Научная статья на тему 'Пути развития российского туризма в эпоху глобализации'

Пути развития российского туризма в эпоху глобализации Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
591
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути развития российского туризма в эпоху глобализации»

Анализ развития мирового туризма в период с 80-х годов XX века до настоящего времени, а также состояния и потенциала российского туризма, требует учесть фактор глобализации, играющий нарастающую роль в мире.

Практически весь современный мир заинтересован в развитии туризма, правильная организация которого ведет к комплексному развитию каждой страны, участвующей в этом процессе. Туризм, с одной стороны, обеспечивает стремление широких слоев общества к отдыху, спорту, оздоровлению, удовлетворению познавательных, деловых, религиозных, научных и иных интеллектуальных интересов, с другой — развивает экономику и материально-производственную базу страны. Являясь важным фактором мировой экономики, туризм содействует накоплению, перемещению и концентрации капиталов. При этом очевидно, что преиму-

щественную выгоду этот процесс приносит тому, кто им руководит — наиболее развитым странам мира, которые инвестируют необходимые средства в создание обширной и многообразной инфраструктуры туризма, используют туристский потенциал развивающихся стран в своих интересах.

Экономическая роль туризма и его общественная значимость в современном мире настолько велики, что для прогноза развития мировой экономики и национальной экономики большинства стран мира дальнейшее развитие туризма необходимо соотнести с явлением глобализации, всенаправленное расширение которого стало постоянным фактором современности.

Характеризуя глобализацию как общемировой процесс интернационализации капитала, И. М. Ильинский так определяет ее сущность: «В определенном смысле глоба-

Ю. С. Путрик, П. И. Караневский Пути развития российского туризма в эпоху глобализации

лизация — это прямое продолжение естественно-исторического процесса и в то же время — нечто принципиально новое, искусственное, навязанное — субъективное»1. И далее отмечает, что из глобализации как источника выгоды исключены развивающиеся страны, включая Россию; глобализация не решает глобальные проблемы человечества, а усугубляет их, ужесточая конкуренцию и порождая конфликты на различных уровнях.

Негативному действию глобализации может быть противопоставлен туризм, при правильной его организации. Для выявления возможной роли туризма как некоторого противовеса действию глобализации, необходимо прибегнуть к расширенному цитированию работы И. М. Ильинского, указавшего, что «глобальный капитализм обладает всеми атрибутами фундаментальной религии. Поэтому необходимо оценить его вклад в мировую культуру, которая сейчас действительно формируется. Несколько черт этой культуры явно имеют негативные последствия для будущего человечества:

— Происходит совершенно очевидное проникновение денег в сферы жизни и общества, которые ранее традиционно формировались под воздействием других ценностей и целеустановок. Мир бескорыстия и благотворительности сужается...

— Бедность по-прежнему определяется исключительно как нехватка материальных средств и удобств, в то время как становится все более очевидным, что одиночество и отчуждение — такие же серьезные и даже более трудно преодолимые проблемы...

— Отношения между людьми, политические, экономические и социальные вопросы все чаще рассматриваются с позиций прагматизма ... Доминирующая идеология калечит человеческий дух» (всюду выделено И. М. Ильинским).

И далее: «Сегодня глобальный капитализм... лишь частично отражает мировоззрение человечества и общества, которые нуждаются в обогащении и развитии представлений о прогрессе на базе какой-либо иной

универсалистской модели. Концепция этой модели пока лишь формируется, но несомненно одно: она...должна стать противовесом технократии и рыночному фундаментализму»2!

Такой моделью (или одной из наиболее важных моделей), по нашему представлению, является туризм, позволяющий уменьшить остроту экономических, социальных, религиозных и политических противоречий.

Широчайшее видовое разнообразие туризма, многоплановость туристско-экскурсионной деятельности как средства познания делают туризм превосходным инструментом гармонизации современного общества.

Туризм необходим всем и на всех уровнях. Для государства туризм — важная составляющая социально-экономической сферы, связанная с поступлением средств в бюджеты всех уровней, оздоровлением населения, обеспечением его занятости, решением проблем развития социальной инфраструктуры. Для широкой общественности туризм — важная область международного сотрудничества, культурных и деловых контактов, средство народной дипломатии, индикатор открытости, доверия и дружелюбия. Для руководителей туристских компаний и организаций туризм является средой активной предпринимательской деятельности. Для руководителей любых предприятий туризм — эффективное средство поощрения за качественную работу, часто более значимое, чем денежная премия, отложенная для какой-либо покупки; поощрение в виде туристской поездки надолго запоминается, благодаря полученным впечатлениям. Для деловых людей туризм — инструмент, способствующий развитию деловой активности посредством встреч, конференций, выставок и иных мероприятий с применением туристских технологий. Для миллионов людей туризм — сфера увлекательной деятельности, включение в которую обеспечивает расширение кругозора, культурное и духовное обогащение, физическое и психологическое оздоровление.

Постоянное увеличение финансовых затрат граждан на туризм и времени для осуществления поездок приводит к расширению туристской индустрии и ее интегрированию в инфраструктуру и коммуникации стран и континентов. Жители разных стран все больше путешествуют с оздоровительными, познавательными, деловыми, религиозными, образовательными, развлекательными и иными целями. Число международных туристских прибытий неизменно возрастает и в первом десятилетии XXI века, по прогнозам Всемирной Туристской Организации, достигнет одного миллиарда. Более двух миллиардов человек путешествуют внутри своих стран — в рамках внутреннего туризма. Таким образом, половина населения планеты так или иначе вовлечена в сферу туризма. И это несмотря на природные катаклизмы в курортных и туристских странах, всплески терроризма и другие негативные факторы, которые, казалось бы, должны ограничить туристские потоки. Однако этого не происходит вследствие привлекательности туризма и пристального внимания к обеспечению безопасности, благодаря чему риски в путешествиях заметно снижаются.

К сфере туризма и гостеприимства, представляющем сложное, постоянно развивающееся, инновационно насыщенное социально-экономическое явление, во всем мире проявляется интерес; проводятся комплексные теоретические исследования, реализуются крупные региональные, национальные и международные проекты. К этой сфере постоянно привлечено внимание общественных организаций и национальных правительств.

Сфера туризма и гостеприимства в Российской Федерации продолжительное время испытывает застой. Периодически появлявшиеся концепции — в специальных изданиях и правительственных документах — фактически фиксировали существующее постоянное неблагополучие по большинству изложенных в них позиций и декларировали рекомендации по исправлению ситуации.

На рубеже тысячелетий был опубликован капитальный аналитический труд группы ведущих российских специалистов в области туризма «Предложения к Концепции развития туризма в России»3. Основные положения этой работы вошли в очередной правительственный документ — Распоряжение Правительства РФ № 954-р от 11.07.02, которым была одобрена «Концепция развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года», направленная «на обеспечение в стране правовой, организационной и экономической среды для формирования современной туристической индустрии». В Концепции отмечено, что туризм является высокодоходной отраслью мирового хозяйства, располагающей 192 млн. рабочих мест (8% от показателей занятости в мире); он занимает с 1998 г. первое место в мировом экспорте товаров и услуг при средних темпах роста в период 1950-1999 гг. 7% в год, что превышает среднегодовые темпы роста мировой экономики в целом. По прогнозам UNWTO4 число международных туристских прибытий к 2020 году должно вырасти в 2,2 раза по отношению к 2000 г. — с 698 млн. до 1,561 млрд. поездок; в 4,2 раза должны увеличиться доходы от туризма: с 476 млрд. до 2 трлн. Долларов США; указано, что на долю РФ приходится около 1% (!) мирового туристского потока. По оценкам UNWTO, потенциальные возможности России позволяют, при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры, принимать до 40 млн. иностранных туристов в год, однако количество прибытий в Россию иностранных гостей с деловыми, туристскими и частными целями составляет 7,4 млн. чел. По разным оценкам сумма средств, которые вывозятся туристами из России, превышает ввозимую сумму средств на 7-8 млрд. долл.

В течение двух десятилетий, с момента объявления «перестройки», Россия осваивает рыночную экономику. Застой в состоянии въездного туризма стал характерной особенностью страны в этот период. Основная вина в его сдерживании возложена в тексте указанной Концепции на следующие факторы:

1. Создаваемый средствами массовой информации образ России как страны, неблагоприятной для туризма;

2. Действующий порядок выдачи российских виз гражданам иностранных государств;

3. Неразвитая туристская инфраструктура, значительный моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса (2-3 звезды) с современным уровнем комфорта. Отсутствие практики создания субъектами РФ благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную инфраструктуру;

4. Отсутствие государственной некоммерческой рекламы туристских возможностей страны за рубежом;

5. Невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия опыта работы в условиях рыночной экономики, в том числе вследствие длительного периода эксплуатации курортно-туристских средств размещения через систему социального страхования;

6. Несоответствие цены и качества размещения в гостиницах.

Попутно можно заметить, что претензии к средствам массовой информации мягко говоря нелогичны, поскольку они сообщают

о реальном положении в туризме, подтвержденном в самой Концепции!

Главная цель проведения преобразований — создание в России современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных туристских услугах. Для этого нужна маркетинговая стратегия продвижения туристского продукта на внутреннем и международном рынках, отвечающая плану мероприятий по реализации Концепции. Для решения этой задачи, в соответствии с Концепцией, требуется осуществление следующих мероприятий:

— Разработка и реализация рекламно-информационных программ по въездному и внутреннему туризму, в том числе создание теле- и радиопрограмм для России и зарубежных стран, а также проведение рекламно-информационных кампаний в средствах массовой информации; издание каталогов, буклетов, плакатов, карт и иной рекламноинформационной печатной продукции.

— Организация и проведение международных туристских выставок, создание единого российского национального стенда с привлечением органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере туризма.

— Обеспечение рекламно-информационной функции загранпредставительства-ми по туризму и торговыми представительствами.

— Поддержка и обновление официального Интернет-портала Федерального органа в сфере туризма, организация сети информационных центров для иностранных и российских туристов в местах прохождения наибольших туристских потоков. Проведение ознакомительных поездок по туристическим центрам России для иностранных журналистов, организация презентаций туристских возможностей России в основных странах, из которых туристы едут в Россию.

— Формирование современной статистики туризма, отвечающей международным требованиям в рамках решений Статистической комиссии ООН, учитывающей показатели смежных отраслей и определяющей совокупный вклад туризма в экономику страны.

— Создание организационно-правовых и экономических условий для стимулирования развития въездного и внутреннего туризма, что требует корректировки действующего законодательства, изменений и дополнений в существующие нормативные правовые акты в смежных областях.

— Введение финансовой ответственности при осуществлении туроператорской деятельности.

— Эффективное управление госсобственностью в туриндустрии.

— Создание необходимых условий для успешного развития гостиничных средств размещения и иной инфраструктуры.

— Создание благоприятного инвестиционного климата для российских и иностранных компаний, вкладывающих средства в развитие инфраструктуры в РФ.

— Разработка и принятие новых нормативных актов по стандартизации и сертификации услуг средств размещения, включая классификацию гостиничных средств размещения.

— Совершенствование визовой политики в отношении туристов из стран, не представляющих миграционной опасности и усиление контроля за выдачей виз туристам, следующим из опасных в миграционном отношении государств. Разработка механизма усиления ответственности турорганизаций за нарушение правил въезда, выезда и пребывания находящимися в России иностранцами при визовой поддержке этих организаций.

— Развитие межотраслевой и межрегиональной координации.

— Формирование региональных концепций развития туризма с разработкой экономически обоснованных планов их реализации.

— Создание современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, включая разработку и внедрение отраслевых образовательных стандартов, базирующихся на действующих квалификационных требованиях к работникам туриндустрии, создание учебных программ, соответствующих отраслевым потребностям и практическому обучению персонала, организация стажировок за рубежом.

— Поддержка исследований в области туризма.

Видимо, 2006-2007 годы стали переломными для российского туризма вследствие общего экономического подъема, принятия важных правительственных решений и, как следствие, образования в России выгодной ситуации по ряду важных позиций:

1. Полностью выплачен внешний долг государства, накопленный в советский и постсоветский периоды;

2. В стране накоплены большие средства, часть которых может быть вложена в развитие инфраструктуры для въездного и внутреннего туризма;

3. Россия претендует на проведение Зимних Олимпийских игр 2014 года в Краснодарском крае и последовательно осуществляет мероприятия, направленные на достижение поставленной цели;

4. Россия обладает колоссальным туристским потенциалом, осознает его значимость для себя и всего мира. Решением Правительства РФ определены перспективные для развития туризма туристско-рекреационные особые экономические зоны (ОЭЗ): в Алтайском, Краснодарском, Ставропольском краях; Иркутской и Калининградской областях; республиках Бурятия и Алтай, в создании туристской инфраструктуры которых будут освоены значительные государственные и частные финансовые инвестиции, организовано большое количество новых рабочих мест;

5. Российский рубль объявлен мировой конвертируемой валютой и фактически включен в соответствующий оборот на мировых рынках; акции наиболее успешных российских компаний привлекают внимание крупных зарубежных бизнесменов;

6. На огромных пространствах России установились привлекательные для европейцев обычные зимние условия, отвечающие календарным срокам, в отличие от Европы, где высокая температура воздуха надолго стала препятствием для занятий зимними видами спорта.

Выходя из разряда развивающихся стран и восстанавливая к себе уважение в мире, Россия вновь позиционирует себя как великая держава в различных областях деятельности. Россия может стать также великой туристской державой при том, что состояние туристской деятельности рассматривается в современном мире как показатель могущества национальной экономики.

В сложившихся условиях Россия может с выгодой для себя привлекать зарубежные капитальные вложения в освоение территорий перспективного туристского развития, а также привлекать лучших профессионалов для создания современных спортивных и иных объектов туристской инфраструктуры.

Став туристской державой, статус которой будет сопоставим с ее потенциалом, Россия сможет не только успешно противостоять натиску глобализации на ее экономику, но более того — использовать глобализацию в своих интересах. Определившись в дальнейшем развитии туризма, ежегодно увеличивая бюджетные ассигнования и региональное инвестирование в создание туристской инфраструктуры, привлекая средства частных инвесторов, можно частично перевести въездной поток туристов из европейской части страны в другие регионы с выгодой для них и страны в целом.

Развивающаяся туристская индустрия оказывает стимулирующее воздействие на рынок труда. Исследования WTTC/OEF показывают, что в 2006 году в сфере туризма и путешествий насчитывается около 4,5 млн. рабочих мест, из них около 0,9 млн. непосредственно в отрасли и еще 3,6 млн. в секторах, связанных с поездками и туризмом, таких, как недвижимость, строительство, розничная торговля5. Актуальность развития и совершенствования системы подготовки кадров очевидна. В советский период подготовкой и переподготовкой кадров для туристской отрасли занимались всего три учебных заведения. Экономическая подготовка велась в единственном высшем учебном заведении — в Высшей школе профдвижения, выпускавшей по 25 человек в год, и в 2-х институтах повышения квалификации — Интурист и ЦСТЭ (Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС); первый ИПК — для международного туризма, второй — для внутреннего туризма. В настоящее время подготовку специалистов с высшим образованием по туризму ведут более 250 российских вузов. Туризм стал привлекательной для молодежи отраслью, в том

числе и высокой заработной платой. Однако сегодняшнее положение в этом вопросе не удовлетворяет официальных работодате-лей6. В связи с развитием туризма в России потребуется не только значительно расширить, но и значительно дифференцировать подготовку профессионалов в сфере туризма и гостеприимства в том числе и за счет увеличения приема студентов, в особенности, из перспективных в туристском отношении регионов; осуществления программ дополнительного образования по специальным дисциплинам в сфере туризма и гостеприимства; расширения спектра специальностей и специализаций в сфере туризма и сопутствующих сферах. Повышению качества образования по этим специальностям будет способствовать более тесное и адресное сотрудничество вузов туристского образования с субъектами туристского рынка, включая участие специалистов вузов в консультативных и экспертных действиях при разработке генпланов развития туристско-рекреационных особых экономических зон. Целесообразно регулярное проведение профессиональных и студенческих научных конференций, создание студенческого научного совета по туризму и гостеприимству. На территориях вузов, имеющих необходимую инфраструктуру, следует образовывать, по примеру зарубежных школ гостеприимства, базовые учебно-тренинговые комплексы, включающие гостиницу, ресторан и другие предприятия для прохождения студентами практики по дисциплинам туризма и гостеприимства.

1 Ильинский И. М. Между Будущим и Прошлым: Социальная философия Происходящего. М., 2006. С. 327.

2 Там же. С. 330-331 (выделено нами. — Авт.).

3 Азар В. И., Акишин В. Н., Байназа-ров Ю. К., Биржаков М. Б., Кузнецов Ю. В., Маринин М. М., Путрик Ю. С., Терещенко А. А., Туманов О. Н. Предложения к концепции развития туризма в России // Туристские фирмы. 2000. Вып. 22. С. 23-37.

4 UNWTO — Всемирная туристская организация ООН. Создана в 1975 г. См. www.world-tourism.org

5 Российская Федерация. Влияние туризма и путешествий на рынок труда и экономику.

World Travel & Tourism Counci (WTTC). London, 2006. С. 8.

6 Отрасль живет в рынке. Интервью В. И. Стржалковского // Туринфо. 2007. 215 января. №1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.