Научная статья на тему 'Концептуальные основы управления корпорацией'

Концептуальные основы управления корпорацией Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
364
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
корпорация / управление / принципы корпоративного управления / Кодекс корпоративного управления.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы управления корпорацией»

Кузьмина И. В.1

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАЦИЕЙ

Ключевые слова: корпорация, управление, принципы корпоративного управления, Кодекс корпоративного управления.

Рассматривая вопросы концептуальных основ управления корпорацией, необходимо отметить, что в настоящий момент единого понимания по данному вопросу среди ученых нет.

В общем смысле, под управлением понимается процесс организации такого целенаправленного воздействия на некоторую часть среды, называемую объектом управления, в результате которого удовлетворяются потребности субъекта, взаимодействующего с этим объектом и имеющего определенное целеполагание2.

Как уже было отмечено, в современной науке отсутствует какое-либо единое определение понятия «корпоративное управление». Данное обстоятельство обусловлено, прежде всего, тем фактом, что в теоретическом плане корпоративное управление можно раскрывать в различных аспектах, поэтому дефиниций этого понятия множество.

Корпоративное управление по своей сущности представляет совокупность экономических и административных механизмов, с помощью которых реализуются права акционерной собственности, и формируется структура корпоративного контроля; а также систему взаимодействий между органами управления корпорацией, ее руководством, советом директоров, акционерами и другими заинтересованными лицами для реализации их интересов3.

Также корпоративное управление понимается как разновидность социального управления. Корпорация представляет собой определенную организованную систему, элементом которой выступает управление. Сущность такого управления состоит в воздействии на корпорацию как систему общественных отношений (организованную систему) с целью их упорядочения, сохранения их специфики.

При этом под социальным управлением понимается воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития. Различают стихийное управление, воздействие которого на систему - результат взаимодействия различных сил, массы случайных единичных актов, и сознательное управление, осуществляемое общественными институтами и организациями (государством и др.)4.

Важно подчеркнуть, что корпоративное управление представляет собой сознательное управление, осуществляемое специально формируемыми в корпорации органами. Более того, органы корпорации образуются в порядке, определенном законодательством, и законодательство определяет разграничение компетенции между этими органами.

Следствием данного обстоятельства является тот факт, что корпоративное управление, прежде всего, представляет собой управление, осуществляемое на основании правовых норм как законодательного, так и локального (внутреннего) регулирования.

Таким образом, в узком смысле корпоративное управление (управление корпорацией) - это воздействие на корпорацию как организованную систему, осуществляемое специально образованными органами, действующими в пределах своей компетенции.

В широком смысле корпоративное управление - внутренние и внешние взаимоотношения, система определенных отношений, возникающих между органами управления и владельцами ценных бумаг корпорации (акционерами, владельцами облигаций и иных ценных бумаг), между корпорацией и государственными органами, а также другими заинтересованными лицами, так или иначе вовлеченными в управление эмитента (общества) как юридического лица.

При этом суть корпоративного управления в широком смысле представляет собой процесс поиска баланса между интересами различных участников корпорации: акционеров и менеджмента, отдельных групп лиц и корпорации в целом путем реализации участниками корпорации определенных стандартов поведения (этических, процедурных), принятых в деловом сообществе.

Таким образом, корпоративное управление - это комплекс мер, осуществляемых как зарубежными, так и российскими компаниями для защиты интересов собственников и в конечном итоге для повышения стоимости компании и привлечения инвестиций.

В основу эффективного и легального управления, в том числе, и корпоративного, всегда заложены соответствующие принципы.

1 Кузьмина Ирина Владимировна - к.ю.н., доцент, ведущий специалист Учебно-методического управления, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Московского гуманитарного университета.

2 Теория управления. - http://ur-consul.ru/Bibli/Tyeoriya-upravlyeniya-SHpargalka.html

3 Корпоративное право: Учебник / Отв. ред. И.С. Шиткина. - М.: КНОРУС, 2015. - С. 231.

4 Кирилловых А.А. Корпоративное право: Курс лекций. - М.: Юстицинформ, 2009. - С. 45.

Так, под принципами корпоративного управления понимают основные начала, характеризующие процесс управления корпорацией. В данной связи важно отметить, что принципы корпоративного управления в настоящее время не получили непосредственного закрепления в российском законодательстве. Вместе с тем, в законодательстве других стран принципы корпоративного управления также очень часто аккумулируются не в законодательных актах, а в рекомендательных документах - Кодексах корпоративного управления, исполнение которых корпорации принимают на себя добровольно. Основой для разработки принципов корпоративного управления в национальных правопо-рядках служат принятые в 1999 г. Советом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Принципы корпоративного управления (OECD Principles of Corporate Governance).

Рассматриваемый документ определяет, что структура корпоративного управления должна обеспечивать стратегическое управление компанией, эффективный контроль за деятельностью администрации со стороны совета директоров, а также подотчетность совета директоров акционерам.

При этом основополагающими принципами корпоративного управления, сформулированными ОЭСР, являются справедливость, ответственность, прозрачность, подотчетность.

Важно подчеркнуть, что принципы корпоративного управления ОЭСР носят рекомендательный характер и могут использоваться для оценки и совершенствования действующего законодательства, а также непосредственно корпорациями для выработки систем корпоративного управления и наиболее эффективной практики. В соответствии с обозначенными Принципами структура корпоративного управления компании должна обеспечивать:

- защиту прав акционеров;

- равное отношение к акционерам;

- признание предусмотренных законом прав заинтересованных лиц;

- своевременное и точное раскрытие информации по всем существенным вопросам, касающимся корпорации;

- эффективный контроль администрации со стороны правления (наблюдательного совета), а также подотчетность правления акционерам.

В данной связи необходимо подчеркнуть, что экономические факторы являются определяющими при формировании законодательства, включая законодательство в сфере корпоративного управления.

Важным элементом корпоративного управления является выбор соответствующей модели управления.

Модель корпоративного управления представляет собой классический треугольник: акционеры (общее собрание) - совет директоров (наблюдательный совет) - единоличный (коллегиальный) исполнительный орган общества.

В зависимости от состава органов управления выделяют модели управления корпорацией. Модель управления каждого хозяйственного общества определяется его индивидуальными особенностями, в том числе распределением пакета акций (долей), включая наличие или отсутствие контрольного или блокирующего участия в уставном капитале, совмещением функций собственников и менеджеров, для акционерного общества также - присутствием индивидуальных, институциональных инвесторов (инвестиционных, пенсионных фондов, страховых компаний и проч.) и другими обстоятельствами. Непосредственно путем выбора модели управления собственники определяют наиболее оптимальный способ реализации своих интересов.

Исходя из состава органов возможны следующие модели управления российской корпорацией:

1. Общее собрание, совет директоров, единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган, ревизионная комиссия (ревизор).

2. Общее собрание, совет директоров, единоличный исполнительный орган, ревизионная комиссия (ревизор).

3. Общее собрание, единоличный исполнительный орган, коллегиальный исполнительный орган, ревизионная комиссия (ревизор).

4. Общее собрание, единоличный исполнительный орган, ревизионная комиссия (ревизор)1.

Говоря об источниках правового регулирования управления корпорацией, необходимо отметить также отсутствие единого законодательного акта, регламентирующего данный вопрос. В большинстве случаев, законодатель определяет данные нормы применительно к корпорациям конкретной организационно-правовой формы, например, для акционерных обществ2, обществ с ограниченной ответственностью3 и пр.

Банком России в 2014 году одобрен Кодекс корпоративного управления4, закрепляющий общие принципы управления корпорацией. Однако Кодекс не является нормативным правовым актом и имеет рекомендательный характер, фактически выполняет функцию модельного правового акта, хотя обладает чертами подзаконного нормативного акта.

Он представляет собой своеобразный свод морально-этических правил, связанных с управлением в акционерных обществах, базируется на принципах корпоративного управления, и имеет значение не только для акционерных обществ, но и для всех корпораций. Как уже отмечено выше, его нормы носят рекомендательный характер.

Вместе с тем, Кодекс корпоративного управления - действенный инструмент повышения эффективности управления компанией, обеспечения ее долгосрочного и устойчивого развития.

1 Корпоративное право: Учебник / Отв. ред. И.С. Шиткина. - М.: КНОРУС, 2015. - С. 239.

2 Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 1. Ст. 1.

3 Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 7. Ст. 785.

4 Письмо Банка России от 10.04.2014 № 06-52/2463 «О Кодексе корпоративного управления» // Вестник Банка России. - М., 2014. - № 40.

Целью Кодекса корпоративного управления является:

- определить принципы и подходы, следование которым позволит российским компаниям повысить инвестиционную привлекательность в глазах долгосрочных инвесторов;

- отразить в форме наилучших стандартов деятельности выработанные за прошедшие годы подходы в области разрешения корпоративных проблем, возникающих в процессе жизнедеятельности акционерных обществ;

- предоставить рекомендации по надлежащей практике справедливого отношения к акционерам с учетом имевших место негативных примеров нарушений их прав;

- учесть накопленную практику применения Кодекса корпоративного поведения; упростить применение наилучших стандартов корпоративного управления российскими акционерными обществами в целях повышения их привлекательности для отечественных и зарубежных инвесторов;

- предоставить рекомендации, направленные на повышение эффективности работы органов управления акционерных обществ и контроля за их деятельностью.

Основными направлениями регламентации в Кодексе являются следующие положения:

- права акционеров, в том числе рекомендации по использованию электронных средств для участия в голосовании и получения материалов собрания, а также по защите дивидендных прав акционеров;

- выстраивание эффективной работы совета директоров - определение подходов к разумному и добросовестному исполнению обязанностей членов совета директоров, определение функций совета директоров, организация работы совета директоров и его комитетов;

- уточнение требований к директорам, в том числе к независимости директоров;

- рекомендации по построению системы вознаграждения членов органов управления и ключевых руководящих работников общества, включая рекомендации к различным компонентам такой системы вознаграждения (кратко- и долгосрочной мотивации, выходным пособиям и др.);

- рекомендации по выстраиванию эффективной системы управления рисками и внутреннего контроля;

- рекомендации по дополнительному раскрытию существенной информации о компании и подконтрольных ей организациях и принятых в них внутренних политиках;

- рекомендации по проведению существенных корпоративных действий (увеличение уставного капитала, поглощение, листинг и делистинг ценных бумаг, реорганизация, существенные сделки), позволяющие обеспечить защиту прав и равное отношение к акционерам.

Таким образом, вопрос управления корпорацией в настоящей момент в нашей стране, в большей степени, определяется непосредственно локальными актами самой корпорации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.