Научная статья на тему 'Развитие методики преподавания Закона божия в российской империи начала хх в. как направление деятельности православного духовенства: протоиерей Аполлоний темномеров'

Развитие методики преподавания Закона божия в российской империи начала хх в. как направление деятельности православного духовенства: протоиерей Аполлоний темномеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
протоиерей Аполлоний Темномеров / Закон Божий / история христианской Церкви / Священное Писание / Новый Завет / законоучитель / богословие / духовная академия / Archpriest Apollonius Temnomerov / the Law of God / history of the Christian Church / Holy Scripture / New Testament / teacher of the law / theology / theological academy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ольга Александровна Балабейкина

В статье раскрывается тема значимости развития методики преподавания Закона Божия в Российской империи предреволюционных десятилетий. Становление методики преподавания Закона Божия в России имеет длинную историю, которая претерпевала все периоды реорганизации образовательного процесса и актуальна в наши дни. Религиозно-методическое наследие протоиерея Аполлония Темномерова имеет исключительное значение для преподавания Закона Божия, поскольку он был знаком с проблемами преподавания данной дисциплины, будучи не только законоучителем, но и занимая должность церковного чиновника в сфере религиозного образования. Протоиерей Аполлоний Темномеров имел свое видение оптимизации учебного процесса, которое неоднократно декларировал в учебно-методических изданиях. Предложенные им методы и приемы служили основой для преподавателей, которые хотели повысить уровень знаний учащихся. Основная особенность его системы — преподаватель должен реализовывать идею связи учебного материала с реальной духовной жизнью учащихся. Протоиерей Аполлоний Темномеров ставил приоритетными воспитательные цели, при этом дисциплина «Закон Божий» должна была служить, в первую очередь, религиозно-нравственному развитию учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the Methodology for Teaching the Law of God in the Russian Empire at the Beginning of the 20th Century as the Direction of Activity of the Orthodox Clergy: Archpriest Apollonius Temnomerov

The article reveals the topic of the significance of the development of the methodology for teaching the Law of God in the Russian Empire during the pre-revolutionary decades. The formation of the methodology for teaching the Law of God in Russia has a long history, which has undergone all periods of reorganization of the educational process and is relevant today. The religious and methodological heritage of Archpriest Apollonius Temnomerov is of exceptional importance for teaching the Law of God, since he was familiar with the problems of teaching this discipline, being not only a teacher of the law, but also holding the position of a church official in the field of religious education. Archpriest Apollonius Temnomerov had his own vision of optimizing the educational process, which he repeatedly declared in educational and methodological publications. The methods and techniques he proposed served as a basis for teachers who wanted to improve the level of students’ knowledge. The main feature of his system is that the teacher must implement the idea of linking the educational material with the real spiritual life of students. Archpriest Apollonius Temnomerov prioritized educational goals, while the discipline the “Law of God” was to serve, first of all, the religious and moral development of students.

Текст научной работы на тему «Развитие методики преподавания Закона божия в российской империи начала хх в. как направление деятельности православного духовенства: протоиерей Аполлоний темномеров»

вестник исторического общества санкт-петербургской Духовной академии

Иаучный журнал № 1 (6) 2021

О. А. Балабейкина

развитие методики преподавания Закона Божия в российской империи начала хх в. как направление деятельности православного духовенства: протоиерей Аполлоний темномеров

DOI 10.47132/2587-8425_2021_1_31

Аннотация: В статье раскрывается тема значимости развития методики преподавания Закона Божия в Российской империи предреволюционных десятилетий. Становление методики преподавания Закона Божия в России имеет длинную историю, которая претерпевала все периоды реорганизации образовательного процесса и актуальна в наши дни. Религиозно-методическое наследие протоиерея Аполлония Темномерова имеет исключительное значение для преподавания Закона Божия, поскольку он был знаком с проблемами преподавания данной дисциплины, будучи не только законоучителем, но и занимая должность церковного чиновника в сфере религиозного образования. Протоиерей Аполлоний Темномеров имел свое видение оптимизации учебного процесса, которое неоднократно декларировал в учебно-методических изданиях. Предложенные им методы и приемы служили основой для преподавателей, которые хотели повысить уровень знаний учащихся. Основная особенность его системы — преподаватель должен реализовывать идею связи учебного материала с реальной духовной жизнью учащихся. Протоиерей Аполлоний Темномеров ставил приоритетными воспитательные цели, при этом дисциплина «Закон Божий» должна была служить, в первую очередь, религиозно-нравственному развитию учащихся.

Ключевые слова: протоиерей Аполлоний Темномеров, Закон Божий, история христианской Церкви, Священное Писание, Новый Завет, законоучитель, богословие, духовная академия.

Об авторе: ольга Александровна балабейкина

Кандидат географических наук, доцент кафедры региональной экономики и природопользования Санкт-Петербургского государственного экономического университета. E-mail: olga8011@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9520-8880

Ссылка на статью: Балабейкина О. А. Развитие методики преподавания Закона Божия в Российской империи начала ХХ в. как направление деятельности православного духовенства: протоиерей Аполлоний Темномеров // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. № 1 (6). С. 31-40.

* Фотографии предоставлены автором.

HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY

Scientific Journal

No. 1 (6) 2021

O.A. Balabeykina

Development of the Methodology for Teaching the Law of God in the Russian Empire at the Beginning of the 20th Century as the Direction of Activity of the Orthodox Clergy: Archpriest Apollonius Temnomerov

DOI 10.47132/2587-8425_2021_1_31

Abstract: The article reveals the topic of the significance of the development of the methodology for teaching the Law of God in the Russian Empire during the pre-revolutionary decades. The formation of the methodology for teaching the Law of God in Russia has a long history, which has undergone all periods of reorganization of the educational process and is relevant today. The religious and methodological heritage of Archpriest Apollonius Temnomerov is of exceptional importance for teaching the Law of God, since he was familiar with the problems of teaching this discipline, being not only a teacher of the law, but also holding the position of a church official in the field of religious education. Archpriest Apollonius Temnomerov had his own vision of optimizing the educational process, which he repeatedly declared in educational and methodological publications. The methods and techniques he proposed served as a basis for teachers who wanted to improve the level of students' knowledge. The main feature of his system is that the teacher must implement the idea of linking the educational material with the real spiritual life of students. Archpriest Apollonius Temnomerov prioritized educational goals, while the discipline the "Law of God" was to serve, first of all, the religious and moral development of students.

Keywords: Archpriest Apollonius Temnomerov, the Law of God, history of the Christian Church, Holy Scripture, New Testament, teacher of the law, theology, theological academy.

About the author: Olga Alexandrovna Balabeykina

Candidate of Geographic Sciences, Associate Professor of the Department of Regional Economics and Environmental Management, St. Petersburg State University of Economics. E-mail: olga8011@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9520-8880

Article link: Balabeykina O. A. Development of the Methodology for Teaching the Law of God in the Russian Empire at the Beginning of the 20th Century as the Direction of Activity of the Orthodox Clergy: Archpriest Apollonius Temnomerov. Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2021, no. 1 (6), pp. 31-40.

* Photographs supplied by the author.

Актуальность обращения к вопросам, связанным со становлением методики преподавания Закона Божия в Российской империи, на нынешнем этапе развития общества обусловлена, в первую очередь, остротой и широким кругом проблем, которые стоят перед современными педагогами воскресных школ и учителями православных и светских учебных заведений среднего общего (полного) образования, где ведется преподавание «Основ православной культуры» или иных дисциплин, близких по названию и смысловому содержанию.

В постсоветской России в начале 1990-х гг. вместе со снятием идеологических запретов и ограничений в области свободы вероисповедания и осуществления миссионерской деятельности начался динамичный рост православных приходов, а вместе с ними и детских воскресных школ. Официально возрождение религиозного образования и воспитания в нашей стране ведет отсчет с 1991 г., когда осуществление его стало возможным в «учебных учреждениях негосударственного типа»1. На тот момент имелись ввиду только воскресные школы и православные гимназии. Практически сразу обозначился, а со временем еще более обострился вопрос организации и содержания занятий в приходских воскресных школах для детей, а также уроков в православных гимназиях. В условиях почти полного отсутствия поначалу учебных программ и методических разработок, обеспечивающих преподавание Закона Божия, педагоги и священники оказались в весьма затруднительной ситуации.

Потребовалось немалое количество времени, чтобы уже на основе опыта первых лет преподавания Закона Божия были созданы и опубликованы труды методического и содержательного характера, направленные на оптимизацию обучения в приходских воскресных школах и светских православных учебных заведениях, служащие подспорьем для педагогов и священнослужителей.

Между тем, опыт разработки методических указаний для преподавания Закона Божия имелся еще Российской империи. Более того, судя по количеству и качеству трудов, авторы которых касались данного вопроса, в отечественной педагогике открывались очень хорошие перспективы для дальнейшего развития означенного направления на высоком научном и практическом уровнях. Реализации серьезных для того времени методических достижений помешали события Октябрьского переворота, повлекшие за собой отделение Церкви от государства, а затем и запрет на религиозное воспитание. Формально предмет «Закон Божий» был удален из школьного образования в начале 1918 г.2

Но важно понимать, что в России в конце XIX — начале ХХ вв., буквально в последние десятилетия, предшествовавшие революции 1917 г., вопросам методики преподавания Закона Божия стало уделяться особенно пристальное внимание. Период конца XIX — начала ХХ вв. в Российской империи был ознаменован общественными нестроениями и волнениями, связанными с распространением нигилистических и антирелигиозных воззрений. Для успешной борьбы с последними необходимо было, в том числе, оптимизировать преподавание Закона Божия — важнейшей вероучительной дисциплины, а также разработать методы обучения, позволяющие сделать процесс его изучения живым и интересным. На государственном уровне вопросы религиозного образования, среди прочих важных для Церкви и общества, поднимались в рамках Всероссийского миссионерского съезда в июле 1908 г. Далее, в 1909 г. последовало проведение мероприятия, посвященного обсуждению проблем преподавания Закона Божия. Им стал Всероссийский съезд преподавателей Закона Божия.

Научный и практический интерес к методике преподавания Закона Божия в дореволюционные годы, в первую очередь, был объективирован в трудах священников Евгения Федоровича Сосунцова (Казань) и Аполлония Михайловича Темномерова

1 Бычкова В. М. Некоторые моменты из истории преподавания Закона Божия в России // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. 2009. № 1 (12). С. 19.

2 Ферапонт (Кашин), митр. Дискуссия 1917 года о преподавании Закона Божия в школах (по материалам Костромской епархии) // Богословский вестник. 2019. №4 (35). С. 153.

(Санкт-Петербург — Петроград), а также архиепископа Тверского Фаддея (Успенского)3, причисленного к лику святых в сонме священномучеников в конце ХХ в. Заслуживает упоминания как законоучитель, оставивший значительный след в развитии методики преподавания Закона Божия в дореволюционный период, еще один петербургский священнослужитель — протоиерей Александр Дернов4. Были тогда опубликованы и работы некоторых других авторов, но наиболее существенный вклад в развитие обозначенного вопроса внесли именно названные выше деятели Православной Церкви.

Если педагогическому наследию архиепископа Фаддея (Успенского)5 и священника Евгения Сосунцова6 посвящены отдельные научные статьи, то личность и труды протоиерея Аполлония Темномерова только кратко упоминаются в работах историков богословско-педагогической мысли7. Между тем, очевидно, что и его биография, и содержание созданных им многочисленных работ, отражающих разные, преимущественно методические, вопросы религиозного образования и воспитания, заслуживают особого внимания исследователя.

Протоиерей Аполлоний Михайлович Темномеров родился в 1867 г. Он происходил из семьи священника Олонецкой губернии и прошел типичный для выходцев из духовенства путь обучения в Петрозаводском духовном училище и Олонецкой духовной семинарии, а затем поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. Двое из четверых его родных братьев, Василий и Никанор, также окончили Санкт-Петербургскую духовную академию, как и он, были священнослужителями (протоиерей Никанор Темномеров с 1897 г. занимал пост настоятеля Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге), законоучителями, богословами, православными писателями8.

По окончанию Санкт-Петербургской духовной академии в 1892 г. со степенью кандидата богословия Аполлоний Темномеров был оставлен в ней в качестве профессорского стипендиата. В 1898 г. состоялась его священническая хиротония, а после — назначение на служение в храм свв. апп. Петра и Павла при Николаевской инженерной академии и училище. С 1899 г. священник Аполлоний Темномеров занимал должность помощника наблюдателя по преподаванию Закона Божия в Санкт-Петербургских начальных училищах. Его послереволюционная биография, как и у большинства священников того времени, трагична. В 1918 г. отец Аполлоний покинул Петроград, чтобы поселиться в нынешнем Краснодарском крае. Известно, что он был одним из ярких сторонников обновленческого движения, но в 1925 г. принес публичное покаяние, за которым последовало присоединение к Патриаршей Церкви. Земной путь протоиерея Аполлония завершился в 1933 г. с арестом и приговором к расстрелу по делу архиепископа Феофила (Богоявленского). Интересно, что одна из его дочерей — Ксения Аполлоновна Темномерова (в замужестве Чернихова) пережила блокаду, прожила долгую жизнь и была очень талантливым учителем английского языка.

3 Дивногорцева С.Ю. Историко-педагогическое наследие и опыт школьного православного образования в России // Православие и духовно-нравственное становление личности современника. Материалы международной научно-практической конференции (11-12 декабря 2019 г., Пюхтицкий Успенский монастырь). Куремяэ, Эстония, 2019. С. 110.

4 Дернов А. А., прот. Методика Закона Божия: Чтения по Закону Божию об истинно-христиан. воспитании: в 3-х ч. 3-е изд., знач. доп., с прил. указ. предм. и имен. СПб., 1913. XVI, 663 с.

5 Кирилл (Зинковский), иером., Кузнецова К. В. «Записки по дидактике» священномученика Фаддея Успенского: современное прочтение // Православие и духовно-нравственное становление личности современника. Куремяэ, Эстония, 2019. С. 201-206.

6 Рыбина Е. А. Законоучитель Евгений Федорович Сосунцов и его методическое наследие // Педагогические чтения в ННГУ. Сборник научных статей всероссийской научно-практической конференции (10-11 декабря 2015 г., Нижний Новгород — Арзамас). Нижний Новгород — Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2015. С. 32-35.

7 Боченков В. В. Как жити, чтобы святу быти // Отечественные записки. 2014. № 5 (62). С. 219.

8 Харебова Л. С. Заонежские священники Темномеровы: из истории рода духовных пастырей // Музей-заповедник «Кижи». URL: http://kizhi.karelia.ru/library/ryabininskie-chteniya-2015/ 1520.html (дата обращения 28.11.2020).

Священники Александр Маков, Александр Пурлевский, Аполлоний Темномеров и диакон Петр Голощапов.

Краснодар. 1920-е гг.

В 1934 г. у нее родилась дочь Елена, родная внучка отца Аполлония. Таланты Елены Яковлевны Черниховой (1934-2018 гг.), как и у ее деда, проявились в области методики преподавания, но не Закона Божия, а школьной географии9. Она была кандидатом географических наук, доцентом и много лет преподавала методические дисциплины на географическом факультете РГПУ им. А. И. Герцена.

Прежде чем перейти к анализу содержания методического наследия протоиерея Аполлония Темномерова, следует кратко обозначить, что собой представляла система религиозного образования в тот период. С 1874 г. осуществление итогового контроля над качеством преподавания Закона Божию регламентировалось «Положением о начальных народных училищах» и вменялось епархиальному архиерею10, но из-за большого объема работы при епархиях непосредственное наблюдение за процессом обучения осуществляли должностные лица, наделенные соответствующими полномочиями.

В конце XIX — начале ХХ вв., когда должность церковного чиновника в области религиозного образования в столичном городе занимал священник Аполлоний Темномеров, Закон Божий был обязательным для преподавания предметом в любом из начальных и средних учебных заведений. Дисциплина была структурирована и подразделялась на четыре основных раздела — катехизис, Священная история, молитвы, учение о богослужении. История христианской Церкви выступала в качестве дополнительного предмета в средних учебных заведениях11.

На острую проблему, связанную с недостатком методических разработок для успешного обучения данной дисциплине, отец Аполлоний откликнулся в содержании своих неоднократно переизданных еще до революции трудов, среди которых заметное место отводится книге «Методика преподавания Закона Божия»12.

9 Чернихова Е. Я. Изучение климата на уроках географии (пособие для учителей). М., 1973. 158 с.

10 Козлов В. В. Организационное обеспечение обучения Закону Божьему в начальной общеобразовательной школе в Центральном Черноземье в конце XIX — начале XX вв. // Научные ведомости БелГУ. Серия: История. Политология. 2009. № 9 (64). С. 148.

11 Титова Е.Е. Личность законоучителя как важнейший фактор религиозного образования // Светское и духовное культурное наследие как целостная основа формирования личности современника. Шестые Пюхтицкие чтения. Материалы международной научно-практической конференции (11-12 декабря 2017 г., Пюхтицкий Успенский монастырь). Куремяэ, Эстония, 2019. С. 269.

12 Темномеров А., прот. Методика преподавания Закона Божия / Сост. пом. глав. наблюдателя за преподаванием Закона Божия в нач. гор. училищах Петрограда. Пг., 1915. [2], II, 296 с.

Далее с опорой на ее содержание будет рассмотрена специфика развития методики преподавания Закона Божия в предреволюционной России.

В начале ХХ в. инспекционные проверки выявляли многочисленные нарушения в процессе преподавания Закона Божия, связанные с формальным и даже небрежным подходом к его осуществлению законоучителями13. Поэтому неудивительно, что в первую очередь отец Аполлоний акцентирует внимание на вероучительном значении «Закона Божия», выставляя в приоритет учебным целям воспитательные, говоря, что «знания Закона Божия должны служить христианскому воспитанию»14. Автор призывает законоучителей к осознанию того, что главной задачей является не изучение Закона Божия — т. е., формальное изложение программного материала с последующим зазубриванием и демонстрированием знаний на экзамене, а научение детей Закону Божию. Иными словами, содержание дисциплины и сведения, которые предлагает законоучитель, должны воспитывать сердце и душу христианина.

Анализируя ситуацию в сфере преподавания Закона Божия в период начала ХХ в., протоиерей Аполлоний Темномеров выделяет две, с его точки зрения, важнейшие проблемы, негативным образом сказывающиеся на процессе обучения: формализация последнего, с одной стороны, и игнорирование содержания учебной программы в пользу отвлеченного обсуждения вопросов нравственного характера, с другой. Одна из основных мыслей, которую он пытается донести до законоучителей и других читателей, заключается в том, что воспитательные цели должны достигаться именно через содержание программы дисциплины «Закон Божий», не превращая уроки по нему в проповеди или разбор школьных происшествий дисциплинарного характера.

Выделив в качестве основной цель воспитания православного христианина, т. е., по его выражению, «возбуждение и укрепление в детях религиозной жизни по духу Православной Церкви»15, отец Аполлоний говорит о том, что достижение ее предопределяет высокие нравственные требования к личности самого учителя. В первую очередь, законоучитель сам должен быть глубоко верующим человеком, который не стесняется, в угоду традициям времени, проявлять свою религиозность. В то же время, автор предостерегает от проявлений экзальтированного и даже эпатажного поведения «в выражении религиозной настроенности», справедливо отмечая, что кроме насмешек и отвращения, у детей это вызвать ничего не может. Преподавать Закон Божий необходимо с искренним воодушевлением, которое возможно только в том случае, если сердце самого учителя открыто Христовым истинам и в своих действиях он всегда руководствуется Евангельскими истинами: «Только от сердца сказанное

13 Кошина О. В. Законоучитель дореволюционной школы: духовный пастырь или рядовой учитель? // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2017. Т. 17. №4. С. 65.

14 Темномеров А., прот. Методика преподавания Закона Божия... С. 1.

15 Там же. С. 12.

Темномеров А., прот. Методика преподавания Закона Божия. Пг., 1915

слово находит себе отклик в сердце маленьких слушателей; только чувство может воспламенить чувство»16. Т. е., основная задача законоучителя — преподавать с таким воодушевлением, выражающимся в яркости, сердечности при изложении учебного материала, чтобы Сам Господь коснулся детских сердец. Автор призывает стремиться к тому, чтобы ученики, увлекаемые искренней верой и знаниями учителя, сами могли прочувствовать значимость для временной и вечной жизни того, о чем говорится в рамках уроков Закона Божия.

К положительным качествам методических работ протоиерея Аполлония Темноме-рова нужно в первую очередь отнести их практическую ориентированность. Помимо теоретических рассуждений, автор дает практические рекомендации, на которые мог опираться законоучитель того времени. Так, например, уделив большое внимание необходимости посредством продуманной выразительной речи сделать урок интересным, он предостерегает от употребления излишне сложных и витиеватых грамматических конструкций, недоступных пониманию детей из-за их возрастных особенностей.

Одно из важных указаний отца Аполлония сводится к пользе цитирований отрывков из Священного Писания и приоритете их перед вольным пересказом сюжетов. Автор даже приводит для сравнения конкретный пример последнего: «одна хананейская женщина, язычница, шла за Иисусом Христом и громко просила Его об исцелении дочери, в которую вселился злой дух и очень мучил ее»17, утверждая, что более выразительно и эмоционально прозвучат подлинные слова Евангелия (Мф 15:22), сопровождавшие эту сцену, а значит, больше шансов затронуть струны религиозных чувств детей.

Еще одна важная проблема, которой уделяет внимание отец Аполлоний — культура речи законоучителя. В первую очередь, он говорит о недопустимости употребления грубых и простонародных выражений, а также необдуманных фраз, зачастую даже искажающих смысл представления о Боге или церковном таинстве. Очевидно, что к обязанностям в рамках занимаемой должности церковного чиновника в области религиозного образования протоиерей Аполлоний Темномеров относился не формально, поэтому так ярки приводимые им примеры злоупотреблений последними из уст законоучителей18: «Бог-Отец изображается в виде старика», «Дева Мария решила навсегда остаться в девушках», «младенца при крещении троекратно окунают в воду» и т. д.

Другой важной ошибкой современных ему законоучителей автор считает замену православной лексики «светской». Так, видимо, в ходе инспекций были выявлены случаи, когда Понтий Пилат учителем по Закону Божию обозначался губернатором Иудеи, хитон Господень назывался вязаной рубашкой, а верующие во Христа объединялись в группу его сторонников или партии19. Отец Аполлоний находит достойным похвалы стремление адаптировать излагаемый материал для детского восприятия, но предостерегает от таких крайностей, демонстрирующих, как он указывает, неблагоговейное и даже кощунственное отношение к предмету.

При всей значимости профессиональных качеств законоучителя, позволяющих ему образно и ярко излагать материал, самым необходимым остается его любовь к детям. Причем, проявляющаяся в ровном и терпеливом доброжелательном отношении. Профессионализм учителя должен проявляться и в умении грамотно структурировать учебный материал и излагать его с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Под последним отец Аполлоний в первую очередь подразумевает уровень их интеллектуального развития и возрастные характеристики20.

В рассматриваемый период конца XIX — начала ХХ вв. уровень развития дидактики ограничивался двумя основными формами обучения: изложение материала

16 Там же. С. 14.

17 Там же. С. 19.

18 Там же. С. 20.

19 Там же.

20 Там же. С. 48.

в форме монолога учителя («излагающая», «ахроматическая») и его предметный диалог с учениками («вопросно-ответная», «эротематическая»)21. Последняя из указанных форм подразделяется также на катехизическую и эвристическую. Катехизическая форма диалога нередко употреблялась законоучителями, т. к. существовал учебник по катехизису, содержание которого было обличено в вопросно-ответную форму. Признавая значение всех обозначенных форм в процессе преподавания Закона Божия, протоиерей Аполлоний Темномеров указывал на необходимость развивать у учащихся умение мыслить самостоятельно, а средством для этого он считал более активное использование на уроках эвристических вопросов, особенно в младших классах. В качестве аргумента приводится мнение, что вывод и заключение, к которому ребенок пришел в результате собственного рассуждения, гораздо лучше закрепляется в его памяти и сознании, чем пассивно воспринимаемые знания.

Конкретные практические рекомендации, которые предлагает отец Аполлоний для учителя, начинаются с перечисления структурных элементов программы «Закона Божия», в преподавании которых следует опираться на изложение материала, а далее отдельно тех из них, где лучше всего использовать систему вопросов и ответов. К первым в рассматриваемом учебнике относятся события Священной истории, вероучительные догматы, последование богослужения, обряды и таинства Церкви, значение слов церковного обихода, а ко вторым — рассказы нравственного характера, примеры практической реализации теоретических знаний по Закону Божию в повседневной жизни. Справедливо полагая, что наибольшие затруднения у учителя могут быть связаны с правильной формулировкой вопросов для конструктивной беседы в процессе преподавания, протоиерей Аполлоний Темномеров предлагает ряд советов и предостережений. Последние касаются использования вопросов, уже содержащих потенциальный ответ: «Не завидовал ли кто блаженству прародителей?» и т. п. В качестве альтернативы такого рода вопросам, способствующей, в отличие от них, развитию мыслительных процессов и усвоению фактического материала, автор предлагает следующий пример: «Почему враг рода человеческого не хотел, чтобы люди блаженствовали в раю? Как он достиг того, что Бог изгнал людей из рая?»22. Кроме того, учителю крайне не рекомендуется при составлении вопросов использовать сложные грамматические конструкции, вводные слова. Вопрос, адресованный детям, должен быть кратким, точным и не допускающим двойной трактовки. Важной рекомендацией является требование к развернутому и полному ответу ученика на вопрос. Но самое ценное в рассматриваемом учебнике по методике преподавания Закона Божия для законоучителя того времени — это многочисленные приводимые примеры конкретных эвристических вопросов и заданий по каждому блоку. Например, для изучения Священного Писания и Предания отец Аполлоний предлагает формулировать их таким образом: «Какие вам известны священные книги Ветхого и Нового Завета? Отыщите в Библии те изречения Священного Писания, которые вы знаете наизусть»23.

Очевидно, что законоучителя того времени серьезно нуждались в источниках практических рекомендаций методического характера. Сам отец Аполлоний отмечает многочисленные случаи небрежного отношения к преподаваемому предмету, обусловленного недостаточным уровнем педагогической квалификации либо причинами нравственного характера. Так, им лично в ходе проверок были выявлены недопустимые, но широко распространенные случаи, когда урок по Закону Божию сводится к требованию выучить по учебнику содержание указанных учителем страниц24. Такой подход не мог способствовать адекватному восприятию детьми учебного материала.

Протоиерей Аполлоний Темномеров справедливо указывал, что в процессе преподавания Закона Божия необходимо развивать грамотность речи учеников, способность логически и самостоятельно мыслить, но главное — суметь привить им основы

21 Там же. С. 59.

22 Там же. С. 65.

23 Там же. С. 71.

24 Там же. С. 75-76.

религиозно-нравственного воспитания, чтобы в дальнейшей жизни они опирались на вероучительные знания, полученные в ходе уроков. Достижение этой цели требует, чтобы религиозные образы прочно закрепились в сознании обучаемых. Известно, что учитывая возрастные особенности психических процессов, также нужно опираться на разные каналы восприятия, где ведущую роль играют слуховой и зрительный. Поэтому отец Аполлоний уделяет отдельное внимание использованию наглядных средств обучения, обозначая, что на тот момент в преподавании Закона Божия наблюдался явный недостаток этого: «В отношении наглядности преподавания Закон Божий стоит далеко позади других предметов и самое сознание необходимости более наглядного, показательного преподавания этого предмета недостаточно глубоко захватило законоучительную среду»25. Использование наглядных средств обучения ограничивалось, по наблюдениям автора, демонстрацией сюжетных картин, отражающих события Священной истории, сопровождаемой комментариями учителя. Отец Аполлоний справедливо указывает, что этого недостаточно и обозначает поиски для расширения вовлекаемых средств наглядности в качестве актуальной проблемы в области методики преподавания для своего времени. Он указывает на то, что наглядными примерами должна быть наполнена речь самого учителя, как и жестикуляция, которую, с его точки зрения, особенно уместно использовать при описание действий, сопровождающих последование богослужения. Осознавая проблему отсутствия наглядных дидактических средств преподавания Закона Божия, отец Аполлоний рекомендует часть уроков проводить в условиях храмового пространства и привлекать учащихся, по мере возможности, к прислуживанию в алтаре.

За общими рекомендациями в рассматриваемом учебнике по методике преподавания Закона Божия следует изложение содержания материала для младших школьников по главным разделам программы. Подробно разъясняется значение текстов молитв, праздничных тропарей, песнопений. Раскрывается значение многих церковнославянских слов, употребляемых в богослужебном обиходе и не используемых в повседневной речи, а потому недоступных для понимания детей младшего школьного возраста. Краткость и емкость в изложении, доступность, понятность материала для детей — важные отличительные достоинства учебника по методике преподавания Закона Божия отца Аполлония.

Протоиерей Аполлоний Темномеров, занимая должность церковного чиновника в области религиозного образования и сам будучи преподавателем Закона Божия, а также талантливым ученым и писателем, внес существенный вклад в развитие методики преподавания обозначенной дисциплины. Его работы содержат ценные рекомендации практического характера, актуальные и в современных условиях, а потому заслуживают дидактического осмысления, анализа и использования на практике, с учетом трансформации общественных процессов и уровня развития технологий.

Источники и литература

1. Боченков В.В. Как жити, чтобы святу быти // Отечественные записки. 2014. №5 (62). С. 209-229.

2. Бычкова В. М. Некоторые моменты из истории преподавания Закона Божия в России // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. 2009. № 1 (12). С. 7-20.

3. Дернов А. А., прот. Методика Закона Божия: Чтения по Закону Божию об истинно-христиан. воспитании: в 3-х ч. 3-е изд., и знач. доп., с прил. указ. предм. и имен. СПб.: Я. Башмаков и К°, 1913. XVI, 663 с.

4. Дивногорцева С.Ю. Историко-педагогическое наследие и опыт школьного православного образования в России // Православие и духовно-нравственное становление

25 Там же. С. 116.

Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Империя и Церковь» 39

личности современника. Материалы международной научно-практической конференции (11-12 декабря 2019 г., Пюхтицкий Успенский монастырь). Куремяэ, Эстония, 2019. С. 108-113.

5. Кирилл (Зинковский), иером, Кузнецова К. В. «Записки по дидактике» священномуче-ника Фаддея Успенского: современное прочтение // Православие и духовно-нравственное становление личности современника. Материалы международной научно-практической конференции (11-12 декабря 2019 г., Пюхтицкий Успенский монастырь). Куремяэ, Эстония, 2019. С. 201-206.

6. Козлов В. В. Организационное обеспечение обучения Закону Божьему в начальной общеобразовательной школе в Центральном Черноземье в конце XIX — начале XX вв. // Научные ведомости БелГУ. Серия: История. Политология. 2009. № 9 (64). С. 148-154.

7. Кошина О. В. Законоучитель дореволюционной школы: духовный пастырь или рядовой учитель? // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2017. Т. 17. №4. С. 63-72.

8. Рыбина Е. А. Законоучитель Евгений Федорович Сосунцов и его методическое наследие // Педагогические чтения в ННГУ. Сборник научных статей всероссийской научно-практической конференции (10-11 декабря 2015 г., Нижний Новгород — Арзамас). Нижний Новгород — Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2015. С. 32-35.

9. Темномеров А., прот. Методика преподавания Закона Божия / Сост. пом. глав. наблюдателя за преподаванием Закона Божия в нач. гор. училищах Петрограда. [2-е изд., доп.]. Пг.: Тип. О-ва распространения религ.-нравств. Просвещения, 1915. [2], II, 296 с.

10. Титова Е.Е. Личность законоучителя как важнейший фактор религиозного образования // Светское и духовное культурное наследие как целостная основа формирования личности современника. Шестые Пюхтицкие чтения. Материалы международной научно-практической конференции (11-12 декабря 2017 г., Пюхтицкий Успенский монастырь). Куремяэ, Эстония, 2019. С. 269-273.

11. Ферапонт (Кашин), митр. Дискуссия 1917 года о преподавании Закона Божия в школах (по материалам Костромской епархии) // Богословский вестник. 2019. №4 (35). С. 152-166.

12. Харебова Л. С. Заонежские священники Темномеровы: из истории рода духовных пастырей // Музей-заповедник «Кижи». URL: http://kizhi.karelia.ru/library/ryabininskie-chteniya-2015/1520.html (дата обращения 28.11.2020).

13. Чернихова Е.Я. Изучение климата на уроках географии (пособие для учителей). М.: Просвещение, 1973. 158 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.