Чувакин АЛ.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РИТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ФИЛОЛОГИЧЕКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ УНИВЕРСИТЕТА
Социокультурная и коммуникативная ситуация в современной России отличается рядом качественных изменений. Речь идет прежде всего о стремлении Homo Loquens превратиться из фактора речекоммуникативного пространства в его центр и неспособности достичь этого, ибо европеизация России толкает его в центр этого пространства, а почти 80 летний опыт развития страны в рамках обобществленности, да еще возникшей в традициях общинности, не пускает его туда; резком повыше нии коммуникативной активности россиян и размывании речекоммуникативных норм; постепенной замене господствовавшей многие десятилетия коммуникативной парадигмы монологического типа на коммуникативную парадигму диалогического типа; нарушении баланса в отношениях тенденции к речевой гармонии и тенденции к речевой агрессии в пользу последней; перемещении в центр гуманитарного образования фигуры человека в его многосложных отношениях к миру и сохранении системы образования, монологической по своей сути; требовании 'общественностью" запретов новых явлений и процессов в речевой практике и попытках признать ненужной отечественное филологическое образование, подменить его изучением языка - но не родного, а ино странного,..,
Эти, а также многие из неназванных здесь изменений определили содержание и структуру высшего филологического образования, что зафиксировано в Государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования по направлению 520300 / специальности 021700 - Филология" (М., 2000) /далее: ГОС/. В частности, в расшифровке содержания дисциплины "Основной язык / языки" ГОСы ввели указание на риторику как ее (дисциплины) раздел: Основной язык / языки (введение в спецфилологию, теория и история языка, диалектология, стилистика и риторика, прак
тический курс языка и другие лингвистические дисциплины) . Так риторическая составляющая получила прописку в содержании и структуре университетского филологического образования, а последнее с этой пропиской приобрело практически неограниченную возможность ответить на вызовы современной социальной и коммуникативной практики. Позиция риторики в ГОСах усиливается тем, что стандарты, проводя жесткую линию на сохранение фундамента филологического образования, его теоретического базиса, дают возможность факультетам (вузам) учесть особенности текущего момента, так как содержат открытый перечень дисциплин федерального компонента и не навязывают списка дисциплин национально-регионального и элективного компонентов. В контексте наших рассуждений это означет, что факультеты получают право вводить в рабочие учебные планы теоретические и прикладные дицсиплины речекоммуникативного цикла, сердцевину которых составляет риторика.
Если учесть, что риторика как наука есть совокупность конкурирующих представлений о ее предмете, задачах и методах (риторика как теория убеждения/аргументации, как теория эффективной/оптимальной коммуникации, "общая" риторика и др.[1]), а риторика как учебная дисциплина существует в современной России относительно недавно, то кажется важным осмысление опыта постановки риторического образования на отдельно взятом филологическом факультете. Данная статья опирается на опыт русского отделения филологического факультета Алтайского государственного университета. На факультете имеется специальная кафедра, которая и обспечивает курсы общей и профессиональной риторики и др. дисциплины рече-коммуникативной направленности, ведет специализацию по риторике.
Главный вопрос, который приходится решать в процессе реализации образовательно-профессиональной программы в части, касающейся риторики, - это вопрос о дидактически продуктивной модели риторики. Мы избрали понимание риторики как интегральной науки о речевой коммуникации, целенаправленной по сущности, действенной по средствам, эффективной по результатив-
ности, оптимальной по характеру (риторическая коммуникация). Исходя из сказанного дидактически продуктивной нами признается коммуникативная модель риторики [2]
Что нас привлекает в данном решении? Остановлюсь лишь на некоторых аргументах.
Эта модель позволяет адекватно и в полной мере учесть процессы, происходящие в современной речеком-муникативной практике (некоторые из них названы в начале статьи), новые реалии в филологии.
Речь идет прежде всего о том, что филология, оставаясь верной своему объекту - тексту, актуализирует одну из самых сильных связей текста - связь с коммуникативной деятельностью Homo Loquens, который представляет собой двуединство Говорящий/Слушающий. Поэтому в центре внимания филологических наук на современном этапе их развития становится не изучение текста как ставшего, как продукта, результата коммуникативной деятельности Говорящего (Автора) и Слушающего (Читателя), в отрыве от них, а изучение жизни текста - как его самореализации - в коммуникативном пространстве социума. Более того, как кажется, в филологии конца XX- начала XXI вв складывается междисциплинарная область филологическая теория коммуникации [3]
Речь идет, замечу далее, о любых текстах, а не только о текстах художественных и фольклорных. Это принципиально важное положение, поскольку только учет всего массива текстов на данном языке позволит осмыслить духовную культуру этноса, ее устроенность, тенденции развития, обнаружить уровни коммуникативной компетенции говорящих (членов этноса), сформулировать критерии риторической коммуникации, разработать пути филологического вообще и риторического в частности образования и воспитания.
Коммуникативная модель риторики может быть выстроена как спецификация модели коммуникативного акта, которая, по сути дела, воплощается в любой сфере речекоммункативной деятельности (а это очень важно дидактически). Воспользуемся, например, моделью, показанной Б Ю.Городецким в русле комлексной теории моделей речевого общения [4].
1"±Э
В таком случае получается следующая картина. Коммуниканты выступают как Ритор и Аудитория, целевые характеристики которых "быть целенаправленно порождающим речь" (Ритор) и "быть целенаправленно понимающим речь" (Аудитория). Текст превращается в риторический текст, ибо приобретает в качестве атрибута признак "содержать персуазивную программу" (закладывается Ритором и-или усматривается Аудиторией). Вербализация-и-понимание могут быть квалифицированы соответственно как "интегральная программа "трансформации" мысли в слово" (Н.А.Безменова) и деятельность, базирующаяся на риторическом анализе (включающем, например, по В.В.Виноградову, сопряженный поиск ответов на вопросы Кто сказал? Кому сказал? О чем сказал? С какой целью сказал? Как сказал? Каков эффект?). Обстоятельства речевого акта, наряду с традиционными для лингвистики параметрами речевого акта, связанными с его деятельностным контекстом, включают в себя характеристики человека как субъекта деятельности, его отношение к коммуникации вообще и риторической в частности, например, интерпретацию им риторического идеала. Для коммуникативных и прагматических компонентов существенно их взаимное соответствие, наличие которого играет едва ли не решающую роль в характеристике модели риторической коммуникации. Наряду с названными компонентами модель риторической коммуникации содержит предмет речи, включенный участниками коммуникации в свою теоретическую и-или практическую деятельность и обработанный сознанием.
Наконец коммуникативная модель риторики в ее реализации соответствует процессам переориентации образовательной деятельности на коммуникативно-деятельностные основы, то есть существенна и в профессиональном (педагогическом) отношении, существенна -об этом скажу в-последних (но именно по законам актуализации!) - и как средство развития личности обучаемого и обучающего. Не только "левый" участник образовательной деятельности имеет статус субъекта, но все более субъективируется участник "правый" - ученик, студент (обучаемый как таковой). Отмеченная тенденция находит свои проявления, в частности, в декларации но-
вых целей образования (оно ориентируется не на социум, а на отдельного человека), в процессах гуманизации гуманитарных наук, риторизации образовательной деятельности.
Другим важным вопросом является вопрос о статусе и месте риторики как учебной дисциплины. В нашем видении риторика предстает филологической дисциплиной: она, как и филология в целом, имеет своим смысловым центром Homo Loquens. Это позволяет разместить риторику как учебную дисциплину (курсы общей и профессиональной риторики) в образовательном пространстве на пересечении нескольких содержательных линий:
1) общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины: а) обязательные: философия, история, культурология, педагогика, психология и др.; б) введенные факультетом: русская философия конца XIX - начала XX вв., теория сознания, теория деятельности, логика, теория символа;
2) общие и элективные филологические дисциплины: наряду с литературоведческими это дисциплины, входящие в общефилологический круг (семиотика, герменевтика, мифолслгия и др.), и лингвистического цикла. Из последних назову следующие: теория текста и практикум по интерпретации текста, психолингвистика и стилистика, основы теории массовой коммуникации (включая проблемы языка), ортология и др.
Курс общей и профессиональной риторики проводится на 8-ом семестре и имеет теоретико-практическую направленность, что определяет включение в его образовательно-профессиональную прграмму как лекционных, так и практических занятий. Общериторическая часть курса предусматривает изучение законов и принципов риторики, основной проблематики риторической коммуникации, вопросов мастерства публичного выступления. При изучении профессиональнориторического раздела курса студенты знакомятся со спецификой академического красноречия в России и основами педагогической риторики как его составляющей [5].
Реализация коммуникативной модели риторики создает условия для оптимального наполнения специализации "Риторика" (предусмотрена перечнем специали-
заций по специальности 021700 - "Филология"). Цель специализации, по нашему мнению, состоит в подготовке филологов, владеющих знаниями в области теоретической и прикладной риторики и умениями в сфере риторической коммуникации. Такая направленность специализации предполагакт сопряжение теоретической работы с работой сугубо практической. Выпускники, прошедшие данную специализацию, подготовлены к практической деятельности в качестве учителей (преподавателей) риторики, а также спичрайтеров, референтов и других специалистов, способных создавать, оценивать, редактировать и интерпретировать тексты различных коммуникативных сфер.
Образовательно-профессиональная прграмма специализации предусматривает цикл специальных курсов и семинаров по риторике, курсовые и дипломную работы, производственную практику по специализации.
Цикл специальных курсов [6] открывается введением в риторику. Его содержание складывается из таких блоков, как возникновение и основные этапы развития риторики в ее классическом и современном варианте, объект и предмет современной риторики, условия и истоки ее формирования и место в структуре гуманитарного знания, основные направления исследования риторики, коммуникативная модель неориторики. Смысловым центром курса теории аргументации является аргументативная деятельность Человека Говорящего и ее реализация в аргументативном тексте. Объект соответствующих курсов составляют диспозиция и элокуция. В этих курсах обращается внимание на то, что композиционному структурированию подвергаются текстовые элементы различной природы - семантической, синтактической, прагматической, рассматривается система и функционирование экспрессивных средств современного русского языка. На завершающем этапе обучения предлагается курс практической риторики; в нем осуществляется комплексное - теоретические и практическое - рассмотрение вопросов речепроизводства с учетом анализа риторической ситуации. Этот курс синхронизирован с практикумом по интерпретации текста, что существенно для профессиональной ориентации специализации.
В перечне курсов отсутствуют дисциплины, связанные с содержанием предмета риторической коммуникации. Этот пробел отчасти восполняется рядом выше названных дисциплин гуманитраного и филологического циклов; наряду с этим используется практика посещения студентами специализации соответствующих занятий на других отделениях факультета и за его пределами.
Начиная с шестого семестра студенты привлекаются к работе в специальных семинарах. Семинары по риторике имеют две соствляющие: 1) научно-исследовательскую - предполагает овладение студентами спецификой риторического исследования и его методами и приемами, постановку и решение определенной исследовательской задачи; 2) прикладную - включает в себя аналитико-синтетическую работу над риторическим текстом.
На основе исследования, проведенного в специальном семинаре, студенты выполняют курсовую, а на 10 ом семестре - и дипломную работу.
Язык чудовищно богат, и мы едва начали отчетливо понимать систематическим образом огромное раз нообразие того, чем имплицитно владеем" [7]. Убежден, что филолог, образованный риторически, сможет профессионально - осознанно и, главное, ответственно - распорядиться этим богатством во благо человеку.
Литература
Ср., например: Аристотель. Риторика // Античные риторики. М., 1978; Ломоносов М.В, Краткое руководство к красноречию //Антология русской риторики. М., 1997; Безменова Н.А Очерки по теории и истории риторики. 3VL, 1991; Волков A.A. Основы русской риторики. М., 1996; Дюбуа Ж. И др. Общая риторика. М., 1986; Зарецкая Е Н Риторика: теория и практика речевой коммуникации. М., 1998; Клюев Е.В Риторика. М., 1999; Михальская А.К. Основы риторики. М., 1996: Неориторика: проблемы, перспективы. Сб. научно-аналитических обзоров. М,, 1987; Предмет риторики и проблемы ее преподавания М., 1998; Рождественский ТО.В. Теория риторики. М., 1997; Хазагеров Т Г.,
Штрина JT.C. Общая риторика. Ростов-на-Дону, 1992; Юнина ¿.А., Сагач Г.М. Общая риторика (^¿ременная интерпретация). Пермь, 1992 и др.
См., например: Основы общей риторики. Барнаул, 2000.
Более подробно см.: Чувакин A.A. Заметки об объекте современной филологии // Человек - Коммуникация - Текст. Барнаул, 1999. Вып. 3.
Городецкий Б.Ю. Компьютерная лингвистика: моделирование языкового общения // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1989. Вып. XXIV.
Из последних работ по педагогической риторике см., например: Михальская А.К. Педагогическая риторика: история и теория. М., 1998; Мурашов A.A. Педагогическая риторика. М., 2001; Педагогическая риторика / Под ред. Н.А.Ипполитовой. М., 2001.
При написании данного фрагмента использован материал публикации: Земская Ю.Н., Качесова Й.Ю., Панченко Н.В., Чувакин A.A. Специализация «Риторика» в Алтайском государственном университете // Профессиональная риторика: проблемы и перспективы. Воронеж, 2001.
Страуд Б. Аналитическая философия и метафизика //Аналитическая философия: Избранные тексты. М., 1993. С.168.
Шкуропацкая М.Г.
ДЕРИВАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЛОВА
В современную концептуальную лингвистическую парадигму входит понятие пространства языка, значимость которого состоит в том, что "описание языковых категорий и всей языковой системы как особых пространств со специфической для них стратификацией и структурацией, в разных системах координат и с разными единицами измерения, с определением места того или иного явления в системе координат или общем признаковом пространстве языка вполне отвечает новым представлениям о сути языка и эффективных методах анализа" [1, с.13]. Пространство деривационных связей слова также многомерно. Деривационная энергетика