Научная статья на тему 'Концептуальные основы управления реформированием региональных энергетических систем'

Концептуальные основы управления реформированием региональных энергетических систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мельник А. Н., Садриев А. Р.

Функционирование региональных энергетических систем во многом предопределяет жизнедеятельность производительных сил и уровень благосостояния населения регионов страны. Именно поэтому реформирование их деятельности требует осторожного и взвешенного подхода. При этом особое внимание должно быть уделено разработке концептуальных основ управления реформированием региональных энергетических систем. Работа подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 05-02-29202а/В).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual bases of management by reforming of regional power engineering

The operating of regional power engineering is predestines the vital activity of production powers and level of well-being of the population of the regions of the country. Therefore reforming their activities demand careful and weighted approach. The special attention must be spared development conceptual bases of management of the regional power engineering reforming in this case.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы управления реформированием региональных энергетических систем»

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЕМ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ СИСТЕМ*

А.Н. МЕЛЬНИК, А.Р.САДРИЕВ

Казанский государственный энергетический университет

Функционирование региональных энергетических систем во многом предопределяет жизнедеятельность производительных сил и уровень

благосостояния населения регионов страны. Именно поэтому реформирование их деятельности требует осторожного и взвешенного подхода. При этом особое внимание должно быть уделено разработке концептуальных основ управления реформированием региональных энергетических систем.

Обеспечение стабильного функционирования электроэнергетики является одной из важнейших задач, от решения которой во многом зависит успешное развитие как в целом всей экономики, так и отдельных ее отраслей. Переход от административно-командной системы управления народным хозяйством к рыночной экономике, который осуществляется в нашей стране на протяжении последних лет, значительно обострил проблемы функционирования отечественного энергетического комплекса. Выходом из сложившейся ситуации является его реформирование и адаптация к функционированию в условиях рыночной экономики. Однако, несмотря на всю актуальность поставленной задачи и широкое обсуждение возможных подходов к ее решению, до настоящего времени так и не выработана единая позиция относительно наиболее предпочтительных вариантов проведения структурных преобразований. Тем не менее, это не помешало государственным структурам управления подвести черту под проходившей дискуссией и принять пакет законопроектов, основная идея которых состоит в разделении отрасли на естественно-монопольные (передача и распределение электроэнергии, диспетчеризация) и конкурентные (производство и сбыт электроэнергии) виды деятельности. Следует отметить, что, несмотря на определенные трудности, реформирование отрасли продолжается. Однако будут ли достигнуты основные цели проведения реформы, сказать сложно. Недавние масштабные нарушения энергоснабжения в Москве выявили новые, ранее не встречавшиеся проблемы развития отрасли. Они заставляют еще раз задуматься о перспективах ее функционирования в условиях конкурентной среды, когда на рынке электрической энергии появится достаточно большое количество самостоятельных энергетических предприятий, координировать деятельность которых будет несравнимо более сложно, чем в условиях централизованного управления отраслью.

Однако законодательное оформление выбранного варианта реформирования предполагает безусловное выполнение принятых нормативных актов. В этих условиях особую актуальность приобретает необходимость выполнения тщательных экономических обоснований проведения реформы на

* Работа подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 05-02-29202а/В).

© А.Н. Мельник, А. Р. Садриев

Проблемы энергетики, 2005, № 7-8

основе оценки возможных последствий ее реализации с точки зрения интересов различных сторон. Особое внимание в процессе выполнения такой оценки должно уделяться региональным энергетическим системам, реструктуризация деятельности которых является важнейшим этапом проводимых преобразований. Однако отсутствие соответствующих методических основ сдерживает решение указанной задачи и создает значительную неопределенность относительно ожидаемых перспектив их реформирования. Все это предполагает необходимость разработки методологических и методических подходов для комплексной экономической оценки возможных последствий реструктуризации региональных энергетических систем с точки зрения бюджетной эффективности, экономических интересов промышленных предприятий и других потребителей энергетической продукции, включая население, предприятий регионального энергетического комплекса, а также с точки зрения изменения надежности и безопасности энергоснабжения. Только лишь с учетом всех возможных последствий может быть принято действительно обоснованное решение относительно целесообразности реализации выбранной модели реформирования предприятий энергетического комплекса.

Для проведения реформирования региональной энергетической системы предлагается следующая концептуальная модель выполнения всего комплекса работ (рис. 1).

Достижение положительных результатов в процессе реструктуризации энергетических систем возможно лишь при соблюдении ряда исходных условий, которые можно условно разделить на две группы. Первую группу формируют условия, затрагивающие внешнюю среду. Важнейшими из них являются наличие целостного законодательного обеспечения и соблюдение баланса цен на различные виды топлива. Необходимость в полностью сформированной законодательной базе реформирования обусловлена тем, что именно она прописывает основное содержание реформы и определяет будущую модель функционирования отрасли. От того, насколько тщательно будет проработан весь механизм проведения структурных преобразований на законодательном уровне, во многом зависит успех реформы. В настоящее время реформирование отечественной электроэнергетики в целом подкреплено соответствующим законодательным обеспечением. Тем не менее, целый ряд вопросов, связанных, прежде всего, с проведением преобразований на региональном уровне, все еще остается открытым.

Соблюдение баланса цен на различные виды топлива диктуется необходимостью обеспечения ценовой конкуренции в сфере генерации и создания предпосылок для минимизации затрат на производство энергетической продукции. На сегодняшний день наиболее предпочтительным видом топлива для тепловых электрических станций является природный газ, цена на который в основном регулируется государством. Цены же на мазут и уголь формируются рыночными методами и по этой причине они зачастую превышают цены на природный газ. Понятно, что в этой ситуации электростанции, потребляющие газ, отпускаемый по регулируемым тарифам, оказываются в гораздо более выгодном положении, чем станции, использующие газ, поставляемый по нерегулируемым тарифам, не говоря уже об энергетических предприятиях, работающих на угле и мазуте. В этой связи реформирование электроэнергетики должно сопровождаться, по всей видимости, также и либерализацией цен на природный газ. В противном случае весьма сложно говорить о создании полноценного рынка электрической энергии.

I ЭТАП

ПРОВЕДЕНИЕ РАБОТ ПО ПОДГОТОВКЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА К РЕФОРМИРОВАНИЮ

ЗАТРАГИВАЮЩИХ ВНЕШНЮЮ СРЕДУ

формирование законодательной базы согласование цен на топливо

ЗАТРАГИВАЮЩИХ ВНУТРЕНННЮЮ СРЕДУ

снятие ограничении по пропускной способности линий электропередач

обеспечение необходимого резерва мощностей

II ЭТАП

ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

анализ финансово-экономической деятельности

анализ производственной деятельности

III ЭТАП

определение целей реформирования

РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

формирование

направлений

реформирования

определение способов реформирования по каждому выбранному направлению

экономическая оценка ожидаемой эффективности возможных направлений реформирования

формирование

программы

реформирования

IV ЭТАП

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

организационная

подсистема

производственная

подсистема

финансово-

экономическая

подсистема

социальная подсистема

V ЭТАП

СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОГРАММЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

мониторинг реализации программы реформирования

оценка отклонений

разработка и реализация корректирующих действий

Рис. 1. Концептуальная модель реформирования региональной энергетической системы

Другую группу условий, относящихся к числу внутренних, формируют, прежде всего, отсутствие сетевых ограничений и наличие необходимого резерва генерирующих мощностей. Выполнение указанных условий во многом предопределяет успех формирования конкурентных отношений в отрасли, обеспечивая избыток предложения электрической энергии на рынке и возможность максимально свободного доступа потребителей и производителей энергетической продукции к сетевой инфраструктуре. Кроме того, развитая сеть линий электропередач существенно снижает вероятность возникновения системных аварий, а в случае внештатных ситуаций позволяет значительно сократить время, необходимое на их устранение. Следует отметить, что сетевая инфраструктура должна быть не только достаточно разветвленной, но и обладать определенным запасом пропускной способности, который учитывал бы возможное в перспективе увеличение перетоков электрической энергии, связанное как с устойчивым ростом энергопотребления в стране, так и с возрастающим объемом торгов энергетической продукцией.

Таким образом, на первом этапе должна быть проведена оценка исходных условий, невыполнение которых может не только препятствовать достижению конечных целей реформирования региональных энергетических систем, но и способствовать развитию чрезвычайных ситуаций, масштаб которых, учитывая значимость отрасли, трудно переоценить.

На втором этапе выполняется диагностика состояния региональной энергетической системы, предполагающая проведение анализа ее финансовоэкономической и производственной деятельности.

При проведении анализа финансово-экономической деятельности объектом исследования выступают, прежде всего, величина прибыли и размер рентабельности энергосистемы, величина себестоимости и структура затрат на производство различных видов энергетической продукции, задолженность по поставкам топлива, своевременность оплаты потребителями полученной ими электрической и тепловой энергии и другие показатели.

Анализ производственной деятельности предприятий региональной энергетической системы, направленный на определение ее конкурентных позиций, предполагает рассмотрение показателей, которые характеризуют эффективность производственной деятельности данной энергетической системы в сравнении с аналогичными показателями по другим системам. В качестве важнейших выступают: состав производственных мощностей и эффективность их использования, структура топливного баланса, удельный расход топлива на отпуск электрической и тепловой энергии, расход электроэнергии на собственные нужды, потери энергетической продукции при ее транспортировке и целый ряд других. Как показал проведенный анализ, далеко не все региональные энергетические системы находятся в равном положении по уровню эффективности энергетического производства. Поэтому после их реформирования и создания конкурентного рынка электрической энергии продукция менее эффективных энергетических предприятий может оказаться невостребованной, что, в конечном итоге, может послужить причиной их банкротства. Ситуация усугубляется в силу того, что практически все станции, которые останутся в собственности региональных энергосистем после их реформирования, являются теплоэлектроцентралями. Они, как известно, помимо производства электрической энергии осуществляют еще и отпуск тепла. По этой причине дестабилизация их работы может иметь очень серьезные социальные последствия.

Таким образом, по результатам проведенной диагностики можно будет судить о степени готовности региональных энергетических систем к осуществлению преобразований и к функционированию в условиях конкурентной среды. В том случае, если диагностика выявила недостатки в деятельности энергосистемы, снижающие ее конкурентоспособность, следует предпринять превентивные меры по их устранению.

Разработка концепции реформирования региональной энергетической системы, проводимая на третьем этапе, предполагает выполнение целого комплекса работ, основным результатом которых должно стать целостное представление относительно целей осуществляемых преобразований и методов их достижения.

В настоящее время практически все энергетические предприятия испытывают одинаковые трудности, связанные, прежде всего, с высоким уровнем износа оборудования по причине недостатка финансовых ресурсов, необходимых для его обновления. Сложности с финансированием объясняются, в свою очередь, затратным механизмом ценообразования на энергетическую продукцию, который не только не стимулирует повышение эффективности энергетического производства, но и, снижая прозрачность деятельности энергокомпаний, сдерживает приток в отрасль частных инвестиций. По этой причине основной целью реформирования региональных энергетических систем должно стать обеспечение прозрачности их деятельности, формирование стимулов для повышения эффективности функционирования, а также создание благоприятного инвестиционного климата для решения проблемы привлечения инвестиций, необходимых для обновления основных производственных фондов.

В соответствии с концепцией реформирования отечественной электроэнергетики достижение указанных целей предполагается осуществить путем разделения существующей вертикально-интегрированной структуры региональных энергетических систем по видам деятельности и выделения из их состава тех видов бизнеса, которые могут функционировать в конкурентной среде. Поэтому, к так называемому «базовому» варианту реформирования будут преобразованы практически все энергосистемы, за исключением отнесенных к категории изолированных.

Таким образом, участие региональных энергетических систем, в том числе и формально независимых от РАО «ЕЭС России», в формировании концепции реформирования собственных структур сводится к минимуму и состоит лишь в реализации предложенной схемы проведения преобразований. Однако в этой ситуации у региональных энергосистем все же остается возможность оценить возможные последствия реструктуризации и предпринять комплекс мер, направленных на обеспечение желаемого хода реформ и достижение поставленных при этом целей. Важнейшими критериями проведения такой оценки должны быть обеспечение, во-первых, надежности энергоснабжения, во-вторых, необходимого качества поставляемой электроэнергии, в-третьих, приемлемых тарифов для потребителей и, в-четвертых, экономической эффективности функционирования энергетических предприятий.

Безусловный приоритет при этом должен быть отдан критерию надежности энергоснабжения. Экономические интересы энергетических предприятий при всей их значимости не должны превалировать над необходимостью обеспечения безопасного функционирования предприятий энергетического комплекса. Тем более, что в случае нарушения энергоснабжения потребителей причиненный ущерб может многократно превысить экономический эффект, получаемый в

результате снижения надежности функционирования энергетических предприятий. Так, например, вследствие системной аварии, произошедшей в Москве и соседних с ней регионах, без воды и света остались миллионы людей, а общая сумма причиненного ущерба исчислялась десятками миллионов долларов.

Только лишь в том случае, если соблюдаются интересы всех сторон, на следующем этапе можно приступать к формированию программы реформирования региональной энергетической системы, которая должна содержать подробный перечень мероприятий по реализации выбранной модели проведения преобразований. Центральное место в этой программе должно быть отведено порядку разделения энергосистемы по видам деятельности и возможности создания новых субъектов электроэнергетики. Особое внимание должно быть уделено выделению из структуры энергетических предприятий непрофильных видов бизнеса и, прежде всего, ремонтных подразделений. Учитывая высокий износ оборудования в отрасли, дестабилизация их деятельности может иметь достаточно серьезные последствия.

Как уже отмечалось ранее, разделение региональных энергетических систем на отдельные компании неизбежно будет сопровождаться ухудшением процесса управляемости в отрасли. В этой ситуации программа должна предусматривать четкий порядок взаимодействия фактически независимых друг от друга предприятий.

Четвертый этап предполагает непосредственную реализацию разработанной программы реформирования, которая должна охватывать все важнейшие подсистемы предприятий регионального энергетического комплекса, включая организационную, производственную, финансово-экономическую и социальную. Только лишь такой комплексный подход позволит максимально реализовать потенциал реформы и обеспечить, тем самым, достижение поставленных целей.

Однако даже тщательно выполненные экономические обоснования не гарантируют того, что проведение реструктуризационных процедур пойдет строго по намеченному плану. Отсутствие отечественного опыта проведения аналогичных преобразований, усугубляемое значительной сложностью организации деятельности региональных энергетических систем, включающих в свой состав генерирующие, сетевые, диспетчерские, сбытовые и обслуживающие предприятия, может существенно затруднить ход реформы. В этой связи следующим этапом реструктуризации должно стать сопровождение программы реформирования региональных энергетических систем, включающее мониторинг ее реализации, оценку возможных отклонений, а также разработку и реализацию корректирующих действий.

Целью мониторинга является непрерывное наблюдение за реализацией реструктуризационных процедур, проводимое на основе сбора информации об изменении показателей, характеризующих эффективность проводимых преобразований как с точки зрения интересов предприятий энергетического комплекса, так и с позиции интересов потребителей энергетической продукции. Сопоставление достигнутых значений показателей с плановыми позволит оценить степень выявленных отклонений и разработать комплекс мероприятий по стабилизации ситуации.

Таким образом, предлагаемая концептуальная модель выполнения работ по подготовке и проведению реструктуризации региональных энергетических систем, учитывающая возможные последствия осуществления преобразований, будет способствовать обеспечению их надежной и эффективной деятельности в условиях реформирования отрасли.

Summary

The operating of regional power engineering is predestines the vital activity of production powers and level of well-being of the population of the regions of the country. Therefore reforming their activities demand careful and weighted approach. The special attention must be spared development conceptual bases of management of the regional power engineering reforming in this case.

Поступила 09.06.2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.