Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (41) 2009
Международное и экологическое право
3. Бжезинский 3. Выбор. Мировое господство или глобальное лидерство. - М., МО, 2007.
4. Жаринов К.В. Терроризм и террористы. - М., 1997.
5. История национально-освободительной борьбы народов Африки в Новейшее время. -М., Наука, 1978.
6. Международный терроризм. Борьба за геополитическое господство. - М., 2007.
7. Миньковский Г.М., Ревин В.П. Характеристика терроризма // Государство и право.
- 1998. - № 8.
8. Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. - М., 1999.
9. Тыссовский Ю. Исламские деньги текут в Чечню // Век. - 1999. - № 40 (октябрь).
10. Хоффман Б. Терроризм: взгляд изнутри. - М.: Ультра-Культура, 2003.
Literature
1. Avdeev Y.I. A typology of the terrorism. - M., 2000.
2. Brzezinski Z. The great chessboard. - M., 1998.
3. Brzezinski Z. Selection. World domination or global leadership. - M., 2007.
4. Zharinov K.V. Terrorism and terrorists. - M., 1997.
5. The history of the national liberation struggle of African peoples in the latest time. - M., 1978.
6. International terrorism. The struggle for geopolitical domination. - M., 2007.
7. Minkovsky G.M., Revin V.P. Characteristics of terrorism // State and Law. - 1998. - № 8.
8. Soros G. The crisis of world capitalism. - M., 1999.
9. Tyssovsky Y. Islamic money flowing in Chechnya // Age. - 1999. - № 40 (October).
10. Hoffman B. Terrorism: a view from the inside. - M., 2003.
1 Жаринов К.В. Терроризм и террористы. М., 1997. С. 242-243.
2 См. Жаринов К.В. Терроризм и террористы. М., 1997. С. 148-149.
3 См. Авдеев Ю.И. Типология терроризма. М., 2000. С. 57-58.
4 История национально-освободительной борьбы народов Африки в Новейшее время. М. Наука, 1978. С. 442.
5 См. Международный терроризм. Борьба за геополитическое господство. М., 2007. С. 128.
6 См. Хоффман Б. Терроризм: взгляд изнутри. М. Ультра. Культура, 2003. С. 100-101.
7 Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. М., 1999. С. 236.
8 3. Бжезинский. Выбор. Мировое господство или глобальное лидерство. М., МО, 2007. С. 182.
9 Хоффман Б. Терроризм: взгляд изнутри. М.: Ультра. Культура, 2003. С. 98.
10 См. Миньковский Г.М., Ревин В.П. Характеристика терроризма// Государство и право. 1998. № 8. С. 86.
11 См. Тыссовский Ю. Исламские деньги текут в Чечню// Век. 1999. № 40 (октябрь).
12 Бжезинский 3. Великая шахматная доска. М., 1998. С. 254.
13 Бжезинский 3. Выбор. Мировое господство или глобальное лидерство. М., 2007. С. 129.
14 Там же С. 222.
15 Российская газета. 7 мая 2008 г.
16 См. Международный терроризм. Борьба за геополитическое господство. М., 2006. С. 53-57, 419-420.
УДК 378.147-31 Е.Г. Кузнецов*
Концептуальные положения специального учебного курса «Экологическая безопасность на морском транспорте» для курсантов - будущих инженеров по организации перевозок и управлению на транспорте (водном)
В статье раскрывается содержание спецкурса в системе профессиональной подготовки инженеров-менеджеров на водном транспорте. В качестве критериев отбора содержания спецкурса предлагается авторская концепция формирования компетентности в экологическом менеджменте. Тематика лекций обосновывается междисциплинарным подходом к комплексной экологической подготовке. Практические занятия строятся в логике целостного управленческого решения применительно к ситуациям управления экологическим риском на морском транспорте. В целом специальная подготовка инженеров по организации перевозок и управлению на водном транспорте к экологическому менеджменту отвечает требованиям Государственного образовательного стандарта в области профессиональных экологических задач.
* Доцент кафедры организации перевозок Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота (Калининград), кандидат педагогических наук, доцент. Тел. (812) 744-13-13.
* The senior lecturer of faculty of the organization of transportations of the Baltic state academy of fishery fleet (Kaliningrad), the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer.
3б
Ключевые слова: экологическая безопасность, организация перевозок, водный транспорт, экологические задачи.
E.G. Kuznetsov*. Conceptual positions of a special training course «Ecological safety on sea transport». For cadets - the future engineers on the organization of transportations and management on transport (water)
The contents of special course opens in system of the training engineer-managers on water transport. As criterion of the selection of the contents special course is offered author’s concept of the shaping competency in ecological management. The themes lecture is motivated by approach to complex ecological preparation. The practical occupations are built in logic of the holistic management decision with reference to situation of ecological risk management on sea transport. As a whole, special preparation engineer on organizations of transportation and management on water transport to ecological management meets the demands State educational standard in the field of professional ecological problems.
Keywords: ecological safety, the organization of transportations, a sailing charter, ecological problems.
Компетентность в экологическом менеджменте является целью профессиональной подготовки инженеров по организации перевозок и управлению на водном транспорте в процессе изучения таких дисциплин, как «Экология», «Общий курс транспорта», «Экономическая география транспорта», «Экономика отрасли», «Грузоведение», «Управление работой порта», «Управление работой флота», «Транспортное право» и других. Вместе с тем идея систематизации межпредметной подготовки специалистов в конкретных видах профессиональной компетентности ориентирует на разработку специальный курс, соответствующих видам менеджмента на транспорте. Так, автором разработан спецкурс «Экологическая безопасность на морском транспорте» [5]. Курс способствует углублению, расширению и обобщению профессиональных знаний, умений в области экологического менеджмента, а также становлению соответствующей профессиональной компетентности.
Современные тенденции высшего профессионального образования связываются с компетентностным подходом, определяющим цели, задачи, содержание и процесс профессиональной подготовки в вузе. Согласно данному подходу, «цель профессионального образования состоит не только в том, чтобы научить человека что-то делать, приобрести профессиональную квалификацию, но и в том, чтобы дать ему возможность справляться с различными деловыми и жизненными ситуациями и работать в группе» [7]. Таким образом, именно с понятием «профессиональная компетентность» в профессиональной педагогике высшего образования связывается благоприятная возможность систематизировать многопредметную и многоаспектную подготовку в соответствии с конкретными профессиональными функциями, конкретными профессиональными задачами и типичными профессиональными ситуациями. Направленность и содержание профессиональных функций, задач и ситуаций определяются профессионально-предметной реальностью специалиста. Для инженера по организации перевозок и управлению на водном транспорте такой предметной реальностью выступают прежде всего процессы управления взаимодействием четырех объектов: морской транспорт («машины») - хозяйственно-экономическая деятельность («транспортные услуги»)
- работники на транспортных средствах («люди») - экологическая водная система («природная среда»). Оптимальная систематизация профессиональных функций, задач и ситуаций, очевидно, следует за системой объектов профессиональной среды и задач воздействия на нее. Инженеры по организации перевозок и управлению на водном транспорте, следовательно, должны владеть, как минимум, четырьмя видами управленческих компетенций: экономического менеджмента, кадрового менеджмента, инженерно-технического менеджмента и экологического менеджмента.
Современный подход к подготовке инженеров-менеджеров водного транспорта к экологическому менеджменту исходит из таких понятий, как «экологическая безопасность» -состояние, при котором отсутствует угроза нанесения ущерба природной среде и здоровью населения, и «экологизация» - процесс постоянного и последовательного внедрения экономических, правовых, технических, технологических и управленческих решений, позволяющих повышать эффективность использования естественных ресурсов, улучшать или сохранять качество природной среды [6]. Экологический менеджмент в деятельности инженера-менеджера, таким образом, представляет собой управление хозяйственно-перевозочной деятельностью транспортного предприятия, транспортными средствами в условиях устойчивого равновесия экологических систем, рационального использования природных ресурсов и уменьшения загрязнения окружающей природной среды.
Что лежит в основе содержания тематики учебных занятий спецкурса «Экологическая безопасность на морском транспорте»? Это прежде всего концепция экологического менеджмента. Научно обоснованный подход к профессиональной подготовке инженеров-менеджеров сферы транспорта в области экологического менеджмента подразумевает наличие концепции экологического менеджмента как системы взглядов на управление экологической безопасностью на морском транспорте и экологизацией транспортно-хозяйственной деятельности.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (41) 2009
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (41) 2009
Международное и экологическое право
Из каких концептуальных идей складывается концепция экологического менеджмента? Во-первых, идея взаимодействия человека и природы как единственно возможного способа сохранения экологически безопасной среды обитания людей; во-вторых, идея взаимосвязи экономических и экологических систем как взаимозависимых ресурсных и обеспечивающих элементов единой экологоэкономической системы транспортной деятельности; в-третьих, идея профессионального уровня регулирования антропогенных и техногенных факторов воздействия на окружающую природную среду. В совокупности данные идеи представляют собой особый компонент профессиональной компетентности инженеров-менеджеров водного транспорта - профессиональный экологический менталитет как ценностный компонент личности профессионала, призванный определять способ решения профессиональных задач в области экологической безопасности и экологизации.
Обозначенный подход определил содержание тематики спецкурса «Экологическая безопасность на морском транспорте».
Введение: Основные экологические понятия. Современные экологические концепции: взаимоотношения природы и общества.
Тема 1. Специфика влияния морского транспорта на окружающую среду: Влияние морских перевозок. Стационарные источники загрязнения.
Тема 2. Охрана морской среды от загрязнения с судов: Виды загрязнений окружающей среды с судов. Международное сотрудничество по предотвращению загрязнения моря. Правила предотвращения загрязнения с судов. Технические средства по предотвращению загрязнения морской среды. Виды ответственности за загрязнение моря.
Тема 3. Охрана окружающей среды в портах: Обеспечение экологической безопасности при перегрузке навалочно-насыпных грузов. Экологические проблемы при перегрузке наливных грузов. Меры по предотвращению загрязнения портовых акваторий сточными водами.
Тема 4. Экологический менеджмент: Управление экологической деятельностью на морском транспорте. Принципы и методы управления экологической деятельностью на транспорте. Экологический паспорт предприятия. Методика определения состава флота для охраны окружающей среды в портах [3].
Существенным компонентом характеризуемого спецкурса является дидактический процесс усвоения экологических тем. В ходе изучения данных дидактических единиц для достижения цели комплексного развития профессиональной компетентности необходимо организовывать учебную деятельность студентов с максимальной профессионально-прикладной направленностью, т.е. как учебно-профессиональную деятельность [2].
На практических занятиях необходимо использовать систему учебных и учебнопрофессиональных задач. По-нашему мнению, в разработке учебных задач и заданий преподаватель может исходить из составленной автором классификации профессиональных экологических задач в деятельности инженеров-менеджеров водного транспорта, которая содержит четыре группы.
Первая группа задач: экологические задачи в научно-исследовательской деятельности -имеют целью получение объективных данных о текущем состоянии и прогнозировании будущего состояния экологических показателей портов и объектов водного транспорта, научное обоснование мероприятий по их улучшению: мониторинг и измерение экологических показателей деятельности портов и средств водного транспорта; оценка соответствия фактических экологических показателей установленным требованиям; оценка экологической безопасности функционирования портов и средств водного транспорта; оценка и анализ экологических рисков; развитие систем лицензирования и сертификации.
Вторая группа: экологические задачи в проектной деятельности - имеют целью улучшение экологических показателей средств водного транспорта и портово-перегрузочных комплексов за счет совершенствования конструкторских решений; проектирование деятельности в аварийных ситуациях; определение перспективы развития экологической деятельности: формирование целей проекта решения транспортных задач, критериев и показателей достижения целей, построение структуры их взаимосвязей, выявление приоритетов решения задач с учетом показателей их экономической и экологической безопасности; прогнозирование потенциальных аварийных ситуаций и определение необходимых действий персонала в этих ситуациях; разработка плана обращения с отходами; разработка технических требований к заказу оборудования с учетом условий по уровню шума; разработка компоновочных схем судов и их внутренней планировки с учетом требования максимального удаления кают и салонов от источников шума.
Третья группа: экологические задачи в организационно-управленческой деятельности - имеет целью эффективную реализацию государственной экологической политики, соблюдение природоохранного законодательства на транспорте, экологических стандартов, норм, нормативов и требований к транспортной технике, топливно-смазочным материалам, оборудованию. Она включает в себя следующие задачи: определение очередности решения проблем риска; отбор средств и мероприятий по повышению экологической безопасности транспорта; оценку эффективности экологических мероприятий; осуществление производственно-экологического контроля за состоянием
оборудования и качеством технологических процессов; страхование экологических рисков; решение социально-экономических проблем охраны окружающей среды на водном транспорте; ведение экологической документации транспортного предприятия.
Четвертая группа: экологические задачи в производственно-технологической деятельности
- имеют цель: поддержание состояния транспортных средств и объектов инфраструктуры на уровне заданных экологических нормативов; внедрение современных инженерных, санитарно-технических и технологических средств защиты окружающей среды от вредных воздействий на предприятиях и объектах водного транспорта: проведение технических мероприятий по борьбе с загрязнениями воды; предотвращение пыления насыпных грузов на территории перегрузочных комплексов; обеспыливание перегрузочных комплексов; обезвреживание, переработку и вторичное использование отходов; снятие или уменьшение шума при работе отдельных участков порта; защиту от шумового воздействия пассажиров и команды судна; устройство шумо- и виброзащитных экранов; соблюдение экологических требований при покраске судов [2].
Рекомендуется использовать материалы деятельности регионального морского порта; решать реальные профессиональные задачи управления экологическими рис^мЬ [4]; применять методы оценочно-рефлексивной деятельности курсантов по отношению к уже принятым управленческим решениям в области минимизации экологических рисков и планированию корректирующих мероприятий
- все это создает особую учебно-профессиональную среду, в которой становление компетентности инженера по организации перевозок и управлению на водном транспорте будет происходит объективно, репрезентативно, профессионально и эффективно и позволит поднять на качественно более высокий уровень подготовки будущих специалистов.
Список литературы
1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки дипломированного специалиста 653400 «Организация перевозок и управление на транспорте». Квалификация - инженер по организации и управлению на транспорте. - М.: Министерство образования Российской Федерации, Министерство путей сообщения Российской Федерации, 2000. - С. 52.
2. Кузнецов Е.Г. Учебно-профессиональная деятельность как основа проектирования исследовательских работ студентов / Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции: В 6 ч. - Ч. 5 / Институт дополнительного профессионально-педагогического образования; Отв.ред. Д.Ф. Ильясов. - Челябинск: Образование, 2006. - С. 79-81.
3. Кузнецов Е.Г. Экологическая безопасность на морском транспорте: Учебное пособие. -Калининград: БГАРФ, 2004. - С. 64.
4. Кузнецов Е.Г. Экологическая безопасность на морском транспорте / Сборник задач: Учебное пособие. - Калининград: БГАРФ, 2008. - С. 63.
5. Кузнецов Е.Г. Экологическая безопасность на морском транспорте: Методические рекомендации к изучению курса. - Калининград: БГАРФ, 2007. - С. 28.
6. Менеджмент на транспорте: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.Н. Громов, В.А. Персианов, Н.С. Усков и др.; Под общ. ред. Н.Н. Громова, В.А. Персианова. -М.: Издательский центр «Академия», 2003. - С. 52.
7. Шадриков В.Д. Модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. 2004. - № 8. - С. 27-31.
Literature
1. The state educational standard of the maximum vocational training. A direction of preparation of the diplomaed expert 653400 «The Organization of transportations and management on transport». Qualification
- the engineer on the organization and management on transport. - М.: The Ministry of Education of the Russian Federation, Ministry of Railways of the Russian Federation, 2000.
2. Kuznezhov E.G. Educational and professional smiths as a basis of designing of research works of students / Institute of additional vocational training-pedagogical. - Chelyabinsk, 2006.
3. Kuznezhov E.G. Ecological’s smiths safety on sea transport. - Kaliningrad, 2004.
4. Kuznezhov E.G.Ecological’s smiths safety on sea transport. - Kaliningrad, 2008.
5. Kuznezhov E.G. Ecological’s smiths safety on sea transport: Methodical recommendations to studying a rate. - Kaliningrad, 2007.
6. Management on transport: the Manual for students ofhigher educational institutions / N.N. Gromov, V.A. Persianov, N.S. Uskov. - М., 2003.
7. Shadrikov V.D. Model of the expert: innovative preparation and competent the approach // Higher education today. - 2004 - № 8.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (41) 2009