изучения богослужения в школах России стало выделение периода второй половины XIX — начала XX в. — времени, когда данный раздел был утвержден для изучения в рамках обязательного предмета «Закон Божий». Анализ уставных и регламентирующих документов и методических разработок позволил выделить основную

57 Зандер Л. А. Православное богослужение как основа религиозного преподавания // Вопросы религиозного воспитания и образования. Вып. 2. Париж, 1928. С. 75.

цель и задачи изучения богослужения, которую можно обозначить как стремление человека жить под кровом и постоянным влиянием Церкви.

Содержание отдела богослужения в дореволюционных школах было рассчитано на два года обучения и включало темы, раскрывающие основные понятия о богослужении и храме Божьем, порядок, значение и содержание церковных служб, постов, православных праздников и др.

Методическими особенностями преподавания богослужения были обозначены способы объяснения (с внешней, уставной и внутренней символической стороны); порядок изучения (предполагающий начинать обучение с учения о храме и его принадлежностях, затем учение о лицах, которые могут совершать богослужение, и само учение о богослужении), средства обучения (богослужебные предметы и их изображения, священные и богослужебные книги, храмовая архитектура — внутреннее и внешнее убранство храма и его схематическое изображение); проверка знаний по отделу (ответы на вопросы по содержанию отдела, рисование форм и устройства храма, схематическое обозначение).

Выделенные основные принципы преподавания курса «Закон Божий» в целом были обозначены следующим образом: принцип христоцентричности, принцип экклезиальности, принцип связи богослужения со Священной историей, принцип связи теории с практикой и наглядности.

Анализ регламентирующих документов, раскрывающих содержание раздела богослужений в программе курса «Основы православной веры», позволил сделать вывод о том, что изучение богослужения в современных православных школах России (школы с православным компонентом — православные гимназии и воскресные школы) представлено весьма широким перечнем тем на всех ступенях обучения. Однако на практике представленное содержание курса реализуется не всегда во всем объеме и полноте.

Представленный в статье обзор современных учебно-методических пособий показал, что в настоящее время их недостаточно много. Только два пособия имеют гриф СОРОиК «Рекомендовано». Многие из представленных являются индивидуальными разработками авторов и требуют дальнейшего анализа в содержательной части.

Основными перспективами развития методики изучения богослужений в рамках предмета «Основы православной веры» были обозначены: основательная методическая подготовка педагогов, методистов и специалистов, занимающихся преподаванием богослужения, разработка учебных образовательный программ, качественная подготовка и апробация учебно-методической литературы и материалов, с опорой на педагогический опыт, в том числе исторический опыт.

Список литературы

Аверкий (Таушев), архиеп. Литургика. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushev/

liturgika/ (дата обращения: 16.01.2020). Амфилохий (Радович), митр. Человек — носитель вечной жизни. М., 2005. Благонравов М., прот. Опыт методического пособия для законоучителей церковноприходских школ. Астрахань, 1911.

Ветвеницкий И., прот. Руководство к преподаванию «Закона Божия» для народных школ, городских училищ, детских приютов и элементарных занятий с детьми дома. СПб., 1899.

Давыденко В. Основные начала религиозно-нравственного воспитания с изложением способов обучения «Закону Божию». Харьков, 1913.

Демков М. И. Очерки по истории русской педагогики. М., 1913.

Дивногорцева С. Ю. Антропологическая безупречность православной системы воспитания // Материалы XIX Ежегодной богословской конференции ПСТГУ (9—12 октября 2008 г.). М., 2008. С. 196-199.

Зандер Л. А. Православное богослужение как основа религиозного преподавания // Вопросы религиозного воспитания и образования. Вып. 2. Париж, 1928. С. 75-82.

Ивановский М. И., прот. Руководство к изучению «Закона Божия». Радом, 1876.

Миропольский С. И. Очерк истории церковно-приходской школы от первого ее возникновения на Руси до настоящего времени: в 2 т. СПб., 1894. Т. 1.

Михайловский В., прот. Учение о православном богослужении, составленное по новой гимназической программе. СПб., 1873.

Нозер Ф. Методика «Закона Божия» или пособие к преподаванию «Закона Божия» в начальной школе. М., 1898.

Перечень примерных программ к Стандарту православного компонента начального (общего), основного (общего), среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации. URL: https://pravobraz.ru/perechen-primernyx-rabochix-programm-standarta-pravoslavnogo-komponenta-obshhego-obrazovaniya/ (дата обращения: 16.01.2020).

Сборник правил и программ для церковно-приходских школ, с относящимися к ним определениями Св. Синода / сост. Д. И. Тихомиров. Могилев на Днепре, 1887.

Свирелин А., прот. Наставление в «Законе Божием». М., 1897.

Сосунцов Е. Ф., свящ. Спутник законоучителя: основные правила дидактики и методики «Закона Божия». Казань, 1911.

Стандарт православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации / Утвержден решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 апреля 2015 г. URL: https://pravobraz.ru/pravoslavnyj-komponent-osnovnoj-obshheobrazovatelnoj-programmy-doshkolnogo-obrazovaniya-dlya-pravoslavnogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-na-territorii-rossjskoj-federacii/ (дата обращения: 16.01.2020).

Стандарт учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации / Утвержден на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви от 9 марта 2017 г., журнал № 16. URL: https://pravobraz.ru/standart-uchebno-vospitatelnoj-deyatelnosti-v-voskresnyx-shkolax-dlya-detej-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi-na-territorii-rossjskoj-federacii/ (дата обращения: 16.01.2020).

Становская Т. А. Преподавание православной культуры в школах России во второй половине XIX — начале XX в.: дис. ... канд. пед. наук. М., 2017.

Становская Т. А. Методические особенности изучения молитвы на уроках «Закона Божия» в православной школе: опыт дореволюционной школы // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2015. № 1 (36). С. 46-55.

Фаддей (Успенский), архиеп. Творения. Кн. 2. Записки по дидактике. Тверь, 2003.

Tatiana Stanovskaya, Candidate of Sciences in Education, Senior Lecturer, Department of Pedagogy and Methods of Primary Education, Faculty of Pedagogy, St. Tikhon's Orthodox University for Humanities;

teacher of "Basics of Orthodox faith", «Hovrinskaya gymnasium Lampada»; the teacher of the Church Slavonic language of the Sunday school of the Temple of 12 Apostles in Khovrino 16-194 Petrozavodskaya Str., Moscow, 125414, Russian Federation taaldu@gmail.com ORCID: 0000-0001-9667-6125

The Study of Orthodox Church Service at Schools in Russia: History and Modernity

T. Stanovskaya

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract: This article discusses methodological features of teaching the most important section of the course in religious education, i.e. the doctrine of church service, in the pre-revolutionary period. Drawing on the statutory and regulatory documents and methodological developments, the article identifies the purpose, objectives and content of the study of church service in pre-revolutionary schools, as well as methodological features of its teaching, namely the methods of explanation, order of study, training media, knowledge assessment. The most significant part in this study is the principles underlying the teaching of church service; these were studied by the author of this article earlier on the basis of conceptual foundations of the course in religious education as a whole. The final part of the article examines the current state of the methodology of teaching church service in Orthodox schools in Russia (secondary Orthodox schools with an Orthodox component and Sunday schools). Based on the analysis of regulatory documents, the article outlines the content of the section on church service in the programme of the course "Fundamentals of the Orthodox Faith" in present-day orthodox schools, as well as possible prospects for their development with taking into account the experience of pre-revolutionary schools. In its conclusion, the article gives a brief overview of main teaching media for the study of church service in modern Orthodox schools as well as reflections of the author on the qualitative development of teaching technique for the Foundations of the Orthodox Faith in general and church service in particular.

Keywords: church service, religious education, teacher of religious education, parish school, methods of teaching, principles of study of church service, visibility, method of explanation, orthodox faith, Fundamentals of orthodox Faith, orthodox school,

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia. 2020. Vol. 56. P. 74-93 DOI: 10.15382/sturIV202056.74-93

school with Orthodox component, educational and methodical manual, historical experience.

References

Amfilokhii (Radovich) (2005) Chelovek — nositel'vechnoizhizni [Man as a bearer of eternal life]. Moscow (in Russian).

Averkii (Taushev). Liturgika [Liturgics], available at https://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushev/ liturgika/ (16.01.2020)

Divnogortseva S. (2008) "Antropologicheskaia bezuprechnost' pravoslavnoi sistemy vospitaniia" [Anthropological flawlessness of the Orthodox system of education]. Materialy XIX Ezhegodnoi bogoslovskoi konferentsii PSTGU (9—12 oktiabria 2008 g.) [Proceedings of the 19th Annual Theological Conference of St Tikhon's University]. Pp. 196—199 (in Russian).

Faddei (Uspenskii) (2003) Tvoreniia. Zapiskipo didaktike [Works. Notes on didactics], book 2. Tver' (in Russian).

Perechen' primernykh rabochikhprogramm kursa Standartapravoslavnogo komponenta nachalnogo (obshchego), osnovnogo (obshchego), srednego (polnogo) obshchego obrazovaniia dlia uchebnykh zavedenii Rossiiskoi Federatsii [List of approximate working programmes of the course of the standard Orthodox component in primary (general), main (general), secondary (full) general education for educational institutions of the Russian Federation], available at https://pravobraz.ru/perechen-primernyx-rabochix-programm-standarta-pravoslavnogo-komponenta-obshhego-obrazovaniya/ (16.01.2020).

Standart pravoslavnogo komponenta nachalnogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego (polnogo) obshchego obrazovaniia dlia uchebnykh zavedenii Rossiiskoi Federatsii [Standard of Orthodox component of primary general, basic general, secondary (full) general education for educational institutions of the Russian Federation], available at https://pravobraz.ru/ pravoslavnyj-komponent-osnovnoj-obshheobrazovatelnoj-programmy-doshkolnogo-obrazovaniya-dlya-pravoslavnogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-na-territorii-rossijskoj-federacii/ (16.01.2020).

Standartuchebno-vospitatel'noideiatel'nostiv Voskresnykh shkolakh (dliadetei) RusskoiPravoslavnoi Tserkvi na territorii Rossiiskoi Federatsii [Standard of educational activity in Sunday schools (for children) of the Russian Orthodox Church in the territory of the Russian Federation], available at https://pravobraz.ru/standart-uchebno-vospitatelnoj-deyatelnosti-v-voskresnyx-shkolax-dlya-detej-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi-na-territorii-rossijskoj-federacii/ (16.01.2020).

Stanovskaia T. (2015) "Metodicheskie osobennosti izucheniia molitvy na urokakh Zakona Bozhiia v pravoslavnoi shkole: opyt dorevoliutsionnoi shkoly" [Methodological features of the study of prayer in the lessons of religious education in the Orthodox school: experience of the pre-revolutionary school]. Vestnik PSTGU. Ser. IV: Pedagogika. Psikhologiia, 1 (36), 46—55 (in Russian).

Zander L. (1928) Pravoslavnoe bogosluzhenie kak osnova religioznogo prepodavaniia [Orthodox church service as a basis of religious teaching]. Voprosy religioznogo vospitaniia i obrazovaniia, 2. Paris. Pp. 75-82 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.