Научная статья на тему 'К вопросу о системном подходе в организации экологической подготовки курсантов - будущих инженеров по организации перевозок и управлению на водном транспорте'

К вопросу о системном подходе в организации экологической подготовки курсантов - будущих инженеров по организации перевозок и управлению на водном транспорте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК / УПРАВЛЕНИЕ НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / SYSTEM APPROACH / ORGANIZATION OF TRANSPORTATIONS AND TO MANAGEMENT ON A SAILING CHARTER / ECOLOGICAL PREPARATION / ECOLOGICAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов Е. Г.

В статье обосновывается системный подход к организации подготовки специалистов по организации перевозок и управлению на водном транспорте в экологическом менеджменте как важная составная часть профессиональной способности будущего инженера водного транспорта. Раскрывается сущность аналитического, проектного, организационно-управленческого и производственно-технологического компонентов экологического менеджмента. Предлагаются дальнейшие пути учебной и профессиональной деятельности курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецов Е. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To question about system approaches in organizations of ecological preparation midshipman - a future engineer on organizations of transportation and management on water transport

System approach is motivated in article to organizations of preparation specialist on organizations of transportation and management on water transport in ecological management as important component part to professional ability of the future engineer of the water transport. Opens essence analytical, design, organizing-management and production-technological component of ecological management. The further ways scholastic and professional activity midshipmen are offered.

Текст научной работы на тему «К вопросу о системном подходе в организации экологической подготовки курсантов - будущих инженеров по организации перевозок и управлению на водном транспорте»

Кузнецов Е.Г. К вопросу о системном подходе в организации экологической подготовки курсантов.

3. Bukharin, O. The Future of Russia's Plutonium Cities // International Security V. 21.№ 4 (Spring 1997). P. 126-158.

4. Joint press conference of the president of Russia V.V. Putin with US president G. Bush. On July, 2nd, 2007 the USA, an Uolkers-point. [An electronic resource]. An access mode: http://www.kremlin.ru.

5. Kokoshin, A.A. Nuclear conflicts in XXI century (types, forms, possible participants). -Moscow, 2003.

6. Kulagin, V.M. The international safety. - Moscow, 2006.

7. Laqueur, W. The New Terrorism. - Oxford, 1999.

8. Mistry, D. Containing Missile proliferation: Strategic Technology, Security Regimes, and International Cooperation in Arms Control. - Wash., 2003.

9. Nuclear non-distribution / Ed. V.A. Orlov. - Moscow, 2002. - Vol. I-II.

10. Nuclear restraint and non-distribution / Ed. A. Arbatov, V. Dvorkin. - Moscow, 2005.

11. Parker, Ph. M. The World Market for nuclear reactors: A 2007 Global Trade Perspective. -ICON Group International Inc., 2006.

12. Press conference ofthe president of Russia V.V. Putin and US president G. Bush following the results of negotiations. On July, 15th, 2006 St.-Petersburg, Strelna. [The Electronic resource]. An access mode: http://www.kremlin.ru.

13. Scholz, R. Germany May Need Own Nuclear Weapons. [The Electronic resource]. Access mode: http://libertypost.org/.

УДК 378.147 Е.Г. Кузнецов*

К вопросу о системном подходев организации экологической подготовки курсантов - будущих инженеров по организации перевозок и управлению на водном транспорте

В статье обосновывается системный подход к организации подготовки специалистов по организации перевозок и управлению на водном транспорте в экологическом менеджменте как важная составная часть профессиональной способности будущего инженера водного транспорта. Раскрывается сущность аналитического, проектного, организационно-управленческого и производственно-технологического компонентов экологического менеджмента. Предлагаются дальнейшие пути учебной и профессиональной деятельности курсантов.

Ключевые слова: системный подход, организация перевозок и управлению на водном транспорте, экологическая подготовка, экологический менеджмент.

E.G. Kuznetsov*. To question about system approaches in organizations of ecological preparation midshipman - a future engineer on organizations of transportation and management on water transport. System approach is motivated in article to organizations of preparation specialist on organizations of transportation and management on water transport in ecological management as important component part to professional ability ofthe future engineer of the water transport. Opens essence analytical, design, organizing-management and production-technological component of ecological management. The further ways scholastic and professional activity midshipmen are offered.

Keywords: system approach, organization of transportations and to management on a sailing charter, ecological preparation, ecological management.

С развитием науки и техники человек оказывает все более мощное воздействие на природу. До некоторых пор природные механизмы саморегуляции биосферы компенсировали возмущающие антропогенные воздействия, но на современном этапе развития планеты система производства и размах человеческой деятельности достигли масштабов, сопоставимых с масштабами природных явлений. Негативное воздействие человека на природу уже сейчас часто превышает компенсационные возможности биосферы и порождает конфликт между обществом и природой, создает проблемы, называемые экологическими. В последний, относительно короткий период своей истории человечество достигло такой численности и приобрело такую техногенную мощь, что стало представлять потенциальную

* Кузнецов, Е.Г., доцент кафедры организации перевозок Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота (г. Калининград, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, действительный член Русского географического общества, академик Европейской Академии естественных наук. 236029, Россия, г. Калининград, ул. Молодежная 6. Телефон 8 (4012) 214235. E-mail: dekanat_swf@bga.gazinter.net.

* Kuztetsov, E.G. The Senior lecturer of chair of the organization of transportations of the Baltic state academy of fishery fleet (Kaliningrad, Russia), the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, the full member of Russian geographical society, the academician of the European Academy of natural sciences.

Международное и экологическое право

опасность для жизни на Земле. Экологический кризис - это не только угроза загрязнения дикой природы.

Кризис касается и самих людей, их выживания. Поэтому сегодня на первое место выходит поиск путей взаимодействия между человеком и окружающим миром, обществом и природой, путей достижения качественно нового состояния биосферы - ноосферы.

В работах Н.В. Тимофеева-Ресовского, а позднее и в работах Э.В. Гирусова, P.C. Карпинской, В.А. Кутырева, Н.Н. Моисеева и других формируется концепция коэволюционного развития, объединяющая экологию, нравственность и политику1. Основные положения этой концепции заключаются в необходимости прогнозируемости человеческой деятельности, переосмысления места человека в социальных и природных процессах, постоянном соизмерении деятельности человека с возможностями окружающей среды. Специалисты в любой отрасли хозяйства должны обладать экологическим мышлением, нести гражданскую ответственность за состояние природы, учитывать в своей профессиональной деятельности возможные негативные последствия природопользования и стремиться к эффективному и целенаправленному проведению природоохранных мероприятий. Переход к неразрушающему природопользованию начинается с преодоления противоречия между человеком и природой в самом мировоззрении человека, поэтому большое значение придается экологизации образования. Экологизация образования включает следующие аспекты: соединение экологических и профессиональных знаний, имеющих практическую направленность; согласование всей деятельности человека с законами природы, при этом экологическое мышление должно стать непременной составной частью образа мыслей людей. В нашей стране довольно качественно ведется подготовка специалистов - экологов, обладающих достаточно широким кругозором знаний. Однако большинство инженерных специальностей выпускают специалистов, не способных качественно, своевременно и адекватно решать профессиональные экологические задачи. Хотя, экологический компонент является обязательным элементом профессиональной подготовки курсантов — будущих инженеров по организации перевозок и управлению на водном транспорте, т.к. функционирование транспорта сопровождается мощным негативным воздействием на природу.

В центре внимания нашего исследования - компетентность инженеров по организации перевозок и управлению на водном транспорте в экологическом менеджменте. Для того чтобы спроектировать самостоятельную исследовательскую деятельность курсантов в ходе изучения новой учебной дисциплины «Экологическая безопасность на морском транспорте» на основе методологии системного подхода, необходимо иметь четко структурированную деятельность по управлению экологическими рисками на транспорте. Что же такое экологический менеджмент на транспорте? Экологический менеджмент в деятельности инженера по организации перевозок и управлению на водном транспорте представляет собой управление хозяйственно-перевозочной деятельностью транспортного предприятия, транспортными средствами в условиях устойчивого равновесия экологических систем, рационального использования природных ресурсов и уменьшения загрязнения окружающей природной среды. Управление хозяйственно-перевозочной деятельностью наряду с экономическими показателями имеет объективный показатель - экологическую безопасность. Управление экологической безопасностью на морском транспорте основывается на системе обязательных мероприятий по обеспечению безаварийной работы морского транспорта и портов.

Подготовка будущих инженеров по организации перевозок к экологическому менеджменту наиболее продуктивна в условиях учебного курса, в ходе которого обобщаются в целостную «картину» все ранее полученные знания в области экологии, управления погрузочно-разгрузочными работами, деятельности портов. Система профессиональных задач по управлению экологическим риском на морском транспорте адекватно отражается в системе дидактических единиц. Организованная исследовательская работа курсантов в ходе изучения теоретического материала и решения конкретных задач по обеспечению экологической безопасностью на основе требований к учебно-профессиональной деятельности позволит им на производственной практике в порту освоить не только отдельные операции, но и целостный экологических менеджмент2.

Исследовательская работа курсантов по проблемам экологической безопасности на морском транспорте в ходе производственной практики должна включать четыре компонента.

Аналитический компонент экологического менеджмента - получение объективных данных о текущем состоянии и прогнозирование будущего состояния экологических показателей портов и объектов водного транспорта научное обоснование мероприятий по их улучшению. Задания для курсантов:

- провести измерение экологических показателей деятельности отдельных средств водного транспорта, находящихся в ведении порта;

- произвести оценку соответствия фактических экологических показателей установленным требованиям;

- спрогнозировать возможность возникновения экологических рисковых ситуаций в порту и в ходе эксплуатации конкретных средств водного транспорта;

- составить рекомендации по системе мероприятий, улучшающих экологические показатели деятельности порта.

Проектный компонент экологического менеджмента - проектирование деятельности в аварийных ситуациях. Задания для курсантов:

- создание банка типичных аварийных ситуаций на транспортных средствах;

- разработка программы действие персонала в каждой типичной аварийной ситуации;

Кузнецов Е.Г. К вопросу о системном подходе в организации экологической подготовки курсантов...

- разработка плана обращения с отходами;

- разработка технических требований к заказу оборудовав с учетом условий по уровню шума;

- разработка компоновочных схем судов и их внутренней планировки с учетом требования максимального удаления кают и салонов от источников шума.

Организационно-управленческий компонент экологического менеджмента - реализация государственной экологической политики, соблюдение природоохранного законодательства на водном транспорте, экологических стандартов, норм, нормативов и требований к транспортной технике, топливно-смазочным материалам, оборудованию. Задания для курсантов:

- определение очередности решения проблем риска;

- отбор средств и мероприятии повышению экологической безопасности транспорта;

- оценка эффективно-экологических мероприятий;

- осуществление производственно-экологического контроля за состоянием оборудования и качеством технологических процессов;

- страхование экологических рисков;

- решение социально-экономических проблем охраны окружающей среды на водном транспорте;

- ведение экологической документации транспортного предприятия.

Производственно-технологический компонент экологического менеджмента - поддержание состояния транспортных средств и объектов инфраструктуры на уровне заданных экологических нормативов; внедрение современных инженерных, санитарно-технических и технологических средств щиты окружающей среды от вредных воздействий на предприятиях и объектах водного транспорта. Задания для курсантов:

- проведение технических мероприятий по борьбе с загрязнениями воды в условиях порта;

- проведение мониторинга по предотвращению пыления насыпных грузов на территории перегрузочных комплексов и обеспыливания перегрузочных комплексов;

- оценка работы порта по обезвреживанию, переработке и вторичному использованию отходов;

- оценка шумового замера в целях создания рекомендаций по снятию или уменьшению шума при работе отдельных участков порта;

- установление наличия соблюдения экологических требований при покраске судов3.

В целом «методическая копилка» инженера по организации перевозок и управлению на водном транспорте пополняется конкретными умениями экологического менеджмента в сферах «влияния транспортного комплекса на окружающую среду», номенклатурой экологически опасных ситуаций на морском транспорте и методиками действий в каждой из них; в сфере «мероприятия по улучшению экологических показателей подвижного состава и инфраструктуры транспорта» - разработка технических требований к заказу оборудования с учетом условий по обеспечению экологической безопасности; в сфере «организация экологической деятельности в порту» - схема анализа экологических аспектов деятельности порта; в сфере «экологическая документация транспортного предприятия» -правила ведения экологической документации; в сфере «опасные свойства грузов» - схема комплексной оценки опасности грузов, обрабатываемых в порту; в сфере «экологический учет. Планирование и финансирование мероприятий в области экологии» - система первоочередных мер по улучшению экологических показателей деятельности порта и отдельных транспортных средств; в сфере «нормативно-правовая база обеспечения экологической безопасности функционирования транспорта» - перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих экологические аспекты деятельности порта как правовая основа для решения профессиональных экологических задач4.

Особое значение в научно-исследовательской деятельности курсантов, организованной на основе требований системного подхода, имеет объективность оценки. В целях обеспечения продвижения практикантов как эталон профессиональной деятельности в области экологического менеджмента необходимо использовать опыт руководителей практики от вуза и порта. Их экспертное заключение будет свидетельствовать об уровне компетентности в экологическом менеджменте. Дальнейшее исследование проблем экологической безопасности на транспорте необходимо продолжать в таких формах учебно-профессиональной деятельности, как дипломное проектирование и продолженная научная деятельность5.

Список литературы

1. Кузнецов, Е.Г. Формирование готовности студентов - будущих инженеров по организации перевозок и управлению на водном транспорте к решению профессиональных экологических задач: Автореф. дис. ...канд. педагог. наук. - Калининград, 2003. - С. 24.

2. Кузнецов, Е.Г. Экологическая безопасность на морском транспорте: Учебное пособие. -Калининград: БГАРФ, 2004. - С. 64.

3. Кузнецов, Е.Г. Экологическая безопасность на морском транспорте. Сборник задач: Учебное пособие. - Калининград: БГАРФ, 2008. - С. 63.

4. Кузнецов, Е.Г. Экологическая безопасность на морском транспорте: Методические рекомендации к изучению курса. - Калининград: БГАРФ, 2007. - С. 28.

5. Мойсеенко, С.С.,Мейлер,Л.Е. Пути совершенствования подготовки специалистов в области организации перевозок и управления на транспорте (водном) // Логистика, организация и технология перевозок грузов: Сборник научных трудов. - Вып. 56. - Калининград: БГАРФ, 2003. - С. 81-88.

Международное и экологическое право

Literature

1. Kuznetsov, E.G. Formation of readiness of students - the future engineers on the organization of transportations and management on a sailing charter to the decision of professional ecological problems. -Kaliningrad, 2003.

2. Kuznetsov, E.G. Ecological safety on sea transport. - Kaliningrad, 2004.

3. Kuznetsov,E.G. Ecological safety on sea transport. The collection of problems. - Kaliningrad, 2008.

4. Kuznetsov,E.G. Ecological safety on sea transport: Methodical recommendations to course studying. - Kaliningrad, 2007.

5. Mojseenko, S.S., Mailer, L.E. Way of perfection of preparation of experts in the field of the organization of transportations and management on transport (water) // Logistics, the organization and technology of transportations of cargoes: the Collection of proceedings. - Rel. 56. - Kaliningrad, 2003.

УДК 621.31 A.A. Медведева*

Способы возмещения ущерба,

причиненного в результате пожара: британский опыт

В статье рассматриваются вопросы возмещения ущерба, причиненного в результате пожара как самому страхователю, так и третьим лицам. Анализируются договор противопожарного страхования, договор гражданской ответственности, а также возмещение ущерба в соответствии с Законом 1774 г. «О предупреждении пожаров в метрополии».

Ключевые слова: Великобритания, противопожарное страхование, гражданская ответственность, возмещение ущерба.

А.А. Medvedeva*. Means of reinstatement as a result of a fire: British experience

The paper discusses issues of reinstatement as a result of a fire to the insured as well as to the third parties. The reinstatement by a contract of fire insurance, third party liability by the 1774 Fires Prevention (Metropolis) Act is analyzed.

Keywords: United Kingdom, fire insurance, civil liability, reinstatement.

Развитие современного общества сопровождается увеличением числа пожаров. Оно связано с глобальным потеплением, ростом энергопотребления, использованием большого количества технологического оборудования. В 2008 г. в Российской Федерации произошло 200386 пожаров, при которых погибло 15165 человек. На пожарах получили травмы 12800 человек. Ежедневный материальный ущерб составил 33 миллиона рублей1. По статистике, две трети фирм, перенесших крупный пожар в условиях конкуренции, либо сразу, либо в течение трех лет вынуждены уйти с рынка2. Российские граждане в результате пожара теряют не только свое имущество, но и жилье. Далеко не все трудоспособные люди, не говоря о пенсионерах, могут восстановить утраченное. При этом отсутствует четкий государственный механизм возмещения ущерба физическим лицам, чье жилье пострадало от пожара. Более того, закон не обязывает государство оказывать содействие в восстановлении имущества физическим лицам, пострадавшим в результате пожара. В соответствии с п. 3 ст. 95 действующего ЖК РФ гражданам, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, предоставляются помещения маневренного жилищного фонда. Такие помещения предоставляются временно - до завершения расчетов с ними либо до предоставления им жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в случаях и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ. Если пожар, в результате которого граждане лишились жилья, подпадает под понятие «чрезвычайная ситуация», они могут претендовать на получение жилищного сертификата. Однако минимальный размер ущерба и потерь для признания события, в т.ч. пожара, чрезвычайной ситуацией законодательством не установлен, что создает неопределенность в реализации прав пострадавших от пожара граждан на получение жилищных сертификатов. Таким образом, предприниматели и граждане должны быть готовы к принятию мер по предупреждению пожара и смягчению его последствий.

В последнее время страхование рассматривается в Российской Федерации как наиболее актуальный способ восстановления имущества, пострадавшего в результате пожара. Согласно Концепции страхования 2002 г., страхование рассматривается сегодня в качестве «стратегической отрасли отечественной экономики», поскольку позволяет минимизировать экономические потери и

* Медведева, Анна Александровна, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России. Помощник начальника университета по международной деятельности - начальник отдела международных связей. Кандидат юридических наук, доцент. Адрес: 196105 г. Санкт-Петербург, Московский пр., 149. Тел. 917-15-24.

* Medvedeva Anna Aleksandrovna, Saint-Petersburg University of State Fire Service of EMERCOM of Russia. Assistant Chief of the University on International Cooperation - Head of the International Department. Candidate of Law, Docent. Address: 196105, St-Petersburg, Moskovsky pr., 149.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.