Научная статья на тему 'Особенности преподавания православного Закона Божьего в школах Волыни (20-30-е гг. XX столетия)'

Особенности преподавания православного Закона Божьего в школах Волыни (20-30-е гг. XX столетия) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
74
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОН БОЖИЙ / БРАТСТВО ПРАВОСЛАВНЫХ БОГОСЛОВОВ / «ВЕСТНИК БРАТСТВА ПРАВОСЛАВНЫХ БОГОСЛОВОВ В ПОЛЬШЕ» / КОНЦЕНТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ЗАКОНОУЧИТЕЛЬ / "JOURNAL OF THE BROTHERHOOD OF ORTHODOX THEOLOGIANS IN POLAND" / LAW OF GOD / THE BROTHERHOOD OF ORTHODOX THEOLOGIANS / CONCENTRIC SYSTEM / TEACHER OF THE LAW

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мышкарева С. В.

В статье раскрыты особенности преподавания православного Закона Божьего в школах Волыни в межвоенный период, проанализировано содержание курса в контексте концентрической системы преподавания, охарактеризованы программа и методические рекомендации по преподаванию Закона Божьего, в том числе требования к законоучителю и основные формы и методы обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the features of orthodox teaching of God's Law in Volhynia schools in the interwar period, analyze the content of the course in the context of concentric teaching, author determines program and guidelines for the teaching of God's law, including the requirements of the law and basic forms and methods of teaching.

Текст научной работы на тему «Особенности преподавания православного Закона Божьего в школах Волыни (20-30-е гг. XX столетия)»

С.В. Мышкарёва

аспирант кафедры общей, социальной педагогики и управления образованием,

Ровенский государственный гуманитарный университет

S. V. Myshkarova

Postgraduate Department General, Social Pedagogy and Education Management

Rivne State Humanitarian University

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВОСЛАВНОГО ЗАКОНА БОЖЬЕГО В ШКОЛАХ ВОЛЫНИ(20-30-е гг. ХХ ст.)

Аннотация. В статье раскрыты особенности преподавания православного Закона Божьего в школах Волыни в межвоенный период, проанализировано содержание курса в контексте концентрической системы преподавания, охарактеризованы программа и методические рекомендации по преподаванию Закона Божьего, в том числе требования к законоучителю и основные формы и методы обучения.

Annotation. The article describes the features of orthodox teaching of God's Law in Volhynia schools in the interwar period, analyze the content of the course in the context of concentric teaching, author determines program and guidelines for the teaching of God's law, including the requirements of the law and basic forms and methods of teaching.

Ключевые слова: Закон Божий, Братство Православных Богословов, «Вестник Братства Православных Богословов в Польше», концентрическая система, законоучитель.

Key words: law of God, the brotherhood of Orthodox theologians, "Journal of the Brotherhood of Orthodox theologians in Poland", concentric system, teacher of the law.

Постановка проблемы. В отечественной историко-педагогической науке формируется новая концепция истории образования в Украине, переосмысливается роль православной церкви в образовательных, педагогических процессах. Привлечение к широкому использованию новых материалов способствует тому, что деятельность церкви в области образования оценивается не так однозначно, как она истолковывалась ранее. Прежде всего, происходит переосмысление роли церкви, церковных организаций в культурной, образовательной жизни общества, а это побуждает к тщательному исследованию исторического и педагогического наследия прошлого.

Учитывая то, что растет популярность воскресных школ при православных храмах, где излагаются Закон Божий, основы христианской этики и другие религиозные дисциплины, в отдельных современных школах открываются профильные классы духовно-просветительского направления, для работы в школах с детьми и их родителями привлекаются священнослужители, растет интерес не только к изучению истории функционирования церковноприходских школ и православных братств в Украине, но и к особенностям преподавания отдельных предметов, в частности Закона Божьего.

Общий анализ исследований по проблеме. За последние годы значительно увеличилось количество исследований, посвященных особенностям преподавания предметов религиозного направления. В частности, такие исследования осуществлены Н.Бовсунивской (уроки музыки в церковноприходских школах) [1], С.Брычок (организация учебного процесса в церковноприходских шко-

лах Волыни) [3], Л.Ершовой (изучение отдельных предметов в церковных школах Волыни) [3], В.Омельчуком (образовательные традиции духовных учебных заведений) [7], И.Петренко (учебно-воспитательный процесс церковноприходских школ Левобережья) [8]. Названные авторы расширили и углубили интерес к деятельности церковных школ, актуализировали опыт учебно-воспитательного процесса в них. Однако проблемы преподавания предметов религиозного содержания остаются недостаточно раскрытыми, в частности, не исследована специфика обучения православному Закону Божьему в условиях Польши в межвоенный период.

Поэтому анализ особенностей преподавания православного Закона Божьего на территории Польши в межвоенный период является целью исследования в нашей статье.

Изложение основного материала исследования. Пребывание западно-украинских земель в составе Польши сказалось на всех сферах жизни. Политика полонизации нанесла значительный удар по состоянию православной церкви, отразилась на культуре, образовании и воспитании. Православное образование в учебных заведениях украинских земель под властью II Речи Посполитой было связано с общим состоянием православия. Польские власти, «организовывая» на своей территории Православную церковь, влияли и на религиозное обучение. Геополитическое положение региона, конфессиональные особенности, присущие именно Волыни, отношение правительства к проблемам края стали причиной возникновения некоторых особенностей и в преподавании православного Закона Божьего.

Таким образом, православная жизнь в Западной Украине проходила при содействии Волынского епархиального управления, которое было создано 14 апреля 1920 года в Кременце. Его возглавил бывший викарий Волынской епархии, епископ Кременецкий Дионисий, фигура которого заслуживает отдельного внимания. Так, стоит отметить, что в 1922 году епископ Дионисий был назначен правящим архиереем Волынской епархии, а в 1924 году он добился автокефалии польской православной церкви. В 1925 году Дионисий стал профессором пасторского богословия Варшавского университета, в котором в 1926-1939 гг. возглавлял Православное богословское отделение. В межвоенный период основной задачей, стоявшей перед Дионисием, было выстраивание отношений с польским правительством и местными властями, которые требовали от православных лояльности и патриотизма, а сами часто враждебно относились к непольскому и некатолическому населению. Усложняло деятельность Дионисия и то, что польская католическая иерархия прилагала особые усилия для перехода православного населения и духовенства в неоунию. Дионисий сыграл значительную роль в борьбе украинских православных священников за создание поместной украинской православной церкви. Епископ призвал верующих и духовенство провозглашать народу на его родном языке не только проповеди, но и разъяснять само богослужение, Священное Писание, церковные обряды и молитвы, таким образом, чтобы они были понятны и доступны верующим [5]. Одновременно при возникновении острых межконфессиональных вопросов епископ оставался на прежней позиции незыблемости православия и ограничения контактов с другими конфессиями.

Важным центром сохранения украинской культуры, православной веры в межвоенный период на территории Польши, несомненно, были братства - общественные организации городов Украины, которые в условиях иностранного господства объединялись для защиты своих сословных и культурных интересов. Польский исследователь А. Миронович отмечает, что в межвоенный период 1918-1939 гг. на территории Польши было восемнадцать православных церковных братств. Положение этих братств было неоднозначным, польские власти пыталась их ликвидировать, однако они внесли свой вклад в историю православных украинцев [6].

Одним из наиболее известных в то время было Братство Православных Богословов в Польше (1934-1938 гг.), которое проводило системную работу по религиозному просвещению и христианскому воспитанию детей и молодежи. Просветительско-общественная деятельность Братства обуславливалась такими факторами, как: региональная специфика Волыни как поликонфессиональной среды; накопленный православными братствами в течение нескольких предыдущих веков опыт просветительской деятельности, особенности образовательной политики Российской империи в бывших польских провинциях [11, с. 98].

Цель братства была определена следующим образом: «защита своей Православной Веры, борьба с сектантством и общая религиозно-нравственная и просветительская деятельность» [12, с. 3]. Работа на местах предусматривала «религиозно-нравственную и воспитательную деятельность в своей среде» [там же]. Братство практиковало деятельность в формах духовных собраний и издательской деятельности, организовывало религиозные центры и лекции, уделяло особое внимание контактам с другими православными церквями - румынской, греческой, сербской, грузинской. Председателем Братства был избран Митрополит Варшавский и Волынский и всей Польши Дионисий, который именно посредством деятельности братства реализовывал идеи сохранения православия [4, с. 7, с. 13] .

Осуществленный анализ устава свидетельствует о том, что важной составляющей функционирования братства была образовательно-воспитательная деятельность. Способствуя развитию сети начальных и средних школ, осуществляя просветительскую деятельность, члены братства прилагали немало усилий к организации и улучшению преподавания православного Закона Божьего.

Необходимо отметить, что школьное православное образование осуществлялось и школой, и церковью, поскольку и школа и церковь находились в подчинении общего министерства, которое называлось - Министерство вероисповеданий и народного образования. Учителями Закона Божьего в волынских школах были преимущественно настоятели приходов. Однако значительное количество школ было отделено от приходов. Общий уровень преподавания Закона Божьего был недостаточно высоким. Такая ситуация сложилась из-за определенных проблем, связанных с особенностями преподавательского состава, удаленностью школ от приходов, отсутствием учебников. Не способствовало должному и своевременному преподаванию Закона Божьего и бездорожье. Чтобы выйти из такого положения, обучение поручалось диаконам, дьякам или учителям с соответствующим образованием. Согласно постановлению Синода Православной церкви в Польше от 3 сентября 1924 года изучение слова Божьего и молитв в общих школах должно было проводиться на родном языке учащихся, или,

как отмечалось в отчетах «на народном волынском наречии» [2].

Соответственно, Св. Синодом Православной церкви в Польше совместно с Министерством вероисповеданий и народного образования под руководством Дионисия в 1926 году была разработана и утверждена «Программа обучения Православному Закону Божьему и его применения на практике» [9, с.19-42]. Для улучшения положения в сфере религиозного просвещения и с целью широкого ознакомления в печатном органе братства - «Вестнике Братства Православных Богословов в Польше» (вестник издавался на протяжении 1934-1938 гг. на русском языке два раза в год) в первом же номере в 1934 году была напечатана программа обучения православному Закону Божьему [9]. Рассмотрим особенности преподавания закона Божьего более подробно.

Цели преподавания православного Закона Божьего в условиях Польши в межвоенный период были определены как: «1) укрепление и развитие в душе ребенка основ христианской морали, 2) проявление религиозных чувств, ознакомление с церковными обрядами и объяснение значения последних, 3) развитие воли и сознания ребенка в направлении осуществления задач христианской жизни и 4) пробуждение осознания принадлежности к своей Православной Церкви-Матери» [9, с.19].

Программа курса включала обучение молитвам, общие сведения о церковных праздниках, «ознакомление с наиболее простыми и распространенными обрядами, общие сведения об Угодниках Божиих, о святых иконах, о храмах, о крестном ходе, поклонах, благословении» [9, с.20].

В общеобразовательных школах преподавание Закона Божьего было разделено на семь отделений (классов): 1 класс: понятие о Боге, ангелах, о сотворении мира и человека. Основные молитвы. Понятие об иконах, святых, церкви, празднике, церковной службе, грехе, спасении и т.д. 2 класс: Священная история Ветхого Завета. Десять Заповедей. Молитвы с объяснением. 3 класс: Священная история Нового Завета. Символ веры. 9 заповедей блаженства, изучение и объяснение молитв. 4 класс: Православное богослужение. Праздники. Тропари. 5 класс: Краткий православный катехизис - о Вере (1 часть). 6 класс: Катехизис (2 и 3 часть) - о Надежде и Любви. Церковное пение. 7 класс: Краткая история Православной Церкви. История Вселенских Соборов [9 , с.20-29] .

Анализируя содержание и особенности преподавания Закона Божьего, необходимо отметить, что в том же номере журнала были напечатаны «Некоторые указания по методике Закона Божьего» [9, с.29-31]. Так, учителям, которые преподавали Закон Божий, митрополит Дионисий, автор указаний, напоминал о том, что «закон Божий нацелен не только на обучение, но и воспитание, и к этой главной цели необходимо приспосабливать всю систему преподавания предмета» [9, с .29].

Законоучителям советовали, учитывая уровень развития детей и продолжительность обучения, курс преподавания Закона Божьего разбить на три основные части по концентрической системе [там же]. Первая из этих частей должна охватывать первый период преподавания и составлять как будто замкнутое целое, чтобы все, что преподавалось, могло быть усвоено устно, заучено наизусть даже теми детьми, которые не умели читать. «Содержание этого концентра должно в сжатой форме дать все необходимые сведения, без знания которых невозможно сознательное отношение к христианской религии, поэтому про-

грамма этого отделения охватывает как краткие сведения катехизиса, так и краткое содержание событий Нового Завета и самые простые молитвы» [9, с.30].

Дети первого года обучения должны были усвоить начальные молитвы (каждый должен был знать 17 молитв), Заповеди и Символ Веры, ознакомиться с понятием о Боге-Творце, с важными праздниками в хронологическом порядке. Обучение церковному пению предусматривало изучение детьми 3-4-х колядок [9, с.20].

Второй концентрический круг составляли курсы второго, третьего и четвертого отделений. Он включал в себя историю Ветхого и Нового Завета, толкование десяти заповедей Божьих, знание Молитвы Господней, Символа Веры, знакомство с Православным Богослужением и церковным песнопением [9, с.30].

Так, дети второго года обучения изучали курс святой истории Ветхого и Нового завета, в третьем классе изучался краткий катехизис с православным богослужением, сведения о девяти Заповедях Блаженства, порядок служб, разделение на посты, и праздники православной церкви, песнопения Божественной Литургии Св. Иоанна Златоуста и Василия Великого и др.; в четвертом классе дети изучали историю праздников (особенно Св.Пасхи, двенадцати самых больших праздников), отделы из Церковной Истории, объяснение молитв, значение Таинств (крещение, миропомазание, причащение, исповедь, покаяние, брак и др.) [9, с.22].

Третий концентрический круг охватывал программу 5, 6 и 7 отделений и завершал первоначальную христианскую науку в общедоступном ее толковании [9, с.30]. В этом кругу обобщались и группировались сведения по священной истории, изложенные детям во взаимном соотношении.

При изложении нравственного учения законоучителю советовали пользоваться примерами, которые известны детям из Священной истории и беспокоиться о наиболее полном согласовании священно-исторических сведений с катехизическими [9, с.25].

Учителей призывали избегать мелочности, сухости катехизических положений и богословских тонкостей, а также обращать внимание на то, чтобы сведения не потерялись в массе вопросов [там же].

Важным считаем такое пожелание учителям: «Последний год в седьмом отделении ученики более подробно знакомятся с Церковной историей как общей, так и славяно-русской. На эту последнюю часть программы должно быть обращено особое внимание учителя, причем необходимо объяснить ученикам значение Церкви как общественного фактора в жизни родного народа. Этим закрепляется сознательное отношение к Церкви как собранию верующих, принадлежащих к одному общественному организму, и осознается ценность и важность пребывания в составе этого организма» [9, с.30]. В седьмом отделении изучали также историю автокефальной православной церкви в тогдашней Польше.

В журнале «Вестник Братства Православных Богословов в Польше» находились многочисленные методические рекомендации по изучению Закона Божьего и требования к законоучителю. Так, утверждалось, что преподавание Закона Божьего "требует от законоучителя исключительной концентрации. Оно ни в коем случае не может ограничиться преподаванием на уроках. Преподавание Закона Божия должно, по сути, быть лишь теоретической подготовкой к практическому усвоению высоких начал, которые преподаются и навеиваются ученикам,

ведь именно усвоение и практическое их осуществление лишь в некоторой степени связано непосредственно с уроками» [9, с.31]. Считалось, что «учитель, который обучает Закону Божьему, должен особенно заботиться об углублении религиозной жизни своих учеников», ведь «он не только учит, но прежде всего -воспитывает» [9, с.38] .

При преподавании Закона Божьего применялись следующие методы: изучение отрывков из священных текстов, основных молитв и песен наизусть, объяснение материала с последующим повторением его же учениками, написание учениками произведений на заданные религиозные темы, раскрытие и объяснение наиболее популярных антирелигиозных течений и т.д.

Наиболее распространенными были методы объяснения, наглядности, с использованием большого количества картин из Священной Истории, икон, рисунков и карт. Знакомство с храмом должно было быть, безусловно, осуществлено на практике. Учителям советовали делить учебный материал пропорционально на каждый урок. Для этого предлагалось примерное расписание распределения учебных часов уроков Закона Божьего по классам и отделениям [9, с.31-35]. Вместе с тем отмечалась целесообразность объяснения молитв, праздников согласно времени празднования Церковью этих праздников или памяти событий.

Достаточно противоречивой с позиций наших дней кажется указ относительно того, что «преподавание должно вестись догматически, так как религия -догматична». Однако если учесть политические и социально - культурные факторы, то в определенной степени это предостережение оправдано, ведь именно в конфессиональной ситуации межвоенного периода крайне «неуместны гипотезы и неразрешимые противоречия» [9, с.29].

Повторение пройденного рекомендовалось проводить в конце полугодия общим правилом [9, с.31].

В межвоенный период с изменением внутриполитической ситуации в Польше волынская церковная, следовательно, и образовательная политика подверглись очередной трансформации. Важным достижением стало преподавание в школах православного Закона Божьего. Однако осенью 1939 г. в крае прекратили свою деятельность духовные учебные заведения и церковно-общественные организации, в том числе и братства, окончательно было отменено преподавание предметов религиозного содержания в учебных заведениях.

Выводы и перспективы дальнейших исследований. Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что для решения проблем религиозного просвещения на Волыни в межвоенный период был принят ряд мер. Священный синод разработал программу и методические рекомендации по преподаванию Закона Божьего, были предприняты попытки разъяснения церковнославянского богослужения.

Характеризуя особенности преподавания православного Закона Божьего ученикам Волыни межвоенного периода, следует отметить, что благодаря деятельности Братства Православных Богословов в Польше начальные знания Закона Божьего были предоставлены значительной части детей православного населения Волыни; была дана возможность быть причастными к христианским ценностям, предоставлена возможность понять и изучить церковные службы, церковные книги, что способствовало формированию духовности, культуры народа, что было достаточно важным для исследуемого периода.

Вместе с тем следует отметить, что в распространении православных идей огромное значение имел журнал Братства Православных Богословов в Польше «Братство Православных Богословов в Польше», который способствовал сохранению православия, формированию педагогического мастерства учителей Закона Божьего, был своеобразным учебно-методическим пособием, трибуной обмена опытом православных священников. Поэтому считаем перспективным исследование роли и места журнала «Братство Православных Богословов в Польше» в развитии образования и воспитания на Волыни в межвоенный период.

Список источников:

1. Бовсушвська Н.М. Уроки музики в церковнопарафiяльних школах Волиш кшця Х1Х ст. як зааб духовного розвитку / Н.М. Бовсушвська // Проблеми освгги: Наук.-метод. зб. - Вип.31. - Кшв,2003. - С.316-323.

2. Борщевич В.Т. Укра'шське церковне вщродження на Волиш (20-40-i роки XX ст.): Монографiя / В.Т. Борщевич. - Луцьк: Ред.-вид. вщдш "Вежа" Волинського державного ушверситету iм. Лес Украшки, 2000. - 254 с

3. Бричок С.Б. Особливосп навчального процесу у церковнопарафiяльних школах Волиш кшця Х1Х - початку ХХ столпгя / С.Б. Бричок // Оновлення змюту, форм i методiв навчання i виховання в закладах освгти: Збiрник наукових праць: Науковi записки РДГУ. - Рiвне: РДГУ,2001. - Випуск 16. - С.144-150.

4. Вестник Братства Православных Богословов в Польше. - 1934. - № 1. - Январь-Июнь. - С. 1-72.

5. Кукурудза А.Р. Спископ Дюнюш (Валединський) в мiжконфесiйних колiзiях 1918-1921 рр. / А.Р. Кукурудза. - Режим доступу: http://risu.org.ua/ua/index/studios/materials_conferences/36261/

6. Миронович А. Светские православные организации в послевоенной Польше / А. Миронович. - Режим доступу: http: // shh. neolain. lv/ seminar25/alm%2015. miron. organizas.htm

7. Омельчук В.В. Духовно-освпш традицп Волинського краю / В.В. Омельчук. -Дубно, 2000. - 108с.

8. Петренко 1.М. Навчально-виховний процес у сшьських церковнопарафiяльних школах Лiвобережноi Украши наприкiнцi Х1Х - на початку ХХ ст. / 1.М. Петренко // Украшський селянин: - Зб. наук. пр. / За ред. С.В. Кульчицького, А.Г. Морозова. - Чер-каси, 2003. - Вип. 7. - С. 37-39.

9. Программа обучения православному Закону Божию в общеобразовательных семиклассных школах и ее применение на практике // Вестник Братства Православных Богословов в Польше. - 1934. - № 1. - Январь-Июнь. - С. 19-42.

10. Статут Братства Православных Богословов в Польше // Вестник Братства Православных Богословов в Польше. - 1934. - № 1. - С. 14-18.

11. Тимочко 1.Б. Просвпницько-громадська дiяльнiсть православних братств Волиш (друга половина XIX - початок XX столпгя) / 1рина Богдашвна Тимочко: Дис. на здобуття наукового ступеня канд. пед. н.: 13.00.01. - загальна педагопка та iсторiя педагопки. - Рiвне, 2011. - 308 с.

12. Учреждение «Братства Православных Богословов в Польше» // Вестник Братства Православных Богословов в Польше. - 1934. - № 1. - С. 1-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.