Научная статья на тему 'Проблемы импортозамещения в туризме: информационный аспект'

Проблемы импортозамещения в туризме: информационный аспект Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
718
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВНУТРЕННИЙ СПРОС НА ТУРПРОДУКТ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / IMPORT SUBSTITUTION / DOMESTIC TOURISM / INFORMATION TECHNOLOGY / DOMESTIC DEMAND FOR TOURISM PRODUCTS / INFORMATION SUPPORT OF TOURIST ACTIVITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бондаренко Анна Петровна

Государственный курс на импортозамещение, обозначенный правительством Российской Федерации, актуализирует основные вопросы развития внутреннего и въездного туризма. Тема развития отечественной туриндустрии с каждым годом привлекает все больше внимания, часто в связи с банкротством туроператоров. Основные акценты делаются на процессы управления в организациях сферы гостеприимства и туризма, вопросы государственного регулирования в отрасли и решение последствий экстренных ситуаций. При этом решение проблем туризма как межотраслевого комплекса национального хозяйства не огранивается только стратегией государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма», но затрагивает и другие приоритетные направления, такие как инновационная деятельность, информационные и коммуникационные технологии. В решении задач по увеличению объемов внутреннего и въездного туризма, информационным технологиям, инновационным разработкам и информационному обеспечению туристской деятельности отводится довольно скромная роль. При этом информационные технологии являются неотъемлемой частью туриндустрии при производстве, продвижении и дистрибуции турпродукта. Основные вопросы туризма в кризисных условиях охарактеризованы с точки зрения применения средств технического и информационного интернет-маркетинга, что позволяет выявить ключевые регионы России с высоким туристическим потенциалом. Адаптация инновационных разработок, успешно применяемых на рынке выездного туризма, дает возможность оценить смещение спроса на внутреннем рынке и придать импульс развития российскому туризму в процессе импортозамещения. Создание методики для определения целевых показателей, основанных на данных интернет-ресурсов, поможет оценить эффективность мер, реализуемых в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF IMPORT SUBSTITUTION IN TOURISM: INFORMATIONAL ASPECT

The state course of import substitution, designated by the government of the Russian Federation, raises basic questions of development of domestic and inbound tourism with a new shtick. The theme of the development of the tourism industry attracts more and more attention every year, often because of highprofile bankruptcies of tour operators. The focus is on the processes of management in organizations of hospitality and tourism, issues of state regulation in the industry, and the solution of emergency situation consequences. In this case, the solution to the problems of tourism as an interdisciplinary complex of the national economy, does not only amount strategy state program of the Russian Federation on development of culture and tourism, but also affects other priority areas such as innovation, information and communication technologies. Information technology, innovation and information support of tourism activity plays a relatively modest role in solving the problems of increasing volumes of domestic and inbound tourism,. While information technology is an integral part of the tourist industry in the production, promotion and distribution of tourism products. The main issues of tourism in times of crisis is characterized from the point of view of the use of technical and informational Internet marketing that allows you to identify main regions with high tourism potential. Adaptation of innovative development, successfully applied to the outbound tourism market, gives the opportunity to evaluate the displacement demand on the domestic market and to give impetus to development of the Russian tourism in the process of import substitution. A method to determine targets based on data from Internet-resources will help assess the effectiveness of the measures implemented in the state program of the Russian Federation “Development of culture and tourism”.

Текст научной работы на тему «Проблемы импортозамещения в туризме: информационный аспект»

ТУРИЗМ

УДК 338.48 DOI: 10.22412/1993-7768-10-4-1

ПРОБЛЕМЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В ТУРИЗМЕ: ИНФОРМАЦИОННЫЙ АСПЕКТ

Бондаренко Анна Петровна, аспирант, ассистент кафедры гостиничного и туристического бизнеса, [email protected], ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», Москва, Российская Федерация

Государственный курс на импортозамещение, обозначенный правительством Российской Федерации, актуализирует основные вопросы развития внутреннего и въездного туризма. Тема развития отечественной туриндустрии с каждым годом привлекает все больше внимания, часто в связи с банкротством туроператоров. Основные акценты делаются на процессы управления в организациях сферы гостеприимства и туризма, вопросы государственного регулирования в отрасли и решение последствий экстренных ситуаций. При этом решение проблем туризма как межотраслевого комплекса национального хозяйства не огранивается только стратегией государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма», но затрагивает и другие приоритетные направления, такие как инновационная деятельность, информационные и коммуникационные технологии. В решении задач по увеличению объемов внутреннего и въездного туризма, информационным технологиям, инновационным разработкам и информационному обеспечению туристской деятельности отводится довольно скромная роль. При этом информационные технологии являются неотъемлемой частью туриндустрии при производстве, продвижении и дистрибуции турпродукта. Основные вопросы туризма в кризисных условиях охарактеризованы с точки зрения применения средств технического и информационного интернет-маркетинга, что позволяет выявить ключевые регионы России с высоким туристическим потенциалом. Адаптация инновационных разработок, успешно применяемых на рынке выездного туризма, дает возможность оценить смещение спроса на внутреннем рынке и придать импульс развития российскому туризму в процессе импортозамещения. Создание методики для определения целевых показателей, основанных на данных интернет-ресурсов, поможет оценить эффективность мер, реализуемых в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма».

Ключевые слова: импортозамещение, внутренний туризм, информационные технологии, внутренний спрос на турпродукт, информационное обеспечение туристской деятельности

Введение

Современный политический антагонизм России, США и Евросоюза повлек за собой введение экономических санкций в отношении Российской Федерации, которые должны были оказывать угнетающее влияние на отечественную экономику. В апреле 2014 г. термин «импортозамещение» все чаще стал упоминаться в связи с утверждением новой государственной программы России «Развитие промышленности и повышение ее конкурен-

тоспособности»1. Подписание новой редакции указанной программы не могло не затронуть туристскую индустрию в РФ.

В современных условиях процесс импортозамещения является ключевым направлением в экономике страны в целом и вопросом выживания предприятий российской туристической от-

1 Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 328. Об утверждении новой редакции государственной программы «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности». Ьир://§оуегпшеп1:. ги/ёос8/11912/ (дата обращения: 20.09.2016).

расли в частности, а государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013—2020 гг. требует корректировки2.

Перечислим главные вопросы, которые следует решать в рамках процесса импортозамещения в туризме:

- основные проблемы развития российского туризма в условиях кризиса и международных санкций;

- какие привлекательные региональные туристские продукты может предложить Россия;

- какие инновационные технологии могут придать российскому туризму импульс развития.

Реализация задач в политике импортозамещения в туристической отрасли определяет пути ее развития в ближайшие годы. Следствиями реализации программы по развитию внутреннего и въездного туризма должны стать: перевод отраслей культуры и туризма на инновационный путь развития, превращение культуры и туризма в наиболее развитые и привлекательные сферы общественной деятельности (в том числе через широкое внедрение информационных технологий)3.

Интернет стал основным источником информации для выбора и планирования путешествия все большего количества людей. Туризм — единственная отрасль, которая изначально подготовлена для продаж через Интернет. Турпродукт нематериален: описания отелей, фотографии курортов, экскурсии — это информация об услугах. Имея потребность в путешествии и, как следствие, в покупке туристических услуг, потребитель в первую очередь формирует первичное представление о характеристиках интересующей его услуги. В связи с этим аудитория пользователей Интернета, осуществляющих поиск информации о туристических услугах, обращается к различным интернет-ресурсам [2].

Использование информационных технологий в туризме пришло в Россию со значительным опозданием. Информационные технологии в российском туризме стали применяться сравнительно недавно — всего 15—17 лет. Растущий спрос на выездной туризм обусловливал развитие сегмента информационных технологий. Именно поэтому в глобальной сети выездной туризм представлен более полномасштабно [7].

2 Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. № 317. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013—2020 годы http://government.ru/docs/all/91469/ (дата обращения: 20.09.2016).

3 Там же.

Владельцами большинства глобальных дистрибьюторских систем являются зарубежные интернет-корпорации, которые полностью заняли рынок электронных продаж в туризме. Однако западные разработки не отвечали нуждам туристических компаний, поскольку не учитывали специфику российского туризма и требовали адаптации под реалии турбизнеса в России.

Давление, вызванное международными санкциями и экономическим кризисом, явилось катализатором для структурных и качественных преобразований для развития внутреннего туризма, в том числе в сегменте информационных технологий. В условиях мирового финансового кризиса отечественная туристическая отрасль оказалась очень чувствительна к введенным против России экономическим санкциям, поскольку существенная часть предприятий была ориентирована на выездной туризм [6].

Отметим, что уровень туристической привлекательности страны зависит не только от таких факторов, как природные ресурсы, культурно-историческая база, политическая обстановка, но и от того, каким образом представлена информация о туристических возможностях в стране в информационном пространстве [1].

Основные проблемы развития российского туризма в условиях кризиса и международных санкций

На совещании правительства в январе 2016 г. были приняты решения о субсидировании развития региональных программ внутреннего туризма.

При рассмотрении вопроса о развитии внутреннего туризма важно понимать соотношение объемов въездного и выездного туризма. С помощью современных интернет-технологий можно проанализировать тенденции на рынке туристских услуг и оценить динамику спроса на туристские услуги разных стран в сравнении с Россией. Сравнительные показатели по объемам выезда российских граждан за рубеж существенно превышают данные о въездных показателях.

Сравнительная динамика объемов въезда и выезда из РФ с целью туризма представлена на рис 1.

Прирост показателей по выезду граждан за рубеж с целью туризма за первое полугодие 2013 г. в сравнении с 2012 г. составил 32%, при этом падение названного показателя в сравнении 2014 и 2015 гг. составило 33%. Динамика въездного туризма уступает по количественным показателям, однако отличается небольшим, но

стабильным ростом. За первое полугодие 2013 г. в сравнении с 2012 г. прирост прибытий иностранных граждан с целью туризма составил 6%, за первое полугодие 2014 года в сравнении с 2015 г. - 4,6%.

По данным Росстата, всего с целью туризма за рубеж в 2014 г. выехало 17.611.569 человек. Наиболее востребованными направлениями для туризма являлись: Турция — 18,6% от общей доли

9 ООО ООО 8 ООО ООО 7 ООО ООО б ООО ООО 5 ООО ООО 4 000 ООО 3 ООО ООО 2 ООО ООО 1 ООО ООО

российских граждан, выехавших за рубеж с целью туризма в 2014 г., Египет — 14,5%, Греция — 5,7%.

В таблице 1 приведены данные распределения спроса по топ-20 направлений, пользующихся спросом у российских туристов. Как видно из таблицы 1, устойчивым спросом пользуются страны, предлагающие россиянам возможности пляжного отдыха, этими возможностями за 2014 г. воспользовалось более 10 млн человек.

0

ПИ

2012 2013

I Вьсзд иностранных граждан о РФ

2014 2015

Высзц российских I раждан за рубеж

Рис. 1. Сопоставление статистических показателей взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан иностранных государств с целью туризма по первым полугодиям 2012—2015гг. Составлено автором на основе данных Росстата (дата обращения: 19.10.2015). Fig. 1. .Statistical indicators comparison of mutual trips of Russian citizens and foreign citizens for tourism, according to the period of the first semesters 2012—2015. Compiled by the author on the basis of the data of Russian Federal State Statistics Service (Accessed on October, 19, 2015).

Таблица 1

Рейтинг топ-20 стран по объему въезда граждан из РФ с целью туризма за 2014 г.

Table 1

Rating of the top 20 countries in terms of entry of citizens of the Russian Federation with the purpose of tourism for 2014

Страна Выезд российских граждан за рубеж, человек

1 Турция 3278405

2 Египет 2565726

3 Греция 1016083

4 Испания 982256

5 Таиланд 933759

6 Германия 820 096

7 Китай 766 306

Продолжение таблицы 1

Страна Выезд российских граждан за рубеж, человек

8 Италия 747379

9 Объединенные Арабские Эмираты 597373

10 Кипр 549177

11 Болгария 497661

12 Чешская республика 413273

13 Финляндия 379242

14 Франция 361732

15 Вьетнам 276703

16 Черногория 250416

17 Тунис 242895

18 Австрия 229028

19 Израиль 221380

20 Швейцария 209162

Составлено автором на основе данных Росстата (дата обращения: 19.10.2015).

Compiled by the author on the basis of the data of Russian Federal .State Statistics .Service (Accessed on October, 19, 2015).

Таблица 2

Рейтинг стран по запросам информации о гостиницах. Сравнение периода с 1 января по 5 ноября 2014 г. с аналогичным периодом за 2015 г.

Table 2

Rating of countries by requests for information about hotels. Comparison of the period from the 1st January to 5 th November in 2014 with the same period in 2015.

Страна 2014 2015 Изменение,%

1 Турция 27 192 530 25186101 -7,97

2 Египет 18 297 911 17 633548 -3,77

3 Греция 9478242 5532062 -71,33

4 Таиланд 6433609 3752689 -71,44

5 Испания 4511668 2180500 -106,91

6 Кипр 4198 119 3308093 -26,90

7 ОАЭ 3 400 639 1 659086 -104,97

8 Болгария 3035062 2157952 -40,65

9 Тунис 2691308 895061 -200,68

10 Вьетнам 2213495 1940804 -14,05

11 Италия 2069075 937657 -120,66

12 Россия 1 742945 3967609 56,07

Составлено на основании статистических данных проекта TopHotels.ru — русскоязычного ресурса об отелях по всему миру (дата обращения: 05.11.2015).

Compiled on the basis of statistical data of the project TopHotels.ru — Russian-speaking resource about hotels around the world (Accessed on November 05, 2015)

В целях обеспечения национальной безопасности на фоне участившихся террористических актов были введены запреты на полеты в Египет и Турцию. Указанные действия закрыли доступ российским туристам к низкобюджетным направлениям. Падение рубля сделало менее доступными страны Евросоюза. Кризис в российской экономике отрицательно сказался на продажах туров. Эти факторы затронули основные направления, представленные в таблице 1. Суммарное падение продаж в туризме составило более 30%, однако это падение не распределилось равномерно по всем странам. Фактические данные по выезду российских граждан еще не обработаны, но возможности инновационных технологий позволяют оценить динамику рынка в режиме реального времени. Данные динамики запросов пользователей приведены в таблице 2.

Подобная оценка рынка существенно экономит временные ресурсы. Современные технологические возможности позволяют обрабатывать колоссальные объемы данных, создавая тонкие настройки для выявления результата. Поэтому для оценки динамики спроса были проанализированы данные ведущих российских интернет-ресурсов о туризме. Если рассматривать динамику рынка, то можно сделать вывод о перераспределении спроса на внутренний туризм.

Анализ посещаемости на русскоязычном портале ТорНо1ек показывает, что интерес к ин-

формации о гостиницах упал более чем на 30% по топ-20 стран, представленных в таблице 1, при этом потребность в информации об отелях в России выросла более чем на 50%.

Объемы запросов пользователей приведены на рис 2.

Данные о падении спроса в размере 33% за первое полугодие 2015 г. в сегменте выездного туризма, приведенные Ростуризмом, подтверждаются данными проекта ТорНо1ек — 30,85%, при этом прирост запросов информации об отдыхе в России составил +50,07%.

Представленные данные позволяют сделать следующие выводы.

1. Можно предположить, что 30% граждан (более 5 млн человек), ранее отдыхавших за рубежом, в 2016 г. воспользуются услугами внутреннего туризма.

2. Подобный рост интереса пользователей к туристским возможностям в Российской Федерации является результатом санкционной войны, поэтому для отечественных туристских направлений это стечение обстоятельств является во многом положительным.

3. Искусственно созданный спрос на услуги внутреннего туризма даст одномоментный всплеск интереса и краткосрочный эффект, не гарантирующий стабильный экономический рост в отрасли.

Рис 2. Суммарное сравнение топ- 20 стран (без РФ) и России по запросам информации о гостиницах. Сравнение период с 1 января по 5ноября 2014 г. с аналогичным периодом за 2015г. (диаграмма составлена на основании статистических данных проекта TopHotels.ru — русскоязычного ресурса об отелях по всему миру). Fig. 2. The total comparison of the top 20 countries (excluding Russia) according to the Russia's requests for information about hotels. Comparing the period from the 1st January to the 5th November in 2014 with the same period in 2015 (the chart is compiled on the basis of statistical data of the project TopHotels.ru — Russian-speaking resource about hotels around the world).

Какие привлекательные региональные туристские продукты может предложить Россия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Огромная территория страны диктует необходимость дробления на экономически продуктивные регионы (с точки зрения туристической привлекательности и потенциала) для эффективного приложения усилий [2, 8]. Критическое состояние предприятий туризма на сегодняшний день требует структурных преобразований и высоких результатов в среднесрочной перспективе. В этой связи необходимо определить те области и регионы России, которые уже пользуются спросом на внутреннем рынке. Данная оценка позволит выявить платформу для анализа тормозящих факторов в достижении ощутимых показателей в программе импортозамещения в области туризма.

Из данных таблицы 2 явно видна отрицательная динамика по всем странам, за исключением России. Информацию о гостиницах городов России в 2015 г. запрашивали на 56,7% больше, чем за аналогичный период 2014 г. Из данных таблицы 6 следует, что лидерами по приросту аудитории в количественном отношении являются Анапа, Сочи и Ялта. На эти города России пришлась основная часть запросов о средствах размещения, при этом спрос на гостиницы увеличился более чем на 50% в сравнении с 2014 г.

Динамика запросов пользователей, приведенная в таблице 6, выявляет основные города смещения спроса потенциальных туристов. Для достижения эффекта при реализации программы импортозамещения в области туризма необходимо учитывать уже существующий устойчивый спрос на пляжный отдых среди российских граждан. Надо признать, что на сегодняшний день курорты Российской Федерации не способны полностью удовлетворить спрос граждан в сегменте пляжного отдыха, компенсировать замещение турпродуктов Турции и Египта и обеспечить круглогодичный спрос. Из приведенных данных явно следует, что потребители ищут альтернативу зарубежным курортам внутри страны и спрос смещается также на горнолыжные курорты, оздоровительные и культурно-исторические дестинации. Необходимо использовать традиции отдыха, за-

ложенные еще в СССР, и тенденции интереса к спортивным и тематическим турам. На основании анализа обращений пользователей можно выделить несколько групп региональных турпродуктов, предлагаемых в России, на которые необходимо делать акцент в ближайшей перспективе в качестве альтернативы аналогам за рубежом:

- пляжный отдых;

- оздоровительный отдых в рамках санаторно-курортного лечения;

- горнолыжный отдых;

- паломнический туризм;

- тематические туры;

- спорт и экстрим;

- гастрономический туризм.

Таким образом, в информационной среде необходимо в первую очередь предоставлять данные о конкурентоспособности перечисленных видов отдыха в указанных городах России. Это позволит увеличить конверсию пользователей в потребителей услуг на рынке внутреннего туризма.

На сайте АТОР предоставлено 11 программ, утвержденных Комитетом по им-портозамещению, в которых представлены туристические маршруты по следующим городам России: Воронеж, Тамбов, Елец, Губкин, Белгород, Пенза, Череповец, Белозерск, Ярославль, Ростов Великий, Вологда, Калуга, Улан-Удэ, города Подмосковья. Предполагаемая целевая аудитория маршрутов — широкий круг потребителей: семьи с детьми, дети, иностранцы, пожилые люди, люди с ограниченными физическими возможностями.

Из перечисленных городов только Ярославль и города Подмосковья входят в топ-40 запросов пользователей, представленных в таблице 6, то есть при разработке маршрутов не учитываются запросы интернет-аудитории.

Подводя промежуточный итог, можно отметить, что в процессе импортозамещения в туризме в России должна быть поставлена задача не полного замещения зарубежного турпродукта, а создание организационно-экономических условий качественного предоставления информационных туристических услуг о внутренних туристических возможностях, соответствующих запросам целевой аудитории.

Таблица 6

ТОП-40 городов и регионов России по запросам информации о гостиницах

Table 6

TOP 40 cities and regions of Russia at the request of information about hotels

Регион 2014 г. 2015 г. Изменение,%

1 Анапа 518 126 1185502 56.29

2 Сочи 287755 936731 69.28

3 Ялта 181516 612318 70.36

4 Алушта 132517 512976 74.17

5 Феодосия 89 898 409261 78.03

6 Геленджик 163602 362087 54.82

7 Евпатория 105228 278686 62.24

8 Адлер 86 191 271388 68.24

9 Туапсе 134865 263049 48.73

10 Судак 77 174 256625 69.93

11 Санкт-Петербург 171 380 241436 29.02

12 Подмосковье, север 137458 191472 28.21

13 Севастополь 54 515 142174 61.66

14 Алтай 44 357 106998 58.54

15 Москва 42 473 88 911 52.23

16 Белокуриха 39 672 84 512 53.06

17 Кисловодск 44 976 82 367 45.40

18 Саки 20 413 71 484 71.44

19 Ленинградская область 46 388 71 015 34.68

20 Ейск 38 671 64 631 40.17

21 Бахчисарай 19 767 62 759 68.50

22 Карелия 29 298 52 565 44.26

23 Красная Поляна 9 413 49 383 80.94

24 Байкал 27 960 46 456 39.81

25 Домбай 21 943 45 178 51.43

26 Кострома 17 281 43 899 60.63

27 Светлогорск 22 974 43 692 47.42

28 Селигер 26 219 42 080 37.69

29 Ярославль 27 148 39 668 31.56

30 Пятигорск 17 288 38 296 54.86

31 Подмосковье, юго-запад 24 626 37 851 34.94

32 Подмосковье, юг 24 917 35 898 30.59

33 Симферополь 10 672 35 794 70.18

34 Подмосковье, запад 18 727 35 023 46.53

35 Подмосковье, восток 24 438 30 895 20.90

36 Пермь 19 486 30 766 36.66

37 Горная Шория/Шерегеш 13 943 27 563 49.41

38 Самара 17 233 26 390 34.70

39 Приэльбрусье 11 318 25 140 54.98

40 Великий Устюг 14 479 24 364 40.57

На основании статистических данных проекта TopHotels.ru — русскоязычного ресурса об отелях по всему миру. Сравнение 2014 г. с аналогичным периодом за 2015 г. (дата обращения: 05.11.2015).

Compiled on the basis of statistical data of the project TopHotels.ru — Russian-speaking resource about hotels around the world. Comparing the period of 2014 with the same period of 2015 (Accessed on November 05, 2015).

Какие инновационные технологии могут придать российскому туризму импульс развития

В рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018 годы)» запущен в опытную эксплуатацию национальный туристский портал (НТП). НТП призван стать востребованной интернет-площадкой для российских и иностранных пользователей, где они смогут получать исчерпывающую и самую актуальную информацию о многообразии туристических предложений и достопримечательностей из всех регионов России. Основу контента портала составляют туристские объекты России, которых в настоящее время агрегировано уже более 12 тыс., это достопримечательности, исторические места, памятники, объекты культурного наследия и др.

Несмотря на объективную необходимость развития внутреннего и въездного туризма, процесс импортозамещения в нашей стране в сегменте туризма не может быть всеобъемлющим и краткосрочным, несмотря на то, что государство вводит меры для поддержания отечественной туриндустрии.

Количественные данные запросов говорят о существующих аспектах ограничения роста. В частности, это отсутствие структу-

рированной информации о возможностях отдыха в России в интернет-среде. Несмотря на высокий уровень проникновения интернета, успешность реализации национального тур-портала зависит не только от объема данных, но и структуры их предоставления. Как уже говорилось, по данным Ростуризма, на национальном туристском портале приведено 12 тыс. описаний достопримечательностей, однако отсутствует их взаимосвязь с полноценной информацией об объектах размещения, доступном транспортном сообщении и стоимости. Для сравнения: только на портале ТорНо1ек даны описания более чем 9 тыс. отелей Турции и 13 тыс. отелей России. В сравнительном анализе такая большая страна, как Россия, с разнообразными видами туризма, существенно проигрывает в качестве и объеме информационных туристских услуг. Портал КиТгауе11ег содержит более 30 тыс. описаний мест, включающих в себя следующие категории: архитектура, транспортные объекты, парки, музеи, выставки, театры, объекты спортивного и активного отдыха и т.д. Подобное информационное наполнение является готовым ресурсом для национального туристского портала. В таблице 7 представлены количественные данные об отдыхе в России в информационных единицах, что является готовым информационным наполнением для НТП.

Таблица 7

Отдых в России в информационных единицах

Table 7

Vacation in Russia in the information units

Вид информации Количество единиц

Описание мест 32 461

Фотографий 229559

Вопросов от туристов 1 023

Экскурсий 354

Заметок об отдыхе в России 316

Событий 2 111

Составлено на основании статистических даннъа проекта Rutraveller.ru — интернет-путеводителя по городам и странам (дата обращения: 05.11.2015).

Compiled on the basis of statistical data of the project Rutraveller.ru — Internet guide to cities and countries (Accessed on November 05, 2015).

Фактор торможения реализации процессов импортозамещения в туризме состоит в сложности стандартизации информации о туруслу-гах. Отсутствует механизм агрегации пользовательского контента: отзывов, фотографий, заметок — и точки его применения. В условиях глобализации необходима интеграция разноформатной информации о туруслугах в единое информационное поле. Взаимоинтеграция существующих информационных систем в рамках национального туристского портала многократно увеличит его базу данных в информационных единицах. Нельзя забывать и о потоке въездного туризма. Указанная информация, переведенная на основные иностранные языки, в сочетании с электронными каналами дистрибуции позволит повысить информированность о возможностях отдыха в России за рубежом.

Основные выводы

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что применению информационных технологий в области туризма в рамках программы развития туризма отведена вспомогательная роль, в то время как ведущие интернет-ресурсы обладают значительным влиянием и рядом преимуществ. Компании, разрабатывающие 1Т-решения для туризма, выполняют ряд функций по созданию, продвижению и поддержке национального турпродукта, обеспечивая его

конкурентоспособность в условиях кризиса. Однако в государственной программе Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013—2020 гг. по паспорту подпрограммы 3 «Туризм» программно-целевые средства не предусмотрены.

В качестве основополагающих рекомендаций по успешной реализации задач в процессе импортозамещения с использованием информационных технологий предлагаются:

- внедрение механизмов государственно-частного партнерства в области малого бизнеса 1Т-услуг для туризма;

- диверсификация производства информационных технологий в области предоставления туристических услуг на государственном уровне;

- сформировать стандарты в области предоставления информационных туристских услуг;

- разработка и внедрение программно-целевых показателей, основанных на базе инструментов технического маркетинга в сети Интернет по объемам и качеству предоставления информации о туристских услугах в РФ.

Реализация и внедрение подобных методик позволит аккумулировать информационные ресурсы, стандарты в области предоставления информационных туристских услуг, что может существенно увеличить обороты электронной коммерции в области внутреннего туризма путем создания собственных систем бронирования и дистрибуции турподукта.

Литература

1. Актуальные проблемы изучения туристских ресурсов РФ на основе применения современных информационных технологий. / Под ред. проф. Джанджугазовой Е.А. М., 2012.

2. Гурьева М.В. Аттрактивный потенциал как фактор социально-экономического развития территории. Дис... канд. экон. наук. СПб., 2015.

3. Джанджугазова Е.А., Первунин С.Н. Российский туризм: анатомия кризиса // Российские регионы: взгляд в будущее. 2015. № 1 (2) http://futureruss.ru/wp-content/uploads/2015/03/Dzhandzhugazova.pdf (дата обращения: 12.05.2016).

4. Джанджугазова Е.А. Российский туризм в «новой реальности»: постановка проблемы. URL: http:// futureruss.ru/wp-content/uploads/2015/11/Джанджугазова-Нов. — реальность1.pdf (дата обращения: 12.05.2016).

5. Джанджугазова Е.А. Туристско-рекреационное проектирование: учебник для студ. учреждений высш. образования. 2-е изд., доп. М.: ИЦ «Академия», 2016.

6. Михель М.Г. Изменение спроса в международном выездном туризме в России: значение экономических и общественных изменений // Международный туризм и спорт. II Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием 21 ноября 2014 г. М., 2014. URL: http:// se.sportedu.ru/sites/se.sportedu.ru/files/mezhd_turizm_i_sport-2014.pdf (дата обращения: 12.05.2016).

7. Новиков В.С. Инновации в туризме. М.: ИЦ «Академия», 2007. 208 с.

8. Федулин А.А. Актуальные проблемы развития туристской инфраструктуры Армении и России // Сервис plus. Научный журнал. Т. 10. 2016. № 1.

PROBLEM OF IMPORT SUBSTITUTION IN TOURISM: INFORMATIONAL ASPECT

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Anna P. Bondarenko, PhD student Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Abstract:

The state course of import substitution, designated by the government of the Russian Federation, raises basic questions of development of domestic and inbound tourism with a new shtick. The theme of the development of the tourism industry attracts more and more attention every year, often because of highprofile bankruptcies of tour operators. The focus is on the processes of management in organizations of hospitality and tourism, issues of state regulation in the industry, and the solution of emergency situation consequences. In this case, the solution to the problems of tourism as an interdisciplinary complex of the national economy, does not only amount strategy state program of the Russian Federation on development of culture and tourism, but also affects other priority areas such as innovation, information and communication technologies. Information technology, innovation and information support of tourism activity plays a relatively modest role in solving the problems of increasing volumes of domestic and inbound tourism,. While information technology is an integral part of the tourist industry in the production, promotion and distribution of tourism products. The main issues of tourism in times of crisis is characterized from the point of view of the use of technical and informational Internet marketing that allows you to identify main regions with high tourism potential. Adaptation of innovative development, successfully applied to the outbound tourism market, gives the opportunity to evaluate the displacement demand on the domestic market and to give impetus to development of the Russian tourism in the process of import substitution. A method to determine targets based on data from Internet-resources will help assess the effectiveness of the measures implemented in the state program of the Russian Federation "Development of culture and tourism".

Keywords: import substitution, domestic tourism, information technology, domestic demand for tourism products, information support of tourist activity

References:

1. Aktual'nye problemy izucheniya turistskikh resursov RF na osnove primeneniya sovremennykh informat-sionnykh tekhnologii (Current issues in the study of tourist resources of the Russian Federation on the basis of application of modern information technologies), editor Dzhandzhugazova E.A., Moscow, 2012. (In Russ).

2. Gur'eva M.V. Attraktivnyi potentsial kak faktor sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya territorii. Dis... kand. ekon. Nauk (Attractive potential as a factor of social-economic development of the territory. Candidate of Economics' thesis), St. Petersburg, 2015. (In Russ).

3. Dzhandzhugazova E.A., Pervunin S.N. Russian tourism: anatomy of a crisis, Rossiiskie regiony: vzglyad v budushchee, 2015, № 1 (2), (In Russ) available at: http://futureruss.ru/wp-content/uploads/2015/03/ Dzhandzhugazova.pdf.

4. Dzhandzhugazova E.A. Russian tourism in the "new reality": state of the problem, (In Russ) available at: http://futureruss.ru/wp-content/uploads/2015/11/Dzhandzhugazova-Nov. — real'nost'1.pdf.

5. Dzhandzhugazova E.A. Turistsko-rekreatsionnoe proektirovanie: uchebnik dlya stud. uchrezhdenii vyssh. Obrazovaniya 2-e izd., dop. (Tourist and recreational designing: the textbook for students of institutions of higher education, 2 edition, added), Moscow: ITs "Akademiya", 2016. Available at: http://futureruss.ru/ wp-content/uploads/2015/03/Dzhandzhugazova.pdf (Acceded on May 5, 2016).

6. Mikhel' M.G. Demand changes in international outbound tourism in Russia: the value of economic and social change, Mezhdunarodnyi turizm i sport. II Vserossiiskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya s mezhdunarodnym uchastiem 21 noyabrya 2014 g (International tourism and sport. II Russian scientific-practical conference with international participation November 21, 2014), Moscow, 2014, (In Russ).

Available at: http://se.sportedu.ru/sites/se.sportedu.ru/files/mezhd_turizm_i_sport-2014.pdf (Acceded on May 5, 2016).

7. Novikov V.S. Innovatsii v turizme (Innovations in tourism), Moscow: ITs "Akademiya", 2007, 208 p. (In Russ).

8. Fedulin A.A. Actual problems of development of tourist infrastructure of Armenia and Russia, Servis plus, Vol. 10, no. 1, 2016, (In Russ).

Бондаренко А.П. Проблемы импортозамещения в туризме: информационный аспект // Сервис plus. Научный журнал. Т. 10. 2016. № 4. С. 4-14. DOI: 10.22412/1993-7768-10-4-1. Дата поступления статьи: 16.05.2016.

Bondarenko A. P. Problem of import substitution in tourism: informational aspect, Servis plus, Vol. 10, no. 4, 2016, pp. 4-14 (In Russ). DOI: 10.22412/1993-7768-10-4-1. Received 16 May 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.