Научная статья на тему 'К вопросу о принципах отбора и проектирования содержания процесса формирования компетентности в экологическом менеджменте будущих инженеров-управленцев по организации перевозок на водном транспорте'

К вопросу о принципах отбора и проектирования содержания процесса формирования компетентности в экологическом менеджменте будущих инженеров-управленцев по организации перевозок на водном транспорте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ РИСК / ECOLOGICAL COMPETENCE / ECOLOGICAL MANAGEMENT / THE ORGANIZATION OF TRANSPORTATIONS / ECOLOGICAL SAFETY / ECOLOGICAL RISK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов Евгений Геннадьевич

В статье предлагаются пути решения формирования профессиональной экологической компетентности студентов - будущих инженеров по организации перевозок и управлению на водном транспорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецов Евгений Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

By question about principle of the selection and designing the contents of the process of the shaping professional competency in ecological management future engineer on organization of transportation and management on marine transport

In article is put question and are offered way of the decision of the shaping professional ecological competency shipman future engineer on organization of transportation and management on water transport.

Текст научной работы на тему «К вопросу о принципах отбора и проектирования содержания процесса формирования компетентности в экологическом менеджменте будущих инженеров-управленцев по организации перевозок на водном транспорте»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010

Международное и экологическое право

6. Кисловский, Ю.Г. Контрабанда: история и современность. — М.: ИПО «Автор», 199б.

7. Нарангэрэё, С. Правовая система Монголии. — Улан-Батор—Москва, 2004.

8. Научная Академия Монголии. История Монголии. — Улан-Батор, 2003.

9. Окладников, Л.П. Первобытная Монголия // К вопросу древнейшей истории Монголии. — Улан-Батор, 19б4.

10. Юридическая энциклопедия / под общ. ред. М.Ю. Тихомирова. — М., 1997.

11. Угаров, Б.М. Международная борьба с контрабандой. — М., 1981.

Literature

1. Boldbaatar, J. Proof of unlawful sale of narcotic and psychotropic substances. — Ulan Bator, 2003.

2. Boldbaatar, J., Lundeezhantsan, D. Historical tradition of State and Law in Mongolia. — Ulan Bator,

1997.

3. Dashnyam, I. History of State and Law in Mongolia. — Ulan Bator, 2005.

4. Idshinnorov, S., Sharavsambuu, B. A Brief History of the Customs of Mongolia. — Ulan Bator, 199б.

5. History of the MPR. — Ulan Bator, 19бб.

6. Kislovsky, J.G. Smuggling: history and modernity. — Moscow, 199б.

7. Narangerel, C. The legal system of Mongolia. — Ulan Bator—Moscow, 2004.

8. Science Academy of Mongolia. History of Mongolia. — Ulan Bator, 2003.

9. Okladnikov, A.P. Primitive Mongolia // On the ancient history of Mongolia. — Ulan Bator, 19б4.

10. Legal Encyclopedia / Ed. M.Y. Tikhomirov. — Moscow, 1997.

11. Ugarov, B.M. The international fight against smuggling. — Moscow, 1981.

УДК 378. 147 (06)

Е.Г. Кузнецов*

К вопросу о принципах отбора и проектирования содержания процесса формирования компетентности в экологическом менеджменте будущих инженеров-управленцев по организации перевозок на водном транспорте

В статье предлагаются пути решения формирования профессиональной экологической компетентности студентов — будущих инженеров по организации перевозок и управлению на водном транспорте.

Ключевые слова: экологическая компетентность, экологический менеджмент, организация перевозок, экологическая безопасность, экологический риск.

E.G. Kuznetsov*. By question about principle of the selection and designing the contents of the process of the shaping professional competency in ecological management future engineer on organization of transportation and management on marine transport.

In article is put question and are offered way of the decision of the shaping professional ecological competency shipman — future engineer on organization of transportation and management on water transport.

Keywords: ecological competence, ecological management, the organization of transportations, ecological safety, ecological risk.

Одной из актуальных проблем в теории и методике профессионального образования специалистов технического профиля становится обновление содержания обучения интегрированным учебным дисциплинам. Одной из такой дисциплин является «Экологическая безопасность на морском транспорте» [4]. Её педагогический замысел состоит в формировании способности (компетентности) будущего инженера по организации перевозок и управлению на транспорте осуществлять эффективную природоохранную деятельность на транспортном предприятии. В связи с тем, что данный учебный

* Кузнецов, Евгений Геннадьевич, доцент кафедры организации перевозок Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота (Калининград), кандидат педагогических наук, доцент. Тел. 8(4012) 77-76-76.

* Kuznetsov, Evgeny, assistant professor of organization of transport of the Baltic Fishing Fleet State Academy (Kaliningrad), candidate of pedagogical sciences, docent. Tel. 8 (4012) 77-76-76.

курс является авторским, он, как и всякая педагогическая инновация, нуждается в соответствующем методологическом, научно-методологическом обосновании и обеспечении [5].

Важнейшим элементом в структуре педагогического процесса выступает его содержательная сторона. Вопрос «Чему обучать?» традиционно актуален для исследования любого педагогического процесса.

Обновление экологического образования студентов интегрировании специальностей — технической и управленческой — объясняется проблемным состоянием дидактической системы. Как показал анализ отечественных программ и учебников по экологии для специалистов технического профиля, большинство из них не отвечает требованиям интеграции экологических, технологических и управленческих знаний и не может удовлетворить потребности студентов технико-управленческой специальности в личностном и профессиональном развитии [2]. Поэтому наше внимание было сосредоточено на проектировании такого содержания экологического образования будущих инженеров по организации перевозок и управления на транспорте, реализация которого позволила бы усилить мотивацию студентов к изучению тем экологического риска и системы мероприятий по управлению ими.

При проектировании содержания процесса формирования компетентности будущего инженера по организации перевозок и управлению на транспорте в экологическом менеджменте необходимо осуществить его отбор и, соответственно, руководствоваться теми принципами отбора, которые в первую очередь учитывали бы происходящие процессы управления экологическими рисками, соответствовали потребностям, возможностям и способностям студентов и могли служить надёжной основой для дальнейшего совершенствования знаний, формирования и развития компетентности в экологическом менеджменте на предприятиях транспорта.

К принципам отбора содержания процесса формирования компетентности будущего инженера по организации перевозок и управлению на транспорте в экологическом менеджменте мы относим следующие:

— принцип личностно-ориентированного подхода, предполагающий соответствие учебного материала реальным интересам и возможностям студентов;

— принцип профессиональной направленности, предполагающий четкую конструкцию учебного материала и согласованную между смежными специальными дисциплинами содержательную структуру всего содержания;

— принцип интеграции, который находит своё проявления в создании интегрированных учебных планов и программ; принцип динамики развития экологической картины мира, предполагающий учёт всей совокупности представленной о состоянии экологии в мире, современных тенденций в экологическом образовании и изменений в его содержании;

— принцип регионализации образования, который заключается в учёте специфики региональной экологической картины и тенденций в природоохранной деятельности.

Если принципы отбора содержания процесса формирования компетентности будущего инженера по организации перевозок и управлению на транспорте в экологическом менеджменте определяют идеальную модель его содержания, необходимую и достаточную для достижения поставленной цели, то принципы проектирования содержания обучения экологическому менеджменту на транспорте отражают его дидактическую организацию. К таким принципам мы относим следующие бинарные принципы:

— принцип целостности и поэтапности, предлагающий проектирование содержания экологического образования с учётом технико-управленческой специфики, предполагающий, с одной стороны, проектирование содержания обучения экобезопасности как целостного процесса, а с другой

— обязательность прохождения всех этапов проектирования в отдельности;

— принцип дискретности и непрерывности, основывающийся, с одной стороны, на прерывности процесса проектирования и получения конкретного его результата, соответствующего реальным условиям, и в то же время, предполагающий непрерывность проектных действий по достижению результата проектирования в соответствии с изменяющимися требованиями к экологическому образованию специалистов технического профиля в условиях происходящих процессов глобализации в экологической сфере;

— принцип инновационности и традиционности, заключающийся, с одной стороны, в необходимости постоянного инновирования процесса проектирования содержания экологического образования в соответствии с новейшими достижениями педагогической теории и практики и экологической науки, а с другой стороны, предполагающий учёт и опору на существующие концептуальные идеи и положения в области проектирования содержания обучения.

В дополнение к дидактической модели содержания экологического образования будущих инженеров по организации перевозок и управлению на транспорте мы рассматриваем андрагогические

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010

Международное и экологическое право

принципы обучения [3]. Данные принципы, учитывающие особенности взрослых обучающихся и организации процесса обучения, в целом составляют фундамент теории обучения взрослых;

— принцип приоритета самостоятельного обучения, который заключается в самостоятельном осуществлении обучающимися организации процесса своего обучения;

— принцип совместной деятельности, предусматривающий совместную деятельность обучающегося с обучающими, а также с другими обучающимися по организации процесса обучения на всех этапах;

— принцип опоры на опыт обучающегося, согласно которому жизненный (бытовой, социальный, профессиональный) опыт в области управления экологическими рисками обучающиеся используют в качестве источника обучения;

— принцип контекстности обучения, который предлагает максимальное включение в жизнедеятельность студентов экологической проблематики и способов управления экологическими рисками;

— принцип элективной избирательности обучения, предусматривающий предоставление студенту определённой свободы выбора целей, содержания, форм и методов, источников, средств, сроков и времени обучения, оценивания результатов обучения;

— принцип актуализации результатов обучения, согласно которому изученный учебный материал должен быть незамедлительно применён в практике либо в виде лабораторных, практических знаний, либо в форме непрерывной производственной практики.

Выделим ещё один принцип, принцип стабильности, который, на наш взгляд, позволяет вписать проектируемый педагогический процесс в существующие государственные образовательные стандарты, сохраняя направленность и профессиональную специфику экологического образования.

Вышеперечисленные принципы проектирования содержания формирования компетентности будущего инженера по организации перевозок и управлению на транспорте в экологическом менеджменте взаимосвязаны и взаимозависимы, дополняют друг друга, т.к. обеспечивают целостный и полноценный процесс экологического образования с учётом интеграции экологического, технического и технологического, а также управленческого знания [1].

Список литерятуры1

1.Бокарёва, ГА. Методологическая целостность педагогической теории // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: Психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования): научный журнал / Под ред. Г. А. Бокарёвой. — Калининград: РИО БГАРФ, 2008. - № 5. - С. 16-21.

2. Гуцуяяк, В. Пути развития морского образования в современных условиях // Морской флот.

- 1998. - №№ 9-10. - С. 24-25.

3. Змеев, С.И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. - М.: ПЕР СЭ, 2007. - 272 с.

4. Кузнецов, Е.Г. Экологическая безопасность на морском транспорте : учебное пособие. -Калининград: БГАРФ, 2004. - 64 с.

5. Кузнецов, Е.Г. Экологическая безопасность на морском транспорте : методические рекомендации к изучению курса. - Калининград: БГАРФ, 2007. - 28 с.

Literature

1. Bokaryova, G. A. Methodological integrity of the pedagogical theory/news of the Baltic state academy of fishery fleet / / Psychology-pedagogical sciences (the theory and a vocational training technique): scientific magazine. - Kaliningrad, 2008. Р. 16-21.

2. Gyszylayk, V. Ways of development of sea formation in modern conditions // Marine sea fleet. -

1998. - № 9-10. - Р. 24-25.

3. Zmeyov, S.I. Andragogika: bases of the theory, history and technology of training of adults. - Moscow, 2007. - 272 p.

4. Kuznetsov, E.G. Ecologically smiths safety on sea transport. - Kaliningrad, 2004. - 64 р.

5. Kuznetsov, E.G. Ecologically smiths safety on sea transport: Methodical recommendations to course studying. - Kaliningrad, 2007. - 28 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.