Научная статья на тему 'Методические основы оценки возможных последствий реформирования региональных энергетических систем'

Методические основы оценки возможных последствий реформирования региональных энергетических систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мельник А. Н., Садриев А. Р.

Сохранившиеся в энергетике механизмы управления не соответствуют принципам функционирования рыночной экономики, и поэтому в них должны быть внесены существенные изменения. Отсутствие методологических и методических подходов к управлению процессом реструктуризации на региональном уровне затрудняет принятие управленческих решений, направленных на проведение преобразований. В статье рассматриваются особенности предлагаемого методического подхода к управлению реструктуризацией региональных энергетических систем на основе комплексной экономической оценки возможных последствий ее проведения с точки зрения бюджетной эффективности отдельного региона, экономических интересов промышленных предприятий и других потребителей энергетической продукции в регионе, включая население, а также с точки зрения изменения надежности и безопасности энергоснабжения региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodical bases of rating of possible results of reforming of regional power engineering

The present mechanisms of management in power engineering don't correspond to principles of market economy functioning and therefore there should be done essential changes. The absence of methodological and methodical approaches to management of restructuring process at the regional level complicates acceptance of the administrative decisions directed on conducting of transformations. The clause tells about features of the offered methodical approach to management of restructuring of regional power engineering on the basis of a complex economic rating of the possible results of its conducting from the point of view of budgetary efficiency of a separate region, economic interests of the industrial enterprises and other consumers of power production in the region, including the population, and also from the point of view of the change of reliability and safety of the region's power supply.

Текст научной работы на тему «Методические основы оценки возможных последствий реформирования региональных энергетических систем»

КОНОМИКА, ЭКОЛОГИЯ ЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТ ЭНЕРГЕТИКИ

УДК 338.24.021.8

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ВОЗМОЖНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ РЕФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

А.Н. МЕЛЬНИК, А.Р.САДРИЕВ

Казанский государственный энергетический университет

Сохранившиеся в энергетике механизмы управления не соответствуют принципам функционирования рыночной экономики, и поэтому в них должны быть внесены существенные изменения. Отсутствие методологических и методических подходов к управлению процессом реструктуризации на региональном уровне затрудняет принятие управленческих решений, направленных на проведение преобразований. В статье рассматриваются особенности предлагаемого методического подхода к управлению реструктуризацией региональных энергетических систем на основе комплексной экономической оценки возможных последствий ее проведения с точки зрения бюджетной эффективности отдельного региона, экономических интересов промышленных предприятий и других потребителей энергетической продукции в регионе, включая население, а также с точки зрения изменения надежности и безопасности энергоснабжения региона.

Осуществляемый в настоящее время переход от административнокомандной системы управления народным хозяйством к рыночной экономике сопровождается значительными изменениями в условиях функционирования практически всех отраслей. Наиболее радикальный характер этих изменений относится к деятельности естественных монополий, включая, прежде всего, энергетику. Стабильная работа предприятий энергетического комплекса всегда выступала в качестве одного из важнейших условий развития как в целом всей экономики, так и отдельных ее отраслей. Обострившиеся проблемы функционирования энергетики предопределили то внимание, которое в последнее время уделяется вопросам ее реформирования. Однако, несмотря на их широкое обсуждение, до настоящего времени так и не выработана единая позиция относительно необходимости и целесообразности реструктуризации отечественной энергетики. Более того, мнения сторон диаметрально разделились. Самым слабым местом сторонников различных позиций является отсутствие у них экономических расчетов по обоснованию возможных последствий проведения преобразований. Аргументы сторон сводятся к попыткам чисто качественного объяснения того, как в соответствии с теоретическими основами рыночной экономики должны будут развиваться дальнейшие события. Но и в этом понимании их взгляды на возможные последствия реформирования энергетики принципиально расходятся.

© А.Н. Мельник, А. Р. Садриев

Проблемы энергетики, 2005, № 9-10

Сложившаяся ситуация во многом объясняется отсутствием методологических и методических подходов для комплексной экономической оценки возможных последствий реструктуризации электроэнергетики с точки зрения бюджетной эффективности, экономических интересов промышленных предприятий и других потребителей энергетической продукции, предприятий энергетического комплекса, населения, а также с точки зрения изменения надежности и безопасности энергоснабжения региона.

Как правило, принятие решений относительно выбора направлений реформирования энергетических предприятий обосновывается только лишь с позиции антикризисного управления ими. Между тем, особый характер энергетики предопределяет необходимость проявления осторожного и взвешенного подхода к проведению любых преобразований, затрагивающих основы ее функционирования, поскольку принятие ошибочных решений может привести к непоправимым последствиям не только для отдельных регионов, но и для всей страны.

Реструктуризация региональных энергетических систем направлена не только на обеспечение поступательного развития предприятий энергетики, но и на решение целого комплекса проблем, связанных, прежде всего, со снижением тарифов на энергическую продукцию для потребителей и увеличением налоговых поступлений в бюджет от деятельности энергетического комплекса. Поэтому экономическая оценка эффективности реформирования региональных энергетических систем должна предусматривать учет возможных последствий проведения преобразований с точки зрения интересов различных сторон (рис. 1).

Рис. 1. Модель проведения экономической оценки возможных последствий реформирования

региональной энергетической системы

Следует отметить, что важнейшим направлением проведения реформ в отечественной электроэнергетике является формирование в отрасли

конкурентной среды, создание которой направлено, во-первых, на стимулирование энергетических предприятий к сокращению издержек и

снижению на этой основе тарифов на энергетическую продукцию, а, во-вторых, на формирование в отрасли благоприятного инвестиционного климата,

необходимого для привлечения инвестиций для обновления основных

производственных фондов. Однако, как показывает зарубежный опыт проведения аналогичных преобразований, далеко не все энергетические предприятия смогут успешно функционировать в условиях конкурентной борьбы. Продукция многих из них окажется нереализованной на рынке по причине высокой себестоимости ее производства. В худшей ситуации могут оказаться генерирующие компании, создаваемые на базе части генерирующих активов региональных энергетических систем. Связано это, прежде всего, с тем, что в их состав должны войти преимущественно теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), в то время как более эффективные конденсационные электростанции (КЭС) отойдут к оптовым генерирующим компаниям. ТЭЦ, как известно, с наибольшей эффективностью работают в режиме комбинированной выработки электрической энергии и теплоты. Между тем, большинство таких электростанций значительную часть года функционирует в режиме ограничения или даже полного отсутствия тепловой нагрузки, что связано как с сезонным снижением спроса, так и с низким потреблением тепловой энергии промышленными потребителями. Понятно, что в этой ситуации эффективность производства энергетической продукции на ТЭЦ будет существенно ниже, чем на КЭС, не говоря уже об атомных электростанциях. В условиях превышения возможностей генерирующих мощностей электрических станций над совокупными спросом на электрическую энергию это вполне может привести к банкротству многих электростанций и, прежде всего, менее эффективных ТЭЦ.

Именно поэтому оценка возможных последствий реформирования региональной энергетической системы с точки зрения интересов входящих в ее состав предприятий должна рассматриваться сквозь призму влияния проводимых в отрасли преобразований на уровень их конкурентоспособности. Выполнение такой оценки должно базироваться на определении конкурентных позиций генерирующих предприятий данной региональной энергетической системы по сравнению с другими, являющимися потенциальными конкурентами. Причем сравнение следует проводить, прежде всего, с теми энергетическими предприятиями, передача электроэнергии которых в данный регион технически возможна и может быть целесообразной с экономической точки зрения.

Одним из возможных подходов к определению конкурентоспособности региональных энергетических систем является ранжирование их конкурентных позиций по целому ряду обобщенных показателей для выявления соответствующих рейтингов. При этом рейтинг конкурентоспособности генерирующей компании будет характеризовать ее конкурентные позиции в сравнении с другими предприятиями, производящими энергетическую продукцию. Последовательность выполнения работ по оценке конкурентоспособности региональной энергетической системы представлена на рис. 2.

Рис. 2. Последовательность проведения оценки конкурентоспособности региональной

энергетической системы

В качестве обобщенных показателей для определения рейтинга конкурентоспособности генерирующих предприятий могут использоваться технический уровень производства энергетической продукции, экономическая эффективность производства энергетической продукции, а также качество и надежность энергоснабжения потребителей. Каждый из вышеперечисленных обобщенных показателей может оцениваться по совокупности входящих в него аналитических показателей. Для оценки технического уровня производства энергетической продукции могут использоваться такие показатели как удельный расход топлива на производство электрической и тепловой энергии, расход

электроэнергии на собственные нужды, доля комбинированной выработки электрической и тепловой энергии в общем объеме производства энергетической продукции, наличие маневренных мощностей в общей структуре установленной мощности генерирующей компании и т.д. Себестоимость и рентабельность производства энергетической продукции могут выступать в качестве показателей для оценки экономической эффективности энергетического производства. Оценка качества и надежности энергоснабжения может базироваться на использовании такого показателя как частота электроэнергии.

Далее по каждому обобщенному показателю следует определить его рейтинговую оценку на основе суммирования рейтингов по отдельным аналитическим показателям:

1

■^обобщ./ _ Е -^аналит.]/ , (1)

1=1

где Лобобщ. / - рейтинговая оценка по /-му обобщенному показателю; Ланалит-

рейтинговая оценка по у-му аналитическому показателю, определяющему рейтинг /-го обобщенного показателя.

Расчет интегрального показателя конкурентоспособности генерирующей компании должен производиться на основе суммирования произведений рейтингов каждого обобщенного показателя на его значимость:

^инт = Е ^обобщ / ' 2/ 1100 , (2)

/=1

где Линт - интегральный показатель конкурентоспособности генерирующей компании; 2/ - значимость /-го обобщенного показателя, %.

Показатель значимости вводится по той причине, что влияние каждого из обобщенных показателей на конкурентоспособность генерирующей компании различно. Он определяется на основе обработки мнений экспертов о значимости каждого показателя в общей оценке.

Оценка конкурентоспособности генерирующих предприятий региональной энергетической системы позволит определить перспективы их деятельности в условиях конкурентного рынка электрической энергии. Одним из важнейших показателей эффективности функционирования региональной энергетической системы будет в этом случае востребованность производимой ее предприятиями энергетической продукции у потребителей. Именно объем потребления электрической и тепловой энергии будет оказывать решающее влияние на величину рентабельности региональной энергетической системы. Высокая загрузка производственных мощностей позволит, с одной стороны, обеспечить наиболее оптимальный режим их работы, характеризующийся минимальными значениями удельного расхода топлива на отпуск энергетической продукции, а с другой стороны - создаст реальные рыночные стимулы для привлечения инвестиций в генерирующие предприятия региональной энергетической системы. Чем выше будет конкурентоспособность предприятий региональной энергетической системы, тем на больший объем инвестиций она сможет рассчитывать. Дополнительные финансовые вложения могут создать, в свою очередь, основу для дальнейшего роста эффективности производства © Проблемы энергетики, 2005, № 9-10

энергетической продукции и повышения конкурентоспособности энергетических предприятий.

Как уже отмечалось ранее, создаваемый в ходе реформирования отечественной электроэнергетики конкурентный рынок электрической энергии призван стимулировать энергетические предприятия к снижению издержек производства энергетической продукции. Темпы такого снижения будут напрямую определяться силой конкурентной борьбы на рынке. Ситуация, при которой на рынке будет присутствовать ограниченное количество генерирующих предприятий с относительно близкими по значениям показателями эффективности энергетического производства, будет способствовать сохранению относительно устойчивых тарифов на электрическую энергию. В этом случае значительного снижения тарифов ожидать вряд ли стоит, поскольку рыночные стимулы повышения экономичности производства энергетической продукции будут достаточно ограниченными. Более того, в этих условиях теоретически присутствует возможность сговора между генерирующими предприятиями в целях поддержания тарифов на электрическую энергию на уровне, соответствующем их экономическим интересам, но противоречащим интересам потребителей.

Ситуация, при которой на рынке электрической энергии будет присутствовать значительное число конкурирующих производителей, напротив, может способствовать созданию реальных предпосылок для снижения тарифов на энергетическую продукцию по причине обострения конкурентной борьбы и усложнения заключения ценового сговора между генерирующими

предприятиями.

В настоящее время многие энергетические предприятия находятся в достаточно сложном положении, характеризующимся низким уровнем их доходности. В целом ряде случаев поддержание устойчивой работы предприятий энергетики требует даже осуществления значительных дотаций со стороны государства. Повышение экономической эффективности функционирования энергетики в результате ее реформирования предполагает достижение роста рентабельности деятельности предприятий энергетического комплекса, выражающегося, в том числе, и в увеличении платежей в бюджеты различных уровней и решении проблемы дотирования предприятий энергетики государством. Величина бюджетного эффекта в этом случае может быть рассчитана по следующей формуле:

Б эф = Н 2 - Н - Д , (3)

где Бэф - показатель бюджетного эффекта от реформирования региональной энергетической системы, руб.; Н1 - сумма налоговых поступлений в бюджет до реформирования региональной энергетической системы, руб.; Н2 - сумма

налоговых поступлений в бюджет после реформирования региональной энергетической системы, руб.; Д - сумма дотаций из бюджета, направляемая на поддержание устойчивой работы региональной энергетической системы до проведения реформы, руб.

Именно ожидаемая величина бюджетного эффекта будет предопределять целесообразность принятия решения относительно практической реализации

выбранного варианта проведения структурных преобразований в отрасли с позиции государственных интересов.

Зарубежный опыт реформирования энергетики убедительно свидетельствует о том, что проведение структурных преобразований в отрасли оказывает непосредственное влияние на надежность энергоснабжения. Многие страны, вставшие на путь реструктуризации своих энергетических систем, столкнулись с проблемой обеспечения их устойчивого и безопасного функционирования. Актуальность этой проблемы успел почувствовать и отечественный энергетический комплекс, реформирование которого уже повлекло за собой снижение надежности энергоснабжения, одним из последствий которого стали недавние масштабные отключения электрической энергии в ряде центральных регионов страны. Все это предопределяет необходимость оценки возможных последствий реформирования региональных энергетических систем с точки зрения изменения надежности и безопасности энергоснабжения.

Следует отметить, что конкурентный рынок электрической энергии, в основе которого лежит экономическое соперничество независимых друг от друга производителей электрической энергии, с одной стороны, конечно, стимулирует энергетические предприятия к сокращению издержек производства и создает предпосылки для снижения тарифов на энергетическую продукцию. Однако, с другой стороны, конкурентная борьба может сделать продукцию многих электрических станций нерентабельной по причине высокой себестоимости ее производства. В этой ситуации часть генерирующих мощностей может быть выведена из эксплуатации. Причем необходимо учитывать, что в структуре энергопотребления многих регионов значительная доля принадлежит крупным промышленным потребителям, имеющим в настоящее время возможность свободного выбора поставщиков энергетической продукции. Поэтому в случае предпочтения ими продукции других энергетических компаний из-за ее более низкой цены, объемы выводимых мощностей могут оказаться весьма масштабными. Между тем, высокая капиталоемкость и длительные сроки капитального строительства в отрасли, усугубляемые дефицитом инвестиционных ресурсов, необходимых для ввода нового оборудования, не позволят в полной мере компенсировать выбытие этих мощностей. Таким образом, может возникнуть реальная угроза снижения величины установленной мощности энергосистемы. В условиях роста энергопотребления это может не только ограничить конкуренцию на рынке электрической энергии, но и значительно осложнить ситуацию с обеспечением надежности энергоснабжения по причине снижения резерва мощностей, необходимых для покрытия пиковых нагрузок. При этом величина резерва мощностей может быть определена следующим образом:

Мрез ■ 100%

Рм = -^--------------------------------------------------------------------------------------, (4)

Нмакс.

где Рм - резерв мощностей, %; Мрез. - резервная мощность, Вт; Нмакс. -

максимальная величина нагрузки (спроса), Вт.

Снижение надежности энергоснабжения может произойти и по причине ограниченности пропускной способности линий электропередач. Связано это, прежде всего, с тем, что дефицит мощности в регионе потребует увеличения поставок электрической энергии из-за его пределов. Однако, как показывает

практика, пропускная способность сетевой инфраструктуры не рассчитана на значительное увеличение перетоков энергии. Это может повлечь за собой возникновение реальной угрозы ограничения энергопотребления в регионе со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Таким образом, экономическая оценка возможных направлений реформирования региональных энергетических систем является весьма сложной проблемой, требующей всестороннего рассмотрения и учета различных последствий проведения преобразований. Только лишь на этой основе может быть принято решение относительно целесообразности использования предлагаемых моделей их реформирования. Поэтому весь комплекс расчетных процедур по экономическому обоснованию возможных последствий реформирования региональных энергетических систем должен сводиться к экономической оценке влияния проводимых преобразований на результаты производственнохозяйственной и финансовой деятельности энергетических предприятий, результаты функционирования промышленных предприятий и других потребителей энергетической продукции, обязательно учитывая при этом интересы населения, бюджетную эффективность и возможное изменение надежности и безопасности энергоснабжения. В таблице представлена система показателей, которая может быть использована для экономической оценки возможных последствий реформирования региональных энергетических систем. Она отражает особенности предлагаемого методического подхода и охватывает различные уровни проводимых расчетов.

Таблица

Система показателей для оценки эффективности реформирования региональной

энергетической системы

Уровень показателей экономической оценки Наименование показателя

1. Показатели для экономической оценки на уровне предприятий региональной энергетической системы Финансово-экономическая подсистема

1.1. Валовая выручка от реализации

1.2. Полная себестоимость производимой продукции

1.3. Рентабельность

1.4. Чистый дисконтированный поток

1.5. Срок окупаемости инвестиций

1.6. Внутренняя норма доходности

1.7. Коэффициенты ликвидности

1.8. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

1.9. Коэффициент капитализации

Производственно-техническая подсистема

1.10. Удельный расход топлива на производство электрической и тепловой энергии

1.11. Удельный расход топлива на собственные нужды

1.12. Доля комбинированной выработки электрической и тепловой энергии в общем объеме производства энергетической продукции

1.13. Удельный вес использования наличного парка оборудования

1.14. Удельный вес изношенного оборудования

1.15. Коэффициент обновления основных фондов

1.16. Коэффициент выбытия основных фондов

1.17. Удельный вес основных фондов производственного назначения

1.18. Производительность труда

Социальная подсистема

1.19. Уровень дохода на одного работника

1.20. Уровень зарплаты по отношению к прожиточному минимуму

1.21. Коэффициент сокращения задолженности по зарплате

2. Показатели для экономической оценки на уровне потребителей энергетической продукции 2.1. Отношение величины затрат на оплату услуг энергокомпаний к среднему прожиточному минимуму населения

2.2. Удельный вес затрат на электрическую и тепловую энергию в структуре себестоимости выпускаемой продукции или оказываемых услуг

3. Показатели для экономической оценки на уровне регионального бюджета 3.1. Бюджетный эффект

3.2. Изменение налоговых платежей

3.3. Коэффициент налоговой дисциплины

4. Показатели для оценки уровня надежности и безопасности энергоснабжения 4.1. Индексы изменения объемов потребления электрической и тепловой энергии в целом по региону и по отдельным группам потребителей

4.2. Индекс изменения величины объемов недопоставок электрической и тепловой энергии потребителям

4.3. Индекс изменения величины материального ущерба потребителей в результате недопоставок и низкого качества энергии

4.4. Индекс изменения материального ущерба от загрязнения окружающей среды

4.5. Удельный вес собственных источников в балансе электроэнергии

4.6. Удельный вес базовых потребителей в структуре потребления электроэнергии, отпускаемой электростанциями энергосистемы

4.7. Удельный вес маневренных источников в установленной мощности энергетического комплекса

4.8. Удельный вес мощности наиболее крупной электростанции в общей величине установленной мощности генерирующих источников

4.9. Отношение пропускной способности межсистемных линий электропередач к установленной мощности электростанций

4.10. Удельный вес резерва мощности в структуре располагаемых мощностей энергетического комплекса

Summary

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The present mechanisms of management in power engineering don’t correspond to principles of market economy functioning and therefore there should be done essential changes. The absence of methodological and methodical approaches to management of restructuring process at the regional level complicates acceptance of the administrative decisions directed on conducting of transformations. The clause tells about features of the offered methodical approach to management of restructuring of regional power engineering on the basis of a complex economic rating of the possible results of its conducting from the point of view of budgetary efficiency of a separate region, economic interests of the industrial enterprises and other consumers of power production in the region, including the population, and also from the point of view of the change of reliability and safety of the region’s power supply.

Поступила 08.08.2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.