64
PUBLIC ADMINISTRATION / <<Ш^Ш(МиМ~^®и®Ма1>#Щ4]])),2(0]9
PUBLIC ADMINISTRATION
УДК 376.4
Попов Виталий Владимирович
доктор философских наук, профессор Музыка Оксана Анатольевна доктор философских наук, профессор ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»
Таганрогский институт им. А. П. Чехова (филиал) DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10568 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФЕНОМЕНОЛОГИИ ВРЕМЕНИ
Popov Vitaly Vladimirovich.
doctor of philosophical Sciences, Professor Musika Oksana Anatolievna
doctor of philosophical Sciences, Professor "Rostov state economic University (RINH) ", Taganrog Institute. A. P. Chekhov (branch)
CONCEPTUAL FEATURES OF THE PHENOMENOLOGY OF TIME
Аннотация
В статье рассматривается концептуальные особенности феноменологии времени. Показывается, что субъективное время человека связанно с фундаментальными философскими проблемами и, прежде всего, различными версиями становления человеческого бытия на различных уровнях самого социального бытия. Представлено, что разделение субъективного времени человека и психологического времени проходит с точки зрения сложных концептуальных систем.
Abstract
The article deals with the conceptual features of the phenomenology of time. It is shown that the subjective time of man is associated with fundamental philosophical problems and, above all, different versions of the formation of human existence at different levels of social existence. It is presented that the separation of subjective time of a person and psychological time passes from the point of view of complex conceptual systems.
Ключевые слова: феноменология, темпоральность, социальное бытие, субъективное время, социальные трансформации.
Key words: phenomenology, temporality, social being, subjective time, social transformations.
Введение. Одна из приоритетных проблем современной феноменологии времени - недостаточная разработка ее концептуальных оснований. При этом в современной философской литературе в последнее время вырос интерес к исследованию субъективного времени, что определяется необходимостью выяснения интегральной роли социального субъекта в понимании и оценке социальной действительности. Представляется, что феноменология времени выступает в качестве одного из теоретических оснований исследования трансформирующегося социума..
Изучение субъективного времени в контексте различных социальных трансформаций и социального развития вообще предполагает выход на целый ряд аспектов, которые непосредственно касаются данного вопроса. В этом направлении в социально-философской литературе обозначились различные моменты, которые отстаиваются современными мыслителями как в нашей стране, так и за рубежом, причем на ведущую роль выходит своеобразный анализ корреляции между биологическим, психологическим и субъективным временем. Действительно, если вспомнить историко-философские контексты в русле феноменологического подхода, то можно говорить, что в античности, в
Средневековье, в Новое время, а также в современных западных философских школах эта проблема проявилась достаточно серьезно, можно привести такие известные имена как Ницше, Гуссерль, Той-нби, Хайдеггер и много других философов, которые, рассматривая различные аспекты времени с точки зрения его субъективности, иногда сознательно, иногда и нет, смешивали, например, вопросы, касающиеся соотнесения психологического и субъективного времени социального субъекта в контексте трансформирующегося социума.
Это действительно феноменологическая проблема, которая имеет глубокие историко-философские корни и поэтому в настоящее время вполне естественно обращение к ней, тем более, что фундаментальных работ в настоящее время существует не так уж и много, а имеющиеся не всегда однозначно рассматривают именно синтез основных и производных характеристик этого времени, так как, в большей части исследований, приоритет отдается во многом либо психологическому времени, либо субъективному времени. Это, конечно, может зависеть и от индивидуальных пристрастий самого исследования и, возможно, от той философской школы, к которой он принадлежит, но в любом случае подобные перекосы не являются позитивом для
«C@yL@qyiym-J®yrMaL»#17i41),2©19 / PUBLIC ADMINISTRATION
представления общей картины субъективного времени в контексте трансформирующегося общества.
Особо следует отметить, что когда происходит подобный синтез или когда дискурс идет на уровне компаративизма, то следует учитывать то, что современная психология вообще отражается в различных отраслях гуманитарного, социального, общественного знания. Поэтому, когда разговор заходит о психологическом времени, то следует говорить о том, что имеем дело с междисциплинарным исследованием в познавательном поле современной феноменологии, то есть важно подчеркнуть тот момент, что если субъективное время социального субъекта в контексте социального развития рассматривается как моментное, часть социально-философского исследования с выходом на ее онтологические проблемы, то субъективное время в данном случае ни в коей мере, во- первых, не отделяется от самой психологии, а, с другой стороны, его привлечение в научный дискурс связано с тем, что действительно в сознании человека нередко возникает вопрос о тех или иных фрагментах самого сознания человека, тем более, что историко-философская мысль, особенно философия жизни, феноменология, философская антропология показали, что субъективное время человека и психологическое время иногда рассматривались как одно и тоже. Безусловно.- это заблуждение, имеем совершенно разные не только концепты, но и концепты принадлежащие к разным категориальным рядам, но выделить это не так просто, тем более, в рамках различных философских школ такая проблема и не ставилась.
На наш взгляд, когда речь заходит о том, что в том или ином социально-философском контексте появляется термин психологическое время, нужно обращать внимание на то исследование, которое в данном случае проводится, то есть на цель, на задачи, на самого социального субъекта, потому что, в большинстве случаев, субъективное время человека связанно действительно с серьезными фундаментальными философскими проблемами и, прежде всего, с различными версиями становления человеческого бытия на различных уровнях самого социального бытия, в то время как психологическое время в подобных контекстах, в принципе, может и не встречаться.
Безусловно, когда исследуется феномен человеческого сознания в русле феноменологии времени, то достаточно часто ученые, занимающиеся подобной проблематикой выделяют психологическое время в качестве самостоятельного времени, авторы, в этом случае, не будут инициировать дискуссии на счет этой самостоятельности, потому что специальный анализ психологического времени -это не тема настоящей работы, но подчеркнем, что такие исследования пытаются поставить субъективное время и психологическое время практически на один уровень исследования. Это не является правильным и адекватным, так как, с одной стороны, исследуются фундаментальные философские проблемы, связанные не только с сознанием человека, но и непосредственно с выходом сознания в плоскость социального развития, с другой стороны, когда речь идет о психологическом времени ученые
65_
чаще всего обращают внимание на экспериментальный характер тех или иных моментов психологического времени, что связанно с проблемами психологического развития в трансформирующемся обществе.
Следует отметить и такой момент, что изучение психологического времени, его феноменов, как показывает практика, предполагает ряд проблем, связанных с семантическими и концептуальными затруднениями. В этом направлении проблема проявляется тогда, когда ученые пытаются психологические феномены выразить в строгой концептуальной системе. Подобное утверждение, безусловно, имеет право на существование, но если посмотреть, с другой стороны, а именно с позиции того, что сама психологическая наука находится в настоящем ее понимании на стыке диалектических и прикладных аспектов, то следует говорить о том, что если акцент делается на прикладных аспектах, то достаточно сложно рассуждать о каких-то теоретических или метатеоретических вопросах, которые внесли бы ясность относительно особенностей психологического времени, с другой стороны, подобную ясность не нужно вносить относительно субъективного времени.
В данной ситуации возможно представить проблему в более общем виде, когда феноменологически понимаемое субъективное время непосредственно относится к характеристикам и параметрам человеческого сознания и коррелирует лишь с некоторым повседневным опытом, что в общем-то не противоречит определенному диалектическому синтезу теоретических и прикладных аспектов психологического времени социального субъекта, то есть в подобной ситуации следует сказать о том, что разделение субъективного времени человека и психологическом времени человека могут проходить с точки зрения широких концептуальных систем, в рамках которых обсуждаются те или иные понятия.
Субъективное время будет находиться в парадигме общенаучных человеческих понятий, что же касается психологического времени, то о нем так однозначно сказать нельзя потому, что подобный концепт возможно представить в рамках самой психологической науки и тогда выйти на определенный теоретический уровень, но, с другой стороны, когда требуется практическое воплощение подобного понятия, то необходимо выбирать такой концептуальный аппарат, который характерен для каких- то специальных исследований и специальных наук. Более того, в последнем случае можно говорить и о том, что в отличие от общефилософского взгляда на психологическое время, имеется ряд определенных моментов, которые требуют особого специального изучения с привлечением не только философских методов, но и методов других наук, например, физиологии, биологии и ряда других наук, с одной стороны, а с другой стороны, можно по-разному понимать сознание человека, тот социальный опыт, который человек приобретает в процессе осознания социального развития.
Поэтому проблема рассмотрения синтеза или соотношения социального и психологическом времени естественно получит определенное разделение и на уровне того, как и по каким направлениям
PUBLIC ADMINISTRATION / «Ш^Ш(Ш1УМ~^®У®Ма1>#Щ4]])),2(0]9
66_
человек использует субъективное и психологическое время. В последнем случае- это доказали представители философии жизни, феноменологии, философской антропологии. Следует обратить внимание на такой достаточно важный аспект, что когда мыслитель исследует психологическое время на уровне тех или иных прикладных аспектов, то, естественно, появляется желание перейти к более общим проблемам. И эти проблемы предполагают свой концептуальный аппарат, который явно не совпадает с концептуальным аппаратом субъективного времени, безусловно, определенные аналогии и параллели провести можно, дискурс идет о фундаментальных проблемах времени, с другой стороны, имеется междисциплинарная проблема психологического времени, связанная как с некоторыми теоретическими моментами психологического времени, так и с его прикладными аспектами. При этом стоит отметить, что действительно в рамках социально- философской литературы достаточно часто возникают ситуации, когда идет своеобразное переплетение психологического и субъективного времени с позиции тех или иных действий исследователя.
То есть для социального субъекта- это вполне оправданно, так как речь заходит о некоторой корреляции реального времени человека с теми действиями, которые он осуществляет и в подобных случаях можно говорить о том, что семантический ряд понятий, которые для этого используются, будет достаточно широким, так как проблемы касаются и переживания времени, и его ощущения, и представления времени, и его отражения. Конечно, при таком достаточно широком спектре проблем субъективное и психологическоеб время будут увязываться во многих контекстах. Кстати подобный вопрос, на который авторы только что обратили внимание, в настоящее время не нашел должного осмысления в рамках интерпретации философских и социально-философских исследований, проведенных как в нашей стране, так и за рубежом.
Заключение. Концепции, связанные с отражением длительности субъективного времени, его оценки, организации социального субъекта в контексте субъективного времени в настоящее время не получили должного изучения в рамках социальной философии, отдельные фрагменты подобной проблемы действительно имеются в рамках социологического знания, и даже в рамках психологии, но они фрагментарны, говорить о каком- то системном подходе в настоящее время не приходится.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта "Осмысление социально-философского феномена образовательной инклюзии в контексте зарубежных и отечественных методологических подходов, и моделей", № 19-013-00117\19
Литература
1.Аверина Н.В., Попов В.В. Фактор времени в детерминистских и индетерменистских теориях исторического // Философия права. - 2011.- № 4 (47).-С. 86-90.
2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ В ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОМ
ДИСКУРСЕ. Попов В.В., Самойлова И.Н., Щеглов Б.С. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений по курсу "История и философия науки" : в авторской редакции / В. В. Попов, И. Н. Самойлова, Б. С. Щеглов ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Таганрогский гос. пед. ин-т". Таганрог, 2007.
3. Попов В.В., Музыка О.А., Максимова С.И. Альтернативистика в контексте социального развития// Евразийский юридический журнал- 2017- № 4 (107).-С. 373-375.
4. Попов В.В., Музыка О.А., Дзюба Л.М .Фактор и уровни темпоральности в контексте субъективной реальности человека // Евразийский юридический журнал-2017- № 4 (107)- С. 419-421.
5. . Попов В.В., Музыка О.А., Тимофеенко В.А.. Социальное противоречие в контексте социальных процессов// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований- 2017-№ 1-2.- С. 361-364. 6. Попов В.В., Музыка О.А., Ко-женко Я.В Социальные трансформации в правовых отношениях//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований- 2017-№ 3-2.- С. 315-318. 7. Попов В.В., Щеглов Б.С., Усатова Ю.Н Случайность в контексте динамических категорий// Философия права- 2015- № 1 (68)- С. 25-29.
8. Попов В.В., Музыка О.А., Тимофеенко В.А. Социальное противоречие в контексте нелинейных процессов// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований.- 2017. -№ 1-2. -С. 361-364.
9. Попов В.В., Агафонова Т.П. Специфика тем-поральности правового сознания социального субъекта// Фундаментальные исследования- 2015-№ 2-25- С. 5730-5733.
10. Попов В.В., Агафонова Т.П. Научная рациональность и рациональность в науке// Философия права- 2012- № 5 (54) - С. 86-90.
11. Попов В.В., Чаленко М.В .Специфика переходных состояний современного российского общества// Социально-гуманитарный вестник Юга России- 2011- № 7-8 (15-16)- С. 39-45
12. . Попов В.В., Тимофеенко В.А. Методологические особенности периода транзита в догоняющем государстве// Фундаментальные исследования. 2015. № 2-25. С. 5743-5747.
13. Попов В.В. Логические и теоретические модельные аспекты исследования темпоральности в социально-философском дискурсе //Научная мысль Кавказа. - 2006. -№ 1.- С. 24
14. РОССИЯ И МИР: 2013. ЭКОНОМИКА И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА. ЕЖЕГОДНЫЙ ПРОГНОЗ. Дынкин А.А., Барановский В.Г., Адно Ю.Л., Афонцев С.А., Богаевская О.В., Володин А.Г., Кудинова О.Н., Кузнецов А.В., Леонтьева Е.Л., Луконин С.А., Мачавариани Г.И., Миркин Я.М., Никитина Е.Н., Попов В.В., Сергеев П.А., Амиров В.Б., Андреев Ф.А., Вода К.Р., Громогла-сова Е.С., Звягельская И.Д. и др.Руководители проекта - А.А.Дынкин, В.Г.Барановский; подготовлен ИМЭМО РАН, ЦСА РАН и ФПИИ в сотрудничестве с ТПП РФ. Москва, 2012.