ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
УДК 374.6
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ
© А.В. Клопов, О.С. Тамер
Рассматриваются концептуальные положения проектирования системы повышения уровня профессиональной компетентности сотрудников правоохранительных органов, модель профессиональной компетентности сотрудников правоохранительных органов в области обеспечения национальной безопасности страны.
Ключевые слова: концептуальные положения; модель повышения квалификации; модель профессиональной компетентности сотрудников правоохранительных органов.
Анализ проблемы и обоснование теоретических предпосылок педагогического проектирования позволили авторам определить концептуальные положения проектирования системы повышения уровня профессиональной компетентности сотрудников правоохранительных органов:
- системный подход, реализующий методологические, организационные, содержательные, дидактические и технологические аспекты системы повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов в области национальной безопасности страны;
- компетентностный подход, согласно которому на ведущее место в повышении квалификации сотрудников правоохранительных органов выдвигается не информированность сотрудников, а степень развития их компетенций, которые проявляются в умении разрешать проблемы, возникающие в следующих ситуациях: познании и объяснении явлений действительности, во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков, при оценке своей готовности к служебной деятельности в условиях обострения угроз национальной безопасности страны;
- формирование психологической подготовленности сотрудника правоохранительных органов к служебной деятельности в экстремальных условиях;
- развитие гражданско-правового сознания сотрудников правоохранительных органов;
- личностно-развивающая ориентация образовательных процессов как ведущая тенденция современных инновационных изменений в сфере повышения уровня профессиональной компетентности сотрудников правоохранительных органов в условиях расширения спектра угроз национальной безопасности страны;
- обеспечение качества профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов в соответствии с ускоряющимся нарастанием объема научной и профессиональной информации в области специальных технических средств;
- формирование нравственно-психологического климата в профессиональном офицерском коллективе как фактор оптимизации образовательного процесса.
На основе выявленных концептуальных положений спроектирована модель повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов по обеспечению национальной безопасности страны (рис. 1). Данная модель конструктивно состоит из логико-методологического, психолого-дидакти-ческого и технологического блоков и описывается через конкретные нормы, требования, указания, на которых строится образовательный процесс повышения уровня профессио-
нальной компетентности сотрудников правоохранительных органов.
Блок целеполагания отражает цели профессиональной подготовки специалистов, исходные теоретические предпосылки и факторы, влияющие на процесс повышении уровня профессиональной компетентности сотрудников правоохранительных органов по обеспечению национальной безопасности страны.
Ряд общих условий и факторов выдвигает понятие национальной безопасности в ряд понятий, формирующих системный взгляд на современную жизнь общества и государства.
В соответствии с концепцией национальной безопасности угрозы имеют комплексный характер и ведут к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих - производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем.
Исходные теоретические предпосылки и факторы, влияющие на процесс совершенствования профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов по обеспечению национальной безопасности страны, позволили выделить первоочередные задачи повышения уровня профессиональной компетентности сотрудников:
- в области информационной безопасности - использование в сфере повыше -ния квалификации сотрудников правоохранительных органов и их профессиональной деятельности, ограниченной недостаточной информационной подготовкой, современных информационных и коммуникационных технологий в соответствии с темпами роста и обновления информационных ресурсов;
в области экономической безопасности - обеспечение готовности институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социальнополитической стабильности общества;
в области промышленной безопасности - формирование профессиональных компетенций у сотрудников правоохранительных органов в области критериально-оценочных методов, позволяющих своевременно фиксировать уровни достаточности мероприятий по физической защите и охране
объектов, определять способность системы физической защиты или охраны объекта противостоять принятым для данного типа и категории объекта угрозам, действиям нарушителей;
формирование профессиональноличностных компетенций, характеризующих всесторонне развитие, профессиональную подготовленность, моральную и психологическую устойчивость личности сотрудника правоохранительных органов.
С учетом выделенных задач разработаны основные компоненты модели профессиональной компетентности сотрудников правоохранительных органов (рис. 2). Структура профессиональной компетентности, ее детальный анализ и содержание профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов позволили утверждать, что требуется определенный пересмотр содержания системы повышения квалификации, который обусловлен современной социально-экономической и политической обстановкой в стране, принципами создания и работы систем защиты в условиях расширения спектра угроз национальной безопасности страны.
В содержательном блоке раскрыт принцип системности, отражающий всю совокупность функций, профессиональных задач, их взаимосвязь с содержанием и процессом повышения уровня профессиональной компетентности сотрудников правоохранительных органов. В данном блоке рассмотрено взаимодействие принципа системности с другими дидактическими принципами:
- принципом интеграции, учитывающим, что профессиональная деятельность сотрудника - это сложная многоуровневая иерархическая структура, включающая однородные, разнородные и смешанные функции, виды деятельности, профессиональные задачи, требующие от специалиста синтеза межпредметных знаний психолого-педагоги-ческих, юридических, информационных, экономических и специальных дисциплин;
- принципом профессиональной направленности, обеспечивающим направленность профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов на решение комплекса задач по совершенствованию мер, направленных на обеспечение национальной безопасности страны;
Угрозы национальной безопасности России
Концепция национальной безопасности России
Правоохранительные органы как субъекты системы мер по обеспечению безопасности
Модель профессиональной компетентности сотрудников правоохранительных органов
Система повышения квалификации офицеров правоохранительных органов
Концептуальные положения проектирования системы повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов
го
ра с *
йй
йо
е
ч
р
о
отв
е
и
в
о
л
Перестроенные структурные компоненты системы под действием системообразующего фактора
Блок целеполагания
Повышение уровня профессиональной компетентности сотрудников в области обеспечения национальной безопасности
Содержательный блок
Основные содержательные направления синтеза в области информационной, экономической, промышленной безопасности, проектирование содержания и технологий формирования профессионально-личностных компетенций
Технологический блок
Отбор средств, форм и методов реализации системы повышения квалификации офицеров по обеспечению безопасности страны
Результативный блок
Системная диагностика уровней профессиональной компетентности сотрудников правоохранительных органов офицеров
Результат: высокий уровень профессиональной компетентности сотрудников
правоохранительных органов профессиональной деятельности
Рис. 1. Модель повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов по обеспечению национальной безопасности страны
Совокупность профессиональных компетенций сотрудников правоохранительных органов і І +
Профессионально-
содержательные
1. Академические
2. Конструктивные
3. Знания по своей профессиональной сфере деятельности (функциональным обязанностям)
4. Теоретические знания по основам наук, изучающих личность человека
Профессиональнодеятельно стные
Профессиональные знания и умения, апробированные на практике, освоенные личностью в профессиональной деятельности
Профессионально-
личностные
1. Мировоззренческие и гуманно-этические установки
2. Коммуникативные
3. Перспективные
4. Деловые (целеустремленность)
5. Трудовые (трудолюбие)
6. Специальные (профессиональная и личная ответственность)
7. Самостоятельность
8. Толерантность
9. Социальная активность
10. Психологическая стабильность (зрелость эмоциональноволевой сферы личности
11. Психологическая готовность к деятельности в экстремальной обстановке
Творческая самореализация специалиста в профессиональной деятельности
Рис. 2. Модель профессиональной компетентности сотрудников правоохранительных органов
- принципом профессиональной мобильности, обеспечивающим соответствие между повышением квалификационных требований к подготовке сотрудников правоохранительных органов в связи с расширением спектра угроз национальной безопасности страны и уровнем их профессиональной компетентности к служебной деятельности в новых социально-экономических условиях;
- с принципами преемственности и непрерывности, раскрывающими взаимосвязь между интегрируемыми областями базовых знаний и устраняющих линейно-дискретный характер изложения материала;
принципом соответствия, определяющим направленность содержания, форм организации, методов и средств обучения на конечную цель подготовки специалиста, а именно: повышение уровня профессиональной компетентности сотрудника правоохранительных органов с учетом специфики современных угроз национальной безопасности страны.
Технологический блок раскрывает технологические подходы, реализующие повышение квалификации специалистов правоохранительных органов в области национальной безопасности страны в соответствии с разработанной моделью профессиональной
компетентности сотрудника правоохранительных органов, сформулированными целями, уточненными принципами и содержащие методический инструментарий, педагогические механизмы его применения, воспроизводства в образовательном процессе.
В результативном блоке представлена совокупность критериально-оценочных методов, позволяющих своевременно фиксировать продвижение обучаемых и осуществлять анализ их достижений как проявление высокого уровня профессиональной компетентности сотрудников правоохранительных органов к служебной деятельности.
Поступила в редакцию 29.01.2010 г.
Klopov A.V., Tamer O.S. Concepts of designing of a system for development of professional competence of officers of law enforcement agencies aimed on maintains of the national security of the country.
The concepts of designing of a system for development of professional competence of officers of law enforcement agencies are discussed as well as a model of professional competence of officers of law enforcement agencies in the field of national security protection are considered.
Key words: concepts; model of professional development; model of professional competence of officers of law enforcement agencies.
УДК 378
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
© Л.В. Рагулина
В статье дается авторское определение коммуникативной компетентности преподавателя высшей школы, называются ее компоненты. Особое место отводится описанию педагогических условий, способствующих успешному развитию коммуникативной компетентности преподавателя вуза.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность преподавателя высшей школы; педагогические условия.
В соответствии с «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года» в сфере высшего профессионального образования в качестве одной из главных задач предполагается повышение уровня кадрового потенциала и профессионализма работников вузов, что соответствует потребностям личности преподавателя в знаниях,
позволяющих ему успешно интегрироваться в профессиональное сообщество. Для решения обозначенной задачи необходима разработка и внедрение дополнительной профессиональной подготовки преподавателей, способной обеспечить рост их профессиональной компетентности, включая коммуникативную.