Научная статья на тему 'Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних: теория вопроса'

Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних: теория вопроса Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1169
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНОМИЯ / ДЕВИАНТНОСТЬ / ДЕЛИНКВЕНТНОСТЬ / ПРАВОВОСПИТАННОСТЬ / ПРЕВЕНТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / AN ANOMY / DEVIANCE / DELINQUENCY / LAW CIVILITY / PREVENTIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пшидаток Руслан Мухтарович

В статье автор анализирует некоторые теоретические подходы к осмыслению проблем девиантного поведения молодежи и подростков. В работе также исследуются основные концепции превентивной политики государства, направленной на снижение уровня криминализации молодежной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the paper, the author analyzes some theoretical approaches to treatment of deviant behavior of youth and teenagers. The work discusses also the basic concepts of a preventive policy of the state to decrease level of criminalization of the youth environment.

Текст научной работы на тему «Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних: теория вопроса»

УДК 316.62 ББК 60.524.258 П 93

Р.М. Пшидаток,

соискатель кафедры криминологии Краснодарского юридического университета МВД

РФ, г. Краснодар, тел. 8 961 828 82 00

Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних: теория вопроса

(Рецензирована)

Аннотация. В статье автор анализирует некоторые теоретические подходы к осмыслению проблем девиантного поведения молодежи и подростков. В работе также исследуются основные концепции превентивной политики государства, направленной на снижение уровня криминализации молодежной среды.

Ключевые слова: аномия, девиантность, делинквентность, правовоспитанность, превентивная деятельность.

R.M. Pshidatok,

Applicant for Candidate degree of Criminology Department of the Krasnodar Juridical

University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Krasnodar, ph. 8 961

828 82 00

Preventive measures against deviant behavior of minors: the question theory

Abstract. In the paper, the author analyzes some theoretical approaches to treatment of deviant behavior of youth and teenagers. The work discusses also the basic concepts of a preventive policy of the state to decrease level of criminalization of the youth environment.

Keywords: an anomy, deviance, delinquency, law civility, preventive activity.

Нарушение законности и правопорядка, как социальное явление, для современного Российского государства является, бесспорно, одной из наиболее актуальных проблем. Однако, предпринимая значительные по количеству усилий и материальных затрат меры, общество не может рассчитывать на полное искоренение противоправных проявлений со стороны своих членов, полностью исключить возможность развития девиантных практик.

В общегуманитарной науке под девиантным (отклоняющимся) поведением понимается отклонения личности от установленного порядка, норм социокультурного поведения. Однако криминология справедливо изучает девиацию не как патологию конкретного индивида, а всего общества, его социальных взаимосвязей, структуры.

Так, например, в классической социологии данное явление получило название «аномия» («крушение норм», «безнормность»), характеризующие состояние общества, его социальных структур.

Данная трактовка используется и в современной науке, исследующей девиации поведения, в том числе и в отраслях, представляющих самостоятельное научное направление: криминологии, педагогике, психологии и т.д.

Анализируя проблемы девиации в исторической ретроспективе, следует отметить, что впервые проблема отклоняющегося поведения как результат трансформации норм была рассмотрена французским философом Эмилем Дюркгеймом. В своей работе «Элементарные формы религиозной жизни» он рассматривает аномию как расплывчатое

состояние нормативно-ценностной системы, отсутствие четкой общепринятой и общеобязательной трактовки социальных регуляторов [1].

В свою очередь, Р. Мертон, анализировавший другую эпоху и другую социальноисторическую систему - Соединенных Штатов Америки середины XX в., так же обращает внимание на социальные болезни общества, которые заложены в функционировании самого ценностно-нормативного механизма социальной регуляции [2].

Значительный объем исследований девиации личности проведен на научном поле юриспруденции. Так, российский юрист Я.И. Гилинский характеризует девиацию личности следующим образом:

1) поступок, действие человека, не соответствующее официально установленным или фактически сложившимся в обществе нормам (стандартам, шаблонам);

2) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам) [3].

Другой современный исследовать Н.Е. Покровский, характеризуя многообразие спектра социальных девиаций в обществе, отмечает: «Аномия заявляет о себе присутствием, прежде всего, разнообразного и постоянно расширяющегося спектра социальных девиаций. К числу легко наблюдаемых и определяемых «индикаторов» аномии можно отнести рост преступности, социальный хаос, «смятение душ», неясность жизненных целей [4].

В то же время, анализируя возможности предупреждения развития криминальных практик, следует отметить, что мировой опыт многих стран свидетельствует, о том, что полностью исключить правонарушения нельзя, так как велики число и сложность социальных и индивидуальных причин - от бедности до богатства, от социальных до индивидуальных, от политических до бытовых, от педагогических до

психоневрологических, от подростковых до старческих, от обширности знаний до полного незнания. Поэтому изжить вовсе правонарушения и преступления в масштабе страны, региона невозможно [2].

Т.е. принимаемые общественными институтами меры направлены лишь на снижение уровня правонарушений, создание определенных социальных условий, регулирующих функционирование механизмов системы правопослушного поведения. Эффективность данной деятельности зависит от качества организации системы мероприятий превентивного характера, направленных на предупреждение правонарушений.

Следует отметить, что профилактика правонарушений является широкой, всеобъемлющей, охватывающей все аспекты государственного строительства и жизни общества системой, призванной влиять на каждого члена общества.

По мнению известного исследователя в области теоретических основ превентивной деятельности государства профессора Столяренко А.М., профилактике принадлежит несколько функций:

- криминологическая (диагностическая)- заключается выявлении социальных причин и условий правонарушений, их видов, распространенности (по регионам, группам населения, по конкретным преступлениям )

- прогностическая - определение тенденций развития правонарушающего поведения лица или групп лиц на основе особенностей личности или условий;

- экспертная - оценка планируемых и осуществляемых правовых и организационных мер профилактики с позиции их эффективности в устранении причин правонарушающего поведения, а также оценка характера влияния социально-педагогических особенностей общественной жизни, среды (работы средств массовой информации, литературы, массовой культуры, моды и др.)

консультационная - оказание консультативной помощи органам, организациям ,учреждениям при подготовке мероприятий профилактического характера;

организующая - разработка на основе научных и эмпирических данных комплекса педагогически насыщенных профилактических мер, систематического применения;

методическая - разработка порядка применения приемов и методов , средств, форм, обеспечивающих своевременную, полную и правильную реализацию социальнопедагогических устремлений в профилактической работе ;

побуждающая - формирование у лиц, нуждающихся в профилактическом влиянии, побудительных мотивов для преодоления собственных недостатков и стремления к отказу от правонарушающего поведения [5].

В то же время в общем комплексе предлагаемых профилактических мероприятий современные ученые особенно выделяют как задачу превентивного направления -воспитание в обществе правовой культуры как основы правовоспитанности. Так, профессор Кикоть В.Я. утверждает: «Правовое общество невозможно без высокой правовой культуры населения, а сегодняшняя борьба государства с преступностью - без ее неуклонного повышения. Важнейшим компонентом этой культуры является правовоспитанность граждан, без которой невозможно их правомерное поведение [6].

В современной России с учетом нарастания нигилистического отношения к праву, особенно в среде подрастающего поколения, следует акцентировать внимание на актуальность происходящих в государстве процессов, направленных на построение гражданского общества. Данная социальная тенденция предусматривает значительную активизацию деятельности по формированию полноценной, всесторонне развитой личности, т.к. гражданское общество определяет своей высшей ценностью свободы и права личности, исходя из приоритета этой ценности по отношению к государству. Отсюда вытекает необходимость обращения к исследованию личностных аспектов формирования правовой культуры, и - более широко - к изучению феномена правовой культуры в целом, ее места и роли в социокультурном пространстве, затрагивающих ее процессов социальных изменений. В тоже время, анализируя уровень правовой культуры, прежде всего, следует иметь в виду ее целостный институциональный и ценностно-нормативный характер как социального образования, ее место и роль в структурировании правовой конфигурации социальных практик.

Проблемы правового воспитания и правовой культуры исследовали такие ученые, как Я.И. Гилинский, С.В. Кара, А.С. Карпиков , В.Я. Кикоть, В.Н. Кудрявцев, Н.Л. Николаева, В.П.Сальников, А.М. Столяренко, и др.

Анализируя значение правовой культуры в общей системе воспитательного воздействия, следует отметить, что каждый индивидуум в процессе жизнедеятельности получает в семье, по месту учебы, в своем обычном окружении, из книг, средств массовой информации и т.д. определенное правовое воспитание. Выдающийся отечественный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается подчас как бы случайно, мимолетно...» [7].

Данное утверждение в полной мере можно отнести и к правовому воспитанию. По мнению А.С. Карпикова, из непосредственной повседневной деятельности ( своей и окружающих ) человек сам извлекает для себя уроки в нравственном и правовом плане. Однако обилие различных факторов, сопутствующих его жизни и оказывающих влияние на результат - его правовоспитанность, - настолько велико, неравнозначно, зачастую противоречиво, что удельный вес стихийности и непредсказуемости оказывается достаточно большим, а результат несовершенным [8].

Следует отметить, что одним из средств воспитания правовой культуры является правовая пропаганда - вид специальной деятельности по распространению основополагающих и актуальных идей правового государства, укрепления законности и правопорядка, необходимости правомерного поведения, причинах преступности, аморальности криминальной субкультуры и т. д.

В то же время в процессе формирования законопослушной личности наибольшее значение имеют основные системы, в которых влияние элементов правовой культуры носит осознанный, целеустремленный и продуманный характер, приобретая форму правового всеобуча. Данное утверждение разделяется многими исследователями. Так, например, С.В. Кара пишет: «Важное место в правовом воспитании занимает изучение основ права и правового поведения в обществе, на производстве, в гражданских и экономических делах. У него большой воспитательный потенциал» [9].

Рассматривая проблему воспитания правовой культуры в молодежной среде, на наш взгляд, возможно предложить следующий вывод:

- правовая пропаганда является основным средством формирования правопослушной личности, так как применительно к личности каждого молодого человека правовая культура это не только исполнение закона, но и знание и понимание права, осознанное исполнение его предписаний, знание и выполнение своих юридических обязанностей. Правовая пропаганда призвана противостоять социокультурным и правокультурным истокам правового нигилизма в современном российском обществе как проявлению деформации структуры социального пространства.

Примечания:

1. Durkheim E. Les formes elementaires de la vie religeeuse. P., 1912. P. 610-611.

2. Общая социология: учеб. пособие / под общ. ред. А.Г. Эфендиева. М.: ИНФРА - М, 2002. С. 211.

3. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // Социологические исследования. 1991. № 4. С. 74.

4. Покровский Н.Е. Проблема аномии в современном обществе. М., 1995 С. 41.

5. Столяренко А.М. Юридическая педагогика: курс лекций. СПб., 1999. С. 92-93.

6. Юридическая педагогика / под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. М.: Закон и

право, 2004. С. 667.

7. Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1975. С. 14-15.

8. Карпиков А.С. Правовое воспитание - условия эффективной юридической деятельности // Криминологические и психолого-педагогические проблемы правового воспитания: материалы междунар. науч.-практ. конф., 24-25 апреля 2003 г. Брянск, 2003. С. 83.

9. Кара С.В. Правовое обучение и правовая пропаганда как форма правового воспитания // // Криминологические и психолого-педагогические проблемы правового воспитания: материалы междунар. науч.-практ. конф., 24-25 апреля 2003 г. Брянск, 2003. С. 114-115.

References:

1. Durkheim E. Les formes elementaires de la vie religeeuse. P., 1912. P. 610-611.

2. 2. The general sociology: a manual / general ed. A.G.Efendieva. М.: INFRA. 2002. p. 211.

3. Gilinsky Ya.I. Sociology of the deviant behavior as a special sociological theory // Sociological researches. 1991. № 4. P. 74.

4. 4. Pokrovsky N.E. The problem of anomie in the modern society. М., 1995 P. 41.

5. Stolyarenko A.M. Legal pedagogics: a course of lectures. SPb., 1999. P. 92-93.

6. Juridical pedagogics / ed. V.Ya.Kikotya, A.M.Stolyarenko. M.: The law and the right,

2004. P. 667.

7. Sukhomlinsky VA. On education. M., 1975. P. 14-15.

8. Karpikov A.S. Legal education - the conditions of effective legal activity //

Criminological and psycho-pedagogical problems of legal education: the materials of the international scientific and practical conference, April, 24-25, 2003. Bryansk, 2003. P. 83.

9. Kara S.V. The legal training and legal propaganda as the form of legal education // Criminological and psycho-pedagogical problems of legal education: the materials of the international scientific and practical conference, April, 24-25, 2003. Bryansk, 2003. P. 114-115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.