Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ УСЛОВИЙ БЛАГОПРИЯТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО КЛИМАТА ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ'

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ УСЛОВИЙ БЛАГОПРИЯТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО КЛИМАТА ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ КЛИМАТ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ / ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ / ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Басова Светлана Николаевна, Мазанкова Татьяна Васильевна, Торопова Татьяна Александровна

Развитие и активная поддержка предпринимательства, в том числе регионального, является приоритетной задачей долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. В связи с широкой территориальной (административной) дифференциацией условий, в которых осуществляют свою деятельность субъекты предпринимательства, очевидна целесообразность использования разных механизмов воздействия на субъекты предпринимательства в различных регионах. В статье под предпринимательским климатом региона понимаются общие для всех или большинства предпринимателей, действующих на той или иной территории, возможности и условия ведения бизнеса и достижения его целей. Предпринимательский климат Хабаровского края анализируется авторами как результат взаимодействия объективных (географические особенности региона, уровень развития территории, природные условия и ресурсы, население и расселение, структура, уровень развития производственной, непроизводственной и «инфраструктурной» сфер) и субъективных факторов (целенаправленная деятельность государственных и муниципальных органов власти и управления). Оценка предпринимательского климата в Хабаровском крае дополнена результатами опроса предпринимателей, в том числе имеющих опыт прекращения предпринимательской деятельности. На основе комплексной оценки сформулированы концептуальные подходы к формированию условий благоприятного предпринимательского климата хозяйствующих субъектов потребительского рынка Хабаровского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Басова Светлана Николаевна, Мазанкова Татьяна Васильевна, Торопова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL APPROACHES TO THE FORMATION OF CONDITIONS FOR FAVORABLE ENTREPRENEURIAL CLIMATE OF ECONOMIC ENTITIES OF THE CONSUMER MARKET OF THE KHABAROVSK TERRITORY

Development and active support of entrepreneurship, including the regional entrepreneurship, is a priority task of the long-term socio-economic development of the Russian Federation. Due to the wide territorial (administrative) differentiation of the conditions in which business entities carry out their activities, the expediency of using different mechanisms of influence on business entities in different regions is obvious. In this article the entrepreneurial climate of the region is understood as the opportunities and conditions for doing business and achieving its goals that are common to all or most entrepreneurs operating in a particular territory. The authors analyze the entrepreneurial climate of the Khabarovsk territory because of the interaction of objective (geographical features of the region, the level of development of the territory, natural conditions and resources, population and settlement, structure, level of development of production, non-production, and «infrastructure» spheres) and subjective factors (purposeful activity of state and municipal authorities and management). The assessment of the business climate in the Khabarovsk territory is supplemented by the results of a survey of entrepreneurs, including those with experience in stopping entrepreneurial activity. Based on a comprehensive assessment, conceptual approaches to the formation of conditions for a favorable business climate of economic entities of the consumer market of the Khabarovsk territory are formulated.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ УСЛОВИЙ БЛАГОПРИЯТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО КЛИМАТА ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

Научная статья УДК 334.7(571.62)

^1:10.22394/1818-4049-2022-98-1-28-46

Концептуальные подходы к формированию условий благоприятного предпринимательского климата хозяйствующих субъектов потребительского рынка

Хабаровского края

Светлана Николаевна Басова1, Татьяна Васильевна Мазанкова2, Татьяна Александровна Торопова3

1,2,3 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Дальневосточный институт управления - филиал, Хабаровск, Россия

1 basova-sn@ranepa.ru

2 mazankova-tv@ranepa.ru

3 toropova-ta@ranepa.ru

Аннотация. Развитие и активная поддержка предпринимательства, в том числе регионального, является приоритетной задачей долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. В связи с широкой территориальной (административной) дифференциацией условий, в которых осуществляют свою деятельность субъекты предпринимательства, очевидна целесообразность использования разных механизмов воздействия на субъекты предпринимательства в различных регионах. В статье под предпринимательским климатом региона понимаются общие для всех или большинства предпринимателей, действующих на той или иной территории, возможности и условия ведения бизнеса и достижения его целей. Предпринимательский климат Хабаровского края анализируется авторами как результат взаимодействия объективных (географические особенности региона, уровень развития территории, природные условия и ресурсы, население и расселение, структура, уровень развития производственной, непроизводственной и «инфраструктурной» сфер) и субъективных факторов (целенаправленная деятельность государственных и муниципальных органов власти и управления). Оценка предпринимательского климата в Хабаровском крае дополнена результатами опроса предпринимателей, в том числе имеющих опыт прекращения предпринимательской деятельности. На основе комплексной оценки сформулированы концептуальные подходы к формированию условий благоприятного предпринимательского климата хозяйствующих субъектов потребительского рынка Хабаровского края.

Ключевые слова: предпринимательский климат, потребительский рынок Хабаровский край, объективные и субъективные факторы, проблемы предпринимательства, меры поддержки предпринимательства, информационная культура, информационно-коммуникационное взаимодействие

Для цитирования: Басова С. Н., Мазанкова Т. В., Торопова Т. А. Концептуальные подходы к формированию условий благоприятного предпринимательского климата хозяйствующих субъектов потребительского рынка Хабаровского края // Власть и управление на Востоке России. 2022. № 1 (98). С. 28-46. https://doi. org/10.22394/1818-4049-2022-98-1-28-46

Conceptual approaches to the formation of conditions for favorable entrepreneurial climate of economic entities of the consumer market of the Khabarovsk territory

Svetlana N. Basova1, Tatyana V. Mazankova2, Tatyana A. Toropova3

1,2,3 The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, the Far-Eastern institute of management - branch of RANEPA, Khabarovsk, Russia

1 basova-sn@ranepa.ru

2 mazankova-tv@ranepa.ru

3 toropova-ta@ranepa.ru

Abstract. Development and active support of entrepreneurship, including the regional entrepreneurship, is a priority task of the long-term socio-economic development of the Russian Federation. Due to the wide territorial (administrative) differentiation of the conditions in which business entities carry out their activities, the expediency of using different mechanisms of influence on business entities in different regions is obvious. In this article the entrepreneurial climate of the region is understood as the opportunities and conditions for doing business and achieving its goals that are common to all or most entrepreneurs operating in a particular territory. The authors analyze the entrepreneurial climate of the Khabarovsk territory because of the interaction of objective (geographical features of the region, the level of development of the territory, natural conditions and resources, population and settlement, structure, level of development of production, non-production, and «infrastructure» spheres) and subjective factors (purposeful activity of state and municipal authorities and management). The assessment of the business climate in the Khabarovsk territory is supplemented by the results of a survey of entrepreneurs, including those with experience in stopping entrepreneurial activity. Based on a comprehensive assessment, conceptual approaches to the formation of conditions for a favorable business climate of economic entities of the consumer market of the Khabarovsk territory are formulated.

Keywords: entrepreneurial climate, consumer market, the Khabarovsk territory, objective and subjective factors, entrepreneurship problems, measures to support entrepreneur-ship, information culture, information and communication interaction.

For citation: Basova S. N., Mazankova T. V., Toropova T. A. Conceptual approaches to the formation of conditions for favorable entrepreneurial climate of economic entities of the consumer market of the Khabarovsk territory / / Power and Administration in the East of Russia. 2022. No. 1 (98). Pp. 28-46. https://doi.org/10.22394/1818-4049-2022-98-1-28-46

Введение

В современных социально-экономических условиях особая роль принадлежит предпринимательству, которое является движущей силой развития рыночной экономики, осуществляет значимые социальные и экономические функции, направленные, прежде всего, на повышение уровня социальной защищенности населения, а также стимулирование экономического роста и научно-технического прогресса. Именно с помощью предпринимательства создаются дополнительные рабочие места,

внедряются технологии, что способствует росту экономической мощи любой страны [Абрамов, 2020. С. 86].

Российское предпринимательство в настоящее время переживает относительно сложный и противоречивый период своего развития. Здесь фигурируют различные факторы, связанные как с внутренними экономическими аспектами, так и с внешнеполитической ситуацией. Кроме того, в нашей стране наблюдается дифференциация условий осуществления деятельности, а также имеет место разный подход к регулиро-

ванию деятельности малого и среднего предпринимательства в различных регионах РФ. Результатом является усиление дифференциации в развитии отраслей потребительского рынка - торговли и общественного питания [Веретенников, Чимитдоржиев, 2019. С. 106].

В этой связи одной из приоритетных задач долгосрочного социально-экономического развития РФ является развитие и активная поддержка предпринимательства, в том числе регионального [Дивиченко, Демененко, Лопатин, 2021. С. 16]. В настоящее время Правительство РФ уделяет значительное внимание развитию малого, среднего и крупного предпринимательства как рыночного института, обеспечивающего решение экономических и социальных задач, таких как формирование конкурентной среды, насыщение рынка товарами и услугами, обеспечение занятости, увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Несмотря на все трудности, присущие настоящему периоду развития, предпринимательство остается ключевой потенциальной «точкой роста» российской экономики.

Тем не менее, в обозначенных условиях возникает потребность переосмысления действующих концептуальных подходов и механизмов содействия хозяйствующим субъектам потребительского рынка. Очевидна целесообразность использования разных инструментов воздействия на субъекты предпринимательства в различных регионах. Определение таких подходов, механизмов и инструментов возможно после проведения всесторонней оценки предпринимательского климата на определенной территории.

Предпринимательский климат региона: сущность и факторы влияния

В данной статье понятие «предпринимательский климат» имеет обобщенный (комплексный) характер, включающий черты делового, инвестиционного и инновационного климатов. Согласимся с точкой зрения профессора Н. С. Дана-кина, по мнению которого «указанные «климаты» различаются в зависимости от области, к которой они относятся: инвестиционный климат - к условиям и фак-

торам инвестиционной деятельности, деловой - деловых отношений, предпринимательский - предпринимательской деятельности, инновационный - инновационной активности». Вместе с тем указанные дефиниции взаимосвязаны, и их различие носит больше характер акцентирования отдельных организационно-управленческих аспектов [Данакин, Ди-виченко, 2017. С. 16].

Таким образом, под предпринимательским климатом региона будем понимать общие для всех или большинства предпринимателей, действующих на той или иной территории, возможности и условия ведения бизнеса и достижения его целей.

Как известно, предпринимательский климат региона является результатом взаимодействия объективных и субъективных факторов (процессов, явлений, действий, влияющих на предпринимательский климат), а также отражающих их ситуаций в рамках отдельной территории как определенной социально-экономической системы [Бондаренко, 2017. С. 239].

К объективным региональным факторам относятся: географические особенности региона, уровень развития территории, природные условия и ресурсы, население и расселение, структура, уровень развития и особенности хозяйства производственной (промышленность, сельское хозяйство, строительство), непроизводственной и «инфраструктурной» сфер.

Следует отметить, что объективные региональные факторы меняются довольно медленно. Тем не менее, их влияние на социально-экономические процессы, в том числе и на предпринимательство, крайне динамично: один и тот же фактор может одновременно ухудшать и улучшать предпринимательский климат региона.

Субъективные факторы представляют собой целенаправленную деятельность государственных и муниципальных органов власти и управления, а также различных групп стратегического влияния, направленную на регулирование экономической деятельности в рамках страны и региона.

Эта деятельность обусловлена складывающейся в регионе институциональной средой, особенностями ее формальных и неформальных институтов. Деятельность властных структур многогранна, динамична и в еще меньшей степени, чем природные и исторические региональные факторы, поддается универсальной оценке [Попова, 2017. С. 283].

Объективные и субъективные факторы тесно взаимосвязаны. Вместе взятые они определяют региональную ситуацию - наблюдаемое состояние территории, тенденции его изменения. Складывающиеся на территории экономическая, социальная и политическая ситуации оказывают обратное воздействие на региональную политику (субъективные факторы) и частично - на объективные факторы (в особенности - на население).

В условиях рыночной экономики для органов публичной власти любой страны важнейшей задачей является создание необходимых условий для развития деловой активности и благоприятного предпринимательского климата для страны и регионов.

Благоприятный предпринимательский климат способствует созданию условий для успешного ведения бизнеса, в то время как бизнес, успешно развиваясь, выполняет свою основную социальную функцию - увеличивает отчисление налогов в бюджет территории, участвует в социально-экономическом развитии территории, на которой осуществляют свою деятельность компания и ее филиалы.

Анализ зарубежной и отечественной теории и практики развития предпринимательства позволил выделить определенные условия и факторы, способствующие благоприятному предпринимательскому климату:

- устойчивость государственной экономической и социальной политики;

- благоприятная правовая среда, обеспечивающая возможность создания и развития бизнеса, а также единство законодательства на федеральном и региональном уровнях;

- эффективная государственная политика поддержки предпринимательства;

- низкая налоговая нагрузка, применение специальных (льготных) налоговых режимов;

- высокий (необходимый) уровень развития бизнес-инфраструктуры;

- меры, способствующие притоку финансовых средств в сферу бизнеса;

- наличие (создание) государственных и частных инновационных центров;

- наличие (создание) консультационных центров;

- существование действенной системы защиты интеллектуальной собственности;

- простота процедур регулирования хозяйственной деятельности (в том числе отчетности);

- благоприятный общественный менталитет, стимулирующий рост предпринимательской деятельности;

- повышение качества трудовых ресурсов;

- информационное обеспечение и сопровождение бизнес-сообщества путем предоставления достоверной, доступной и системной информации о главных экономических новостях региона, механизмах поддержки предпринимательства, изменениях в законодательстве, успешных бизнес-проектах, консультациях специалистов по организации и ведению бизнеса;

- ориентиры бизнес-сообщества на достижение успеха, свобода творчества;

- формирование гибких рыночных механизмов повышения деловой активности предпринимателей.

Факторы и условия формирования предпринимательского климата Хабаровского края

К существенным факторам, формирующим благоприятный предпринимательский климат Хабаровского края, следует отнести факторы предпринимательского потенциала и инвестиционной активности.

Предпринимательский потенциал региона представлен совокупностью объективных природно-географических, экономических и социальных факторов, формирующих инвестиционную привлекательность региона [Торопова, 2019. С. 298].

Учитывая ресурсно-сырьевую базу, географическое расположение, близость к крупнейшим рынкам Азиатско-Тихоокеанского региона, индустриальную направленность экономики, развитую энергетическую и транспортную инфраструктуру региона, бесспорно можно констатировать, что Хабаровский край обладает достаточным и перспективным предпринимательским потенциалом.

Хабаровский край обладает разнообразными природно-сырьевыми ресурсами - земельными, водными, лесными и другими биологическими ресурсами, многочисленными полезными ископаемыми. Хабаровский край является крупным промышленным регионом, где развиты машиностроение, нефтепереработка, ле-сопереработка, энергетика, горнодобывающая, рыбопромысловая и другие отрасли. Наращивание промышленного потенциала здесь ведется на основе передовых технологий, внедрения современного оборудования.

Дальний Восток обладает мощным транзитным потенциалом. Он является одним из важнейших транспортных узлов не только на востоке России, но и в Северо-Восточной Азии. Это делает регион естественным центром всех видов транспортных сообщений - железнодорожных, воздушных, водных, автодорожных и телекоммуникационных. Хабаровский край является одним из ключевых регионов в транспортной системе Дальневосточного федерального округа. Роль края в обслуживании транзитных грузопотоков значительно возросла, транспортная инфраструктура получает серьезное развитие, что существенно важно для развития регионального потребительского рынка. Транзитные функции края, располагающегося в центре Дальнего Востока, имеют большое значение не только в региональном, но и общероссийском и международном контексте.

Существенным фактором, формирующим благоприятный предпринимательский климат региона, является его трудовой потенциал, который определяется не только количественными, но

и качественными характеристиками трудовых ресурсов [Сидорова, 2019. С. 126]. В настоящее время деятельность министерства образования и науки края осуществляется в соответствии с законодательством в рамках реализации национальных проектов «Образование», «Демография», «Цифровая экономика», краевых программ и проектов, направлена на создание современной образовательной среды и условий обучения, поддержку одаренных детей и талантливой молодежи, защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, подготовку кадров по востребованным специальностям и профессиям для развития экономики края, воспитание гармонично развитого и социально ответственного молодого поколения.

В регионе продолжается реализация нового проекта электронной базы данных «Кадровый потенциал Хабаровского края». Аналогов такой площадки по ускоренному поиску вакансий нет ни в одном субъекте РФ. Цель ее - повысить число трудоустроенных граждан на предприятиях края. Вступить в «Кадровый потенциал» могут все жители края, независимо от возраста и наличия образования. На учет могут встать не только неработающие граждане, но и те, кто планирует сменить сферу деятельности. Исходя из пожеланий человека и предъявляемых им требований к рабочему месту, специалист центра занятости населения подбирает подходящую работу, связывается с гражданином и организует собеседование с работодателем. Также сотрудник центра оказывает дальнейшее содействие в трудоустройстве. Если человека не устроила предложенная работа, поиск продолжится. Вся процедура является бесплатной. Ценность данного проекта заключается в обеспечении эффективного взаимодействия между работодателем и потенциальным работником. Для действующих предпринимателей - это дополнительная возможность при решении кадрового обеспечения своей деятельности1.

Уникальной особенностью следует отметить ответственное отношение Прави-

1 Официальный сайт Правительства Хабаровского края. URL: https://www.khabkrai.ru/ events/news/172689

тельства Хабаровского края к развитию экономики региона. Власти действительно заинтересованы в максимально эффективном использовании его потенциала. Такое отношение руководства к вверенной территории - это на самом деле большой вклад в создание благоприятного инвестиционного климата и весомый аргумент не только для крупного бизнеса, но и для развития малого и среднего предпринимательства.

В регионе осуществляется краевая государственная финансовая поддержка инвестиционной деятельности в форме:

- предоставления налоговых льгот, понижающих коэффициентов и иных мер поддержки при расчете и уплате арендной платы за земельные участки, установление размера арендной платы;

- предоставления субсидий на возмещение части затрат субъектов инвестиционной деятельности, связанных с реализацией инвестиционных проектов, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

- предоставления государственных гарантий края.

Также осуществляется мощная краевая государственная организационная поддержка предпринимательства в форме оказания информационно-консультационной и организационной помощи хозяйствующим субъектам.

Ведущей организацией, оказывающей информационно-консультационную поддержку начинающим предпринимателям, а также малому и среднему бизнесу Хабаровского края, является Центр оказания услуг «Мой бизнес», который представляет собой единую экосистему развития малого бизнеса и частной предпринимательской инициативы, работающую по принципу «одного окна», т. е. все необходимые услуги, помощь и консультации предприниматель может получить в одном месте. Главная цель Центра - популяризация предпринимательской деятельности и улучшение делового климата в Хабаровском крае. Центр оказывает поддержку на всех этапах развития бизнеса от разработки бизнес-плана до выхода на экспорт для:

- начинающих предпринимателей;

- действующих предпринимателей с целью развития их бизнеса;

- самозанятых;

- социального предпринимательства.

Полный перечень услуг и мер поддержки для предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, оказываемых Центром, представлен в таблицах 1-3.

Таким образом, вышеприведенные данные подтверждают высокий уровень работы краевых властей по поддержке малого и среднего предпринимательства, что, безусловно, способствует формированию благоприятного предпринимательского климата. Следует отметить, что нами приведен неполный перечень мер поддержки: немаловажной работой краевых органов власти является предоставление услуг по коворкингу, лизинговая поддержка, услуги многофункционального центра (далее - МФЦ), стимулирование и вовлечение субъектов малого и среднего предпринимательства (далее -МСП; СМСП) в экспортную деятельность, организация участия в выставочно-ярмарочных и иных мероприятиях.

Представленный комплекс услуг и мероприятий по поддержке предпринимательства в крае осуществляется в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» посредством реализации пяти региональных проектов:

- «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства»;

- «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию»;

- «Популяризация предпринимательства»;

- «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации»;

- «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности» [Халико-ва, 2019. С. 39].

Итогами реализации регионального проекта «Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том

Источник: составлено авторами на основе данных Официального портала поддержки малого и среднего бизнеса Хабаровского края. URL: https://msb.khabkrai. ru/business-support/education/

Таблица 1

Перечень информационно-консультационных услуг и мер поддержки предпринимательства в Хабаровском крае

Содержание | Направления / Программы

Консультационные услуги

Оказание бесплатных консультаций по всем вопросам ведения бизнеса, помощь советом и необходимыми рекомендациями по основным аспектам предпринимательской деятельности действующими специалистами и профессионалами, имеющими большой опыт в определенной сфере Маркетинговое и информационное сопровождение деятельности. Правовое обеспечение деятельности. Подбор персонала и вопросы применения трудового законодательства РФ. Финансовое и бизнес-планирование. Размещение на маркетплейсах. Социальное предпринимательство. Начало ведения собственного дела для физических лиц, планирующих осуществление предпринимательской деятельности, а также самозанятых

Образовательные услуги

Обучение по выбранной теме и формату, исходя из задач, стоящих перед бизнесом; проводят бизнес-тренеры Корпорации развития малого и среднего предпринимательства, а также привлечённые эксперты и консультанты, имеющие высокие компетенции в своей области, а в ряде случаев -личный предпринимательский опыт Ежегодные обучающие программы: «Азбука предпринимателя», «Школа предпринимательства», «Мама-предприниматель». Тренинги и семинары. Мастер-классы. Бизнес-конференции, форумы

Комплексные услуги

Набор успешного развития бизнеса -предоставляются СМСП, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы, осуществляющим предпринимательскую деятельность более года Комплексная услуга по оптимизации бизнес-процессов. Сертификация (декларирование) продукции / услуг. Сертификация Систем менеджмента качества. Разработка сайта. Содействие в разработке макетов и печати полиграфической продукции (листовки, буклеты, плакаты, флаеры). Содействие в обучении по охране труда и пожарно-техническому минимуму

числе к льготному финансированию», в 2020 г. явились:

- активный портфель микрозаймов микрокредитной компании «Фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского края» по итогам года составил 759 единиц на сумму 685,3 млн рублей;

- доля поручительств и займов, предоставленных субъектам МСП категории «микробизнес», составила 89%;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- гарантийным фондом Хабаровского края предоставлено 149 поручительств на сумму 660,3 млн рублей, что позволило субъектам МСП получить кредиты на сумму 1,92 млрд рублей;

- гарантийному фонду Хабаровского края из 86 региональных гарантийных

организаций присвоено 14 место (рейтинг А Е - финансовая устойчивость оценивается как максимально высокая);

- гарантийным фондом Хабаровского края в целях повышения мотивации сотрудников банков-партнеров к работе по программам партнерства проведен ежегодный конкурс «Кредитный специалист года».

Реализация регионального проекта «Акселерация субъектов МСП» в 2020 г. имеет следующие результаты:

1. Оказание комплекса услуг, сервисов и мер поддержки субъектам МСП в Центре «Мой бизнес»:

- 10,7% уникальных субъектов МСП охвачены услугами Центра «Мой бизнес»;

Таблица 2

Перечень мер финансовой поддержки предпринимательства

в Хабаровском крае

Содержание Направления / Программы

Имущественная поддержка

Предусмотрена Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства», осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов: - на возмездной основе; - на безвозмездной основе; - на льготных условиях В целях поддержки СМСП, в том числе оказавшихся в зоне риска в связи с осуществлением мер по противодействию распространению на территории Хабаровского края коронавирусной инфекции С0УГО-2019, министерством имущественных отношений края подготовлено распоряжение Правительства Хабаровского края от 15.04.2020 № 355-рп «О мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства». Оказываемой Правительством края и органами местного самоуправления имущественной поддержкой могут воспользоваться не только субъекты малого и среднего предпринимательства края, но и физические лица, не являющиеся инди-видуальными предпринимателями и применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход». Имущественная поддержка осуществляется на основании Постановления Правительства Хабаровского края от 28 декабря 2020 г. № 569-пр

Поручительство

Утвержден Порядок (протокол № 332 от 14.12.2020 г.) предоставления поручительства Гарантийного фонда Хабаровского края по финансовым обязательствам СМСП, физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» и (или) организаций инфраструктуры поддержки Хабаровского края перед партнерами Действуют следующие Программы: - Поручительство для инвестиций; - Поручительство для обеспечения кредитов / займов на пополнение оборотных средств; - Поручительство для обеспечения рефинансируемых кредитов / займов; - Поручительство для обеспечения банковских гарантий; - Поручительство для физических лиц, применяющих специальный налоговый режим; - Поручительство по лизингу; - Поручительство фонда, выдаваемое совместно с прямой гарантией корпорации МСП/ МСП банка (согарантия)

Микрозаймы / Льготное кредитование

Утверждено Положение о Порядке и условиях предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства Хабаровского края Микрокредитной компанией «Фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского края» Действуют следующие Программы: - Микрозаем «Старт» - для начинающего бизнеса; - Микрозаем «Профессиональный» - на приобретение основных средств, пополнение оборотных средств; - Микрозаем «Стандарт» - на оборотные средства; - Микрозаем «Развитие» - на приобретение основных средств; - Микрозаем «Рефинансирование» - на погашение кредитных обязательств; - Программы льготного финансирования малого и среднего бизнеса, осуществляемые банками

Источник: составлено авторами на основе данных Официального портала поддержки малого и среднего бизнеса Хабаровского края. URL: https://msb.khabkrai. ru/business-support/education/

Таблица 3

Перечень организационно-правовых услуг и мер поддержки предпринимательства в Хабаровском крае

Содержание Направления / Программы

Регистрация бизнеса

В Центре оказания услуг «Мой бизнес» можно оформить ООО/ИП с помощью сервиса «Деловая среда» без затрат на государственную пошлину Деловая среда - это совместный проект Министерства экономического развития РФ и ПАО «Сбербанк». Сервис позволяет дистанционно зарегистрировать бизнес и открыть счет в банке без посещения клиентом ФНС и отделения банка. Срок регистрации ООО/ИП в ФНС - 3 рабочих дня. Для оформления ООО/ИП необходимо иметь доступ в Сбербанк-онлайн и доступ к электронной почте

Защита прав предпринимателей

Рассмотрение обращений (предложений, заявлений, жалоб) Уполномоченным по защите прав предпринимателей. Право на подачу жалобы Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае имеют: - субъекты предпринимательской деятельности, зарегистрированные в органе, осуществляющем государственную регистрацию на территории Хабаровского края; - субъекты предпринимательской деятельности, права и законные интересы которых были нарушены на территории Хабаровского края Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае рассматриваются жалобы на решения или действия (бездействие): - органов государственной власти Хабаровского края; - территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Хабаровском крае; - органов местного самоуправления; - иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями; - должностных лиц, нарушающих права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности

Источник: составлено авторами на основе данных Официального портала поддержки малого и среднего бизнеса Хабаровского края. URL: https://msb.khabkrai. ru/business-support/education/

- более 4-х тысяч консультаций по актуальным вопросам ведения бизнеса для 2435 субъектов МСП и 555 физических лиц;

- 476 государственных и муниципальных услуг оказано для субъектов МСП окном МФЦ на базе центра «Мой бизнес»;

- осуществлено 18 выездных консультационных сессий «Бизнес-десант» (18 муниципальных образований края, 134 субъекта МСП, 26 физических лиц);

- принято 3784 обращения на телефон горячей линии для предпринимателей и инвесторов.

2. Содействие в популяризации продукции (товаров, работ и услуг):

- поступило 348 заявок от субъектов МСП, одобрено 218 заявок на сумму более 23 млн рублей;

- для двух субъектов МСП организовано участие в выставке-ярмарке в г. Южно-Сахалинск;

- четырем субъектам МСП оказаны услуги по подготовке пакета документов для привлечения финансирования, из которых заявки двух субъектов МСП одобрены федеральным Фондом развития промышленности;

- 16 субъектам МСП оказаны услуги по содействию в размещении на электронных торговых площадках;

- 10 субъектам МСП предоставлены

услуги по содействию в размещении на маркетплейсах;

- оказано содействие в подготовке бизнес-планов, проведение экспертизы 17 гражданам.

При реализации регионального проекта «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности» обеспечено достижение показателей целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности Хабаровского края за 2020 г. на уровне не ниже 85%. В перечни краевого и муниципального имущества, предназначенного для предоставления в аренду субъектам МСП, включено 5 625 объектов государственного и муниципального имущества, субъектам МСП передано в аренду более 68% объектов, включенных в перечни. С 01 июля 2020 г. введен специальный налоговый режим для самозанятых граждан «Налог на профессиональный доход». За период с 01 июля 2020 г. (по состоянию на 31 декабря 2020 г.) в качестве самозанятых зарегистрировано 6 036 человек, через специальное приложение «Мой налог» зарегистрировано свыше 645 тыс. чеков на общую сумму более 423 млн рублей. Продлена возможность получить налоговые каникулы для начинающих предпринимателей, выбравших упрощенную или патентную систему налогообложения. Налоговые поступления от индивидуальных предпринимателей по специальным налоговым режимам за 2020 г. составили 3,5 млрд рублей.

Обозначенные результаты реализации краевых проектов по поддержке малого предпринимательства свидетельствуют об ответственном отношении Правительства Хабаровского края по формированию благоприятного предпринимательского климата в регионе.

Тем не менее, по данным Агентства стратегических инициатив, составляющего Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, Хабаровский край имеет низкую рейтинговую позицию в 2020 г. - 63 место из 85 регионов

(для сравнения: 2018 г. - 18 место, 2019 г. - 39 место). Губернатор Хабаровского края М. В. Дегтярев в качестве проблем, которые приводят к соответствующей низкой позиции в рейтинге, отмечает следующие:

- низкая доступность трудовых ресурсов, несмотря на разработанную «дорожную карту» по этому вопросу;

- проблемы в регуляторной среде, связанные с качеством предоставления государственных услуг для бизнеса: время прохождения, количество процедур и удовлетворенность предпринимателей типовыми административными процедурами (например, регистрация юридических лиц, выдача разрешений на строительство, выдача лицензий, регистрация прав собственности на недвижимость, подключение к электросетям)2.

Оценка предпринимательского климата Хабаровского края

С целью комплексной оценки предпринимательского климата в Хабаровском крае обратимся к результатам опроса предпринимателей, в том числе имеющих опыт прекращения предпринимательской деятельности.

Подробно результаты исследования на основе анкетного опроса предпринимателей изложены в опубликованной в научном журнале «Экономика и предпринимательство» статье «Факторы благоприятного инвестиционного и делового климата хозяйствующих субъектов потребительского рынка Хабаровского края» [Басова, Мазанкова, Торопова, 2021. С. 499-507].

В данной статье остановимся на полученных результатах, которые представляют интерес для разработки концептуальных подходов и механизмов содействия хозяйствующим субъектам потребительского рынка Хабаровского края.

По результатам опроса действующих и закрывших бизнес предпринимателей существенная доля респондентов 46,7% и 64,3% соответственно не имела предпринимательский опыт до момента регистрации своего предприятия, при этом 60%

2 Михаил Дегтярев: предприниматели края на «отлично» оценили обновленные Инвестиционный портал и Портал поддержки малого и среднего бизнеса // Официальный сайт Правительства Хабаровского края. Новости 25.06.2021 г.. URL: https://www.khabkrcd.ru./events/news/184698

действующих предпринимателей и 50% закрывших бизнес опрошенных не получали какого-либо дополнительного обучения в сфере предстоящей деятельности.

Основными видами обучения перед созданием бизнеса были отмечены такие как: обучение партнерами по бизнесу (франчайзинг и др.) - 20%; обучение и консультации в организациях содействия развитию предпринимательской деятельности - 13,5%; курсы повышения квалификации в государственных образовательных учреждениях - 6,5%; консультации в Фонде поддержки МСП, органах местного самоуправления - 7%; получили специальное высшее образование по экономике и управлению торговлей - 7%.

Из прекративших предпринимательскую деятельность респондентов 21,4% осуществляли бизнес менее года, 42,9% - от года до 5 лет; 35,7% - более 5 лет (рис. 1).

Таблица 4

Распределение ответов респондентов по основным трудностям при открытии собственного бизнеса, в %

Отмеченные трудности Опрошенные предприниматели

Действующие Закрывшие бизнес

Большое количество документов для оформления, затянутость процедур регистрации бизнеса - 7,1

Налоговое бремя (высокие налоги, жесткая налоговая политика) 53,7 50,0

Высокая конкуренция 53,3 28,6

Дорогая аренда 20,0 50,0

Недостаток знаний, неопытность 46,7 28,6

Несовершенство законодательной системы 33,3 57,0

Недостаток начального капитала, существенные затраты при открытии 40,0 35,7

Проблемы в реализации продукции 20,0 14,3

Недостаток квалифицированного персонала 33,3 35,7

Отсутствие полной и достоверной информации о рынке и об игроках рынка 20,0 14,3

Отсутствие полной информации о мерах государственной поддержки при открытии 40,0 21,4

Источник: составлено авторами по результатам исследования «Концептуальные подходы к формированию условий благоприятного инвестиционного и делового климата хозяйствующих субъектов потребительского рынка» в рамках гранта Правительства Хабаровского края (постановление от 07.07.2021 № 550-рп «О предоставлении некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями грантов в форме субсидий из краевого бюджета на реализацию проектов в области научных исследований в направлении гуманитарных и общественных наук в 2021 году»).

■ менее года □ от- года до пяти лет □ более гштн лег

Рис. 1. Период ведения предпринимательской деятельности респондентами, закрывшими бизнес

Распределение ответов по основным трудностям, с которыми столкнулись опрошенные предприниматели, закрывшие свой бизнес, и действующие предприниматели при создании своего бизнеса, представлено в таблице 4.

Как видно из представленных данных, к главным трудностям, с которыми стал-

киваются предприниматели при открытии своего дела, относятся:

- несовершенство законодательной системы, в том числе связанное с налогообложением;

- высокие затраты на ведение бизнеса (стартовый капитал, аренда);

- недостаток знаний, неопытность и низкая информированность начинающих и опытных предпринимателей о состоянии рынка и осуществляемой государственной поддержке.

Результаты опроса показали практически отсутствующее административное давление (существующие барьеры) со стороны государственных органов. Так, 63,4% предпринимателей, закрывших бизнес, и 60% действующих хозяйствующих субъектов отметили, что административного давления не оказывалось. Периодически сталкивались с административным давлением со стороны органов государственной власти 33,3% действующих и 21,7% закрывших бизнес предпринимателей. Наибольшие препятствия ведению бизнеса респонденты отмечают со стороны налоговых органов

- 14,3%, со стороны правоохранительных органов - 7,1%, со стороны органов местного самоуправления - 7,1%, со стороны прочих органов - 7,1%.

Предприниматели, которые закрыли свой бизнес, охарактеризовали деятельность органов власти в сфере соответствующего бизнеса нейтральным образом: 43% респондентов затруднились ответить; 50% отметили, что органы власти ничего не предпринимали, этого и не требовалось; 7% - органы власти помогали бизнесу своими действиями. С нарушениями установленных законодательством сроков выдачи документов со стороны государственных органов (разрешений, лицензий) большинство респондентов (57,1%) не сталкивалось, остальные респонденты не нуждались в получении разрешений и лицензий. Большинство предпринимателей (64,3%) при ведении бизнеса ни разу не подвергались проверкам со стороны контрольных органов; 21,4% - попадали под проверку один раз в три года; 7%

- один раз в год и 7% - чаще двух раз в год. Несмотря на то, что 7% - это несуще-

ственный показатель, на него стоит обратить внимание. По оценке Губернатора Хабаровского края М. В. Дегтярева «показатель проверок у регионов-лидеров не превышает одного раза», это показатель, к которому нужно стремиться и Хабаровскому краю2.

Постановления о назначении административного наказания неоднократно выносились 14,3% опрошенным, однократно выносились - 14,3%, не выносились никогда - 71,4%.

Основными причинами, препятствующими ведению бизнеса, предприниматели, имеющие опыт его закрытия, назвали следующие: снижение покупательной способности населения - 71,4%; слишком частое изменение законодательства - 50%; нехватка квалифицированных кадров -42,9%; высокая арендная плата - 42,9%; высокая фискальная нагрузка - 35,7%; недобросовестная конкуренция - 28,6%; ограниченный доступ к финансовым и кредитным ресурсам - 21,4%; сложные процедуры получения финансовой поддержки - 14,3%; неэффективная работа судебной системы - 7,1%; сложности в присоединении к сетям - 7,1%; недостаток правовых знаний в области ведения своего бизнеса - 7,1%.

Отметим, что нулевыми остались ответы по проведению проверок контролирующими органами и уровню коррупции, что является положительным моментом в организации работы государственных органов в отношении бизнеса.

Резюмируя результаты исследования по причинам, препятствующим ведению бизнеса, следует отметить, что и в других ответах предпринимателей ранее отмечались несовершенство законодательства и налоговой системы, высокие затраты по ведению бизнеса и недостаток знаний.

Интерес вызывает такая причина, обозначенная предпринимателями, закрывшими бизнес, как нехватка квалифицированных кадров. Действующие предприниматели также испытывают определенные кадровые проблемы несмотря на то, что большинство респондентов (60%) оценивают ситуацию с кадрами как удовлетворительную (20% - ситуация с кадрами благоприятная; 20 % - ситуация

с кадрами неблагоприятная). В качестве основных причин, имеющих негативное влияние на ситуацию с кадрами, предприниматели отмечают: неверный подбор персонала - 26,7%; плохую адаптацию персонала - 20%; неудовлетворенность условиями труда - 13,3%; отсутствие возможности карьерного роста - 20%; неудовлетворенность сотрудниками со стороны руководства - 13,3%; отсутствие кадров на рынке труда в сфере общественного питания - 6,7%.

На наш взгляд, большинство причин относится к внутренним проблемам бизнес-единицы и вполне вероятно связаны с отсутствием управленческих знаний владельца или управляющего бизнесом, что легко решается посредством обучения по специальным программам. Отсутствие возможного карьерного роста, скорее всего, обусловлено тем, что большинство предпринимателей не имеют эффективного развития по причинам низкой покупательской способности, высокой конкуренции и ранее обозначенных трудностей ведения бизнеса. А вот такая причина, как нехватка специалистов на рынке труда - это уже внешнее обстоятельство, которое должно решаться на государственном уровне.

Большая часть респондентов, участвующая в опросе, является представителями микропредприятий с годовым объемом оборота до 120 млн рублей (93,3%), имеющих до 15 наемных работников (86,7%), опирающихся в качестве источников финансирования в настоящее время на собственные средства (86,7%) и вкладывающих нераспределенную прибыль в развитие и расширение бизнеса (80%).

Значительная часть опрошенных (46,7%) оценивает условия для ведения малого и среднего бизнеса в настоящий момент как «плохие», 13,3% респондентов оценивают условия как «очень плохие», 40% - как «хорошие». Состояние разных видов поддержки предпринимательства со стороны государства опрошенные действующие субъекты МСП оценивают в целом отрицательно: очень хорошие - 0%; хорошие - 26,7%; плохие - 46,7%; очень плохие - 26,7%. Общую экономическую ситуацию в своей организации в 2021 г.

большинство предпринимателей (66,7%) оценивают как удовлетворительную, 13,3% - считают неудовлетворительной; 20% - благоприятной. Следует отметить, что 86,7% не приостанавливали свою деятельность в анализируемом году в условиях «ковидных» ограничений.

Тем не менее, предприниматели нуждаются во внимании государства к их деятельности и наиболее эффективными мерами государственной поддержки видят следующие:

- имущественная поддержка (льготная аренда, выкуп в рассрочку, безвозмездное пользование) - 64,3%;

- налоговые преференции - 57,1%;

- финансовая поддержка - 57,1%;

- льготное кредитование - 21,4%;

- информационно-консультационная поддержка - 21,4%;

- правовая поддержка - 14,3%;

- государственный, муниципальный заказ - 14,3%;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- организация бизнес-инкубаторов, технопарков - 7,1%;

- не мешать (собственный ответ респондента) - 7,1%;

- обучение персонала - 0%.

Таким образом, значимыми мерами государственной поддержки для предпринимателей являются имущественная, налоговая, финансовая и информационно-консультационная.

Эта информация подтверждается ответами респондентов на вопрос о необходимости обучения и консультаций, а также их тематике. Так, по результатам опроса в обучении и консультационной поддержке во время ведения бизнеса нуждались 35,7% опрошенных; 28,6% - только в консультационной поддержке; 7,1% - только в обучении; 28,6% - не ощущали потребности в обучении и консультациях. Интерес к темам для обучения распределился следующим образом. В первую очередь предприниматели хотели бы получать знания и консультации по оформлению трудовых отношений с работниками (50%), на втором месте тема проверок контролирующими органами (42,9%), далее существенная доля заинтересованности принадлежит темам бухгалтерского учета и налогообложения

и существующим формам государственной поддержки (35,75). Также предпринимателей интересуют тема продажи в Интернете (28,6%) и тема разработки маркетинговой стратегии (21,4%).

Выводы и предложения

Обобщив представленные выше результаты исследования, авторы пришли к противоречивому выводу. С одной стороны, анализ открытых источников демонстрирует широкий перечень услуг и мер по поддержке малого и среднего предпринимательства со стороны органов власти, а также достижение определенных результатов по реализации различных программ, что способствует формированию благоприятного предпринимательского климата в Хабаровском крае. С другой стороны - видение предпринимателей, осуществляющих деятельность в реальных условиях, испытывающих определенные трудности и проблемы ведения бизнеса, и которые не решаются, согласно результатам опроса, воспользоваться существующим широким перечнем услуг и мер по поддержке предпринимательства.

Основная причина такого противоречия, на наш взгляд, заключается в неэффективном информационно-коммуникационном взаимодействии органов государственной власти и представителей малого и среднего бизнеса, а также в недоверии предпринимателей государству.

Очевидно, что предприниматели имеют высокую потребность в достоверной, доступной и системной информации широкого спектра, которая, следует особо подчеркнуть, представлена на региональных электронных платформах. Но при этом низкий уровень информационной культуры современного общества, заключающийся в неумении ориентироваться в этом огромном объеме информационных ресурсов, приводит к снижению показателей эффективности деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.

У предпринимателей, как показал опрос, зачастую существует острая по-

требность не только в осведомленности о существующих госпрограммах поддержки, но и в оперативной коммерческой информации, связанной с наличием свободных производственных, материальных, финансовых и трудовых ресурсов; в сведениях о среде хозяйственной деятельности (нормативная и законодательная информация, экономические новости о событиях, информация о результатах развития науки и техники, о правильном оформлении трудовых отношений и т. д.).

Для полного понимания обозначенной проблемы дополним полученные результаты исследования данными инициативного комплексного социологического исследования, которое было проведено в 2020 г. Аналитическим центром «НАФИ», согласно которым: «75% микро- и малого бизнеса знают о мерах господдержки, но только 9% ей пользовались; 25% предпринимателей не слышали и не знают о мерах господдержки; 80% полагают, что получить помощь от государства сложно; 77% могли бы обратиться за финансовой помощью, если бы ее можно было легко получить»3.

Основные причины, из-за которых предприниматели не могут воспользоваться мерами господдержки: плохая информированность о формах госпомощи и низкий уровень компетенции госслужащих, которые взаимодействуют с бизнесом. 28% предпринимателей, которые ранее не обращались за поддержкой, считают, что для её получения приходится тратить много времени, собирать большое количество документов и доказывать, что они соответствуют ряду важных критериев. Однако предприниматели, получившие господдержку, обычно удовлетворены и могут быть использованы в качестве «послов» господдержки для новичков. Для предпринимателей без опыта господдержка - это нечто мифологическое, что невозможно получить. 23% не верят в помощь от государства3.

Чтобы получить господдержку, предприниматели вынуждены собирать информацию из разных источников. Они

3 Официальный портал Центра содействия развитию предпринимательства Новосибирской области. URL: https://mbnso.ru/

не знают, с кем можно проконсультироваться о получении помощи. При сборе документов ожидание готовности различных справок занимает много времени, которые часто приходится переделывать из-за ошибок и истечения сроков. После получения господдержки бизнесмены сталкиваются с проверками целевого расходования средств. При подготовке отчетов возникают проблемы из-за неясных и сложных формулировок.

В этой связи в целях развития информационно-коммуникационного взаимодействия и доверительного диалога между властью и бизнесом можно рекомендовать следующее:

1) повсеместное проведение информационной кампании по популяризации господдержки с привлечением федеральных и региональных СМИ, а также реальных предпринимателей. На наш взгляд, необходимо охватить и перспективную аудиторию - школьников старших классов, студентов техникумов, колледжей, вузов;

2) централизировать и унифицировать процесс подачи заявки на господдержку по типу работы «единого окна» для получения господдержки, тем более что есть региональный опыт. Разработать четкие пошаговые инструкции и алгоритмы в получении господдержки;

3) развивать образовательные программы для предпринимателей с учетом отраслевой и региональной специфики и реальных запросов предпринимателей;

4) упростить системы отчетности после получения господдержки;

5) организовать обучение сотрудников инфраструктуры, консультационную поддержку предпринимателей;

6) транслировать положительный опыт государственной поддержки начинающим предпринимателям посредством живого общения, а также социальных сетей.

Отдельно следует остановиться на рекомендациях по развитию образовательно-консультационного направления поддержки местного предпринимательства:

1) данная деятельность должна иметь целевую ориентацию, то есть направлена на определенную целевую аудиторию, которая нуждается в соответствующих кон-

сультациях и обучении;

2) обучение должно соответствовать региональной специфике, тем не менее следует активно применять бенчмаркинг;

3) при обучении применять предпринимательский подход, при котором:

- цели обучения обсуждаются и вырабатываются совместно;

- занятия строятся гибко, с учетом потребностей слушателей;

- слушатели участвуют в процессе обучения не пассивно, а активно, «генерируя» знания при поддержке спикера;

- реализуется не столько предметно-функциональная схема обучения, сколько проблемно-междисциплинарная;

4) использовать приемлемую форму обучения, исходя из возможностей исполнителей с учетом занятости слушателей, графика их работы, имеющегося уровня подготовки. Актуальный формат обучения в настоящее время - это онлайн, но живое общение с преподавателями, консультантами и коллегами более продуктивно и эффективно;

5) осуществлять консультации и обучение местного бизнес-сообщества по интересующим и актуальным темам, выявленным в ходе опроса.

Вышеприведенные рекомендации наглядно проиллюстрированы концептуальной моделью формирования условий благоприятного предпринимательского климата (рис. 2).

Как видно из результатов опроса местных предпринимателей, последние особенно нуждаются в имущественной поддержке. По словам предпринимателей, ежемесячная аренда коммерческого имущества является тяжким финансовым грузом, который перекрывает творчество и энтузиазм предпринимателей в выполнении важных социальных функций бизнеса. Следует отметить, что региональными органами власти работа в этом направлении осуществляется значительная: на портале поддержки малого и среднего бизнеса Хабаровского края, на первый взгляд, представлена вся необходимая информация: реестр государственного и муниципального имущества, условия аренды государственного имущества, немалое количество ссылок на электронные ресурсы, обратившись к которым можно получить

Рис. 2. Концептуальные подходы к формированию условий благоприятного предпринимательского (делового и инвестиционного) климата

дополнительную информацию. Однако, как было отмечено ранее, предпринимателям очень сложно ориентироваться в этом огромном объеме информационных ресурсов. В этой связи требуется разработка некой дорожной карты для предпринимателя по предоставлению ему возможности в получении государственной имущественной поддержки и его скрупулёзном сопровождении «под ключ»: от момента обращения до получения желаемого имущества.

Существенным подспорьем для предпринимателей (по результатам опроса) является получение налоговых преференций. Уплата налогов на территории Хабаровского края, основания, порядок и условия применения налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков, отдельные элементы налогообложения по федеральным налогам и специальным налоговым режимам регулируется Законом Хабаровского края № 308 от 10.11.2005 г. «О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае» (в ред. от 24.11.21 г.). Последние редакции указанного Закона в период 2020-2021 гг. свя-

заны с налоговыми предложениями Президента РФ, направленными на борьбу с экономическим кризисом из-за распространения коронавируса.

Таким образом, только за последние два года Правительством края разработан ряд льгот и налоговых преференций для малых и средних предприятий, в первую очередь, в тех отраслях экономики, которые наиболее пострадали от негативного влияния пандемии коронавируса, в том числе сфера общественного питания, а налоговые каникулы, установленные для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих определенные виды деятельности, существовали и до периода пандемии. Но, по словам многих предпринимателей, они не знали об этом в момент открытия бизнеса, так же как и сейчас многие не знают об определенных послаблениях налоговой нагрузки. И причина все та же - недостаток информации, недоведение актуальной и своевременной информации до предпринимателя.

В этой связи ключевой рекомендацией

в рассмотренном вопросе является повышение степени осведомленности и информированности бизнес-сообщества о существующих налоговых режимах, преференциях, каникулах, льготах. Необходимо дополнить действующие Портал поддержки малого и среднего бизнеса Хабаровского края ( ьирб^/шбь. khabkrai.ru/) и Портал Центра «Мой бизнес» (https://moibizkhv.ru/) обязательным разделом «Налоговые меры поддержки бизнеса». На портале поддержки малого и среднего бизнеса Хабаровского края (https://msb.khabkrai.ru/) рекомендуем добавить строку поиска для введения ключевых запросов, которые актуальны и интересны для предпринимателя - посетителя соответствующего ресурса.

Подводя итоги анализа объективных и субъективных факторов формирования

благоприятного предпринимательского климата Хабаровского края, заключим: Хабаровский край имеет достаточный и перспективный предпринимательский потенциал, представленный объективными природно-географическими, экономическими и социальными факторами, которые способствуют инвестиционной привлекательности региона. Также в крае осуществляется мощная целенаправленная деятельность органов публичной власти по поддержке малого и среднего предпринимательства, все существующие виды и меры государственной поддержки в крае представлены. Проблема лишь в степени осведомленности (информированности) бизнес-сообщества и его доверии государству, которая может быть в значительной мере устранена посредством реализации обозначенных в статье рекомендаций.

Список литературы:

1. Абрамов Г. А. Методика мониторинга предпринимательского климата как условие инновационного предпринимательства / / Технико-технологические проблемы сервиса. 2020. № 4 (54). С. 86-90 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ metodika-monitoringa-predprinimatelskogo-klimata-kak-uslovie-razvitiya-innovat-sionnogo-predprinimatelstva

2. Басова С. Н., Мазанкова Т. В., Торопова Т. А. Факторы благоприятного инвестиционного и делового климата хозяйствующих субъектов потребительского рынка Хабаровского края // Экономика и предпринимательство. 2021. № 8 (133). С. 499-507.

3. Бондаренко И. В. Дефинициальная характеристика и классификация факторов предпринимательского климата региона // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2017. № 4. С. 235-240.

4. Веретенников А. Н., Чимитдоржиев Ж. Ж. Тенденции и барьеры развития российского рынка услуг питания // Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права. 2019. №2 (100). С. 103-113.

5. Данакин Н. С., Дивиченко О. И. Концептуальный анализ понятия «Предпринимательский климат» / / Теория и практика общественного развития. 2017. № 5. С. 1.

6. Дивиченко О. И., Демененко И. А., Лопатин И. И. Проблемы формирования предпринимательского климата региона // Известия вузов. Поволжский регион. Общественные науки. 202 1. №4 (60). С. 16-25 URL: https: / / cyberleninka.ru/article/n/ problemy-formirovaniya-predprinimatelskogo-klimata-regiona DOI: 10.21685/20723016-2021-4-2

7. Имаева Г. Р. Предпринимательский климат в России и формирующие его факторы: социологический анализ // Мониторинг. 2013. № 2 (114). С. 114-121. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predprinimatelskiy-klimat-v-rossii-i-formiruy-uschie-ego-faktory-sotsiologicheskiy-analiz

8. Попова И. В. Аналитический обзор методик оценки предпринимательского климата региона // КНЖ. 2017. № 4 (21). С. 283-285 URL: https://cyberleninka.ru/

article/n/analiticheskiy-obzor-metodik-otsenki-predprinimatelskogo-klimata-regiona

10. Сидорова Н. П. Влияние уровня жизни населения на формирование миграционных настроений // Власть и управление на Востоке России. 2019. No 1 (86). С. 126-133.

11. Торопова Т. А. Проблемы малого предпринимательства в сфере торговли Хабаровского края. Актуальные проблемы управления экономикой региона. Сборник статей международной научно-практической конференции. 2019. С. 296301.

12. Халикова С. С. Перспективы развития малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае в условиях реализации национального проекта // Власть и управление на Востоке России. 2019. № 3 (88). С. 37-46.

References:

1. Abramov G. A. Methodology for monitoring the entrepreneurial climate as a condition for innovative entrepreneurship Tekhniko-tekhnologicheskiye problemy servisa [Technical and technological problems of service], 2020, no. 4 (54), pp. 86-90 URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/metodika-monitoringa-predprinimatelskogo-klimata-kak-us-lovie-razvitiya-innovatsionnogo-predprinimatelstva (In Russian).

2. Basova S. N., Mazankova T. V., Toropova T. A. Factors of a favorable investment and business climate for economic entities of the consumer market of the Khabarovsk Territory Ekonomika ipredprinimatel'stvo [Economics and Entrepreneurship], 2021, no. 8 (133), pp. 499-507. (In Russian).

3. Bondarenko I. V. Definition and classification of factors of the entrepreneurial climate in the region Gosudarstvennoye i munitsipal'noye upravleniye. Uchenyye zapiski [State and municipal management. Scientific notes], 2017, no. 4, pp. 235-240. (In Russian).

4. Veretennikov A. N., Chimitdorzhiev Zh. Zh. Trends and barriers to the development of the Russian food service market Vestnik Khabarovskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i prava [Bulletin of the Khabarovsk State University of Economics and Law], 2019, no. 2 (100), pp. 103-113. (In Russian).

5. Danakin N. S., Divichenko O. I. Conceptual analysis of the concept of "Entrepreneurial climate" Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and practice of social development], 2017, no. 5, p. 1. (In Russian).

6. Divichenko O. I., Demenenko I. A., Lopatin I. I. Problems of formation of the entrepreneurial climate in the region Izvestiya vuzov. Povolzhskiy region.. Obshchestvennyye nauki. [Izvestiya vuzov. Volga region. Social Sciences], 2021, no. 4 (60), pp. 16-25 URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/problemy-formirovaniya-predprinimatelskogo-klimata-regiona D0I:10.21685/2072-3016-2021-4-2 (In Russian).

7. Imaeva G. R. Entrepreneurial climate in Russia and its factors: a sociological analysis Monitoring [Monitoring], 2013, no. 2 (114), pp. 114-121. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/predprinimatelskiy-klimat-v-rossii-i-formiruyuschie-ego-faktory-sotsiologiches-kiy-analiz (In Russian).

8. Popova I. V. Analytical review of methods for assessing the entrepreneurial climate of the region Karel'skiy nauchnyy zhurnal [Karelian scientific journal], 2017, no. 4 (21), pp. 283-285 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiticheskiy-obzor-metodik-otsenki-predprinimatelskogo-klimata-regiona (In Russian).

10. Sidorova N. P. Influence of the standard of living of the population on the formation of migration moods Vlast' i upravleniye na Vostoke Rossii [Power and administration in the East of Russia], 2019, no 1 (86), pp. 126-133. (In Russian).

11. Toropova T. A. Problems of small business in the sphere of trade in the Khabarovsk Territory. Actual problems of economic management of the region. Collection of articles of the international scientific-practical conference. 2019, pp. 296-301. (In Russian).

12. Khalikova S. S. Prospects for the development of small and medium-sized business-

es in the Khabarovsk Territory in the context of the implementation of the national project Vlast' i upravleriiye na Vostoke Rossii [Power and administration in the East of Russia], 2019, no. 3 (88), pp. 37-46. (In Russian).

Статья поступила в редакцию 17.02.2022; одобрена после рецензирования 01.03.2022; принята к публикации 04.03.2022.

The article was submitted 17.02.2022; approved after reviewing 01.03.2022; accepted for publication 04.03.2022.

Информация об авторах

С. Н. Басова - канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента и предпринимательского права, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Дальневосточный институт управления

- филиал;

Т. В. Мазанкова - канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента и предпринимательского права, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Дальневосточный институт управления - филиал;

Т. А. Торопова - канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента и предпринимательского права, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Дальневосточный институт управления

- филиал.

Information about the authors

S. N. Basova - Candidate of Economics, Associate Professor, the chair of management and business law, the Far-Eastern institute of management - branch of RANEPA;

T. V. Mazankova - Candidate of Economics, Associate Professor, the chair of management and business law, the Far-Eastern institute of management - branch of RANEPA;

T. A. Toropova - Candidate of Economics, Associate Professor, the chair of management and business law, the Far-Eastern institute of management - branch of RANEPA.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.