Концептуальные подходы к формированию новой модели развития российского туризма для XXI века
Conceptual approaches to the formation of a new model of development of Russian tourism in the XXI century
Биржаков М. Б., Житенёв С. Ю., Николаев Е. М., Новиков В.С., Кирова М. С., Путрик Ю. С., Соловьёв А. П.
М. Birzhakov, С. Zhitenev, E. Nikolaev, V. Novikov, M. Kirova, Ju.Putrik, A. Soloviev (International Tourism Academy)
Новые геополитические реалии в сочетании с воздействием глобальной сети internet привели к изменениям не только в структуре въездного, выездного и внутреннего туристского потока в Российской Федерации, но и создали предпосылки для формирования новой модели управления и координации сферы туризма, предполагающей новые приоритеты подходы при формировании туристской инфраструктуры, информационно-методическом сопровождении, нормативно-правовом регулировании и подготовке профессиональных кадров.!
New geopolitical realities, combined with the impact of a global network of Internet led to changes not only in the structure of inbound, outbound and domestic tourist traffic in the Russian Federation, but also created the preconditions for the formation of a new model of management and tourism industry coordination, involving the new priorities in the formation of the tourist infrastructure, information and methodological support, legal regulation and training of professional personnel.!
Ключевые слова: туризм, модель, саморегулирование, оздоровление.
Keywords: tourism, model, self-regulation, improvement.!
Отечественная туристская отрасль стоит на пороге информационной и технологической революции, для решения задач которой необходима перестройка всей системы отношений в российском туризме. [4] Изменившиеся внешние политические, экономические, а также внутренние социальные и технологические условия функционирования рынка туристских услуг в Российской Федерации за последние три года приводят к необходимости пересмотра важнейших положений стратегии и тактики развития туристской отрасли, а также приоритетов государственной политики в сфере туризма.
Изменения затронули не только все сегменты туристской индустрии и смежных экономических отраслей, но и субъектно-объектные отношения между ними. Функции субъектов координации, регулирования и управления туристскими процессами размываются и вступают во все более глубокие несоответствия между невысоким качеством туристского предложения и повышенным состоянием спроса на путешествия и туристский продукт. Организованные и самостоятельные, групповые и индивидуальные, отечественные и иностранные потребители предъявляют новые требования не только к инфраструктуре и качеству оказываемых услуг, но и к туристской среде, обеспечивающей комфортное, интересное и безопасное пребывание на территории дестинации как в социокультурных, так и в природных условиях. В частности, на современном этапе не уделяется внимания вопросам государственной поддержки создания инфраструктуры для самостоятельных оздоровительных походов и путешествий в природных условиях, не проводится систематической информационно-пропагандистской работы с населением по формированию самоидентификации жителей как гостеприимных представителей города, поселения, местности.
Отмечаемое органами туризма и статистическими службами увеличение внутреннего и въездного туристского потока в условиях быстро меняющихся процессов в сфере туризма носит весьма субъективный и
обобщенный характер, отсутствуют реальные статистические показатели региональных туристских потоков в Российской Федерации.
Так, руководителями Ростуризма широко тиражируется и внушается населению информация об успехах внутреннего туризма, ежегодном росте туристского потока на 15%, а то и на 20% [3]. Однако в официальных данных Росстата такие радужные перспективы туристского потока по регионам и видам туризма отсутствуют и об истоках получения таких высоких процентах роста заинтересованным ведомствам можно только гадать. Это делает весьма затруднительными актуализацию и эффективное решение задач улучшения экономической, инфраструктурной и информационной доступности для населения социально значимых видов и форм туризма: культурно-познавательного, экологического, спортивного, оздоровительного, детского, образовательного, религиозного, сельского, молодежного и других. Этим же обстоятельством в значительной мере можно объяснить и крайне малый вклад туристской отрасли в ВВП страны - 1,6%, который при более совершенной статистической базе и методике расчета, а также при условии вывода из «тени» денежных средств туристского оборота мог бы выглядеть значительно более оптимистическим [1].
Недостаточные темпы интеграции туризма со сферами культуры, спорта, здравоохранения, образования, социального страхования и других приводят к сдерживанию применения систем стандартизации и сертификации расширяющегося спектра туристских и рекреационных услуг, даже на базе существующих национальных стандартов. Таких стандартов, официально утвержденных Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, сегодня уже более 30 наименований по самым различным аспектам туристской и гостиничной деятельности - ГОСТ Р 50681-2009 «Туристские услуги. Проектирование туристских услуг»; ГОСТ Р 54602-2011 «Туристские услуги. Услуги инструкторов-проводников. Общие требования»; ГОСТ Р 56197-2014 (ИСО 1478:2014) «Туристские информационные центры. Туристская информация и услуги приема.
Требования» и др. - всего более 30 наименований по различным аспектам туристской деятельности) [8], что стало непреодолимым препятствием на пути повышения качества туристского обслуживания. Все эти обстоятельства все больше актуализируют необходимость разработки новой модели координации и государственного регулирования развития туризма в России [5, с. 32-38]. Отдельно выделяются проблемы въездного туризма, когда темпы прироста прибытий иностранных туристов заметно снижаются.
Об этом уже бьет тревогу президент РСТ С. П. Шпилько, вполне обоснованно предрекая в 2018г. кризис въездного туризма по причинам некачественного функционирования предприятий основных секторов туриндустрии в регионах: транспортных, гостиничных, туроператорских - и ставит вопрос о необходимости «... делать новую федеральную программу развития внутреннего и въездного туризма, которая полнее учитывала бы последние тенденции мирового туристического рынка и содержала новые подходы к решению старых проблем» [7].
По мере реализации основных этапов ныне действующей Федеральной целевой программы «Развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.)» возникла необходимость проведения «работы над ошибками», т.к. все явственнее проявляются не только положительные, но и негативные эффекты от примененного кластерного подхода, когда более 50% уже созданных кластеров не осуществляют ожидаемых объемов приема и обслуживания туристов.
Негативные факторы объясняются недостаточным вниманием создателей кластеров не только к вопросам качества научного обоснования выбора проектов, но и к вопросам социокультурного содержания и программирования их деятельности. Из-за отсутствия культурной компоненты, тесно связанной с профессиональными стандартами, и невысоким уровнем квалификации персонала туристско-рекреационные кластеры в целом так и не стали привлекательными для туристов. В этой связи резко актуализировалась задача проведения подробного анализа
результатов выполнения ФЦП по туризму, в том числе выявления причин отказа многих инвесторов от участия в федеральной программе развития туризма, и внесения соответствующих предложений.
Сегодня деятельность крупных туроператоров, переориентированных на внутренние и въездные туристские потоки, осуществляется в новых для них условиях не только измененной структуры туристских перевозок, когда более значимой стала роль автодорожных, железнодорожных и водных коммуникаций, но и в условиях новых технологических и финансовых реалий компонования регионального туристского продукта с большими затратами, меньшей экономической отдачей и обострившимися проблемами обеспечения необходимого качества предоставляемых туристских услуг и услуг гостиниц на местах. Картина дополняется уже набравшим силу трендом переориентации целого сегмента потенциальных клиентов (молодежь, автотуристы и др.) на самостоятельные путешествия с использованием возможностей глобальной сети internet и заметно улучшенной за последние годы дорожной инфраструктуры.
Смещение туроператорских и турагентских функций в сферу информационных коммуникаций и технологий предъявляет новые требования к качеству и составу навыков и умений профессиональных кадров туриндустрии. С другой стороны, расширяющаяся инфраструктура сервисного обслуживания и увеличение туристских потоков приводят к необходимости более широкого развертывания подготовки массовых «линейных» работников на местах и объектах обслуживания туристов, а также специалистов, обеспечивающих качественное и безопасное сопровождение отдыха на оздоровительных, спортивных и культурно-познавательных маршрутах с активным способом передвижения.
Действующее в настоящее время законодательство РФ, как и система госрегулирования в сфере туризма, не учитывает современных тенденций, упускает из вида интересы конкретного человека - собственно туриста. Оно продолжает оставаться ведомственным и разобщенным, поэтому требуется
усиление нормативно-правовой и межведомственной координации, равнонаправленной на весь комплекс объектов и участников туристской индустрии и сопредельных сфер: средств размещения, предприятий общественного питания, транспортных средств, туристско-информационных центров, туроператоров, турагентов, лечебно-оздоровительных учреждений, спортивных организаций, досуговых предприятий, органов безопасности и других. Необходимо существенное сокращение бюрократических, не имеющих реального смысла, отчётов и информационных материалов, которые собирают федеральные и региональные государственные структуры в сфере туризма.
Предлагаемая новая инновационная модель координации и государственного регулирования туризма в Российской Федерации предполагает, прежде всего, прояснение статистической картины современного туризма на основе применения принципиально новых подходов, ориентированных на расширение использования данных основных цифровых форматов не только всего комплекса туриндустрии, но и сопутствующих/граничных сфер. Эта работа должна происходить при координирующей роли органов статистики и региональных туристских информационных центров с проведением предварительного экспериментального исследования на примере выбранных субъектов Российской Федерации и поэтапным переходом к единой системе учета и аккумулирования данных о региональных туристских посещениях в едином цифровом контенте.
Ключевыми направлениями новой динамичной координационно-управленческой модели туризма с учетом усиливающихся горизонтальных связей между всеми участниками туристской сферы могут стать следующие приоритеты:
• Развитие межведомственной гармонизации отраслевых законодательных актов должно развиваться на основе нового единого Федерального Закона «О туристской индустрии в Российской
Федерации» (название может быть другое). Это должно послужить в перспективе качественной основой перехода общественных организаций и объединений ведущих функциональных участников туристской индустрии: туроператоров, турагентов, туристско-информационных центров, предприятий размещения туристов, предприятий общественного питания, транспортных средств, лечебно-оздоровительных учреждений, досуговых предприятий, спортивных организаций и других - на принципы саморегулирования. Это позволит значительную часть функций государственного управления и координации туристско-рекреационной деятельности передать саморегулируемым организациям, деятельность которых будет осуществляться на основе четкой системы стандартов, ответственно обеспечивая качественное обслуживание туристов и отдыхающих [2,с. 211].
• Создание многоуровневой системы стабильного финансирования отечественной туристской сферы из бюджетных и внебюджетных источников, а также возможность получения доступных, стабильных, долговременных и недорогих кредитов для программ и проектов в сфере туризма с учётом его отраслевых и экономических особенностей.
• Усиление культурной компоненты формирующихся и уже сформированных туристско-рекреационных и авто-туристских кластеров за счет развития сотрудничества субъектов кластера с местными сообществами и людьми творческих профессий в решении социально-культурных проблем местного населения через участие в проектировании туристских и культурных продуктов. Создание на основе такого сотрудничества привлекательной культурной среды в регионах России, интересной для российских и иностранных туристов.
• Включение резидентов/местных жителей в работу по формированию благоприятной туристско-рекреационной среды через целевое обучение и/или повышение квалификации по актуальным
специальностям, а также во взаимодействии с местными планами экономического развития и социокультурными проектами. Создание информационного пространства и экономических механизмов для местных жителей, которые должны привести их к заинтересованности в развитии туризма в своём регионе.
• Совершенствование туристского продукта за счет развития межрегиональных событийных программ и маршрутов туризма, рассчитанных не только на кратковременное первичное пребывание туриста в регионе по индивидуальным или групповым тематическим программам, но и на устойчивое развитие дестинаций.
• Включение в систему господдержки (и, соответственно, в будущую ФЦП) обустройство системы региональных и межрегиональных туристских троп, системы детских туристско-оздоровительных лагерей, туристских, спортивных и краеведческих клубов. Обустроенные туристские тропы в сочетании с их умелым и эффективным продвижением явятся мощным катализатором массового оздоровительного, спортивного и культурно-познавательного туризма, будут способствовать эффективному решению проблемы обеспечения качественного и безопасного многодневного пребывания туристов, в т.ч. детских групп, в природных условиях и, соответственно, решению задачи укрепления здоровья нации [6].
• Создание общегосударственной электронной системы статистического мониторинга, наблюдения и учета туристских потоков с использованием развивающихся возможностей информационных технологий в системе региональных туристско-информационных центров во взаимодействии с органами статистики и учебными заведениями (для привлечения практикантов для работы на местности) в сочетании с внедрением электронной путевки на базе единого координационно-регулирующего центра.
• Разработка и реализация системы международных, федеральных и региональных туристских маршрутов по федеральным округам России, включенных в Единый реестр туристских маршрутов РФ и обеспеченных правовой, научной, методической и практической поддержкой.
• Содействие развитию саморегулируемых организаций в сфере туризма как перспективной формы организации качественного и безопасного обслуживания во всех секторах туристской индустрии на базе эффективного применения системы высококачественных национальных профессиональных стандартов, а также на принципах ответственности саморегулируемых организаций по обслуживанию туристов и отдыхающих. Саморегулирование в сфере туризма откроет широкие возможности для внедрения системы стандартизации и сертификации услуг туристской индустрии.
• Реформирование системы образования в сфере туризма должно идти в направлении дифференциации перечня туристских перспективных и «уходящих» профессий с усилением внимания к программно-информационным компетенциям, навыкам и умениям выпускников. Образование должно быть построено на базе реализации устойчивой нормативно закрепленной схемы-привязки и постоянного взаимодействия работодателя с учебными заведениями, готовящими «линейный» персонал в порядке прохождения производственной практики на объектах обслуживания туристов с последующим трудоустройством. В качестве обязательного компонента образовательной туристской программы, закрепленного в профильном/отраслевом образовательном стандарте как отличительной черты, бренда и «визитной карточки» туристского образования должен стать студенческий туристский поход/экспедиция в природных условиях или волонтёрство в рамках активно развивающихся программ ответственного туризма.
• Нужен долгосрочный «социальный заказ» на образовательные услуги по подготовке и переподготовке профессиональных кадров в сфере туризма.
Эти приоритеты должны лечь в основание новой концепции Федеральной целевой программы развития туризма в Российской Федерации на 2019-2030 гг. При этом необходимо совершенствовать модель государственного регулирования туристской отрасли, которая должна иметь возможность периодического обсуждения этапов её развития на самом высоком политическом уровне.
Ученые и специалисты Международной Туристской Академии готовы сотрудничать с федеральными структурами, регулирующими туристскую деятельность в Российской Федерации, и продолжать работу по научному и методическому обеспечению российской туристской отрасли и смежных отраслей народного хозяйства. Также Академия готова принять участие в разработке Федеральной целевой программы развития туризма в Российской Федерации на 2019-2030 гг.
Литература
1. Биржаков М. Б. Ослиные уши туристской статистики. Официальный сайт Издательства профессиональной литературы по туризму «Невский фонд»: http://www.travelglossary.ru/travelnews/travelnews.php?id=613 (дата обращения 22.01.2017).
2. Биржаков М.Б. Туристское право. В двух частях. Часть I. Правовой комментарий к Федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» 2016. // Под редакцией М.Б. Биржакова // М.Р. Аджемов, М.Б. Биржаков, О.В. Замаруева, С.Е. Корнеев, К.В. Михайлова, А.П. Осауленко — СПб.:Изд. дом «Герда», 2017 - 246 с.
3. Бондаренко О. Ростуризм спрогнозировал рост числа поездок по РФ. Российская газета. 22.11.2016 14:05. https://rg.ru/2016/11/22/reg-
ufo/rosturizm-sprognoziroval-rost-chisla-poezdok-po-rf.html (дата обращения 12.01.2017).
4. Джанджугазова Е.А. Российский туризм в «новой реальности»: постановка проблемы. Российские регионы: взгляд в будущее. Т.3., №4, 2015, с. 99-109. http://futureruss.ru/wp-content/uploads/2015/11/ (дата обращения 25.01.2017).
5. Путрик Ю. С. Новая модель туризма в России. В Сб.: Материалы научно-практической конференции «Развитие потенциала внутреннего туризма России на современном этапе», посвященной Всемирному Дню Туризма 2016под девизом ЮНВТО «Туризм для всех».«TourismforAll!». Ленинградская обл. пос. Лосево, 24 сентября, 2016. С. 32-38.
6. Путрик Ю.С., Первунин С.Н. Туристская тропа как эффективное средство освоения территории и составная часть туристской инфраструктуры региона. Российский научно-практический журнал «Российские регионы: взгляд в будущее». Номер 2/2016. С. 86-91. http://futureruss.ru/journal-archive/4178.html (дата обращения 11.01.2017).
7. Шпилько С: П. «В России вероятен кризис въездного туризма, но его можно предотвратить» Служба «Питер-Т» Регионального-информационно-аналитического центра «Питер-Т»: http://pitert.ru/news/sergei-shpilko-rossii-ver(дата обращения 22.01.2017).
8. ГОСТ Р 54602-2011 «Туристские услуги. Услуги инструкторов-проводников. Общие требования». Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации: http://docs. cntd.ru/docum ent/ gost-r-54602-2011(дата обращения 11.01.2017).