ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Н.Л. Попов.
Сыктывкарский учебный центр федеральной противопожарной службы. А.А. Грешных, кандидат юридических наук, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России
Рассмотрены проблемы дистанционного обучения специалистов с ограниченными физическими возможностями. Сформулированы и обоснованы условия эффективной организации данного процесса, а также основные этапы развития профессиональной компетентности обучающихся.
Ключевые слова: дистанционное обучение, дополнительная профессиональная подготовка, педагогические условия, информационная компетентность, профессиональные компетенции, ограничения физических возможностей
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF SPECIALISTS WITH LIMITED PHYSICAL CAPACITIES IN THE COURSE OF DISTANCE LEARNING
N.L. Popov.Syktyvkar training center of federal fire service.
А.А. Greshnyh. Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia
In the article problems of distance learning of specialists with limited physical capacities are considered. Conditions of the effective organization of such process, and also the main stages of development of their professional competence are formulated and proved.
Keywords: distance learning, additional professional training, pedagogical conditions, information competence, professional competences, limits of physical capacities
Возможные ограничения физических возможностей, а также недостаточные материальные возможности некоторых специалистов часто становятся причиной их некоторой изоляции от жизни коллектива комплектующего подразделения Государственной противопожарной службы (ГПС) и затрудняют повышение их профессионального уровня. Применение дистанционной формы обучения является одной из возможностей для специалиста с ограниченными физическими возможностями (ОФВ) сформировать новые профессиональные компетенции для собственной дополнительной профессиональной подготовки (ДПП). Для специалиста с ОФВ реальными преимуществами дистанционной формы обучения могут считаться:
- нерегламентированность общей и «курсовой» продолжительности учебного процесса ДПП в рамках базового учебного заведения;
- возможность применения дистанционных технологий в ходе промежуточного контроля знаний, а также итогового контроля уровня сформированности новых профессиональных компетенций;
- использование глобальной сети Интернет, других современных информационно-коммуникационных технологий, традиционных средств связи (телефон, почта) для оперативного консультирования;
- относительно небольшие материальные затраты на организацию процесса ДПП, что позволяет охватить этим процессом достаточно широкий круг специалистов с ОФВ, желающих получить необходимые им профессиональные компетенции.
Применение дистанционных технологий дополнительной подготовки специалистов с ОФВ предполагает интеграцию совокупности методов и средств процесса обучения, а также эффективное управление учебными процедурами, которые обеспечивают организацию процесса дополнительного обучения на расстоянии, на базе применения современных информационно-коммуникационных технологий [1]. Современные технико-технологические инструменты телекоммуникаций при соблюдении определенных педагогических условий могут обеспечить значительный набор новых методических возможностей в дистанционной дополнительной подготовке специалистов ГПС, имеющих ОФВ. Такими условиями могут являться:
- формирование индивидуальной траектории продвижения для каждого дополнительно обучающегося специалиста на основе возможностей индивидуального определения уровней и видов экспозиции учебного материала на основе учета особенностей в ограничениях физических возможностей;
- организация процесса ДПП в удобный для обучающегося специалиста ГПС временной период, без ущерба для выполнения его служебных обязанностей;
- методическая поддержка процесса ДПП не только в привязке к месту дислокации комплектующего подразделения ГПС, но и возможность организации этого процесса в домашних условиях и во внеслужебное время;
- организация щадящего режима ДПП с учетом особенностей в ограничениях физических возможностей специалиста ГПС;
- нацеленность процесса формирования новых профессиональных компетенций, в ходе процесса ДПП, на расширение информационно-познавательного пространства обучающегося специалиста ГПС с ОФВ;
- ориентация создаваемого учебно-методического комплекса на поддержку разнообразных форм самостоятельного формирования новых профессиональных компетенций в процессе ДПП сотрудника ГПС с ОФВ;
- организация эффективной текущей проверки самостоятельной учебной деятельности специалиста ГПС с ОФВ в процессе их ДПП и контроля итоговых результатов формирования новых профессиональных компетенций.
Однако при организации дистанционной дополнительной подготовки специалиста ГПС с ОФВ возникают и некоторые психолого-педагогические трудности, которые необходимо преодолеть посредством конструирования специального учебно-методического сопровождения этого процесса. К таким трудностям, прежде всего, относится:
- определенные ограничения в возможностях развития творческих способностей, как правило, достаточно сформировавшихся у действующих специалистов ГПС;
- технические ограничения непосредственного психо-эмоционального воздействия преподавателя-тьютора базового пожарно-технического вуза МЧС России на действующего специалиста ГПС с ОФВ в силу его нахождения в местах постоянной дислокации комплектующего подразделения.
Кроме этого, в процессе обучения «особых» специалистов ФПС желательно учесть возможные проблемы каждого обучающегося, которые могут зависеть от:
- недостаточного развития определенных психо-эмоциональных процессов, вследствие особенностей получения среднего и специального образования обучающимся сотрудником;
- недостаточной работоспособности специалиста ГПС с ОФВ;
- ограничения в запасе теоретических знаний и широте представлений обучающегося об окружающей комплектующее подразделение ГПС оперативной обстановке;
- недостаточной сформированности операционной составляющей учебно-познавательной деятельности специалиста ФПС с ОФВ.
Возникающие проблемы, с которыми сталкиваются все специалисты ГПС, обусловили потребность в организации необходимого педагогического сопровождения процесса реализации дистанционной ДПП.
Наиболее существенным педагогическим условием успешности реализации дистанционного процесса дополнительного обучения действующих специалистов ГПС с ОФВ является наличие педагогического сопровождения, предназначенного для организации системного процесса взаимодействия субъектов (обучающего и обучающегося) в условиях специально организованной информационно-образовательной среды. Этот процесс направлен на оказание методической поддержки субъектам процесса дистанционной ДПП в прохождении специально сконструированного образовательного маршрута и реализации целей этой подготовки - формирование новых профессиональных компетенций [2].
Основными целями создания педагогического сопровождения процесса дистанционной дополнительной подготовки специалистов ГПС с ОФВ в системе пожарно-технического образования определены:
- оказание информационной и методической помощи обучающимся сотрудникам в ходе разработки и прохождения индивидуального образовательного маршрута в процессе дистанционной ДПП;
- обеспечение достаточной психологической комфортности деятельности всех субъектов процесса дистанционной ДПП как обучающего преподавателя базового вуза МЧС России, так и специалиста ГПС с ОФВ.
Для реализации сформулированных целей, в ходе формирования материалов педагогического сопровождения специалистов ГПС с ОФВ в процессе дистанционной ДПП желательно выполнение психолого-педагогических условий, обобщенных в табл. 1.
Таблица 1. Условия формирования материалов педагогического сопровождения процесса ДПП
Условия Содержание условия
Учет уровня личностного развития Учет результатов предварительного изучения персональных личностных характеристик обучающегося специалиста ГПС, уровня его личностного развития и степени сформированности базовых профессиональных компетенций
Наличие информационно-коммуникационной среды Формирование информационно-коммуникационной среды с учетом индивидуальных особенностей специалиста ГПС с ОФВ, которые можно использовать в процессе дистанционной Д11П
Наличие мотивации Наличие необходимой мотивации к самостоятельной познавательной деятельности специалиста ГПС с ОФВ на базе популяризации и последующей передачи обучающемуся сотруднику профессионально значимой информации по тематике возможной профессиональной деятельности
Благоприятная обстановка Соблюдение наиболее благоприятной обстановки для обеспечения дальнейшего развития необходимых личностных качеств субъектов процесса ДПП (специалиста ГПС с ОФВ и преподавателя-тьютора базового пожарно-технического вуза МЧС России) и полноценной социальной и психологической адаптации конкретного обучающегося сотрудника к условиям дистанционного процесса обучения
Дифференцированный подход Поддержка индивидуального и дифференцированного подхода к процессу формирования новых профессиональных компетенций в процессе ДПП, который базируется на индивидуальных физических ограничениях специалиста ГПС
Однако необходимо учесть, что психолого-педагогическое сопровождение процесса ДПП специалиста ГПС с ОФВ дает возможность оказания необходимой помощи всем дистанционно обучающимся сотрудникам, поэтому в ходе организации службы психолого-педагогического сопровождения желательно предварительное решение определенных проблем:
- возможность конструирования и реализации эффективного процесса взаимодействия отдельных компонентов системы дистанционной ДПП со штатной системой управления традиционным учебным процессом базового вуза;
- формирование критериев и выявление на основе их применения наиболее эффективных форм взаимодействия обучающих и обучающихся в процессе дистанционной ДПП;
- нахождение условий эффективного использования выбранной формы взаимодействия субъектов процесса ДПП в ранее сформированных системах;
- поддержка протекания когнитивных процессов в дистанционной ДПП и влияние такой формы дополнительного обучения на самостоятельную личностно-познавательную деятельность обучающихся;
- оценка степени целесообразности и возможной эффективности применения дистанционной формы ДПП для групп обучающихся, имеющих определенные ограничения физических возможностей.
Специфика содержания педагогического сопровождения процесса дистанционной дополнительной подготовки специалиста ГПС с ОФВ обуславливает несколько направлений работы по их формированию, которые сформулированы в табл. 2.
Таблица 2. Основные направления формирования педагогического сопровождения процесса дистанционной дополнительной подготовки специалиста ГПС с ОФВ
Направления Содержание направления
Аналитико-диагностическое Анализ индивидуальных особенностей, личностных характеристик обучающихся, выявление индивидуальных познавательных интересов, оценка стиля познавательной деятельности; мониторинг движения обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту
Просветительское Предварительные мероприятия по повышению информационно-коммуникационной грамотности обучающихся
Консультативное Организация эффективного взаимодействия субъектов дистанционного процесса ДШ1
Методическое Организация взаимодействия преподавателей-тьюторов с преподавателями-авторами дистанционного курса в обеспечении высокого уровня мотивации индивидуально-дифференцированного подхода к процессу дистанционной ДШ1
На основании вышеприведенных соображений можно утверждать, что содержание системы психолого-педагогического сопровождения процесса дистанционной ДПП действующих специалистов ГПС с ОФВ заключается в:
- совокупности необходимых для организации дистанционного обучения специально структурированных психолого-педагогических знаний о методах, способах и формах взаимодействия субъектов процесса дополнительной подготовки;
- систематически организованной информации об индивидуальных личностных особенностях обучающихся специалистов ГПС с ОФВ;
- системе знаний о методах и способах восприятия, трансформации и усвоения учебной информации, которая может быть представлена в разнообразных видах, в соответствии с потенциальными возможностями специально сконструированного виртуального учебно-методического комплекса поддержки процесса дистанционной дополнительной подготовки специалистов ГПС с ОФВ;
- совокупности практических способов и необходимых методов, позволяющих сформировать положительную мотивацию обучающихся специалистов ГПС с ОФВ в условиях дистанционной ДПП, в том числе системы методов стимулирования.
Литература
1. Образование лиц с ограниченными возможностями в контексте программы ЮНЕСКО «Образование для всех»: опыт России: аналит. обзор / Л.В. Андреева [и др.]; под ред. Г. А. Бордовского. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. С. 81.
2. Троян Г.М. Применение универсальных подходов для улучшения качества дистанционного образования // Открытое образование. 2004. № 2. С. 37-47.