КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ
Л.В. Медведева, профессор, д.пед.н.
Т.А. Кузьмина, научный сотрудник Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России,
г. Санкт-Петербург
По утверждению многих российских исследователей, магистральное направление обновления системы дополнительного обучения в современных общественно-экономических условиях состоит в том, чтобы определить путь, позволяющий стимулировать у действующего специалиста проявление деятельностного подхода к формированию новых профессиональных компетенций. При этом в процессе дополнительного обучения необходимо способствовать процессам становления личностного опыта в целостном системном видении собственной профессиональной деятельности, системных действий в процессе выполнения служебных обязанностей, а также нахождения путей решения возникающих по ее ходу проблем и задач профессионального свойства с учетом потока перманентно изменяющейся информации.
Эти соображения позволяют сформулировать основные концептуальные положения, которые предлагается положить в основу развития системы дополнительного обучения специалистов судебно-экспертных учреждений (СЭУ) и Государственной противопожарной службы (ГПС) в вузах МЧС России.
Положение 1. Профессиональная компетентность специалиста СЭУ ГПС определяется, в том числе структурой и информационным наполнением обучающей среды. Она находит свою опору в философских и психологических идеях детерминировании деятельностной характеристики и практическом доминировании обучающей среды, которая обеспечивает формирование новых профессиональных компетенций в ходе процесса дополнительного обучения как принципиально существенных изменений в личности специалиста, которые подвигают его к достижению новых вершин профессиональных достижений.
Положение 2. Теоретико-методологическая основа контроля хода развития профессиональной компетентности специалиста СЭУ ГПС состоит в применении акмеологического, интегративного, компетентностного, целостного и системного подходов, позволяющих раскрытие многогранности, многоуровневости, многообусловленности профессиональной компетентности специалиста в процессе его дополнительного обучения [1].
Положение 3. Ключевыми идеями развития системы дополнительного обучения специалистов СЭУ ГПС являются:
- опора на основные положения андрагогики в конструировании обучающей среды, определяющей, направляющей, поддерживающей и контролирующей процесс формирования у возрастных специалистов новых профессиональных компетенций;
- принципы развития и детерминизма, гуманизма, моделирования, обратной связи и системности в формировании профессиональной компетентности специалиста на теоретическом уровне;
- принципы применения имплицитного и эксплицитного подходов, нацеленности на оптимизацию процесса формирования новых профессиональных компетенций, учета личностных особенностей обучающихся применительно к специфике их профессиональной деятельности, жизненной активности и возможной инвариантности, операционально-технологический и компетентностно-ориентированный в формировании профессиональной компетентности специалиста на прикладном уровне.
Положение 4. Профессиональная компетентность специалиста СЭУ ГПС по сути является практико-ориентированным конструктом и может считаться системным личностным новообразованием, которая влияет на возможность специалиста добиться успехов в разрешении важных служебно-профессиональных задач на базе объединения деятельностного и когнитивного опыта, достижений процесса в саморазвитии личности, опыта самоорганизации, интеллектуального и культурного роста. Основные характеристики профессиональной компетентности специалиста судебно-экспертного учреждения ГПС определяются реализуемостью, востребованностью, технологичностью, структурностью и системностью, целостностью, оптимальностью, акмеологичностью имеющихся профессиональных компетенций. Возможные достижения профессиональной компетентности специалиста в практико-ориентированной обучающей среде дополнительного обучения могут быть определены коучинговым, тьюторским, мониторинговым уровнем.
Положение 5. Информационно-обучающую среду дополнительного обучения специалиста СЭУ ГПС можно определить в виде специально организованного самодвижущегося пространства формирования новых профессиональных компетенций, для которого характерно единство целевых, содержательных, процессуальных и оценочно-корректировачных составляющих, которые позволяют реализовать социально-коммуникационную, информационно-коммуникативную, служебно-деятельностную и практико-ориентированную функции.
Положение 6. Дидактическое содержание информационно -обучающей среды дополнительного обучения сотрудников СЭУ ГПС может проявиться:
- в эксплуатации свойств деятельностного, преобразующего и творческого характера личностных практик, которые детерминированы изменяющими само информационное содержание среды возможными акме-событиями и возникающими служебными ситуациями, в ходе которых и протекают процессы самореализации и саморазвитии сотрудника в его профессии и в жизни вне комплектующего подразделения;
- в опоре на дуалистический характер саморазвития собственно практико-ориентированной обучающей среды, детерминирующей процессы саморазвития специалиста и определяющей темп продвижения в направлении его личностного и профессионального самосовершенствования в ходе интеграции приобретенных в процессе дополнительного обучения новых профессиональных компетенций к условиям и особенностям служебной деятельности в составе комплектующего органа.
Положение 7. Формирование новых профессиональных компетенций у специалиста в информационно-обучающей среде вуза происходит за счет использования профессиографического, акмеографического,
персонографического, карьерографического механизмов, которые детерминируют эффективное формирование профессионально-важных компетенций. Для раскрытия указанных механизмов в структуре информационно-обучающей среды необходимо предусмотреть соответствующие блоки, которые бы поддерживали идентификацию, структурирование, иерархию критериев соответствия и необходимую индикацию результатов дополнительного обучения.
Положение 8. Успешность формирования новых профессиональных компетенций в процессе дополнительного обучения специалиста СЭУ ГПС зависит от следующих психолого-дидактических детерминант:
- условий развития информационно-обучающей среды базового вуза МЧС России;
- наличие социального запроса со стороны государства и финансово подтвержденного заказа со стороны ГПС на компетентного специалиста в области судебной пожарно-технической экспертизы, профессионала высокой квалификации;
- активный информационный обмен и социальное взаимодействие возрастного специалиста с руководством комплектующего подразделения и со своими коллегами в процессе служебной деятельности;
- понимание обществом социального значения работы специалистов судебно-экспертных учреждений в поддержании законности;
- состояние инновационного развития системы обеспечения пожарной безопасности населения и народно-хозяйственных объектов, в которой востребованы специалисты, способные к саморазвитию и самосовершенствованию;
- наличие условий для проявления профессионально-ценностной мотивации в профессионально-личностном развитии специалистов судебной пожарно-технической экспертизы;
- освоение и оценка личностью материальных и духовных ценностей;
- акмеологический характер информационно-обучающей среды;
- наблюдающаяся в диалоге всех субъектов процесса дополнительного обучения профессиональная рефлексия в диалоге всех участников процесса формирования новых профессиональных компетенций;
- активное информационное взаимодействие всех субъектов процесса дополнительного обучения в служебно-профессиональной среде;
- выполнение необходимых организационно-технологических условий, позволяющих в полной мере обеспечить применение инновационных форм и методов организации процесса дополнительного обучения специалистов, в частности практико-ориентированных и акмеологических технологий;
- учет таких факторов эффективного использования потенциала информационно-обучающей среды как направленность, инновация, активность, мониторинг и управление [2].
Положение 9. Структурно-блочная психолого-дидактическая модель организации дополнительного обучения специалистов СЭУ ГПС в информационно-обучающей среде состоит из сущностного, целевого, детерминирующего, технологического, содержательного, средового, организационного, процессуального, интегративно-деятельностного и аналитико-мониторингового блоков. Такая форма позволяет раскрыть магистральные направления оптимизации процессов формирования новых профессиональных компетенций и раскрываются сущностные характеристики информационно-обучающей среды, выступающей ведущим технологическим условием эффективности данного процесса.
Список использованной литературы
1. Иванов Б.С. Основы педагогической диагностики и мониторинг образовательной деятельности в техническом вузе / Б.С. Иванов. - СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003. - 120 с.
2. Квалификационные требования к сотрудникам Федеральной противопожарной службы МЧС России по специальности «Судебная пожарно-техническая экспертиза» от 19.09.2011.