Научная статья на тему 'Концептуальные основы культуры экологической безопасности инженерно-управленческих кадров водного транспорта'

Концептуальные основы культуры экологической безопасности инженерно-управленческих кадров водного транспорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ИНЖЕНЕРНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ КАДРЫ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА / СМЫСЛОЦЕНТРИЗМ КАК ВЕДУЩИЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП / HIGHER ENGINEERING EDUCATION / ECOLOGICAL SAFETY CULTURE / ENGINEERING AND MANAGERIAL PERSONNEL OF WATER TRANSPORT / SENSE-CENTRISM AS THE LEADING METHODOLOGICAL PRINCIPLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов Евгений Геннадьевич

Системообразующим компонентом культуры экологической безопасности инженерно-управленческих кадров водного транспорта выступает личностный компонент, определяемый на основе метасистемного подхода и ведущего методологического принципа смыслоцентризма. Содержательно личностный компонент раскрывается в базовых и вариативных учебных курсах, обеспечивающих смысловой конструкт и смысловое разнообразие содержания экологического образования. Технологически личностный компонент раскрывается в профессионально-экологических задачах, дополненных смысловым компонентом, что обеспечивает высокую эффективность обучения инженерно-управленческих кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецов Евгений Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF CULTURE OF ECOLOGICAL SAFETY OF ENGINEERING AND MANAGERIAL PERSONNEL OF WATER TRANSPORT

Personality component which is defined on the basis of meta-systematic approach and leading methodological principle of sense-centrism, acts as backbone component of culture of ecological safety of engineering and managerial personnel of water transport. Semantically personality component is revealed in basic and varieties of courses providing with sense-construct and semantic variety of ecological education content. Technologically personality component is revealed in professional and ecological tasks supplemented with semantic component which ensure high efficiency of teaching engineering and managerial personnel.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы культуры экологической безопасности инженерно-управленческих кадров водного транспорта»

УДК 378.6

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ

КУЛЬТУРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ИНЖЕНЕРНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

Е.Г. Кузнецов

Аннотация. Системообразующим компонентом культуры экологической безопасности инженерно -управленческих кадров водного транспорта выступает личностный компонент, определяемый на основе мета-системного подхода и ведущего методологического принципа смыслоцентризма. Содержательно личностный компонент раскрывается в базовых и вариативных учебных курсах, обеспечивающих смысловой конструкт и смысловое разнообразие содержания экологического образования. Технологически личностный компонент раскрывается в профессионально-экологических задачах, дополненных смысловым компонентом, что обеспечивает высокую эффективность обучения инженерно-управленческих кадров.

Ключевые слова: высшее инженерное образование, культура экологической безопасности, инженерно-управленческие кадры водного транспорта, смыслоцентризм как ведущий методологический принцип.

CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF CULTURE OF ECOLOGICAL SAFETY

OF ENGINEERING AND MANAGERIAL PERSONNEL OF WATER TRANSPORT

E.G. Kuznetsov

Abstract. Personality component which is defined on the basis of meta-systematic approach and leading methodological principle of sense-centrism, acts as backbone component of culture of ecological safety of engineering and managerial personnel of water transport. Semantically personality component is revealed in basic and varieties of courses providing with sense-construct and semantic variety of ecological education content. Technologically personality component is revealed in professional and ecological tasks supplemented with semantic component which ensure high efficiency of teaching engineering and managerial personnel.

Keywords: higher engineering education, ecological safety culture, engineering and managerial personnel of water transport, sense-centrism as the leading methodological principle

Стратегической целью современного образования является создание условий самореализации личности студента в профессиональной деятельности и жизни. В качестве таковых выступают содержание образования, конструируемое на основе культурологического подхода, и дидактические технологии. Одно из направлений содержания высшего инженерного образования связано с решением проблемы развития экологического мышления у будущих инженеров в контексте феномена экологической культуры и ее составляющей - культуры экологической безопасности [7]. Особую значимость решение проблемы приобретает в системе подготовки инженерно-

управленческих кадров водного транспорта.

Концептуальные решения проблемы сводятся, во-первых, к обоснованию выбора доминирующего методологического подхода и основного принципа к построению содержания экологического образования, что позволяет выделить его системообразующие элементы;

во-вторых, к выбору адекватных дидактических средств.

В контексте культурологического подхода доминирующим выступает междисциплинарный подход, поскольку экология относится к междисциплинарным наукам. Основной методологический принцип - интеграция, с одной стороны, дисциплин естественнонаучного цикла и, с другой, гуманитарного цикла.

Технологические содержание экологического образования в рамках подготовки инженерно-управленческих кадров водного транспорта раскрывается в учебных дисциплинах федерального («Экология») и регионального компонентов - дисциплинах общепрофессионального цикла («Инженерная экология») и специальных дисциплинах («Экологическая безопасность водного транспорта») [2]. Основными средствами реализациисодержания учебных курсов экологической направленности выступают профессионально-экологические задачи. Однако в ходе теорети-

ческого анализа содержания экологического образования будущих инженеров водного транспорта и опыта практической работы было установлено:

1. Содержание всех учебных курсов экологической направленности конструируется преимущественно в контексте биологических подходов, в рамках которых человек и его активная роль во взаимодействии с природой и техникой не соотносится с феноменом личной ответственности за принятие управленческих решений. Отчасти эта ситуация обусловлена тем, что в содержании экологического образования не учитываются основные тенденции его развития в системе гармоничных отношений «природа - человек (личность инженера) -техника».

2. Понятийный аппарат экологии нуждается в обогащении терминами, в которых подчеркивается значимость ценностно-личностного компонента культуры экологической безопасности.

3. Прикладные аспекты экологической безопасности, раскрывающиеся в условиях неопределенности (конфликтных ситуаций, ситуациях потенциальных и реальных рисков и проч.) не раскрываются в процессе обучения в силу использования традиционных дидактических средств [5].

Все это обусловливает постановку проблемы культуры экологической безопасности инженерно-управленческих кадров водного транспорта в контексте современных методологических подходов в образовании.

Одним из них выступает метасистемный подход [4]. Его суть можно выразить через категорию отношение, пронизывающее все системно-структурные уровни инженерного образования. Феномен отношение может быть понят через другой феномен - смысл [1; 6]. Смыслы профессии и смыслы личности - такова суть разрабатываемых концептуальных основ культуры экологической безопасности инженерно-управленческих кадров водного транспорта.

В контексте смыслоцентризма как ведущего методологического принципа решается,

Литература:

1. Абакумова И.В., Ермаков П.Н., Рудакова И.А. Смыслоцентризм в педагогике: новое понимание дидактических методов. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета. 2006. 256 с.

прежде всего, проблема интеграции дисциплин гуманитарного и естественнонаучного знания в высшем инженерном образовании, а также проблема обоснования использования психологических методов обучения и др.

Содержание экологического образования, разработанное в контексте смыслоцентриро-ванного подхода, структурируется по следующим линиям развития: эколого-психологическое, эколого-этическое, эколого-конфликтологическое и эколого-

рискологическое. В связи с чем, появляется необходимость в разработке новой, двучаст-ной, структуры содержания экологического образования, в которой предусмотрена инвариантная и вариативная составляющие. В числе вариативных дисциплин: Экологическая этика, описывающая междисциплинарность на уровне отношений философии - экологии -этики; Экологическая психология, интегрирующая смежные дисциплины Психологии, психологии менеджмента и педагогики (смысловой дидактики); Экологическая конфликтология и ее составляющая - экологическая рис-кология, опосредованно связанные с конфликтологией, экономикой и др. учебными дисциплинами [5].

В этой связи нами разработано новое учебное пособие учебной дисциплины «Экологическая рискология на водном транспорте», в содержании которого предложены профессионально-экологические задачи, направленные на решение прикладных аспектов экологического образования. Этот тип задач можно соотнести с инновационным методом обучения, названным кейс-методом.

Что касается разработки так называемых смысловых задач [3], то они могут быть разработаны лишь в перспективе подготовки еще одного учебного пособия «Экологическая психология», в содержании которого будут раскрыты такие аспекты подготовки инженерно-управленческих кадров, как: стрессоустойчи-вость, жизнестойкость, рефлексивность, мотивация профессиональной деятельности студентов.

2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки дипломированного специалиста 653400 Организация перевозок и управление на транспорте. Квалификация - инженер по организации и управлению на транспорте. М.: Министерство образования Российской Федерации, Министерство путей сообщения Российской Федерации. 2000. 52 с.

3. Зильбербранд Н.Ю. Дидактическая сущность смысловых задач // Вестник Череповецкого государственного университета. Череповец: издательство ЧГУ. 2013. № 4(52). Т.2. C. 106-109.

4. Карпов А.В. Механизмы когнитивной интеграции в процессах принятия решения // Вестник интегративной психологии. 2009. Вып. 7. С. 15.

5. Кузнецов Е.Г. О состоянии экологической готовности будущего специалиста в области организации перевозок и управления на водном транспорте // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования): научный рецензируемый журнал / Под ред. д-ра пед. наук, проф. Г.А. Бокаре-вой. Калининград: Издательство БГАРФ. 2011.- №1 (15). -C. 104-107.

6. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности [Текст] / Д.А. Леонтьев. М.: Смысл. 2003.- 487 с.

7. Храпаль Л.Р. Организационно-педагогические основы модернизации экологического образования в вузе / Л.Р. Храпаль // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Социально-экологические технологии. 2012. - № 2. - С. 101-109.

References:

1. Abakumova I.V., Ermakov P.N., Rudakova I.A. Smyslocentrizm v pedagogike: novoe ponimanie didakti-cheskih metodov. Rostov-na-Donu: Izdatel'stvo Rostovskogo universiteta. 2006. 256 s.

2. Gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vys-shego professional'nogo obrazovanija. Napravlenie pod-gotovki diplomirovannogo specialista 653400 Organiza-cija perevozok i upravlenie na transporte. Kva-lifikacija - inzhener po organizacii i upravleniju na transporte. M.: Ministerstvo obrazovanija Rossijskoj Federacii, Minis-terstvo putej soobshhenija Rossijskoj Federacii. 2000. 52 s.

3. Zil'berbrand N.Ju. Didakticheskaja sushhnost' smyslovyh zadach // Vestnik Cherepoveckogo gosu-darstven-nogo universiteta. Cherepovec: izdatel'stvo ChGU. 2013. № 4(52). T.2. C. 106-109.

4. Karpov A.V. Mehanizmy kognitivnoj integracii v processah prinjatija reshenija // Vestnik integrativ-noj psihologii. 2009. Vyp. 7. S. 15.

5. Kuznecov E.G. O sostojanii jekologicheskoj gotovnosti budushhego specialista v oblasti organizacii pe-revozok i upravlenija na vodnom transporte // Izvesti-ja Baltijskoj gosudarstvennoj akademii rybopromyslo-vogo flota: psihologo-pedagogicheskie nauki (teorija i metodika professional'nogo obrazovanija): nauchnyj recenziruemyj zhurnal / Pod red. d-ra ped. nauk, prof. G.A. Bokarevoj. Kaliningrad: Izdatel'stvo BGARF. -2011. №1 (15). -C. 104-107.

6. Leont'ev D.A. Psihologija smysla: priroda, stroenie i dinamika smyslovoj real'nosti [Tekst] / D.A. Leont'ev. M.: Smysl. 2003. -487 c.

7. Hrapal' L.R. Organizacionno-pedagogicheskie osnovy modernizacii jekologicheskogo obrazovanija v vuze / L.R. Hrapal' // Vestnik MGGU im. M.A. Sholo-hova. Social'no-jekologicheskie tehnologii. 2012. - № 2. - S. 101-109.

Сведения об авторе:

Кузнецов Евгений Геннадьевич (г.Калининград, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры организации перевозок, «Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота» федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Калининградский государственный технический университет», e-mail: e-g-kuznetsov@ya.ru

Data about the author:

Kuznetsov E.G. (Kaliningrad, Russia), candidate of pedagogical science, associate professor, associate professor of the department of transportation management, "Baltic state academy of fishing fleet", Federal state budget educational institution of higher professional education "Kaliningrad state technical university", e-mail: e-g-kuznetsov@ya.ru

Зб4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.