Научная статья на тему 'Концептуальные подходы к определению государственной политики по борьбе с девиантным поведением молодежи'

Концептуальные подходы к определению государственной политики по борьбе с девиантным поведением молодежи Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1606
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / МОЛОДЕЖНАЯ СРЕДА / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ВИДЫ ДЕВИАЦИИ / СОЦИАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Латыпов Саид Рустамович

В статье дается характеристика видов девиации в молодежной среде, рассматриваются основные способы ее профилактики, проводится их классификация, а также выявляются основные принципы государственной политики в сфере борьбы с девиантным поведением молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные подходы к определению государственной политики по борьбе с девиантным поведением молодежи»

Известия Саратовского университета. 2008. Т. 8. Сер. Социология. Политология, вып. 2

УДК 323

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО БОРЬБЕ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ МОЛОДЕЖИ

С. Р. Латыпов

Казанский государственный университет, кафедра прикладной политологии E-mail: sayeedlatypov@mail.ru

В статье дается характеристика видов девиации в молодежной среде, рассматриваются основные способы ее профилактики, проводится их классификация, а также выявляются основные принципы государственной политики в сфере борьбы с девиантным поведением молодежи.

Ключевые слова: молодежь, молодежная политика, молодежная среда, девиантное поведение, виды девиации, социальная профилактика.

Conceptual Approaches in Definition of the State Policy in the Sphere of Youth Deviance

S.R. Latypov

The article describes different types of youth deviance, the main methods of its prevention and their classification, as well as reveals the main principles of the state policy for the youth deviance control.

Key words: youth, youth policy, youth/young people, deviant behavior, kinds of deviation, social preventive measures.

Во все времена общество негативно реагировало на поведение человека, которое не вписывалось в сложившиеся традиции и социальные нормы. Подобное поведение принято называть отклоняющимся, или девиантным. Среди исследователей нет единой позиции по интерпретации категории «девиация». В социологии объяснение и понимание феномена поведенческих отклонений и связанных с ним социальных процессов происходит в рамках отдельного направления - социологии девиантного поведения. Термин «девиация», так же как и «девиантное поведение», определяется с помощью понятия «социальные нормы», которые можно определить как меру допустимых социальных действий и поступков, которые оцениваются обществом одобрительно. Социальные нормы могут выражаться в универсальной форме: в виде социальных установок, культурных традиций, нравов общества и институтов культуры. Но те же самые социальные нормы могут выражаться в моральной оболочке. Моральная норма действует через внутренние регуляторы поведения личности, которые формируются через решение проблем соотношения добра и зла, совести и ответственности, убеждения и раскаяния, чувства справедливости и гуманности1. В криминологии девиантное поведение имеет более узкую трактовку и определяется как поведение,

противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам, преступное или аморальное поведение; результат асоциального развития личности2. Таким образом, девиантное поведение можно определить как отступление, отказ постоянно следовать, совершая поступки, общепринятым социальным нормам.

Следует отметить, что среди исследователей нет общепринятого понимания политики государства по борьбе с девиацией в молодежной среде. К примеру, ряд российских ученых обращают внимание главным образом на проблемы уголовного права и уголовно-правовой политики, предметом которой является борьба с молодежной преступностью средствами государственного принуждении, то есть к политике по борьбе с молодежной девиацией они относят лишь целенаправленную деятельность государства, непосредственной задачей которой является контроль над молодежной преступностью3. Однако другие исследователи высказывают мнение о необходимости включения всего комплекса мероприятий по предупреждению преступности, не связанных с применением принудительных мер, в понятие политики по борьбе с девиацией молодежи, т.е. предлагается отнести к субъектам данной политики граждан и общественные формирования, действующие в области контроля над молодежной преступностью на локальном уровне.

Так, П.С. Дагель считает основным способом борьбы с молодежной девиацией ее предупреждение. По его мнению, политика государства в данной сфере прежде всего определяет основные направления, цели и средства борьбы с преступностью в молодежной среде и выражается в правовых нормах, деятельности государственных органов и общественных организаций. В ее рамках формулируются исходные требования борьбы с девиантным поведением молодежи с помощью разработки и осуществления широкого круга предупредительных мер, создания и применения правовых мер материального, процессуального и исполнительного уголовного права, устанавливающих криминализацию и пенализацию преступлений, а также посредством определения круга допустимых в борьбе с молодежной преступностью мер государственного принуждения4.

© С.Р. Латыпов, 2008

С.Р. Латыпов. Концептуальные подходы к определению государственной политики

Таким образом, можно сделать вывод, что политика государства в сфере борьбы с девиантным поведением молодежи - это комплекс различных мероприятий, осуществляемых на государственном и муниципальном уровнях, направленных на достижение цели предупреждения и пресечения проявлений девиантного поведения и прежде всего преступности среди молодежи. Деятельность государства в этой сфере не ограничивается лишь политикой в области уголовного законодательства, а включает в себя все мероприятия в сфере юстиции, направленные на борьбу с преступностью. С этой целью используется также политика государства в иных сферах, которая оказывает влияние на состояние преступности, например, социальная политика, политика в области труда, политика в области образования. В содержании политики по борьбе с девиантным поведением одно из центральных мест занимают изучение причин преступности, применение уголовных наказаний и иных мер ограничения свободы, социальная реабилитация (лиц, ранее совершавших преступление) и защита (таких лиц от криминогенного влияния), а также общественное движение за профилактику преступности. Объекты политики в данной области - это не только преступления в их уголовно-правовом измерении, но и все антисоциальные явления, наносящие ущерб правовым интересам, охраняемым уголовным законом. Следовательно, политика по борьбе с девиантним поведением молодежи может рассматриваться как общесоциальная политика, включающая политику в области занятости, образования, жилищного строительства, т.е. мероприятия государства, непосредственно не преследующие цели борьбы с преступностью в молодежной среде.

В зависимости от стадий развития девиации методы государственной политики по борьбе с ней облекаются в форму профилактики, предотвращения и пресечения асоциального поведения, представляющих собой относительно самостоятельное направление предупредительной деятельности.

В литературе приводится большое количество классификаций мер профилактики девиантного поведения молодежи. Например, в качестве критерия классификации рассматривается сфера, в которой осуществляется профилактическое воздействие. В соответствии с этим критерием выделяют следующие меры: социальноэкономические, государственно-правовые и культурно-воспитательные.

Под социально-экономическими методами подразумеваются такие способы социальноэкономического управления и организации, которые, обеспечивая эффективность экономического развития, вместе с тем косвенно, а в некоторых случаях и непосредственно, направлены на предупреждение правонарушений, преступлений и преступности.

Государственно-правовые методы - это законодательно установленные государством сред-

ства и способы, с помощью которых достигается точное исполнение норм о правовом положении личности, пресекаются и устраняются нарушения установленных прав и свобод граждан. Государственно-правовые методы профилактики девиантного поведения молодежи охватывают также основные пути и средства повышения эффективности воспитательно-профилактической деятельности государственных органов, учреждений, организаций и должностных лиц, способствуют развитию и совершенствованию законодательства, повышению роли правовых инструментов в осуществлении предупредительных функций государства.

Культурно-воспитательные методы включают в себя приемы и средства, с помощью которых общество положительно воздействует на сознание, чувства, интеллект, волю и поведение людей с целью предупреждения возможных отклонений от норм морали и права. Указанные методы профилактики не только способствуют достижению общих целей воспитания молодежи, но и непосредственно направлены на повышение ее общей и правовой культуры, формирование уважения к нормам нравственности5. Однако наибольшее распространение в научной литературе получила классификация, в соответствии с которой методы предупреждения девиантного поведения молодежи классифицируются в зависимости от целей как общесоциальные и специальные методы.

Предупреждение девиации общесоциальными средствами осуществляется через всю совокупность крупномасштабных мероприятий, обеспечивающих развитие общества, прежде всего в экономической, политической и семейно-бытовой сферах. Эти мероприятия преследуют гораздо более широкие цели, чем борьба с преступностью, но они ограничивают поле для возникновения, развития и действия криминогенных процессов и явлений, возможности возникновения криминальных ситуаций. Тем самым устраняется или ослабляется действие общих причин и условий девиации, отдельных ее видов и конкретных пре-ступлений6.

Основным субъектом общесоциальной профилактики девиантного поведения молодежи является семья, где начинается нравственное воспитание детей, которое продолжается в школах и высших учебных заведениях. Поддержать семью с детьми в сложной экономической ситуации -это важнейшая обязанность государства и общества, которые должны направить свои усилия на создание оптимальных условий для выполнения семьей ее функций и обеспечить социальноэкономическую поддержку жизненного уровня семей с детьми. Также со стороны государства необходима система действенных мер, направленных против распада семьи. Организованное противодействие распаду семей напрямую работало бы против такого фактора, детерминирующего формирование личности девианта, коим являются

Политология

87

Известия Саратовского университета. 2008. Т. 8. Сер. Социология. Политология, вып. 2

структурные нарушения семьи, отсутствие одного из родителей.

В системе общесоциальных мер профилактики молодежной девиации особое место занимает обеспечение занятости несовершеннолетних трудом. В сфере занятости, связанной с ростом безработицы, главной задачей должно стать оказание помощи несовершеннолетним и молодежи в трудоустройстве, профессиональной переориентации, подготовке и переподготовке.

Важной составляющей общесоциальных мероприятий является организация досуга молодежи. Это наиболее сложная и трудноразрешимая проблема, требующая комплексного подхода. Для ее решения необходимо объединение и координация усилий администраций, учреждений культуры, религиозных учреждений, органов образования, предприятий, жилищно-коммунальных служб, спортивных, молодежных и других общественных организаций. При этом главный акцент необходимо сделать на создание индустрии активного досуга, включающего разнообразные центры и социальные молодежные службы.

Методы специального предупреждения девиантного поведения предполагают комплекс мер, специально предназначенных и целенаправленных на борьбу с преступностью. Его основные черты:

• адресная направленность принимаемых мер именно на предупреждение преступности, ее отдельных видов и конкретных преступлений, т.е. масштабность целей, несмотря на их значимость, существенно меньше, чем мероприятий, реализующих общесоциальное предупреждение;

• взаимодействие общеуправленческих и общевоспитательных мер и мер социального и правового порядка, воздействующих на конкретные виды преступности или преследующих недопущение преступления;

• выступление в качестве субъекта предупреждения девиантного поведения организационных структур, для которых борьба с преступностью является основной (или одной из основных) функцией, либо выделена в перечне функций.

Специальное предупреждение девиации имеет два основных объекта непосредственного воздействия. Во-первых, социальные патологии, т.е. процессы и явления, служащие питательной почвой, «фоном» преступности, так называемые «фоновые явления»: пьянство и алкоголизм, потребление наркотических средств и других одурманивающих веществ без медицинских показаний, бродяжничество и попрошайничество, проституция, бытовое дебоширство и мелкое хулиганство и т.д. На данном уровне специального предупреждения сочетаются меры по профилактике перечисленных явлений путем воздействия на соответствующие группы и на конкретных их носителей; воздействие на причины и условия, продуцирующие эти явления; воздействие на связи этих явлений с преступностью. Борьба с

фоновыми явлениями, возможно, имеет даже более широкое социальное значение, чем борьба с преступностью.

Во-вторых, объектом специального предупреждения девиантного поведения являются выделенные в его рамках организованные, профессиональные, рецидивные формы преступности. Выделение этого объекта связано с тем, что речь идет о «ядре» преступности, эффективное противодействие формированию и расширению которого может внести существенный вклад в борьбу с преступностью в целом.

Индивидуальные меры профилактики - это профилактические беседы, постановка на профилактический учет, направление информации по месту работы, учебы об антиобщественном поведении лица, применение правовых мер воздействия, меры социальной поддержки, медицинской и психологической реабилитации и т.д.

Различают следующие стадии индивидуальной профилактики:

• ранняя профилактика, когда выявляются источники антиобщественных влияний на лицо (группу лиц) до того, как это влияние устойчиво сказалось на их поведении, с целью пресечения действия источника негативного влияния и разъяснения профилактируемому лицу опасности таких контактов; одновременно выясняется, в силу каких жизненных обстоятельств для про-филактируемого лица эти контакты оказались привлекательными, с тем, чтобы воздействовать и на соответствующие жизненные обстоятельства;

• непосредственная профилактика, когда поведение лица свидетельствует о развитии у него негативных интересов, привычек, стереотипов (разрыв с позитивной микросредой, сомнительные доходы, контакты с криминальной средой и носителями привычек к пьянству, потреблению наркотиков, бытовым дебошам и т.д.); непосредственное участие в административных правонарушениях; здесь задачи состоят в удерживании лица от дальнейшего сползания на преступный путь, а затем в корректирующем воспитательном воздействии с одновременным оздоровлением среды;

• профилактика на этапе преступного поведения, т.е. в условиях далеко зашедшего процесса криминализации личности, когда количество и характер совершаемых правонарушений в сочетании с характером связей и времяпрепровождения в целом указывают на вероятность совершения преступлений в ближайшем будущем; в этих случаях неотложной задачей является удержание от преступления путем демонстративных мер контроля и жестких разъяснений правовых последствий преступлений; одновременно принимаются меры разобщения сформировавшейся криминальной микросреды и привлечения к ответственности ее лидеров, хотя бы за такие легко доказываемые преступления, как вовлечение в потребление наркотиков, вовлечение в антиобщественные действия, незаконное хранение оружия, хулиганство и т.д.;

88

Научный отдел

Д.В. Попонов. Проблемы воспроизводства человеческого капитала политической элиты

• профилактика рецидива, специфика которой связана со специальным объектом воздействия - лицами, осуждёнными к наказаниям, не связанным с лишением свободы, или вернувшимися из мест лишения свободы, а также ттти-роким применением мер правового воздействия (процессуальных представлений и определений об устранении обстоятельств, способствующих преступлению; административный надзор и т.д.). Задачи же профилактического воздействия на этом этапе идентичны предыдущим этапам в зависимости от характера поведения профилактируемого лица7.

Вопрос об эффективности методов профилактики девиантного поведения молодежи является дискуссионным. Некоторые исследователи отдают предпочтение специальным мерам, не придавая большой значимости общесоциальной профилактике. К примеру, Р.М. Булатов и А.В. Шеслер рассматривают обеспечение эффективной деятельности органов внутренних дел как основу политики государства по профилактике молодежной девиации. По их мнению, наиболее эффективными являются следующие мероприятия:

• контроль поведения молодежи (посещение по месту жительства, учебы, работы и т.д.);

• воспитательное воздействие на молодежь (проведение профилактических бесед, участие в обсуждении поведения лиц, совершивших правонарушения, соответствующих государственных органов, общественных организаций и т.д.);

• социально-правовая защита прав молодежи (обращение в суд с заявлениями об ограничении дееспособности родителей, лишении родительских прав и т.д.) 8.

Однако подавляющее большинство исследователей считают, что использование общесоциальных мер - это наиболее эффективный способ предупреждения молодежной девиации. По мнению японского исследователя К. Накаяма, эффективность предупреждения молодежной девиации обусловлена в первую очередь высоким уровнем социально-экономического развития страны, демократическими условиями жизни общества

УДК [323.396 + 316.66] (470 + 571)

ПРОБЛЕМЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ

Д.В. Попонов

Саратовский государственный университет, кафедра политических наук E-mail: poponovdv@mail.ru

В статье рассматриваются основные научные трактовки понятия «человеческий капитал», проводится их сравнительный анализ,

и общим уровнем культуры населения и только во вторую очередь - особой ролью практической уголовной политики9.

На наш взгляд, общесоциальное и специальное предупреждение девиантного поведения молодежи взаимосвязаны и представляют собой взаимодополняющие друг друга виды деятельности государства. При этом органы, разрабатывающие специальные меры, на основе анализа социальной и криминальной ситуации в стране или регионе должны вносить предложения по совершенствованию мер общесоциального уровня. В то же время меры общесоциальной профилактики служат базой для специального предупреждения молодежной девиации и могут быть использованы субъектами специального предупреждения в качестве источника дополнительных целеуказаний и ресурсных возможностей.

Примечания

1 См.: Козырьков В.П. Природа девиации и структура социальных норм // Вестн. Нижегород. ун-та им. Н.И. Лобачевского. Сер. Социальные науки. 2004. №1. С. 170-171.

2 См.: Криминология / Под ред. В.Е. Эминова. М., 2007. С. 74.

3 См.: Беляев Н.А. Уголовно-правовая политика и пути ее реализации. Л., 1986. С. 54-55.

4 См.: Дагель П. С. Проблемы советской уголовной политики. Владивосток, 1982. С. 5.

5 См.: Игошев К. Е. Социальный контроль и профилактика правонарушений. Горький, 1976. С. 50.

6 См.: Антонян Ю.М. Предупреждение преступности несовершеннолетних. М., 1982. С. 11-13.

7 См.: Косевич Н.Р. Профилактика преступности несовершеннолетних в малых и средних городах. М., 2004. С. 157.

8 См.: Булатов Р.М., Шеслер А.В. Криминологическая характеристика и профилактика преступности несовершеннолетних. Казань, 1999. С. 13-14.

9 См.: Nakayama K. Japan // Major criminal justice systems. L., 1981. P. 132.

раскрываются основные характеристики, структурные и функциональные элементы человеческого капитала политической элиты, модели его воспроизводства.

Ключевые слова: человеческий капитал, политическая элита.

© Д.В. Попонов, 200В

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.